Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 16.04.1861, с. Байтеряково Лаишевского у. Казанской губ.- 23.06.1918, Петроград), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Сын протоиерея кладбищенской церкви в Казани, в 1879 г. окончил 1-ю казанскую гимназию, в 1883 г.- историко-филологический фак-т Казанского ун-та со степенью канд. историко-филологических наук, защитив дис. «Детская речь». В дек. 1883 г. утвержден профессорским стипендиатом по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В февр. 1884 г. командирован на полтора года в Дерптский ун-т для чтения курса лекций на кафедре сравнительного языковедения. Защитив дис. «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie», 30 мая 1886 г. получил степень магистра сравнительного языковедения. С 10 сент. 1886 г. приват-доцент Харьковского ун-та. 22 сент. 1888 г. за дис. «Litauische Studien Nominalzusammungen», представленную в Дерптский ун-т, удостоен степени д-ра слав. филологии. С 10 окт. 1888 г. экстраординарный профессор Казанского ун-та по кафедре сравнительного языковедения и санскрита, с 15 февр. 1889 по 31 янв. 1896 г. экстраординарный профессор по кафедре слав. филологии, с 1 февр. 1896 г. ординарный профессор, с 30 мая 1911 г. заслуженный ординарный профессор. В 1897-1905 гг. секретарь историко-филологического фак-та. В 1905 и 1909 гг. избирался деканом историко-филологического фак-та ун-та. С 14 марта 1903 по март 1908 г. редактор «Ученых записок Казанского университета», с 1906 г. председатель Гос. историко-филологической испытательной комиссии. Анастасий (Александров), еп. Ямбургский Анастасий (Александров), еп. Ямбургский По благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) А. И. Александров организовал муж. воскресную школу и руководил ею в 1896-1905 гг. В школе, существовавшей фактически на его средства, обучалось неск. сот чел., в основном рабочие заводов, занятия вели студенты КазДА.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Анастасий (Александров Александр Иванович), еп.Ямбургский, вик. Петроградской епархии Родился 16 апреля 1861 года, день Ангела 20 апреля. Сын протоиерея кладбищенской церкви в г.Казани. В 1879 году окончил I-ю Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет в число студентов историко-филологического факультета, который окончил в 1883 г. со степенью кандидата. С I декабря того же года, согласно избранию факультета и Совета университета, оставлен при университете в качестве профессорского стипендиата для приготовления к профессорскому званию по кафедре языковедения. С 1886 г. состоял доцентом Дерптского, ныне Юрьевского университета, куда был командирован с научной целью. Кроме того, был командирован в столицы (Петербург и Москву), в Литву и в губернии; Сувальскую, Виленскую, Гродненскую и Ковенскую для изучения литовского языка. Преподавание в Дерптском университете шло на немецком языке, поэтому и магистерское и докторское сочинения были им написаны на немецком языке. В 1886 г. удостоен степени магистра сравнительного языковедения и утвержден приват-доцентом Дерптского университета. В том же году перемещен в Харьковский университет, с поручением ему чтения лекций по предмету сравнительного языковедения и санскрита. В 1888 удостоен степени доктора сравнительного языковедения и предложением Министра Народного Просвещения утвержден экстраординарным профессором. В 1896 году был назначен ординарным профессором славянской филологии Казанского университета. Несколько раз был командирован с научной целью за границу, в Австро-Венгрию, Черногорию, Сербию, Болгарию, Константинополь и на Афон. С 1896 по 1905 год, согласно резолюции Высокопреосвященнейшего Архиепископа Казанского Владимира, был заведующим и руководителем в г.