Архив Пн Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери будет принесена из Костромы в Москву 11 мая 2023 г. 11:43 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы будет принесен чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Святыню будет сопровождать духовенство Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . Торжественная встреча Феодоровской иконы в Москве состоится 14 мая 2023 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя , где она будет размещена на время пребывания в столице. Богослужение, как ожидается, возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало в 10.00. Доступ верующих к иконе будет открыт ежедневно с 15 по 27 мая с 8.00 до 21.00. В период пребывания иконы в Москве перед чудотворным образом духовенством Московской епархии , Московской митрополии и ставропигиальных монастырей ежедневно будут совершаться молебные пения с чтением акафиста. Пребывание иконы в Москве завершится 28 мая, когда чудотворный образ будет перенесен обратно в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери известна с XII века. По преданию, икона была моленным образом благоверного великого князя Александра Невского. Вместе с ним она путешествовала в Орду, этот образ он брал с собой в военные походы, перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Феодоровская икона известна своей исторической ролью в становлении Дома Романовых: перед ней был благословлен на царство Михаил Федорович в 1613 году в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы. В годы гонений на Церковь в ХХ столетии Феодоровская икона ни разу не покидала храмовых стен, оставаясь доступной для верующих. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. С 2001 года чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях.

http://patriarchia.ru/db/text/6026014.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

http://pravicon.com/info-3020

В конце 1950-х - начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города. Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=00153

И это снова повело к расширению преподавания в училище, чему много благоприятствовали следующие обстоятельства. В феврале 1873 г. в Бозе почившая Государыня Императрица Мария Александровна благоволила удостоить настоятельницу Богоявленско-Анастасиина монастыря иг. Марию объявлением предположения своего об учреждении сельских больниц под ведением женских монастырей, с тем, чтобы в них в духе евангельского учения, под покровительством православной церкви, приготовлялись лица женского пола к правильному служению больным, которое они должны проходить в мирное время в среде крестьян, лишенных большею частью всякого врачебного пособия, а в военное время при больных и раненых воинах, для размещения которых могут послужить и сельские больницы. Осуществление этого желания Её Величеству угодно было поручить в виду первого опыта Богоявленскому монастырю, начальством которого немедленно же приступлено к исполнению богоугодного дела. При содействии епархиальной и гражданской власти и местных граждан уже в половине июня того же года открыта была рядом с женским училищем в том же упраздненном монастыре первая сельская лечебница. Для санитарного учреждения был отведен находящийся на западной стороне монастыря каменный двухэтажный корпус, в котором устроены на монастырские средства больничная палата на 6 кроватей, штат которых в октябре того же года увеличен был еще на три, приемный покой для больных, приходящих за врачебными пособиями, аптека для безмездного отпуска лекарств; необходимая лаборатория для обучения сестер приготовлению их и потребные помещения для сестер, служащих при больнице и аптеке. В новоучрежденной в монастыре сельской больнице 1 ) одна из этих кроватей по соизволению Государыни Императрицы названа Её именем, что в память её соблюдается и доселе. В приемном же покое помещены пожертвованная ею же в сребропозлащенном окладе икона благословляющего Христа Спасителя и литографированный под стеклом в дубовой рамке портрет Её Величества, препровожденный к иг. Марии «как живое доказательство Ея сердечной признательности за неутомимые труды сестер, подъемлемые во имя любви к ближнему». Одновременно с этою лечебницею была открыта вторая сельская лечебница в Назаретской пустыньке, в которой устроены больничная палата на 6 кроватей, амбулатория и малая аптека, снабжаемая лекарствами из монастырской аптеки. Наследник Цесаревич Александр Александрович в Бозе почивший Государь Император, удостоил принять на Себя звание попечителя этой лечебницы и дал милостивое разрешение одну из кроватей называть Его именем. Тогда же поставлены пожалованные Государем Наследником и Государыней Цесаревной Марией Феодоровной св. икона Б. Матери в приемном покое и в больничной палате портреты Их Высочеств в вызолоченной ранке. Заведование лечебницами и приемом больных было поручено военному врачу А. А Иванову, а с декабря 1873 г. врачу И. С. Иванову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери      Долго просило посольство инокиню Марфу Иоанновну благословить юного сына – «государыня на милость не положи, но от очию ея непрестанно источники слез изливахуся». И вот, наконец, произнесла судьбоносные для России слова, запечатленные в летописях Ипатьевского монастыря: «Тебе, о Богомати Пречистая Богородице, чадо свое предаю и, якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 г. было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта. На протяжении четырех столетий посещают Кострому и поклоняются чудотворной иконе все представители рода Романовых. В Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве строили храмы в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Особые торжества были в 1913 г. – в связи с 300-летием дома Романовых. Кострому посетили святой царь-страстотерпец Николай Александрович и его семья, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский. В честь этого празднования рядом с Успенским собором выстроили памятную часовню, украшенную барельефами с изображениями исторически значимых для России событий. В настоящее время часовня-памятник… приспособлена в качестве постамента для монумента вождю пролетариата. Протоиерей Игорь Шашков      В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохраняясь как церковная святыня (этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Церкви). После закрытия в 1929 г. костромского Успенского кафедрального собора (полностью разрушенного в 1934 г.) она пребывала в городских храмах – Иоанно-Богословском на Каткиной горе, Иоанно-Златоустовском; с 1964 по 1991 г. находилась в Воскресенском кафедральном соборе. С 1991 г. и по сей день чудотворный образ хранится в воссозданном из руин Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, на территории которого располагается собор, с 1991 г. ведут летопись многочисленных современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. Чудотворная икона с давних времен почитается православным народом как покровительница семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

