Между тем военные действия продолжались на западной стороне. 23 июля Ромодановский и Самойлович подошли к Чигирину, поделали шанцы и начали беспрестанную стрельбу в город. Много домов было разбито, много козаков и горожан перебито и переранено. Дом Тукальского также был разбит гранатами; митрополит ушел в верхний город и там заболел от страха; крымский хан прислал своего доктора лечить его. В конце июля московские войска под начальством копейного и рейтарского строя полковника Сасова и других чинов начальных людей, а малороссийские под начальством бунчужного Леонтья Полуботка и черниговского полковника Борковского отправились под Чигирин с крымской стороны. В двух верстах от города встретил их брат гетманский. Андрей Дорошенко был разбит, победители преследовали его до городской стены и истребили весь хлеб в окрестностях Чигирина, потерявши только шесть человек убитыми и одного прапорщика, взятого в плен. Но в то же время пришла весть, что крымский хан переправился через Днестр под Сорокою, где строят мост для переправы самому султану со всем турецким войском, которое двинется в Умань, а из Умани прямо под Киев. 6 августа турецкий отряд явился под Ладыжином. Здесь сидел известный своими партизанскими подвигами против татар и турок грек Анастас Дмитриев, из купца ставший начальником вольной сбродной дружины, козацко-польско-волошской. С Анастасом же заперлись в Ладыжине полковник Мурашка и Савва; ратных людей было 2500 человек да мещан с женами и детьми с 20000, из них боевых людей тысячи с четыре, пушка одна, и та испорчена, вал худой, запасов никаких. 80 турецких пушек загремело против города. Мурашка с протопопом и сотником перебежали в неприятельский стан; но защитники Ладыжина выбрали в полковники Анастаса, чтоб биться до смерти. Отбивши пять приступов, ладыжинцы отчаялись, сдались и были все объявлены пленными. Анастас, переодетый, пошел за простого мужика и успел потом освободиться из плена. Мурашку взяло раскаяние: стал он браниться, называл визиря и султана воришками, проклинал Магомета и потерял голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Слоновая кость доставлялась в К-поль из Индии и Африки и шла на изготовление пиксид, консульских и церковных диптихов, для украшения ларцов и мебели. Именно в визант. время скульптура и рельефы из слоновой кости получают особое распространение, т. к. в предшествующий период она чаще применялась для облицовки мебели или различного вида шкатулок. Изображения на диптихах консулов, как к-польских, так и рим., известны с 406 по 540 г. Как явствует из закона имп. Феодосия I (384), изготовление диптихов из слоновой кости разрешалось только для ординарных консулов (CTh. XV 9. 1). Их вступление в должность сопровождалось цирковыми представлениями, раздачей хлеба и мелких монет. На большинстве диптихов наряду с портретами консулов изображены зрители в ложах, на арене - выступления акробатов, жонглеров, актеров с масками в руках, гонки на колесницах, борьба с дикими животными. Обратная сторона диптиха оставалась гладкой, имела восковое покрытие и предназначалась для текста приглашения на ипподром почетных гостей. На диптихе 517 г. консула Анастасия (BNF) над восседающим на курульном кресле консулом помещены портреты имп. Анастасия I, имп. Ариадны и экс-консула Помпея, отца вновь избранного консула. Портреты императора в медальонах держат Ники и орел, венчающий консульский жезл. Помимо К-поля и Рима искусство обработки слоновой кости процветало в Египте и в Сиро-Палестинском регионе. Александрия и близлежащие центры, Андрополь и Навкратис, славились своими косторезами, что подтверждает текст V в., в к-ром сообщается, что Кирилл Александрийский посылает имп. Феодосию II 8 облицованных пластинками из слоновой кости курульных кресел и 14 со спинками. Кроме готовых изделий в столицу империи доставлялась и необработанная кость, к-рая беспрепятственно экспортировалась до сер. VI в., т. к. при Юстиниане I Византия контролировала всю долину Нила. Сложение к VI в. развитых иконографических циклов, иллюстрирующих Свящ. Писание, проявилось в оформлении пиксид, нередко предназначавшихся для хранения реликвий. Такой экземпляр VI в. хранится в Музее Клюни в Париже; на пиксиде изображены чудеса, совершаемые Иисусом Христом: Христос и самарянка, исцеление слепорожденного и расслабленного, воскрешение Лазаря.

