31 мая съезд продолжил свою работу. Состоялись конференция «Славянство и Запад» и два круглых стола «Разрушительные силы в истории славянства» и «Славянская энциклопедия». В работе конференции и круглого стола «Славянская энциклопедия» принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, который выступил с докладами «Противостояние Запада и славянства в мировой истории» и «Герои славянского мира в Славянской энциклопедии». После обеда теплоход «Княжна Анастасия» причалил к пристани острова Кижи, где для участников съезда несмотря на непогоду была организована экскурсия. В храме Покрова Пресвятой Богородицы делегатов съезда приветствовал настоятель храмов острова Кижи протоиерей Павел Лехмус, который зачитал обращение к славянским делегатам митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова). Своими впечатлениями о съезде поделился с читателями «Русской народной линии» главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин : Меня купила очень добрая и дружеская атмосфера, царившая на теплоходе «Княжна Анастасия». Все люди тепло относились друг к другу, даже поляки нас хорошо воспринимали. Здесь произошло несколько важных знакомств для меня лично и для нашего журнала с некоторыми зарубежными писателями, в особенности из Сербии. Один из них историк-публицист Алек Рачич, который выступил с прекрасным докладом об американской оккупации Косово, бомбардировках Белграда, о том, какие американцы применяли запрещенные виды оружия, бомбы, отравляющие вещества, и рассказал о страшных последствиях ударов. Он продемонстрировал фильм о том, какие люди получили болезни и увечья. Был очень интересный публицист из Сербии Драгомир Антич, который пишет на современные темы. Он предоставил материалы для нашего журнала. Познакомился я с интересным польским поэтом. Мы договорились, что будем обмениваться материалами. Кроме того, были очень интересные выступления, прекрасные концерты, которые никогда и нигде не услышишь. Здесь выступают русские певцы и замечательные певицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/02/da...

Ири (19511961). Архив: АГЗ. Горбунов Евдоким (26.7.1886, с. Подберезы Казанск. губ. 18.8.1961, Ментон, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Казанскую Духовную семинарию, псаломщик церкви г. Анапы Сухумской епархии (19121913), диакон (22.11.1913), диакон на приходе в Сухумской епархии (19131914), затем в Уфимской епархии (1914–1916), священник (9.5.1916), рукоположение совершил еп. Уфимский Андрей (Ухтомский), настоятель церкви с. Старой Елани Уфимской епархии (2.1.19171918), во время Гражданской войны уехал на юг, настоятель церкви г. Анапы Кубанской епархии (25.9.19201921), вышел за штат, выехал на территорию Волыни, тогда принадлежавшей Польской Республике (21.8.1921), жил в г. Почаеве, принят в клир Польской Православной Церкви (1.1.1927), настоятель церкви г. Почаева (1.1.19271942), переселился на оккупированную немцами территорию Восточной Украины ( 1942), состоял в клире Украинской Автономной Церкви МП, настоятель церкви с. Андровки Бердянского района (9.8.19421944), протоиерей (28.9.1942), благочинный Бердянского района, эмигрировал в Германию и принят в юрисдикцию РЗЦ (1944), обслуживал церкви в лагерях для перемещенных лиц, помощник настоятеля Св.-Елисаветинского храма в Висбадене (19.7.19461919), поселился в Бельгии и принят в клир Русского Экзархата КП (1949), настоятель церкви в Лувене (19491954), перешел обратно в юрисдикцию РЗЦ (1954), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Брюсселе (19541955), принят снова в юрисдикцию Русского Экзархата КП (21.11.1955), настоятель Св.