Противостояние революционных дней нарушило порядок богослужений в сравнительно небольшом числе храмов столицы. Так, с благословения епископа Вениамина в Благовещенской Василеостровской церкви не служили ни 4, ни 5 марта, опасаясь (как оказалось, напрасно) уличных столкновений 547 . В субботу 11 марта в городских церквях и монастырях с амвона были объявлены акты Николая II и его брата, великого князя Михаила Александровича, отказавшегося занять престол до решения Учредительного собрания, а также синодальное послание о повиновении Временному правительству 548 . Косвенной жертвой революции стал профессор Н.В. Покровский , бывший инспектор С.-Петербургской духовной академии. Он скончался 8 марта «из-за сердечного приступа, вызванного сообщением об отречении от престола императора Николая II» 549 . Отпевание заслуженного педагога и ученого в Академическом храме возглавили архиепископ Литовский и Виленский св. Тихон, управляющий Петроградской епархией епископ Гдовский Вениамин и ректор академии епископ Ямбургский Анастасий. Им сослужили профессора академии и ректор духовной семинарии протоиерей Василий Мартинсон 550 . Духовенство епархии в целом поддержало новый государственный строй. При этом на проходивших в марте собраниях и в церковной печати оно твердо проводило мысль о том, что Церковь должна стоять вне политической борьбы: священник на кафедре – только учитель веры 551 . Тогда же петроградским духовенством был поднят вопрос о замещении кафедры правящего архиерея не по назначению, а по избранию. В Русской Церкви выборы епископов не совершались уже много веков. 11 марта депутация в лице протоиереев Павла Лахостского и Николая Удальцова, священников Петра Кремлевского и Павла Раевского посетила обер-прокурора В.Н. Львова. Они передали ему пожелание петроградского духовенства о том, чтобы новый епархиальный архиерей был избран правильным каноническим путем. При обсуждении этой инициативы депутаты выдвинули мысль о созыве епархиального съезда. Такой экстренный съезд В.Н. Львов обещал осуществить по возможности скоро, с непременным приглашением на него и представителей от мирян 552 . Уже через две недели, 26 марта, на собрании пастырей и мирян в зале при Троицкой церкви на Стремянной улице был сформирован подготовительный комитет (бюро) «для разработки плана относительно организации епархиального съезда, или собора, имеющего избрать епископа для Петроградской епархии». В состав комитета по избранию вошли протоиереи П. Лахостский и Н. Удальцов, граф Н.Ф. Гейден и профессор И.А. Карабинов 553 . Организационная работа, при полной новизне намеченного дела, заняла меньше двух месяцев. Проект проведения выборов был принят съездом представителей духовенства и мирян всех благочинии епархии, состоявшимся 16–17 апреля, и одобрен епископом Вениамином 554 . В основу проекта легли пункты, разработанные протоиереем Павлом Лахостским 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпевал его митрополит Петроградский Вениамин в сослужении с четырьмя епископами: Мелхиседеком (Паевским), впоследствии архиепископ Красноярский, Геннадием Псковским и Порховским, Артемием, епископом Лужским и еще одним мне в то время неизвестным. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры, с правой стороны могилы митрополита Антония (Вадковского) . Труды: Речь при наречении его во епископа. «Приб.к «ЦВ» 1912, 10, стр.403. см.также «Прав.Собес.»1912, март, стр.395· Слово при пострижении в монашество. «Христ.Чтен.» 1916, янв., стр.3. Слово 2 февр.1916 г., в храме Александровского Лицея. «Христ.Чтен.» 1916, февр., стр.129· Речь при пострижении в инокини. «Христ.Чтен.» 1916, апр., стр.373. Им изданы были помимо мелких журнальных научных статей следующие печатные труды: Ударение имен существительных в русском языке. Варшава, 1882. Особенности падежных окончаний имен существительных в говорах русского языка. Варшава, 1883. Детская речь, Варшава, 1883. Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitins. Дорпат, 1886. Über die Bedeutung der Sprachstörungen für die Sprachwissenschaft. Dorpat 1886. Litauische Studien. Дорпат, 1888. Литовские этюды. Варшава, 1888. Языковедение, их метод и задача; язык церковнославянский в историческом прошлом славянства. Казань, 1889. Славяно-финские культурные отношения по данным языка. Казань, 1890. Служба святым Кириллу и Мефодию в болгарском списке 14 века. Варшава, 1893. «Физиолог» по рукописи сербской редакции. Казань, 1893. Торжество 400-летия Ободской типографии в Черногории. СПБ, 1894. Грамоты русских государей и диптихи в славянских монастырях Адриатического побережья. К.1894. История развития духовной жизни Черной Горы и князь-поэт Николай I. Казань, 1895. Служба св.