Б . Флетчером и Ф. Флетчером в их прекрасном труде: «история архитектуры». Спб. 1911 г., часть I, стр. 171 (рисунки, воспроиз. эти базалики, там же на стр. 172). – «Обычный их план представляет прямоугольник, которого длина в два или три раза превышает его ширину. В продольном направлении здание базилики разделялось двумя рядами колонн на три корабля или нефа, (в других случаях четырьмя рядами колонн на пять кораблей), над боковыми более узкими нефами обыкновенно помещались галлереи или хоры. Вход в базилику устраивали с одного из узких концов (или же сбоку); a в противоположном конце против входа на возвышении находились места для претора или квестора и остальных судей, причем эти места располагались в полукруглой абсиде, в большой нише, которая отделялась нередко от нефов, где находились подсудимые и публика, рядом колонн. Среднее, более возвышенное место в этом полукружии занимал претор или квестор, a по обеим сторонам от него сидели полукругом все остальные судьи – ассесоры. Впереди абсиды стоял жертвенный алтарь, на котором перед началом судебных заседаний совершались жрецами жертвоприношения. Крыша была обыкновенно деревянная, потолок в базиликах бывал прямой, – горизонально лежащий, a самая внешность здания базилик отличалась большой простотой... Таковы типичные формы языческих базилик. «Христианские зодчие, принявши для своих базилик эти основные формы, усложнили и видоизменили их в соответствии с более сложными и своеобразными потребностями христианского культа. Лучшими из сохранившихся образцов христианских базилик IV, V и VI веков являются базилики в Риме: св. Климента, св. Иоанна in Latcrano, св. Марии Маджиоре и св. Павла вне стен (San Paolo fuori le mura), a также в Равенне: св. Аполлинария Нового и св. Аполлинария in Classe и н. др. Из подробного сравнительного анализа их выясняются следующие наиболее важные части, принятые в большинстве базилик. Подобно языческим, и в христианских базиликах внутреннее пространство разделялось обыкновенно двумя продольными рядами колонн на три корабля или нефа, причем ширина каждого бокового нефа была вдвое меньше, чем среднего, главного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И из-за того, что женщина жила там в мраморном доме в квартале Мавриана, то место назвали Каравици (Scriptores originum, III, 28; p. 223, 7–225, 2). Овощными играми в Византии назывались представления на Ипподроме во время празднования Дня основания Константинополя 11 мая, когда народу раздавали овощи и рыбу, причем последнюю – с корабля, поставленного на повозку (см. Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Bonn, 1988, S. 451; Dagron G. Constantinople imaginaire: Etudes sur le recuel des Patria. P., 1984, p. 167). Епарх Феодор Мигиарис по другим источникам неизвестен. Сфендона – закругление беговой дорожки на дальней оконечности Ипподрома. 243 Квестор в VIII-IX в. – одна из высших судебных должностей. В его компетенцию входил, в частности, надзор над приезжими и нищими в Константинополе, разбор споров между съемщиками и сдатчиками помещений и т. п. Таким образом речь здесь идет, вероятно, не о собственных беззакониях этого чиновника, а о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. 244 Магистр – одна из высших должностей империи, по происхождению связанная скорее с позднеримским magister militum, нежели с magister officiorum. Роль, которую могли играть магистры в управлении государством, наглядно видна из описания Феофаном Исповедником ситуации, сложившейся после гибели императора Никифора и тяжелого ранения его сына Ставракия в 811 г. (Theophanis Chronographia, p. 492, 29). Тогда именно магистр Феоктист и доместик Стефан приняли решение о возведении на престол Михаила I Рангаве. 