http://pravoslavie.ru/106030.html

В Костроме освящен точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери для верующих Казахстана 25 октября 2021 г. 13:21 24 октября 2021 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы совершил чин освящения списка «мера в меру» с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери для Православной Церкви Казахстана . Образ выполнен выдающимся изографом, Заслуженным художником Российской Федерации С.Н. Соколовым. Икону украшает оклад, изготовленный в художественной мастерской им. Александра Невского в Москве известным ювелиром А.И. Анискиным. Оклад в точности воспроизводит шедевр ювелирного искусства XIX века — украшенную драгоценными камнями золотую ризу на явленной Феодоровской иконе в Костроме, изготовленную в 1891 году на добровольные пожертвования жителей российских губерний, при личном участии императора Александра III. Освящение состоялось в присутствии явленной древней святыни — чудотворного образа Царицы Небесной, почти восемь столетий пребывающей в Костроме, в рамках празднования 800-летия со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского, чьим венчальным и келейным образом являлась Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. За богослужением молились священнослужители Костромской митрополии , настоятельница Богоявленско-Анастасиина женского монастыря Костромы игумения Иннокентия (Травина) с насельницами обители, паломническая группа из Казахстана, прихожане костромских храмов. Перед началом молебна митрополит Александр обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом. Глава Митрополичьего округа сердечно поблагодарил митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта за возможность совершить чин освящения у древней святыни. Пел архиерейский хор Костромской митрополии под управлением Заслуженного работника культуры России Н.В. Балуевой. Перед началом молебна «мера и подобие» древней святыни была изнесена из алтаря и установлена рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. После прочтения молитв на освящение новосозданного образа митрополит Александр окропил его святой водой. Затем образ был приложен к чудотворной иконе Царицы Небесной.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но, конечно, в период монастырских реформ со стороны правительства XVIII в. не мог не понизиться и не ослабеть значительно истинный иноческий дух в обители. В это время постепенно оскудевавший материально Богоявленский монастырь оскудевал и в духовно-нравственном отношении, особенно когда наполнен был инвалидами разных исповеданий, которые вносили в тихую обитель все беспорядки мирской и казарменной жизни. Одинаково не мог процветать монашеский дух и в первую половину XIX столетия, когда настоятели его совмещали в себе должность ректора д. семинарии; учебно-воспитательная и экономическая стороны её захватывая всецело внимание и силы семинарского начальства, незаметно отклоняли от него заботливость о благосостоянии подведомственного монастыря; которым тогда управляли с большим или меньшим влиянием казначеи и экономы из иеромонахов. К тому же назначаемые ректорами семинарии архимандриты Богоявлен. обители по преимуществу смотрели на свое служение в ней как на кратковременное, переходное к высшему сану и должности, и действительно состояли управителями в ней недолгое время. Эта довольно частая смена настоятелей ректоров семинарии, без сомнения, не могла благоприятствовать успешному развитию и поддержанию истинно-монашеской жизни, ни приличному внешнему благоустройству монастыря, между тем и особенно в последнем он много и даже до очевидности нуждался в течение всей первой половины XIX века. I. Упразднение Богоявленского монастыря по случаю пожара 6-го сентября 1847 г., в Костроме случился сильный пожар, истребивший третью часть города и в том числе весь Богоявленский монастырь. В два часа по полуночи загорелось сначала в надворных деревянных строениях купца Энгерта и кр. Литова на Никольской улице вблизи Сусанинской площади. Вследствие большой скученности соседних построек огонь при