Наряду с ними в совете принимали участие высшие чины администрации, по усмотрению и приглашению императора. Учреждение это имело свою историю за продолжительное время правления Августа, и когда он уже не был в состоянии являться в сенат по дряхлости, то состоявшему при нем совету предоставлено было право решать дела от имени всего сената. Модифицируясь кое в чем при преемниках Августа, это учреждение продолжало действовать непрерывно. При Адриане выступило значение юристов в совете императора. 146 В отношении к этим членам совета, в связи с их заслуженностью, явилась градация окладов: sexagenarius, centenarius и ducenarius – 60,100 и 200 тысяч сестерций. При Диоклетиане совет императора начал называться консисторием, consismorium. Это слово обозначало сначала, по-видимому, зал дворца, где собирался совет. Со времени Константина титул комит, comes, получил новое развитие. Первоначально он совпадал с членством совета; но широкое распространение этого звания расширило его круг и, таким образом, из общего числа комитов выделился высший разряд, который и получил название консисториальных комитов, comites consistoriani. В этот разряд входили прежде всего магистр оффиций, квестор и оба комита финансового ведомства. 147 Все они имели титул vir illustris. Наряду с ними участвовали в заседаниях консистории местный префект претория и придворные магистры армии (praesentales). Ниже их в ранге стояли комиты, имевшие по занимаемым ими должностям титул vir spectabilis. Наряду с этими двумя категориями стояли comites vacantes обоих рангов. Члены консистория сопровождали императора в его путешествиях и переездах по империи. 148 Круг компетенции консистория зависел от воли государя. Помимо обсуждения вопросов общего характера, в консистории происходили торжественные приемы посольств от других государств, депутаций от городов и провинций; кроме того, консисторий являлся также судебной инстанцией для разбора важнейших уголовных и гражданских дел, особенно процессов по оскорблению величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Тредголд (Treadgold) Варрен (Уоррен) – ведущий американский византинист последней трети ХХ – начала ХХ! вв., автор глубоких исследований о византийских финансах, государстве, армии эпохи раннего средневековья, а также фундаментальной обобщающей книги по истории Византии. Триадица – см.: Сердика. Триболы (триволы) – древнеримское изобретение («чеснок»), представляли собой железные шарики с четырьмя коническими шипами, или просто четыре соединенных между собой шипа. Они были расположены так, что три из них упирались в землю, а четвертый торчал острием вверх. Ромеи использовали Т при обороне военного лагеря или укрепления, для задержания вражеской конницы. Собственная кавалерия ромеев должна была быть защищена от поражения Т., для чего рекомендовалось подбивать копыта лошадей специальными железными пластинами. Согласно военным трактатам Х в., каждый ромейский воин в походе должен был иметь по 8 Т Согласно трактату «О церемониях» Константина Багрянородного, Т. входили в оснащение дромонов и, значит, могли использоваться как вид метательных снарядов. Трибониан – правовед, квестор в начале правления Юстиниана I (527565 гг.), глава комиссии по разработке Свода гражданского права (Corpus juris civilis). См.: закон. Трибун – 1) римская офицерская должность (военный Т – tribunus militum). В период Римской империи в каждом легионе насчитывался один военный Т из сенаторов и пять из числа сословия всадников; 2) в Византии – командир схолы, комендант города или крепости; 3) комит схол (с 441 г.); 4) в VIII-X вв. – старший офицерский чин в пехоте. Т., наряду с топотиритом и хартуларием, находился в подчинении у доместика нумера (ton noumeron); они соответствовали комитам других тагм. Трибуналии – общее название любых общественных зданий в ромейском городе. См.: вестиопраты. Трибуналий – открытая площадка с возвышением-трибуной, примыкавшая к Триклину 19 Акувитов Большого императорского дворца. Здесь происходила церемония посвящения в высшие титулы Империи – кесаря и новилиссима. Трибуна отделялась решеткой и имела боковые лестницы. Во время шествий высшие чины выстраивались на трибуне и по ступеням лестниц, а телохранители (манглавиты, этерия) со знаменами, хоругвями и димоты становились в нижней части зала, где находились тагмы и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем Велизарий вышел из Неаполя на север, оставив в городе гарнизон в 300 человек, и завязал сношения с Римом. Сенат изменил готам, папа Сильверий, недавно