-Николаевской церкви в Лилле (16.10.19561957), вышел за штат по старости и пребывал в русском старческом доме Братства Св. Анастасии в Ментоне (1957). Архив: Послужный список о. Е. Горбунова (19491961). АЕУА АГЗ. Горелик Филимон (дата рождения не установлена – сконч. после 1960, Ванкувер, Канада), протоиерей. Священник, состоял в клире Белорусской Автокефальной Православной Церкви (19411945), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451950), уехал в Канаду (1950), протоиерей (1952), настоятель церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В историю культуры Молдавии К. вошел прежде всего благодаря своей «Летописи Страны Молдавской от Аарона-воеводы до наших дней». Это сочинение может рассматриваться как продолжение предыдущих молдав. летописей и содержит описание событий в Молдавии с 1595 по 1661 г. Особенно подробно освещаются события в годы правления господарей Василе Лупу и Георге Штефана. Летопись является важным памятником молдав. языка того времени и дает также представление о церковной жизни страны. В ней упоминаются такие видные церковные деятели княжества, как митрополиты Варлаам и Анастасий Кримка, еп. Хушский Гедеон и др. В 1677 г. К. составил на польск. языке летопись под названием «Хроника о Молдавской и Мултянской странах» с целью пробудить в польск. обществе интерес к этим княжествам и получить поддержку в деле их освобождения от османского господства. В 1684 г. с той же целью он написал «Историю польскими рифмами о Молдавской и Мултянской странах». К. принадлежат исторический трактат «О народе молдаван, из какой страны вышли их предки», философская поэма «Жизнь мира» и ряд др. сочинений. Соч.: Opere complete. Bucur., 1886-1888. 2 t.; Опере Алесе. Кишинэу, 1957; Летописецул Цэрий Молдовей де ла Аарон-водэ ынкоаче. Кишинэу, 1972; Соч./Сост., послесл., коммент.: П. Балмуш, С. Королевски. Кишинёв, 1989. Лит.: Puiu E. Viaa i opera lui Miron Costin. Bucur., 1975; Руссев Е. М. Кронография молдовеняскэ дин вякуриле XV-XVIII. Кишинэу, 1977; он же. Мирон Костин. Кишинэу, 1978; он же. Молдавское летописание - памятник феод. идеологии. Кишинёв, 1982; История литературий молдовенешть. Кишинэу, 1986. Вол. 1: Де ла орижинь пынэ ла 1840. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743 - 1826), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США

http://pravenc.ru/text/2458865.html

по 1565 г.: о заключенных перемириях, смерти великого князя Василия восшествии Ивана IV, взятии Казани, Астрахани, смерти царицы Анастасии, митрополита Макария и пр., прямо говорит между прочим: . Так 6 октября 1567 г. царь «приговорить со князем Володимером Ондреевичем и с своими бояры позадержати литовского посланника Юрия Быковскаго». В том 1567 г. бояре, по предложению царя, обсуждают вопросы дать или не дать крымским гонцам царское жалованье на приезде? 12 мая 1570 г. приговорил царь с боярами поступиться польскому королю 14 городами. 27 мая того же года царь говорил: всем боярам и из опричнины говорить о рубежах с Польшей. 10 декабря 1577 г. – отпустить крымских гонцов. 1 ноября 1590 г. по поводу жалоб литовских послов на недостаток корма «государь, поговоря со всеми бояры, приговорил послать на Посольский двор» дворянина Ржевского и дьяка Свиязева. 1615 г. царь Михаил «приговорил с бояры послать польскому воеводе Г. Волынцову к Варгавскому державцу грамоту». В октябре 1614 г. царь Михаил указал и бояре приговорили «встретить посланника Датского Бегичеву и послать ему лошадь». 11 августа 1615 г. царь Михаил «приговорил с бояры послать к аглинскому Якубу королю в гонцех с грамотою о свейском деле из Розряду подьячего Ив. Грязева». 