22 Плиний Гемину 1080 привет. (1) Разве ты не знаешь, что рабы всех страстей сердятся на чужие пороки так, словно им завидуют, и тяжелее всего наказывают тех, кому больше всего им хотелось бы подражать? А между тем даже людям, которые ни в чьем снисхождении не нуждаются, больше всего пристало милосердие. (2) Я считаю самым лучшим и самым безупречным человека, который прощает другим так, словно сам ежедневно ошибается, и воздерживается от ошибок так, словно никому не прощает. (3) Поэтому и дома, и в обществе, и во всех житейских случаях давайте придерживаться такого правила: будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе. Будем помнить, что Тразея, кротчайший человек, великий именно своей кротостью, часто говаривал: «Кто ненавидит пороки, ненавидит людей». – Ты, может быть, спросишь, что заставляет меня писать об этом? (4) Недавно один человек, – лучше, впрочем, поговорим об этом лично; хотя нет, вовсе не надо и говорить 1081 . Я боюсь, как бы поступки, которые я не одобряю в нем; преследование людей, задевание их, сплетни, – не оказались в противоречии с тем, чему я учу. Кто бы он ни был, каков бы ни был, умолчим о нем: заклеймить его – в этом никакого примера нет, а не заклеймить его – это человечно. Будь здоров. 23 Плиний Марцеллину 1082 привет. (1) Все мои занятия, все заботы, все развлечения унесены, выбиты, вырваны тягчайшим горем по поводу смерти Юния Авита. (2) В моем доме надел он на себя сенаторскую одежду; я помогал ему в достижении магистратур; он так любил меня и так чтил, что видел во мне учителя нравственности и относился как к наставнику. Это редко в наших юношах 1083 . (3) Много ли найдется таких, которые уступят возрасту или авторитету? Они сразу же все понимают, сразу же знают все, никого не уважают, никого не берут за образец и сами себе пример. Не таков был Авит. Он был особенно умен тем, что считал других умнее себя; особенно образован потому, что хотел учиться. (4) Всегда советовался он или о своих занятиях, или о житейских обязанностях; всегда уходил, став лучше, а лучше становился или от того, что услышал, или от того, что вообще узнал. (5) Как он повиновался Сервиану 1084 , человеку исключительной точности! Трибун, он сумел так понять и пленить легата, что когда тот перешел из Германии в Паннонию 1085 , он последовал за ним уже не как сослуживец, а как товарищ и помощник. Ревностный и скромный квестор, он был так же приятен и мил своим консулам (а он служил у многих), как и полезен! С какой энергией и неусыпностью добивался он этого самого эдилитета 1086 , которого не дождался! Это особенно растравляет мою печаль. (6) Перед глазами моими стоят напрасные труды, бесплодные просьбы, почетная должность, которой он так заслуживал; я вспоминаю о сенаторской одежде, надетой под моей кровлей; вспоминаю о своем содействии ему, оказанном впервые, о содействии, оказанном в последний раз, о наших разговорах, о наших совещаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Врач Кесарий — в ссылке, в назианзской глуши. О, эти долгие полтора года! Словно погружение в смерть, которому нет конца… Но у него хватает сил подбадривать старшего брата: «Григорий, пиши, не скрывай своих талантов!». Они говорят о Платоне и Пифагоре, о Гиппократе и Асклепиаде, о течении звезд и о причине приливов. Споры – на грани шутки – братьев о том, кто более любим матерью. «Я один питался ее молоком, как же ей не любить меня более всех?» — смеется Григорий. Юлиан, раненый копьем неизвестного воина во время войны с персами, умер на руках своего придворного врача… На престоле – престарелый император Иовиан – христианин. В 363 году Кесарий возвращается в Рим, оставив – теперь уже навсегда в своей земной жизни — Каппадокию. Откуда ни возьмись, появляются старые и новые друзья – император благоволит к нему. У Кесария много, очень много друзей. Он шутливо