В окт. 1909 г. З. был избран доцентом по кафедре пастырского богословия СПбДА, 12 мая 1910 г. перемещен на 1-ю кафедру Свящ. Писания НЗ (введение в новозаветные книги, чтение Евангелий, систематическое изложение земной жизни Иисуса Христа), учрежденную согласно новому академическому уставу, 11 июня того же года избран и указом Святейшего Синода от 5 авг. утвержден экстраординарным профессором. 2 марта 1914 г. произнес речь на годичном акте СПбДА «Современные открытия в области папирусов и надписей в их отношении к Новому Завету». С 22 нояб. 1910 г. состоял инспектором СПбДА, с 1 окт. 1917 г.- проректором. После кончины ректора Анастасия (Александрова) , еп. Ямбургского, с 10 июля 1918 г. исполнял обязанности ректора. С. М. Зарин. Фотография. 10-е гг. XX в. С. М. Зарин. Фотография. 10-е гг. XX в. В янв. 1910 г. З. вошел в состав образованных при синодальном Учебном комитете комиссий по пересмотру учебных программ по догматическому и нравственному богословию, литургике, церковному уставу и др. Ему принадлежит ок. 50 статей в «Православной богословской энциклопедии» (в т. ч. «Иоанн Лествичник», «Канон литургии (католической)», «Карфагенские соборы», «Катехизисы католические», «Книги апокрифические Нового Завета», статьи о некоторых папах Римских), из них 21 не опубликована, хранится в РГИА. Печатался в журналах «Христианское чтение» , «Странник» , «Голос Церкви» «Церковный вестник» , «Церковные ведомости» и др. Награжден орденами св. Станислава 3-й (1905) и 2-й (1909) степени, св. Анны 2-й степени (1912), св. Владимира 4-й степени (1914). З. принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В марте 1918 г. командирован Советом Петроградской ДА в Москву для выяснения вопроса о дальнейшей судьбе духовных академий. Встречался со свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России, и с В. Д. Бонч-Бруевичем . З. был активным сторонником присоединения Петроградской ДА к Петроградскому ун-ту с целью предотвратить закрытие академии. С 22 марта 1921 по май 1923 г. был профессором по кафедре нравственного богословия и агиологии в Петроградском богословском ин-те.

http://pravenc.ru/text/182635.html

25 . Архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (в миру Анемподист Яковлевич До­родницын; 1859–1919) – духовный писатель и богослов. Выпускник Московской духовной академии (1885), ректор Литовской духовной семинарии (1903–1904), епископ Сумский, викарий Харьковской епархии (1904–1905), епископ Елисаветградский, викарий Хер­сонской епархии (1905), епископ Чистополь­ский, первый викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной академии (1905–1912), епископ Саратовский и Царицын­ский (1912–1914), архиепископ Владимирский и Суздальский (1914–1917). 26 Епископ Ямбургский Анастасий, викарий Санкт-Петербургской епархии (в миру Алек­сандр Иванович Александров ; 1861–1918) – ученый-славист. Выпускник историко-филологического факультета Казанского университета (1883), приват-доцент кафедры сравнительного языковедения Дерптского университета (1886), приват-доцент кафедры сравнительного языковедения и санскрита Харьковского университета (1886–1888), экстраординарный профессор кафедры срав­нительного языковедения и санскрита Казан­ского университета (1888–1889), профессор кафедры ординарный профессор по кафедре основ­ного богословия (1871–1884), ординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук (1884–1886). Выпускник Киевской духовной академии (1846), иерей (1847). Профессор кафедры православного богословия Казанского университета (1850), декан историко-филологического факульте­та Казанского университета (1864–1871). Преподавал в университете также логику, психологию и философию. В 1851 году назначен настоятелем университетской Крестовоздвиженской церкви. В 1867 году возведен в сан протоиерея. С 1871 года главный редактор журналов «Православ­ный собеседник» и «Известия по Казанской епархии». Автор трудов, посвященных доказательству подлинности описываемых в Священном Писании событий, в кото­рых опирается на западноевропейские исследования. Ему принадлежат переводы нескольких западноевропейских работ по библеистике. 