Сверх сего, в Богоявленской церкви стены пристройки при малой толщине свода находятся в полуразрушенном виде; снаружи алтарей перемычки над дверями при входе в подвалы и над окнами алтарей треснули; внутри малого алтаря имеется трещина от полу вверх по стене до свода и по всему своду; внутри пристройки над впадиною перемычка треснула и трещина, начинаясь от впадины, идет вверх по стене и по своду; подле – в другой пристройке от стоящей воды и дождей свод опрел и в этом месте образовалась через свод течь; арка над входом расселась и грозит падением. Внутри церкви и пристроек стены и своды отштукатурены, штукатурка прикреплена гвоздями и во многих местах отошла. В самой церкви и пристройках стены и своды расписаны древнею греческою живописью, которая вся почернела и частью отпала со штукатуркою. Полы в пристройках выстланы кирпичом большею частью уже выломанным, а в самой церкви имеется только сверх сводов насыпь из песку. В Сретенской церкви вдоль свода в проезде; под галереею имеется трещина от одной пяты до другой; в самой церкви в крещатом своде, идущем со столба, по большей части распалубок имеются весьма значительные трещины в особенности в углу, каковая трещина, начинаясь от полу, идет по всей стене, – равно как и в стрелке самого свода, и вообще весь свод – в самом неблагонадежном виде и не представляет возможности к исправлению. Перемычки в окнах также треснули; свод над подвалом совсем обрушился; в части церкви по стенам имеется древняя греческая живопись почти вся уничтожившаяся, а на самом своде вся штукатурка отпала; перемычки над аркою треснули насквозь, и трещина, проходя вверху по стене, продолжается по своду и вся арка пригнулась. Полы выстланы кирпичом. Стены же обеих церквей по толстоте своей довольно прочны». Между тем как велась эта переписка, стены, своды и купола собора в последующие три года продолжали оставаться непокрытыми и размываемые дождями естественно приходили в еще большую ветхость. Поэтому нисколько неудивительно, что на возобновление Богоявленского собора потребно было составить новую уже возвышенную против прежней смету, каковая в 185/ г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

– Ис того же числа ко 167 году посеяно ржи 332 чети, яровово хлеба отсыпано на семена: овса 630 чети, ячмени 50 чети; а в остатке за семены ржи 1,175 чети с осминою, овса 1,496 чети, ячмени 286 чети. По «Росписи росходному всякому хлебу за 166 год» значится следующий расход. 68 «1. Ржи смолочено в год про брацкой обиход и проч. 1,022 чети; 2. Да ячмени смолото про брацкой обиход 36 чети. 3. Да про брацкой же обиход и про всякой монастырской росход зделано в крупу и на толокно 300 чети, да на солод оброщено и смолото на квас про братской обиход и на всякой монастырской росход, и в роздачу ячмени 250 чети, да овса 200 чети; да лошадям монастырским скормлено и в роздачу издержано всяких чинов проезжим людям, и на московские поездки изошло овса 400 чети. 4. Дано слугам и служебником и всяким работным людем, которым дается отсыпной хлеб, ржи дано 500 чети, овса дано 500 же чети; а та рожь, которая дано и служебникам в додачу, за умолотною рожью, вкладная. А за росходом в остатке овса 96 чети; и тот овес ныне в монастыре». д) Для специалистов по истории сельского хозяйства в древней Руси может иметь интерес следующая таблица посева и умолота в вотчинах Бог. монастыря. Общий итог за 165 год: рожь озимая: 318 посеяно чети, умолочено 1,103½, оброчной 270; пшеница: посеяно 3¼; умолочено 8; ячмень: посеяно 38; умолочено 119½; оброчного 50; овес: посеяно 689; умолочено 1,093; оброчного 464½; 166-й год: рожь озимая: посеяно 327; умолочено 1,124. Всякого же рода хлеба получено Бог. монастырем к 165 году 3,109½; израсходовано 3,039½ четвертей; осталось от расхода 169; посеяно 1,037½; заимствовано из старых запасов и других источников 867 четвертей. Общий итог за 166 год: рожь озимая: оброчной 383½ четверти; пшеница; посеяно 2; умолочено 4¾ ячмень: посеяно 51½; умолочено 274; оброчного 62; овес: посеяно 657; умолочено 1,586; оброчного 540. За тот же год общий доход: 3,974; расход: 3,208; остаток от расхода 766; посев 1,012; заимствовано из старых запасов и других источников 245 96 четвертей овса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