Кириллу, учителю славянскому по сербской рукописи 14 века русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне. СПБ, 1895. Петр I Петрович, владыка митрополит Черногорский. Его посвящение во епископа и сказанное им после этого слово. Казань, 1895· Новое произведение Черногорского князя Николая «Княз Арванит». Казань, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1913 года. 28) Блаженнейший Григорий IV, Патриарх Антиохии и всего Востока. 29) Высокопреосвященнейший Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. 30) Высокопреосвященный Евдоким, Архиепископ Алеутский и Северо-Американский. —5— 31) Попечитель Московского Учебного Округа, Тайный Советник Александр Андреевич Тихомиров. С 1914 года. 32) Высокопреосвященнейший Митрофан, Митрополит Черногорский и Приморский. 33) Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Белградский, Митрополит Сербский. 34) Высокопреосвященный Назарий, Архиепископ Херсонский и Одесский. 35) Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Рижский и Митавский. 36) Высокопреосвященный Евлогий, Архиепископ Волынский и Житомирский. 37) Преосвященный Епископ Иннокентий, Председатель Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 38) Преосвященный Анастасий, Епископ Ямбургский, Ректор Императорской Петроградской Духовной Академии. 39) Преосвященный Василий, Епископ Каневский, Ректор Императорской Киевской Духовной Академии 40) Председатель Училищного Совета при Святейшем Синоде, протоиерей Павел Ильич Соколов. 41) Протоиерей Николай Яковлевич Фортанский. 42) Председатель Императорского Московского Археологического Общества, графиня Прасковья Сергеевна Уварова. 43) Ординарный академик Императорской Академии Наук, Тайный Советник Алексей Иванович Соболевский. 44) Заслуженный ординарный профессор Императорской Казанской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Феодор Афанасьевич Курганов. 45) Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества, бывший заслуженный ординарный про- —6— фессор Императорской Киевской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Алексей Афанасьевич Дмитриевский . 46) Заслуженный ординарный профессор Императорской Петроградской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Иван Саввич Пальмов. 47) Сверхштатный ординарный профессор Императорской Петроградской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Александр Александрович Бронзов. 48) Ординарный профессор Императорской Петроградской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Николай Никанорович Глубоковский .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Долгом считаю пояснить, – пишет преосвященный Антоний, – что Служба составлена согласно житию святого, а тропарь и кондак оставлены те же, которые воспевались и раньше в церкви. Они составлены покойным преосвященным архиепископом Модестом (Стрельбицким) в бытность его преподавателем Минской семинарии и училища, помещавшихся тогда в Слуцке. Корректуру службы взял на себя профессор славянского языка в Казанском университете Александр Иванович Александров . Цель составления сей службы – более сознательное чествование народом угодника Божия Гавриила, которого святые мощи суть единственные во всей Белоруссии, от Почаева и до Волыни, с юга на север и от Чернигова до самой границы. Вирши о страданиях святого Гавриила, при сем прилагаемые 21 , издавна воспеваются по всему Западному краю лирниками 22 и вообще крестьянами». Святейший Синод, заслушав 12 мая 1909 года это прошение, приказали: «Представленную преосвященным Волынским “Службу святому мученику Гавриилу младенцу” разрешить к церковному употреблению по предварительном исправлении при напечатании на обороте 2-го листа слов: “Оле безумия иудейского, ибо и все разумнее вас явиться” на “Оле безумия иудейского, ибо неразумении все свидетели на вас явиться” 23 , на 10 листе, в песне 9-й: “ныне же от обоих соблазнов вдаются люто” – на “ныне же от противобожных соблазнов вдаются люто”, и на 11 листе: “Гавриил младенец от Иудей страсть принимает” – на “Гавриил младенец за Христа страсть принимает”, о чем для зависящих распоряжений и послать преосвященному Антонию указ с возвращением представленного корректурного экземпляра службы». Пропущено 11 мая 1909 года и того же дня послан указ за 6779 24 . В этом деле Цензурный комитет совершенно отсутствует, что можно объяснить особенным знанием славянско-церковного языка преосвященным автором и частым поручением ему просматривать службы, бывшие до него на просмотре у цензоров-архимандритов, во-вторых же, авторитет корректора, известного профессора и доктора, ныне епископа Анастасия Ямбургского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Марценко Александр Францевич; 12.03.1887, Одесса - 18.12.1954), архиеп. Тульский и Белёвский. В 1910 г. окончил Одесскую ДС, в 1914 г.