Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИРОКАСТРА [албан. Gjirokastra; визант. Аргирокастро], г. в Албании, в долине р. Дрино, на склоне гор Гера, богатый памятниками христ. культуры; центр Гирокастринской епархии Албанской Православной Церкви , объединяющей приходы на юге Албании со значительной частью греч. правосл. населения. В епархию входят номы: Гирокастра, Погони (Тепелена), Дельвина, Саранда, Химара, Пермети. Возглавляет епархию архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) ; викарий - архим. Димитрий (Синаитис), настоятель собора во имя св. Харлампия в Саранде, председатель Монастырского церковного совета. Среди др. 27 священнослужителей епархии - архим. Нафанаил (Лавриотис), настоятель соборов в честь Преображения Господня и во имя архангелов Михаила и Гавриила в Г., иером. Косма (Папасаввас) и Тимофей (Флегкас). Район Пазари-и-Вьетер в г. Гирокастре Район Пазари-и-Вьетер в г. Гирокастре Согласно преданию, город был назван в честь греч. принцессы Аргиры. Впервые упоминается в хронике Иоанна VI Кантакузина под 1336 г. как Аргирокастр - владение семьи Зенебиш. Доминирующая над городом крепость построена во 2-й пол. XIII в. (достроена Али-пашой Тепеленским в 1811-1812; ныне - Национальный военный музей). В 1417 г. Г. была захвачена турками; в 1431 г. стала центром санджака (в этот период насчитывалось 163 дома). Одновременно с усилившейся исламизацией в XVII в. город начал быстро расти (перед эпидемией чумы в 1814 население достигло 20 тыс. чел.). Поочередно застраивались районы с узкими улицами, S-oбpaзho огибавшими крепость. Сохранились 2 церкви базиликального типа: архангелов Михаила и Гавриила в р-не Варош (1776, перестройка 1833; в 1968-1991 использовалась как магазин) и Преображения Господня в р-не Пазари-и-Вьетер (1784). Большой интерес представляют традиц. албан. дома-укрепления (kulles) с деревянной резьбой, росписями и лепниной, наиболее интересные образцы к-рых построены в 1-й трети XIX в.

http://pravenc.ru/text/165035.html

Святейший Синод Албанской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Святейший Синод Албанской Православной Церкви Православие.Ru , 11 сентября 2009 г. Святейший Синод Албанской Церкви Синод Албанской Православной Церкви образовался в 1998 году. В состав его входят все архиереи, как правящие, так и викарные, а также секретарь: архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) митрополит Бератский Игнатий (Триантис) митрополит Гирокастрский Димитрий (Синаитис) митрополит Корчинский Иоанн (Пелуши) епископ Аполлонийский Николай (Хика) (викарий архиепископа) епископ Кройский Антоний (Мердани) (викарий архиепископа) секретарь синода - протопресвитер Иоанн Требичка После нескольких лет переговоров между представителями Вселенского Патриархата, Албанской Церкви и албанских властей, милостью Божией Святейший Синод Албанской Православной Церкви был сформирован. 18 июля 1998 года в городе Берат состоялась хиротония митрополита Берато-Влеро-Канинского, которым стал Высокопреосвященнейший Игнатий. Блаженнейший Анастасий, архиепископ Тираны, Дурреса и всей Албании, возглавил службу, ему сослужили два представителя Вселенского Патриархата: митрополит Пергский Евангелос и митрополит Филадельфийский Мелитон. В тот же день архиепископ Анастасий и митрополит Игнатий стали первыми членами Святейшего Синода Албанской Автокефальной Православной Церкви и вместе с двумя представителями Вселенского Патриархата провели экстренное заседание в Тиране. Эти двое представителей участвовали в переговорах с албанскими властями о создании Святейшего Синода с 1992 года. Во время этой исторической встречи Святейший Синод рассмотрел безотлагательные вопросы, стоявшие перед Албанской Православной Церковью, удовлетворил просьбу об уходе на покой Его Высокопреосвященства Александра, бывшего митрополита Гирокастринского, и Его Высокопреосвященства Христодула, бывшего митрополита Корчинского (их не приняли албанские власти из-за этнического происхождения), и позже были выбраны два албанских иерарха. Архимандрит Иоанн (Пелуши) был возведен в сан митрополита Корчинского. Прежде он был преподавателем и помощником ректора Богословской академии Албанской Православной Церкви. Он окончил Греческую православную богословскую школу Святого Креста в Америке, получив степень Магистра богословия. Епископом Апполоникийским стал священник Косьма Кирджо. В свои 77 лет он являлся представителем поколения священников, которое героически совершало свое служение даже в годы жесточайших преследований. Он упокоился в 2000 году. В 2006 году были рукоположены новые епископы: архимандрит Димитрий Синайский в митрополита Гирокастрского, архимандрит Николай (Хика) как викарный епископ Аполлонийский, и архимандрит Антоний (Мердани) как викарный епископ Кройский. 6 ноября 2006 года Святейший Синод принял Новый Устав Албанской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Встреча с Православием/Апологетика Роман Конь Протоиерей Андрей Ткачев Протоиерей Вадим Леонов Георгий Битбунов Георгий Битбунов Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) Димитрий Целенгидис Иеромонах Иов (Гумеров) Александр Моторин Если усвоенное Западом магическое миропонимание определяет творчество через ту силу, которая его производит, причем сила эта безликая, и кто ею обладает, тот и мнится богом, то православно-славянское восприятие смещает внимание на саму сущность творимого бытия как со-бытия и со-общения, в котором выясняется принадлежность творческой силы исключительно Пресвятой Троице. Слово «образ» и обозначает явленную осуществленность взаимодействия внутреннего мира человеческой души, внешнего окружающего нас мира и Самого Бога. Диакон Владимир Василик Георгий Битбунов Святитель Прокл Константинопольский проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплевт в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников (Рождества Христова и Его Крещения), если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов». Андрей Горбачев Единство Церкви в человеческом аспекте ее существования не есть единство совершенное, неизменное, но – растущее, совершенствующееся, как и свойственно живому организму. Отсюда естественный вывод, что отпадающий от этого природного, органического единства теряет и все блага, доступные ему в Церкви. И пока он остается вне Церкви, он теряет возможность обожения, совершенствования и спасения. Причины отпадения вторичны. Смерть есть смерть, вне зависимости от причин, вызвавших ее. Как бы ни отделилась рука от тела, она теряет жизненные силы. Сергей Барицкий Протоиерей Артемий Владимиров Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мipa, Христос! Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий (Радосавлевич) Юрий Максимов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page9_1081.htm