занявший престол по смерти Агапита, также стал на сторону императора, и сенатор Фиделий, бывший квестор Аталариха, явился к Велизарию и пригласил его вступить в Рим. Готский гарнизон не считал возможным организовать защиту среди враждебно настроенного населения, и 9 декабря войска Велизария ночью входили в Рим через Ослиные ворота (Porta Asinaria), а готы уходили на север через Фламиниевы. Командир готского гарнизона Левтарид не последовал за своими людьми и предпочел сдаться. Завладев Римом от имени императора, Велизарий отослал в Константинополь ключи от городских ворот. Предвидя возможность осады, Велизарий позаботился прежде всего об увеличении запасов хлеба. Привезенный им хлеб из Сицилии он сдал в городские магазины и сделал распоряжение, чтобы ближайшее к городу население свозило свой хлеб в Рим. Вскоре к нему явился готский начальник приморской части Самния Пиция и принял присягу на имя императора за себя и поселенных в той области готов. Велизарий дал под его начальство отряд своих войск и поручил ему охранять эту часть Самния от тех готов, которые остались верны своему национальному делу. 266 Одновременно с тем Велизарий выслал отряды своего войска под начальством Константина и Бессы в Тусцию, и города Сполетий, Перузия и Нарния приняли в свои стены имперские гарнизоны. Подготовляя войска для войны с Велизарием, Витигес послал в Далмацию небольшие силы под начальством вождей Азинария и Улисигага, предоставив в их распоряжение военный флот. Азинарий должен был привести союзных свевов. Улисигаг был разбит Констанцианом близ Скадроны и отступил к Бурну, где и поджидал Азинария со свевами. Когда тот прибыл, оба вождя подошли к Салоне, чтобы осадить ее с суши и моря. Но действия их были неудачны, а из их флота несколько кораблей было потоплено, другие попали в плен. Витигес снаряжал армию в Равенне и поджидал тех готов, которые под общим начальством Маркин стояли в гарнизонах в заальпийских владениях, уступленных франкам. По словам Прокопия, готская армия доходила до 150 тысяч человек. Большинство этой силы были тяжеловооруженные всадники с конями, покрытыми броней. Пика и меч, которыми мастерски владели готы, были рассчитаны на бой лицом к лицу с врагом. Искусство стрельбы было заброшено; стрелки их были пешие и во время боя располагались между всадниками. В армии Велизария главную силу составляли легкие конные стрелки. Мастерством в этом деле обладали гунны. Несоответствие тактики и вооружения противников отдавало преимущество имперской армии, как обнаружилось то в дальнейшем ходе событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Знаменитый константинопольский бунт «Ника» происходил в начале 532 г., т. е. через три года по вступлении Юстиниана на престол. Это народное возмущение служит весьма резким показателем характера Юстиниана и, вместе с тем, дает ключ к пониманию его административной и финансовой системы. Юстиниан, утверждая господство новой династии, опирался, главным образом, на национальное духовенство и наемное войско. Цирковая партия венетов, думают, была ему близка потому, что царица Феодора в юные годы принадлежала к ней и не порывала с ней сношений на троне; но т. к. в возмущении «Ника» приняли участие и венеты, и прасины, то следует полагать, что коренная причина возмущения лежала, собственно, не в партиях. Хотя нелегко наметить эти причины, т. к. события следовали с удивительной быстротой, но о них можно догадываться по следующим фактам, отмеченным у Прокопия, современника событий. 13 января прасины выражали в ипподроме жалобу на притеснения, испытываемые от правительства, и называли царского спафария и кувикулария Калоподия как наиболее жестокого человека. Тогда между царским вестником и представителем партии прасинов начался живой обмен упреков и резких обвинений, в котором приняли участие венеты., Спор продолжался и вне ипподрома выразился в уличных беспорядках и враждебных схватках между приверженцами венетов и прасинов. Во главе правительства стояли тогда префект претории Иоанн Каппадокиец, наиболее влиятельный министр и правая рука Юстиниана, изобретатель новых налогов и беспощадный вымогатель податных сборов, человек без образования и чести. За ним стоял квестор священного дворца и министр юстиции, знаменитый Трибониан, который поставлен был во главе законодательных работ времени Юстиниана; это был по образованию самый крупный человек времени, но ради наживы он жертвовал всем, не затрудняясь толковать закон вкривь и вкось и применять статьи не в пользу правой стороны, а в пользу той, которая предложила взятку. Полицейская власть находилась в руках префекта города Евдемия, который своими строгими мерами против виновников уличных беспорядков еще сильней возбудил народные страсти. Именно: семеро из захваченных полицией были присуждены к смертной казни, четверо — к обезглавлению, трое — к виселице.