28 июля 1617 г. «у обедни говорил государь с бояры» по поводу челобитья английского посла о 2-х иноземцах. В июне 1617 г. посылая бояр в Ответную палату, царь велел «говорить с английским послом о делех по своему государеву указу и по боярскому приговору». В июле того же года бояре посылали к тому же послу дьяка «по всем статьям и по выписке государев указ и свой боярский приговор объявить». Другие боярские приговоры см. от 29 ноября 1567 г., 1570 г. июня 20, 1574 г. января 27, 1576 г. апреля 26, 1577 г. февраля 2, июня. 1578 г. мая 15, сентября 18. 1579 г. июля 28, августа 15, сентября 27, ноября 16. 1580 г. марта 6, августа 25, октября 15. 1581 г. мая 5, июля 18, октября. 1583 г. сентября 17, 1584 г. июля 21, 1588 г. февраля 27, 1589 г. августа 28. октября 29. 1590 г. июня 25, 1591 г. января 27, 1592 г. января 26, 1593 г. марта 22. октября 2. 1595 г. мая 19, 21, 1620 г. декабря 23. Приговоры касались главным образом приема и отпуска иностранных послов, равно как и отправления русских. „Лета 7099-го генваря в 1 день царь и вел. князь Федор Иванович велел быти у себя государя на соборе богомольцу своему патриарху Иову, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, игуменам, и всему Освященному собору, и всем боярам, и думным дворяном и дьяком. И приговорил государь с ними, чтобы Ругодива не писать в обеих перемирных грамотах ни в государеву сторону, ни в королеву; а приказати б об нем говорити Жигимонту королю с государевыми послы, которых пошлет государь то перемирие закреплять» (IIoльckuй стат. список 20, лл. 466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вопрос о соотношении богословских взглядов имп. Константина и положений учения И. С. неоднозначен: большинство ученых склонны полагать, что богословские труды императора - «Вопрошания» (Πεσεις, восстанавливаемые на основе трактата Никифора К-польского «Apologeticus atque Antirrhetici») - предшествовали И. С. и содержали радикальные (возможно, монофизитские) формулировки, позже отвергнутые или смягченные участниками И. С. ( Ostrogorsky. 1929. S. 22-45; O " Connell. 1972. P. 14). В действительности реконструируемый текст «Вопрошаний» не дает оснований датировать его периодом до 754 г.: некоторые фрагменты политического содержания свидетельствуют о том, что они могли быть составлены как раньше (в ходе конфликта с Артаваздом ), так и значительно позже - в сер. 60-х гг. VIII в. (о политической оппозиции имп. Константину в этот период см.: Rochow. 1994. S. 30-31; Auzépy . 1999. P. 305-308). В то же время есть все основания полагать, что император участвовал в отборе патристических свидетельств, включенных в орос И. С., хотя в нек-рых случаях участники Собора отказывались согласиться с его решениями в этом вопросе ( Niceph. Const. Refut. 150; см.: Alexander. 1958. P. 129-130. N 1). В И. С. принимали участие 338 епископов. В отсутствие К-польского патриарха (патриарх Анастасий, вероятно участвовавший в подготовке И. С., скончался либо в янв. 754, либо в день открытия Собора - см.: Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. 1999. S. 27-28) председателем стал архиеп. Эфесский Феодосий. В числе идеологов И. С. называют также митр. Перги Памфилийской Сисиния Пастилласа и еп. Антиохии Писидийской Василия Трикаккава. Все трое были анафематствованы в 787 г. ( Mansi. T. 12. P. 1010) и в 843 г. ( Gouillard. Synodikon. P. 293, 296). В И. С. не принимали участия представители Римского престола и Восточных Патриархатов, хотя первые, вероятно, находились в тот момент в К-поле ( O " Connell. 1972. P. 15. N 9). Это обстоятельство впосл. дало возможность правосл. полемистам оспаривать претензию И. С. на статус вселенского ( Niceph. Const. Apol.//PG. 100. Col. 836-837; Idem. Refut. 4; Mansi. T. 13. P. 208-209).

