Архив Пн Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил в Костроме торжества по случаю праздника Феодоровской иконы Божией Матери 28 марта 2014 г. 20:39 27 марта 2014 года, в праздник Феодоровской иконы Божией Матери, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , посещающий Костромскую область по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и губернатора С.К. Ситникова, возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, где пребывает чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Магаданский и Синегорский Иоанн , епископ Барнаульский и Алтайский Сергий , епископ Костромской и Галичский Ферапонт , секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, благочинный приходов города Ярославля иерей Александр Пчелкин; благочинный Кукарского округа Вятской епархии иерей Михаил Ковальский, духовенство Костромской епархии , Ярославской и Ивановской митрополий. Для молитвенного поклонения и духовной поддержки верующих по благословению митрополита Александра в Богоявленско-Анастасиин собор из Алма-Аты был доставлен ковчег с частицами честных мощей новомучеников и исповедников Казахстанских: священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского; преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских; преподобноисповедника Севастиана Карагандинского; священномучеников Виссариона, пресвитера Урджарского, Василия, пресвитера Жаркентского, и Владимира, протоиерея Лепсинского. Богослужебные песнопения исполняли: архиерейский хор Костромской епархии под управлением заслуженного работника культуры России Н. Балуевой, Костромская областная хоровая капелла под управлением А. Мелькова и хор насельниц Богоявленско-Анастасиина монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

XVII b. для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – патриарх Филарет. Жертвовали на монастырь и другие московские патриархи. В 1610 году была воздвигнута каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова, которую освятил патриарх Гермоген – будущий священномученик. В начале XVII b. к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церкви, звонница с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского – в нижнем ее ярусе, и церковь в честь святителей Михаила, Петра и Ионы – над Святыми вратами обители. Особенно благоукрасился монастырь при игумене Герасиме. С 1642 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно из другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесен каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрел вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловые и две – надвратные. В 1672 году Богоявленский собор был расписан на средства боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни Смоленской иконы Божией Матери, чудесно сохранившейся во время пожара 1775 года, после чего и началось ее особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленская часовня». В конце XVIII b. и в первой половине XIX b. Богоявленский монастырь переживал упадок. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года сюда были помещены все присутственные места города, которые находились здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена Духовная семинария. Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Затруднение это, с перемещением женской обители в Богоявленский монастырь, будет совершенно устранено: на все время построек в Богоявленском монастыре монахини могли бы занимать настоящие их помещения. Все эти соображения приводят к заключению, что потребные к перенесению девичьей обители в Богоявленский упраздненный монастырь расходы не превысят тех расходов, которые необходимы на устройство её в занимаемой ныне местности. Между тем это перенесение представляет все выгоды для приведения женского монастыря в должное и лучшее устройство и даже с облегчением, если взять в расчет, что потребные 10,000 руб. сер. на необходимое расширение церкви и 8000 руб. на необходимое же возвышение ограды сохранятся в монастырской экономии при условии перемещения, а также и то, что благотворители, усердствующие пожертвованием строевых материалов, побуждаются преимущественно желанием содействовать восстановлению Богоявленского монастыря. По перемещении же монахинь в Богоявленский монастырь предположено в Крестовоздвиженской обители открыть: 1) училище для девиц духовного звания в двух каменных корпусах, находящихся ныне в монастыре и 2) приют или богадельню для призрения престарелых и бесприютных лиц, принадлежащих к духовенству Костромской епархии, которая могла бы быть помещена в том корпусе, который занимается ныне монастырскою больницею. Таким образом перемещение девичьего монастыря на новое место послужит не только к улучшению его и к восстановлению издревле чтимого и во многих отношениях замечательного Богоявленского монастыря, но к учреждению весьма полезных для епархии заведений, в которых уже давно чувствуется настоятельная потребность. По представлении игум. Марией требуемых сведений, следственная комиссия нашла показания её справедливыми, причем в дополнение представления игуменьи сообщила, между прочим, следующее относительно Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря. Ризположенскую церковь тесную и неудобовместительную, особенно в зимнее время, когда богослужение совершается в одних придельных храмах, необходимо было расширить или устроить новую более поместительную; Сретенская же церковь весьма тесна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