Элладская Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви в IX веке, что вполне соответствовало их давним духовным связям. Территория современной Греции была завоевана Османской империей в XIV— XV вв., и ее греческое население в полной мере познало на себе тяжесть турецкого гнета. С обретением Грецией политической независимости начался процесс оформления автокефального бытия национальной Церкви. Окончательна автокефалия Элладской Церкви была провозглашена Собором Константинопольской Церкви с участием Иерусалимского патриарха Кирилла в 1850 году. Варвара Каширина Современная греческая провинция Фракия – регион на севере страны, который давно вызывает беспокойство. Бедность, безработица и демографические проблемы ведут к уменьшению христианского населения в этой области Греции и ослаблению его позиций. При этом политики соседней Турции используют существующие проблемы в своих интересах. Положение христианского населения западной Фракии особенно заботит Элладскую Православную Церковь. На одном из недавних заседаний Священного Синода даже обсуждался вопрос специальных выплат на каждого третьего ребенка, родившегося здесь. В этом году кажется, что на праздник Рождества падает тень печали, тревоги, скептицизма и разочарования людей в курсе нашей страны и всего мира. Старшее поколение испытывает тревогу, а младшее – негодование, чувствуя, что сегодняшняя неопределенность угрожает их будущему. Когда бедность усугубляется, святость человеческой личности теряет ценность и мыслится как оцифрованная производственная единица – без уважения к уникальности бытия и свободе, дарованной Богом; когда городские кварталы превращаются в безжизненное гетто разнородного страждущего народа, тогда атмосфера Рождества отравляется отчаянием, окружающим нас. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Диакон Георгий Максимов Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос), архиепископ Афинский и всей Эллады Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Святитель Нектарий Эгинский Дионисий, митрополит Трикальский и Стагон Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) Димитрий Целенгидис