говорит об этом невзначай – с грустной улыбкой. Ему ли не знать, что такое одиночество? К нему, бывшему ссыльному, снова ставшему известным и богатым, сватают наперебой знатнейших невест Константинополя. Напрасно. Он остается безбрачным. «Странно», — говорят за его спиной, — «такой хороший путь наверх – разумный, выгодный брак!» Кесарий – квестор Вифинии, хранитель государственной казны. Покровительство императора Валента прочит ему еще более блестящее будущее. Землетрясение в Никее уносит жизни всех, кто заседал с ним. Его, чудесно спасшегося, достают из под обломков. «Теперь-то», — в один голос пишут ему брат и Василий, — «теперь-то не будь неразумен – посвяти себя Богу!». И он принимает крещение. Там же, в Вифинии. Он слагает с себя квесторскую тогу. Крещальная риза становится для него погребальной – внезапно развившаяся болезнь прерывает его земную жизнь. Друзья…Где вы? Напрасно взывает к ним в горе Григорий – письма из Каппадокии идут нескоро. Дом разграблен, тело лежит непогребенным. Сколько это продлилось?.. …Его похоронили в Назианзе, и Григорий сказал свое надгробное слово о брате. Нонна молча слушала слова старшего сына.

http://pravmir.ru/kesarij-kappadokijskij...

555 Вместо τς το Θεο δπουθεν ξιγαστος, кажется, следует читать: τος (т.е. διακνοις, πηρταις, τος ατ πκουσιν) το Θεο. 556 Здесь переписчик замечает: «означает все, что в древности называлось Ливией, а ныне – Африкой». И сам блаж. Феодорит в толковании на Иезек. XXVI, 12 пишет (Творения VI, Москва 1859, стр. 584): «Кархидон – это столица древней Ливии, называемой ныне Африкой». Ср. письмо 32-е (на стр. 34). 557 Разумеются вандалы, вторгнувшиеся из Испании в Африку по приглашению восставшего римского наместника Бонифация в 427 г. под начальством Гензернха († 477 г.) и взявшие Карфаген в 439 г. 558 Переписчик замечает здесь: «обозначается вся область с Ливией и Карфагеном; кажется, они были покорены в его (блаж. Феодорита) дни» 560 В хронографе Феофана (Chronographia ad an. 460: Migne, gr ser. t. CVIII, col. 292) упоминается Исокасий, – философ и квестор, ктитор и обитатель великой Антиохии. Обвиненный в 467 г, как еллин (язычник), он был представлен префекту претории в Константинополе, но дал удовлетворительные объяснения и был отпущен в свою страну. В сирийских актах Разбойничьего собора упоминается, яко бы сам «благочестивейший Домие был поставлен во епископа (Антиохийского) по влиянию язычника Исокасия» (Hoffmann, S 64,43 Martin, Actes, p. 148. Perry, p. 148). 561 В виду того, что отмеченная вносными знаками фраза встречается и в письме 220 (XL), полагают, что она несправедливо перенесена сюда переписчиком из последнего. 563 Сирены – баснословные сестры-девицы, яко бы обитавшие близ страшного прохода в Сицилийский пролив Сциллы: своим волшебным пением они завлекали сюда мимо плывших мореходцев и умерщвляли их в самом проходе. 564 Письмо не кончено, так как в рукописи не сохранилось здесь одного листа, где было и начало следующего письма. 565 Начало письма затеряно, почему и смысл первой фразы не вполне понятен; начинается оно такими словами: λαβεν ξουσαν κα τν πρχων πρτος ναγορενθες, λλ τι κτλ. 570 Λαμπρτατος­clarissimus См Paul Koch, Die Byzantinisehen Beamtentitel (Jena 1903). S. 10–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1437 После него так же поступал Петр Барзимес и пользовался таким же расположением. Он открыто продавал должности, предоставляя полную свободу тем которые их купили, вознаградить себя в провинциях 1438 , и до такой степени возмутительно спекулировал на хлеб, что даже вызвал бунт в столице. 1439 С целью достигнуть некоторой экономии, он урезывал жалованье войскам, сокращал даровые раздачи народу 1440  и выпускал фальшивую монету 1441 , но более всего не забывал чудовищно обогащаться, до такой степени, что смутила, самого Юстиниана. 