поступили в монастырь сосуды серебряные вызолоченные с вырезанною надписью: «приложил сии сосуды в Богоявленский монастырь, что на Костроме, князь Яков Петрович Волконской по отце своем князе Петре, иноке схимнике Паисии 104 весу три фунта двадцать два золотника». В 1668 г. игум. Герасим построил насвещник серебряный, в 1673 г. еще четыре на монастырские деньги и в следующем году насвещник на вкладные деньги Тимофея Исаева сына Ленева. В 1676 г. пожертвовано большое кадило серебряное вызолоченное, по весу, размеру и особенно по форме совершенно сходное с поступившим в 1641 г.; на нем вылита надпись: «лета 7184 в Богоявленский монастырь при игумене Павле дал сие кадило вкладу Максим Васильев сын Шаровников, а серебра шесть фунтов, золота шестьдесят золотник». В 1677 г. игум. Павел приложил воздвизальный украшенный жемчугом серебряный позолоченный крест с надписью: «благоволением в Троице славимаго Бога построен сий святый крест с мощами снисканием святых мощей града Костромы обители святаго Богоявления игум. Павла на келейныя его деньги 185 году февраля». 1684 г. архим. Павел приложил серебряную позолоченную ладоницу весом 1 фунт 84 золотника «по себе в вечный поминок», как сказано в вылитой на ней надписи. 1692 г. стольник Александр Иванович Зюзин приложил вторую митру, украшенную серебряными злащеными дробницами, жемчугом и камнями «по жене своей Прасковье Ивановой и по прочих родителех своих для вечнаго поминовения», как означено на обруче митры. 1693 г. сделана в монастырь лучшая архимандричья митра вся из чистого червонного золота с эмалевыми по золоту изображениями Богоявления Господня и святых, усыпанная крупным жемчугом, бриллиантами, яхонтами и другими дорогими камнями с следующею надписью по золотому эмалевому обручу митры: «лета 7202 декабря в день сию шапку сделал по приказу отца своего боярина Петра Михаиловича сын его боярин Алексей Петрович 6 Салтыков, и отдал в Богоявленский монастырь, что на Костроме по отце своем боярине Петре Михаиловиче и по матери своей боярыне Елене Васильевне для поминовения душ их».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Получив Богоявленский монастырь в свое заведование, она обнаруживала особенную заботливость о сохранении древней живописи в нем и когда настало время расписания стен храма, пригласила из с. Палеха художников от г. Сафонова, причем сама она строго наблюдала за точным их воспроизведением. Так, где штукатурка уже не могла держать древних изображений, она распорядилась во весь размер изображенных фигур сделать скальпы, с коих и воспроизводилась вновь живопись. – Весь нынешний собор Богоявленский освещается 13-ю паникадилами, висящими в арках; особенно изящен находящийся в алтаре и в воскресные и праздничные дни освещаемый разноцветными лампадами металлический крест, поднимаемый в самый верх алтаря и видимый всеми молящимися в храме. Он живо напоминает уму и сердцу богомольцев тот славный крест, который некогда виден был на небе царем Константином Великим , и слова песни церковной «се прииде крестом радость всему миру». Собор отопляется тремя механическими печами (стоили они 3 тысячи рублей). В общем внутренне убранство собора и расположение его производит весьма приятное впечатление на посетителей, благотворное не только для души молящегося, но и для эстетического чувства, и действительно, по выражению архипастыря Платона, «во всем здесь господствует удивительная гармония». Из полуразвалин призванный к новой жизни Богоявленский соборный храм теперь представлялся достаточно благоустроенным и украшенным, однако не на столько, чтобы этим был положен предел дальнейшему благоукрашению его. Некоторые правда незначительные работы в нем производились и в последующее время до пожара в 1887 году, и мы считаем необходимым представить здесь краткую летопись этих работ. Так, в 1870 году была расписана фресками церковь при усыпальнице и паперти её. В 1876 г. окончена последняя часть каменной галереи (употреблено было 50,000 кирпича монастырского), посредством которой собор с западной стороны соединен с колокольнею; галерея покрыта железом, имеет несколько окон и пролетов; в 1883 г. устроен здесь цементовый пол (в 20 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

