Списки епархий (Notitiae episcopatuum), которые составлялись в Константинопольской патриархии, указывают митрополию всей Руси на 61 месте, перед Аланией. Это позволило определить дату крещения как 988 г. (А. Поппэ). Есть также греческое известие о переводе епископа Феофилакта с севастийской кафедры на Русь (Феодор Вальсамон). He названный по имени митрополит упомянут в «Повести Иакова мниха», повествующей о крещении Владимира; упоминал о нем и Титмар Мерзебургский. Священник из Корсуня Анастас (упомянут не только в летописном рассказе, но и в хронике Титмара Мерзебургского) и епи- скоп Иоаким, занявший кафедру в Новгороде, принимали участие в крещении. Епископа присылали на Русь и с латинской стороны. Титмар, епископ Мерзебургский, сообщает о Рейнберне, епископе Колобжегском, который прибыл на Русь в свите жены Святополка, дочери польского короля Болеслава. Святополк, его жена и епископ были отправлены Владимиром в заключение, где епископ скончался. Сохранилась исландская сага о норвежском конунге Олаве (Олафе) Трюггвасоне, в которой рассказывается о его пребывании на Руси и проповеди христианства при дворе русского конунга. В подтверждение этой версии Т.Н. Джаксон сопоставляет эпизод из ПВЛ, где под 983 годом приведены слова безымянного варяга, пришедшего «из Греческой земли», о христианской вере («Не боги это, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны»), которые частично совпадают со словами Олава Трюггвасона о язычестве, приведенными в «Большой саге». 12. Крещение киевлян и начало церковной организации на Руси После крещения князя летописец повествует о массовом крещении киевлян, совершенном по приказу Владимира. Сразу после рассказа о крещении киевлян летописец сообщает о распоряжении Владимира строить храмы и отдавать детей «в научение грамоте», что трактуется историками как начало христианского образования на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От всей души желая Вам счастие и доброго здоровья, с искренним моим почтением, и пр. Н. П. Я не придумаю, какие могут быть препятствие в вашей цензуре пропуску известной вам статьи и означению имени издателя; что последним предписанием мннист. предоставлено на волю издателям. Неужели из всякой статьи делают такой химический процесс? Впрочем, да будет воля ваша при моем усердии! Мое честолюбие тут ни чем не корыстуется. Цель же моя верно согласна с вашим духом. Пословицы мои уже на 4 листе, в коем помещаются греческие и латин. вам известные; в следующих листах: малороссийские, белорусские, польские, сербские, иллир., критские, богемские, 86 немецкие и французские; первые более вошли в оборот на Руси с Петра I, а другие с, Екатерины I, с Анны I появились и италианские с операми. Не думаю и не предполагаю все поместить, но по нескольку для примера и сообряжение, сколько позволят мне мои средства. Я рад буду, если какой-нибудь Прометей или Девкалион соберет мои косточки в остов и облекши его кожею и мясом, вдунет жизнь, которая будет знамением жизни народной, настоящей, прошедшей и будущей. Кстати пришло мне в голову наша простопар. гомза не от Ганзы ли? Не заметили ль вы каких пословиц или поговорок относящихся к связям Новгорода с Ганзейскими городами. Кто против Новгорода – к этому времени принадлежит. Виноват, что часто и много говорю о своем предмете, забывая пословицу: про одни дрожди-трожди. Постараюсь исправиться, особенно если вы дадите мне средства и исправление. Прощайте, до следующей беседы. Да сохранит вас Господь Бог под св. своим покровом от всякого зла и даст вам силу телесную и душевную для совершение общеполезных предприятий ваших. При свидании с Г. Языковым и Верхом скажите им искреннее мое почтение. 87 XXV. 1831, марта 28 Ваше письмо я получил очень поздно чрез Ширяева; но все рад и Благодарен вам. С одним из соревнователей наших, умным сибиряком Никол. Степан. Самойловым, послал я к вам сердечный поклон. Археограф сбирается за деньгами и с отчетом в Питер и верно уже отправился вслед за Полевым и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Видно издатели хотят приняться за книги. Желательно, чтобы соперничество Телескопа с Телеграфом было полезно для просвещение и показало разные стороны в господствующих мнениях. Но из журнальных прений до сих пор мало видно толку – одно только ясно, кто с кем в ладу, кто в разладе. В I номере «Телеграфа» досталось календарю и газетам – и по делом. Теперь два романа печатаются, Загоскиным: Русские в 1812 году и Лажечниковым: «Последний Новик»: они имеют свои достоинства. Не будет ли и археографическая экспедиция предметом для романа? Вальтер-Скотт писал же Антикварий. Кроме Свиньина Шемякин суд (не шутя) написал один губернатор. Какие у меня нашлись проповеди М. Ф. 83 