В последние годы его ректорства было заметно влияние на него (в малой, впрочем, степени) духа устава 1884 г. 429 Случилась покража всего столового старинного серебра (ложек и вилок) из студенческой столовой. Начались розыски и тяжкие подозрения... 430 Иером. Михаил (Грибановский) , тамб., XLI к. Петрогр. акад. (1884), 1884 – канд., и.д. доцента по введ. в круг богосл. наук, 1887 – и.д. инспектора, 1888 – маг., доц., архим., инспект., 1890 – настоят. посольской ц. в Афинах, 1894 – еп. Прилук., 1895 – еп. Кашир., 1896 еп. Таврич.; † 1898, в Симферополе. 431 Иером. Антоний (в мире – Алексей Павлович Храповицкий) из дворян, воспит. 5-й Петрогр. гимн., окончивший ее с золотой медалью, поступил в нашу академию в 1881 г., оконч. ее в 1885 г. Как студент богосл. отдел., отличался замечательной памятью, на экзаменах поражал точной передачей лекций и особенно текстов Св. Писания (гораздо лучше многих из воспитанников семинарии) и незаурядной способностью к философскому мышлению, редкой, в особенности для бывшего воспитанника гимназии. В 1885 – канд., проф. стипендиат, иером. и пом. инспект. Петрогр. акад., 1886 – препод. Холмской сем., 1887 – и.д. доц. Петрогр. акад., 1888 – маг. и доц., 1889 – и.д. инспект., 1890 – рект. Петрогр. сем., архим., рект. Моск. акад., 1895 – рект. Казан. акад., 1897 – еп. Чебоксар., 1899 – еп. Чистопольский, 1900 – еп. Уфимский, 1902 – еп. Волынский, 1906 – архиеп. и член Госуд. сов., 1911 – докт. богосл., 1912 – член Св. Синода, 1914 – архиеп. Харьковский. 432 Иером. Михаил (в мире – Василий Ермаков), урож. Петрограда, воспит. реального училища, канд. Киев. акад. (1887), 1887 – иером., препод. Киев. сем., 1888 – инспект. Орлов. сем., 1890 – и.д. инспект. Петрогр. акад., 1891 – архим. и инспект. сей акад., 1893 – рект. Могилев., потом Волын. сем.; 1899 – еп. Новгород-Северский, а потом Ковенский, 1903 – еп. Омский, 1905 – еп. Гроднен., 1912 – архиеп. 433 Архим. Борис (в мире – Владимир Владимирович Плотников), краснояр., сын столонач. Красноярск. дух. правления, канд. Казан. акад. (1880), 1880 – препод. Томской сем., 1884 – и.д. доцента Казан. акад. по метафизике, 1886 – иером., маг., архим., и.д. инспект. Моск. акад., 1888 – рект. Киев. сем., 1892 – старш. член. СПб. дух. ценз. ком., потом – в том же году – рект. Петрогр. акад., 1893 – настоят. ц. при российском посольстве в Константинополе, в 1899 – во второй раз рект. Петрогр. акад. и еп. Ямбургский, 1901 – присутствующий в Св. Синоде и председ. Училищного совета при Св. Синоде; † 18 сент. 1901, в Гурзуфе, близ Ялты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