http://pravenc.ru/text/387113.html

129. Ответ на 128, Сергей: Почитайте проповеди митрополитов Антония, Анастасия, Филарета, Виталия, и других, и узнаете как они относились к СССР и к Советской власти То-то и дело - а при этом они уж точно не были русофобами. Да-да, в Госдепе тоже не русофобы, они любят русских (до смерти), только ненавидят " кровавого тирана " Путина. 128. Ответ на 123, Владимир Николаев: Почитайте проповеди митрополитов Антония, Анастасия, Филарета, Виталия, и других, и узнаете как они относились к СССР и к Советской власти То-то и дело - а при этом они уж точно не были русофобами. 127. Ответ на 118, Vladislav: Практически все наши новомученики перед казнью обвинялись как антисоветчики. Верующий? Православный? Значит, антисоветчик и контреволюционер. Действительно так. Если посмотреть дела осуждённых священников, там всегда был этот пункт обвинения. 126. Ответ на 116, александрович: Имя Дражи Михайловича Вам ничего не говорит? Или Вы сознательно замалчиваете вклад сербских четников в победе над немецкой агрессией и борьбу с троцкизмом? Ох, уж эти " знатоки " антикоммунистического " сопротивления " . Я, естественно, не такой " специалист " по " героям " антикоммунистического " сопротивления " , поэтому для интереса воспользовался неполживой, как Солженицын и все антисоветчики, википедией. Сразу наткнулся на имя Доброслава Евджевича - оно " Вам ничего не говорит " ? Хоть статья и отредактирована после начала СВО (значит, поучаствовало и ЦРУ, и профессиональные украинцы, размовляющие по-москальски), но там не скрывают подчинённость " героя " Дражи Михайловичу. Этот " герой " выполнял приказы выскопоставленного эсэсовца Одило Глобочника (предположительно, польского происхождения, что тоже очень красноречиво), а затем перешёл на содержание англосаксов. Таковы Ваши " герои " . Всё это особенно показательно сейчас, во время СВО. 125. Ответ на 122, учитель: PS Или так - очнулся мужик в анатомическом театре.... Ну а дальше ты знаешь... 124. Ответ на 122, учитель: Доктор , я буду жить ? А смысл ! (с)

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/06/an...

Есть основания думать, что он изменял ей. Даже в период максимального влияния Избранной Рады и Сильвестр, и Макарий постоянно напоминают царю, что ему подобает хранить воздержание и целомудрие 207 . Во всяком случае, летописец отмечает, что царь относился к царице очень грубо, а сразу по смерти ее он неоднократно впадал в грех прелюбодеяния 208 . И хотя на похоронах Анастасии Иван “стенал и рвался” 209 , спустя десять дней он объявил о своем намерении жениться на сестре польского короля 210 . Такое скоропалительное решение едва ли говорит о глубокой любви к почившей жене. Действительно ли драматические перемены в царствовании Ивана связаны со смертью Анастасии? Мы знаем, что и Адашев, и Сильвестр были отставлены еще до ее кончины. Курбский и Сильвестр свидетельствуют, что злонамеренные и “развратные” друзья окружали царя уже в дни Избранной Рады 211 . Таким образом, утверждение о “внезапной” перемене в царе противоречит фактам. Куда вероятнее, что, несмотря на постоянные переходы от припадков гнева к исступленному покаянию, личность его в главных своих чертах не претерпела никаких изменений. Проходя через кризисы, так или иначе воздействовавшие на его решения и действия, царь оставался все тем же, т. е. в огромной степени зависящим от своего изменчивого нрава. Первый такой кризис можно связать с пожаром и народным возмущением в Москве. В жизни царя он открыл период ученичества. Казанский поход дал первый повод к недовольству ученика наставниками. Опыт жертв и лишений, с которыми было сопряжено это воинское предприятие, чрезвычайно возвысил Ивана в собственных глазах, но люди Избранной Рады продолжали относиться к нему как воспитатели к подопечному, и царь чем дальше, тем больше видел в них помеху своему единовластию и источник докучливых нравоучений. Не исключено, что Избранная Рада была бы распущена или, по крайней мере, значительно “обновлена” и раньше, не столкнись царь с явными признаками Божия неблаговоления. В качестве таковых им могли быть восприняты его собственная тяжелая болезнь в 1553 г. и приключившаяся в том же году смерть царевича Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