- СПбДА с ученой степенью канд. богословия. 20 июля 1912 г. пострижен в монашество с именем А. в Калуге еп. Калужским и Боровским Георгием (Ярошевским) ; 21 июля им же рукоположен во иеродиакона, 6 дек. 1913 г. еп. Ямбургским Анастасием (Александровым) рукоположен во иеромонаха. С февр. 1914 г. А. служил в рус. Урмийской миссии в Персии. По возвращении в 1915 г. в Россию в связи с началом первой мировой войны короткое время был насельником Глинской пуст . С 19 сент. 1915 г. преподавал в Ставропольской ДС и служил благочинным мон-рей Ставропольской епархии. В марте 1919 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем пинского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря . В мае того же года Временным высшим церковным управлением юго-востока России назначен полковым священником и благочинным кавалерийского корпуса. В 1920 г. А. эмигрировал в Сербию, в июле 1922 г. переехал в Польшу и был назначен настоятелем Александра Невского кафедрального собора в Варшаве и председателем Варшавской духовной консистории. В окт. того же года определен администратором Виленской епархии, председателем Виленской духовной консистории и настоятелем виленского Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . 9 февр. 1923 г. Синодом Польской Православной Церкви с согласия польск. правительства А. был назначен епископом Люблинским, викарием Варшавско-Холмской епархии. 25 февр. 1923 г. в Александро-Невском соборе Варшавы состоялась хиротония А., к-рую возглавил архиеп. Волынский и Кременецкий Дионисий (Валединский) . А. приветствовал неканоническое провозглашение 1 нояб. 1924 г. Патриархом К-польским Григорием VII автокефалии Польской Православной Церкви. В 1924 г. А. был назначен ректором Виленской ДС, а в 1926 г.- ректором Волынской ДС, но в нояб. 1926 г. освобожден от этой должности за сопротивление полонизации правосл. духовных школ. В 1928 г. уволен на покой с проживанием в Мелецком мон-ре Варшавско-Холмской епархии. В марте 1930 г. назначен епископом Камень-Каширским, викарием Пинско-Полесской епархии. В марте 1931 г. принес присягу о лояльности Польскому гос-ву. С апр. 1934 по сент. 1937 г. управлял Гродненской епархией, с сент. 1937 г. вновь епископ Камень-Каширский.

http://pravenc.ru/text/115978.html

Оставшиеся в живых христиане бродят, как овцы распуганного зверями стада. И вот все это предстоит тебе как начальнику Миссии собрать, восстановить, привести в порядок, благонастроить и благоустроить» 123 . После хиротонии жизнь епископа Салмасского Пимена стала предметом внимания церковной прессы 124 . Он встречался и долго беседовал с министром иностранных дел Б. В. Штюрмером, дожидался одобрения Государственным советом и Государственной думой закона о выделении из средств государственного казначейства дополнительных 15 тысяч рублей на содержание Урмийской духовной миссии. 30 августа он принимал участие в крестном ходе из Исаакиевского и Казанского соборов в Александро-Невскую Лавру по случаю дня памяти святого благоверного князя Александра Невского и сослужил за литургией митрополиту Петроградскому Питириму, епископам Урмийскому Мар-Илии, Ямбургскому Анастасию и Сербскому Варнаве. В эти дни в центральной церковной газете «Колокол» в двух номерах была напечатана его статья «Православная миссия в Урмии» 125 . А вот маленькая заметка в «Новгородских епархиальиых ведомостях» 126 . В ней приводится запись епископа Салмасского Пимена в книге отзывов Новгородского музея древностей, сделанная 11 августа 1946 года: «Весьма утешен тем, что древности земли новгородской так заботливо охраняются. Дай Бог процветания древлехранилищу. Епископ Салмасский Пимен, 1916, 11 августа». Значит, 1916 годом отмечено его последнее пребывание в Новгороде. Может быть, предчувствуя скорую жизненную развязку и связывая ее со