http://pravenc.ru/text/293668.html

Нужен план для надстройки чердака над конюшнею, так и для всего двора и всей отделки конюшни. За етим ничего теперь не делается. Письмо к директору о. Экономом отправлял, и прочая. 17 Мая 1826 года. 27 65 Преподобнейший отец игумен и казначей Серафим! Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше... Апреля я получить уже 20... Почта уже замедливает... отыскалась... Почему... с отметками... Я было стал отмечать, чтобы сливать их. Но лучше, думаю, вам узнать в трактирах им цену и продать отцам Архимандритам или Лаврским, а мне сливши в бочонки новые прислать только Орлово донское вино да Венгерское Мартосово 66 . То, что отмечено употреблять вам, неберегите. Всё пропадет. Ибо нет надежды, чтобы и до осени к вам я возвратился. Копию с сего реестра пришлите мне. А поданный у себя оставьте. Прилагаю письмо к Економу не запечатанное, на случай его отлучки, дабы вы могли прочесть. Будьте здоровы. У нас уже весна. Отыщите в новоприбылых книгах Sophiewka Poeme на польском и франц. языке в 4 листа с картинами и пришлите мне чрез Секретаря с делами дикастерскими 67 . Сейчас получил я от Белогородского Преосвященного письмо 68 с уведомлением, что из Киевского семинарского правления прислано ему 14 экземпляров словаря моего и одна польская книга Оссолинского. Спросите у отца Кирилла ректора, почему отослано только 14, а не 20 екз. и откуду взялась польская книга Оссолинского? Не из моей ли библиотеки 69 ? Уведомьте. Крайне мне не приятна рассеянность и отца ректора. За это он много потеряет. Прилагаю письмо – ректору... Скажите ему... Книге Оссолинского... Она библиотеки... должно быть три. 29 Апреля 1825 г. Помета о. Серафима. Получено 9-го Мая 1825 г. после Всенощного. Ответствовано 10 числа. 28 Преподобнейший отец Игумен Серафим. Возлюбленный о Христе брат! Письмо ваше от 7 апреля я получил. Книги, привезённые с певчими, не успел ещё пересмотреть. А отправленные с Лаврскими до сих пор ещё не дошли до меня. Что то сомнительно. Видно поздно отправлены, а вы не пишите когда. О продаже вина хотя вам и писал, но не договорясь о цене и не дождавшись моего решения, не продавайте. Каталог рукописным книгам получен и отдан для поверки Анастасевичу. Книга о духоборцах получена. Кирпич по 6 р. можно подрядить Серикова. А нынешним летом надобно приготовить не менее 100 тысяч и этого дай Бог чтобы достало на конюший двор и оградки садовую и економическую. Дров у вас на кирпичи достанет из ветхостей Шулявских. Жаль, что мельницы от половодья прорвались. Я предостерегал Економа: но видно забыл. Согласен бы я был при сем случае вычистить верхний Шулявский пруд, есть ли бы не запросили дорого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

митрополит мне поручил сделать каноническую и историческую выписку о панской власти и намерениях» 269 . – В 1815 г. Анастасевич по прежнему продолжал помогать Евгению в деле изучения им истории церкви в юго-западной России. «Вы много меня одолжите, писал к нему последний 27 янв., если из огромных польских 8 томов Конституций выпишете то, что принадлежит до нашей церкви» 270 . 10 февр. преосвященный благодарит своего корреспондента «за титулы польских королей с 1346 г. доныне», а 28 февр. «за выписки из Нарушевичевой истории: они-де для меня драгоценность; сделайте милость продолжайте для меня сии любопытнейшие выписки; Вы много тем меня обяжете». 