231. Александр Васильевич , прозванием Глазатый , безудельный князь суздальско-шуйский, пятый из шести сыновей Василия Семеновича, удельного кн. шуйского 495), от брака с неизвестной, внучатный (троюродной) дядя Василия Васильевича Темного, вел. кн. московского 44). – О времени его рождения – вероятней, в Шуе – сведений нет; потерял отца, в 1403 т.: упоминается, как вотчинник суздальский, в договорной грамоте своего брата Ивана, прозванием Горбатый 814), с вел. кн. Василием Васильевичем Темным (см. выше), писанной в 1451 т. Ни время смерти, ни место погребения тела его – не указываются. По родословным, оставил сыновей, писавшихся князьями Глазатыми-Шуйскими : Дмитрия, Бориса, Ивана, прозванием Барбаша, родоначальника угасших князей Барбашииых , и дочь Анастасию 276), за Борисом Александровичем, вел. кн. тверским 387). 232. Александр Всеволодович 232. Александр Всеволодович, кн. бельзский и, некоторое время, владимиро-волынский, старший из двух сыновей Всеволода Мстиславича. князя бельзекого 582), от брака с неизвестной, внук Мстислава II Изяславича, вел. кн. киевского 144). – Год и место его рождения – неизвестны: с помощью Лешка I Белого, короля польского, и Коврада I, кн. мазовецкого, утверждается на столе Владимира-волынского, уступив Бельз кн. Васильку (Василию) Романовичу 5 4), двоюродному брату своему, в 1204 г.; воюет с Литовцами и Ятвягами, в 1205 г.: помогает Даниилу Романовичу, кн. галицкому 67), двоюродному брату своему, отнять Галич у братьев Игоревичей, в 1208 г. получает Бельз, отнятый Лешком у Василька, в 1210 г,; отдает Даниилу и Васильку Тихомле н Перемиле, уступает им же, по требованию Лешка, своего зятя, и Галич, в 1211 г; уклоняется от действия за одно с Даниилом, при нападении Венгров и Ляхов, в 1213 г.; вступает в союз с Лешком, в 1217 г;; заключает мир с Коломаном, королем венгерским, но подвергается нападению Лешка и Романовичей, которые опустошают Бельз, в 1221 г. ссорит Мстислава Мстиславича Удалого, князя новгородского 145), с Даниилом, зятем его, но на очной ставке, уличается, как клеветник, в 1225 г.; идет, с Романовичами, на Киев, в 1228 г.; участвует в заговоре бояр Галицких на жизнь Даниила, в 1230 г.; бежит к Венграм, с ними идет на Даниила, получает Бельз и Червен, мирится с Романовичами и участвует в их походе на Плесньск, в 1231–1232 гг.; при новом нападении Венгров, соединяется, в Бужске, с Романовичами, в 1233 г; держит сторону мятежных Галичан против Даниила, но, при успехе последнего, бежит в Киев и, схваченный на дороге, умирает в неволе, в 1234 г. Был женат на дочери Владимира Рюриковича, кн. киевского 555), неизвестной по имени, и имел с нею сына Романа ), да дочерей: Гремиславу 627), за Лешком I Бедым, королем польским, и Анастасию 275), за Болеславом I Контраловичем, князем мазовецким. 233. Александр Всеволодович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

