В эти темные времена (1798–1818), когда волна эксплуатации захлестывала страну, маяком надежды и утешения стал один простой человек, монах Герман, который остался от первой миссионерской группы. После смерти начальника миссии он удалился на уединенный остров Еловый, проводя «жизнь скромную и сокровенную в Боге, словно те светильники, о которых прохожий вспоминает, что он их зажег и они горят забытые в пустынной часовне» 426 . Он не совершал обходов с проповедями, но его полная трудов жизнь и нелицемерная любовь в обращении оказывали глубокое воздействие на местных жителей. С простотой и сердечностью он учил и утешал всех, кто приходил к нему. Часто он с отеческой заботой заступался за угнетаемых местных жителей перед пришельцами: «Я, смиренный служитель и кормитель местных народов, я лично представляю их перед вами и пишу вам кровавыми слезами эту мою просьбу за них. Будьте нам отцом и заступником. Мы не знаем никаких красивых выражений. Просим вас нескладно и по-детски. Отрите слезы беззащитных сирот, оросите их сердца, которые снедает боль. Дайте им понять, что есть утешение». Однако его горячие слова не могли растопить лед жажды наживы, который окаменил сердца коммерсантов. Они даже чуть было не прогнали его прочь, потому что он, мол, возмущал местное население против русских (!). Кто изучает простую жизнь этого монаха, чувствует глубокое потрясение от его бесхитростной отеческой любви к народу. Во время одной эпидемии он в течение месяца ухаживал за больными. Он хоронил мертвых, утешал детей, потерявших родителей. Рядом с ним всегда были сироты. Он играл с ними, учил их и готовил для них лепешки, чтобы доставить им маленькую радость. Одна молодая дама, Софья Власова, была так тронута его обращением с детьми, что поселилась рядом с ним, чтобы помогать ему. Когда 13 декабря 1837 г. пустынник-старец (ему был 81 год) оставил этот мир, «местные жители оплакивали его как отца и почитали как святого» 427 . Это было живое присутствие Бога среди них, достойное свидетельство Церкви перед насилием коммерсантов, убедительнейшая проповедь достоинства и сущности жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Воспоминания о недавних гонениях на православных в Сендае и Хакодате, о которых мы скоро расскажем, вызвали у христианского священника смятение. Неужели раскрыты и новые ученики и они под угрозой? Буддистский священник с таинственной улыбкой объяснил ему, что этот план был направлен с соответствующим докладом в правительство, и там он снял с него копию, поскольку буддистские храмы сотрудничали с государственными службами по религиозным вопросам 362 . Но намерения принимать меры против кого-либо не было. Несмотря на первое беспокойство, это приключение подало о. Николаю знаки надежды: проявленная терпимость была показателем того, что строгая политика правительства против христиан входила в период спада. В декабре крестилось еще десять человек. Однако наблюдение за действиями православного иеромонаха не прекращалось. О нем стали толковать в разных кругах японского народа. Одни считали его агентом: некоторые говорили, что он стремится использовать симпатию японцев с целью облегчить в подходящий момент реализацию военных планов России. Кто-то считал, что он – член Российского Императорского Дома. Чтобы развеять подозрения в политической подоплеке своей деятельности, о. Николай направил меморандум в Министерство иностранных дел, в котором уверял, что его христианское учение никаким образом не ставит целью подорвать легитимность и патриотизм японцев. Однако рассеять страхи ответственных лиц было совсем не просто. Разные агенты полиции продолжали посещать занятия русского священника. Но слово Божие было действенно даже в отношении этого сурового корпуса японских агентов. Один из них не только стал христианином, но составил специальный доклад об официальном признании христианства, который он хотел, несмотря на возражения Оно, довести до сведения императора. Несмотря на то, что, как кажется, этот доклад был сдан в архив первой же государственной инстанции, через которую он проходил, сам факт его направления свидетельствует о влиянии православного священника и его учения. Помимо этих прямых изменений, казалось, что и другие сокровенные брожения происходили в душах японских разведчиков. Спустя пять лет один из учеников богословской школы, которую открыл о. Николай после снятия ограничительных мер, поведал в самом конце, что изначально был направлен японской полицией в целях разведки 363 . 6.6. Гонения в Сендае и Хакодате

