Оставалось добиться его одобрения самим собором. Все двадцать уполномоченных вернулись в Римини в неожиданном братском единении. Их пример скоро повлек за собой другие отпадения: собрание в церкви становилось все малолюднее с переходом членов его в другое. Префект претории Тавр, которому поручено было наблюдать за собором и покорить его желаниям императора, с успехом выполнял свою задачу. Епископы, заключенные в течение семи месяцев в тесных стенах города, где им нечего было делать, скучали, просили отпустить их. Тавр был глух к этим просьбам: разъехаться можно будет только тогда, когда все подпишутся. Впрочем, ему было приказано не дожидаться полного единодушия; когда число противников станет менее пятнадцати, он должен был их сослать, а остальных отпустить с миром. Ему никого не пришлось ссылать. Сопротивлявшиеся в количестве всего 20 человек под предводительством агенского епископа Фебадия и тунгрского еп. Серватия под конец сдались на увещания префекта. Им, впрочем, доставили полуудовлетворение, позволив дополнить формулу при подписи, лишь бы только они подписали ее. С большим или меньшим искусством они воспользовались этим позволением, но подписались они все без исключения. Десять новых уполномоченных, выбранных на этот раз всем собором, повезли в Константинополь доказательства этого отступничества 479 . Между тем собор в Селевкии 480 открыл свои заседания. «Квестор императорского дворца» Леона, как префект Тавр в Римини, представлял особу императора и опекал собор; военный правитель 481 этой области, дук Лаврикий, должен был в случае надобности оказать ему деятельную помощь. Прибыло около полутораста епископов, между прочим, оба самозванные епископа Александрии и Антиохии, – Георгий и Евдоксий, – палестинский митрополит Акакий, очень влиятельная личность, Василий анкирский, Македоний константинопольский, Патрофил, Кирилл иерусалимский , Елевсий кизикский, Сильван тарсский и др. Послали туда также Илария пуатьсского. Викарий Асийской области, которому поручено было отправить епископов на собор, не принял во внимание его положения, как изгнанника, и снарядил в путь вместе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кондитон – винный пунш, который делали фускарии. Кондоминиум (дословно с лат. «совладение») – особая форма провинциального управления на периферии Византийской империи. Характерными чертами являлись нейтральный в целом политико-административный статус области, управлявшейся местными органами власти под контролем представителей участников соглашения, демилитаризованность зоны, равные доли от налогообложения и ведения торговли. Кондотьер – от италийского слова condotta – наемная плата, договор о найме на военную службу. Так в средневековых италийских городах – государствах (коммунах) называли наемников и их предводителей – военачальников, за плату набиравших на службу солдат. В XIII-XIV вв. отряды К. состояли из иностранцев – каталонцев, немцев, венгров, провансальцев, англичан и др. С конца XIV в. К.-иностранцев сменяют италийцы. В XV в. они нередко пытаются играть самостоятельную военно-политическую роль, узурпируя власть своих нанимателей. Лишенные патриотических и гражданских мотивов, они иногда переходили на строну противника, грабили местное население. Кондуктор – лат. термин, означавший арендатора в поздней Римской империи и ранней Византии. Кония – см.: Иконий. Конкубинат (лат.) – паллаке (греч.), сожительство мужчины и женщины без заключения брака. В Римской империи в первые века н. э. условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. Коноставл – от римского титула comes sacri stabuli (главный конюший императора). Великий К. – командующий наемниками в Никейской империи и при Палеологах, один из высших военных чинов. Консистория – совещательный орган при византийском императоре, в который входили высшие сановники, выбранные по воле государя. К. созывалась по усмотрению императора, в ней обсуждались все основные государственные дела. Со временем была преобразована в василикон критерион. См.: квестор священного дворца, конвент. Константин Акрополит (ум. ок. 1324 г ) – сын Георгия Акрополита, великий логофет при василевсе Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.). Его дочь была замужем за известным военачальником Алексеем Филанфропином. К. А. писал послания, письма (известно 194) и Жития святых, которых насчитывается 28. См.: агиография, эпистолография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой собор сказал: „пусть скажут о том, что воспоследовало, и благоговейнейшие епископы, бывшие вместе с славнейшими сановниками у святейшего папы Вигилия». Благоговейнейшие епископы сказали: «по повелению благочестивейшего императора и по заповеди вашей святости, мы