—345— расходов ведомства Святейшего Синода; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“. б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1902 г. Сент. 3. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 августа за 6695: „По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 24 сего августа за 6895, в коем изложено, что, на сделанное, согласно Синодальному определению, от 24 апреля – 8 мая сего года 1739, сношение с Министерством Иностранных Дел по вопросу о неимении препятствий к прибытию в Россию болгарских иеродиаконов Климента Сапунджиева, Ангелария Константинова и Бориса Беширова, для поступления в духовные академии, получено сообщение, что со стороны названного Министерства не встречается препятствий к прибытию в Россию означенных лиц. Приказали: Согласно ходатайству Преосвященного Экзарха Болгарского, разрешить стипендиатам Болгарского Священного Синода, окончившим курс учения в Константинопольской духовной семинарии, иеродиаконам Клименту Сапунджиеву, Ангеларию Константинову, и Борису Беширову поступить, по выдержании ими установленного экзамена, первому в Московскую и двум последним в Казанскую духовные академии; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству и Преосвященному Казанскому указы“. Определил и: Принять к сведению. IV. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1902 г. Авг. 16. В Совет Московской Духовной Академии к руководству“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 14 августа за 6245: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение вольнослушателя С.-Петербургской духовной академии турецкого подданного Богдана Обрадовича об освобождении его на вступительных испытаниях в названной академии от экзамена по древним языкам. Приказали: Разрешить Со- —346— вету С.-Петербургской духовной академии освободить Богдана Обрадовича на приёмных в академию испытаниях от экзамена по древним языкам, предоставив при сём Советам духовных академий право освобождать от такового экзамена и от изучения в академии древних языков ходатайствующих о том иностранных уроженцев, с тем, чтобы для получений степени кандидата богословия или звания действительного студента, согласно § 101 Уст. дух. акад., они сдали, по окончании курса академического учения, экзамен по одному из древних языков, о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству, Преосвященным Митрополиту Киевскому, Архиепископу Казанскому и Епископу Ямбургскому указы“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русская смута глазами офицеров-монархистов Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Русская смута глазами офицеров-монархистов В серии " Белые воины " вышла книга " Верная гвардия " Новости Москвы   09.04.2008 479 Вышла в свет очередная, шестая книга военно-исторической серии " Белые Воины " " Верная гвардия. Русская смута глазами офицеров-монархистов " , подготовленная редактором " Русской линии " историком русского монархического движения к.и.н. Андреем Ивановым и ямбургским исследователем Белого движения Сергеем Зириным. Книга посвящена трем полковникам-монархистам: Федору Викторовичу Винбергу, Федору Николаевичу Безаку и Александру Сергеевичу Гершельману. Этих людей объединяет много общего: все они происходили из известных генеральских семейств, служили в гвардейских полках Русской Императорской Армии, были единомышленниками графа Ф.А.Келлера, принимали активное участие в деятельности монархических организаций, и, несмотря на свои немецкие фамилии, были глубоко верующими православными русскими патриотами, верными Царю и Отечеству. Основу книги составили недоступные ранее широкому читателю дневники и воспоминания этих офицеров, рассказывающие о Русской смуте: революции 1917 года и Гражданской войне, а также первых годах жизни в эмиграции. Это изданный в Киеве в 1918 году и ставший раритетом тюремный дневник Ф.В.Винберга " В плену у " обезьян " . Записки " контрреволюционера " ; мемуары видного русского националиста полковника Ф.Н.Безака " Воспоминания о Киеве и о гетманском перевороте " , любезно предоставленные составителю книги дочерью Безака - Ксенией Федоровной и публикуемые впервые; воспоминания сына московского генерал-губернатора С.К.Гершельмана - белого офицера А.С.Гершельмана " Эмиграция " , посвященные Рейхенгалльскому монархическому съезду и работе Высшего монархического совета, секретарем которого он являлся (эта часть мемуаров Гершельмана также публикуется впервые с разрешения его дочерей).

http://ruskline.ru/news_rl/2008/04/09/ru...

В 1895 году архимандрит Сергий защищает свою знаменитую магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». Диссертация вызвала восторженные отзывы коллег и внесла существенный вклад в православную сотериологию (учение о спасении души). Последняя тесно связана с понятием обожения (теозиса), согласно известному принципу: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом не по природе, но по благодати» (святитель Ириней Лионский). Поэтому представление о спасении души в Православии лишено юридизма, присущего католичеству и протестантизму. Юридический подход к спасению в западных церквях, по мысли архимандрита Сергия, взят «из римских и феодальных нравов». Между тем «правовые отношения между Богом и человеком невозможны, поскольку Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), и Он ищет не возмездия, но именно спасения. Утверждая это, владыка Сергий противостоял богословской линии, насаждаемой в России с XVII-XVIII веков под влиянием КиевоМогилянской академии. Указом Священного Синода от 24 января 1901 года архимандрит Сергий был наречен во епископа Ямбургского, а в 1905-м он становится архиепископом Финляндским и Выборгским. На этом посту Сергий (Страгородский) уверенно противостоит финнизации и протестантской пропаганде в Карелии, эти усилия вызвали в России живой общественный отклик. В феврале 1917 года архиепископ Финляндский Сергий оказывается единственным архиереем, оставшимся от дореволюционного состава Священного Синода. А уже несколько месяцев спустя он стремится наладить отношения между Синодом и советским правительством, призывая к непротивлению новой власти. Поначалу архиепископ Сергий взял ориентацию на обновленцев, но впоследствии изменил свою позицию. Как известно, партнерами обновленцев были одновременно ГПУ и Константинопольский Патриархат, державший линию на модернизацию и вестернизацию Православия. 27 июня 1923 года из заключения, в котором он ранее находился, был освобожден Патриарх Тихон (Белавин). Это было воспринято как попытка примирения советской власти с исторической Церковью. Сам Тихон со своей стороны отказался от анафемы, провозглашенной им в 1918-м, и подчеркнул в своем знаменитом послании: «Я советской власти больше не враг».