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Baur Ch. Der weltfluchtige und welttatige Gedanke in der Entwicldung des Monchtums//Bonner Zeitschrift far Theologie und Seelsorge, 7 (1930). S. 113– 126. Berliere U. Lbrdre monastique des origines au Xlle siecle. Maredsous, 1921 (1924). Besse M.J. Les moines d " Orient anterieurs au Concile de Chalcedoine. Paris, 1900. Butler С The Lausiac History of Palladius. Cambridge, 1904. Campenhausen H. (von). Die asketische Heimatlosigkeit im altkirchlichen und fruhmittelalterlichen Monchtum. Tubingen, 1930. Dalmas H.I. Sacerdoce et Monachisme dans l " Orient chretien//La vie spirituelle, 80 (1949). P. 37–49. Diehl Ch. L " Egypte chretienne et byzantine/Histoire de la nation egyptienne. Изд. G. Hanotaux. Paris, 1933. Delehaye H. Saints et reliquaires d " Apamee//Analecta Bollandiana, 53 (1935). P. 226 и сл. Ефрем Сирин. Житие святого Авраама пустынника. PL 73. Col. 281 et ss. Евсевий. Церковная история. Кн. III. PG 20. Col. 211–302. Festugiere A.J. Antioche paienne et chretienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris, 1959. Festugiere A.J. (изд.) κατ» Αγυπτον τν μοναχν στορα (История египетских монахов). Bruxelles, 1961. Festugiere A.J. Les Moines d " Orient. Paris, 1961. GrimbomontJ. Le monachisme au IV siecle en Asie Mineure de Gangres au Messalianisme//Studia Patristica, 2. Texte und Untersuchungen, 64 (1957). P. 400–415. Halkin Fr. (изд.) Sancti Pachomii Vitae Graecae (Греческие жития святого Пахомия). Bruxelles, 1932. Harnack Ad. (von). Das Monchtum, seine Ideale und seine Geschichte. Giessen, 1907. Hendriks 01. L " activite apostolique des premiers moines syriens//Proche Orient Chretien, 8 (1958). P. 9–25. Heussi K. Der Ursprung des Monchtums. Tubingen, 1936. Иероним. Житие святого Илариона пустынника. PL 23. Col. 29–54. Hilpischs. St. Bonifatius als Monch und Missionar/St. Bonifatius. Gedenkgabe zum 1200sten Todestag. Fulda, 1954. Auf der Mauri. Monchtum und Glaubensverkiindigung in den Schriften des hi. Johannes Chrysostomus. Freiburg, 1959. Huttmann M.A.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

4.1. Византийцы Французский историк Альфред Рамбо отмечает: «Количество Церквей, которые существовали в VI в. у варваров от Персидского залива до Каспийского моря, было чуть ли не бесконечным. Христиане умножались изо дня в день на побережьях и островах Индии. Позже византийские миссионеры бесстрашно продвинулись к татарам и укротили этих кровожадных вояк. Они дошли даже до Индии и Китая, так что христианская религия протянулась от Иерусалима до Китая» 217 . Некоторым может показаться преувеличением это утверждение Рамбо. Однако это лишь слабое отображение действительности. От очень раннего периода у нас есть сведения о христианах в стране бактров 218 (Северный Афганистан – Южный Туркестан). Торговые сношения Византийской империи с Индией и Китаем имели своим следствием распространение христианской веры, по крайней мере, вдоль торговых путей 219 , как мы подробно рассмотрели в главе «Миссионерское дело византийцев». Когда для византийский купцов старинные пути по долинам и по взгорьям Центральной Азии были перекрыты вследствие постоянных стычек с персидским миром, византийцы были вынуждены сохранять свои сношения с Дальним Востоком по опасным обходным путям. Избегая персидских территорий, они шли морским путем по Красному и Оманскому морям и Индийскому океану, а по суше – от Черного моря, через Трапезунд, долину Куры, Каспий, долину Окса (Амударьи) и через Самарканд в Туркестан 220 . Чтобы обезопасить прохождение этих путей, было необходимо вовлечь все множество народов и малых племен в сферу влияния Византии. В этом мы видим основной интерес византийского государства к христианизации народов, селившихся севернее Персидской империи, между Черным и Каспийским морями, в долине Окса и на Таримском плато. Иверы (грузины) были обращены в христианство уже при Константине Великом 221 . Армяне – также 222 . В VI в. при Юстине I (522) царь лазов Цат прибыл с восточного Причерноморья в Константинополь, узрел своими очами расцвет христианской культуры и попросил крестить его. По его возвращении новая вера быстро распространилась 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