1 . В 1864–66 гг. устроен обширный, на северной стороне от Богоявленского собора, троицкий или трапезный каменный корпус, 48 в связь с которым вошло сохранившееся двухэтажное здание бывшей семинарской больницы. Корпус этот получил окончательное устройство в 1871 г. Состоя из двух верхних этажей и подвального, он имел три выступа; один в средине здания и два боковые – угловые; между выступами под кровлею устроены келии – мансарды; после 1887 г. они уничтожены и превращены в подволоки. В среднем этаже центральное помещение занимает трапезная зала, освещенная 10 большими окнами в два света; Налево от палаты буфет со шкафом для посуды; здесь устроена подъемная машина, посредством которой из келарни во время обеда поднимаются блюда с кушаньем в трапезную залу и опускается посуда для очистки её в буфете. По правую сторону трапезной залы устроены рукодельные залы: мастерская золотошвейная, живописная, образная, где производилась отделка образов фольгою и цветами, и несколько келий для помещения монахинь. Ныне здесь помещается только одна живописная; отделывание образов производится уже частно по келиям; мастерская же золотошвейная переведена в настоятельский корпус. В нижнем этаже с правой стороны главного входа устроена (окончательно в 1868 г.) келарня с тремя отделениями, буфет, хозяйственные чуланы и помещения для сестер, трудящихся в этом послушании. С левой стороны от главного входа помещается рукодельная зала для портного мастерства и за нею келии сестер, проходящих это послушание; здесь же прежде была келия для приема посетителей и келия для монахини встречавшей и провожавшей последних. По другую сторону коридора окнами в сад – квасоварня с кладовыми для хранения посуды и келья для трудящихся в этом послушании сестер. В подвальном этаже со сводами устроен большой подвал для хранения годового запаса овощей и два другие; в последних устроены две механические печи для отопления всего корпуса и водоподъемная машина, которая чрез проведенные в стенах трубы из городского бассейна снабжает водою келарню, все келии и другие помещения. Из сеней среднего этажа трапезного корпуса сделан выход на устроенную первоначально на деревянных, а в 1884 г на каменных соединенных арками столбах, деревянную галерею, которою корпус этот соединен с собором; галерея эта в пожар 1887 г. для безопасности Богоявленского собора была сломана и затем сделана на каменных устоях; близь собора – каменная кладка и железная дверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Доселе считавшийся богатым, 14 благоустроенным и украшенным, он в XVIII в. постепенно стал доходить до полного упадка и даже нищеты, чему способствовал целый ряд последовавших от правительства распоряжений. Еще в 1694 г. велено было собрать по гривне с двора в монастырских имениях Костромского уезда. После того, как Петр I указом в декабре 1701 года повелел «монахам не владеть вотчинами не ради разорения, но лучшего ради исполнения монашеского обещания», все архиерейские и монастырские вотчины и угодья были переписаны с целью лишить духовное сословие, а особенно монашествующих возможности употреблять монастырское имущество по своему произволу и затем отданы на откуп. Тот же государь приказал «равное даяние учинити яко начальным, тако и подначальным по 10 р. денег, по 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их, а собирати с вотчин всякие доходы в монастырский приказ», состоявший из светских лиц. В 1705 г. повелено уменьшить монахам дачу вдвое по 5 р. денег и по 5 четвертей хлеба с готовыми дровами. В 1710 г. на содержание определенных в Богоявленском монастыре 50 братий велено выдавать 250 четвертей хлеба, да на 32 слуг и служителей 192 четверти, итого 442 четверти; кроме того на жалованье денежное из продажи остального хлеба выручать 136 руб. 96¾ к. В 1723 г. вышло распоряжение «никого вновь не постригать, а на убылыя места монахов определять отставных солдат, которых довольствовать денежным и хлебным окладом из тех доходов, какие определены на монахов. Если где тем оставшимся числом солдат довольствоваться нельзя, то у наличных монахов убавить их жалованье, чтобы как солдатам, так и монахам жалованье было ровное». По учреждении в 1724 г. Св. Синода вместо монастырского приказа была учреждена камер-контора синодального правительства, – но монахи остались при прежнем жалованье. Теперь монастырям даны были приходорасходные книги для записи всех их доходов и расходов, которые в конце года представлялись в Синод; все же остатки велено было сберегать впредь до востребования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В 1894 г. исправлены и покрыты железом верхняя часть северной ограды и восточная от северо-восточного угла до казначейского корпуса. Сверх того, при иг. Евпраксии в 1889–91 гг. ремонтирована большая часть жилых келий для сестер. В 1891 г. в больничном корпусе устроена вместо прежней новая механическая печь, и ремонтирована кровля на монастырской часовне Спасителя – близь городского сада. В 1892 г. на монастырском конном дворе вне ограды построен