Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Анастасиин Ризоположенский, Анастасиин Крестовоздвиженский, Анастасиин Богоявленский], в Костроме. Точная дата основания неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. вел. кн. московским Василием I Димитриевичем , позволяют полагать, что мон-рь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой жен. обителью Костромского края. По предположению нек-рых историков, его основательницей была кнг. Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра вел. кн. Василия Димитриевича. Мон-рь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Анастасиин жен. мон-рь. Кострома Анастасиин жен. мон-рь. Кострома В сер. XVI в. мон-рю покровительствовала царица Анастасия Романовна . Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском у., пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. А. м. был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая ц. в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/114784.html

В Костроме освящен храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора 12 ноября 2006 г. 14:59 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и прошла первая Божественная литургия в этом храме . Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр . Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя и основателя Богоявленской обители — преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы — копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе специалистов по древнерусскому искусству, командированный в Галич министерством культуры для сбора церковных древностей.

http://patriarchia.ru/db/text/159522.htm...

В Костроме освящен восстановленный храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного монастыря Кострома, 13 ноября 2006 г . 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и первая Божественная литургия в этом храме, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационную службу Костромской епархии. Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя основателя Богоявленской обители – преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы – копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе

http://pravoslavie.ru/19350.html

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. Ныне монастырь является действующим. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты. Содержание История [ править править код ] Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость. В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты. В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву. Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Никита Костромской в молении образу Богоявления» (Монастыри Костромской епархии. 2009. С. 10). В композиции «Собор Костромских святых» (2001, костромской иконописец Е. П. Тисов) Н. в монашеском облачении, с покрытой куколем головой изображен 2-м слева во 2-м ряду, между преподобными Авраамием Ростовским и Паисием Галичским. Прп. Никита Костромской. Фрагмент иконы «Преподобномученики Богоявленского мон-ря и прп. Никита Костромской в молении образу Богоявления». Нач. XXI в. (ц. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете собора Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Фрагмент иконы «Преподобномученики Богоявленского мон-ря и прп. Никита Костромской в молении образу Богоявления». Нач. XXI в. (ц. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете собора Богоявленского Анастасиина мон-ря) На золотофонной житийной иконе Н. (в основе - кон. XIX - нач. XX в.) по сторонам от центральной фигуры преподобного в нижней части представлено по 2 клейма: слева - «Крещение святого» и «Поставление во иерея», справа - «Преставление святого» и «Погребение святого» (хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре, до 2015 г. располагалась на юж. стене собора над ракой Н.; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 2). В монументальной живописи нач. XXI в. образ Н. введен в роспись Богоявленско-Анастасиина собора: композиция «Собор Костромских святых» расположена на зап. стене юж. нефа четверика собора (Н. изображен в рост, фронтально, в монашеском облачении, в левой руке свиток, правая с благословляющим жестом; он стоит в 1-м ряду в центре справа, рядом с прп. Иаковом Железноборовским; см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 67); образ «Прп. Никита Костромской» написан в четверике собора на вост. грани юго-зап. столба (изображение поясное, прямоличное, куколь опущен на плечи, правой рукой святой указывает на храм, к-рый держит в левой руке (см.: Там же. С. 26; Обитель любви в Костромской земле. 2015. С. 8); еще одна житийная композиция, связанная с основанием Богоявленско-Анастасиина мон-ря, находится на сев.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г. здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел». В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г. Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке: – Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло». В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором. Современное состояние [ править править код ] В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г. Надгробие преподобного Никиты Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени святой Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1426. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26 Координаты: 57.77285, 40.92332 Проезд:троллейбус 2 и 7, автобус 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус 2 до остановки «Фабрика-кухня». Изменить описание Храмы монастыря: 1. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор 2. Собор Богоявления Господня 3. Церковь Смоленской иконы Божией Матери 4. Колокольня Другие постройки монастыря: 5. Настоятельский корпус 6. Духовная семинария, бывший трапезный корпус (XVII в.) 7, 8, 9. Сестринские корпуса 10. Памятный крест на месте разрушенного Никольского храма 11. Южные ворота 12. Ограда (XVII в.) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1426 г. Имеет богатую историю (прославился героизмом защитников в Смутное время). Пользовался покровительством Великих князей и царей московских. После постройки нового (ныне - кафедрального) собора старый собор Богоявления является его алтарем. Богоявленский Анастасиин монастырь, 3 класса, общежительный, в Костроме. Он совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита (1425-1462 годы), ученик и сродник пр. Сергия, память его сохраняется и чтится доселе в обители. После пожара в 1847 году монастырь был упразднен и отдан в ведение женского (прежде мужского) Крестовоздвиженского монастыря. Анастасиин монастырь основан в XV веке первою супругою Иоанна Грозного Анастасиею Романовною; в 1764 году был упразднен, а инокини перемещены в Крестовоздвиженский женский монастырь; вскоре монастырь сгорел; через 10 лет Анастасиин монастырь восстановлен был на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. В 1863 году он переведен был на место упраздненного Богоявленского монастыря. В юго-западной башне монастырской ограды устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожара, бывшего в 1779 году и позднейшего в 1887 году, стены башни, на штукатурке которой изображен был лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако святая икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени святая икона особенно чтится жителями города. В часовне, на юго-восточной стороне, находится образ святителя Николая, написанный на древней стене и оставшийся целым во время пожара. Ежегодно 6 января и 9 мая бывает крестный ход вокруг обители.