И) Кроме Нубии, Юстиниан после уничтожения государства вандалов в Северной Африке позаботился о распространении христианства среди живших в этом регионе маврусиев (мавров). Есть сведения, что в его царствование заметное количество групп берберов отдали предпочтение христианской вере. По крайней мере, две из них находились в современной Ливии, рядом с древними римскими городами, восстановленными императором. Христианизация местного населения продолжилась и после смерти Юстиниана. Обыкновенно племена, подписывавшие мирные договоры с Византийской империей, запечатлевали их принятием Крещения. Если судить по руинам византийского времени, сохранившимся в Африке, достоверно существовало много храмов в городах – факт, сам по себе говорящий о распространении веры среди их обитателей. Когда в начале VIII в. мусульмане вторглись в Северную Африку, значительная часть населения северных областей современного Туниса и северо-восточных частей современного Алжира была христианской. Во времена византийского владычества множество христианских общин располагались вдоль всего северного побережья Африки вплоть до Гибралтарского пролива 160 . Однако, кроме этих областей, христианство проникало и еще глубже. Косма Индикоплов на основании своего путешествия 520–525 гг. сообщает, что многочисленные христианские общины были на острове Сокотра, напротив восточной оконечности Африки. Большая часть жителей острова были греческими переселенцами из Египта, говорившие по-гречески 161 . В противоположность тому, что иногда можно было бы подумать по незнанию истории, миссионерское сознание восточных христиан с самого начала было весьма активным и сподвигало не только вдохновенных епископов и монахов, но и простых христиан – купцов, пленников, женщин, юношей – на весьма дерзновенные миссионерские начинания. 3.2. Период спада (VII и VII вв.) За великими миссионерскими свершениями VI в. следует период спада. Империя сталкивается с большими трудностями, как внутренними, так и внешними. Она претерпевает давление на всех направлениях. Персидские войны, ведшиеся Ираклием, изнурили ее. Арабское вторжение начинает отрезать южные территории. Волны славянских племен затопляют ее. Иконоборчество представляет собой страшное внутреннее нестроение и подавляет всякие систематические миссионерские предприятия, направленные вовне империи. При всем этом, хотя византийское государство в этот период неспособно выступать с миссионерскими инициативами, не переводились отдельные вдохновенные личности, которые, происходя из византийских земель, отличились в просвещении отдаленных народов. 1. Миссионерское депо Августина и Феодора в Британии

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

1. Осознание необходимости распространения Евангелия, лежащей на каждой христианской общине, представляется весьма интенсивной как в Византийской Церкви, так и у оставшихся в изоляции мелькитов и отколовшихся сирийцев и персов, христиан «Церкви Востока» (обычно называемой несторианской), и побуждает к постоянному продолжению благовествования «даже до края земли». Смысл многих мест Нового Завета время от времени искажается в различных христианских объединениях. Но последние слова Спасителя: «и будете Мне свидетелями... даже до края земли» ( Деян.1:8 ) – в силу своей предельной ясности не оставляют никакого запаса для какого бы то ни было переосмысления или безразличия. Таким образом, весьма печальной представляется... оригинальность, которая заметна в некоторых православных общинах, – рассматривать эти слова как (необязательное) прибавление к Евангелию. «Оригинальность», которая означает удаление от древней многовековой практики и сознания Церкви. Поскольку вместо вселенского сознания вырабатывается некое местническое сознание. 2. Миссионерское дело совершается не только при наличии благоприятных условий: оно продолжается и среди гонений, невзирая на внутренние проблемы, невзирая на изоляцию и малочисленность (мелькиты), невзирая на страшные сложности в перемещении средствами той эпохи по степям и горным массивам Центральной Азии. Следовательно, наличие внутренних сложностей и проблем не оправдывает забвения необходимости внешней миссии. Ведь и другие заповеди Спасителя в глазах некоторых людей кажутся неудобоисполнимыми. Но это не извиняет их нарушения. Заповедь: «Шедше научите все народы», – совершенно ясная заповедь, адресованная каждому церковному объединению. Особенно же тем из них, кто хранит нетронутым все богатство веры. 3. Евангелие распространяется не только лицами, имеющими священный сан. В отдаленные области его первыми приносят купцы, пленники, принцессы, простые женщины. Каждый христианин может и, следовательно, должен содействовать реализации этой нужды нашей Церкви. А наличие вдохновенных клириков обеспечит более глубокое укоренение веры и принесение ее плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Позже, при Юстиниане, отмечаются новые шаги по христианизации гуннов. Их царь Грод, впечатленный, как кажется, культурой и нравами крымских христиан, решил принять христианскую веру. Он прибыл в Константинополь, где