Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул в 2008 г. прибудет в Москву для получения премии Международного фонда единства православных народов Афины, 23 мая 2007 г. Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул намерен в 2008 году прибыть в Москву для получения премии Международного фонда единства православных народов. Об этом Предстоятель Элладской Православной Церкви заявил на встрече с президентом Фонда профессором Валерием Алексеевым, который вручил ему специальное Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Валерий Алексеев передал главе Элладской Православной Церкви решение Фонда о присуждении ему премии " За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов " за 2007 год, а также приглашение посетить Москву для ее получения 21 января 2008 года. " Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул с признательностью воспринял решение о награждении и выразил желание прибыть в Москву по приглашению Святейшего Патриарха Алексия II и Фонда, поблагодарив за оказываемую ему высокую честь " , - подчеркнул Валерий Алексеев. По словам президента Фонда, в ходе его беседы с Греческим Архиепископом были также затронуты вопросы межцерковного сотрудничества и усиления духовного единства православных народов, передает ИТАР-ТАСС . Премии Международного Фонда единства православных народов вручались ранее Патриарху Иерусалимскому Диодору, Патриарху Александрийскому и всея Африки Петру, Патриарху Антиохийскому Игнатию, Патриарху Сербскому Павле, Патриарху Болгарскому Максиму, Предстоятелям Албанской Православной Церкви Архиепископу Анастасию и Польской Православной Церкви Митрополиту Савве, а также многим известным политическим и общественным деятелям. По традиции главными критериями выбора лауреатов является их вклад в упрочение духовных, культурных, экономических и политических связей православных народов, а также утверждение норм христианской морали. 23 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22253.html

371 Выиде Филя древле прегордый...– Филней (Фильний) – венгерский полководец. Летописец настойчиво подчеркивает его заносчивость, прибавляя к его имени эпитет «прегордый». См. также рассказы под 6727 (1219) и 6751 (1243) гг. Он был убит в 1243 г.; эпитет «древле прегордый» восходит к переводу «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. 372 ...и Лозоря...– Лазарь Домажирич – галицкий боярин, представитель семьи Домажировичей, оппозиционной Даниилу Романовичу. Он упоминается еще в 6748 (1240) и 6759 (1251) гг. 373 ...к Щекареву...– Щекарев – город в Волынской земле; ныне Красностав в Хельмском воеводстве в Польше. 374 Б бо ту с Коломанъм Иванъ Лекинъ, и Дмитръ, и Ботъ...– Иван Лекин и Дмитр – венгерские бояре. А. В. Лонгинов предполагает, что это тот самый Дмитр, за которого вышла замуж Анастасия Александровна , вдова мазовецкого князя Семовита Кондратовича (см. упоминание об этом под 6759 (1251) г.). А. В. Лонгинов отождествляет его со знаменитым венгерским полководцем Димитром (Demethr Lepolt) из рода Ава, служившим королю Андрею, победителем сарацин, прославившимся в битве с татарами на р. Сайо в 1264 г. и в Далмации. Ботъ – вероятно, венгерский боярин. В рукописи написано неясно ибо; в списках П и X ибо, т приписано сверху. 376 ...лживый Жирославъ...– Жирослав – наиболее коварный из галицких бояр (см. также рассказ под 6734 (1226) г.). Тот ли это Жирослав, который воевал с Данилом Романовичем под Ярославом в 6757 (1249) г.? 377 И возбгоша же на комары... сведена Быша со церкви.– Подобный же эпизод рассказан под 6763 (1255) г. Описание это заимствовано из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. 378 ...с Демьяномь тысячкымъ...– Тысяцкий – командир тысячи (так назывался городовой полк, то есть полк, состоящий из горожан стольного города). Тысяцкий иногда назывался воеводой города. 379 ...Держиславомъ Абрамовичем и Творьяном Вотиховичемь...– Держислав Абрамович и Флориан Войцехович – польские воеводы. О Флориане Войцеховиче см. рассказ под 6757 (1249) г. 381 ...баху володимьрьскыи пискуп... пискупъ володимерьскый.