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

В 1809 же году Комиссия дух. уч. определила открыть и 14 приходских училищ: в С. -Петербурге два – спасосенновское и петропавловское, в уездах – ямбургское, выборгское, гдовское, новоладожское, кронштадтское, софийское (или царско- сельское), шлиссельбургское, ораниенбаумское, сердобольское, лужское (село-запольское), ревельское, староладожское (в старо-лад. монастыре). Уездные училища открывались по мере подготовки учеников приходских училищ к высшим классам, – сначала низшие отделения, потом высшие. Так в февр. 1810 г. открыто петропавл. уездное училище, в присутствии ректора семинарии архим. Анатолия, затем в сент. ямбургское и ладожское. Но некоторые приходские училища, вследствие малочисленности учащихся (от. 4-х до 7) 149 , вскоре закрывались или соединялись с другими. Так, уже в сент. 1809 г. ревельское приписано к ямбургскому, новоладожское к староладожскому. В 1812 г. закрыты: кронштадтское, софийское, ораниенбаумское и шлиссельбургское, а сердобольское соединено с выборгским. В 1815 закрыты еще лугское и гдовское приходские училища, в 1820 году – выборгское (где было только два ученика), так что с 1821 г. существовали лишь – александроневское (уездное), петропавловское (уездное и приходское), спасосенновское (приходское), ямбургское (уездное и приходское) и ладожские (уездное – новоладожское и приходское – староладожское). Училища закрывались, по постановлению семинарского правления, с утверждения академического и митрополита. В 1822 г. в семинарском правлении рассматривалось дело по просьбе староладожского Николаевского монастыря о выведении из него дух. училища, так как ученики причиняют неопрятность и беспокойство братии. В тоже время поступила от монастыря жалоба на инспектора иером. Иезекииля (Цветкова), что он не платит денег в монастырь за свое содержание. От училища получено оправдание, с заявлением о желании иметь собственный дом, но как это оказалось дорого, то сем. правление постановило и представило академическому о закрытии училища, Академия донесла Комиссии дух. уч., которая и предписала консистории – училище закрыть, разместив учеников, где окажется удобнее, а вещи передать в александроневское училище. Таким образом к концу 1822 г. закрылись и оба ладожские училища, а в 1823 г. открыто приходское – александро-невское. В 1824 г. закрыто Спасосенновское приходское училище, в котором было только 4 ученика, по заявлению ревизии 1823 года. Суммы и вещи переданы в ведение семинарского правления; ученики размещены по другим училищам. Остались только три училища – уездные и приходские: александроневское, петропавловское с казанским отделением 150 и ямбургское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1843 году причт причислен к 4-му классу и его составили: священник, дьячек, пономарь и просвирня; с 1875 года причт составляют: священник и псаломщик. Вот имена прежних священников: Василий Иоаннов, служивший с 1783 года; Иоанн Савин († 1805 г.); Иоанн Евфимиев Криницкий, отличавшийся деятельностью по церкви и участием в делах вне церкви. Так он был инспектором и учителем греческого языка в Ямбургском духовном училище и членом духовного правления. Умер 27 марта 1827 года; Илья Васильев Лебедев, из учителей Ямбургского духовного училища, зять о. Криницкого; также был инспектором Ямбургского духовного училища; в сентябре 1832 года переведен в Петербург, в церковь института слепых; Григорий Феодоров Кедров, переведенный сюда из Гдовского уезда, также служил в ямбургском училище; в июне 1843 г., он перешел в Петербург, в церковь при „доме убогих» Императорского Человеколюбивого Общества; Иоанн Степанов Аландский, из письмоводителей комиссии по построению новой Петербургской семинарии, был человек деятельный и настойчивый, исправил церковь , умножил библиотеку, был членом духовного правления и благочинным; в 1859 году, перешел к ямбургскому собору, а потом – в Тосну, где и умер в 1865 году; Павел Петров Тихомиров, человек умный и добрый. Он-то и пострадал от несчастий, постигших здешний храм. В 1873 году он был послан в Черменецкий монастырь; по возвращении оттуда, чрез 9 месяцев, был определен священником в село Хредино, (Гдов. уезда) где и умер в июле 1875 года; Алексей Александров Смирницкий, бывший сперва учителем сельского училища в Кузьмине (Царскос, уезда), потом священником в Котлах (Ямб. уезда), а сюда поступивший 28 марта 1873 года. Состоит помощником благочинного и законоучителем в двух земских школах. Псаломщики: Онисим Варфоломеев, Алексей Алексеев, Петр Онисимов, Иван Тимофеев Тихомиров, Александр Пельгорский, Александр Захаров, Александр Иванов Львов, Павел Федоров Верекун- цов, Василий Никитин Романский, Иван Иванов Мельницкий и состоящий ныне Александр Евфимиев Парвицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (14.10.1861, С.-Петербургская губ.- 8.01.1919, окрестности Нарвы, Эстония), сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи диакона. По окончании С.-Петербургской ДС служил надзирателем в Александро-Невском ДУ в С.-Петербурге. 3 февр. 1889 г. рукоположен во иерея к Знаменской ц. в Ивангороде (в адм. подчинении г. Нарвы С.-Петербургской губ.). Проявил себя как ревностный, неутомимый пастырь, пользовался уважением и любовью прихожан. Был возведен в сан протоиерея. Благочинный церквей Нарвы и 1-го окр. Ямбургского у., председатель Ямбургского отд-ния епархиального училищного совета и уездный надзиратель церковноприходских школ. Преподавал Закон Божий в ивангородской приходской школе, нарвском муж. училище и в приюте. В 1917 г. на общем собрании городских приходов избран членом совета Нарвского отд-ния Братства Пресв. Богородицы. В кон. нояб. 1918 г. Ивангород и Нарва были заняты красными войсками, провозгласившими Эстляндскую трудовую коммуну. Ее власти издали указы о конфискации культовых зданий, запрещении совершения богослужений и выселении за пределы коммуны всех лиц духовного звания как «распространителей ложного учения». 30 дек. 1918 г. Д. вместе с настоятелем ивангородской Успенской ц. сщмч. Александром Волковым был арестован и 6 янв. 1919 г. приговорен Комиссией по борьбе с контрреволюцией к расстрелу как «черносотенец». Священников вывели за пределы города и казнили, тела бросили в яму с нечистотами. После отступления Красной Армии мученики были отпеты и погребены священником ивангородской Никольской ц. Константином Колчиным. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 26 дек. 2001 г. Арх.: ЦГИА. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4257. Л. 61; Эстонский ГА. Ф. 28. Оп. 3. Д. 66. Лит.: Синодик С.-Петербургской епархии. С. 253; СПб. мартиролог. С. 253; Сщмч. прот. Димитрий Добросердов//ЦВ. СПб., 2002. 3. С. 11-16.