Казани мужской Воскресенской школы. С 1897 по 1905 год состоял секретарем историко-филологического факультета. С 1905 по 1911 год, будучи деканом Историко-филологического факультета, не раз исполнял должность ректора университета. Несколько раз исполнял ученые поручения Отделения русского языка и словесности Академии Наук по рассмотрению ученых работ на ученые премии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Краткие биографические данные о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит. В 1889 хиротонисан во епископа Киренского в Иркутске. В 1913–1928 – архиепископ, с 1917 – митрополит Ярославский. В 1922–1926 – в ссылке в Нарымском крае. В 1926 – после освобождения попытался воспринять местоблюстительство, но уступил его ради мира церковного в пользу митрополита Сергия (Страгородского) . 6 февраля 1928 – прервал общение с митрополитом Сергием. 10 мая 1928 – в обращении к митрополиту Сергию заявил, что не прерывает с ним общения и признает его власть как заместителя, но не может исполнять распоряжения заместителя, смущающие народную религиозную совесть и нарушающие каноны. 16 октября 1928 – скончался в Ярославле. Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), патриарх. 1904 – окончил Московскую духовную академию, 28 апреля 1913 – рукоположен в епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии, в 1921–1926 – епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. В 1922 – признавал обновленческое ВЦУ. В 1927 – архиепископ Хутынский, временный управляющий Новгородской епархией. В 1933–1945 – митрополит Ленинградский, с 1945 – Патриарх Московский и всея Руси. Анастасия (Куликова Анастасия Георгиевна; 1889–1975), схимонахиня. С начала 1900-х годов служила в семье Любимовых. В 1922–1925 – сопровождала протоиерея Димитрия в ссылку. Приняла монашеский постриг. 29 ноября 1929 – арестована вместе с архиепископом Димитрием и о. Петром Белавским. Приговорена к 5 годам лагерей. Андреев Феодор Константинович (1887–1929), протоиерей. В 1913–1918 – доцент по кафедре систематической философии и логики Московской духовной академии. В декабре 1922 – рукоположен во диакона и затем в священника. Служил в Петроградском Казанском соборе, затем в Сергиевском всей Артиллерии соборе. В 1927 – возведен в сан протоиерея. В 1927–1929 – в клире собора Воскресения Христова на крови. 23 мая 1929 скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай (Ипатов), еп. Златоустовский. Фотография. 1917 г. (Ипатов Николай Александрович; 24.03.1878, Казань - 10.09.1938, г. Златоуст Челябинской обл.), еп. бывш. Златоустовский. Из семьи мещан, чуваш. Начальное образование получил в образцовой церковноприходской школе при Казанской ДС, затем в Казанском ДУ, по окончании которого в 1892 г. поступил в Казанскую ДС. В 1898 г. окончил семинарию по 1-му разряду со званием студента, что дало ему право на поступление в том же году в КазДА без дополнительных испытаний. В 1902 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви как учитель, по учению Слова Божия, Св. Отцов и учителей Церкви и правил церковных». Назначен столоначальником Казанской духовной консистории, а с 1903 г. стал личным секретарем (секретарем канцелярии) при Казанских епархиальных архиереях. Являлся одним из учредителей, членом совета и секретарем открытого в 1906 г. Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии. Участвовал в организации Миссионерского съезда в Казани 13-26 июня 1910 г. 21 янв. 1913 г. за выслугу лет произведен из коллежских асессоров в надворные советники по Ведомству православного исповедания. Жил скромно на небольшое жалованье с матерью (отец скончался до 1898). После кончины бывших на его попечении престарелых матери и тети, 18 июля 1913 г., пострижен в монашество с сохранением прежнего имени в казанском Кизическом муж. мон-ре Ямбургским еп. Анастасием (Александровым ; до 30 мая 1913 еп. Чистопольский, викарий Казанской епархии). Вскоре был рукоположен во диакона, затем во иерея. 18 дек. того же года назначен на должность помощника смотрителя Обоянского ДУ Курской епархии. 2 мая 1914 г. был назначен на учрежденную решением Синода «в целях объединения многочисленных миссионерских учреждений и развития их деятельности» должность заведующего Уфимской миссией с возведением в сан архимандрита. Должность была учреждена по инициативе назначенного в дек.