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Ближайшая задача его пребывания в Константинополе состояла в защите Православия и низложении иконоборческой ереси. Но, будучи передовым носителем и выразителем византийских иноческих идеалов, Платон оказывал неотразимое моральное воздействие на окружавшую его среду и являлся красноречивым проповедником и апологетом монашеского любомудрия ( φιλοσοφα). В результате он весьма многих расположил к монашеской жизни. Во главе новых приверженцев иноческой «философии» оказались квестор Фотин, его жена Феоктиста, три их сына – Феодор, Иосиф и Евфимий и дочь, неизвестная по имени. В 781г. Фотин раздал своё имущество и деньги бедным, даровал свободу своим рабам, отказался от придворной должности и удалился со всем семейством из Константинополя в Вифинию, чтобы начать здесь новую жизнь. 578 Вместе со всеми охотно расстался с миром и его прелестями и преп. Феодор. Преп. Феодору было 22 года, когда он решился посвятить себя на служение Богу в монашеском чине. Несомненно, этот факт совершился под воздействием различных причин. В основе их нужно поставить внутреннее аскетическое самоопределение великого подвижника, с детства пламеневшего любовью к небесной жизни. Эта любовь была возожжена в нём аскетически настроенной матерью его Феоктистой, питалась серьёзным и строгим религиозно-нравственным воспитанием, как в семье, так и в школе, и окрепла во время жестокого и несправедливого иконоборческого преследования монахов за непоколебимую их твёрдость в религиозном воззрении. Затем, много содействовал аскетическому настроению Феодора и игумен Платон, но его проповедь о тленности земных благ пала уже на готовую почву и лишь ускорила решение вопроса о жизненном пути. Наконец, господствовавшая в Византии духовная атмосфера, насыщенная монашескими идеями и традициями, неудержимо влекла византийцев, без различия звания и состояния, в монастыри и скиты и создавала вполне благоприятные условия и для личного почина, и для коллективного решения в пользу аскетического принципа. Во всяком случае, о какой-либо принудительности к пострижению в отношении преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Войдя в соглашение с Аларихом и пользуясь его доверием, он, по-видимому, искренно верил в возможность водворить мир и упрочить силу империи. В угоду Алариху Аттал принял крещение от арианского епископа Сигесария, а потому ариане считали его своим; в то же время на него рассчитывали и приверженцы старой римской религии, в которой он долго пребывал раньше своего крещения. Предметом ближайшей заботы нового императора было обеспечение подвоза хлеба из Африки, житницы Рима. Аларих хотел послать туда готов. Но Аттал не соглашался на это и отправил в Африку Константа с поручением вытеснить Гераклиана и овладеть страной. Чтобы упрочить свое положение в Италии, Аттал должен был или вступить в соглашение с Гонорием, или низложить его. Он вышел с войсками из Рима и направился к Равенне. Когда он был в Аримине, к нему прибыло посольство от Гонория, которое составляли Иовин, префект претория, Валент, вождь погибших далматских полков, назначенный магистром армии, квестор Потамий и примицерий нотариев Юлиан. Уже самим составом посольства Гонорий выразил признание Аттала своим соправителем. Но Аттал отказался вступить в переговоры об условиях соправительства и выразил лишь готовность сохранить жизнь Гонорию и поселить его на острове. То была обычная еще с Августа форма ссылки для знатных лиц. Таким образом, предложение Гонория было отвергнуто, и посольство уехало ни с чем. Но Иовин приезжал к Атталу еще несколько раз и кончил тем, что изменил Гонорию и принял пост магистра оффиций при Аттале. Самыми влиятельными лицами при Гонории стали препозит Евсевий и магистр армии Аллобих. 625 Пока шел обмен посольств, Аларих со своими готами обходил Эмилию и приводил на верность Атталу города этой области. Город Бонония запер пред ним ворота и сохранил верность Гонорию. Из Эмилии Аларих прошел в Лигурию, чтобы обеспечить власть Аттала и в этой провинции. Одно случайное обстоятельство подняло настроение Гонория. В Равенну зашла эскадра восточного императора с шестью полками десанта, общей численностью четыре тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Между ними были квестор Фома, патриций Фока, бывший префект Асклепиодот, бывший референдарий Македоний и многие другие. Все обвиняемые были подвергнуты конфискации имущества и, по-видимому, покончили сами с собою. 