был на Московском соборе для рассуждения о мощах благоверной княгини Анны Кашинской. 18 Он же с 1680 г. († 1687 г.) был первым Богоявленским архимандритом, для которого в конце 1680 г. сделана первая митра. В 1681 г. в Богоявленскую обитель по грамоте патриарха Иоакима переведены архимандрит и братия (только четверо) Анастасиина монастыря, который отдан инокиням Крестовоздвиженской обители, до пожара своего существовавшей близь Успенского собора. Настоятели архимандриты: 18) Сергий (1687–1691 г.). По указу патриарха Адриана в 1691г. Спасский Подвязный монастырь обращен в приходскую церковь , а строитель его с братиею переведен в Богоявленский монастырь, куда поступило и недвижимое имущество упраздненного монастыря; 19) Корнилий (1691–1700 г.), при нем сделана наилучшая архимандричья митра. Архимандриты XVIII века: 20) Феофилакт (1703–1720 г.); 21) Иов (1725–1739 г.); по донесению его Св. Синод в 1725 г. приговорил: «Спасской Запрудный монастырь с угодьи и со всяким заводом приписав к Богоявленскому монастырю упразднить и обретающихся в нем монахов (четверо с строителем) вывесть и все, что прилично, перевесть в Богоявленский монастырь». 22) Никанор (1739–1748 г.); 23) Феодосий (1748–1752 г.); 24) Андроник (1753–1755 г.). С 1755 г. временно Богоявленским монастырем управлял Железноборовский игумен Досифей до июля 1756 г., когда посвящен архимандритом этого монастыря; 25) Софроний (1756–1771 г.); при нем к 1760 г. сооружен г-жей Салтыковой Никольский храм; он же заведовал постройкой дух. семинарии на Запрудне, на какой предмет с 9 июня 1759 г. по 30 мая 1760 г. выдано ему 390 р.; носил титул ректора семинарии и кафедрального управителя Ипатьевского монастыря; при нем введены т. н. монастырские штаты; 26) Аггей (1771–1773 г.); 27) Феодосий II, (1773–1779 г.); при нем случился в 1779 г. пожар, во время которого стенная Смоленская икона Божией Матери и киот сохранились невредимо; в монастырских зданиях помещены присутственные учреждения; 28) Парфений (1780–1809 г.), составитель описания Богоявленского монастыря, которое напечатано в Истории Российской иерархии (см. под словом «Богоявленский»). Архимандриты XIX века: 29) Август (1809–1820 г.); при нем правительственные учреждения совершенно выведены из монастыря, а в 1814 г. помещена в нем д. семинария; 30) Макарий Глухарев (1821–1824 г.), впоследствии знаменитый миссионер на Алтае; тщанием его устроена часовенная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери; 31) Евгений Бажанов (1824–1829 г.); 32) Афанасий Дроздов (1829–1837 г ); оба они благоустроили Смоленскую часовенную церковь ; последний в 1837 г. издал «Исторические известия о Богоявленском монастыре с XV по XIX век», вышедшие в 1887 г. 2-м изданием; 33) Платон Городецкий (1837–1839 г.); 34) Нафанаил (1839 –1845 г.) и 35) Агафангел, при котором, по опустошении обители огнем в 1847 г., последовало упразднение её в 1848 г. и затем обгоревшие здания и местность монастыря переданы в духовно-учебное ведомство для постройки семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Восстановленный в течение 1864–1869 гг. Богоявленский собор по внешнему своему виду представляет величественное здание, приятно поражающее громадностью размеров, изяществом отделки во всех частях и строгостью стиля в духе древнего церковного зодчества. По всему можно заметить, что на возобновление собора в древнем виде с соответствующими ему украшениями направлена была особенная заботливость, внимание и усердие игуменьи Марии. Нынешний Богоявленский собор состоит из двух частей: из уцелевшего от пожара и полной разборки древнего храма, ныне имеющего в длину 10 саж., в ширину 8 саж., и трех новых к нему пристроек: с западной и восточной сторон на 15 саж. длины и 11 саж. ширины; с южной и северной сторон на 5 саж. ширины и 8 саж. длины. Так как возобновленный древний соборный храм устроен был на высоких подклетях, то и пристройки должны были иметь соответственную высоту и опираться на арки на высоких сводах; потому на них потребовалось около 1,000,000 кирпича. Пристройка, образовавшая главный храм, опирается на четырех столпах, поддерживающих дугообразный свод. При восстановлении древнего собора не оказалось нужным ломать ни купола, ни сводов; с трех сторон окружившие древнее прочное в себе здание новые пристройки придали ему большую крепость и вместе с тем не скрыли его фасада, так как немалая часть древней церкви возвышается над сделанными пристройками. Войдя в собор чрез западные двери, стоящие против св. ворот монастырских, посетитель богомолец вступает в первую часть его – паперть, которая занимает пространство в 3 сажени; дальнейшая часть притвора простирается на 4 сажени. Уже отсюда внутренность собора приводит зрителя в великое восхищение. Обширная высокая арка, пробитая из древнего собора в