626 Хроника эта была у Евгения в Любекском издании 1659 г. и хранится теперь в Киевской семин. библ., за (по каталогу исторических книг). Но он, следует заметить к его чести, имел и выписки из нее (на латинском и русском языке сделанные, очевидно, до приобретения в союственность полного экземпляра хроники и находящиеся теперь в библиотеке Киево-Софийского собора под 538. О выписках на рус. яз рукою Евгения замечено, что они сделаны «по другим изданиям». (Ср. письмо Евгения к Анастасевичу от 20 января, 1819 г.). 627 Этот труд Венгерского преосвященный цитует по изд. 1679 г. Но у него были и выписки оттуда – прямо на подлинном латинском языке (Рук. сб. Киево-Софийской соборной библ., 59–5, л. 1–67 in fol.). 629 «Вы спрашиваете меня об источниках Славянской мифологии, писал Евгений Анастасевичу 19 мая, 1815 г. Я давно уже уверен, что каждое славянское племя имело особенную мифологию, а общей не было, кроме Перуна, как свидетельствует Прокопий. Наши – Попов и Чулков, набравши кое-каких богов и даже сибирских, назвали все это славянскою мифологиею. Один кадетского корпуса лекарь около 1792 г. напечатал в Петербурге на франц. яз. книжку Antiquités Russiennes, в коей производил он и древности наши и богов наших от греческих. После Глинка, профессор Деритский, издал одну тетрадку мифологии; а наконец, Кайсаров в Геттингене под глазами покойного Шлецера составил краткую мифологию на немецк. языке, которая и на русском напечатана в Москве. Из русских песен нечего почерпнуть мифологии, а еще меньше из малороссийских, кой все изнеженного польского вкуса. A Запорожские все бурлацкие или жалобные». – Позднее, именно в письме от 17 окт. 1823 г., Евгений прямо сказал Румянцеву, что «Богословия Славян языческих нам неизвестна» (Переп., стр. 78). В дополнение к данному вопросу см. ст. А. Н. Пыпина: «Обзор русских изучений славянства. Конец XVIII в.» Вестн. Евр., 1889 г., июнь, стр. 651–652. 630 В последней редакции «Введения» сделана оговорка относительно компетенции Прокопия, в коей Евгений, очевидно, ранее не сомневался: «Естьли относить и к северным славянам то, что о вере древних славян свидетельствует Прокопий»...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Созданный Польской Церковью автокефалистский раскол Поликарпа (Сикорского) вскоре вступил в «евхаристическое» общение с самосвятами-липковцами, чем низвел себя на их уровень. После оккупации Югославии Германией в 1941 г. Зарубежный Синод оказался фактически в изоляции. В заседаниях Синода, как правило, принимали участие лишь два архиерея – сам Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) и архиепископ Феофан (Гаврилов). Митрополит Анастасий смог покинуть Югославию лишь в 1943 г., для участия в Венском совещании. Остальное время, вплоть до эвакуации в 1944 г., архипастырь находился в Белграде, не имея возможности контактировать с епархиями и приходами Русской Зарубежной Церкви. Контакты руководства РПЦЗ с Поместными Церквами, кроме Сербской, приняли эпизодический характер. Общение с Вселенским Престолом также свелось к минимуму и выражалось в основном в сослужении клириков РПЦЗ и Западноевропейского экзархата. Окончание Второй мировой войны было ознаменовано улучшением отношений между Зарубежным Синодом и Вселенским Престолом. На фоне противостояния обеих Церквей с Москвой такое сближение было естественным. Но если для Зарубежной Церкви это противостояние было связано с неприятием советского режима и церковной политики Московской Патриархии, то интрига Константинополя была в другом. К тому времени Фанар постарался забыть, что когда-то поддерживал обновленцев, и теперь заверял московскую церковную власть в любви и единодушии. На самом деле в ход церковной истории уже неумолимо вмешалась «холодная война», и Поместные Церкви против своей воли были втянуты в политическую борьбу. Если сталинское руководство пыталось руками Московской Патриархии усилить свое влияние за границей, то Запад, чьим форпостом стал Фанар, старался этого не допустить. Разговоры о правах Московского Патриархата в православном мире в тот период были довольно популярны. Экзарх Московской Патриархии в Америке митрополит Вениамин (Федченков) , например, сообщил