Протоиерей Симеон Иоаннович Попов (1823 — 4 сентября 1909) рукоположен в дьяконский и священнический сан в 1848 г. в Псковской епархии. Служил настоятелем в приходах Садукюла (1850–1852 гг.), Пыльтсамаа (1852–1862 гг.), Сууре-Яани (1862–1875 гг.), в Ревельском Преображенском соборе (1875–1900 гг.). В 1900–1909 гг. — первый настоятель Александро-Невского собора в Ревеле. В 1908 г. награжден митрой. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Ревеле.  Приходское училище на 200 девочек впоследствии, в 1908 г., было передано в ведение Министерства народного просвещения.  Игуменья Мария (София Давыдова, 1822 — 28 января 1889) — из московских дворян, была духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры прп. Антония (Медведева; 1792–1877). В 1847 г. по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) она поступила послушницей в Костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь. В 1858 г. приняла постриг, а после ухода на покой игуменьи Платониды, 3 февраля 1863 г. — сан игуменьи. См.: [ Красовский ].  Монахиня, впоследствии игуменья, Варвара (Елисавета Димитриевна Блохина, 14 августа 1843 — 23 декабря 1915) — дочь купца 1 гильдии из посада Большие Соли Костромской губернии. С 9-летнего возраста (14 марта 1853 г.) она, по предсмертному завету своего отца, подвизалась в Костромском Крестовоздвиженском монастыре (с 1863 г., после объединения двух монастырейБогоявленский Анастасиин). Мать Варвара приняла постриг 12 августа 1887 г. Она хорошо знала церковный Устав, чтение и пение, владела золото-швейным мастерством, имела диплом сестры милосердия Красного Креста и опыт помощи больным и раненым во время Балканской войны.  Владимир Карлович Саблер (1845–1929, с 1915 г. Десятовский) — товарищ обер-прокурора, в 1911–1915 гг. — обер-прокурор Св. Синода.  Письма монахинь Пюхтицкого монастыря и ведомость о лицах, находившихся в богадельне при монастыре, имеются в деле: [ ЦГИА СПб. 33 ] (1893–1908 гг.).  Михаил Николаевич Капустин (1828–1899) — правовед, историк, действительный тайный советник. Читал лекции по международному праву будущему императору Николаю II. Был хорошо знаком с князем С. В. Шаховским, занимая должности попечителя Дерптского, а затем Рижского учебных округов в чине тайного советника. По мнению князя, постоянно шел на компромиссы с местным остзейским дворянством, чтобы заслужить «репутацию либерального и гуманного деятеля».