новую пристройку, открывает взору величественный алтарь, в который обращен прежний Богоявленский храм в хорошо сохранившихся стенах его. Среди четырех толстых столбов древнего собора поставлен престол весь кипарисный, устроенный на возвышении трех ступеней и осененный великолепною вызолоченною сенью, утвержденною на осьми вызолоченных витых колоннах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Киевская. Богословский-Михаиловский-Киевский 67), Братский-Богоявлен- ский-Киевский 87), Введенская-Киевская 103), Выдубецкий-Михаиловский 147), Георгиевский-Белиловский 152), Георгиевский-Лебединский 153), Голосеевская 164), Екатерининский-Греческий 189), Златоверхо-Михаиловский-Варваринский 196), Маньковский 284), Межигорский-Преображенский-Спасский 295), Николаевский-Лебединский 322), Петропавловский-Подольский 357), Покровский-Киевский 368), Преображенский-Ржищевский 392), Пустынно-Николаевский 399), Слупский-Николаевский 433), Софийский 438), Троицкий-Киевский 505), Черкасский-Покровский 565), Черкасский-Успенский 566). Ковенская. Пожайский-Успенский 362), Сурдегский-Духов 478). Костромская. Анастасиин-Богоявленский 12), Боголюбская 48), Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская 54), Богоявленский-Костромский 69), Варнавинская-Троицкая 101), Вознесенская-Кинешемская 118), Высоковский- Успенский 149), Игрицкий-Богородицкий-Песошенский 211), Крестовоздвиженский-Костромской 260), Макариев-Унженский-Троицкий 280), Назаретская 302), Николаевская-Надеевская 307), Покровская-Беркинская 363), Троицкая-Новая или Новографская 500). Кубанская. Александро-Афонская-Зеленчукская 4), Марии-Магдалининская 285), Михаило-Афонская-Закубанская 296), Чсрноморская-Екатерино-Дебяжская-Николаевская 567). Курляндская. Духов-Якобштадтский 186), Рождество-Богородицкий-Иллукстский 409). Курская. Знаменский-Богородицкий-Рождественский 201), Знаменский-Хотмыжский 205), Николаевский-Белгородский 309), Троицкий-Белгородский 506). Кутаисская. Драндский-Успенский 177), Мартвильский 291), Ново- Афонский-Симоно-Кананитский 339), Пицундинский или Бичвинтский-Успенский 361), Саирмский-Богородичный 417), Схвавский 479), Теклатская-Покровская 482), Цагерский-Богородицкий 562), Цаишский 563). Минская. Благовещенский-Лядинский 41), Богоявленский-Братский-Пинский 71), Варваринский-Пинский 99), Введенский-Преображенский-Купятицкий 108), Вольнянский-Троицкий 129), Иоанно-Богословский-Грозовский 217), Козмодемьянский-Минский 251), Николаевский-Грозовский 318), Петропавловский-Екатерининский-Минский 355), Петропавловский-Минский 356), Петропавловский-Старчицкий 359), Преображенский-Минский 389), Преображенский-Спасский-Брагинский-Селецкий 393), Преображенский-Спасский-Братский-Слуцкий 394), Спасо-Ильинский-Слуцкий 445), Спасо-Преображенский-Дятловичский 462), Троицкий-Слуцкий 507), Успенский-Николаевский-Мороцкий 548), Успенский-Новодворский 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Документальные выписки о Богоявленском монастыре из исторических книг 1879 и 1895 годов. Святыни монастыря: чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери; святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора); святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря) Сайт «Костромская Епархия» Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Богоявленско-Анастасиина монастыря является Настоятельский, или Восточный корпус – кирпичное двухэтажное здание, имеющее в плане форму глаголя, протянувшееся с севера на юг, позади апсид Богоявленского собора. Главному фасаду соответствовало его короткое плечо, обращённое на юг. Вырази тельное по силуэту, оно имело с этой стороны размещённые по углам две башенные восьмигранные надстройки, увенчанные куполами. В левой, юго-западной части корпуса размещались нарядно оформленный зал – трапезная, и двусветная гостиная – место приёма наиболее почётных гостей (императоров, великих князей, церковных иерархов). Назначение юго-восточной части здания, также отмеченного купольной надстройкой, не вполне ясно. Скорее всего, здесь мог размещаться домовый храм. В центре южного крыла была парадная лестница, отмеченная на фасаде кирпичным гранёным тамбуром. Со стороны западного фасада прежде существовал воздушный переход в северную галерею Богоявленского собора. Настоятельский корпус построен в 1867–1871 гг. Переданный после революции под жильё рабочих текстильщиков, обезображенный снаружи и внутри, он лишился угловых башенных надстроек и тамбура на южном фасаде. http://kostromka.ru/architecture/vasiliev/55.php 1918-й год выдался для монастыря очень трудным. Так, 12 июля 1918 года сёстры Богоявленской обители при виде красноармейцев, подошедших к стенам монастыря, ударили в набат во все колокола монастырской звонницы.

http://sobory.ru/article/?object=00152

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010