сильном ветре не более как в один час обнял 9 больших каменных домов на Никольской и Марьинской улицах. К большему ужасу жителей, почти одновременно в двухверстном расстоянии от этого места загорелось за городом пустое здание – бывшее красильное заведение и большой склад дров (свыше 250 сажен) на берегу р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Озирая беглым взглядом последние, повествователь истории Богоявленского монастыря, соответственно важнейшим совершившимся в нем переменам, может отметить в ней три главных периода. Первый период от основания его до 1847 года обнимает собою разносторонние события из его жизни в качестве мужской обители: постепенно возраставшее благоустройство его особенно после смутных времен междуцарствия на Руси, последовавшее со времен Петра I и особенно по учреждении т. н. монастырских штатов в 1764 году падение его, а также некоторые случайные осложнения монастырской жизни со времени помещения в нем правительственных учреждений в 1779 и по 1808 г. и местной духовной семинарии с 1814 года. Начало второго периода Богоявленского монастыря совпадает с упразднением его, по опустошении пожаром в 1847 году, после чего погоревшие храмы, жилые здания и ограда обречены были на разрушение, которое и проявилось уже в больших размерах, пока благодеющим над обителью Промыслом не было приостановлено в 1862 году. Спасенный незабвенной игуменьей Марией от угрожавшей ему конечной гибели и исчезновения, бывший мужской Богоявленский монастырь начал новый – третий период своего существования, когда он, с начала 1864 года сделался женским, и получил название «Богоявленский-Анастасиин девичий монастырь». После того как монастырь этот призван к новой и самостоятельной жизни, он быстро и в благолепном виде восстановлен из своих развалин и ныне является вполне благоустроенным и достаточно украшенным, не смотря на случившееся в пожар 1887 года повреждение в нем некоторых зданий. Проследить с разнообразных сторон многовековые судьбы Богоявленского монастыря в постепенном его возрастании, упадке и наконец восстановлении под новым именем и обозначить при этом как важнейшие события, так и особенные знамения благодати Божией, которыми обусловливается доселе важное местное его значение – такова задача нашего очерка, в котором уже при самом изображении внешнего благоустройства монастыря ярко выступает выдающаяся по усердию попечительная деятельность многих лиц из державших кормило монастырского управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царского Дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе — 27 марта (по новому стилю). С этого момента Кострома стала «колыбелью Дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы — последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви). В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

По окончании Литургии состоялось поклонение Кресту Христову. Духовенство и хор пропели тропарь, кондак и величание празднику, а также стихиру «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Было совершено славление преподобному Никите Костромскому. Митрополит Александр обратился к собравшимся со словами поздравления с попразднством Воздвижения Креста Христова и произнес проповедь. Архипастырь сердечно поздравил секретаря Митрополичьего Округа О.Н. Овчинникова с 50-летием со дня рождения , пожелав помощи от Господа в служении Святой Церкви, крепости душевных и телесных сил и творческих успехов. Владыка вручил Олегу Николаевичу святую просфору и букет цветов, после чего ему было провозглашено многолетие. Преподобный Никита Костромской — ученик и сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в 60-е годы XIV века в Подмосковье (поэтому в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским). Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высокопокровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского — будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной. В настоящее время мощи святого покоятся пол спудом в Богоявленском соборе обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010