246 Согласно Продолжателю Феофана (ThC, р. 87,9–88,3), эти процессии устраивались специально для того, чтобы любой человек, имеющий судебный иск, мог просить правосудия непосредственно у императора. Наряду с этим Феофил также проверял цены на товары в лавках (они располагались в общественном портике вдоль ул. Месы, по которой и проходил маршрут императора из Большого дворца во Влахерны и обратно). 247 Командир одного из гвардейских подразделений (тагм), расквартированных в столице (вигла от лат. vigilia, т. е. «стража»). В обязанности этой тагмы входила личная охрана императора. 250 PolithV L. KatalogoV ceirograjwn thV eqnikhV biblioqhkhV thV ElladoV. Ar. 1857–2500. Aqhnai, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем соборные отцы приступили к рассмотрению сочинений Феодорита Кирского, в которых содержалась критика 12 анафематизмов святого Кирилла и решений III Вселенского Собора. Исходя из того, что Халкидонский Собор принял Феодорита в общение, V Вселенский Собор постановил: «Имея в виду то, что нечестиво написал Феодорит, должно удивляться проницательности святого Халкидонского Собора. Ибо, зная его богохульства, он прежде довольно часто употреблял против него многие воззвания; а после иначе не принял бы его, если бы он наперед не анафематствовал Нестория и его богохульства, в защиту которых прежде писал» . Шестое деяние, состоявшееся 17 или 19 мая, посвящено было рассмотрению пререкаемого послания Ивы Эдесского персу Маре (Марию). В результате долгой дискуссии было признано, что имеющиеся в нем обвинения в адрес святителя Кирилла неосновательны, а само оно содержит еретические несторианские идеи. При этом, правда, под вопросом оставалась принадлежность этого послания Иве. Заседание закончилось единодушными восклицаниями отцов: «Все мы осуждаем послание, которое приписывается Иве… Всё послание еретическое; всё послание богохульное. Кто его не анафематствует, тот еретик. Послание осуждено определением Халкидонского Собора . Кто его принимает, тот не исповедует, что Бог Слово стал Человеком. Кто его принимает, тот не принимает Кирилла. Многая лета императору; православному императору многая лета» . Седьмое соборное заседание, которое датируется 15 мая, 26 мая или 3 июня, носило особенно драматический характер. На нем в центре внимания оказались противоречивые слова и дела папы Вигилия. На Собор прибыл императорский посланник квестор Константин, который доложил о действиях, предпринятых накануне Вигилием: он пригласил к себе четырех сановников и трех епископов из числа участников Собора, чтобы передать императору обещанное им заключение по вопросу о «трех главах», подписанное им самим и единомышленными с ним 17 епископами и тремя диаконами. Этот документ датирован 14 мая и получил название «Constitutum». В нем выражена преобладающая на Западе позиция: отдельные места из сочинений Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского признаются несторианскими и еретическими, в то же время отвергается мысль об их персональном анафематствовании. Исполняя инструкции, данные императором, посетители папы отказались принять документ, предложив ему явиться лично на Собор и на нем изложить свою позицию, а предложенный текст самому вручить императору. Вигилий решил тогда послать с этим документом к Юстиниану своего субдиакона по имени Сервусдеи, что значит «слуга Божий», но император отказался принять «Constitutum», велев передать Вигилию, что «если его позиция осталась прежней, то ответ папы не имеет значения, ибо позиция его уже известна. Если же Вигилий изменил свое отношение в пользу “трех глав”, то он противоречит самому себе и противопоставляет себя истинной вере» .