был с радостью принят Юстинианом, прошел там оглашение и принял Крещение. Вслед за ним многие из его подданных также приняли христианство и уничтожили древние серебряные статуи своих богов. Однако языческие жрецы инициировали восстание против новопросвещенного правителя, и Грод запечатлел свою жизнь Крещением кровью. Мученичество предводителя гуннов представляет собой один из трогательных моментов истории проникновения христианства в среду этих варварских племен и позволяет нам почувствовать его трагическое величие. В) С первых веков свет христианской веры достиг и восточного побережья Черного моря. Но христианизация различных племен Колхиды, населявших земли между Кавказом и Каспием, происходила в несколько этапов. Главные из этих племен располагались вдоль морского побережья: южнее реки Фасид – малехоны, зидриты и лазы (последние были наиболее могущественными, и от них все колхи позднее были названы лазами), севернее Фасида – апсилии, авасги и саниги, жившие вокруг Диоскуриады, или Севаступоля, кораксы, жившие близ реки Корак, и на северо-западе Колхиды – иниохи и сваны. Большая часть этих племен находилась в подчинении у лазов 128 . В глубине страны проживали месхи, или мавралы, еще восточнее – иверы. Предание сообщает, что апостол Андрей, проповедуя Евангелие во Фракии, Византии, Вифинии, Понте, Лазике и Скифии, посетил наиболее важные прибрежные города Колхиды и Понта 129 . Но главными распространителями христианской веры в эти края были купцы-христиане, пленные и, особенно, пламенные монахи IV в. Облегченные контакты с различными прибрежными христианскими городами Понта способствовали постепенному проникновению христианства среди лазов. Однако их полная христианизация состоялась в VI в. при Юстине I (522), когда царь лазов Дзат «прибыл к Юстину в Византий и попросил императора сделать его христианином и провозгласить царем лазов» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Собственно в Аравии христианство было распространено еще ранее. Уже в III веке, когда Ориген (†254) посетил Северную Аравию, там было много епархий, из которых наиболее достойна упоминания Бострская. В последующие века отшельники и монахи продолжили распространение Евангелия среди арабов. Приходили также многие миссионеры и из Эфиопии. Но число христиан всегда оставалось небольшим. Среди омиритов, населявших Благополучную Аравию (современный Йемен, древняя область царицы Савской), больших успехов добились иудеи. Они неоднократно провоцировали жестокие гонения на христиан, в одно из которых принял мученическую кончину и святой Арефа. В 535 г. в Южную Аравию вторглись эфиопы, вероятно, подстрекаемые Юстинианом, чтобы помешать гонениям на христиан. Неоднократно эфиопские цари выступали походами против омиритов, иногда успешно, иногда нет, но христианство не смогло окончательно утвердиться в Благополучной Аравии. Что касается периодического влияния Византии, достойно упоминания введение епископом Григентием в Аравии «Законов омиритов», которые были непосредственно инспирированы законодательством Юстиниана и имели целью улучшение преобладавшей нравственной ситуации 153 . Распространение среди арабов христианства и иудейства и длительное столкновение между ними пробудили в недрах арабского мира религиозное чувство чисто синкретического настроя, из которого впоследствии вышел ислам . И) С первых веков лучи христианской истины проникли в Эфиопию. Но христианство возобладало здесь в IV веке благодаря трудам двух братьев из Тира, Фрументия и Эдесия. Они прибыли в Аксум, столицу Эфиопии, молодыми пленниками и рабами царя. Но затем, благодаря своим способностям и добродетельности, им удалось завоевать доверие эфиопов и достичь высокого положения в обществе. В частности, Фрументий сделался воспитателем наследника престола Айзаны. Позже он посетил Александрию, поведал Афанасию Великому о случившемся, и тот рукоположил его (в 340 или ок. 346 гг.) во «епископа Аксумского». Вернувшись в Эфиопию, он крестил Айзану, который к этому времени стал уже царем, и развил бурную миссионерскую деятельность, привлекая к вере большую часть народа. Его брат Эдесий сперва также трудился в Эфиопии, но затем вернулся в Тир и стал там священником. Об этом мы черпаем сведения у Руфина, который познакомился с Эдесием в Тире, и от Афанасия Великого 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Труды по распространению христианства в Азии прошли последовательные фазы удач и неудач. Сегодня мы не можем быть довольны существующей ситуацией. Однако нам не надо забывать, что то, что мы видим, всего-навсего – очередная фаза. История мира, кажется, не оканчивается в нашу эпоху. Будущее снова предоставит много удобных случаев. Дело состоит лишь в том, успеем ли мы в данный промежуток времени выучить уроки прошлого, будем ли мы изучать историю с трезвостью, смирением и искренним желанием услышать через дела минувшие голос Божий для будущего. 