л. 104 об. Слово Иоанна Златаустаго о казнях Божиих и о ротех. Нач. Слышасте ли, братие, самого Господа нашего Ис. Христа, глаголюща в Евангелии. Серапиона епископа владимирского. См. 11 л. 78. л. 107. Того же Слово о богатых и немилостивых. См. 202 гл. 109. л. 108. Того же Нач. Милостыню дал еси убогому, о богатый, и добре сотвори. л. 109. Слово Генадия патриарха о чтущих книгы. Там же под гл. 165. л. 111 об. Слово Иоанна Златаустаго о чистоте душевней. Там же гл. 88. л. 114 об. Слово иже в святых отца нашего Василия о наказании. Нач. Человече, вся всприял еси от Бога: разум и смысл, и хитрость и ум. л. 116. Поучение Иоанна Златоустаг о о молитве. Нач. Да послушают сих вси приходящии истинне, да егда ти реку, моли Бога. л. 119 об. Того же Слово о мятежи жизни человеческыя. Нач. Велика польза есть от почитания книжнаго и великаго приобретенье. л. 125 об. Того же Слово, како подобает в нощь вставати молитися. Нач. Где убо жены, яже всю нощь спят? л. 129 об. Слово св. Афанасиа о различных образех спасения и о покоянии. См. 202 гл. 43. л. 134. Слово св. отца нашего Анастасея, игумена Синайскыя горы, о том еже не дрьжати гнева. Там же гл. 17. л. 137. Тогоже Слово еже не осужайте, да не осужени будете. Там же гл. 18. л. 140. Слово св. отца Иякова о дни Святыя недели. Там же гл. 139. л. 146. Слово св. отца нашего Нифонта. Там жс гл. 23. л. 148. Слово св. Иоанна Златаустаго. Нач. Церкви небеснаго жилища место есть. л. 150. Слово Иоанна Златаустаго и Менандра Мудраго о женах о добрах и о злых и скотливых. Там же гл. 50. л. 154 об. Слово о Иродиаде, о злых жонах. Нач. Никый же убо зверь подобен жене злей язычне. л. 158. Тогоже Менандра Мудраго. Нач. Се же слышавше жены постыдитеся, похуляемы от св. книг. л. 158 об. Слово о премудрости и о наказании чад. Нач. Внемлете известно о глаголемых, кажите дети своя измлада. л. 160 об. Слово св. Отець о волхвовании. Нач. Боле Иозея царь и, оставив Божию помощь, посла к волхвом. л. 161 об. Слово св. отца Моисея о ротах и о клятвах. Нач. Пророк глаголет: яко того ради затворися небо, не попусти дожда на землю, зане кленутся человецы именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 9 об. Глава 27. О двоюнадесять друзех. Нач. Сих добрых другов крепко да ся держить всяк человек. л. 10. Глава 28. Слово о жене убиенней от мужа. Нач. Некий инок поведа нам, яко в кипрьском острове есть монастырь, глаголемый Странноприимница. л. 11. Глава 29. Слово о покаяние некоего епископа, слово полезное зело. Нач. Бе некто епископ зело боголюбив, елико свергшно быти о нем слово Господне, еже о Иове реченое. л. 12 об. Глава 30. Слово Апостола толкования. Нач. Апостол рече: братье, возмогайте о Господе и в державе крепости Его, облечитеся во вся оружия Божия. л. 13. Глава 31. Слово препод. отца нашего Дорофея. Нач. Помяни, чядо, рекшаго, яко мнозими скорбьми подобает нам внити в царство небесное. л. 14. Глава 32. От Старьчьства, слово душеполезно. Нач. Приидохом иногда к старцю любомудреному и по молитве сиде старьць молча. л. 15. Глава 33. О теле Христове, како приемлють. Нач. Бе епископ прозорливый Духом Св. приходящим приимати тело Христово. л. 16. Глава 34. Сказание о молитве. Нач. Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго. л. 16. Глава 35. Слово Иоанна Златоустаг о о исходе души. См. Измарагд 202 гл. 11. л. 18. Глава 36. Слово св. Апостол и св. Отец, како подобает жити крестьяном. Там же гл. 6. л. 19 об. Глава 37. Слово Иоанна Златоустаг о о глаголющих, яко несть мощно спастися в миру. Там же гл. 7. л. 20 об. Глава 38. Того же Слово о играх и плясаниих. Там же гл. 12. л. 22. Глава 39. Того же Слово: егоже любить Господь, того накажеть и кажеть. Там же гл. 14. л. 24. Глава 40. Того же слово о самовластии. Там же гл. 15. л. 25 об. Глава 41. Того же слово о зависти. Там же гл. 16. л. 27. Глава 42. Слово Анастасия, игумена синайскаго, еже не осужати. Там же гл. 17. л. 29. Глава 43. Слово Иоанна Златоустаг о о творящих многа злая и неприемлющих зде бед. Там же гл. 25. л. 30 об. Глава 44. Слово Антиоха великаго, како блюстися достоит злых жен безумных. Там же гл. 26. л. 32. Глава 45. Притьча о богатых, от болгарьскых книг. Там же гл. 29. л. 34. Глава 46. Слово св. Ефрема о суде и о покаянии. Там же гл. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Скачать epub pdf Четверг [зри] В среду сырную вечер. Повечерие поем малое. И поем канон, иже в минеи на ряду, в субботу хотящаго прилучитися святаго. В четверток на утрени. По 1-м стихословии седальны осмогласника, апостольския. По 2-м стихословии седален триоди, глас 5. Подобен: Собезначальное слово: Четыредесятницу, и предочистительницу, апостоли вси днесь венчают, и постное время освящают у Христа Избавителя, и воскресение Его предвозвещают всем, и молятся Господеви, помиловатися душам нашим. Слава, тойже. И ныне, богородичен, подобен: В Тебе надежды Дево чистая, несумненно имущим, покров сущи от различных искушений, и обстояний, и бед лютых свободи я, молящи Сына Твоего со апостолы его, и спаси вся воспевающия Тя. Таже чтем слово святаго Анастасия, игумена Синайския горы, и псалом 50. Каноны же поем осмогласника, и минеи. А в нихже песнех поем трипеснцы, оставляем таковыя песни осмогласника. Трипеснец. Творение господина Иосифа, глас 4. Песнь 4: Ирмос: Услыша пророк: Просияша в мире зарю богоразумия ученицы Твои Господи, и прелесть помрачиша прельщения, разорше омрачение. Тех молитвами Щедре, спаси поющия Тя. Преддверия поста, подвигов благоплодии венчанная приемлют притекающих трезвенно песньми и пении таинственными, тщательно вернии вси стецемся. Умерщвления ризы прием, в дерзость невоздержания облекохся окаянный: но Ты мя облецы Сыне Божий, одеждею светлою отрождения. Житие мое лукавством, и всякою нечистотою скончася: но к Тебе всещедрому прибегаю, предварив убо спаси мя Христе Боже, Твоею благодатию. Богородичен: Зачала еси паче слова, и родила еси паче естества Богородительнице, владычествующаго тварию. Егоже непрестанно моли, избавитися нам от всякаго гнева, Тебе ублажающим. Иный. Глас 2: Пришел еси от Девы: Расточивше невоздержания мглу апостоли, учений ваших сияньми, просветите воздержанием вся грешныя и праведныя, яко всехвальнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского Память 20 апреля На тридцать пятом году царствования императора Юстиниана Великого 2664 , после кончины антиохийского патриарха Домна Младшего 2665 , на патриарший престол вступил Анастасий по прозванию Синаит, потому что он был взят на святительскую кафедру с Синайской горы. В это время в Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестивого мудрствование некоторых лиц относительно Божественной Христовой плоти, именно, – что будто бы во время пребывания Спасителя среди людей, до вольных страданий Его плоть не испытывала страданий, не подчинялась природным потребностям, и будто бы Господь наш Иисус Христос принимал пищу и питье прежде Своих страданий и воскресение таким же образом, как он вкушал, являясь Своим Апостолам после воскресения 2666 . Сие нечестивое мудрствование зародилось в Константинополе. Подробно об этом написано в житии святого Евтихия , патриарха константинопольского 2667 . К этому еретическому мудрствованию сначала присоединился и соблазненный еретиками император Юстиниан (но потом он оставил эту ересь), который и хотел возвести это еретическое учение в догмат веры. Вследствие этого произошло в Церкви большое смятение, так что был низложен с патриаршего престола и святой патриарх Евтихий, воспротивившийся ереси. Все колебавшиеся, по незнанию, – принять это учение, или нет, ждали совета и указание от патриарха антиохийского Анастасия Синаита , так как святой Анастасий был муж весьма сведущий в божественном Писании, стойкий в исповедании православной веры и святой по жизни. Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что если он склонится к их учению, то все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к царю, но впрочем успеха не имели, так как святой Анастасий письменно обличил царя в его заблуждении. Он посылал также свои пастырские послания и во все Сирийские области к духовенству и мирянам, поучая всех оберегаться от означенной ереси. Кроме того в Антиохии он ежедневно поучал в церкви, повторяя это Апостольское наставление: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вспомните слова Его, которые Он говорил вам, что в третий день воскресну. Теперь же ступайте к ученикам его и скажите им: Христос воскресе ( Лк.24:1–7 ). Ибо о вас еще прежде написал Исаия пророк: приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения. Идите к апостолам и скажите: не скрывайтесь более! ибо сбылось слово, сказанное вам Иисусом: вмале, ктому не видите Мене: и паки вмале узрите Мя и возрадуетеся ( Ин.16:16 ). Вспомните пророка, написавшего о Христе и о вас: поражу пастыря, и разыдутся овцы, но немного спустя, простерши руку, соберу и дам им пастыря ( Зах.13:7 ). Идите и скажите ученикам, дабы уразумели время сие, предвозвещенное пророком Осиею: от беззаконников побиен был Спаситель, и в два дня исцелил мир, и в третий день воскреснет, и живы будем пред ним ( Ос.6:3 ); а также пророком Софониею, изрекшим: потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего, во свидетельство Мое, ибо милость Моя уже снизошла над народами ( Соф.3:8 ). Идите и скажите апостолам: сей есть день, о котором сказал Давид: ты, Господи, воскрес, помилуеши Сиона, яко прииде время ( Пс.101:14 ). Я говорю не о том Сионе, который попираем воинами, но о Церкви из язычников, искупленной честною Его кровию. И не думайте, что вы можете обольститься подобно Еве: она приняла совет от змия, вы же слышите речь ангельскую. Итак, мы возвещаем вам радость, вы же проповедуйте миру спасение». Тогда жены возвратились от гроба и возвестили обо всем 11-ти апостолам; но они не поверили им, ибо не приняли еще Духа Святого, и потому были непостоянны, и боязливы, и недоверчивы. Но Петр и Иоанн, встав, побежали ко гробу. Иоанн же скорее Петра пришел, но не входил во гроб до прихода Петра, который первым вошел во гроб и увидел там только одни ризы лежащие. Иоанн, первым пришедший ко гробу, не вследствие страха не вошел в него, но повинуясь Божию изволению и божественному писанию. Ибо сии два апостола прообразовали собою ветхий и новый завет: Иоанн образовал собою ветхий закон, а Петр новый.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

И беседуя, они приблизились к тому селению, в которое шли. И просили они Иисуса поесть с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, и они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – сам Христос. И внезапно он стал невидим для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем апостолам, (утверждая) что воистину воскрес Христос и явился им, и они узнали Его по язвам от гвоздей. Всем нам сегодня благовременно воскликнуть сказанное блаженным Давидом: кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день воскресения Господа нашего И. Христа, основание мира, начало примирения, прекращение вражды, разрушение смерти, поражение диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с безплотными силами возносят песнопения. Сегодня ниспровергнута власть диавола. Сегодня разрушены узы смерти, уничтожена победа ада. Сегодня благовременно сказать также следующее пророческое изречение: где ти, смерте, жало? где, ти, аде победа (Oc.13:14; 1Кор.15:55 )? Сегодня наш Владыка Христос сокруши врата медныя ( Ис.45:2 ) и изменил само лицо смерти. Что я говорю: лицо? Само имя ее Он изменил; ибо смерть уже не называется смертью, но успением и сном. Ибо прежде пришествия Христова и сошествия Спасителя и само название смерти было страшно. Так, первый человек за великое наказание услышал следующий приговор: в онь же аще день снесте, смертию умрете ( Быт.2:17 ). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, говоря: смерть мужу покой ( Иов.3:23 ). И пророк Давид сказал: смерть грешников люта ( Пс.33:21 ). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и ад. Послушай, что говорит праотец Иаков: сведете старость мою с печалью во ад ( Быт.42:38 ). Послушай опять другого пророка: разверзе ад уста своя ( Ис.5:14 ). И еще другой пророк говорит: избавил еси мя от ада преисподнейшаго ( Пс.85:13 ). И во многих местах ветхого завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Ибо внезапно Господь явился нам, не растворив дверей хижины, а мы, изумленные Его необыкновенным появлением, удивлялись этому столь новому способу вхождения. Мы видели Его руки, которыми Он сокрушил смерть, в которые Он приял острия гвоздей и изгладил человеческие грехи. Видели мы и святое Его ребро, прободенное нас ради и источившее кровь и воду, два источника нашего спасения». Фома, подумав, сказал им: «вы Бога видели, и ужели я один недостоин видеть Его? или я не был призван так же, как и вы? не так ли и я был почтен, как и вы? не так же ли я видел Его распятым, как и вы? И как вместе с вами я видел скорби, так хочу видеть и радость. И как я видел смерть Христову, так хочу видеть и воскресение Его. Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Ин.20:25 )»! Упорствуй, Фома, в этом добром неверии, усердно упорствуй, пока не получишь якоря веры; настойчиво упорствуй в этом желании своем, пока не увидишь желанного. Люблю я сомнение мыслей твоих, отсекающее всякое сомнение; хвалю твой спорливый и христолюбивый нрав, как отсекающий всякий спор. Не веруй, не веруй и еще и более, дабы и я твердо уверовал! Ищи Бога и зови Его придти, дабы, когда ты ищешь и зовешь Его, и я обнял своего Избавителя. Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя.., не иму веры. Пускай я увижу своими глазами то, о чем вы поведали мне, – ибо глаза достовернее слуха, – и тогда поверю и вашему слову; вложу перст свой в гвоздиные язвы, и тогда вполне уверую в чудо; осяжу этою рукою ребро, прободенное ради меня, и тогда поклонюсь возвратившемуся к нам от смерти. Ибо я люблю осязательность и не верю одним словам… Когда Фома говорил это апостолам, прииде к ним Иисус, дверем затворенным ( Ин.20:26 ). Вошла дверь жизни чрез затворенные двери, вошел Он, как знает Сам один. Ибо как родился, не повредив дверей девства, так и внутри дома оказался, не тронув замка. И как Он вышел из гроба, когда этот был закрыт, так же вошел плотью туда, где находился Божеством, и не растворил дверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Но и потом еще не пришло на вас последнее откровение Божие, поскольку еще неисполнена была вами мера злодеяний. Когда же вы и ее исполнили, распявши Господа, тогда оскудело все, что было святого в законе: ни пророков оттоле у вас не было, ни града, ни храма, ни жертвенника, ни архиереев, ни иереев, ни других святынь, по которым Израиль признавался народом святым. Если же и теперь мечтаете иметь что-либо такое, то обольщаетесь, как бы с тенями играя, удалились от истины, рассеявшись по всей земле. И после этого не приходишь ты, христоубийца иудей, в чувство, но безумствуешь, говоря, что «Бог поял жену и родил сына». Справедливо пророк Михей говорил, обличая ваше бесстыдство: лице блудниче ти бысть, обезсрамствовася ко всем ( Иер.3:3 ). Ибо что, – скажи мне, бесстыднее тебя, чтобы так упорно препираться о столь очевидных предметах, яснейших солнца? Смотри, что у вас, не принявших Сына, и что у нас с того времени, как мы прияли Его и Он воцарился над нами! Об этом пророчествовал древле и Давид, сладостно воспевая: воцарися Господь во языцех ( Пс.95:10 ). Хочешь ли, я приведу тебе пророка, ясно пророчествовавшего об отвержении тебя и законных жертв и о нашем призвании и небывалых жертвах? Малахия так говорит от лица Божия: жертвы не прииму от рук ваших, глаголет Господь Вседержитель. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель. Вы же скверните е ( Мал.1:10–12 ). Когда это исполнилось на деле, иудей? Когда на всяком месте фимиам принесе Богу? когда жертва чиста? Ты не можешь указать на иное время, как только на время после Христова пришествия, так что, если не укажете на это время и на нашу жертву, но на иудейскую, то беззаконно будет пророчество. Ибо, если Моисей повелевает не в ином месте приносить жертвы, как только на месте, которое изберет Господь Бог, и пророк говорит о сосредоточении этих жертв в одном месте: то этому (проречению), что на всяком месте фимиам будет приноситься и жертва чиста ( Мал.1:11 ), противоречит и сопротивляется Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Предлогом же к своему лихоимству он делает нищих; ибо не потому он это говорил, что