Key words: Bishop Anastasy (Aleksandrov), the scientist – the slavist and the theo­logian, the Kazan university, the Kazan spiritual academy, the St. Petersburg spiritual academy, the example of piety. Доклад посвящен просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности владыки Анастасия (в миру Александра Ивановича Александрова) во взаимосвязи и взаимодействии всех указанных компонентов. Многие сотрудники Казанского университета знают его как ученого-слависта, представителя Казанской лингвистической школы и ученика знаменитого проф. И.А. Бодуэна де Куртэне, но мало кто знает о его Церковной деятельности. Объясняется это тем, что епископ Анастасий почти тридцать лет отдал на служение науке как профессор и всего два года служению Казанской духовной академии, но и за это время духовная школа достигла немалого расцвета. Епископу Анастасию принадлежит значительное количество трудов, снискавших ему две высших ученых степени, и звание заслуженного профессора Казанского университета. Также он был блестящим администратором, много лет являлся деканом историко-филологического факультета, не раз исполняя обязанности ректора университета В 1910 году Александрова пригласили преподавать в Казанскую духовную академию, а уже через год он станет ее ректором и вскоре произойдет его хиротония во епископа Чистопольского с именем Анастасий. В 1913 году владыку переводят ректором Санкт-Петербургской духовной академии и епископом Ямбургским, где он станет ее последним дореволюционным ректором Профессор Александров, несмотря на свою научную высоту и образованность, явил пример всеобъемлющей христианской любви и благожелательности, воплотив тем самым в своей жизни слова Спасителя о любви к Богу и ближним. Он являлся председателем «Казанского Общества Трезвости» и первым редактором и издателем журнала «Деятель». Затем был избран Обществом Трезвости почетным членом за полезную деятельность и внимательное отношение к общеобразовательным учреждениям Неоднократно выступал с публичными лекциями в пользу нуждающемуся населению города Казани и Казанской губернии на темы: Письмо и писчий материал в Путешествие на восток: Константинополь и Император Александр II, его жизнь и Император Александр II, южные славяне и В.И. Два года состоял ктитором университетской Крестовоздвиженской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . разрешить студентам IV курса представить курсовые сочинения к 1 мая текущего года; 3 . подачу очередного поучения за недостатком времени для студентов IV курса в настоящем году отменить, как это сделано во всех других академиях. Студенты I–III курсов просили окончить текущий учебный год к марту 254 . Тяжелая политическая ситуация сказывалась и на общем положении академии. В январе 1918 года академия лишилась своего почетного члена, бывшего своего начальника, высокопреосвященного свмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Доблестный архипастырь, строгой жизни, твердых убеждений, ревнитель и верный страж церковных интересов, он пал жертвой злобной разнузданности от руки убийц. Академия особо с благоговением поминала вместе со своими почетными членами и двух приснопамятных питомцев, первых запечатлевших верность пастырскому служению: свмч. протоиерея Иоанна Кочурова и свмч. протоиерея Петра Скипетрова, из которых первый расстрелян в Царском селе во время октябрьского переворота после молитвы об утишении страстей, а второй – убит при нападении на Александро-Невскую лавру 19 января 1918 года, выстрел был ответом на слова убеждения ревностного пастыря. 26 января Совет избирает в почетные члены академии ординарного академика Академии наук и ординарного профессора Петроградского университета П. К. Коковцева, профессора Киевского университета Ю. А. Кулаковского , известного деятеля по народному просвещению на Алтае и в Томске П. И. Макушина. На этом же заседании почетным членом академии был избран митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин «в уважение к доблестному архипастырскому служению его...». 26 января 1918 года епископ Анастасий получил из Комиссариата Народного Просвещения: предложение Государственной Комиссии приехать в Комиссариат Народного Просвещения «для выяснения вопроса о дальнейшем существовании Духовной академии» 255 . На экстренном заседании 27 января 1918 года ректор епископ Ямбургский Анастасий сообщил о том, что на запрос Отдела высших учебных заведений: «Как академия предполагает теперь существовать в виду состоявшегося уже декрета 11-го декабря 1917 года о переводе ее в Комиссариат Народного Просвещения?», он ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(на студенческий фонд ин-та и Богословско-пастырское уч-ще он пожертвовал 600 тыс. р.). 