http://bogoslov.ru/article/6191776

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич из развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Только Богоявленский собор не был разобран, поскольку еще император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. В 1863 году игуменья Мария, вступившая в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырем, подала прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря с условием его восстановления. Монастырь становится девичьим, и к прежнему названию добавилось слово Анастасиин. «Анастасия» – с древнегреческого означает воскресение. Именно воскрешенным, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом. Возрождая монастырь, игуменья Мария отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной сторон, сам же древний собор был превращен в алтарь. Просторный, обновленный, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящен 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм. Была восстановлена почти полностью местами разрушенная монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу. После пожара 1847 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание святыни еще более усилилось. После пожара Смоленская церковь была возобновлена и значительно перестроена в 1892 году. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с древним изображением лика святителя Николая, особо почитаемого, была пристроена деревянная часовня, замененная в 1892 году каменной.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Что посмотреть в Костромской земле? На древней Галичской земле (географически она большей частью совпадает с современной Костромской областью) есть на что посмотреть: более 2,5 тысяч исторических, архитектурных и религиозных памятников. Плюс народные ремесла. Плюс заповедники, памятники природы, и так далее и тому подобное… Учтите: иногда нужно сильно исхитриться, чтобы добраться до достойного внимания объекта — прямых дорог здесь немного, часто приходится пересаживаться с поезда на автобус, с автобуса на маршрутку, а то и попутку ловить… Предусмотрительные туристы и паломники выбирают организованные культурно-познавательные и паломнические туры. А если рискнете поехать на своем авто, важно знать, куда свернуть. Начать, конечно, нужно с Костромы. Она не зря входит в Золотое кольцо России… 1 Пожарная каланча Фото Alexxx1979/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 В центре Костромы, на главной Сусанинской площади стоит знаменитая Пожарная каланча. Памятник архитектуры XIX века возведен в 1825 году, выполнен в античном стиле. К музею, открытому здесь, относится не только сама каланча, но также караульные и жилые помещения, конюшни, сараи… Особого внимания заслуживает 35-метровая смотровая вышка. Сусанинская площадь богата интересными местами и зданиями: дом Борщова, Торговые ряды, Здание Присутственных мест… Как добраться : г. Кострома, ул. Симановского, 1. 2 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Фото с сайта Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Он основан в 1330 году. Крупный монастырский комплекс включает себя Троицкий собор с колокольней, Екатерининские ворота, Палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, усыпальницу бояр Годуновых и другие сооружения. На территории монастыря действует церковный музей. Монастырь знаменит прежде всего тем, что в 1613 году именно здесь призвали на царство Михаила Романова — первого из новой и последней царской династии России. Как добраться : г. Кострома, ул. Просвещения, 1. 3 Богоявленско-Анастасиин монастырь Фото kostromamitropolia.ru В XV веке ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского Никита Костромской, бывший настоятель Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Петровского монастыря в Боровске, удалился в Кострому и основал здесь Богоявленский монастырь. Мощи святого находятся в склепе Богоявленского собора монастыря (под спудом). Изначально обитель была мужской. В XIX веке ее заняли насельницы из Анастасиина монастыря, и место приобрело двойное название: Богоявленско-Анастасиин монастырь.

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-v-ko...

Второе возрождение мон-ря началось в кон. 1989 г., когда еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , предполагая устроить в Богоявленско-Анастасиином храме кафедральный собор, обратился к властям с просьбой о возвращении его РПЦ. 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось возрождение жен. мон-ря. 26 марта 1991 г. в Кострому из Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прибыла группа инокинь во главе со старшей мон. Иннокентией (Травиной), 29 авг. 1991 г. возведенной в сан игумении возрождавшегося мон-ря. 17 июня 1991 г. еп. Александр совершил освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего и кафедральным собором, и главным храмом мон-ря. 18 авг. того же года крестным ходом в собор перенесли главную святыню Костромского края - Феодоровскую икону Божией Матери . В течение 90-х гг. XX в. Костромской епархии и К. м. был возвращен ряд бывш. зданий мон-ря. С 1991 г. в трапезном корпусе размещались Костромское ДУ (в 1996 преобразовано в Костромскую ДС) и Костромское епархиальное управление (с 2003 в помещении настоятельского корпуса). С 2003 г. в Богоявленско-Анастасиине соборе пребывают мощи прп. Тимона Надеевского, ученика прп. Серафима Саровского, возобновителя Николо-Надеевской пуст., находившейся в Макарьевском у. (совр. Антроповский р-н). К 2000 г. в К. м. проживали 100 чел., к 2010 г.- 49 насельниц, в т. ч. игумения, 19 монахинь и 29 послушниц. В 1991 г. при обители создана богадельня для престарелых равноап. Марии Магдалины, в 1993 г.- детский приют св. Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. мон-рь имел подворье в с. Домнине Сусанинского р-на, в 2004 г. преобразованное в Домнинский во имя святых Царственных страстотерпцев женский монастырь . Сестры К. м. начинали возрождение Макариева Унженского, Пахомиева Нерехтского Сыпанова и Макариева Писемского мон-рей, стали первыми насельницами вновь созданных Тетеринской пуст. (Нерехтский р-н), костромского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Домнинского жен. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