27 Священномученик Анатолий, митрополит Одесский и Херсонский (в миру Андрей Григо­рьевич Грисюк; 1880–1938) – историк церкви. Выпускник Киевской духовной академии (1904), инспектор и профессор Московской духовной академии (1912–1913), ректор Казанской духовной академии (1913–1921), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (1913–1922), епископ (с 1923 – ар­хиепископ) Самарский и Ставропольский (1922–1928), архиепископ (с 1932 – митро­полит) Одесский и Херсонский (1928–1936). Арестован в 1937 году, скончался в 1938 году в Кылтовской сельхозколонии Республики Коми. Причислен клику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Алексий (Молчанов) 24 , скон­чавшийся экзархом Грузии, Алек­сий (Дородницын) 25 , ныне ар­хиепископ Владимирский, Анастасий (Александров) 26 , ныне епископ Ямбургский, викарий Петроград­ский, ректор столичной Акаде­мии, и нынешний ректор Акаде­мии епископ Чистопольский Ана­толий (Грисюк) 27 , которому суждено благословить в послед­ний раз в академическом храме незабвенного Петра Васильеви­ча и проводить на место вечного упокоения. Казанской епархией, а вместе Академией за это время, после архиепископа Владимира, последовательно управ­ляли ныне скончавшиеся архиепископы: Арсений (Брянцев) 28 , Димитрий (Ковальницкий) 29 , Димитрий (Самбикин) 30 , Ни­канор (Каменский) 31 и ныне здравствующий архиепископ Иа­ков (Пятницкий) 32 , которому суждено встать во главе сонма духовенства при отпевании Пет­ра Васильевича. Таким образом, покойный ма­ститый ученый и профессор Петр Васильевич знал девять ректо­ров Казанской академии 33 и де­сять казанских архиепископов. Для самой Академии он был жи­вым носителем и выразителем шестидесятилетней истории, вер­ным хранителем преданий род­ной Академии, в которой он сам долгое время стоял при корми­ле правления Академии в долж­ности помощника ректора по церковно-историческому отде­лению и члена правления, полу­чив еще в 1879 г. степень доктора богословия и ранее того, в дека­бре в 1868 г., звание ординарного профессора. В течение 36-летней профессорской службы он прохо­дил другие академические долж­ности, преимущественно бесплатные, не связанные с учено­-просветительными задачами Академии, начиная с библио­текаря Академии (1865–1870 гг.). Только инспекторская должность и соединенные с нею обязанно­сти чужды были характеру Петра Васильевича. За них он ни­когда не брался, хотя при изби­рательном порядке в должность инспектора, на то имел полное право по службе и старшинству. Вообще Петр Васильевич старал­ся избегать таких должностей, которые, хотя и оплачивались, но мешали его профессорской и ученой деятельности. Как сослуживец, он был че­ловеком прекрасной души и до­брым товарищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Общ. Истории и Древностей Российских избрали его своим почетным пожизненным! и действительным членом. Составляя гордость и красу Казанской Академии, П. В-ч состоял почетным членом всех духовных академий. Ученая критика всегда с восторгом приветствовала появление в свет трудов П. В-ча. Популярнее всех книг П. В-ча было и остается его Руководство к Русской Церковной Истории, как известно, переделанное в 1896 году в учебное руководство по Истории Русской церкви, применительно к семинарской программе. Посредством своего «Руководства» Петр Васильевич издавна сделался учителем всего российского юношества, насадителем в русской духовной школе здравых неприкрашенных понятий о религиозности русского народа и православии Русской церкви. П. В-ч прослужил родной ему Академии 36 лет, служил при трех академических уставах (1814 г., 1869 г. и 1884 г.), при четырех ректорах (архим. Иоанн (Соколов) , Иннокентий (Новгородцев), Никанор (Бровкович) , прот. А. П. Владимирский) и при пяти казанских архиепископах (Афанасии – Соколов, Антонии – Амфитеатров, Палладии – Раев, Павел – Лебедев и Владимир – Петров). Два года он служил при ректоре Академии архим. Антонии – Храповицком, при чем один год служил, уже выйдя в отставку. По выходе из Академии он прожил двадцать лет; за это время управляли Академией в сане епископов – Антоний – Храповицкий, ныне на покое архиеп. Харьковский, Алексий – Молчанов, скончавшийся экзархом Грузии, Алексий – Дородницын, ныне архиеп. Владимирский, Анастасий–Александров, ныне еписк. Ямбургский, викарий Петроградский, ректор столичной Академии, и нынешний ректор Академии епископ Чистополский Анатолий, которому суждено благословить в последний раз в академическом храме незабвенного Петра Васильевича и проводить на место вечного упокоения. Казанской епархией, а вместе Академией за это время, после архиепископа Владимира, последовательно управляли ныне скончавшиеся архиепископы: Арсений – Брянцев, Димитрий Ковальницкий, Димитрий – Самбикин, Никанор – Каменский и ныне здравствующий архиепископ Иаков – Пятницкий, которому суждено встать во главе сонма духовенства при отпевании Петра Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С 1952 г. архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене. С 1971 г. на покое. Алексий (Симанский Сергей Владимирович) (18771970) Патриарх Московский и всея Руси. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию. В 1902 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона. В 1903 г. рукоположен во иеромонаха. В 1904 г. окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. В 1913 г. рукоположен во епископа Тихвинского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1921 г. епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии, с 1926 г. архиепископ Хутынский. С 1932 г. митрополит, с 1933 г. митрополит Ленинградский. В 19441945 гг. Патриарший Местоблюститель. С 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ) (18731965) митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви за границей. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1898 г. пострижен в монашество, в том же году рукоположен в сан иеромонаха. В 1906 г. рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1914 г. – епископ Холмский и Люблинский, с 1915 г. – епископ Кишиневский, с 1916 г. – архиепископ Кишиневский и Хотинский. В 1919 г. эмигрировал, управлял православными общинами в Константинополе. В 1920 г. Крымским ВЦУ назначен представителем Русской Церкви при Константинопольском Патриархе. С 1924 по 1935 г. управлял Русской духовной миссией в Палестине. В 1935 г. назначен помощником митрополита Антония (Храповицкого) , возведен в сан митрополита Патриархом Сербским Варнавой. С 1936 г. председатель Архиерейского Синода РП Ц З. В 1944 г. покинул Югославию, находился в Вене, Карлсбаде, Женеве, Мюнхене. В 1950 г. переехал в США. С 1960 г. носил титул митрополита Восточно-американского и Нью-Йоркского. С 1964 г. на покое. Антоний (Бартошевич Андрей Юрьевич) (19101993) архиепископ. Эмигрировал в 1924 г., окончил богословский факультет Белградского университета со степенью кандидата богословия (1939).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН (БУЛИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Иоанн (Булин) Иоанн (Булин) ( 1893 - 1941 ), епископ Печорский В миру Николай Александрович Булин, родился 16 февраля 1893 года в поселке Выпсу ( Выыпсу , Верроский уезд Лифляндской губ.). Его отец работал кузнецом (по др. сведениям, каменщиком), а мать Ольга, урожденная Беляева, швеей. С шести лет Николай прислуживал в местном храме. Учился во вспомогательной церковноприходской школе в Выпсу, с 1904 года - в двухклассном училище Министерства народного просвещения в д. Радама ( Радамаа ) того же уезда. В 1905 году поступил в Рижское духовное училище , одновременно пел в Рижском архиерейском хоре, был исполлатчиком при Рижском архиеп. Агафангеле (Преображенском) .  В 1909 году поступил в Рижскую духовную семинарию , два последних курса был старостой семинарской Покровской церкви. В 1915 году окончил семинарию первым по списку и определен к поступлению на казенный счет в Петроградскую духовную академию . 23 ноября 1915 года посвящен в чтеца . В июне 1916 года мобилизован на военную службу и направлен для обучения в школу прапорщиков в Петергофе. В октябре 1916 года произведен в прапорщики, служил в 241-м пехотном запасном полку в г. Пензе . С июня 1917 года - в действующей армии на Румынском фронте. Командовал ротой 665-го Ворохтенского пехотного полка. В конце 1917 года освобожден от военной службы " как имеющий по образованию право быть учителем " . В марте 1918 года вновь зачислен в Петроградскую духовную академию  на второй курс. 21 мая 1918 года пострижен в монашество с именем в честь свт.  Иоанна (Максимовича) , митр. Тобольского. Постриг совершил ректор академии Ямбургский еп. Анастасий (Александров) .  25 мая 1918 года рукоположен во диакона . В июне и июле 1918 года был направлен для служб и проповеди на эстонском языке в Плюсский и Покровский Ведриловский женский монастыри. 