были у святейшего папы Вигилия вместе с славнейшим патрицием Либерием, с славнейшим патрицием и придворным чиновником Петром, с славнейшим патрицием Патрикием и с славнейшим квестором императорского дворца Константином, и когда вошли, то славнейший чиновник и славнейший квестор предложили при нас святейшему папе повеление благочестивейшего императора, и было сказано много подобного тому, о чем и прежде в предыдущий раз говорила ваша святость у того же святейшего папы, и что изложили теперь славнейшие сановники, о том и мы знаем, что это было говорено его святости». Славнейшие сановники сказали: „мы с своей стороны исполнили то, что было нам приказано благочестивейшим императором, и отправляемся в его императорский дворец для пребывания в его повиновении, вы же, имея в виду страх Божий, постарайтесь поскорее положить делу конец согласный с тем, что определено четырьмя святыми соборами относительно правой веры, зная, что благочестивейший император послал нас единственно с тем, чтобы сообщить вашей святости, что сам он и хранил и хранит, и защищал и защищает то, что определено и решено четырьмя святыми соборами; и все, что согласно с определениями тех же святых соборов относительно правой веры, и приемлет и хранит, а все противное их определениям о правой вере отвергает и считает чуждым Церкви. Ибо его величество достиг того, что четыре святые собора внесены в церковные диптихи и что о них проповедуется (в Церкви); чего до дарования ему свыше власти не было в святой церкви». И когда славнейшие сановники удалились, святой собор сказал: „так как из объяснения славнейших сановников и благоговейнейших епископов стало известно, что и теперь воспоследовало у блаженнейшего папы Вигилия, и так как мы во всем хранили и храним, что следует, и довольно часто обращались к святейшему папе Вигилию с просьбою собраться вместе с нами и вместе с нами положить решение возникшему вопросу, между тем из благоговейнейших епископов, обитающих, как известно, в сем царствующем городе, не присутствуют на нашем соборе – из африканских один Примазий, почтеннейший епископ области визакской, а из Иллирика благоговейнейшие епископы Савиниан, Пройект и Павел: то пусть отправятся к ним Феодор, почтеннейший епископ лимирский, Анатолий, почтеннейший епископ кимский 78 , Диогениан, почтеннейший епископ созопольский, вместе с Аммонием, Петром и Феодором, почтеннейшими пресвитерами и экдиками церкви сего царствующего города, для убеждения их придти и принять участие в этом святом соборе“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Канкела – ажурная балюстрада из камня или дерева, невысокая преграда. Канкелларий – мелкий служащий византийской канцелярии. См.: квестор, эпарх. Канон – греч. «норма, правило»; 1) основной прямой поземельный налог, величина которого определялась на основе оценки ценза недвижимого имущества любого права собственности не чаще одного раза в пятилетие; взымался каждый год вместе с прочими выплатами; в ранней Византии его раскладкой и сбором занимались специальные отделы – скринии двух важнейших фискальных ведомств – комита священных щедрот и комита частных имуществ; в Х в. – основная форма подати византийского сельского населения; 2) норма хлебного обеспечения Константинополя; 3) рента согласно арендному договору; 4) свод положений, которые имеют характер догматов; 5) церковное правило, нормативный акт, изданный или одобренный органами высшей законодательной власти Церкви – соборами епископов, Поместными или Вселенскими, и регулирующий церковные правоотношения, организацию, догматику, культ; 6) книги Священного Писания, которые в христианстве признаются богодухновенными (исходящими от Бога); 7) часть Божественной литургии (в состав входят ектении, песнопения – акафисты); 8) жанровая форма литургической поэзии, вид церковной музыкальной поэмы – гимна сложной конструкции, состоит из 9 песен (од), составленных из одинакового количества строф, с одинаковым размером: 1-я строфа каждой оды называется ирмосом, другие (4–6) – тропарями. К. пришел на смену кондаку и окончательно сложился в Палестине в конце VII в. Первым известным композитором таких К. считают поэта-монаха Андрея Критского (660–740 гг.), создателя «Великого канона» – покаянного гимна из 250 строф. В дальнейшем в этом жанре прославились Косьма Песнопевец (675–751 гг.) и Иоанн Дамаскин . Некоторые монастыри стали особенно значительными центрами сочинения К. (Студий, греческие обители на юге Италии, аббатство Гроттаферата около Рима). Канонизация – приобщение Церковью умершего человека к лику святых, мучеников, блаженных, связанное с внесением имени причисляемого в список-канон. В первые века христианства К. происходила стихийно. Объектом поклонения, кроме Бога