Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г. Портал ц. в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2002 г. Возрождение монашеской жизни в Б. м. связано с деятельностью назначенного в 1848 г. на Херсонскую кафедру свт. Иннокентия (Борисова) , к-рый направил в Святейший Синод предложение о восстановлении разрушенных крымских обителей. В 1849 г. в Синод поступило ходатайство от жителей крымских городов (Симферополя, Алушты, Бахчисарая и др.) о возобновлении Б. м. 4 мая 1850 г. вышел указ Синода о создании на Успенской скале скита с общежительным уставом по образцу афонского. 15 авг. 1850 г. состоялось открытие Успенского скита, его настоятелем был назначен архим. Поликарп (Радкевич) , братия состояла из 7 чел. В 1868 г. в скиту было 9 монахов и 4 послушника, в 1876 г.- 12 монахов и 3 послушника, в 1894 г.- 20 монахов, 9 послушников и 21 чел. на испытании, в 1904 г.- 4 иеромонаха, 6 иеродиаконов, 11 монахов, 6 послушников, 19 чел. на испытании. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в скиту размещался госпиталь, сестрами милосердия служили насельницы Крестовоздвиженского жен. мон-ря. На монастырском кладбище похоронены мн. погибшие в сражениях офицеры и солдаты. Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г. Мозаика над св. источником. Фотография. 2002 г. К нач. XX в. в обители было 5 церквей: пещерный Успенский храм (построен ранее XV в.); пещерный храм ап. Марка (1859), высеченный в скале под помещениями б-ки и ризницы; храм св. равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой (1878); храм свт. Иннокентия Иркутского (1857); храм вмч. Георгия Победоносца (1875), при к-ром располагались братское и воинское кладбища. На территории скита находились дом настоятеля (1862), двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, 2 двухэтажных гостиничных корпуса. При архим. Поликарпе (1850-1853) и архим. Митрофане (1853-1854) построили кельи в скале и под скалой. В 1896 г. были устроены фонтаны. Все монастырские постройки располагались в 3 яруса. Нижний включал ворота, гостиницу, трапезную, 2 фонтана; средний, где начиналась лестница к пещерной церкви,- дом настоятеля, фонтан, 3 кельи и Иннокентьевскую ц.; верхний - 3 церкви, 13 пещерных келий и двухъярусную колокольню. К югу от скита находился фруктовый сад, близ него в 1867 г. была построена Гефсиманская часовня. В 1851 г. в ведение Б. м. решением Синода была передана домовая церковь Г. Хвицкого, находившаяся в 8 км от обители. Церковь была освящена во имя св. Анастасии. Рядом с Анастасиинской ц. стояла деревянная церковь, освященная в 1888 г. во имя мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови. В нач. XX в. при Анастасиинском храме возник скит, подчинявшийся Б. м. В обители особо почитались список с Бахчисарайской иконы Божией Матери, икона Спасителя с 84 частицами мощей, а также крест, присланный в день открытия скита в 1850 г. с Афона. В XIX- нач. XX в. Б. м. посетили все рус. императоры.