1442 Но при всем том было бы ребячеством соглашаться целиком со всеми обвинениями, которыми осыпают этих крупных администраторов, Прокопий и Лидос, так как во многих мерах, за которые они их упрекают, я не могу не усмотреть похвальных попыток к экономии, и в их оправдание следует еще прибавить, что достигнуть в царствование Юстиниана равновесия в государственном бюджете – было очень трудной задачей. Тем не менее, не может подлежать спору, что для подданных такие министры должны были казаться тираническими и жестокими, и что сами они мало заботились о своем личном достоинстве. Большая часть придворных поступали так же, как и они. В министерстве юстиции Трибониан продавал за деньги приговоры и закон 1443 , а его преемник квестор Константин, «самый вороватый из людей», как говорит о нем Прокопий, так умело воспользовался своей должностью, что в течение нескольких лет составил себе громадное состояние. Он также был большим любимцем государя, потому что нашел средство обогатить казначейство. 1444 Даже приближенные императора, его секретари, торговали, если верить Секретной истории , правосудием и пользовались своими обязанностями как для постыдного обогащения императора, так и самих себя. 1445 В провинциях, особенно в тех, куда не доходил взор императора, вымогательства были безмерны. Так как во что бы то не стало нужно было посылать деньги в Константинополь и в то же время возвратить себе те авансы, которые были выданы за покупку должности, то губернаторы и агенты казначейства употребляли все свое искусство, «чтобы заставить выйти из земли тот обол, который в ней скрывался».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

– Бежать нельзя? – Тише, тише!.. Что ты!.. Страх школьника выразился в ленивых чертах Галла. – Нет, конечно! Я теперь, как рыба на удочке; он тащит потихоньку, так, чтобы леса не порвалась: ведь цезарь, какой ни на есть, все-таки довольно тяжел. Но знаю – с крючка не сорвись – рано или поздно вытащит!.. Вижу, как не видеть, что западня, и все-таки лезу в нее, сам лезу от страха. Все эти шесть лет, да и раньше, с тех пор, как помню себя, я жил в страхе. Довольно! Погулял, пошалил и довольно. – Брат, он зарежет меня, как повар куренка. Но раньше замучит хитростями, ласками. Уж лучше бы резал скорей! ..Вдруг глаза его вспыхнули. – А ведь если бы она здесь была, сейчас, со мною, что ты думаешь, брат, ведь она спасла бы меня, наверное, спасла бы! Вот почему говорю я – это была удивительная, необыкновенная женщина!.. Трибун Скудило, войдя в триклиниум, с подобострастным поклоном объявил, что завтра, в честь прибытия цезаря, в ипподроме Константинополя назначены скачки, в которых будет участвовать знаменитый наездник Коракс. Галл обрадовался, как ребенок. Велел приготовить лавровый венок, чтобы, в случае победы, собственноручно венчать перед народом любимца своего, Коракса. Начались рассказы о лошадях, о скачках, о ловкости наездников. Галл много пил; от недавнего страха его не было следа; он смеялся откровенным и легкомысленным смехом, как смеются здоровые люди, у которых совесть покойна. Только в последнюю минуту прощания крепко обнял Юлиана и заплакал; голубые глаза его беспомощно заморгали. – Дай тебе Бог, дай тебе Бог!.. – бормотал он, впадая в чрезмерную чувствительность, может быть, от вина. – Знаю, ты один меня любил – ты и Константина… И шепнул Юлиану на ухо: – Ты будешь счастливее, чем я: ты умеешь притворяться. Я всегда завидовал… Ну, дай тебе Бог!.. Юлиану стало жаль его. Он понимал, что брату уже «не сорваться с удочки» Констанция. На следующий день, под тою же стражей, Галл выехал из Константинополя. Недалеко от городских ворот встретился ему вновь назначенный в Армению квестор Тавр. Тавр, придворный выскочка, нагло посмотрел на цезаря и не поклонился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Теодорих I Великий (ок. 454–526), остготский