http://pravenc.ru/text/178081.html

Евреинов Николай Николаевич (1853–?) – помещик, камергер. Депутат III и IV Гос. Дум от Витебской губ., окт., центр. Окончил Александровский лицей. В 1975 г. поступил на службу в Министерство финансов, в 1877 г. командирован в главное казначейство действующей армии. Почетный мировой судья. – 329, 348. Евсеев Илья Тимофеевич (1877 – после 1917) – сын крестьянина Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губ. Депутат IV Гос. Думы от Санкт-Петербургской губ., центр., прогр. С 9 лет помогал отцу своим заработком. Окончил церковноприходскую школу, а затем двухклассное училище, после чего поступил в земскую учительскую школу, которую окончил в 1897 г. Пробыв 5 лет сельским учителем у себя на родине, поступил на службу в губернское ведомство в качестве сотрудника оценочно-статистического отделения. В 1908–1911 гг. состоял членом Ямбургской уездной земской управы, откуда перешел вновь на службу в губернское земство на должность земского страхового агента. С 1913 г. гласный Ямбургского и СПб земских собраний, член училищного совета и председатель волостного суда. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. (сложил полномочия члена Собора). Член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). После Октябрьской революции в эмиграции. – 304, 355 Екатерина II Великая (21.04.1729–06.11.1796) – российская императрица с 1762 г. – 21, 115, 259 Елена – игумения Красностокского монастыря. – 190 Елизавета Федоровна (03.06.1864–1918) – прмц., вел. кн., супруга вел. кн. Сергея Александровича. Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.04.1992.–142, 288, 301 Еникеев Гайса Хамидуллович (1865–?) – мусульманин. Депутат III Гос. Думы от Казанской губ. и IV Гос. Думы от Оренбургской губ., товарищ секретаря IV Думы. Окончил татарскую школу. Работал учителем в Оренбургском округе, после выхода в отставку был директором суконной фабрики. – 349 Ермолаев Михаил Кондратьевич (1881–?) – крестьянин-земледелец, старообрядец. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., умерен., прав., нац. Окончил Двинское городское училище. Член «Союза русского народа». – 327