http://pravenc.ru/text/77718.html

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (1345 – 1377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. Пимен (Мясников) , а его игуменией в 1879 г. стала настоятельница Аносина Борисоглебского женского монастыря Рафаила (Ровинская). Вместе с ней в обитель было переведено неск. сестер. 19 окт. 1879 г. состоялось торжественное освящение нового собора при участии митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) и представителей городских властей. В 1880 г. в М. И. м. проживали 14 монахинь, в т. ч. 8 сестер из Аносиной обители. Мон-рь хоть и был городским, но подчинялся угрешскому архим. Пимену. В М. И. м. был введен строгий общежительный устав, прием сестер находился в ведении настоятельницы. Вклада для поступления не требовалось, но принимались добровольные пожертвования, к-рые, впрочем, не давали поступившим никаких преимуществ. Сестры получали кельи с отоплением и освещением, трапезу, одежду и обувь. Прием родных и знакомых разрешался только по воскресным дням и только в помещении общей трапезной. Выход за пределы М. И. м. зависел от разрешения настоятельницы. Сестры несли церковные послушания, работали в бело- и золотошвейной и иконописной мастерских. В М. И. м. действовала больница для монашествующих и послушниц московских мон-рей. В 1891 г. М. И. м. получил 107 дес. земли близ сел Старбеево Московского у. (ныне в черте г. Химки Московской обл.) и Гнилуши (ныне в черте г. Долгопрудного Московской обл.), где был основан хутор Чернецово, создано подсобное хозяйство и устроено кладбище для монахинь, на средства благотворителей построена деревянная ц. во имя прп. Сергия Радонежского (освящена 16 июля 1893), в 1895 г. открыта одноклассная церковноприходская школа для крестьянских девочек. Постриженицы М. И. м. стали игумениями мн. мон-рей Московской епархии: 1-я игум. мон. Рафаила впосл. стала настоятельницей кремлевского Вознесенского монастыря, ее преемница мон. Сергия (Смирнова) - настоятельницей московского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря , благочинная мон. София (Быкова) - настоятельницей Зосимовой Троице-Одигитриевой пуст., ризничая Анастасия (Астапова) - настоятельницей Князь-Владимирского жен.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Христофорова Пустынь. Часовня иконы Божией Матери " Одигитрия " . Часовня у источника Карта и ближайшие объекты Погост Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, в 30 верстах от уездного города, при ручье. В XVI—XVIII вв. здесь был мужской Богородицкий монастырь, основан преподобным Христофором Коряжемским. Рядом целебный источник, известный с XVI века, ему около 460 лет. В годы советской власти это место пришло в запустение. Сейчас идут восстановительные работы. С сайта Святой источник На месте святого родника воздвигнута часовня с купальней. На этом холме была построена первая Богоявленская церковь. После того как она сгорела, там установили деревянную часовню. В последний раз она была уничтожена в 1970 г.: в одну из ночей её распилили безбожники и сбросили с горы. Новая часовня в честь чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери была построена всем миром. 26 октября 1996 г. в её основание заложили первый камень, и менее чем за год, в 1997 г. её освятил владыка Тихон. http://ruskline.ru/monitoring_smi/ Родник, святой источник иконы Одигитрия Матери Божией урочище Христофорова Богородицкая пустынь С середины XVI в. здесь существовал Христофоропустынный Богородицкий приход. Существующий ныне памятник истории и культуры – Одигитриевская церковь, основанная в конце 18 века, входит в приход прп. Лонгина г. Коряжмы. В настоящее время ведутся реставрационные и строительные работы монастыря. На территории монастыря существует святой источник. По легенде, во время молебствования старца Христофора молния ударила в камень и из камня забил родник. Вскоре из родника объявилась икона Божией Матери Одигитрия. В это самое время тяжело заболела жена Ивана Грозного, Анастасия. Она была самой любимой из впоследствии многочисленных жен этого царя. С нею он прожил с 1547 по 1560 гг., вспоминая затем эти годы, как счастливейшие. К сожалению, она не отличалась крепким здоровьем и умерла в возрасте около тридцати лет. Впоследствии ее раннюю смерть царь объяснял «вражьим наветом и злых людей чародейством и отравами». Людская слава донесла весть о чудесном источнике, открывшемся на Севере, Анастасия поверила, что его целебная вода поможет ей поправиться. И вот тогда-то, по велению грозного царя Ивана, Христофор вынужден был лично явиться к царскому двору, чтобы доставить эту воду для царицы. Действительно, вода из источника помогла больной Анастасии. Выпив ее, она «получила облегчение от своей болезни». На радостях царь наградил по-царски, пожертвовал Христофору большую сумму денег на монастырское строительство. «Он был первым и наиболее щедрым благодетелем монастыря, наделив его имениями, угодьями и вотчинами».

http://sobory.ru/article/?object=22138

В 50-60-х гг. XX в. храмы реставрировались. В 1974 г. решением Моссовета постройки М. Р. м. были переданы МАРХИ для организации музея-заповедника древнерус. искусства и зодчества. Но здание древнего собора МАРХИ было передано лишь в кон. 80-х гг. XX в. В нем стали устраивать институтский музей. В 1989 г. Богородице-Рождественский собор был передан РПЦ, в нем состоялось 1-е богослужение. 19 июля 1993 г. по решению Синода М. Р. м. был возрожден как ставропигиальный. Первые монахини прибыли из Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В 1995 г. мон-рю переданы храмы свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Евгения Херсонесского. В 1996 г. утвержден план комплексной реставрации монастырского ансамбля. В сент. 2005 г. М. Р. м. был включен в число исторических памятных мест, где проходило празднование 625-летия Куликовской битвы. В 2006 г. памятники обители включены в проект «Большое Золотое кольцо России». В 2007 г. на месте разоренного некрополя состоялась закладка часовни во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Обители принадлежат подворье в с. Фёдоровском Волоколамского р-на Московской обл., часовня в Москве в Столешниковом пер. С 2009 г. при М. Р. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2010 г. открылась бесплатная жен. 3-летняя церковнопевч. школа. Настоятельницей М. Р. м. является игум. Викторина (Перминова), духовником сестер был назначен прот. Борис Николаев (1913-2005). К 2017 г. в мон-ре проживали ок. 20 насельниц. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1501–1505 гг., перестроен в 1547–1550 гг. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1501–1505 гг., перестроен в 1547–1550 гг. Фотография. Нач. XX в. Был построен в 1501-1505 гг., после пожара 1500 г. До пожара здесь стоял каменный храм, остатки белокаменной кладки к-рого сохранились в вост. части фундамента собора. Новый храм пострадал во время пожара 1547 г. и к 1550 г. был восстановлен; в юж. его апсиде был устроен увенчанный главкой придел свт. Николая Чудотворца. Его постройку предание связывает с женой царя Иоанна IV Васильевича Грозного царицей Анастасией Романовной , почувствовавшей 1-е движение младенца во чреве в дороге напротив мон-ря или около собора.