корреспонденту «Франс Суар» (9 апреля 1945 г.), что Председатель Совета по делам РПЦ Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, когда Ярослав, не взлюбивши своей жены Ольги, взял себе в любовницы какую-то Анастасью, галичане не стерпели такого соблазна, сожгли Анастасью и принудили князя жить с законною женою. Все попытки Ярослава удалить своего законного сына и передать наследство незаконному остались напрасны. Ярослав умер в 1187 году. Галичане, вопреки его завещанию, изгнали этого незаконного сына, Олега, и поставили князем законного - Владимира. Но и этот князь вскоре подвергся строгому суду веча за свое соблазнительное поведение; он был предан пьянству, не любил советников, насиловал чужих жен и дочерей, взял себе в жены попадью от живого мужа и прижил с нею двоих сыновей. Галичане так вознегодовали, что некоторые хотели взять князя под стражу и казнить: но другие потребовали от него развода с попадьею, предлагая ему достать жену по нраву. Владимир, опасаясь за жизнь своей возлюбленной попадьи, убежал вместе с нею и детьми в Венгрию, а галичане призвали вместо него князя из соседней волынской земли - Романа Мстиславича 1 (1188). Говорят, что сам Роман тайно действовал в Галиче в свою пользу, добиваясь избрания. Этот князь, умный и сильный волею, недолго удержался в Галиче: король венгерский Бела к которому было обратился изгнанный Владимир за помощью, заключил последнего в башню, завоевал Галич, посадил там сына своего Андрея. Роман принужден был бежать в свой Владимир-Волынский. Успехам венгров способствовало то, что в самом Галиче образовалась партия, искавшая себе выгод от венгерской власти. Непрочно, однако, оказалось там и могущество иноземцев: будучи католиками, они очень скоро успели раздражить против себя народ неуважением к православной религии. Владимир, между тем, убежал из своего заключения и с помощью польского короля Казимира Справедливого снова овладел Галичем в 1190 году. Тогда Владимир, чувствуя свое положение до крайности шатким, обратился к суздальскому князю Всеволоду и отдавался ему под начало, обещая навсегда быть в его воле со всем Галичем: установлялась, по-видимому, тесная связь между противоположными окраинами тогдашнего русского мира; но это явление не имело никаких прочных последствий, так как ничего прочного не было тогда в отношениях русских князей между собою.

http://sedmitza.ru/lib/text/435570/

1047 Ульрих I, к которому после смерти бездетного Оттона перешло графство Орламюнде, был маркграфом Крайны – марки в верховьях Савы, на юге Каринтийского герцогства. 1049 Ульриха II, последнего в роду графов ваймарских и орламюндских, вымершем вместе с ним в мужской линии в 1112 г. 1050 Граф Людвиг (Людовик), из рода тюрингенских Людовингов с главным родовым замком в знаменитом Вартбурге. Его сын Людвиг стал первым в ряду весьма влиятельных с XII в. тюрингенских ландграфов, положение которых было близко к герцогскому. Этим объясняется необычное титулование Людвига в «Саксонском анналисте» «графом Тюрингии». 1051 Современный город Лувен (по-немецки – Лёвен) в Бельгии. Графства Брабант и Лувен были соединены в начале XI в. под властью Ламберта, потомка нижнелотарингских герцогов. 1052 Экберт II, маркграф майсенский (с 1068 г.), из древнего северносаксонского рода Брунонов, родичей германских королей из Саксонской династии, один из вождей саксонского восстания против короля Генриха IV; Экберт назван по родовому замку Брауншвайг в Северной Саксонии. Фигура Экберта занимала одно из центральных мест в генеалогических связях русских князей с восточносаксонской знатью в 1070–1080-е гг. (см. следующее примеч.). 