http://pravoslavie.ru/66460.html

(Photius Bibl. cod. 64, 4) 500 Феофан Византийский: «Между тем Маркиана оклеветали перед Двасилевсом, будто бы он искал верховной власти. Василеве, поверив Д этому, отрешил Маркиана от начальства, и вместо него назначил Феодора, Юстинианова сына, прозванием Цира. Последовавший от того беспорядок заставил римлян прекратить осаду Нисибиса, а Хосров осадил и покорил Дару (573 г.)». (Photius Bibl. cod. 64, 4) 501 Селевк I Никатор – полководец Александра Македонского, один из диадохов. Первый царь государства Селевкидов в 311–281 гг. 502 По словам Феофилакта, римское войско было в это время не в Даре, а у Мардиса. Об осаде он рассказывает так: «персидский царь, как ураган, налетел на Дару и шесть месяцев осаждал этот город; окружив его фалангами своего войска и укрепленными лагерями, отведя воду от города, выстроив башни против городских башен и соорудив гелеполы, он овладел городом, хотя тот был очень сильно укреплен». (Феофилакт Симокатта. История. III, 11.2–3.) 503 Как пишет Феофан: «... василевс Юстин усыновил Тиберия, комита экскувиторов, и нарек его кесарем и сделал его своим сопрестельником на ипподроме и в торжественные дни». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с. 189) Это произошло в 574 г. 504 По сообщению Менандра, в 575 г. к персам был отправлен врач Захария, заключивший перемирие сроком на год, с тем, чтобы в Армении боевые действия продолжались. За это перемирие он заплатил сорок пять тысяч золотых. (Exc. De leg. Rom. 157 ) 505 По свидетельству Менандра (Exc. De leg. Rom. 157, 158 ), Траян (патрикий и квестор) был отправлен вместе с тем же Захарией утвердить перемирие на три года, включить в перемирие Армению и за время перемирия оговорить условия более длительного мира. Персы настаивали на пятилетнем сроке перемирия, с выплатой ежегодно по тридцать тысяч золотых. Когда послы написали об этом Тиберию, он отказался от этих условий, стремясь ограничить срок перемирия двумя или, в крайнем случае, тремя годами, сохраняя условия относительно выплат. После этого персы сделали набег на окрестности Дары, но все-таки согласились на условия Тиберия, не включая в перемирие Армению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Там будут и судьи – гонители христиан, объ­ятые пламенем более жестоким, чем свирепость, с которой они преследовали избранников Божиих. Будут посрамлены и преданы огню со своими учениками и философы, учившие, что Богу нет до нас дела, что души или вовсе не существуют, или не возвратят­ся в прежние тела... Тогда-то мы и послушаем трагических акте­ров, голосисто оплакивающих собственную участь; посмотрим на лицедеев, в огне извивающихся, как в танце; полюбуемся возни­цей, облаченным с ног до головы в огненную красную ризу... Но с еще большим удовольствием погляжу я на тех, кто свирепство­вал против Господа... Такого зрелища, такой радости вам не пре­доставит от своих щедрот ни претор, ни консул, ни квестор, ни жрец, причем, благодаря вере, силой воображения уже сейчас мы можем в общих чертах представить его» (Тертуллиан, цит. изд., с. 293). Сила воображения тут увлекла темпераментного афри­канца за границы эмоций, дозволенных христианину. И все же церковные христиане последующих эпох высоко ценили сочинения Тертуллиана . К числу их усердных читателей и почитателей принадлежал его земляк священномученик Киприан. Блаженный Иероним в книге «О знаменитых людях» писал со слов его секретаря, дошедших до него через некоего Павла из Конкордии, что «Киприан обыкновенно ни дня не проводил без чтения Тертуллиана и то и дело говорил ему: «Подай учителя», – имея в виду Тертуллиана» (цит. по: Тертуллиан, цит. изд., с. 371). Тертуллиан обладал широкой эрудицией, отразившейся в его сочинениях, посвященных самым разным темам. Богословские, фи­лософские, этические взгляды писателя представлены в них фраг­ментарно и до известной степени хаотично, иными словами, им не хватает системы, так что представление богословия Тертуллиана неизбежным образом основывается на реконструкции его идей, разбросанных по разным трактатам. Опыт построения целостной