деревянный двухэтажный крытый железом дом для помещения рабочих и заведующих двором сестер. В том же году с монастырского каменного дома (также вне ограды) снят мезонин, и вместо тесовой крыши устроена железная, равно и на каменном флигеле; пристроена двухэтажная деревянная кухня. В 1893 г. монастырский дом капитально ремонтирован и на дворе закончены постройкою (начатый в 1892 г.) деревянный конюшенный сарай, крытый железом, и баня (стоимостью до 5,000 р.). Тогда же ремонтирован (стоимостью до 1,200 р.) трапезный корпус: полы, потолки, переборки, рамы, двери, лестницы вновь исправлены, оштукатурены и окрашены. В Крестовоздвиженском монастыре в 1889 г. ремонтировано в каменном богадельном корпусе помещение для престарелых монахинь и послушниц; в дортуарах училищного корпуса обшиты тесом стены и потолки и по обширности палат в средине для поддержки потолка поставлено несколько колонн. В 1890 г. заново ремонтировано здание лечебницы внутри и снаружи; железная крыша богадельни и кладовых окрашена масляною краскою. В 1891 г. в старых каменных стенах бывшей прачешной и бани устроен скотный двор и в связи с ним деревянный двухэтажный флигель для помещения сестер трудящихся в этом послушании. В 1892 г. фундаментально ремонтирован деревянный училищный корпус снаружи и внутри, на что израсходовано 2,239 р. с. В 1893 г. корпус заново окрашен внутри и снаружи; стены оклеены обоями; еще устроена новая деревянная кухня и капитально ремонтированы каменная баня и прачешная. Сверх этого, благопопечительное внимание иг. Евпраксии обращено было и на загородные монастырские пустыни, в которых ею произведены следующее наиболее выдающееся постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Монастырские сестры с благоговейным усердием испрашивают себе выполнение доступных им работ, каковы: золочение и чеканка иконостаса, написание икон, изготовление ризницы и т. под. Архитектор с усердием предлагает бесплатное составление потребных планов и рисунков. Иконостасный мастер принимает на себя столярную и резную работу для иконостаса и киот; многие лица женского пола из разных сословий просят сделать их участницами в отделке церкви: разные торговцы и мастеровые обращаются с подобными же заявлениями усердия. Нисколько не сомневаюсь, что не будет остановки и в денежных средствах: были сделаны уже и подобные предложения»... На этом докладе Государь Император изволил написать: «Эта мысль очень хорошая, и Я рад за игумению Марию, потому что, благодаря этому стечению обстоятельств, постройка и украшение храма пойдут успешно». Однако при всем своем пламенном и благочестивом усердии иг. Мария не имела ни физических сил, ни достаточных средств к тому, чтобы довести до конца означенное благое предприятие. Многосторонняя её деятельность, требовавшая постоянного напряжения душевных и телесных сил, не могла не подорвать и самое крепкое здоровье, каким она не обладала, особенно со времени последнего пожара, потребовавшего усиленных трудов по возобновлению погоревших зданий в обоих монастырях. Глубоко потрясенная пожаром иг. Мария с трудом перенесла постигшую её в том же году тяжкую болезнь. Во второй половике 1888 г. она сильно простудилась; болезнь эта в декабре возобновилась притом в столь сильной степени, что положение игуменьи признано было безнадежным. Тогда матушка Мария озаботилась приведением в порядок своих и монастырских дел и приготовилась как истинная христианка к отшествию в другой мир; почила о Господе во 2-м часу утра 29 января 1889 г. Тело её положено было в приготовленном ею еще при жизни кипарисовом гробе и погребено в усыпальнице вблизи невредимо сохранившегося тела неизвестного схимонаха и здесь над прахом её воздвигнут мраморный памятник. Из представленного очерка восстановления Богоявленского монастыря видно, насколько обширна была и плодотворна её деятельность, которая распространялась на все отрасли управления Богоявленским и Крестовоздвиженским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из этой краткой истории монастырского училища нельзя не видеть, что расширение и видоизменение круга учебных занятий в училище было первоначально вызвано семейным бесприютным положением учениц, впоследствии же обусловливалось особенным назначением этого училища – дать воспитанницам полезное для общества фельдшерское образование, обеспечивающее их положение в жизни. Но с расширением учебного курса естественно увеличились и расходы на монастырское училище, которое не могло не терпеть нужды в денежных средствах, пока не было поставлено на более твердую почву в отношении материального обеспечения. Так в виду отсутствия епархиального женского училища в г. Костроме с