и ангелов, сначала выступали личности из Ветхого Завета (патриархи, пророки) и Нового Завета (Иоанн Креститель, Дева Мария, старец Иосиф, Мария Магдалина, апостолы). Позже были разработаны определенные правила К. святых, выработана их строгая иерархия. Кроме пророков и апостолов, к лику святых стали причислять протомартириев, мучеников – христиан, принявших смерть за веру; исповедников – лиц, испытавших преследования за свои убеждения (претерпевших истязания, заключения, ссылки), но оставшихся в живых и впоследствии умерших своей смертью; преподобных – основателей первых монастырей, монахов, прославившихся своими добродетелями, исключительным аскетизмом жизни и т. п. См.: равноапостольный святой, святитель, праведник, столпник, Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ригористический максимализм Тертуллиана внушал ему и такие провоцирующие изречения: «Проникнись же ненавистью, христианин, к искусству» . Эта его рекомендация обусловлена, конечно, связью языческого искусства и зрелищ, вроде спортивных состязаний и гладиаторских боев, с языческим культом. Единственным зрелищем, приемлемым для христианина, он считает ожидаемую в самом скором времени парусию – «пришествие Господа, уже всеми признанного, торжествующего, справляющего триумф!.. А потом будут и другие зрелища: день последнего, окончательного суда… Это будет пышное зрелище. Там будет чем восхищаться и чему веселиться. Тогда-то я и порадуюсь, видя, как в адской бездне рыдают вместе с самим Юпитером сонмы царей, которых придворные льстецы объявили небожителями. Там будут и судьи – гонители христиан, объятые пламенем более жестоким, чем свирепость, с которой они преследовали избранников Божиих. Будут посрамлены и преданы огню со своими учениками и философы, учившие, что Богу нет до нас дела, что души или вовсе не существуют, или не возвратятся в прежние тела… Тогда-то мы и послушаем трагических актеров, голосисто оплакивающих собственную участь; посмотрим на лицедеев, в огне извивающихся, как в танце; полюбуемся возницей, облаченным с ног до головы в огненную красную ризу… Но с еще большим удовольствием погляжу я на тех, кто свирепствовал против Господа…Такого зрелища, такой радости вам не предоставит от своих щедрот ни претор, ни консул, ни квестор, ни жрец, причем, благодаря вере, силой воображения уже сейчас мы можем в общих чертах представить его» . Сила воображения тут увлекла темпераментного африканца за границы эмоций, дозволенных христианину. И все же церковные христиане последующих эпох высоко ценили сочинения Тертуллиана. К числу их усердных читателей и почитателей принадлежал его земляк священномученик Киприан. Блаженный Иероним в книге «О знаменитых людях» писал со слов его секретаря, дошедших до него через некоего Павла из Конкордии, что «Киприан обыкновенно ни дня не проводил без чтения Тертуллиана и то и дело говорил ему: “Подай учителя”, – имея в виду Тертуллиана» .

http://pravoslavie.ru/38902.html

Квезитор – чиновная должность, созданная Юстинианом I (527–565 гг.) после мятежа Ника для слежения, контроля за пребывающими в Константинополь людьми. Квестор – 1) высокая придворная должность юридического советника при дворе императоров в ранней Византийской империи, начальник «священного двора» (Большого императорского дворца), председатель консистория; императорский закон получал силу только после скрепления подписью К.; согласно новелле Юстиниана I (527–565 гг.), получал из сакеллы большое жалованье в размере 720 солидов «для чистоты его рук»; 2) высшая судебная должность Византийской империи, председатель высшего суда в IX-X вв. Обладал также нотариальными функциями, имел специальную канцелярию, в которой работали подчиненые ему антиграфевс, скриб, скептор, ливелисий, протоканкелларий и многочисленные канкелларии. Согласно Тактикону 899 г., К. занимал по рангу 34-е место. Наблюдал за приезжавшими в Константинополь, обеспечивал быстрое разрешение их дел, разрешал спорные вопросы между зависимыми крестьянами и их господами, проверял прибывавших «праздных», безработных людей и в случае, если они не были рабами, принудительно распределял по различным производствам, включая эргастирии артопоев, привлекал к ответственности виновных в нарушении законов и прочих правил. В его присутствии совершался акт введения в права наследства, назначались опекуны и попечители над имуществом малолетних. Квестор священного двора – см.: квестор. Кекавмен Катакалон – магистр, знатный военачальник, представитель крупного византийского семейства выходцев из Тайка (Армения), знаменитого начиная с Х в. Его дед, армянин Товия, был топархом в Великой Армении, передал свои земли Империи и был назначен стратигом Лариссы в Фессалии в 976–980 гг. Другой дед, Димитрий