богословской системы естествен­нее ожидать от александрийцев, где уже во II веке была откры­та богословская школа – знаменитое Огласительное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отвечал также за безопасность императорского дворца, был хранителем государственной казны и председателем сената. (См.: История Византии. M., 1967. T. 1. С. 137; Bréhier L. Les institutions de byzantine. Paris, 1947. P. 187–188; Jones A. Н. M. The Later Roman Empire. Vol. 1–3. Oxford, 1964. Vol. 2. P. 690.) Bo время смуты, связанной c низложением св. Иоанна Златоуста , префектом города был Студий. По возможности он старался помочь Златоусту и его сторонникам. Златоуст, со своей стороны, тепло относился к нему и адресовал ему из ссылки письмо с утешением по поводу смерти его брата. «Не отдавайся же, достопочтенный мой владыко, недостойным тебя помыслам и не сокрушай себя печалью; покажи себя и теперь и, пожалуйста, напиши нам, что и наше письмо не осталось для тебя совершенно бесполезным. Живя в такой дали, мы поставим себе тогда в особую честь то, что в состоянии были простым письмом немало умерить твое настоящее горе» (См.: Св. Иоанн Златоуст . Письмо к Студию, префекту города/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 778–779.) О префекте Студии см. также: Dagron G. Op. cit. Р. 262–263. Константинополь, как столица империи, подчиняясь префекту города, был вместе со своими пригородами на расстоянии ста миль выделен на власти префектов претории , стоявших во главе гражданского управления диоцезов и провинций. Префектов претории было два. Они назначались императором, ведали гражданским управлением подведомственных им территорий. Были также судьями высшей инстанции и имели право издания декретов по вопросам управления и законодательства. (См.: Brehier L. Ibidem.) Префект претории Евтихиан был назначен на свою должность в 399 г. (См.: Dialogue. Т. 1. Р. 78, n. 1.) Комит государственной казны (comes sacrarum largitionum) распоряжался казной, в которую поступали все государственные доходы от сбора пошлин, податей и торговли. (См.: Jones A. Н. M. The Later Roman Empire. Vol. 1. P. 369–370.) Квестор священного дворца (quaestor sacri palatii) был главным юристом империи. (См.: История Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ипатий ефесский 375–7. Ипатий никейский 553. 554. 557. Ипатия 100–1 . 156. Ипполит римский 148. 151. 249. 254. 130. Ираклид ефесский 169. 303. Ираклий имп. 439. 440. 442. 445–6. 449–458. 460–2. 476. 478. 503. Ираклий II (Ираклона) 476. Ирина имп. 311. 542. 548. 549. 565. 567. 582. Ириней комит 212. 237. Ириней лионский 251–2 . 253. 130. Ириней тирский 149. 245. Ирон (Максим киник.) 107. Исаакий ρχιαναγνστης 154. Исаак Ангел 147. Исаак монах 169. Исаия эдесский 452. 456–7. Исидор Пелусиот 84. 180. 191. 200. Исидор пресв. 109. 159. 160-1. Исидор севил. 43 1. Исокасий квестор 92. Исхира 46. 48. Иаков Бурдеана (Барадей) 431–3. Иаков хореписк. 218. Иероним бл. 105. 109. 140. 154. 161. 165. 264. 276. 111.157–160. 174. 399. 510. 511. Иоаннакис 510. 511. Иоанн IV алекс. 307. Иоаан V алекс. (Милостивый) 107. 108. 448-9. Иоанн аназарвский 401. Иоанн антиох. 245. 176. 193–7. 203-5. 207— 210. 213. 216. 221-2. 224-8. 235. 236/237. 240. 417. Иоанн автиох. монофис. (VII в.) 454. Иоанн Аскоснагис 351. Иоанн Богослов 124. Иоанн германикийский 289-290. 317. Иоанн Грамматик 571. 576. 578. Иоанн Дамаскин 294. 412. 501. 519. 520-1. 523-4. 552. 560. 563. Иоанн диакон 169. Иоанн диак. римск. 491. Иоанн ефесский (V в.) 310. Иоанн ефесский (истор.) 92. 122. 380. 381. 432. 438. Иоанн Златоуст 27. 80–1. 99. 102. 103. 108. 110. 124. 130. 134. 140. 145. 150. 157. 162. 166. 169-171. 172. 174. 176. 183. 188. 227. 235. 279. 292. 293. 314. 316. 2. 83. 118. 119. 161–175. 178. 191. 194. 201. 303. 306. 319. 352. 420. 526. 551. 564. 570. Иоанн иерус. 244. 245. 157-9. Иоанн иерус. (VI в.). 557. Иоанн Кассиау 192. Иоанн catholicus 305. 365. 344. 446. Иоанн кипрский 333. Иоанн комит 176. 213. 219. Иоанн II конст. (Каппадокиец) 303. 309. 362. 363. Иоанн III конст. (Схоластик) 307. 434. 435–6. 437. Иоанн IV конст. (Постник) 99. 307–310. 437. 570. Иоанн V конст. 498. 550. Иоанн еп. (легат) 303. 364–5. Иоанн логофет 549. 559. Иоанн майрагомский 460-1. Иоанн Максентий 367. Иоанн Марон патр. 502. 504-6. Иоанн монагрийский 536.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