разрешения еп. Платона ежегодно из сумм епархиального попечительства отпускалось по 45 руб. на содержание воспитанницы, а с 1879 г. постановлено отпускать по 2,000 руб. на содержание 20 девочек из беднейших семейств местного духовенства. Количество всех воспитанниц в училище было в разные годы неодинаково, между прочим в 1892 г. состояло 59: из них живущих в училище 36, приходящих 23; из общего числа их 24 стипендиатки попечительства, 24 своекоштных и 11 содержались и обучались бесплатно. Что касается состоящего при Крестовоздвиженском монастыре санитарного учреждения, то на содержание его, по соизволению Августейшей его основательницы, отпускается (с 1879 г.) из управления Российского общества Красного Креста ежегодно пособие монастырю по 2,700 руб.; из них 1,200 руб. определены на жалование состоящему при лечебнице старшему врачу и 1,500 р. на медикаменты и иные расходы по лечебнице. Первоначально лечебницы иногда получали сторонние воспособления к средствам содержания от монастыря; так в течение первых двух лет со времени открытия двух первых лечебниц поступило пожертвований от разных лиц 5,859 руб. 76 коп. Между тем на монастырские средства в 1874 г. совершены перестройки корпусов для более удобных в них помещений для больных и служащих им, обзаведение лечебниц потребным бельем, мебелью, посудой и т. д., постройка аптеки и др. Оставляя в стороне обозрение различных источников содержания монастырских благотворительных учреждений за все годы их существования, мы упомянем здесь лишь о том, что в 1892 г. на приходе сумм состояло 11,741 руб. 60 коп., а именно: 2,700 руб. из главного управления Российского общества Красного Креста, 2,045 р. из епархиального попечительства: 950 р. от взноса своекоштных воспитанниц; 186 руб. 25 коп. процентов с капитала в 3,800 руб., положенного в пользу сельских лечебниц и училищ, и перечислено монастырских неокладных сумм 5,890 руб. 35 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из межевых книг и планов Богоявленского монастыря видно, что ему отведены были следующие угодья. 17 В 1773 году: 1) пожня на р. Костроме, в окружной меже 22 дес. 2013 саж.; 2) земля бывшего Спасозапрудненского монастыря, всего 37 дес. 220 саж. в 1774 году; 3) пожня Подвязки при р. Соше – внутри дачи с. Спаса; в ней покоса 2 дес. 1586 саж.; 4) пожня Илидомка – 1 дес. 352 с.; 5) Опалиха – 1200 с.; 6) пожня по р. Костроме, в окружной меже 27 дес. 1254 с.; в 1775 году: 7) пожня Малыгина-Пшеникова, 4 дес. 1959 саж.; 8) Переволок, в ней земли: покоса 1 д. 319 с., под половиною ручья Доманцовского 41 саж., а всего 1 д. и 360 дес.; 9) пожня на озере Доманцове, 2 дес. 394 с.; в 1795 году: 10) пожня Острековна на р. Илидомке и озере Острековском, всего 1 дес. 902 с.; 11) пожня Дол-Рогатый, 3 дес. 238 саж.; 12) пожня Серебряницы, 1305 саж. и 13) Изборовка – 1 дес. 1435 сажен. В докладе, от 9 июля 1850 года Чухломского уездного землемера Н. Левитского по делу возобновления межевых признаков на пожнях, перешедших от закрытого Богоявленского монастыря к Ипатьевскому, находим следующее разъяснение относительно этих угодий. В указе губернского правления сенные покосы на р. Костроме, пожалованные 1 и 6) в 1773 и 1774 гг., значатся как разные дачи, но они в сущности одна дача, что показывает как самая местность, так и оба плана. Дача Спасозапрудненского монастыря 2), хотя и записана в числе прочих, никогда не принадлежала Богоявленскому мужскому монастырю, а по плану, имеющемуся в архиве уездного суда и копии с плана, препровожденной от правления Ипатиева монастыря, вся состоит во владении священноцерковнослужителей Спасозапрудненской церкви. Так вместо 13 угодий оказалось 11, на которых г. Левитским и возобновлены (в 1851 г.) межевые признаки. Исключая же рыбные ловли в озере Семеновском, которое уже от 1795 г. находилось во владении Богоявленского монастыря, числилось за ним и сдавалось в аренду 10 пожень, в которых заключается 18 десятин 2118 кв. сажен. Относительно доходности их можно сказать лишь то, что в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Для приходящих в дни приема больных, ожидающих очереди докторского осмотра, совершается чтение пред Животворящим Крестом из св. Евангелия; также прочитываются акафисты и каноны. Необразованный, но верующий простой народ с благоговением, нередко со слезами умиления, внимает этим душеполезным чтениям и называет монастырские лечебницы духовными врачебницами. «Придешь полечиться от недуга, говорят врачуемые, а полечишь и душу». Тут же в высокоторжественные дни возносятся молитвы о здравии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Государя Наследника, а также молитвы о упокоении