23 мая писал: «Благодарю искренно за приложенные выписки из биографии Сапегиной и мнения об унии. История об Иосафате Кунцевиче подробно описана и у Кульчинского in Speciminae Ruthenicae.. Она у меня есть. Там же и о Мелетии Смотрицком... Мнение ваше о упрямстве Марка Ефесского на Флорентийском соборе не справедливо. Вопреки Алкацию (Алляцию?) Сильвестр Сиргоиул иначе описал причины сего. Сокращение его истории напечатано и на русском, переводу покойного преосв. Мефодия псковского. Можете еще справиться о сем и с Минятиевою историею об унии, напечатанною на русском языке под названием «Камень соблазна клеветы». Но двоедушие кн. Острожского и киевского митрополита Мисаила могли быть не только разглашены, но и напечатаны поляками, о коих известно, что они больше всех папистов мастера подделывать даже акты». (Далее идет речь о м. Исидоре, взгляд Евгения на которого будет приведен нами ниже). Порекомендовав Анастасевичу (в письме от 17 нояб.) прочитать «Histoire de cosaques, par m-r Lesure» (Paris. 1814 г.), Евгений говорит: «Я не могу довольно налюбоваться методом, ясностию, доказательностию и краткостию сей книги. Выписываю даже из нее краткие записки». – Через несколько лет, именно в 1820 г., мы, из тех же писем к Анастасевичу, все еще видим Евгения за занятиями южно-русскою историею. Так, 20 янв. он писал: «Читал я на сих днях изданную у вас Лобаржевского книгу «Respect du aux htes couronnées» в защиту покойного короля Станислава Понятовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кстати, для польских панов они были бесправным «быдлом». Но нынешние бандеровцы и мазепинцы уверяют, что Украина, оказывается, страдала под гнетом «москалей». О вкладе выходцев с Украины в общерусскую имперскую и советскую культуру можно рассказывать очень долго.   Не только малороссы и белорусы, которые до революции считались единым русским народом занимали высокие посты в  Российской империи и Советском Союзе.  В советское время самые высокие посты в СССР занимал  Анастас Микоян. Маршал Иван Баграмян, адмирал Иван Исаков, авиаконструктор Артем Микоян, композиторы Арам Хачатурян и Микаэл Таривердиев, художник  Мартирос Сарьян, режиссер Рубен Симонов –  неужели все они представители угнетенного в СССР армянского народа? О грузинах Иосифе Сталине, Лаврентии Берии и Серго Орджоникидзе как представителях угнетенного народа говорить сложно. Как и об одном из могильщиков СССР министре иностранных дел Эдуарде Шеварднадзе. Как выяснилось,  очень страдал от гнета русских оккупантов Вахтанг  Кикабидзе. Может быть, он считал, что русские слишком притесняют Георгия Данелию? Или мешали творить Верико Анджапаридзе, Серго Закариадзе и Софико Чиаурели? Весь Советский Союз знал и любил  азербайджанца Муслима Магомаева. А если бы в СССР не переводили на многие иностранные языки Чингиза Айтматова, неужели бы киргизский писатель получил такую известность?  Офицером Русской императорской армии, дипломатом, путешественником, этнографом был казах Чокан Валиханов. Интересно, мог бы в Британской империи индийский раджа стать министром внутренних дел, как Михаил Лорис-Меликов? Или вождь алжирских племен стать во Франции генералом, командующим гвардейской кавалерией, как у нас Гусейн хан Нахичеванский?  Это невозможно, потому что  западные страны рассматривали свои колонии прежде всего как источник прибыли, как свою добычу. И выжимали из захваченных земель все, что могли. Отношение к народам колоний в «цивилизованных» странах Весь Атлантический океан от Африки до берегов США усеян костями негров, которые умирали на  судах рабовладельцев по пути в Америку.

http://radonezh.ru/2022/06/16/russkaya-c...