99 Узнав об опасности, грозившей христ. храмам, патриарх созвал собор в патриархии; все бывшие на соборе в слезах сказали, что они в защиту храмов готовы потерять не только имущество, но и жизнь. Слезами и богатыми подарками патриарх приобрел расположение в. визиря, дозволившего ему представить свидетелей, которые бы доказали, что Византия взята не силою. Найдены были в Адрианополе два престарелых турка, бывших при взятии Константинополя Магометом 2. Представленные в Диван они уверили всех, что город сдан Магомету 2 на условиях. После этого закон был отменен; султан подтвердил прежние права и преимущества патриаршие; христиане спасли храмы и воспели Богу благодарственную песнь. Ph. Cypr. Chron. 394–396. 103 Как велико было число отнятых у христиан турками и разрушенных храмов, показывают путешественники по востоку конца 16 и начала 17 в., видевшие на каждом шагу, в каждом местечке развалины зданий, церквей и монастырей. 104 Защитник правого дела церкви, патриарх Нифонт, лишенный престола, был сослав в ссылку; трем свидетелям, утверждавшим, что у скончавшегося патриарха был внук от сестры (Василий), отрезаны носы (из них один иеромонах, именем Антоний). Действующим лицом здесь был царский квестор Скандербег (из христиан), питавший к Нифонту личную неприязнь. Chron. Ph. Cypr. 376– 377. Turcogr. lib. 2, p. 140. Аспр – мелкая серебряная монета; в 15 и 16 в. он равнялся 5 коп. серебра; впоследствии ценность его значительно уменьшилась. 106 Это видно из письма Евгения, епископа горы Синая и Раифа к Максимилиану, имп. австрийскому, от 20 марта 1569 г. (Turcogr. lib, 3. р. 261–262). 107 Это было так больно благоразумным святителям, что они оставляли свой сан (Elssner. с. 7. s. 336 прим.). 108 Магомет 2 первый ввел в обыкновение чеканить монету чрез каждые 10 лет, подражая в этом римским императорам, которые чрез всякое десятилетие чеканили свои nota decennalia, mricennalia. Преемники его превратили это в промысл. Они стали чеканить новую монету при всяком важном случае: при восшествии на престол, рождении султана и проч., предписывая обменивать старую монету на новую, и получая отсюда большие выгоды. Влахо-Болгар. грам. собр. Ю. Венелиным, стр. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он и сам отдавал себе отчет в том, что успеть повсюду не в состоянии. «Мне бы надобно, – писал он в том же году, – обзавестись двумя секретарями или канцеляристами. Целый день я занят тем, что пишу письма, так что порой задаюсь вопросом, а не повторяю ли в них все одно и то же. Как монастырский проповедник я обязан ежедневно читать проповедь в трапезной, и ежедневно же меня призывают в приходскую церковь . Я преподаю студентам. Я занимаю должность викария, а сие означает, что я одиннадцать раз настоятель. Я квестор рыбаков в Лайтцкау, я представляю Церковь на процессе в Герцберге. Я читаю курс лекций о святом апостоле Павле и готовлю новый курс, посвященный Псалтири. Но, как я уже говорил, целыми днями я вынужден сидеть и писать письма». Представим себе такую картину. Брат Мартин, еще вчера такой робкий и молчаливый, мечется от письменного стола к университетской кафедре и с утра до вечера трудится над словом, устным и письменным. В личных письмах к друзьям он делится с ними самыми сокровенными своими мыслями; выступая перед братьями-монахами и мирянами в приходской церкви, излагает перед ними основы христианства, проповедует и учит. Постепенно начинает меняться и его собственное мироощущение. Если раньше он весь тяжкий груз сомнений, давивших на сердце, мог нести только в исповедальню, то теперь он открыто обсуждает самые сложные и острые вопросы в рамках своего теоретического курса; обретая форму учения, его личные переживания освобождаются из тюрьмы, в которой держало их сознание. Личный опыт помогал вести преподавание, а сотни раз повторенные вслух