– Асаф – Иоасаф, епископ владимиро-волынский, Святогорец (т. е. прибывший со Святой Горы, с Афона). Как рассказывается ниже, Иоасаф был епископом в Угровске, но потом (во время нашествия татар) он самовольно захватил митрополичью кафедру и за это был смещен Даниилом Романовичем со своей кафедры. Епископия в Угровске была упразднена и переведена во вновь созданный город Холм. О жизни Иоасафа известно мало: в Лаврентьевской летописи (и некоторых других) сообщается, что в 6737 (1229) г. он был в числе трех кандидатов на Новгородский святительский стол. Василий – епископ владимиро-волынский; о нем сведений нет. Микифор – Никифор, епископ владимиро-волынский; по прозвищу Станило, из придворных князя Василька. Кузма – Косма, епископ владимиро-волынский, хиротонисан в 1156 г., умер в 1167 . Эта статья была составлена епископом Кириллом, составителем Галицкого свода. Он предполагал рассказом о владимирских епископах завершить свой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, наиболее существенным затруднением для сравнительного изучения летописных памятников русского и западнославянского легендарного творчества послужила и утрата летописей западного славянства, более древних, чем Повесть временных лет. Отсутствие таких хроник в мораво-паннонской, польской и чешской письменности привело к выводу, что начальная часть летописания «Печерского инока», как труда древнейшего, не могла быть в какой-либо зависимости от западнославянской хронографии, которая, в свою очередь, не была знакома с нашими летописями. 66 Однако, изучая литературную историю легендарных преданий (а не их историческую достоверность), мы не вправе идти по пути тех исследователей, которые руководятся умозаключением: если не существует письменного документа, то, следовательно, его не существовало. Оно менее всего применимо к той области творчества, в которой уцелевшая поздняя запись ничуть не обозначает времени происхождения той или иной легенды и в которой идея, положенная в основу предания, отражает умозрение эпохи и среды, его сочинивших. Не существует достаточных оснований предполагать, что падение Великоморавской державы застигло местную письменность в период ее зачаточного состояния и что она не имела своего непосредственного продолжения в соседних странах (см. выше стр. 15). К трудам Кирилло-Мефодиевской школы принадлежали не только переводы, но и оригинальные произведения, положившие начало последующей славянской литературе, как учительной, так и агиографической. Отсюда же должны были выйти и первые опыты славянского летописания, интерес к которому заметен уже на первых порах моравской письменности. Как видно из письма Анастасия библиотекаря к Гавдерику и из Паннонской легенды о Константине Философе, он был начитан в исторических трудах средневековья. В Корсуне он читал местным жителям «что передавалось во множестве книг о мучении, чудесах и сочиненияхблаженного Климента» (И. В. Ягич. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, СПб. 1893, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Поэтому интересы ее не совпадали с интересами ее сестер старших, и поэтому она росла одинокой. Болезненная с детства (у нее было врожденное искривление позвоночника), она окончила только шесть классов того же, что ее сестра, института. Отец был занят сельским хозяйством. Во время болезни матери отец пригласил для ухода за ней несколько медсестер и сиделок. Они вели веселый образ жизни и не обращали внимания на младшую дочь. Анастасия Николаевна замкнулась в себе, и ее характер стал более сдержанным и скрытным. Это был период фактического ее одиночества среди шумной и чуждой ей толпы. После смерти в 1912 году отца, ей было тогда 16 лет. Туся, так ее называли дома, вместе со своей сестрой Варей должна была заняться сельским хозяйством. Для исправления ее физического недостатка – искривления позвоночника – к ней была приглашена специалистка по физическим упражнениям из института физической культуры им. Лесгафта в Петербурге. Анастасия Николаевна, хотя и не окончила института, свободно говорила по-немецки, хуже по-французски. Она занималась самообразованием и много читала. В 1919 году у нее была взаимная симпатия с польским легионером, когда военная часть, в которой он служил, стояла некоторое время в Михнове. Однако он потребовал, чтобы Анастасия Николаевна приняла католичество и говорила бы с ним только по-польски. Эта религиозная и национальная рознь стала причиной того, что они расстались. Во время немецкой оккупации в 1916 году в Михнове произошел большой пожар: сгорела обора и конюшня с 17 лошадьми. Коров успели выпустить и спасти, а от конюшни не могли найти ключей, и все лошади сгорели. Это событие явилось сильным потрясением для Анастасии Николаевны. 5. Период, связанный с приездом в Михново о. Понтия. Его жизнь Отец Понтий уехал из России в 1918 году, когда там начались преследования религии и духовенства. Он был близок к о. Иоанну Кронштадтскому и мог опасаться репрессий. Будучи предупрежден о предстоящем аресте, покинул Петроград. Оказавшись в Виленской епархии, во главе которой стоял архиепископ Елевферий, выполнял там разные пастырские поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