http://sobory.ru/article/?object=00152

В 1863 г. было решено объединить бывш. Богоявленский мон-рь с находящимся неподалеку Анастасииным женским монастырем в честь Воздвижения Креста Господня. Основная заслуга в этом принадлежит еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) и игум. Анастасиина мон-ря Марии (Давыдовой; 1822-1889). Игум. Мария, происходившая из московского дворянского рода, в 1847 г. поступила послушницей в Анастасиин мон-рь, в 1858 г. приняла монашество, в нач. 1863 г. была возведена в сан игумении. В нач. 1863 г. она предложила еп. Платону объединить обе обители на средства благотворителей. 27 нояб. 1863 г. решением Синода ходатайство еп. Платона было удовлетворено и обе обители объединились в одну под названием Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Только в 1864 г. на возрождение обители было собрано 20 тыс. р., начались масштабные восстановительно-строительные работы. В 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору был пристроен т. н. новый собор (архитектор неизв.) - 4-столпный 5-главый храм из красного кирпича с богатым внешним декором в псевдорусском стиле (освящен 28 дек. 1869). Собор, в к-рый старый храм XVI в. включен как алтарь, стал именоваться Богоявленско-Анастасиин. В нем был один престол: в честь Богоявления и во имя прмц. Анастасии. В крипте юж. боковой пристройки «нового собора» устроили небольшую ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского (освящена 14 сент. 1867). В 1865 г. была перестроена в колокольню зап. башня ограды. В 60-90-х гг. XX в. в мон-ре были построены настоятельский, больничный, рабочий корпуса, надстроен 3-й этаж над бывш. больничной палатой XVII в., переоборудованной в трапезный корпус, в 60-70-х гг. XIX в. восстановлены разрушенные участки стен ограды и заново построены 2 башни. Некоторые из прежних зданий не стали восстанавливать, а Иоанно-Богословскую ц. в 1864 г. разобрали. Во 2-й пол. XIX в. быстро росло хозяйственное значение объединенного мон-ря. В 1859 г. обители была высочайше пожалована пустошь Калашниково Рыло в 16 верстах от Костромы, где в 60-х гг. возникло большое монастырское хозяйство - т. н. Назаретская пуст. В пустыни располагались животноводческая ферма, 3 корпуса для сестер (ок. 60 чел.). В 1874 г. состоялось освящение деревянной ц. Рождества Пресв. Богородицы, которую в нач. XX в. сменил каменный храм (освящен 12 окт. 1917). К 1917 г. пустынь владела 160 дес. земли, в т. ч. 35 дес. сенокосных лугов и 75 дес. пашни, которую обрабатывали сестры мон-ря. В 1886 г. мон-рю были высочайше пожалованы 3 лесные дачи в Костромском у. общей площадью 1248 дес., ему же принадлежали мельница с маслобойным заводом при ней на р. Мезе под Костромой и часовня в центре Костромы.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Прп. Никита Костромской. Икона. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Икона. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Исследователи XIX в. В. М. Ундольский, П. С. Казанский, прот. С. К. Смирнов, архим. Иосиф (Баженов) отождествляли «старца Никиту» с прп. Никитой Боровским (см.: Никита , прп. Боровский). В справочнике В. В. Зверинского указано, что Богоявленский мон-рь был основан «около 1426 г. иноком Боровского мон-ря Никитою, сродником и учеником преп. Сергия Радонежского» ( Зверинский. Т. 1. С. 95). Однако Е. Е. Голубинский полагал, что не следует считать основателя Богоявленского мон-ря учеником прп. Сергия, поскольку в «Историческом известии о Костромском 2-кл. Богоявленском монастыре с XV по XIX в.» (1837) нет никаких свидетельств о существовании такого предания ( Голубинский. 1909. С. 87). Обращает на себя внимание то, что в грамоте Василия Тёмного, упоминавшейся в этом исследовании, Н. назван чернецом, а прп. Никита Боровский, согласно Житию Пафнутия Боровского, был «священноиноком». Прп. Никита Костромской. Икона. Кон. XX в. (у раки прп. Никиты Костромского в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Икона. Кон. XX в. (у раки прп. Никиты Костромского в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря) В 1559-1565 гг. в мон-ре построили каменный Богоявленский собор с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В память об основателе обители в XVII в. служили панихиды, в монастырском обиходнике этого времени записано: «...сентября в 15 день понахида пети и обедня служити по иноке Никите, строитель месту сему, собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В Смутное время мон-рь был разорен, в 1608 г. при нападении на обитель отрядов Лжедмитрия II во главе с А. Ю. Лисовским погибли 13 иноков, 5 «служебников», 38 монастырских крестьян. Впосл. ежегодно 30 дек. в мон-ре совершали «большую панихиду по иноках и слугах и крестьянах, избиенных от Литвы и изменников в 7117, а имена их писаны в большом синодике» ( Баженов. 1897. С. 97). Обитель восстанавливалась на вклады царя Михаила Феодоровича Романова, царицы-инокини Марфы, бояр Салтыковых и др. Игумен Павлова Обнорского мон-ря Филарет в 1609 г. даже пожертвовал братии Богоявленского мон-ря кн. «Лествица» «для их монастырскаго разорения» (Там же. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2565360.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010