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Албанская Православная Церковь Описание: Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III в. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X в. благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия — Климента (+916) и Наума (+910). С конца IX в. Албанская Церковь находилась в юрисдикции Болгарской Православной Церкви. С 1767 г. она была подчинена Константинопольскому Патриарху. В 1926 г. Албанской Православной Церкви была дарована автономия, 12 апреля 1937 г. — автокефалия. При коммунистическом режиме Энвера Ходжи Албанская Православная Церковь наряду с другими конфессиями подверглась жестоким гонениям. Возрождение началось в 1991 г., когда Константинопольский Патриархат поставил для Албанской Церкви епископов и назначил Предстоятеля. Каноническая территория — Албания. Основная масса прихожан проживает в южных районах страны (в центре и на севере преобладает ислам). В богослужении используется албанский, греческий и арумынский (влахский) языки. Возглавляющий ныне Албанскую Церковь 4-й ее Предстоятель Блаженнейший Архиепископ Анастасий (Яннулатос) родился 4 ноября 1929 г. в Греции. 19 ноября 1972 г. он был хиротонисан во епископа Андрусского. Избрание Блаженнейшего Анастасия Предстоятелем Албанской Православной Церкви состоялось 24 июня 1992 г., чин интронизации был совершен 2 августа того же года. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дуррес-Елвасанский. Резиденция Предстоятеля находится в Тиране. Епархии Албанской Церкви Тирано-Дурресско-Эльбасанская епархия Кафедра: г. Тирана Правящий архиерей: архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) Корчинская епархия Кафедра: г. Корча Правящий архиерей: епископ Корчинский Иоанн (Пелуши) Берато-Влеро-Канинская епархия Кафедра: г. Берат Правящий архиерей: епископ Бератский Игнатий (Триантис) Гирокастринская епархия Кафедра: г. Гирокастра Вдовствующая кафедра Страна: Албания Город: Тирана Адрес: Kisha Othodokse 151 Rruga e Kavejes Tirana — Albania Web-caйm: http://orthodoxalbania.org Предстоятель: Анастасий, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании (Яннулатос) Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196671...

Положив немало трудов в деле приобщения к церковной жизни молодёжи у себя на родине, молодой богослов довольно рано обращает внимание на открывающиеся обширные перспективы православной миссии в Африке, где она развивалась, начиная с 1946 года, под эгидой Александрийского Патриархата. Впервые отец Анастасий побывал на Черном континенте с миссионерской поездкой в 1964 году, сразу же после своей иерейской хиротонии. По возвращении домой он использовал накопленный опыт при создании в 1971 году Миссионерского учебного центра при Афинском университете и Межправославного центра Элладской Православной Церкви В 1972 году архимандрит Анастасий избран титулярным епископом Андрусским и назначен директором «Апостольской диаконии» 1 . И в этом качестве владыка Анастасий не забывал о деле проповеди православной веры в разных регионах мира и оказывал значительную помощь православным миссионерам в Африке. Наконец, в 1981 году владыка Анастасий возглавил миссию в Восточной Африке. За десять лет подвижнических трудов в Кении, Уганде, Танзании миссионерское дело в регионе поднялось на качественно новый уровень. Для подготовки духовенства в столице Кении Найроби была открыта Православная патриаршая школа имени Архиепископа Макария III, из числа коренных африканских жителей рукоположено более шестидесяти клириков, подготовлены чтецы-катехизаторы для 8 африканских племён, осуществлён перевод последования Божественной литургии на целый ряд африканских языков. Уделяя основное внимание катехизации, епископ Анастасий учитывал реальные условия жизни коренного населения Африки. Неотъемлемой частью его миссионерских усилий стала забота об улучшении положения местного населения путем создания общеобразовательных школ и медицинских заведений. Позже в своих выступлениях Его Блаженство будет многократно повторять, что подлинно христианская любовь должна раскрывать себя в конкретных делах милосердия и сострадания. Накопленный за многие годы опыт евангелизации был в полной мере востребован, когда в 1991 году владыка Анастасий принялся за дело восстановления исповеднической Албанской Церкви. За долгие века своего существования эта Церковь переживала времена расцвета и упадка, подвергаясь тяжелым испытаниям в эпоху крестовых походов и в османский период. Однако все эти трудности невозможно сравнить с тем, что пришлось перенести Православию в Албании в XX веке. С окончанием Второй мировой войны и приходом к власти коммунистов в стране начались преследования верующих. В 1967 году Албания официально объявлена атеистическим государством, а с 1976 года новой албанской конституцией была запрещена любая религиозная деятельность. Именно в это время было разрушено большинство храмов, а оставшиеся церковные здания были приспособлены под хозяйственные нужды. Многие албанские иерархи и клирики были отправлены в ссылку, заключены в тюрьмы, приняли мученическую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Лишь с падением тоталитарного режима Э. Ходжи весной 1991 года стало возможным восстановление церковной жизни, и оно началось с прибытием в страну владыки Анастасия, который 24 июня 1992 года стал Архиепископом Тиранским и всей Албании. Дело возрождения Православия владыка Анастасий начинал в стране, находившейся на грани гражданской войны. В городах была разрушена инфраструктура, остро ощущалась потребность в самом необходимом, весьма напряжёнными были межгосударственные отношения Албании и Греции, гражданином которой являлся Архиепископ. На фоне общей неустроенности набирали силу националистические настроения. Националисты видели в иностранце – главе религиозной организации – агента зарубежного влияния. Однако несмотря на все трудности, среди полного запустения и развязанной против Архиепископа Анастасия информационной клеветнической компании ему удалось воссоздать церковную инфраструктуру, учредить новые епархии, организовать приходы не только в городах, но и в отдалённых селах. В 1992 году была основана семинария «Анастасис» («Воскресение») в Дурресе, а в 1998 году – церковный лицей Честного Креста в Гирокастро. В том же году спустя многие десятилетия была возобновлена деятельность Священного Синода Албанской Церкви. За прошедшую четверть века получили образование и были рукоположены более 160 клириков, основано 50 молодёжных центров, издано свыше 70 наименований книг на албанском языке, построено 450 церковных зданий, в том числе 150 храмов, открыта радиостанция, появилось несколько периодических изданий. Не ограничиваясь сугубо церковными проектами, Архиепископ Анастасий стал инициатором создания медицинского диагностического центра «Благовещение» в Тиране, трёх поликлиник, университета «Логос», первого в Албании института повышения квалификации специалистов шести светских профессий, профессионального лицея в г. Месоптамо, 17 детских садов в разных городах страны. В 1999 году для 33 тысяч косовских беженцев был организован собор помощи. Собранная значительная сумма денежных средств позволила организовать для них лагеря временного размещения, снабдить одеждой, продуктами, создать условия для оказания медицинской помощи. Под руководством Блаженнейшего Архиепископа Анастасия Албанская Православная Церковь заняла прочное положение в албанском обществе и привлекла множество верующих. В стремлении «иметь мир со всеми» ( Евр.12:4 ) Архиепископу Анастасию удаётся построить добрые отношения не только с инославными христианами, но и с мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