До Казахстану принесено чудотворну Феодоровську 10 травня 2019 р. 18:55 10 мая 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан из Костромы принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Накануне, 9 мая, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , находившийся в Костроме по приглашению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и губернатора Костромской области С.К. Ситникова, совершил у чудотворного Феодоровского образа молитву о милости, жизни, мире, здравии Преосвященных архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Казахстанского митрополичьего округа, о лидере нации Н.А. Назарбаеве, о президенте, властях, воинстве и всем народе Казахстана. Постоянным местом пребывания чудотворной иконы является Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор Богоявленско-Анастасиина женского монастыря в Костроме. Затем митрополит Александр встретился с митрополитом Ферапонтом. Основной темой общения стало принесение в пределы Казахстана чудотворного Феодоровского образа Царицы Небесной. В тот же день глава Православной Церкви Казахстана посетил торжественный прием, который дал губернатор Костромской области С.К. Ситников по случаю 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 10 мая митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и духовенства Костромской митрополии совершил молебен перед чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Днем специальным рейсом святыня была доставлена из аэропорта федерального значения «Туношна» (Ярославская область, Россия) в аэропорт города Кокшетау — административного центра Акмолинской области Казахстана. Святыню вместе с главой Православной Церкви Казахстана сопровождают: настоятель Петропавловского храма г. Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина собора г. Костромы протоиерей Владимир Воронин, помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора г. Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора г. Костромы диакон Сергий Бахтин, помощник митрополита Александра П.В. Соколов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5433856...

4 . В 1864 г. на восточной стороне ограды возведен одноэтажный каменный корпус, вначале служивший для помещения столяров, работавших по возобновлению обители. В 1878 г. нанесен второй этаж и покрыт железом; внутреннее же устройство корпуса закончено в 1881 г. Ныне этот корпус известен под именем «казначейского». – Сверх того, выстроены были при различных корпусах несколько каменных и деревянных погребов (в 1865–70 гг.); сад с цветниками; очищен и углублен (1865 г.) пруд подле Смоленской церкви; устроены при св. вратах каменная привратная под железною крышею и при Никольских вратах – деревянная привратная сторожка (в 1878 г.); конюшня и сарай каретный и др.; в 1884 г. с двух сторон монастырской ограды, западной и южной, сделан тротуар с гранитными тумбами и обсажен тополями, коих ныне нет только у северной монастырской стены – снаружи. При возобновлении храмов Божиих и устройстве различных зданий в Богоявленском монастыре нередко представлялась необходимость в производстве ремонта старых зданий в Крестовоздвиженском Анастасиином монастыре и устройстве новых, особенно с того времени, как учреждены были в нем и стали развиваться училище для девочек и санитарное учреждение. Из монастырских документов видно, что в 1873 г. на монастырские средства приспособлен был для санитарного учреждения двухэтажный каменный корпус, а в 1878 г. это здание ремонтировано: окрашены стены и полы, сделаны новые оконные рамы, двери, подвальный этаж и т. под. В 1879 г. в училищном здании устроена водопроводная труба из городского бассейна. В 1881 г. устроен был здесь летний барак. Во случаю бывшего в конце 1881 г. пожара, истребившего училищный корпус, совершена была перестройка деревянного на каменном фундаменте корпуса с устройством в нем классных зал; в монастырском же каменном доме, на время занятом под училище, сделаны необходимые для последнего приспособления. В 1885 г. взамен деревянной крыши на деревянном училищном корпусе устроена железная крыша и окрашена масляною краскою. В 1887 г. устроен еще барак зимний. Мы не будем здесь говорить о постройках, в разное время произведенных в принадлежащих Богоявленско-Анастасиину монастырю сельских местностях ниже упоминаемых в нашем описании. IV. Благоустроение Богоявленско-Анастасиина монастыря после пожара в 1887 году

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил торжества по случаю 275-летия учреждения Костромской епархии 21 июня 2019 г. 19:20 21 июня 2019 года, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата — небесного покровителя Костромы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил торжества по случаю 1700-летия подвига великомученика Феодора Стратилата и 275-летия учреждения Костромской епархии . В этот день митрополит Александр возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы — главном храме Костромской митрополии , где пребывает всероссийская святыня — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , секретарь Костромской епархии протоиерей Валерий Бунтеев, клирики Костромской митрополии и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями. За Литургией молились настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря Костромы игумения Иннокентия с сестрами обители, секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, монашествующие, студенты Костромской духовной семинарии, прихожане костромских храмов и паломники. Гостями праздника стали известный российский меценат В.И. Тырышкин, представители администрации города Костромы и Костромской области, депутаты областной и городской Думы, руководители общественных объединений. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Костромской митрополии под управлением заслуженного работника культуры России Н.В. Балуевой. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Валерий Бунтеев. По отпусте Литургии глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/5458411.ht...

Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Особый период в истории мон-ря начался в 1814 г., когда в его стенах разместилась Костромская ДС, из-за пожара лишившаяся своих помещений в бывш. Спасо-Запрудненском мон-ре. С этого времени ректоры семинарии одновременно являлись и настоятелями мон-ря. Учебные, жилые и хозяйственные помещения Костромской ДС заняли большую часть обители. Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц. стала семинарским храмом. Среди ректоров - настоятелей мон-ря был ряд видных деятелей РПЦ, в т. ч. архим. Макарий (Глухарёв ; в 1821-1824). По его инициативе юго-зап. башня мон-ря с чудотворным Смоленским образом в 1824 г. была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери (фреска с чудотворным образом оказалась внутри церкви). В 1837-1839 гг. семинарию и мон-рь возглавлял архим. Платон (Городецкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Наиболее выдающиеся выпускники семинарии периода ее пребывания в мон-ре: митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , еп. Порфирий (Успенский) , костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, прот. П. Ф. Островский, прот. А. В. Горский и др. 6 сент. 1847 г. во время пожара сгорела большая часть Костромы, храмы (за исключением уцелевшей Смоленской ц.) и строения мон-ря превратились в развалины. На восстановление К. м. требовались огромные средства. В результате Костромская ДС была выведена из обители, мон-рь по определению Синода от 5 дек. 1847 г. был упразднен, братия переведена в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь близ Костромы. В 1848 г. на месте бывш. монастыря решили построить новое большое здание семинарии. С этой целью в 1853-1861 гг. были разобраны или взорваны столпообразная звонница, Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц., значительная часть крепостных стен и 3 башни. Началось разрушение и Богоявленского собора: уже были разобраны окружающие его галереи и Никольский придел. Протесты костромичей и личное вмешательство посетившего Кострому в 1863 г. наследника престола Николая Александровича (впосл. имп. Николай II) спасли постройки мон-ря от полного уничтожения.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Тогда иг. Мария обратилась к гражданам с теплым письменным воззванием, к которому приложен был подробный отчет о том, что все пожертвования, сделанные Костромскими гражданами, 46 обращены единственно на восстановление Богоявленского собора, именно: на возведение стен и сводов, на устройство кровли, глав и крестов. Исповедав явленные доселе милости Господа Бога к обители и прославляя Его за все жертвы, какие Он возбудил принести на восстановление её, она указывала гражданам на свою искреннюю заботливость о возобновлении Богоявленского храма, в чем по тесноте других монастырских храмов настояла крайняя нужда. «И теперь», говорила она в воззвании, «живущие в обители сестры не могут помещаться в тесных храмах обители, тем большее затруднение будет тогда, когда прочие сестры из Крестовоздвиженского монастыря переместятся в Богоявленский. Многие усердные богомольцы принуждены бывают уходить из храмов по крайней тесноте и обитель лишается их присутствия. Но обитель не имеет средств для сего и потому обращается к вам, граждане г. Костромы, с просьбою: не оставить еще на долго в запустении трехвековой в единственной обители города храм, который уже много лет остается без богослужения. Восстановленный вашим усердием и открытый для богослужения храм будет вечным памятником усердия вашего и присных ваших. В нем будут воспоминаться в молитвах при бескровной жертве имена всех благотворителей». Правда, уже многое было сделано для восстановления вчерне Богоявленского храма (доселе израсходовано было 28,931 руб. по земляной, каменной, плотничной, кровельной и кузнечной, малярной и штукатурной работам), но еще много средств требовалось для того чтобы открыть в нем богослужение: так для внутренней его отделки и для устройства паперти по смете необходима была сумма в 9,893 руб.; «и в таком случае Богоявленский собор мог бы быть освящен нынешнею осенью». Убедительное воззвание это было услышано и принято к сердцу боголюбивыми гражданами. В продолжение 1869 г. успешно собрана была нужная денежная сумма, и храм Богоявленский таким путем приведен к окончанию и по внутренней отделке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010