истины, несущие утешение, в конце концов проникали в глубь сердца и проливались целительным бальзамом на рану, обильно кровоточившую в тоске одиночества. Но как нельзя объять необъятное, так нельзя одновременно быть талантливым проповедником, аккуратным корреспондентом, погруженным в жизнь духа, и добросовестным руководителем, озабоченным соблюдением правил и проблемами подчиненных. Невозможно в одно и то же время мчаться в отдаленный монастырь, находиться на университетской кафедре или в приходской церкви и водить пером по бумаге в тиши кельи. Лютер не мог не понимать, что как викарий деканата он недостаточно бдительно следит за соблюдением устава. Впрочем, в целом ряде монастырей – особенно этим славился Виттенберг – к уставным строгостям относились с прохладцей. Весьма красноречивым примером служит рассказ, который поведал нам Генрих Денифле. Монах Виттенбергского монастыря по имени Габриэль Цвиллинг с 1512 года числился в списке студентов университета. И вот в 1517 году отец Лютер получил от викария епископа Штаупица приказание срочно переправить упомянутого брата в Эрфурт по той простой причине, что он, как вслед за Штаупицем повторил Лютер, «не узнал и не освоил ни одного из правил и обычаев нашего ордена». Далее следует вывод, к которому пришел викарий деканата: «Было бы разумно и полезно, чтобы его поведение во всех отношениях соответствовало установленным правилам».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Текст Patria, сложившийся к концу X в., разделен на четыре книги. Первая состоит из Patria Гесихия и добавлений к ним. Вторая, «О статуях», основана наполовину – напрямую или через алфавитные эксцерпты – на Παραστσεις и содержит в приложении краткий рассказ о Вселенских соборах. Третья, «О постройках», состоит из нескольких «экскурсий» по Городу и основана на выдержках из различных источников. Четвертая – это наше «Сказание», к которому были добавлены краткие рассказы о храмах Сев. Апостолов и Св. Лазаря, монастырях Заутцы и Лива. Само «Сказание» 803 посвящено строительству Св. Софии при Юстиниане I и восстановлению ее купола, которое оно приписывает Юстину II. В нем последовательно описывается ранняя история храма (гл. 1); подготовка строительных материалов (гл. 2–3); покупка земельных участков (гл. 3–5); процесс и техника строительства (гл. 6–8); чудеса при строительстве (гл. 10–12); строительные материалы и техника (гл. 13–14); украшение храма (гл. 15–26), включая литургические устройства (гл. 16–17, 26), святыни (гл. 22), утварь (гл. 23) и светильники (гл. 24); освящение церкви (гл. 27); обрушение и восстановление купола (гл. 28–29). Автор также постоянно возвращается к теме денежных расходов и строителей (гл. 9, 20, 25). Не так давно С. Евфимиадис предположил, что замена имени строителя на Игнатий и большая роль евнухов в «Сказании» могут указывать на его создание около 880 г. в кругу патриарха-евнуха Игнатия, опасавшегося падения авторитета Св. Софии после возведения императором Василием I «Новой церкви», которую освятил противник Игнатия Фотий и для строительства которой Василий I скупал частные участки, подобно Юстиниану в «Сказании» 804 . «Сказание» состоит из небольших рассказов о Св. Софии, бытовавших в Константинополе и по большей части имеющих ярко выраженный фольклорный характер: автора больше всего интересует все чудесное и потрясающее воображение. Поэтому привлекать текст «Сказания» для реконструкции постройки храма в VI в. крайне затруднительно и опасно, хотя оно содержит важные данные о более позднем состоянии здания. Впрочем, некоторые места из «Сказания» подтверждаются ранними авторами. Кроме того, в нем упоминаются персонажи эпохи Юстиниана (магистр Стратигий, квестор Василид, префект Феодор (на самом деле Феодот) Колокинф), память о которых была вскоре утрачена. Все это свидетельствует о ранней основе «Сказания». Однако в настоящем своем виде «Сказание» составлено не ранее конца IX в., на что указывает именование колонн храма по выполненным в это время мозаичным изображениям святителей в тимпанах (гл. 5) 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010