39 Линде, Самуил-Богумил (1771      1847), директор варшавского лицея, издал в шести томах (1807–1814) классический труд – «Slownik jezyka polslciego» , в котором сравнил польский язык лексикографически с другими славянскими и пояснил слова примерами из писателей. 41 Университетский Благородный пансион был открыт в 1771) году курато­рами Меллисино и Херасковым; в 20-х и 30-х годах и Снегирев также был в нем преподавателем, вместе с другими университетскими профес­сорами, 42 В. В. Измайлов ум. 4 апреля 1830. О нем см. статью Н. Иванчина-Писарева. в литер, газете 1830, т. II, 242. 43 Владимир (Василий Третьяков),сын московского священника, р. 1769, учился в моек. дух. академии, где потом был учителем и проповедником, префектом и наконец ректором, архимандритом Заивоноспасского монасты­ря. С 1811 г. был членом моек, комитета цензуры духовных книг. 44 Известный труженик русской науки Павел Михайлович Строев (порт­рет его см. в «Др. и Нов. России» 1880, т. XVI, стр. 729) род. 27 июля 1796, ум. 5 января 1786 г, – Снегирев относился к нему, как и многие его совре­менники, очень недружелюбно, что видно и из печатаемых нами писем. 45 Венелин, Юрий Иванович (1802–1839), по рождению карпато-росс, Геор­гий де-Гутца, в 1825 г. прибыл в Россию и в моск, университете выдержал экзамен на звание лекаря. Он ревностно занимался изысканиями о древнейшей истории славян, собирал народные песни и пр., и печатал статьи историче­ские и этнографические в Галатее (1829). Моск. Вестнике, Телескопе, Моек. На­блюдателе и в Ж. М. Проев, – Главный труд его: «Древние и нынешние бол­гары», 2 тома, М. 1829–1841; т. I, изд. 2-е, Ы. 1856, с биографиею его, напи­санною II. И. Безсоновым. 46 Кухарский, А. П., бывший проф. славянских наречий в бывшем вар­шавском королевском университете, был отправлен заграницу, где в продолжение пяти лет занимался изучением славянства и издал «Памятники славян­ского права» (Monumenta juris slovenici), и затем посетил Москву, где, под руководством Снегирева, подробно осматривал все достопримечательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

(54-х лет). Данилович известен многими трудами, преимущественно по исто­рии польского права и на польском языке. 12 Петр Петрович Гула-Артемовский (1790–1865), известный малорос­сийский писатель, был в это время ординарным профессором харьковского университета по кафедре рус. истории и действ. членом Общ. Ист. Др 13 Иван Николаевич Лобойко (1787–1861), воспитанник харьковского университета и профессор виленского, также действ. член Общ. Ист., известен своим •Собранием российских стихотворений», изд. в Вильне, 1827 г. 14 Сергей Николаевич Глинка (1775–1847), один из плодовитейших рус. писателей и ревностный патриот, издатель «Рус. Вестника» (1808–1824, 51 часть) История его неудачной службы по цензурному ведомству рассказана им самим в ст.: «Мое цензорство» (Совр. 1865, IX, 217–232). 15 Степан Петрович Шевырев (1806–1864), известный профессор москов­ского университета, был одно время также и цензором. 16 Сергей Тимофеевич Аксаков(1791–1859), автор «Семейной Хроники». – Владимир Васильевич Измайлов (1772–1830), издатель журналов: «Пат­риот» (1804), «Вестник Европы» (1814) и «Российский Мусеум. (1815). Снегирев был назначен цензором в 1828 и состоял в этой должности до 1855 года. 21 Статья В. Г. Анастасевича: «Известие о Богемской Летописи» напечатана в «Трудах и Летописях Общ. Ист. и Др.», Ч. V, кн. 1 (1880), стр. 240–254, в виде письма к Снегиреву. 22 Снегирев приготовлял в это время к печати два свои сочинения: 1) «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» , и 2) «Русские в своих, пословицах» (4 ч., М. 1832). Как видно из писем, он посылал отрывки из этих сочинений на просмотр Анастасевичу и Розенкампфу. 23 Илларион Васильевич Васильев, член Общ. Ист., магистр московского университета, в котором был адъюнктом по кафедре русского законове­дение (1828–1829). Умер в 1832 г. 24 Константин Матвеевич Бороздив (1781–1848) с 4 августа 1826 по 30 апреля 1832 был попечителем Спб. учебного округа, с 1833 – сенатором. Он нанимался русскою историею, собрал много документов, во издал очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010