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В мае 1725-го года кирпичные монастырские заводы имели следующей вид: изба – мастерская для изготовления гончарами изразцов; изба, где жили кирпичные мастера, при ней сени и 3 чулана; изба для рабочих с каморкой, при избе сени с двумя горнами для обжигания изразцов; баня; амбар; черепичная печь с нижними и верхними сводами, в ней было насажено 12.200 штук черепицы; 5 печей кирпичных с нижними сводами, над печами шатры, крытые дранью и тесом; черепичный сарай в 15х5 сажен, 8 кирпичных сараев: 3 в 50х5 сажень, 1 в 35х5, 3 в 30х5 и 1 в 20х5. На заводах было 15 станков, около 800.000 готового кирпича и свыше 3.000 изразцов 702 . Кроме монастырских заводов, были еще кирпичные заводы Новгородского Архиерейского Дома, находившееся меж реки Охты и Александро-Невских кирпичных заводов 703 . Кроме того, у Новгородского Архиерейского Дома были еще кирпичные заводы на Выборгской стороне, меж Черного ручья и Кокиных заводов 704 . Песок белый к гончарному делу доставляли из Борович 705 , – «без каменья и земли» – для печных изразцов 706 ; к каменному строению доставлялся по подряду, – в 1721-м и 1722-м годах по 40 алтын за сажень 707 . Горшки муравленые куплены были у Гарцыша по 6-и денег за счет сумм, выручаемых за «продажные монастырские овощи» 708 . Железо поступало с Олонецких Петровских и Повенецких заводов, было приобретаемо и с Сибирских железных заводов у комиссара Никиты Демидова 709 . Стекло в церквах и в кельях первой линии было покупное на заводах и «взятое из дому светлейшего князя и от господина Мошкова» Ямбургское 710 . Кроме первого сорта, шло и стекло Ямбургское «второй руки» 711 . Холст на обивку стен и на запоны каменщикам шел из Иверского Монастыря 712 . Деревья для насаждений доставляемы были из разных мест. Береза, рябина, ольха поступали из монастырских лесов по Черной речке выше Монастыря, из «частых и густых мест» 713 . Клен копали в лесу за Красным Селом, в Копорском уезде. 793 дерева клену, посаженные в огородах при пильной мельница, куплены у Гарцына, по 6-и денег дерево. Вяз и отчасти клен взяты были у Софийского казначея Феодосия, то есть в Новгороде 714 . Липа и ильма шли из Новгорода 715 . Орешник – из Старой Руссы 716 . Яблони были присылаемы из Старой Руссы. Вишня тоже шла из Старой Руссы, а частью была куплена у садовника Гарцына 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

5–354). Итак, и в свой период увлечения православием Толстой не признавал догмата Троицы, догмата Воскресения Христова и отвергал таинство евхаристии. О каком православии может идти речь? Скорее, можно упрекать Толстого за то, что он, не веря в евхаристию, дерзнул подойти к Святой Чаше. Искусственность этой попытки Толстого приблизиться к церкви, не разделяя ее верований, очень тонко подметил Святейший Патриарх Сергий (тогда епископ Ямбургский), опубликовавший в 1901 г. в «Церковном Вестнике» статью «Мысли православного епископа по прочтении новой исповеди графа Л. Толстого». Святейший Патриарх (тогда епископ Ямбургский) сравнивает Толстого с умирающим Николаем Левиным, когда «этот давнишний невер, живший вдали от церкви, перед смертью вдруг решает служить молебен, думая, что у него вдруг появится в душе вера, которая исцелит его от чахотки. Он тупо и бессмысленно смотрит на икону, усиленно крестится, старается разгорячить себя, но, конечно, ничего из этого не получается, после молебна он со злостью велит убрать икону, разочаровавшись в ее чудодейственности». (Цитирую по книге архимандрита, ныне архиепископа, Иоанна «Толстой и церковь», Берлин, 1939 г., стр. 145) . Итак, можно говорить лишь о попытке Толстого приблизиться к православию. Следовательно, Толстой не отступник от православной церкви, к которой он никогда не принадлежал, а неверующий человек, ищущий истину и идущий к Христу. В этом и есть коренное недоразумение, порожденное обстановкой официального православия: церковникам казалось, что он уходит от Христа, а он, наоборот, шел к Нему от неверия и остановился на полпути. Каков путь Толстого к Христу? «Между фарисеями был некто именем Никодим, один из — начальников иудейских, он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, как Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». ( Ин. 3:2 ). «Я естественно обратился прежде всего к верующим людям моего круга, к людям ученым, к православным богословам, к монахам-старцам, к православным богословам нового оттенка и даже к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верой в искупление.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010