28 янв. 1921 г. В. был избран 1-м почетным членом ин-та. В Петрограде работали также различные богословские курсы, при мн. храмах существовали кружки для изучения Закона Божия, читались лекции о вере. В 1918-1919 гг. в епархии издавался «Петроградский церковный вестник» (с кон. 1918 - только офиц. часть). Чрезвычайно активным и пользовавшимся поддержкой архиерея было братское движение. 12 дек. 1917 г. состоялись выборы в совет Братства приходских советов Петрограда и епархии, к-рое стало играть важную роль в жизни епархии. Весной 1918 г. В. благословил создание братства св. Софии, задуманного А. В. Карташёвым для объединения православно мыслящей интеллигенции. Братство сложилось только весной 1920 г., было тесно связано с Богословским ин-том и просуществовало ок. года. 15 июля 1918 г. В. открыл трудовое Александро-Невское братство для выделки свечей (бывш. свечной завод). Большую роль в духовной жизни Петрограда в нач. 20-х гг. играли митрополичья Крестовая ц. и Александро-Невское братство, созданное в 1919 г. на базе существовавшего в лавре кружка молодежи. Основой духовной жизни братства, включавшего лаврских монахов и мирян обоего пола, были богослужения. Службы здесь длились дольше, чем в приходских храмах, устав соблюдался более точно, практиковалось строго уставное чтение и общенародное пение. За каждой службой обязательно произносилась проповедь. В своей деятельности по управлению епархией В. опирался на викариев. При его избрании Петроградскими викариями являлись епископы Ямбургский Анастасий (Александров) , Кронштадтский Мелхиседек (Паевский) , Нарвский Геннадий (Туберозов) . 17 июня 1917 г. вместо Кронштадтского вик-ства было открыто Ладожское. 30 июля 1917 г. В. возглавил в Луге хиротонию Артемия (Ильинского) во епископа Лужского. 6 июля 1918 г. умер еп. Анастасий. 23 июня 1919 г. Высшее Церковное Управление приняло постановление об увеличении числа епископов. Однако в связи с тяжелым положением в Петроградской епархии незадолго до этого, 23 апр., В.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Крестные ходы бывают следующие: в Новопятницу 24 июня; – в Юркино, Кузьмино, Салу и Пулково – в Ильин день; – в Александрову Гору – 6 августа и 8 сентября; в Калматку – 1 октября и в первое воскресенье после Георгиева дня; в Падогу – 29 октября, в день Великомученицы Анастасии. Бывает еще крестный ход, в память холеры, в Юркино, в Пятницу пред Успеньевым днем; в деревню Горку – 16 августа, и – в Новопятницу – тогда же; 18 августа и 23 апреля бывает крестный ход в Падогу для выгона скота. Есть еще сельские праздники, без крестных ходов. Они бывают в Новопятнице – 8 ноября и 25 декабря; в Падоге, Юркине, Кузьмине, Горках и Калматке – 6 декабря, в Сале и Пулкове – 23 декабря. Часовень в приходе три: одна каменная, у церковной ограды, на Нарвском шоссе и – две деревянные: в Падоге – во имя Анастасии и в Сале – во имя Пророка Илии. На север от церковной ограды находится березовая роща, называемая «Горожанка». До 1821 года, здесь было приходское кладбище и, при помещике Иване Адамовиче фон-Роткирх, были устроены беседки и скамеечки; ныне остались только надгробные плиты и насыпи. Кроме этого старого кладбища есть еще четыре: 1) в церковной ограде: тут погребаются помещики, члены церковного причта и церковные старосты; 2) в сосновой роще, на другой стороне реки Подожицы; тут прежде хоронили крестьян, а ныне – только помещиков, с разрешения помещика Лелонга; 3) по тому же берегу р. Подожицы – общее для всего прихода: 4) при деревне Сала есть кладбище, с фамильным склепом барона Корфа; подле склепа погребены бывшие дворовые Корфа, православные и лютеране. Есть предание, что при Петре Великом, когда он брал Нарву, на развалинах Новопятницкой церкви были конюшни. В горе чрез Нарвское шоссе замечаются остатки каких-то сводов и иногда находят остатки человеческих костей. Дети крестьян Новопятницких учатся в Ямбургском городском училище; дети из деревень: Падоги, Юркина и Кузьмина – в Луцком земском училище; из деревень Горки и Калматки учатся в Калматском земском училище, открытом 10 января 1883 года. В Луцком и Калматском училищах учащихся до 80-ти человек. В них Закон Божий преподает Новопятницкий священник, получая поурочную плату от Ямбургского земства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

11) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Александрович Соколов. С 1909 года. 12) Высокопреосвященный Агафодор, Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский. С 1910 года. 13) Ее Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. С 1911 года. 14) Высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Владимирский и Шуйский, Член Святейшего Синода. 15) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Александр Дмитриевич Беляев. —5— 16) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Николай Александрович Заозерский. С 1912 года. 17) Высокопреосвященный Иаков, Архиепископ Казанский и Свияжский. 18) Высокопреосвященный Архиепископ Никон, Член Святейшего Синода. 19) Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, бывший Владимирский. 20) Михаил Александрович Новоселов. С 1913 года. 21) Блаженнейший Григорий IV, Патриарх Антиохии и всего Востока. 22) Высокопреосвященнейший Митрополит Макарий, бывший Московский. 23) Высокопреосвященный Евдоким, Архиепископ Алеутский и Северо-Американский. 24) Тайный Советник Александр Андреевич Тихомиров. С 1914 года. 25) Высокопреосвященнейший Митрофан, Митрополит Черногорский и Приморский. 26) Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Белградский, Митрополит Сербский. 27) Высокопреосвященный Назарий, Архиепископ Херсонский и Одесский. 28) Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Рижский и Митавский. 29) Высокопреосвященный Евлогий, Архиепископ Волынский и Житомирский. —6— 30) Преосвященный Епископ Иннокентий, Настоятель Московского Донского монастыря. 31) Преосвященный Анастасий, Епископ Ямбургский, Ректор Петроградской Духовной Академии. 32) Преосвященный Василий, Епископ Каневский, Ректор Киевской Духовной Академии. 33) Председатель Училищного Совета при Святейшем Синоде, протоиерей Павел Ильич Соколов. 34) Протоиерей Николай Яковлевич Фортинский. 35) Председатель Московского Археологического Общества, графиня Прасковья Сергеевна Уварова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воскресные труды митрополита Вениамина в незабываемый день 21 января 1918 года начались в 9 часов утра, когда он прибыл в Троицкий собор Лавры. За литургией, которая совершалась с особым духовным подъемом, митрополиту сослужили все пребывавшие в Петрограде епископы – Ямбургский Анастасий, Нарвский Геннадий, Лужский Артемий и настоятель Александро-Невской лавры Прокопий. При пении Символа веры и тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» весь переполнивший храм народ опустился на колени. После причастия митрополит сказал проповедь и во втором часу, под ликующий звон колоколов, возглавил шествие из собора на площадь перед Святыми воротами Лавры. Там заранее устроили деревянный помост для служения молебна. В большинстве храмов Петрограда в тот день были отслужены только ранние литургии. За ними читалось послание Святейшего Патриарха Тихона от 19 января, звавшее «не медля ни одного часа» стать «на защиту попираемых ныне прав Церкви православной». Безумцы, творящие кровавые расправы «во всех почти городах и весях нашей отчизны», провозглашались Патриархом отлученными от Церкви, и верующим заповедовалось «не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». Затем со всего города к Лавре в стройном порядке потянулись бесчисленные крестные ходы. «Идут отдельными приходами, идут соединившись по несколько приходов вместе. Отдельно приходят процессии от мужских и женских монастырей. Масса богомольцев двигается вместе с трезвенными братствами, сборный пункт которых был в Воскресенской церкви около Варшавского вокзала. Здесь же проходит крестный ход единоверческих церквей Петрограда. Около некоторых процессий – движущаяся цепь из школьников приходских училищ. Во втором часу дня подходят крестные ходы из рабочих районов: Выборгского, Нарвского, Коломенского...» 667 Очевидец писал: «Это было нечто грандиознейшее, совсем необычайное. Те десятки, сотни крестных ходов, какие пришлось видеть мне в течение долгой моей жизни в столице, не могут идти в сравнение с крестным шествием православного народа в воскресенье 21 января, – единственным в своем роде, воистину исключительным./.../Около Александро-Невской лавры собралось от 200 до 500 тысяч участников религиозного торжества./.../Казалось, что первый день Св. Пасхи случился в этом году 21 января!» 668