http://drevo-info.ru/articles/11723.html

Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 20. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 23; Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 267. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Алексий (Симанский; 1877–1970 гг.), 21 февраля 1921 г. назначен первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского, с 4 февраля 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы Ленинграда... Л. 20. Там же. Л. 21. Антоний (Вадковский; 1846–1912 гг.), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Анастасий (Александров Александр Иванович; 1861–1918 гг.), с 13 мая 1913 г. епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской (с 1914 г. Петроградской) епархии; последний ректор Санкт-Петербургской духовной академии; доктор славянской филологии и церковной истории, заслуженный ординарный профессор Казанского университета; с 1910 г. ординарный профессор, с 1912 г. ректор Казанской духовной академии. В июне 1918 г. во время торжеств по случаю приезда в город Патриарха Тихона простудился, заболел воспалением легких и вскоре скончался. Тело его из Мариинской больницы с крестным ходом, было перенесено в академический храм Санкт-Петербургакой духовной академии; заупокойную литургию и отпевание совершил 26 июня митрополит Вениамин; похоронен на братском лаврском кладбище недалеко от могилы митрополита Антония (Вадковского) . Часовня над могилой блаженного Матвея Татомира (1848–1904 гг.) на Никольском кладбище лавры. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Николай Иванович Лазаревский (1868–1921 гг.), профессор правовед, помощник ректора Петроградского университета; в Петроградском Богословском институте преподавал «Разбор иностранных исповеданий». Расстрелян по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» 24 августа 1921 г. Тогда же расстрелян был и поэт Н. Гумилев, фамилия которого фигурирует в дневниках протоиерея Н. К. Чукова как участника одного из собраний в Доме ученых. Всего по этому делу ВЧК было арестовано 833 человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Март – распоряжение митрополита об усилении назидательности великопостных богослужений и о совершении пассий во всех храмах епархии. 1 мая (18 апреля) – совпадение Великой среды с Первомаем, который большевики превратили в повод для «шумных празднеств». Митрополит Вениамин обратился к пастве с призывом провести дни Страстной недели «в храме, в молитве, чтении св. Евангелия, в делах христианского милосердия, в посте». 9 мая (26 апреля) – Светлый Четверг. Первый детский крестный ход от всех городских приходов в Александро-Невскую лавру на митрополичье служение. 10 мая (27 апреля) – Светлая Пятница. Митрополит впервые совершил празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» как общегородское, с крестным ходом из Покровско-Коломенской церкви к Исаакиевскому собору и от него на Неву для водосвятия. 12 мая (29 апреля) – Антипасха. Крестный ход от всех приходов и церквей города к Александро-Невской лавре, откуда соединенная процессия во главе с митрополитом двинулась к Исаакиевскому собору. Оглашение «Пасхальной архипастырской беседы» митрополита Вениамина. 20–21 (7–8) мая – крестный ход во главе с митрополитом Вениамином из Луги в Череменецкий монастырь. 31 (18) мая – митрополит председательствует на собрании по выборам первого единоверческого епископа. Избран протоиерей Симеон Шлеев, принявший постриг с именем Симон. 11 июня (29 мая) – 16 (3) июня – пребывание в Петрограде Святейшего Патриарха Тихона. 16 (3) июня Патриарх возглавил хиротонию единоверческого архимандрита Симона (Шлеева) во епископа Охтенского. 1–11 июля (18–28 июня) – работа чрезвычайного Епархиального собрания под председательством митрополита Вениамина. 9 июля (26 июня) – погребение ректора Петроградской духовной академии епископа Ямбургского Анастасия (Александрова) . 14 (1) июля – открытие Александро-Невского православного трудового братства по заготовлению свечей и богослужебных предметов. 15 (2) июля – открытие Петроградского Епархиального совета. 