А отсюда в свою очередь следует, как пишет архиепископ Анастасий Яннулатос, что «учреждение поместной Церкви, которая через Таинства и самим образом жизни будет принимать участие в жизни и молитве Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, глава которой Христос, согласно православной традиции и богословию, безусловно, является основной целью миссии. Говоря об учреждении поместной Церкви, мы не имеем в виду духовную колонию или придаток другой поместной Церкви… Это означает, что в миссионерской деятельности… чрезвычайно важно стремление не только привить, но и воплотить слово Божие в языке и обычаях данной страны, и, наконец, что необходимо освящение национальных черт, позволяющее народам стать самими собой, возвысить собственный голос и внести уникальный вклад в общий хор славословия, пребывая при этом в гармоническом единстве со всею Церковью» . На первый план, стало быть, в восточном мире выходит не столько языковое – культурное, сколько мистическое единство Церкви, которое определяется тем, что на разных языках тот же Дух Святый призывается на «хотящия предложитися Дары» или, перефразируя апостола Павла, можно было бы сказать, что «Дух един, а языки различны». Но это единство мистическое не давало такого устойчивого, как на Западе, иерархического и социально-культурного единства, и здесь, как отмечал прот. Иоанн Мейендорф, «прямой доступ к Библии и литургическим текстам, открывшийся новорожденным славянским Церквам, таил опасность раздробления, фрагментации Вселенской Церкви на национальные Церкви, особенно ввиду того, что византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства экспортировалась во все славянские страны» . Как бы то ни было, духовные процессы, запущенные путем евангельской «инкарнации», носили объективный характер. Своеобразным «доказательством от противного» может послужить здесь русская церковная история XVII века. Как известно, со времен Никона и до кончины патриарха Адриана грекофильское направление в русской Церкви было чрезвычайно сильно.