служением в Персии, где шла война, епископ Пимен пожелал проститься с тем, что было ему особенно дорого, вызвало когда-то глубокие духовные переживания и предопределило дальнейшую жизнь. Епископ Пимен покинул Петроград 2 сентября 1916 года. Следом за ним из Кабинета Его Императорского Величества в Урмию было выслано почтой архиерейское облачение – пять ящиков. В небольшой газетной заметке сообщалось, что вместе с новым епископом в Урмию направился повторно назначенный туда иеромонах Виталий (Сергеев). После начала военных действий в Персии и эвакуации Миссии из Урмии иеромонах Виталий некоторое время жил у отца Пимена в Перми и служил в храме Пермской Духовной Семинарии. Теперь он был отозван из города Луги, где последний год служил военным священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В пользу студентов академии, руб. В пользу бывших воспитанников, руб. I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий, Епископ Угличский, викарий Ярославский сделавший пожизненный членский взнос 100 р. и пожертвование на стипендию имени Е. В. Амфитеатрова 1.700 р., итого: Антоний, Епископ Чистопольский, Ректор Казанский Духовной Академии Лаврентий, Епископ Курский Протоиерей Московского Казанского собора Алексей Феодорович Некрасов Протоиерей Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными Профессор той же академии Димитрий Феодорович Голубинский Профессор той же академии Петр Иванович Цветков Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожденная Базанова) Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев —13— II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященны е: Антоний, Митрополит С.-Петербурский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Димитрий, Архиепископ Тверской Ионафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский (ныне Рижский) Агафодор, Епископ Ставропольский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Кирилловский Виссарион, Епископ Костромский Гурий Епископ, бывший Смоленский Иаков, Епископ Кишиневский Иоанн, Епископ Саратовский Мисаил, Епископ Могилевский Нестор, Епископ Дмитровский Никандр, Епископ Симбирский Никанор, Епископ Орловский Николай, Епископ Таврический Павел, Епископ бывший Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Алексеевич, пот. поч. граж. Андроник архим., ректор Александровской Ардонской миссионер. семин. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Борис, Епископ Ямбургский, Ректор С.-Петербурской Духовной Академии Бухарев, Иоанн Ник., свящ. Моск. Быстрицкий, Василий Андреев., священ. Моск. Виноградов, Иоанн Григор., прот. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По случаю «дня трезвости» братство устроило 30 августа 1915 года торжественное собрание в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на Стремянной улице. Собрание почтил присутствием митрополит Владимир с викариями – епископами Гдовским Вениамином и Ямбургским Анастасием. Выступивший на нем с речью член Государственной Думы протоиерей С. Остроумов говорил о том. что в перспективе «необходима не только борьба с алкоголизмом, но и со всем тем, что одурманивает народную душу и вносит в нее отраву и разложение» 519 . В 1915–1916 годах владыка Вениамин не раз председательствовал на заседаниях совета Александро-Невского братства. Под его руководством прошло собрание 11 сентября 1915 года. На нем было решено прийти от имени братства на помощь пострадавшим от войны: открыть для беженцев убежища при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала и при некоторых отделах братства, а в Новой Деревне устроить приют для детей беженцев со школой 520 . 26 октября епископ Вениамин возглавил заседание совета, которое состоялось в здании Св. Синода. Совет постановил принять участок земли на северной окраине Петрограда, в Новой Деревне, – дар члена местного отделения братства В.А. Буфетова – и соорудить там храм в память о запрещении продажи в России водки. Братство также возбудило ходатайство перед городскими властями об отводе земли в центре столицы для постройки народной аудитории в память М.