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За епископом Гдовским Вениамином в прежнем объеме были закреплены права по председательствованию в Епархиальном и эстонском братствах, училищном совете, по заведованию Александро-Невским духовным училищем и единоверческими приходами епархии. Когда же в марте 1914 года владыка был утвержден первым викарием митрополии, круг дел, подлежащих его ведению, стал еще шире, только заведование единоверческими приходами перешло к епископу Нарвскому Геннадию (Туберозову). Митрополита Владимира и епископа Вениамина сближала, в частности, ревность о народной трезвости. Новый Петербургский святитель возобновил прерванную болезнью митрополита Антония традицию митрополичьих служений в Александро-Невской лавре в один из дней Светлой седмицы, когда обитель наполняли паломники от всех петербургских обществ трезвости. Так, на второй день Пасхи 1913 года, 15 апреля, в лавру во главе крестных ходов трезвенников пришли викарные епископы Никандр и Вениамин, которые и сослужили митрополиту Владимиру за литургией в лаврском Троицком соборе 504 . В том же 1913 году день, посвященный воспоминанию Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 августа), впервые отмечался по всей Империи как день трезвости. Определение Святейшего Синода о его устройстве состоялось 8 августа. В Петербурге центром «трезвенного праздника» стал Исаакиевский собор. К началу литургии в храм прибыл соединенный крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В нем шествовали два викарных епископа, Никандр и Вениамин, многочисленное духовенство и несколько десятков тысяч горожан. Кульминацией праздника стало молебствие по особому чину «об исцелении страждущих пьянственным недугом», отслуженное на Исаакиевской площади митрополитом с двумя викариями 505 . В 1914 году пасхальная литургия в Лавре 7 апреля, в день паломничества в нее трезвенников, служилась намного большим, чем обычно, собором архиереев. Кроме митрополита, в ней участвовали епископы: Никандр, только что переведенный на Вятскую кафедру, Вениамин, новоназначенный епископ Нарвский Геннадий (Туберозов) и Ямбургский Анастасий (Александров) 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в Высоко-Петровском монастыре, настоятель которого епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) , по существу дела, и возглавил полулегально существовавшую школу. В преподавательскую корпорацию также входили епископы Иларион (Троицкий) , пока он был на свободе, и протоиерей Василий Виноградов . На содержание духовной школы собирались пожертвования в московских храмах. Варфоломей (Ремов) , уже в сане архиепископа, был расстрелян в 1936 г., репрессиям подверглись и другие лица, преподававшие и учившиеся в этой богословской школе. В Петрограде для спасения академии ее руководство обратилось в совет Петроградского университета с просьбой о включении академической корпорации и студентов в состав университета в качестве богословского факультета. Университетский совет был готов пойти навстречу, но Наркомат просвещения во главе с Луначарским воспрепятствовал осуществлению этого плана. 23 июня 1918 г. скончался последний ректор Петроградской духовной академии епископ Ямбургский Анастасий (Александров) . Этот год стал последним в существовании старой Петербургской академии, занятия профессоров со студентами продолжались позже только в частном порядке. Перед угрозой прекращения существования Казанской академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. Но, как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 г., пишет ее последний ректор епископ Чистопольский священномученик Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н. Н. Глубоковскому : «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту Архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия – помещаются в здании академическом. В главном здании – заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С 30 мая 1911 г. состоял заслуженным ординарным профессором Казанского университета. С 1910 года по удостоении степени доктора Церковной истории за ученые труды получил, согласно избранию Совета Академии, утверждение от Свят. Синода ординарным профессором Казанской духовной академии. Был почитателем приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадского, который предсказал ему служение Церкви в сане епископа. Неожиданно сложившиеся семейные обстоятельства обратили его взор к Церкви Божией. 7 июля 1911 г. пострижен в монашество Высокопреосвященнейшим Иаковом, архиепископом Казанским и Свияжским, в Раифской пустыни. 8 июля там же посвящен в иеродиакона. 