http://pravenc.ru/text/2565982.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью...» Из истории храма Во Имя Всемилостивого Спаса при «Казанском Обществе Трезвости» 21.11.2012 427 Время на чтение 24 минут В 1892 г. было создано «Казанское Общество Трезвости» (КОТ), «как первый проповедник трезвого слова на востоке Государства Российского», ставившее в основу своей деятельности помощь Божию и полагавшее, что религиозно-нравственное воздействие на призреваемых «может дать благой результат».(1) В начале двадцатого века оно уже представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи - вплоть до Сибири) и разветвлённую сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе - не имевших отечественных аналогов).(2) Неуклонно возраставшая потребность в религиозном окормлении членов общества и находившихся на его попечении и призрении лиц выдвинула на одно из первых мест в деятельности КОТ заботу об открытии собственного храма. В дальнейшем в некоторых источниках утверждалось, что мысль о его устроительстве принадлежала одному из столпов местного трезвеннического движения - члену Комитета и почётному члену КОТ профессору А.И.Александрову (в дальнейшем - после принятия монашества - епископу Чистопольскому, затем - епископу Ямбургскому, викарию Санкт-Петербургской епархии Анастасию), и указывалось, что через него же «поступило первое пожертвование».(3) При этом, как явствует из документов, первым план создания храма публично озвучил председатель Богородского отдела КОТ священник В.И.Веселицкий - авторитетный пастырь и неутомимый общественный деятель, снискавший во время гражданской войны терновый венец священномученика снискавшийный тель ургской епархиинейшем - после то может дать благой результат " ленный план .(4) На экстренном заседании Комитета КОТ 27 августа 1899 г. он заявил, что: «Благословение Божие видимо почиет на делах Казанского Общества Трезвости: Общество растёт, крепнет, заводится громадною собственностью для больницы, приютов и чайных... В виду всего этого осмеливаюсь просить Общество, не найдёт ли оно возможным в благодарность Господу Богу за Его великие милости и в большее укрепление Общества соорудить храм в честь и славу Всемилостивого Спаса Господа Нашего Иисуса Христа, в одном из корпусов, приобретённых Обществом в Подлужной слободе. Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью».(5)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

Секция церковной истории И.Е. Алексеев. «Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью...» (из истории храма Во Имя Всемилостивого Спаса при «Казанском Обществе Трезвости») Статья посвящена истории храма во имя всемилостивого спаса при «Казанском обществе Трезвости». Автор повествует о событиях, предшествующих основанию храма, приводит информацию о деятельности храма и общества, собранную из различных документальных источников. Ключевые слова: Казанское общество трезвости, храм во имя Всемилостивого Спаса, Казань. I.E. Alekseev «This Saint church will be for the Association the aeternal and inviolable basis and sacred fortress ...» (from the history of Church for All-merciful Savior) The article is devoted to the history of the Church of the ALL-merciful Savior in Kazan Temperance movement. The Author narrates about the events preceding the basis the temple, provides information about the activities of the temple and of the society collected from various documentary sources. Key words: Kazan temperance association, Church for All-merciful Salvator, Kazan. В 1892 г. было создано «Казанское Общество Трезвости» (КОТ), «как первый проповедник трезвого слова на востоке Государства Российского», ставившее в основу своей деятельности помощь Божию и полагавшее, что религиозно-­нравственное воздействие на призреваемых «может дать благой результат» В начале двадцатого века оно уже представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи – вплоть до Сибири) и разветвленную сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе – не имевших отечественных аналогов) Неуклонно возраставшая потребность в религиозном окормлении членов общества и находившихся на его попечении и призрении лиц выдвинула на одно из первых мест в деятельности КОТ заботу об открытии собственного храма. В дальнейшем в некоторых источниках утверждалось, что мысль о его устроительстве принадлежала одному из столпов местного трезвеннического движения – члену Комитета и почетному члену КОТ профессору А.И. Александрову (в дальнейшем – после принятия монашества – епископу Чистопольскому, затем – епископу Ямбургскому, викарию Санкт-Петербургской епархии Анастасию), и указывалось, что через него же «поступило первое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Марценко Александр Францевич; 12.03.1887, Одесса - 18.12.1954), архиеп. Тульский и Белёвский. В 1910 г. окончил Одесскую ДС, в 1914 г.