Государей Императоров Александра Николаевича и Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Александровны. Такое ведение дела влияет особенным образом на преданное своему Государю население и внушает чувство полного доверия к подаваемой помощи. Нельзя здесь не сказать и о том, что монастырские сельские учреждения не только дают возможность крестьянам получать просвещение чрез школы и сближаться с лицами образованными и доступными, которые со всею преданностью учебно-благотворительному делу подвизаются на этом благородном поприще из чувства любви к Богу и ближним, но и весьма благотворно действуют на нравственность и даже на внешний быт местного населения, которое, напр., в Назаретской пустыни, перенимая различные способы и приемы в образцовом монастырском хозяйстве, улучшает свое хозяйство и заметно выделяется от других крестьян благоустройством своих жилищ и нравственностью. И доселе многополезная благотворительная деятельность Богоявленской обители в служении простому народу выражается во врачебном пособии, оказываемом в четырех врачебных пунктах Костром. губернии, также в образовании сестер милосердия Красного Креста и в распространении просвещения в народе при помощи учрежденных монастырем трех народных школ в глухих местностях, а со стороны уже подготовленных сестер милосердия – в уходе за больными в госпиталях и больницах заразных губерний, 59 а также в обучении детей в качестве домашних учительниц и учительниц народных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

363. Покровская , женская пустынь, приписная к Анастасиину-Крестовоздвиженскому мон., Костромской губ. и уезда, в 80 вер. к сев. от Костромы, в Беркинской даче, на берегу рч. Шачи. Основана в 1886 г. игуменьею Мариею с благотворительными учреждениями. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 13, прибавл., 371. 364. Покровская , женская, единоверческая община, в областн. гор. Уральске. Учреждена в 1880 г. в удовлетворение желания местных жителей и на их средства. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1860 г., 99, ст. 743; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1881 г., 70. 365. Покровская – Быковская , женская община, Ярославской губ., Моложского у., в 35 вер. к юго-зап. от Мологи. Учреждена с больницею в 1885 г. в пожертвованном вдовою капитана Елисаветою Ермолинскою имении, сельце Быкове. В 1889 г. последовало освящение каменн. церкви Покрова. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1885 г., 103, ст. 860; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1885 г., 191; “Церковн. вед.”, 1889 г., прибавл., 45, 1367 (история общины). 366. Покровская – Медянская , женская община, при селе Медяне, Симбирской губ., Курмышского у., в 65 вер. в юго-вост. от Курмыша, при р. Медяне. Учреждена в 1877 г. на средства крестьянки Ольневой и неизвестных благотворителей, пожертвовавших 22.000 р. и 138 десятин земли. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1877 г, 103, ст. 1017; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 167. 367. Покровская – Кирилло – Челмогорская или Богоявленский Чермогорский, также Успенская – Челменская или Чермозерская , мужская пустынь, заштатная, при погосте Челмозерская Пустынь, Олонецкой губ. Каргопольского у., в 53 вер. к зап.-сев. зап. от Каргополя, при оз. Челмозере и недалеко от южной оконечности оз. Лекшмозера. Основана в XIV ст. преп. Кириллом, скончавшимся в 1367 г. 8 декабря, в каковой день чтится его память; мощи почивают здесь под спудом. С 1721 г. находилась под ведением архимандритов Спасовой-Строкиной пустыни, в 1764 г. упразднена, а впоследствии получила самостоятельность и в 1889 г. находилась под управлением строителя, иеромонаха Самуила. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 654, 698; Ратшин, 424; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Словарь ист. о свят.”, 151; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1857 г., 141; 1858 г., 171; 1860 г., 26; 1867 г., Отд. III, 27, 28; Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 7 (О межевании в 1685 г. в г. Каргополе Чемогорского м-ря по писцов. книгам монастырской земли); Строев, “Список иер. и наст. м-рей”, 1004, 15; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 177, 341; Ключевский, “Жит. свят.”, 321; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100 (сказано, что основан в XI ст. преп. Кириллом); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 562 (прошение 1721 г. архим. Иосифа Стасовой-Строкиной пустыни о жалованьи; м-рь в 1713 г. получал жалов. 6 р. 20 алт.); II, ч. 1, 1109 (о том же 1722 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010