10 июля рукоположен во иеромонаха в загородном архиерейском Казанском доме. 27 июля награжден набедренником в кафедральном соборе. С 16 августа, по представлению Высокопреосвященнейшего Иакова, архиепископа Казанского и Свияжского, Свят. Синодом назначен инспектором Казанской духовной академии. 6 августа 1911 г. возведен в сан архимандрита в Спасо-Преображенском монастыре г. Казани. 9 февраля 1912 г. утвержден доклад Свят. Синода о бытии архимандриту Анастасию епископом Чистопольским, вторым викарием Казанской епархии и ректором Казанской духовной академии. Почетный член Казанской и Московской Академий. Наречение состоялось в Академическом храме в пятницу 2 марта в г. Казани. В воскресенье 4 марта 1912 г. хиротонисан в кафедральном Благовещенском соборе. Хиротонию совершал Высокопреосвященнейший архиепископ Иаков с Преосвященным епископом Макарием и Преосвященным Михаилом, епископом Чебоксарским. 30 мая 1913 г. назначен епископом Ямбургским, викарием Петербургской епархии. В 1913 году перемещен ректором Петроградской духовной академии в звании епископа Ямбургского, викария Петроградской епархии. В июне 1918 г. заболел воспалением легких и 23 июня в три часа тихо скончался на руках митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и митрополита Мануила, бывших в том году иеромонахами Лавры и Академии. Отпевал его митрополит Петроградский Вениамин в сослужении с четырьмя епископами: Мелхиседеком (Паевским), впоследствии архиепископ Красноярский, Геннадием Псковским и Порховским, Артемием, епископом Лужским и еще одним мне в то время неизвестным. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры, с правой стороны могилы митрополита Антония (Вадковского) .

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Панкеев Василий Александрович; 1.01.1892, с. Садовое Херсонского у. Херсонской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Белгородский. Род. в семье священника. В 1912 г. по первому разряду окончил Одесскую ДС и поступил в КДА. В 1915 г. между Киевской и Петроградской академиями состоялся обмен студентами и В. Панкеев был переведен на 3-й курс Петроградской ДА. 10 янв. 1915 г. ректор академии еп. Ямбургский Анастасий (Александров) совершил иноческий постриг В. Панкеева с наречением ему имени А. 17 янв. А. был рукоположен во иеродиакона. В февр. 1915 г. по ходатайству члена Гос. Думы свящ. Александра Альбицкого, с благословения митр. Петроградского сщмч. Владимира (Богоявленского) А. был направлен на фронт для совершения богослужений и треб, окормления раненых и больных воинов. Служил вместе со свящ. Александром Альбицким в походной церкви одного из 4 оборудованных Всероссийским национальным союзом передовых санитарно-питательных отрядов, находившихся под покровительством мч. имп. Николая II . В мае 1915 г. А. приехал в Петроград. 24 мая еп. Анастасием (Александровым) в храме Рождества Пресв. Богородицы при Василеостровском городском начальном уч-ще он был рукоположен во иеромонаха. Сразу же после рукоположения А. уехал на фронт в качестве настоятеля одной из походных церквей Всероссийского национального союза. 26 янв. 1917 г. за безупречное исполнение пастырских обязанностей на фронте удостоен ордена св. Анны 3-й степени. В 1917 г. А. окончил Петроградскую ДА и был направлен на служение в Одессу, где вскоре возведен в сан игумена. Преподавал в Одесской ДС до ее закрытия в 1920 г. Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Мариупольский. 1924 г. Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Мариупольский. 1924 г. В июне 1923 г. под давлением обновленческого (см. Обновленчество ) митр. Евдокима (Мещерского) А. был хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Херсонского, викария Одесской епархии, правосл. Херсонским епископом в это время являлся его друг - сщмч. Онуфрий (Гагалюк) . В 1924 г. А. принес покаяние, и 27 авг. свт. Тихон , Патриарх Московский и всея России, с сонмом правосл. архиереев хиротонисал А. во епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Спустя неск. месяцев А. был сослан в Харьков, откуда продолжал управлять вик-ством. В 1926 г. А. был арестован и приговорен к 3 годам заключения в СЛОН, в 1929 г. сослан на 3 года в Енисейск. По окончании ссылки А. обратился к Заместителю патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с просьбой о назначении на кафедру. После встречи в Москве с митр. Сергием, в 1933 г., А. был определен на Белгородскую кафедру, преобразованную из вик-ства Курской епархии.

http://pravenc.ru/text/115876.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010