35 Верман – зав. Царицынским родильным приютом, снят после ревизии санитарной комиссии ЦГД. Гусев – инженер на городском водопроводе, его выявленные злоупотребления обошлись царицынскому бюджету более чем в 20 000 руб. 36 Серошевский Вацлав Леопольдович (1858–1945) – этнограф-сибиревед, писатель, публицист, участник польского освободительного движения. 12 апреля 1905 произнёс на польско-русском съезде в Москве речь о совместной борьбе. В конце 1905 арестован за печатные выступления и предан военному суду, бежал за границу. 40 Русские богатыри – участники соревнований по французской борьбе. Исключительный интерес к ней в России Блок отмечал среди важнейших событий 1911 (Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. Л., 1972. Т. 2. С. 213). 41 Вяльцева Анастасия Дмитриевна (1871–1913) – исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты. 42 Целебровский Алексей Иванович – сын священника, окончил МДА, 10 лет служил преподавателем философии, с 1904 инспектор Саратовской ДС, отвечал за воспитательную часть. Убит 12 марта 1911 уволенным за пьянство семинаристом И. В. Князевским; на похороны не пришёл ни один из воспитанников 4–5-х классов. 44 Ср. строки И. В. Кормильцева: «Мясники выпили море пива, мясники слопали горы сала, мясники трахнули целый город – им и этого мало» (1986). 45 За исключением коротких «оттепелей», выискивать «светлые явления» – одно из основных требований российской власти к пишущей братии (ср. нынешний лозунг: «Больше позитива!»). Анализ популярного с середины XIX в. понятия сделал Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» (1864), образ использовал П. И. Вейнберг в актуальном и сейчас стихотворении «Мишура» (1863): Проносясь на коне наблюдений По арене общественных дел, Я на множество светлых явлений С умилительным чувством глядел. Говорил я: «В Нью-Йорке, в Париже, В Альбионе нет столько добра»... А как только вгляделся поближе – Мишура, мишура, мишура! О краса бюрократии новой! С беспредельным восторгом не раз Я внимал твоей речи громовой О вреде стародавних зараз

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Кто-то из новых приближенных царя успел шепнуть убитому горем государю, что Сильвестр и Адашев отравили царицу Анастасию. Это и послужило началом кровавой драмы. Иоан назначил суд над своими недавними друзьями. По приговору этого суда Сильвестр был заточен в Соловецкую обитель, Адашева же бросили в тюрьму, где несчастный скоро покончил с собою. Между тем царь переехал из столицы в Александровскую слободу и занялся там устройством опричины, той удалой дружины телохранителей, которые готовы были в огонь и в воду за своего царя. С этими-то опричниками. На содержание опричников были отданы многие города, а в самой Москве даже некоторые улицы. Все остальное составляло земщину, порученную Государственной Думе с боярами Мстиславским и Бельским во главе, по большей части худородными дворянами и детьми служилых людей, во главе которых стоял сделавшийся главным и ближайшим советником царя Малюта Скуратов-Бельский, Иоан выводил крамолу из среды боярской. Достаточно было кому-либо из опричников оговорить боярина, будь это даже самый прославленный в боях воевода-герой, его ожидали лютые муки в застенке палача Малюты и неизбежная казнь. Кровь полилась рекою по Руси православной. Стон стоном повис над Московской землей. Жадные и лютые, новые слуги государевы — опричники, желая поживиться за счет казны именитых людей, оговаривали то того, то другого из земских бояр перед Иоаном. И несчастного боярина, чаще всего неповинного, брали в застенок, пытали до смерти, иногда со всей семьею, а все его богатства, вотчины и имение отдавались клеветникам. Лучшие имена именитых людей были вычеркнуты из списка живущих. Брат Алексея Адашева, Даниил, князь Дмитрий Овчина-Оболенский, прославленный воевода, князь Михаил Репнин, Курпины, Колычевы и другие, без числа и счета, погибали мученической смертью по приказу царя. Погиб Владимир, князь Старицкий с семьею, погиб и свергнутый митрополит Филипп за его «печалование» перед царем за осужденных. Многие бояре, князья и именитые люди, в ужасе перед лютыми муками на дыбе или под ножом палача, бежали за литовский рубеж и переходили на службу к польскому королю Сигизмунду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Отечественный летописец более лаконичен в рассказе об этих драматических событиях: «И бе у Ярослава корьмилець и воевода Буды, и нача Буды укаряти Болеслава, глаголя: “Ти пропоремь трескою чрево твое толъстое”. Бе бо велик и