- СПбДА с ученой степенью канд. богословия. 20 июля 1912 г. пострижен в монашество с именем А. в Калуге еп. Калужским и Боровским Георгием (Ярошевским) ; 21 июля им же рукоположен во иеродиакона, 6 дек. 1913 г. еп. Ямбургским Анастасием (Александровым) рукоположен во иеромонаха. С февр. 1914 г. А. служил в рус. Урмийской миссии в Персии. По возвращении в 1915 г. в Россию в связи с началом первой мировой войны короткое время был насельником Глинской пуст . С 19 сент. 1915 г. преподавал в Ставропольской ДС и служил благочинным мон-рей Ставропольской епархии. В марте 1919 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем пинского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря . В мае того же года Временным высшим церковным управлением юго-востока России назначен полковым священником и благочинным кавалерийского корпуса. В 1920 г. А. эмигрировал в Сербию, в июле 1922 г. переехал в Польшу и был назначен настоятелем Александра Невского кафедрального собора в Варшаве и председателем Варшавской духовной консистории. В окт. того же года определен администратором Виленской епархии, председателем Виленской духовной консистории и настоятелем виленского Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . 9 февр. 1923 г. Синодом Польской Православной Церкви с согласия польск. правительства А. был назначен епископом Люблинским, викарием Варшавско-Холмской епархии. 25 февр. 1923 г. в Александро-Невском соборе Варшавы состоялась хиротония А., к-рую возглавил архиеп. Волынский и Кременецкий Дионисий (Валединский) . А. приветствовал неканоническое провозглашение 1 нояб. 1924 г. Патриархом К-польским Григорием VII автокефалии Польской Православной Церкви. В 1924 г. А. был назначен ректором Виленской ДС, а в 1926 г.- ректором Волынской ДС, но в нояб. 1926 г. освобожден от этой должности за сопротивление полонизации правосл. духовных школ. В 1928 г. уволен на покой с проживанием в Мелецком мон-ре Варшавско-Холмской епархии. В марте 1930 г. назначен епископом Камень-Каширским, викарием Пинско-Полесской епархии. В марте 1931 г. принес присягу о лояльности Польскому гос-ву. С апр. 1934 по сент. 1937 г. управлял Гродненской епархией, с сент. 1937 г. вновь епископ Камень-Каширский.

http://pravenc.ru/text/115978.html

епископ Анастасий (Александров) (28.04.1861–23.06.1918) История Русской Православной Церкви Слова и речи Церковная археология епископ Анастасий (Александров) Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Учёный-славист. Биография Родился в семье священника Иоанна Александровича Александрова, являвшегося с мая 1860 по сентябрь 1862 года настоятелем Владимирской церкви села Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии (родового имения потомственных дворян Казиных). 28 мая (9 июня) 1861 года (то есть менее чем через полтора месяца после рождения А. И. Александрова) в селе Байтеряково произошёл большой пожар, заставший священника И. А. Александрова во время совершения Божественной Литургии в сельском храме. В одной из клировых ведомостей сообщалось, в частности, что «во время бывшего в селе Байтерякове пожара, от которого в виду его сгорел собственный его дом и всё имущество, он, Александров, с примерным и редким самоотвержением продолжал совершать начатую им Литургию с одним причётником, которого убедил до окончания службы Божией остаться в Церкви, бывшей среди пламени». За это 30 ноября/12 декабря/1861 г. И. А. Александрову была объявлена «признательность Епархиального Начальства со внесением в послужный список». В 1879 году окончил Первую казанскую гимназию. В 1883 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета со степенью кандидата историко-филологических наук за работу: «Детская речь». Ученик известных филологов И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В 1884 года командирован в Дерптский университет на полтора года для научных занятий санскритом и немецким языком. В летнее время посещал прибалтийские губернии для изучения литовского языка. В 1886 года защитил диссертацию «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie» («Язык национального поэта Литвы Донелайтиса. К семасиологии») на соискание учёной степени магистра сравнительного языковедения. В летнее время посещал прибалтийские губернии для изучения литовского