заботился о нищих, но потому, что, имея ковчежец и влагаемое нося, надбирал оттуда. Под ковчежцем же разумей некоторый влагалищный сосуд, в который влагают то, что дает кто-либо. Что же Иисус? Он не обличает его, желая посрамить его долготерпенем и призвать со многим смирением, но указывает на усердие жены и вместе с тем намекает и на его образ; ибо евангелист присовокупил: рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е ( Ин.12:7 ). Итак здесь Он не только отвечает за жену, но и напоминает Иуде о замышляемом им предании и о том, что Он идет туда на страдание. Для чего ты так ослабляешь веру жены? Не беспокой ее! Ибо, когда Я захочу умерть, то вы не сможете этого сделать, потому что не будете иметь времени: пусть это делает она невозбранно. – Потом, дабы он не думал, что он предпочитает Ему нищих, Спаситель привел и некоторую причину своего ответа и сказал: Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате ( Ин.12:8 ). То, что Он говорит, означает следующее: когда Я – в мире, то не подобает Меня оставлять и заботиться о подаянии; но когда Я взят буду от вас, тогда все остающееся свободно отдавайте нищим. Разуме же народ мног от иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых ( Ин.12:9 ). Пожелали видеть Лазаря, надеясь услышать от него что-либо новое и недоведомое, и это привлекало многих к Иисусу. Посему и это произошло по смотрению, чтобы таким образом многих привлечь к себе. Но злоба никогда не знает покоя. Совещашя же архиерее, да и Лазаря убиют: яко мнози его ради идяху от иудей и вероваху во Иисуса ( Ин.12:10–11 ). О убйиственное и неблаговидное их намерение! Видя, – сказано, – старейшины священников, что из желания видеть Лазаря многие приходили к Иисусу, и не остановились на этом, но приходили к Нему верой, совещались и Лазаря убить вместе с Иисусом. Однако смотри, как Иисус, яко Бог , направляет это намерение, не только убийц удерживает от их стремлений, но и заставляет народ приносить Ему похвалы, как Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Рече же: молю тя убо, Аврааме отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий, яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения ( Лк.16:27–28 ). Так как он не успел в просьбе за себя, то просит за других. Глагола ему Авраам: имут Моисея и пророки, многих учителей. Богач же сказал: ни, отче! потому что сам, слушая писание, не веровал и слова его считал за басни, и как сам не слушал писания, то по собственному опыту судил и о братьях, говоря: но аще кто от мертвых идет к ним покаются. Таковы ныне суть те, которые говорят: кто сказал о том, что во ад? кто оттуда пришел и сказал нам? Но послушаем слов Авраама: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры ( Лк.16:31 ). Истину этого доказали иудеи: так как они не послушали писаний, то не уверовали и тогда, когда видели мертвых воскресшими, но искали убить и Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых. И во время распятия, когда многие восстали из мертвых, они поступали еще лютее, потому что нападали на апостолов, проповедающих Христа. Ибо, если бы отсюда была польза для веры, то Господь творил бы часто; но теперь полезнее всего узнавать истину из писания. И если бы мертвые восставали, то диавол многих бы обольстил своими призраками. А нам Господь дал для уверения писание, как свет, просвещающий всякого. Диавол ничего такого не может вымыслить: писание обнаружит все сети врага, и слушая писания, мы получим спасение, не домогаясь воскрешения мертвых. Лоно же Авраама означает царствие небесное, в котором праведники водворяются в свете вечном, постоянной радости; жилища же грешных находятся в далеком расстоянии. Иоанна Златоустого слово о страхе Божии и о покаянии и о посте и о среде и о пятце 206 Братия, слушая сладкое учение Павла, раскройте сердца и уши и, восприняв на нивы души благоплодное духовное семя, насытимся духовной сладости, как он учит нас, говоря: Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. И кто эту веру соблюдет, на таковых несть закона; ибо они Христу распяли плоть свою ( Гал.5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010