тяжек Болеслав, яко ни на кони не моги седети, но бяше смыслен… И, вьсед на конь, вьбреде в реку, а по нем вои его» 9 . Войско Ярослава было застигнуто врасплох, не успев приготовиться к битве, и было наголову разгромлено. «Ярослав же убежавь с четырми человекы к Новугороду. Болеслав же вниде в Кыев сь Святополком» 10 . Польские гарнизоны были размещены по русским городам. Подавленный поражением, Ярослав собирался уже бежать за море, к своим шведским родственникам по матери и по жене. Но новгородский посадник Константин, сын Добрыни и, значит, двоюродный дядя князя, воспрепятствовал бегству, приказав новгородцам порубить ладьи, заготовленные для плавания по морю: «Можемь ся еще бити с Болеславом и сь Святополком» 11 . Начался сбор денег для найма варягов: «от мужа по четыре куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по осмидесять гривен» 12 . Тем временем Святополку надоело терпеть засилие поляков в Киеве и других городах, и он приказал своим воинам перебить их. Болеслав бежал из Киева восвояси, захватив с собою ценности, принадлежавшие Ярославу и уведя в плен его сестер и бояр и много других пленников; вместе с ним удалился из Киева и настоятель Десятинной церкви Анастасий, выходец из Херсонеса. По пути в Польшу поляки овладели червенскими городами Холмом, Перемышлем, Белзом, Грубешевом, которые впоследствии не раз переходили из-под власти польских королей к русским князьям и обратно. В 1019 году Ярослав и Святополк снова сошлись в битве на реке Альте, у одного войско состояло из словен и варягов, а у другого из полян и печенегов. Перед сражением, как пишет летописец, «Ярослав ста на месте, идеже убиша Бориса, и вьздев руце на небо, и рече: “Кровь брата моего вопиеть к тобе, Владыко! Мьсти от крове праведнаго сего, якоже мьстил еси от крови Авелевы”… И, помолився, рек: “Брата моя! Аще есте отсюду телом отошла, то молитвою помозита ми на противнаго сего убийцю гордаго”… и бысть сеча зла, ака же не была в Руси… яко по удольемь кровь течаще. И к вечеру одоле Ярослав, а Святополк бежа. Бежащю же ему, и нападе на нь бес, и раслабеша кости его, и не можаше седети на кони, и ношахуть и вь носилах» 13 .

http://pravoslavie.ru/157945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКИЯ ЮЛИАНА (ок. 462-528), знатная визант. дама, дочь одного из последних имп. Зап. Римской империи, Флавия Аникия Олибрия , и Плацидии. Ее муж, военачальник-германец Ареобинд, и сын Флавий (муж Ирины, дочери имп. Анастасия I ) претендовали на имп. престол. А. Ю. покровительствовала искусствам, выступая в роли ктитора, задавала тон художественной жизни К-поля; соперничала в строительстве с имп. Юстинианом I (527-565). Рядом с дворцом, на пути процессий с Форума Феодосия в ц. святых Апостолов, А. Ю. возвела храм св. Полиевкта , 524-527 гг. Это купольная базилика к-польской школы, к-рая оставалась самым большим и роскошным церковным сооружением в К-поле вплоть до постройки в 30-х гг. VI в. соборов Св. Софии и св. Ирины. Храм погиб в XIII в.; был полностью раскопан в 60-х гг. ХХ в. (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли). Предполагаемый портрет Аникии Юлианы. Мраморный бюст. 1-я четв. VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Предполагаемый портрет Аникии Юлианы. Мраморный бюст. 1-я четв. VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) По заказу А. Ю. в К-поле ок. 512 г. был выполнен греч. список неск. медицинских трактатов, самым объемным из них был текст автора I в. Диоскорида из Аназарва (Vindob. med. gr. 1, ок. 512 г.). На посвятительной миниатюре этой рукописи помещен портрет А. Ю., восхваляющий ее меценатскую деятельность (fol. 6v). Мраморный скульптурный бюст придворной дамы (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) предположительно считается портретом А. Ю. на основании физиогномического сходства с изображением в рукописи Диоскорида. Поскольку бюст является редким исключением в изобразительном искусстве 1-й четв. VI в., это дало основание ряду исследователей датировать его более ранним временем и соответственно подвергнуть сомнению идентификацию с А. Ю. Лит.: Unterkircher Fr. Die Restaurierung des Wiener Dioskurides//JÖBG. 1961. Bd. 10. S. 9-20; Alf ö ldi-Rosenbaum E. Portrait Bust of a Young Lady of the Time of Justinian//Metropolitan Museum J. 1968. Vol. 1. P. 19-40; Gerstinger H. Dioscurides, Codex Vindobonensis med. Gr. 1. Graz, 1970; Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination. L., 1977. P. 61-71; Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century/Ed. K. Weitzmann. N. Y., 1979. P. 292-295. Cat. 272; Harrison R. M. Excavations at Sarashane in Istanbul. Princeton, 1986. Vol. 1; idem. A Temple for Byzantium: The Discovery and Excavation of Anicia Juliana " s Palace-Church in Istanbul. Austin, 1989. Л. А. Беляев, О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/115494.html