король в 471–526 гг. (не путать с Теодорихом I (419–451), королем вестготов), основатель Остготского королевства в Италии (493 г.) – 166, 170, 171, 222, 263 Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс, ок. 160 – после 220), юрист, раннехристианский писатель, радикальный отрицатель языческой культуры – 106 Тиверий , византийский император в 568–572 гг. – 192, 238, 239, 242 Тит Флавий Веспасиан (39–81), римский император в 79–81 гг. – 105, 177 Тиллемон Луи-Себастьян де (Le Nain de TIIIemont, 1637–1695), французский антиковед, аббат – 49 Тозер X. Ф. (Tozer), издатель сочинений Г. Финлея – 54 Тотила (ум. 552), остготский король Италии с 541 г. – 199, 200 Трибониан (1-я пол. VI в.), византийский юрист, квестор «священного дворца» (смещен с должности после восстания Ника в 532 г., восстановлен в 534), в 533 г. магистр оффиций, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов и глава комиссий по составлению Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого – 207, 208, 212, 223 Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), правовед и философ – 100 Тураев Борис Александрович (1868–1920), востоковед-египтолог, ассириолог, эфиопист, создатель русской школы историков древнего Востока – 275 Турки Никола (Turchi), итальянский византинист – 74 Уитмор Томас (Whittemore, 1871–1950), американский историк-византинист и археолог – 262 Ульфила (Вульфила, † 383), просветитель готов, переводчик Библии на готский язык – 141 Успенский Константин Николаевич (1874–1917), историк-византинист – 87, 88, 340, 351,362 Успенский Федор Иванович (1845–1928), византинист, директор Русского археологического института в Константинополе, редактор «Византийского временника» – 79, 80, 82–86, 89, 113, 139, 163, 165, 172, 221, 271, 300, 308, 328, 329, 336, 362, 376, 450 Фальмерайер Якоб Филипп (Fallmerayer, 1790–1861), немецкий византинист – 59, 246–250 Федор Алексеевич , русский царь в 1676–1682 гг. – 212 Фемистий (ок. 317–390), ритор и философ, один из крупнейших представителей «второй софистики», руководитель высшей школы в Константинополе, синклитик (член Константинопольского сената), префект Константинополя – 185

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Иногда этот взнос был очень велик: так для вступления в военную коллегию в Lambaesis требовалось 750 динариев 725 . Условием постоянной принадлежности к ассоциации был ежемесячный взнос: так, в коллегии Дианы и Антиноя, кто долго не платил взноса, тот лишался как член своих юридических прав. Самая принадлежность к обществу едва отличалась «от крепостного состояния» 726 . Характер организации обществ и ассоциаций также не может свидетельствовать об особенно высоком моральном характере их. В коллегиях не было полного равенства: должностные лица составляли собою противоположное сословие остальным членам, которые собирательно назывались plebs collegii 727 . Порядок в заседаниях общества, как это отчасти мы уже видели, достигался чисто внешним принудительным средством – штрафами. И эта дисциплинарная мера иногда осуществлялась коллегией в очень крупных размерах. Lex conlegii aquae назначает в некоторых случаях 500 асов штрафу. Именно магистр, не пожелавший дать присягу в надлежащем исполнении своих обязанностей, платит 500 асов и теряет как право голоса, так и возможность когда-либо занять эту должность. Давший клятву и ее не исполнивший подвергается штрафу в 100 асов 728 . Magistri и curatores, которые не исполнили постановления общего собрания членов, платят по закону коллегии Эскулапа и Гигии двадцать тысяч сестерций – огромную сумму. Магистр, без достаточного основания пропустивши собрание, вносит на общее пользование конгий вина. Магистр коллегии Дианы и Антиноя должен был подвергнуться денежному взысканию, если он не озаботился приготовлением общественной трапезы. Квестор, если он не