134 Тогда же было обращено внимание на духовный центр язычества, каким являлся афинский университет. 135 Объявив в своем указе запрет всем исповедующим «безумие язычества» обучать кого-либо каким-нибудь наукам, Юстиниан закрыл эту старую школу высших знаний. Умолкла эллинская мудрость, конфисковано было накопившееся в течение долгих веков имущество, и последние представители кафедр в числе семи человек решили искать себе места деятельности на чужбине. То были люди, происходившие из восточных областей империи: Далмаций – из Сирии, Евнапий – из Фригии, Присциан – из Лидии, Гермия и Диоген – из Финикии, Исидор – из Газы. Решение афинских профессоров искать почвы для своей деятельности в Персии было вызвано тем, что царевич Хосров имел репутацию глубокого знатока Платона. Хосров не оправдал надежд философов, и вскоре они пожелали вернуться на родину. В текст мирного договора между империей и Персией в 532 году была включена статья о разрешении философам вернуться в империю. 136 С язычеством Юстиниану пришлось ведаться и после 529 года. С самого начала своего правления Юстиниан проявил заботу о поднятии благосостояния своей родины, провинции Дардании, в пределах которой лежал город Бедериана. Старое незначительное укрепление, в округе которого находилась деревня, где он родился, было превращено в цветущий город. Он украсил его общественными зданиями, дал ему имя Первой Юстинианы и хотел сделать его административным и церковным центром северного диоцеза Иллирика. Он отстроил также стены другой старой крепости в тех местах, носившей имя Ульпианы, и переименовал ее во Вторую Юстиниану. Тогда же удостоились внимания императора и другие города Дардании и Дакии. 140 Так как префектура Иллирик входила в церковную юрисдикцию римского папы, то в течение долгих лет шли сношения с римским престолом о соизволении папы на изменение старых церковно-административных отношений в тех областях, и желание Юстиниана сделать кафедру епископа Юстинианы митрополией для соседних провинций встречало возражения и противодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Чтобы приобрести дополнительную гарантию в передаче власти Хосрову, Кавад решил на случай критического развития событий заручиться поддержкой со стороны Нового Рима и направил Юстину послание, которое в передаче Прокопия Кесарийского (не в его «Тайной истории», а в заслуживающей большего доверия «Войне с персами») выглядит так: «То, что мы претерпели со стороны римлян несправедливости, ты и сам знаешь, но все обиды на вас я решил окончательно забыть... Однако за все это я прошу у тебя одной милости. Я предлагаю тебе сделать моего Хосрова, который будет преемником моей власти, своим приемным сыном» 28 . Это была идея, зеркально воспроизводившая ситуацию столетней давности, когда по просьбе императора Аркадия шах Йездигерд взял под свою опеку малолетнего преемника Аркадия Феодосия II. Послание Кавада обрадовало и Юстина, и Юстиниана, не усмотревших в нем подвоха, но квестор священного двора Прокл, ради которого Прокопий не скупится на похвалы и в «Истории войн», и в «Тайной истории», противопоставляя его другому выдающемуся юристу – Трибониану – как приверженца существующих законов и противника законодательных реформ, усмотрел в предложении шаха опасность для Римского государства. Обращаясь к Юстину, он сказал: «По моему мнению, мы сейчас рассуждаем ни о чем ином, как о том, чтобы под благовидным предлогом передать персам государство римлян... Ибо это посольство с самого начала имеет целью этого Хосрова, кто бы он ни был, сделать наследником римского василевса... По естественному праву имущество отцов принадлежит их детям» 29 . Проклу удалось убедить Юстина и его племянника в опасности предложения Кавада, но, по его же совету, решено было не отказывать ему в его просьбе прямо, а направить к нему посланников для переговоров о заключении мира – до тех пор действовало лишь перемирие и вопрос о границах не был улажен. Что же касается усыновления Хосрова Юстином, то послы должны будут заявить, что оно будет совершено, «как это происходит у варваров», а «варвары производят усыновление не с помощью грамот, а вручением оружия и доспехов» 30 . Многоопытный и чрезмерно осторожный политик Прокл и, как это видно, вполне сочувствовавший