честь имею препроводить к вам: они относятся к истории современной, любопытны для наблюдателя. Я рад всякому случаю, где бы мне можно было показать вам па деле, свое усердие и когда мне удастся, беседовать ст. вами. Н. П. Еще таки вопрос – простите докучливость. Русское «сбить с пантелику» не есть ли греческое, как и куралеса кирие ел., так как кляуза (causa), халтура (captura) латин.? Трудно с достоверностию определить время, когда именно перешли в язык наш многие греческие, латин. и германские слова и присловия; не ко всякому из них можно приискать доказательство. Польские пословицы перешли к нам более через малороссиян, которых пословицы никто не надумался собрать и выдать в свет. Скоро ли вы, достопочтеннейший друг, издадите свои сокровища ученые? Скоро ли выйдет на свет обновленная Кормчая? Скоро ли появятся труды Востокова? особливо грамматика его 84 ? Он имеет время нести переписку с знаменитым Погодиным и поправлять его перевод Слав, грамматики Добровского, а я безвестный и смиренный не удостоиваюсь и ответа на мое всеуниженное к его знаменитости писание. Не знаю, за кого он меня и себя считает? Я ошибся, свитая его благомыслящим и радушным человеком. Если он судит обо мне по клеветливым отзывам недоброжелателей: ошибается и грешит. Но Бог с ними! После итого я не хочу иметь с ним дела, потому, что сего ни оправдать, ни извинить нельзя. От неприятных воспоминаний перейду к приятнейшим, прося вас засвидетельствовать мое искреннее почтение и поклон Ея Превосходительству Г-же Баронессе. XXIV. 1831, февр. 8 Всеусерднейше благодарю вас за писание ваше, за статью о Копенг. Обществе, для общества. Исторического, доселе, безглавого и безгласного и за благосклонный вызов доставить мне обещанные Богемпословицы, кои у вас входят в связь с Богемскою хроникою и пр. Это будет драгоценный вклад с вашей стороны и дополнение к незабвенным для меня вашим одолжением, как залогом дружбы, утешительной в этой юдоли испытаний. Признаюсь, я не нахожу сходства между приведенною вамп пословицею Felix, quern faciunt. Pericula cautum и Сарматскою zle tey kokoszy и пр. Думаю, что друзья мои не захотят верно видеть меня тем кокошем. Жив друг не убыток.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вот последний приговор о вызванных в новоприсоединённый край священниках. Нельзя не заметить, что он слишком строг. Было, действительно, время, когда имели цену, деятельно, впрочем, раздуваемые польсколатинскими силами, жалобы на соблазн, производимый поведением вызванных священников. Но теперь, после двухлетнего пребывания на Минской кафедре преосвященного Иова, когда вызванные священники, как перелётныя птицы, потянулись к своим гнёздам, – теперь оффициальный приговор являлся posmfacmumu перехватывал право, принадлежащее истории. Не удивительно, что оба преосвященные, к епархиям которых, главным образом, отпосилось высочайшее повеление, – Могилёвский, и Минский, – не смотря на всю свою строгость, вступились за священников, «как в рескрипте с г. генерал-прокурора к господину губернатору Белорусскому именно изображено», – писал св. синоду Могилёвский преосвящённый Анастасий 2330 : «что в белорусской губернии совращаются паки в унию по причине порочнаго священства, то я по долгу моему не преминул розыскать, где бы такое было совращение, и нашел оное».... в одном селе 2331 . Преосвященный Минский писал: «Хотя до вступления моего в управление минскою епархией некоторых церквей прихожане, чрез наущение безместных униатских ксендзов и были развращенными, но ныне все то чрез посредство духовнаго и гражданскаго правительства пресечено и успокоено» 2332 . XII Если время архиепископства на Минской кафедре преосвященного Иова, вообще говоря, может быть названо временем прекращения «совращений», то за то оно есть и время прекращения воссоединения униатов с православием. Рост православия уже остановился, и те немногочисленные присоединения, которые были при преосвященном Иове – ещё с половины 1796 года, являются лишь отдельными случаями, не более. В самом деле, в 1797 году по Минской епархии воссоединившихся было 6 приходов с тремя тысячами душ 2333 ; в следующем, правда, целых 22 и около 15,000 прихожан 2334 ; но в 1799 году – 2 прихода и тысяча с небольшим душ 2335 и, наконец, в 1803 году – один приход Игуменского повета, тоже с тысячью прихожан 2336 , и на этом дело воссоединения остановилось уже совсем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Анастасия Платоновна Паншина-Самойлова – происходившая из благочестивой семьи. Преданная Церкви, певчая с раннего детства. При закрытии большевиками церкви в с. Журавлевке, Курской губ., за защиту поругаемого храма родного своего села в числе других была арестована и отправлена в