исполнил поручения магистра, должен принести амфору вина, если же не исполняет прямых обязанностей своей должности, может подвергаться штрафу от одного динария 729 . Наконец, общества имели юридическое право пытать рабов и, быть может, осуществляли его 730 . Все это, конечно, очень далеко отстоит от христианских агап и Христианской Церкви, где внешнее приличие и образ поведения должен был обусловливаться внутренней религиозно-нравственной настроенностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1097 Публий Сульпиций Квириний принадлежал к старинному римскому патрицианскому роду, представители которого неоднократно занимали высшие государственные должности. Трудно установить по лаконичному сообщению Иосифа о том, что Квириний «занимал все государственные должности», какие же это были должности. И хотя действовал определенный порядок продвижения по лестнице магистратур (квестор, трибун, эдил, претор, консул), при Октавиане Августе появилось немало должностей, на которые не избирали, а назначал император. Ко времени своего прибытия в Сирию в качестве наместника в 6 г. н.э. Квиринию было уже не менее 61 года: для консулов был установлен возрастной ценз в 43 года, а Квириния избрали на эту должность в 12 г. до н.э. 1099 о переписи, проводимой Квиринием в Иудее, повествуется в Евангелии от Луки ( Лк 2.2 ) и в Деяниях святых апостолов ( Деян 5.37 ). Впрочем, существует мнение, что речь там идет о двух переписях, и это в определенной мере сказалось на установлении времени наместничества Квириния в Сирии (утверждается, что он был наместником этой провинции дважды – в 3–2 гг. до н.э. и в 6–7 гг. н.э.). 1101 Термин «фарисеи» происходит от древнееврейского «перушим» – «отделившиеся, обособившиеся». Название саддукеев скорее всего происходит от имени Садока, древнего иерусалимского первосвященника. Термин «ессеи», вероятно, происходит от арамейского «assaja» – «врачи, лекари». 1102 Впрочем, и в «Иудейских древностях» (XIII, 5, 9) автор останавливается на этих сектах. (Перев.) 1103 В «Иудейской войне» (II, 8, 14) Иосиф говорит о том, что фарисеи верят в бессмертие души. По их мнению, души злых людей обречены на вечные мучения, души же добрых людей после их телесной смерти переселяются в другие тела. 1104 Наиболее подробно учение ессеев Иосиф излагает во Второй книге «Иудейской войны», восьмая глава которой почти полностью посвящена описанию этой секты. 1105 очевидно, Иосиф Флавий выбрал в качестве примера для сравнения с образом жизни ессеев одно из дакийских племен, жившее еще в условиях первобытных отношений, так как во время написания им «Иудейских древностей» в Дакии вспыхнуло мощное антиримское восстание под предводительством Децебала. Императору Домициану пришлось тогда заключить мир с даками, невыгодный для Рима. Лишь в начале II в. Дакия была завоевана императором Траяном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одно за другим племена западных белгов стали покоряться Цезарю. Сопротивление попытались оказать адуатуки, которые, по  сведениям Цезаря, имели германское происхождение. Это были потомки кимвров и тевтонов, оставленных в устье Рейна на его левом берегу для охраны уже награбленного имущества, которое те не взяли с собой в дальний южный поход. Адуатуки, запершиеся в одном из своих городов, предложили римлянам мир, согласились выдать оружие, которое они выбрасывали со стен своего укрепления, но это было не все их оружие; и ночью, когда, как они рассчитывали, бдительность римлян будет утрачена ввиду сдачи противника, они сделали внезапную вылазку. Адуатуки сражались с крайней ожесточенностью, понесли значительные потери – погибло около 4 тысяч воинов, но их атака была отбита, а на утро ворота крепости были взломаны и  римляне взяли ее. Военная добыча была продана с  аукциона. В эту добычу входили, по сообщению самого Цезаря, и вывезенные