его недоверчивости хитроумный левантиец Прокопий едва ли были правы в своей подозрительности, и первая реакция на предложение шаха со стороны правителей Рима, по происхождению выходцев из иллирийской сельской глубинки, могла быть более адекватной, но они передумали и последовали совету Прокла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наконец прибавьте, сколько поэтов вострепещет от страха и ужаса не веред каким ни будь Миносом или Радамантом, во вред судом Иисуса Христа, о котором они никогда и помыслить не хотели! Тогда-то трагические актеры под бременем своего несчастия будут испускать вопли гораздо плачевнее и громче, нежели какими прежде оглашали театр. Тогда-то шуты и гаеры явятся в настоящем своем виде, изгибаясь от пламени, их пожигающего. Тогда-то надменные возничие цирка будут более и более поражать взоры наши, восседая на огненной колеснице, окруженные отовсюду пламенем. Тогда-то увидим мы многих гладиаторов, пронзенных не острием копия как прежде в их Академиях, но множеством огненных стрел, со всех сторон сыплющихся. Правда однако ж, что я не обращу тогда внимания моего столько на сих жалких бедняков, сколько на тех чудовищ бесчеловечия (Иудеев), которые изощряли прежде бешенство свое против Самого Господа.    Вот, скажу я им, тот Сын плотника и бедной матери, тот истребитель суббот, тот Самаритянин, тот одержимый бесом человек; вот тот, кого вам продал изменник Иуда, кто терпел от вас удары и заушения, кого обезобразили вы оплеваниями, кого напоили желчью и уксусом; вот тот, кто будто бы тайно похищен был учениками Своими для уверения других, что Он воскрес! — Чтобы видеть столь величественное зрелище, чтобы доставить вам столь великолепное увеселение: что тут в состоянии сделать какой либо Претор, Консул, Квестор или первосвященник? Вы, может быть, возразите мне на сие, что такое зрелище далеко еще от нас. Нет, братия мои. Вера делает вам его близким, и мы можем воображать его как бы уже происходящим пред нашими глазами. Впрочем, какие тогда должны для вас быть те радости и утешения, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор 2.9)? Поверьте, что они бесконечно превосходят все мнимые удовольствия Цирка, Театра, Амфитеатра и всех других позорищ, какие суета ни изобрела для зрелищ. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот что повествует оно об интересующем нас событии. Привожу рассказ по славянскому переводу, именно по тексту Синодального списка январской книги Макарьевских Четьих Миней 97 . Он читается подъ особым заглавием: „ виденïи, еже виде Василïе Великïи» 98 . Автор рассказывает о походе императора Юлиана в Персиду, о его угрозах разорить город Кесарию, которые он произносит в разговоре со св. Василием; по удалении Юлиана Василий убеждает людей „взыти на гор дидимьскю. идеже что есть и покланяемь бгоматере честный хра». Сам он, три дня пребывая без пищи, молит Бога „разорити законопрестпнаго цря мысль. И оубо молящся ем и бдящ тако и с людми сокршенным срцемь. зрить во сне василïи множество воиньства нбнаго. сюд и сюдоу на горе, и посреде и на престоле славне» седящю некю в женьсте бразе, и сице некако рещи къ иже близъ еа стощи. величаишимъ мжемь. Призовите ми семо Меркоурïа. да идеть и оубïеть оулïана. иже на сна моего и га I ха похлившаго. стыи же со всемъ ржïе своимъ прпшедъ. и повеленъ бывъ нея. воскоре поиде.... равносилен же сем. сонъ. зряше и оубо мдрець. в тои нощи съ иоулïано сыи в персиде. и кыесторскыи санъ оукрашаа. оудивлься оубо виденïю василïе. и еввоула единого возбдивъ. сниде с ни во гра. и идоша во хра стго мчника меркрïа. идеже самъ лежааше. и ржïа его. же възыскавъ и не обрете. и призвавь стража. вопрашааше где оубо соуть сïа. иже съ клятвами глаше вечеръ т бïах. идеже воин лежаще храняхся. верова оубо несуменною верою. василïи, ко истинно бе виденïе и прославивъ бга непрезирающаго надеющися нань. и со тщаниемъ многымъ и радостïю неизъгланною. взыде на гор. и еще все спящи. их же возвигнвъ. и на молитв поспешествовати повелевъ. во гласе блговествова имъ. еже бга том бывшее и ко в нощь оубïенъ бы мчитель». Василий с народом возвращается в город; собравшись в храм, приносят благодарение Богу. Далее, в главе, названной: „ заколенïи мерьскаго оулïана» 99 , находим известие, что спустя семь дней явился в Кесарию перепуганный квестор Юлианов Ливаний, упомянутый выше, и в храме, где собрались тогда по случаю праздника граждане, сообщил им о смерти Юлиана; в заключение говорится о крещении Ливания 100 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010