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. (Егоров Вячеслав Михайлович; 1.07.1891, с. Опеченский Посад Боровичского у. Новгородской губ.- 12.07.1965, Крым), митр. Симферопольский и Крымский. Из мещанской семьи, отец - владелец артели ломовых извозчиков. Осиротел в раннем детстве, воспитывался в семье дяди, зав. Александро-Невским рынком. В 1911 г. окончил Петровское коммерческое уч-ще в С.-Петербурге со степенью канд. коммерции. Отказался от карьеры коммерсанта, поскольку к тому времени у него созрело определенное и твердое желание выбрать духовное поприще. Его буд. судьбу предопределило знакомство с ректором СПбДА Ямбургским еп. (впосл. митрополит) Сергием (Тихомировым) , а также встречи со старцами иером. прп. Анатолием (Потаповым) и прот. священноисп. Георгием Коссовым . Поступил вольнослушателем в СПбДА. В 1912 г. выдержал вступительные экзамены и стал студентом ДА. На следующий год во время летних каникул совершил поездку к Японскому еп. Сергию (Тихомирову) и принял предложение по окончании учебы стать миссионером в Русской духовной миссии в Японии. С началом первой мировой войны прервал обучение в академии и отправился на фронт братом милосердия с лазаретом духовных школ. В февр. 1915 г. заболел туберкулезом и был демобилизован, с осени того же года вновь приступил к занятиям в академии. 4 дек. 1915 г. ректором Петроградской ДА Ямбургским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского, 5 дек. рукоположен во диакона, а 6 дек.- во иерея. В 1916-1917 гг. совмещал учебу в академии со служением по воскресным и праздничным дням в Воскресенско-Покровском жен. монастыре Петроградской епархии (близ дер. Нежадвы Лужского у.), одновременно посещал занятия в Петроградском археологическом ин-те. Вместе с братом иером. Львом (Егоровым) и иером. (впосл. архиепископ) Иннокентием (Тихоновым) занимался религ. просвещением рабочих. Благодаря проповеднической деятельности «братья Егоровы», как обычно называли в народе Г. и Льва, стали широко известны не только в Петрограде, но и за его пределами. Беседы с народом они проводили в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом - на старой барже на М. Невке.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Панкеев Василий Александрович; 1.01.1892, с. Садовое Херсонского у. Херсонской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Белгородский. Род. в семье священника. В 1912 г. по первому разряду окончил Одесскую ДС и поступил в КДА. В 1915 г. между Киевской и Петроградской академиями состоялся обмен студентами и В. Панкеев был переведен на 3-й курс Петроградской ДА. 10 янв. 1915 г. ректор академии еп. Ямбургский Анастасий (Александров) совершил иноческий постриг В. Панкеева с наречением ему имени А. 17 янв. А. был рукоположен во иеродиакона. В февр. 1915 г. по ходатайству члена Гос. Думы свящ. Александра Альбицкого, с благословения митр. Петроградского сщмч. Владимира (Богоявленского) А. был направлен на фронт для совершения богослужений и треб, окормления раненых и больных воинов. Служил вместе со свящ. Александром Альбицким в походной церкви одного из 4 оборудованных Всероссийским национальным союзом передовых санитарно-питательных отрядов, находившихся под покровительством мч. имп. Николая II . В мае 1915 г. А. приехал в Петроград. 24 мая еп. Анастасием (Александровым) в храме Рождества Пресв. Богородицы при Василеостровском городском начальном уч-ще он был рукоположен во иеромонаха. Сразу же после рукоположения А. уехал на фронт в качестве настоятеля одной из походных церквей Всероссийского национального союза. 26 янв. 1917 г. за безупречное исполнение пастырских обязанностей на фронте удостоен ордена св. Анны 3-й степени. В 1917 г. А. окончил Петроградскую ДА и был направлен на служение в Одессу, где вскоре возведен в сан игумена. Преподавал в Одесской ДС до ее закрытия в 1920 г. Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Мариупольский. 1924 г. Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Мариупольский. 1924 г. В июне 1923 г. под давлением обновленческого (см. Обновленчество ) митр. Евдокима (Мещерского) А. был хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Херсонского, викария Одесской епархии, правосл. Херсонским епископом в это время являлся его друг - сщмч. Онуфрий (Гагалюк) . В 1924 г. А. принес покаяние, и 27 авг. свт. Тихон , Патриарх Московский и всея России, с сонмом правосл. архиереев хиротонисал А. во епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Спустя неск. месяцев А. был сослан в Харьков, откуда продолжал управлять вик-ством. В 1926 г. А. был арестован и приговорен к 3 годам заключения в СЛОН, в 1929 г. сослан на 3 года в Енисейск. По окончании ссылки А. обратился к Заместителю патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с просьбой о назначении на кафедру. После встречи в Москве с митр. Сергием, в 1933 г., А. был определен на Белгородскую кафедру, преобразованную из вик-ства Курской епархии.

http://pravenc.ru/text/115876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010