1053 «Король Руси» – волынский князь Ярополк Изяславич, сын киевского князя Изяслава Ярославича; брак состоялся, вероятно, в 1071/2 г. (Назаренко 2001а. С. 524–529; здесь же и сводная таблица генеалогических связей, о которых сообщает «Саксонский анналист»). Изображения Ярополка и Кунигунды, которая на Руси носила имя Ирины, сохранились на двух миниатюрах в так называемом «Молитвеннике Гертруды», матери Ярополка, дочери польского короля Мешка II; миниатюры издавались неоднократно, см. последнее из известных нам качественных воспроизведений: Сарабьянов, Смирнова 2007. С. 81, 84. Табл. 76, 79. 1054 «Гюнтер» и «Сиццо» (Sizzo – уменьшительная форма имени «Зигфрид») – фамильные имена в роду графов, именовавшихся по замкам Шварцбург и Кефернбург (в верховьях Зале), который в XII в., во времена, когда писался «Саксонский анналист», был одним из наиболее влиятельных в Тюрингии. Упомянутые в данном случае графы Гюнтер и Сиццо были из числа родоначальников (Шварцбург впервые упоминается в источниках с 1071 г.). Обычно брак Гюнтера с русской княжной, вслед за Н. А. Баумгартеном (Baumgarten 1927. Р. 10. Table II. N 7), датируют временем после 1087 г., т. е. после гибели Ярополка Изяславича и возвращения Кунигунды-Ирины в Германию; однако из текста источника это, вообще говоря, не следует, и женитьба Ярополковны могла состояться еще при жизни отца, в конце его княжения. В самом деле, иначе возникает вопрос, почему Анастасия, старшая из дочерей Ярополка, осталась на Руси и вышла замуж за минского князя Глеба Всеславича, а ее сестра была увезена матерью в Германию? Впрочем, возможно, к моменту отъезда Кунигунды из Руси, Анастасия уже была замужем, а младшая Ярополковна еще совсем мала, так что мать предпочла взять ее с собой. Ср. следующее примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нашел я там список митрополитов униатских, титулующихся Киевскими и всея России. Но каталог сей доведен там только до 1729 г. и кончен Афанасием Щептицыпым. Нельзя, ли вам достать продолжение сих митрополитов, с краткими хотя биографиями, до нынешнего времени. Кажется, вам это легко. У папистов тщательнее ведутся иерархические записки, нежели у нас, и больше источников. Одолжите меня сим известием поскорее (стр. 338) 123 . Как видит читатель, преосвященный Евгений пока не говорить еще, зачем это так скоро понадобились ему каталого-иерархические сведения. И только уже в следующем письме (от 27 января 1814 г.), в ответ на обещание Анастасевича исполнить его просьбу, он откровенно сознается, что список иерархический «крайне нужен для 2-го издания Истории российской иерархии, которое уже готовится» (стр. 340); а в письме от 2 марта Евгений заявляет, что все это (касательно униатской иерархии) поместит во 2-е издание истории российской иерархии, которое (опять повторяет) уже готовится» (стр. 341), или, как он выражается в письме от 15 марта, «сообщу Новоспасскому архимандриту для помещения в новое издание Истории российской иерархии» (стр. 342) 124 . Здесь же (в письме от 15 марта) наш автор просить Анастасовича (даже дважды, в разной лишь форме): «пожалуйста сообщите мне все то, что у вас есть любопытного о церковной иерархии наипаче польских наших церквей: все это поместим в новом издании Истории российской иерархии» (стр. 343). Нечего говорить, что В. Г. Анастасевич выполнял все просьбы Евгения аккуратно (см. стр. 341, 342, 344, 345–6, 349–351, 356 и проч.). Евгений же с своей стороны доносил ему: «1-я ч. выйдет 2-м изданием совсем в новом виде. Но думаю еще не скоро; много и ваших выписок мы поместим» (письмо от 19 апреля 1814 г. стр. 344). «Ваши списки польской иерархии, извещал он Анастасевича в другой раз (14 октября 1814 г.), я ему (Амвросию) уже сообщил и они ему годились. Нет ли еще чего у вас такого, что может войти в эту часть» (стр. 356)? Анастасевич продолжал посылать свою польскую Иерархию (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010