на невольничьи рынки 53 тысячи адуатуков обоего пола и разных возрастов. Независимость сохранили лишь приморские племена моринов и менапиев, обитавшие на территории Артуа, Брабанта и Фландрии. Тем временем квестор Публий Красс, которого Цезарь направил с одним легионом на запад Галлии, в Арморику, завершил покорение венетов и обитавших на берегу океана кельтских племен: венеллов, осисмов, куриосолитов и редонов. Завершив операцию, Цезарь отвел легионы на зимние квартиры в область карнутов, андов и туронов, обитавших южнее современной столицы Франции, а сам отправился в Италию. «По случаю этих событий,– пишет полководец,– сенатом… было определено 15-дневное молебствие – отличие, которое до сих пор никому не выпадало на долю» (Цезарь, Саллюстий, цит. изд., с. 51). Слава полководца сравнялась с той, которая в свое время принадлежала двум Сципионам Африканским и Марию, затмив популярность первого из триумвиров – Помпея. Воспользовавшись отсутствием Цезаря, племенные короли и вергобреты, недовольные господством римлян, стали подстрекать соплеменников к восстанию. Освободительная агитация падала на добрую почву: постой легионов, их снабжение, поборы и  конфискации тяжелым бременем ложились на  галлов; задеты и  травмированы были их национальные чувства, в особенности у знати, у тех, кого Цезарь называл всадниками; едва ли не у большинства галлов были родственники, погибшие от римского меча или проданные на невольничьих рынках, изгнанные из родных мест или вынужденные покинуть их, чтобы избежать смерти или порабощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Луч солнца упал на седую бороду и седые нависшие брови старика; они заблестели, как серебро; морщины на лбу стали еще глубже и темнее; а на тонких губах скользила двусмысленная улыбка, обольстительная, как у женщин. XI Юлиан посетил несчастного брата своего Галла, когда тот остановился проездом в Константинополе. Он нашел его окруженным предательской стражей сановников Констанция: здесь был хитрый, вежливый придворный щеголь, квестор Леонтий, который прославился искусством подслушивать у дверей, выспрашивать рабов; и трибун щитоносцев-скутариев, молчаливый варвар Байнобаудес, похожий на переодетого палача; и важный церемониймейстер императора, comes domesticorum, Луциллиан, и, наконец, тот самый Скудило, который был некогда военным трибуном в Цезарее Каппадокийской, а теперь, благодаря покровительству старых женщин, получил место при дворе. Галл, здоровый, веселый и легкомысленный, как всегда, угостил Юлиана превосходным ужином; в особенности хвастал он жирным колхидским фазаном, начиненным фиваидскими свежими финиками. Он смеялся, как ребенок, вспоминал Мацеллум. Вдруг Юлиан нечаянно в разговоре спросил брата о жене его, Константине. Лицо Галла изменилось; он опустил пальцы с белым сочным куском фазана, который подносил ко рту; глаза его наполнились слезами. – Разве ты не знаешь, Юлиан? – по пути к императору – она поехала к нему, чтобы оправдать меня – Константина умерла от лихорадки в Ценах Галликийских, городке Вифинии. Я проплакал две ночи, когда узнал о ее смерти… Он тревожно оглянулся на дверь, наклонился к Юлиану и проговорил ему на ухо: – С того дня я на все махнул рукой… Она одна могла бы еще спасти меня. Брат, это была удивительная женщина. Нет, ты не знаешь, Юлиан, что это была за женщина! Без нее я погиб… Я не могу – я ничего не умею – руки опускаются. Они делают со мной, что хотят. Он осушил одним глотком кубок цельного вина. Юлиан вспомнил о Константине, уже немолодой вдове, сестре Констанция, которая была злым гением брата, о бесчисленных глупых преступлениях, которые она заставляла его совершать, иногда из-за дорогой безделушки, из-за обещанного ожерелья – и спросил, желая угадать, какая власть подчиняла его этой женщине:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010