Полемарх, происходил из Болгарии, служил у болгарского царя Самуила, а в 1018 г. перешел на службу к василевсу Василию II Болгаробойце и получил от последнего высокие титулы. Сам К. К. играл большую роль и часто упоминался в связи с событиями 20–40-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С самого начала своего правления Юстиниан вознамерился осуществить великую задачу кодификации действующего права. Подыскав соответственных сотрудников, он начал дело с новой редакции того материала, который уже раньше подвергался общим обработкам, т. е. императорских указов. Эдиктом от 7 февраля 528 года Юстиниан объявил о составе комиссии, назначенной им для редакции нового сборника, который должен был объять материал, сведенный в Феодосиевом Кодексе, устранить из него то, что не имело более практического значения, и включить в новый сборник узаконения, вышедшие после издания Феодосиева Кодекса. В комиссию вошло десять человек. Пять из них были уже заслуженные сановники, удостоивавшиеся консулата и имевшие сан патрициев. То были: бывший квестор двора Иоанн, бывший магистр армии и префект претория Леонтий, бывший магистр армии Фока, бывший префект Востока Базилид и квестор двора Фома. Не столь высокий ранг имели другие пять членов: магистр ведомства имперских агентов Трибониан, магистр канцелярии прошений и судебных дел Константин, комит консистория и профессор права в Константинопольской высшей школе Феофил и два константинопольских адвоката, Диоскор и Презентин. 191 Работа в комиссии шла весьма напряженно и быстро. Из членов комиссии выделился Трибониан, который и был удостоен вскоре назначения на пост квестора. 192 Указом от 7 апреля 529 года Юстиниан возвестил сенату о выходе в свет нового Кодекса права, которому он дал свое имя, назвав его Codex Justiníanus. Материал Феодосиева кодекса был переработан самым основательным образом, приняты были во внимание все последующие указы и очень большое число новых, принадлежавших уже Юстиниану. Кодекс был разделен на 12 книг в воспоминание о 12 таблицах, древнейшем и единственном цельном кодексе римского права, finis aequi iuris, как называл его некогда Тацит. При новой редакции указов первой задачей являлось установление строгого единства и последовательного проведения принципов. Юстиниан писал: Nulla itaque in omnibus praedicti codicis membris antinomia (sic enim a vetustate Graeco vocabulo nuncupatur) aliquem sibi vindicet locum, sed sit una concordia, una consequentia, adversario nemine constituto. 193 Ссылаясь на верховенство императорской власти, Юстиниан заявлял свое право устранять и отменять действовавшие прежде законы и установления. 194 Когда дело были приведено к концу, Юстиниан объявил о вступлении в действие нового кодекса указом от 7 апреля 529 г. на имя префекта претория Мины, на обязанность которого он возлагал разослать текст кодекса по всем провинциям и объявить всем подданным императора о вступлении его в действие с 16 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

потом не мало восходило на трон Константина, лицо, занимавшее эту должность, приобретало первенствующее значение: оно заменяло собой императора и, прикрываясь его именем, могло самостоятельно править империей. Гораздо важнее в государственном отношении была вторая должность «magister officiorum», т. е. начальник служб. Как придворный чиновник, магистр служб был инспектором придворного штата и его судьей; как государственное должностное лицо, он являлся посредником между императором и подданными; в системе Константиновской монархии он был как бы государственным канцлером, совмещавшим в себе и обязанности министра внутренних дел. Он заведовал аудиенциями, принимал просьбы и апелляции на имя государя, вел переписку от его лица и пользовался правом контроля в важнейших отраслях управления и законодательства. – Третье место в табели придворных чинов занимал квестор. Это был «восприемник мыслей императора и слова его уст», как определил эту должность Кассиодор; говоря проще, квестор составлял законы и императорские указы и резолюции; сфера его деятельности, поэтому, была очень широка, хотя он и не имел своей канцелярии и должен был довольствоваться писцами, взятыми на прокат из других учреждений; точнее квестора можно назвать кабинет-министром или личным секретарем императора. – Рядом с квестором стоял «comes sacrarum largitionum» – «комит священных щедрот», настоящий министр финансов, ведающий получением доходов, поступлением их в казначейство, составляющий раскладку податей и принимающий принудительные меры для собирания денег в кассу. Под его начальством служила масса чиновников, так как служба в министерстве финансов и в то время считалась самой доходной; одна отчетность составлялась