бумаг Нагаева, подаренных М. университету Г-м Арсеньевым, моим благоприятелем; может статься, в них оп нашел бы что-нибудь и нового. I книжку Русс. пословиц я доканчиваю и надеюсь к празднику вам поднести, если Господь Бог благословит. Пусть какой-нибудь наглый и злонамеренный судья одним почерком в холерную минуту душенных судорог подписывает, свой приговор к посрамлению моему и уничтожению труда, на который потрачены годы; я надеюсь, что найдутся благонамеренные, которые оправдаюсь и защитят меня. И рад, что, наконец, до вас дошли листки вашей пьесы, это без меня, хотя и по моей просьбе сделано; извините, если не так, как бы вам желалось. Вижу, что и новое издание Кормчей наростает и идет и идет в долгий ящик. Дай Бог новому издателю лучшей участи, чем прежнему! При свидании с Гг-ми Языковым, Розенкампфим и Верхом 89 прошу засвидетельствовать искреннее почтение. 90 XXIV. 1831, апрель Поздравляя вас с Светлым праздником Воскресение, желаю, чтоб с ним воскресли для вас радости душевные и благодарю Вас за письмо наше от 2 Апреля, полученное 14-го. Честь и долг имею поднести Вам две книжки трудов и затруднений своих, на кои легче написать 20 критик, нежели их составить. Прошу о благоснисхождении вашем; потому что мнением вашим я дорожу более, чем безотчетными похвалами и клеветливыми и злоумышленными критиками в роде Погодина, который юродствует, прикидывается правдивым и лукавит, притворяется бедняком и покупает деревни и домы. Он успел некоторых до того обморочить, что его почитают за прямика и добряка; родство с Т. полицией (?) ему помогает. Правду сказать, он одарен сметливостью и умеет действовать скопом; незадолго пред польскою революциею он вздумал было читать в университете польскую историю; некоторые его выходки, нравившиеся молодежи, заставили ректора остановить сие чтение и поручить ему всеобщую историю. Теперь опт, в союзе с Надеждиным, Строевым, и пр. и пр. и все по обстоятельствам, как Глинка, которому, за великие его заслуги отечеству, определено в пожизненную пенсию цензорское жалованье полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

За вызов ваш доставить мне дополнение к сатир, и метеор, также и к разнославянскнм пословицам всеусердно благодарю и прошу о благопоспешном исполнении к довершению моей признательности и вашей благосклонности. Киевский архипастырь мой Благодетель, благословляет меня приступить к изданию, которое, если Бог поможет, намереваюсь разделить на 4 книжки. У меня почти весь труд кончен; требует только приведение в порядок и поправок с дополнениями. После введение должно по моему следовать о форме т. е. о приложении пословиц к словесности, потом о материи; к первой отнесутся источники пословиц и заимствование от восточных греков, римлян и т. д. ко второй антропологические, физические и исторические и т. д. В предисловии скажу искренно, кому чем я обязан. Достопочтеннейший сочлен и благоприятель. За письмо ваше от 2 окт. полученное мною 12 дек., за дополнение и заметки, весьма любопытные, приношу искреннюю вам Благодарность. Грамоту Михайлову внесу в первое заседание общества. Согласен, что, вместо сатирических посл. лучше назвать лично-народными, кои у меня относятся кт, статье исторических: междоусобный – резко, хотя и справедливо. Признаюсь, что многое мне трудно было у вас разобрать, думаю, более по незнанию моему польского и малор. языка, напр., задреинцы? Польские пословицы заимствовал я из Линдева словаря, где мне показалось странным в русск. месяце: ze 10 (?) dniami pozniey, iak sic zaczyna, tak sie konczy, – Rus. Не оставьте меня любезнейший наставник продолжением. Любопытно бы знать пословицы: русак дурак; русский задним умом крепок; русский Бог велик – русские или чужестранные; последнюю летописец влагает в уста Мамаю, Исторические или бытейские поговорки, как-то: беда аки в Родне, у летописцев называются притчами; но мне кажется, скорее можно отнести к притчам иносказание, подобные сделанному боярами на счет бесплодие Соломии, супруги в. к. Василия, о метле, выметавшей последний сорт из государства и пр. Некоторые формулы в старинных грамотах наших сходны с феодальными, напр, в послании от всех владык к Дмитрию Юр.: «А кто будет великому князю друг, тот и тобе друг, а кто будет великому князю недруг, тот и тобе недруг».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010