9 августа (27 июля) – митрополит Вениамин направляет в Епархиальный совет предложение ввести особое моление на великой и сугубой ектениях за арестованное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По поводу перехода в католичество княжны Елены Черногорской. Казань, 1896. Из Одессы на Афон. Казань, 1896. «Нова Кола», произведение Черногорского князя Николая I, и значение самостоятельной жизни черногорских племен в истории исконной независимости сербского народа в Черной горе. Казань, 1897· Материалы и некоторые исследования по истории Черногорья. Казань, 1897· Черногорска в жизни частной и общественной. Казань, 1897· Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (некролог с портретом). Казань, 1897· Виктор Иванович Григорович, профессор славянских наречий. Казань, 1901. 6 декабря 1900 года в жизни Черногорья. Казань, 1901. Памяти В.И.Григоровича (с портретом). Варшава, 1902. По Волге в Болгары. Казань, 1902. Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, имп.Александр II. Казань, 1902. Император Александр II, Южные Славяне и Македония. Казань, 1903. К биографии В.И.Григоровича. СПБ, 1903. Черногорский князь Николай I, в своих поэтических произведениях. СПБ, 1904. О трудах А.И.Яцимирского по славянской филологии. Казань, 1906. Историко-этнографический музей засл.проф.Н.Ф.Высоцкого: I)o трудах и занятиях по археологии, истории и этнографии Ы.Ф.Высоцкого... 4) о старорусской медной посуде (с рисунками) · Казань, 1906. Некрополь Казанского кафедрального собора. Казань, 1907· Памяти ксендза К.О.Явниса. Казань, 1908. Отзыв о трудах В.А.Францева. СПБ, 1908. Святые мученики Иоанн, Стефан и Петр, Казанские чудотворцы. Казань, 1909· Открытие импер.Николаевского университета в Саратове и 100-летие СПБ Духовной Академии. Казань, 1910. Политическая и церковная жизнь славянства в 19 веке. Казань, 1911· С Новым годом! Казань, 1911· Памяти М.В.Ломоносова, отца русской науки и певца на лад лиры богодуховенного псалмопевца. Казань, 1912. Слово к студентам 53 выпуска Казанской духовной академии. «Прав.Собес.» 1912, июнь, стр.855–359· Слово за молебном пред началом лекций в Казанской духовной академии 6 сентября 1912 года. «Прав.Собес.» 1912, октябрь, стр.435–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В начале учебы в Академии он побывал в Японии, где до этого подвизался миссионерским подвигом святитель Николай (Касаткин; †1912; пам. 3 февр.), и явился здесь очевидцем обращения в Православие одной японской семьи. Во время начавшейся вскоре мировой войны студент В. Егоров был некоторое время на фронте медбратом. По возвращении в Академию епископ Анастасий Ямбургский (†1918) совершил его монашеский постриг 4 декабря 1915 года с наречением имени в честь Казанского святителя Гурия (†1563; пам. 4 дек.). “Митрополит Японский Сергий (Тихомиров), которому молодой Вячеслав ранее прислуживал как иподиакон, из Японии прислал ему свое благословение на монашество” 5 . При постриге друзья-однокурсники подарили новоначальному иноку образ Спасителя кисти известного художника В. Васнецова. И сразу, 5 декабря новопостриженный инок был рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, в день памяти святителя Николая — в иеромонаха 6 . В 1918 году иеромонах Гурий окончил Духовную Академию со званием кандидата богословия. Это был последний выпуск Петроградской Академии перед ее закрытием. После этого он подвизается в Александро-Невской Лавре, неся послушание казначея. В эти годы он познакомился с архимандритом Николаем (Ярушевичем). По благословению Петроградского святителя Вениамина (†1922; пам. 31 июля) ездил в Москву к Святейшему Патриарху Тихону (†1925; пам. 25 марта). В 1922 году святитель Вениамин Петроградский возвел отца Гурия в сан архимандрита в Александро-Невской Лавре. В 1917–1922 годах он даже ходил на лекции в университет на историко-филологическом факультете. Но гонения на Церковь стали усиливаться и 1 июня 1922 года архимандрит Гурий был арестован и отбывал ссылку около Ашхабада. В 1925 году был проездом в Москве и участвовал в отпевании святителя Тихона, был уставщиком. Затем в 1925–1926 годах архимандрит Гурий служил как последний настоятель Лаврской киновии, один из создателей Александро-Невского братства, заведующий богословско-пастырским училищем, где преподавал историю Церкви.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010