одиннадцатью конторами, между которыми занятия были разделены с таким искусством, что одна из них могла проверять другую. – Из ведомства комита священных щедрот было исключено управление поместьями, принадлежащими лично императору; ими ведал пятый придворный чин «комит частной собственности священного двора», т. е. нечто вроде нашего министра уделов; нужно, впрочем, заметить, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вторым по важности из чиновных должностей дворца был квестор. Квестор был главным советником императора по юридическим вопросам. Именно его перу принадлежали законы, издаваемые от имени императора. Далее шли два министра, заведовавших финансами империи. Первый из них – это комит священных щедрот, который по сути занимался вопросами налогообложения и распределением поступавших сумм по разным ведомствам. Второй – это комит частных дел. В его ведении находились личные домениальные земли императорской фамилии, с которых также собирались довольно обильные налоги. Четвертым членом консистории был префект Константинополя, то есть глава столичного управления, формально считавшийся главой константинопольского сената и верховным судьей столицы, чья юрисдикция простиралась на сто миль от города. Кроме того, в консисторию регулярно входили высшие военные чины, о которых будет сказано ниже. Очень важным человеком при дворе ранневизантийских императоров был препозит священной опочивальни, то есть, грубо говоря, спальник. Влияние спальников, препозитов опочивальни, происходило от их постоянного и непосредственного контакта с императорской персоной. По сути, они могли представлять определенные группы влияния, продавливать интересы некоторых группировок знати, или даже брать в свои руки огромное количество различных должностей, распределять их и по сути контролировать императора. Препозиты священной опочивальни всегда были евнухам. Поскольку граждан империи оскоплять было нельзя, то зачастую это были иностранцы, часто армяне или персы. Вот некоторые из этих препозитов достигли невероятных высот, власти. Из них первый известный – это евнух Евсевий, который был препозитом священной опочивальни императора Констанция. В IV веке историк Аммиан Марцеллин, который не очень благожелательно относился к этому императору, иронизировал, что Констанций при Евсевии имел много власти. В конце столетия еще один евнух – Евптропий по сути контролировал правительство 00-05-06 ??вялого?? императора Аркадия, сына императора Феодосия.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

На верху этой иерархической лестницы стояли пять чиновников, которые окружали особу императора, заведовали различными отраслями придворного и императорского управления и имели до известной степени характер современных министров. Среди них самым приближенным к государю лицом был praepositus sacrae cubiculi, т. е. начальник священной опочивальни или обер-камергер, комендант императорского дворца, на обязанности которого лежало печься об особе императора, сопровождать его в официальной деятельности и в часы досуга и смотреть за разными частями «священного», т. е. придворного хозяйства. Должность камергера, очевидно, соответствовала должности евнуха при восточных дворах и сама по себе не имела государственного значения; при хорошем императоре обер-камергер был не более как только почетным слугой, зато при слабых императорах, каких потом немало восходило на трон Константина, лицо, занимавшее эту должность, приобретало первенствующее значение: оно заменяло собой императора и, прикрываясь его именем, могло самостоятельно править Империей. Гораздо важнее в государственном отношении была вторая должность – magister officiorum, т. е. начальник служб. Как придворный чиновник, магистр служб был инспектором придворного штата и его судьей; как государственное должностное лицо, он являлся посредником между императором и подданными; в системе Константиновской монархии он был как бы государственным канцлером, совмещавшим в себе и обязанности министра внутренних дел. Он заведовал аудиенциями, принимал просьбы и апелляции на имя государя, вел переписку от его лица и пользовался правом контроля в важнейших отраслях управления и законодательства. – Третье место в табели придворных чинов занимал квестор. Это был «восприемник мыслей императора и слова его уст», как определил эту должность Кассиодор; говоря проще, квестор составлял законы и императорские указы и резолюции; сфера его деятельности поэтому была очень широка, хотя он и не имел своей канцелярии и должен был довольствоваться писцами, взятыми напрокат из других учреждений; точнее квестора можно назвать кабинет-министром или личным секретарем императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010