Д. Челышева. Было признано желательным обратиться и ко всем земским учреждениям России с просьбой принять возможные меры для укрепления трезвости путем устройства хотя бы в уездных городах соответствующих народных чтений 521 . На заседании 27 марта 1916 года состоялись выборы в строительный комитет по сооружению в Новой Деревне первого братского храма. Возглавил комитет сам владыка Вениамин 522 . В районе Новой Деревни, на Большой Невке, с 1914 года обычно зимовала и принадлежавшая братству трезвости вышеупомянутая «плавучая церковь ». История этого царского дара трезвенникам такова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРАГАНОВА МИНЕЯ Драганова Минея [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации. Пергаменный кодекс среднеболг. извода (19,5-20,3×13-14 см), по орфографическим особенностям относится к рукописям восточноболг. происхождения. Названия получил по записи писца - «окаянный Драган» - на л. 218 об. ( Христова Б., Караджова Д., Узунова Е. Бележки на бълг. книжовници X-XVIII вв. София, 2003. Т. 1. С. 35, 151; 32) и месту хранения основной части - афонскому мон-рю Зограф . Писец Д. М. принадлежал к кругу восточноболг. каллиграфов (вероятно, столичных тырновских, работавших и на Афоне), писавших изящным, мелким и достаточно округлым уставом (см. ст. Добриан Многогрешный ), на основе которого в 1-й пол. XIV в. сформировался тырновский литургический полуустав. Заголовки выполнены киноварью, декоративным письмом с элементами вязи, в нижних строках буквы нередко украшены длинными декоративными «хвостами». Кодикологической особенностью Д. М., не получившей до сих пор объяснения, является нумерация тетрадей буквами арм. алфавита, имеющими числовое значение ( Иванов. 1931. С. 468). Фрагмент текста Драгановой Минеи. 2-я пол. XIII в. (Zogr. 85. Fol. 121) Фрагмент текста Драгановой Минеи. 2-я пол. XIII в. (Zogr. 85. Fol. 121) В наст. время рукопись разделена на 3 части: 1-я - 219 листов (Zogr. 54; старые шифры: I.e.9; 85); 2-я - 2 листа (РГБ. Григор. 42/М. 1725; СКСРК, XI-XIII. 356); 3-я - 3 листа (РНБ. Q.n.1.40; СКСРК, XI-XIII. 357). По свидетельству А. И. Александрова (впосл. еп. Ямбургский Анастасий ), в 1891 г. 6 листов кодекса хранились в б-ке Русского мон-ря во имя вмч. Пантелеимона на Афоне. В наст. время их судьба и местонахождение неизвестны: в сент.- окт. 1983 г. Н. Б. Тихомиров и А. А. Турилов описали значительное число отрывков пергаменных южнославянских рукописей XIII-XIV вв. из монастырской б-ки (см.: Славянские рукописи афонских обителей/Сост.: А. А. Турилов, Л. В. Мошкова; ред.: А.-Э. Н. Тахиаос. Фессалоники, 1999. 133, 134, 139, 358, 390, 1007), но фрагмента из Д. М. среди них не оказалось.

http://pravenc.ru/text/180379.html

Однако вследствие неудовлетворительности славянского языка и непоэтичности слога она упразднена и заменена, согласно указу Святейшего Синода 1904 г., новою службою, составленною (вместе с акафистом) архиепископом Волынским Антонием» [Чуриловский 1909:2444]. В версии митр. Антония (Храповицкого) эта служба вошла в издание «Великого сборника», напечатанного в типографии преп. Иова Почаевского в 1939 г. В этом сборнике митр. Антоний указан как автор канона. Ф. Г. Спасский, которому не была известна рецензия Н. Ф. Чуриловского и обстоятельства подготовки Минеи дополнительной, считал это указание ошибочным [Спасский 2008:252]. Неверное мнение Спасского воспроизводит и Православная энциклопедия [ПЭ XXV: 276]. В ЗМ были включены обе версии этой службы. Под 28 октября [Минея октябрь: 762–776] здесь напечатана версия Минеи дополнительной, то есть митрополита Антония (Храповицкого) , а под 28 августа [Минея август III: 162–188] – версия протоиерея А. Ф. Хойнацкого. Лозинский 2018:305, 486, 510; Спасский 2008:251–253; ПЭ XXV: 276. Служба святому мученику Гавриилу младенцу 23 ноября 1908 года за 4253 преосвященный архиепископ Антоний Волынский (ныне Харьковский, в мире Храповицкий) представил в Святейший Синод службу сему святому в сопровождении следующего прошения: «Честь имею представить на одобрение Святейшего Синода составленную мною службу святому мученику Гавриилу младенцу. Тропарь и кондак мною взяты прежние, воспевавшиеся ему на молебнах и бдениях, прочее же моление составлено вновь, так как служба ему совершалась по мученической общей минее. Ее отредактировал профессор славянского языка Ал. Ив. Александров (ныне преосвященный Анастасий, епископ Ямбургский и ректор Петроградской духовной академии), и представляется в корректурном экземпляре Почаевской лавры». А через 4–5 месяцев преосвященный вновь писал в Святейший Синод и на этот раз уже более подробное прошение, побуждаемый к этому нашумевшим в то время делом Бейлиса 19 иудея и трагической кончиной мальчика Ющинского 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010