Белгород. Как более образованная и стойкая исповедница из всех взятых с нею была более сурово осуждена и мученически скончалась в лагере на далеком Севере России. В черноморском городе Геленджике, в дни гражданской войны, большевики пришли арестовать жену одного офицера, своего активного врага. Они ошиблись адресом, и попали к ее подруге, которая выдала себя за жену этого офицера. В течении нескольких дней жена офицера навещала подругу, принося ей провизию. «Почему ты это сделала?» – спрашивала она. «У тебя двое детей, а у меня никого нет» – отвечала заключенная. Когда ранним утром, вместе с другими осужденными, ее вели на расстрел, он ликовала, веселилась, была в подлинном восторге, выражая счастье открыто, идя как на праздник. Видимо, сознание приносимой жертвы для спасения близкого человека, совершенно уничтожило в ней страх смерти и наполнило душу блаженством предвкушения жизни вечной Царства Божия. Глава 33. Миряне Иван Ефимович Татаринцев Член и юрисконсульт Литовского Православного Епархиального Совета. В двадцатых годах он окончил юридический факультет Ковенского университета и вступил в сословие присяжных поверенных. Состоял Секретарем Союза граждан Литвы русской национальности, а в последние годы Председателем Русского Национального Объединения в Литве. Почти с 1920 г. состоял бессменным членом Литовского Епархиального Совета по выборам, исполняя обязанности секретаря, а в последнее время – юрисконсульта. Отличался глубокой религиозностью, не пропускал ни одного воскресного или праздничного богослужения. 15 июня 1940 г. Литва была оккупирована большевиками. Не прошло и месяца, как в стране стал свирепствовать страшный террор. Уже 12 июля по всей стране были произведены массовые аресты политических и общественных деятелей. Было много арестов среди русских. Почти все бывш. русские офицеры и эмигранты были арестованы. Во время этих арестов Иван Ефимович еще уцелел, но следующая волна захватила и его. В августе 1940 г. он был водворен в одну из многочисленных ковенских тюрем. Арестованных держали на хлебе и воде. Во время допросов чекисты издевались над своими жертвами и часто избивали до потери сознания. Иногда ставили людей к стене и делами вид, что их расстреливают: пули попадали справа или слева в стену, наводя смертельный страх на допрашиваемых. Случалось, допрашиваемым предлагали папиросу. Но папиросы были специального назначения: закуривший переставал быть самим собой, он начинал видеть проходивших мимо него знакомых, громко с ними разговаривать или здороваться … День и ночь горел свет, и люди не знали, что теперь, день или ночь. Арестованные исхудали и походили на движущиеся тени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

166 ...князь Феодоръ Ростиславичъ... царицу нашу от вратъ смертныхъ воздвигъ? – Речь идет об обращении больной царицы Анастасии к мощам князя Федора Ярославского, предка Курбского. 168 В нашей же вотчин, в Вифлянской земл, градъ Володимерь... – Город Владимир Ливонский (Вольмар, Валмиера), который, как и всю Ливонию, царь считал своей «вотчиной», находился с 1559 г. под властью польского короля Сигизмунда II Августа. Курбский назвал его в своем послании «градом государя моего, Августа Жигимонта»; Грозный видел в этом еще одно доказательство его «собацкой измены». 169 ...тамъ особь кождо о своемъ попечение имя. – Грозный имеет в виду Польско-Литовское государство, где короли, власть которых утверждалась сеймом, были, по его представлениям, «худейша худейших раб» и не могли повелевать и заботиться о своих подданных. 170 ...степени честнаго порога... – Это выражение, как и в посланиях шведскому королю Юхану III, должно было подчеркивать высокий ранг русских государей. 171 ...паремъями... – Паремьи – это избранные тексты из Священного Писания, читаемые в церквах на богослужении по определенным дням. В древние времена паремьи включались, как правило, в состав специальных богослужебных сборников паремийных чтений, называемых паремийниками. Начиная примерно с XV в. паремьи стали обычно включаться в состав церковных служб, помещенных в минеях и триодях. Паремьи по своему объему представляли собой довольно значительные отрывки текста Библии . Курбский называет их в тексте своего Послания в одном ряду с «цлыми книгами» и «цлыми посланьми», выразительно подчеркивая неумение царя Ивана IV соблюдать чувство меры в литературном творчестве и язвительно осмеивая его «варварскую» приверженность к многословию и чрезмерному цитированию. 172 ...