http://bogoslov.ru/article/1140324

Апостол Павел, основатель Церкви в Элладе, когда познал Воскресшего Христа, удалился на продолжительное время в Аравийскую пустыню; но после этой подготовки он не остался на одном месте, чтобы думать о Нем или воспевать Его. Его знакомство с живым Господом настолько потрясло его, что немедленно направило его в новые области, в новое окружение. «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» ( 1Кор.9:16 ). Пафос его миссионерства среди язычников не был основан на ложном ощущении, что миссионерская работа в израильском народе завершена. Он просто знал, что «таинство Христово» ( Ефес.3:3–4 ) состоит в том, чтобы язычники стали «сонаследниками и сотелесниками и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» ( Ефес.3:6 ), и чувствовал, что он – должник «эллинам и варварам, мудрым и неразумным» ( Рим.1:14 ): должник в том, чтобы передать то бесценное, что получил сам – живой опыт Воскресшего Христа, «жизнь во Христе Иисусе». Это непрерывное жительство во Христе, это «живу уже не я, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ) было стержнем духовности апостола Павла. Оно остается стержнем и критерием для всей православной духовности, согласно многовековому православному Преданию. 4. Что касается внутренних проблем, на которые постоянно ссылаются некоторые, я напомню лишь о том, что в Церкви никогда не прекращались внутренние нестроения и, кажется, никогда не прекратятся. Когда апостолы направились к «языкам», т.е. к нашим предкам, проблемы Палестинской Церкви вовсе не были решены. Когда Афанасий Великий интересовался христианизацией Эфиопии, Златоуст – Финикии и множества других мест, Мефодий, Кирилл и Фотий – славянского мира, страшные внутренние проблемы сотрясали Церковь . Между тем, они им не помешали проявить личную энергичность в деле просвещения других стран. Интерес к внешней миссии основан не на отсутствии внутренних нужд, но на прямой уверенности, что без этого элемента невозможна подлинная христианская жизнь. Миссионерское сознание означает согласование души с духом апостолов и святых, с «умом Христовым», чтобы поистине пребывать «в Нем». Проблема эта не нравственного характера, еще более – не разновидность церковной «роскоши», она носит существенный характер. Речь не идет об одном лишь долге. Речь идет о чем-то более внутреннем, сокровенном, вытекающем из слов Спасителя: «Если возлюбите Меня, заповеди Мои соблюдете» ( Ин.14:15 ), «все что Я вам заповедал» ( Мф.28:20 ). Особенно же – последнюю заповедь, заключающую Евангелие: «Шедше, научите все народы».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

В 1706 г. он приказал папскому легату Турнону покинуть Пекин. А апостольского викария (в Фукиене) Майгрота, некоторых миссионеров и китайских христиан отправил в ссылку. Миссионеры могли оставаться в Китае только имея на руках императорское дозволение (пяо), очевидно для того, чтобы выявить, согласны ли они с толкованием «определений и обрядов» китайским императором. Тональность папского решения, запечатленная в булле Климента XI от 1715 г., вывела его из себя. Легату Меццабарбе, который добрался до Китая в 1720 г. и заявил ему, что прибыл, чтобы потребовать от христиан подчиниться решениям Рима, император ответил, что в этом случае нужно и ему самому, и всем миссионерам готовить свои вещи и возвращаться в Европу 268 . Вместе с тем, когда в 1715 г. в Пекин была направлена группа православных клириков, Канси их принимает самым радушным образом 269 . А в следующем году вышеупомянутый «Русский дом» превращается в монастырь. Может быть, китайский император в какой-то момент надеялся, что с появлением русских клириков он сможет создать новое направление, которое облегчило бы ему развитие некой автономной Китайской Церкви, независимой от Ватикана? 270 Оптимистические прогнозы предстоящего обращения Канси в Православную Церковь , которые распространил после смерти Илариона (1718) диакон Филимон 271 , могли бы позволить такое предположение. В любом случае, малочисленные русские клирики были не в состоянии реализовать столь сложное дело (как византийцы в Восточной Европе в IX веке) в условиях, когда рядом находились более подготовленные и организованные иезуиты и, особенно, в атмосфере неуверенности и смущения. Возможно, если бы они приехали несколько лет спустя и своевременно изучили обстановку и действовали решительно, ход дела был бы несколько иным. Но та эпоха, в которую они появились на авансцене, оказалась исключительно неблагоприятной. Император, который поначалу настолько хорошо относился к христианам, что вызывал у некоторых надежды, что он станет Константином Великим для Китая 272 , вышел из себя, обнаружив административный механизм западной миссии. Для авторитарного Канси основное значение имело то, что миссионеры строго подчинялись приказам европейских лидеров. И он начал видеть агентов иностранных сил там, где еще вчера видел лишь носителей иноземных религиозных идей. А то, что по совпадению он спустя столько лет узнал, как именно обстояло дело, увеличило его недоверие ко всякой христианской активности. Если обнаружилось, что римо-католические миссионеры, с которыми он так хорошо познакомился и так хорошо к ним относился, тщательно скрывали от него истину, то чем доказать, что присланные из вчерашнего врага – России миссионеры будут более искренними? Отсутствие ясности намерений и смешение властных тенденций дорого стоило распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010