2 Житие Константина Философа V. Наиболее важное критическое издание источников о жизни солунских братьев осуществил Лавров П. Материалы по истории возникновения древней славянской письменности. Ленинград, 1930. Другие важные издания источников: Diimmler E., Miclosisch F. «Die Legende vom heiligen Cyrillus» (славянский текст и латинский перевод). Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, philosophisch-historisch Klasse. T. 19. Vienna, 1870. S. 205–248; Diimmler E. «Vita Mefodii» (латинский перевод). Archiv fur Kunde osterreichischer Geschichtsquellen. T. 13. Vienna, 1854. S. 156–163; Miclosisch F. Vita sancti dementis, episcopi Bulgarorum. Vindobonae, 1847. Далее, в Патрологии Миня: PG 126. Col. 1193–1240 (в особенности параграфы 1–14). Что касается критических исследований проблем, связанных с источниками, классической остается работа: Dvornik Fr. Les legendes de Konstantin et de Methode vues de Byzance. Prague, 1933. Вышло также критическое издание славянского текста житий Константина и Мефодия с латинским переводом, выполненное Fr. Grivec и Fr. Tomsic: Constantinus et Methodius Thessalonicenses. Fontes, Zagreb, 1960 (в Radovi Staroslavenskog Instituta). Последнюю мы имели перед глазами вместе с немецким критическим переводом Bujnoch J., Zwischen Rom und Byzanz (Leben und Wirken der Slavenapostel Kyrillos und Methodius nach den Pannonischen Legenden und der Klemensvita...). Graz-Wien-Koln, 1958. Подробную библиографию до 1934 г. см.: Ильинский Г. Опыт систематической Кирилло-Мефодиевской библиографии. София, 1934. С 1934 по 1940 гг.: Popruzenko M.; Romanski St. Kirilometodievska bibliografija za 1934–1940. С 1939 по 1955 гг.: Hahn J. Kirillomethodianische Bibliographie 1939–1955. Gravenhage, 1958. См. Также: Георгиев E. Кирил и Memoдuj основоположници на славянските литератури. София, 1956. Grivec Fr. Konstantin und Method, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Миссионер, несущий в мир свет евангельского учения, должен быть, прежде всего, сам просвещен этим светом, сам быть свободен от тех пороков и языческих установок, с которыми он будет призывать бороться, чтобы не оказаться ему «слепым вождем», так как «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф. 15.14 ). «Ключ к православному пониманию исторического процесса, как я полагаю, – это «слава Всесвятого Бога», рассматриваемая в перспективе Его безмерной любви… Человеческая история, изложенная в Библии, начинается и заканчивается прославлением Бога», – пишет Блаженнейший архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос). Божественная слава является предпосылкой творения мира и человека. Господь Иисус Христос указывает на эту славу, когда молится Отцу о прославлении Его славою, которую имел у Него (Бога) «прежде бытия мира» ( Ин. 17.5 ). И она не завершается на земле, но переносится в вечность. Новый град Божий, где искупленные будут жить вместе с Господом, заключает в себе самом славу Божию (См.: Откр. 21.11 ). Обозреваемая в перспективе вечности, уходящая в прошлое – до сотворения, и в будущее – после нового творения, слава Божия предстает непрекращающимся событием. И так и должно быть, ибо Бог неизменен. Слава Божия (евр. шехина – «пребывание», «проживание») в Библии понимается как имманентное присутствие Бога в мире. «Шехина» – это Бог, рассматриваемый в терминах пространства и времени как Его присутствие, особенно в земном контексте, когда Он освящает некое место, определенный предмет, какого-то человека или весь народ – откровение Святого в несвященной среде, явление Духа в материальной субстанции – то, что можно назвать словом «Святыня». В православном богословии слава Божия именуется «нетварными Божественными энергиями» (от греч. ενργεια – действие, сила, мощь), то есть проявлением Божественной благодати, отличимой, но не отделимой, от Сущности Бога. Между Сущностью и сущностной энергией Бога имеется «богодостойное» различие. Они различаются «без расхождения». Сущность существует Сама по Себе, а энергия нет. Сущность – причина энергии и не допускает причастности к Себе, а энергия не только допускает причастность к Себе, но и может именоваться катафатическими именами. Собственно, познавать Бога возможно лишь в Его энергиях, так как Сущность Божества не познаваема и неописуема.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010