о постелях, о телогряхъ... – Курбский имел в виду, очевидно, упоминания Ивана IV в его рассказе о его детских годах о поведении князя И. В. Шуйского, опиравшегося «о отца нашего постелю» и присваивавшего себе драгоценные сосуды, которые он наковал на деньги из великокняжеской казны, вместо того чтобы на эти якобы собственные деньги справить себе новую шубу взамен старой потертой мухояровой шубы на куницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Герман I, противостоявший религ. политике Л. И. (стремление дискредитировать Германа проявляется уже в т. н. Scriptor anni 718, где сообщается, что он поддержал рецидив монофелитства при имп. Вардане Филиппике в 712). Сохранившиеся источники единодушны в том, что к активным действиям Л. И. перешел на 10-й или 11-й год правления, т. е. в 726 г. (тогда же появилась и «Эклога»). Вероятно, все это время он занимался консолидацией и легитимизацией своей власти, чтобы затем потеснить старую аристократию с ее доминирующих позиций не только в светской, но и в церковной сфере. Однако информация о к.-л. конкретных мероприятиях Л. И. против иконопочитания крайне скудна. Феофан сообщает, что император приказал снять икону Христа над Халки, парадными воротами имп. дворца, причем возмущенные православные, в основном женщины, убили чиновника, исполнявшего это повеление, за что претерпели мученическую кончину. Историчность этого эпизода сомнительна, но изображение, по-видимому, все же существовало и действительно было убрано. Л. И. настойчиво, но тщетно добивался от патриарха Германа офиц. осуждения культа священных изображений вплоть до 730 г., когда святитель сам оставил кафедру, заявив, что не может провозглашать вероучительные определения без Вселенского Собора. Патриархом стал синкелл Германа Анастасий , к-рого Л. И. мог легко контролировать, но больше ни о каких иконоборческих действиях императора не известно. Так, даже из патриаршего дворца иконы были убраны лишь при патриархе К-польском Никите I Славянине в 776 г. Сообщение о том, что Л. И. издал некий указ, запрещавший почитание икон, на к-рый и хотел получить согласие Германа, в совр. науке признаётся не заслуживающим доверия. Главное значение событий 726-730 гг. заключалось в том, что император, выдвинув нек-рые предложения в области церковного устройства, относившейся к компетенции патриарха, сумел добиться их принятия и тем самым резко сместить баланс политического влияния в пользу гос. власти. Тем не менее сам факт того, что Германа не удавалось заставить уйти вплоть до 730 г., свидетельствует об институциональной силе Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2463283.html

На состоявшемся 10 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение: «Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

348 Это, кажется, Супрасльская летопись, теперь уже напечатанная. Она, как говорит Евгениевская на ней надпись, списана со списка, подаренного А. Ф. Малиновским библиотеке Коллегии Иностранных дел. Два ее экземпляра хранятся теперь в Киево-Софийской соборной библиотеке за 521 и 522. 349 Летописец начинается историею покорения Киева Литвою и доведен до 1734 г. (Рук. Киево-Софийской библиотеки 526). 350 Летописец этот отпечатан, в двух томах, на польском языке, только еще в 1856 г. Евгениевская копия, кем-то ему подаренная, находится в настоящую пору в библиотеке Киево-Софийского собора под 514. Она, без обозначения названия, цитуется на стр. 171, пр. 100 «Описания». 351 указываются по «Реестру малороссийских дел» само» Коллегии Иностранных Дел, списанному при актах и в 1844 г. Анастасевичем сообщенному для напечатания в Молодике (кн. II, стр. 223–339). 352 Малораспространенность некоторых из этих сочинений обусловливалась еще ничтожным количеством их экземпляров, пущенных в обращение. Вот почему Iustificatia niewinnosci, напр., большинству историков унии даже до последнего времени была известна только по имени. К счастию, в наши дни она, а также и часть других противоуниатских и униатских сочинений, опубликованы в VII т. 1 ч. «Архива юго-западной России»... (1887 г.), под редакциею С. Т. Голубева , и в IV и VII чч. «Русской исторической библиотеке», издающейся Спб. Археографическою коммисиею. 353 «Один только пример неповинновения в сем случае митрополиту показал мятежливый кн. Олег».. Затрудняемся сказать, что хотел выразить этим эпитетом преосвящ. Евгений, – свое ли сочувствие порядку подчинения князей суду митрополитов, или же просто иаиравление и характер всей деятельности Олега. 354 Некоторые статистические данные об этих правлениях, дополняющие здесь находящиеся сведения, можно встретить на стр. 252, где пр. Евгений говорит уже об образе управления в киевской митрополии, а о пределах киевской епархии на стр. 272–273, 275–6 и 279–280. Кстати заметим, что 12 дек. 1835 г. центральный статистический комитет Министерства Внут. Дел избрал Евгения своим членом (автобиография.)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010