http://pravenc.ru/text/2564212.html

В посту, наиболее по субботам, предки молились за умерших. «Жены, говорит Кирик, наиболее кланяются до земли в субботу, говоря: кланяемся за упокой» 641 . В завещаниях пастырей и князей и в домостроях находим увещания о поминовении родителей. Грозный в завещании к детям пишет: «не забывайте нас родителей своих в литургиях, панихидах и милостынях, понеже нам и себе велику пользу приобрящете, здесь и в будущем веке» 642 . И памятником этой заботливости об умерших он оставил синодик в 2-х томах. Синодик послан в Кириллов монастырь, с приложением 2200 рублей, на вечное поминовение 3470 человек, убитых царем. Царь записывал их итогами: «помяни Господи 1505 убиенных новгородцев, их же имена сам веси», и проч. На помин души предки делали вклады в монастыри, строили и обогащали церкви. Вклады увеличивались во времена эпидемий, черной смерти, и в конце XV века, когда десятки тысяч людей обращались к Богу с покаянием. Опускаем из виду второстепенные качества народа, насажденные нравственно-аскетическою проповедью. Главное внимание следует теперь обратить на две добродетели, слабо внушенные древнею проповедью, целомудрие и честность, или правдивость в делах. Сознаемся, что рассмотренные нами добродетели выражают более внешность христианства, нежели дух его, а последние две – могли бы придать внешним подвигам внутреннюю силу. К сожалению, мы не находим достаточно фактов для оправдания наших предков с этой стороны, или в этом отношении. Весьма немногое можно сказать в похвалу их целомудрию и честности, хотя некоторые предполагают, что аскетизм внушал им эти свойства и обуздывал их страсти. Относительно целомудрия предкам вменяют в заслугу то обстоятельство, что они привыкали к святости брака, вследствие чего, с каждым веком, выводилось многоженство, и нарушение брака становилось реже. В истории XII века находим доказательство ревности народа к святости брака и целомудрия. Жители Галича 1174 года сожгли Анастасию (попадью), за предосудительное сожительство ее с князем Ярославом, а князя обязали присягою к законной брачной жизни. Подобный пример встречаем в XVII веке. Князь Шаховской просит разрешения у патр. Филарета в незаконном сожительстве с женою, и указывает на многих подобных ему людей, постригающих своих жен и вступающих во второй брак. «Но ты прехитрый врачу исцели мя, да не впасти мне, от уныния, в руце дияволи, понеже юн есьмы и не могу одолети плотского сладострастия» 643 . Относительно честности предков можно сказать, что она не имела прочного основания в самой обстановке жизни, и развитие этою начала предоставлено позднему, лучшему времени. За то предки имели некоторые доблести, отчасти восполнявшие недостаток совести, правды и честности в делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

19 мая во время Божественной литургии в Троицком соборе Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , на которой присутствовал имп. Николай II, она молилась в галерее собора. После окончания литургии игум. Досифея передала в дар царю икону. 20 мая утром она присутствовала в бывш. Костромском кремле на закладке монумента в честь 300-летия Дома Романовых. Во 2-й пол. дня, во время посещения Богоявленского Анастасиина жен. мон-ря имп. св. Александрой Феодоровной , игум. Досифея преподнесла ей подарок, изготовленный в обители. 29 мая 1913 г. М. Р. м. впервые посетили совершавшие поездку вниз по Волге на пароходе «Император Александр Благословенный» члены имп. фамилии: вел. кнг. Мария Павловна Старшая (1854-1920), вдова вел. кн. Владимира Александровича, президент Академии художеств, ее сын вел. кн. Борис Владимирович (1877-1943), вел. кнг. Мария Александровна (1853-1920), дочь имп. Александра II, и герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1863-1934). Вскоре после начала первой мировой войны, 25 авг. 1914 г., в мон-ре был открыт лазарет для раненых на 6 коек, содержавшийся за счет обители. Всего в 1914-1917 гг. в лазарете прошли лечение 87 раненых. 17 февр. 1915 г. духовенство 4-го округа по предложению благочинного Ширяева решило «в целях поднятия религиозного настроения среди местных жителей, желающих найти себе в настоящую тяжелую годину утешение в усердной молитве», провести большой крестный ход 26-28 мая 1915 г. из мон-ря до с. Шилекши (Костромские ЕВ. 1915. Отд. неофиц. 10. С. 183). Для участия в нем в Решму из Костромы прибыл епархиальный миссионер прот. Алексий Дьяконов. Утром 26 мая 1915 г. многолюдный крестный ход во главе с Ширяевым и Дьяконовым отправился из мон-ря. При пении монастырского хора его участники несли икону прп. Макария и Казанский образ Божией Матери. К ним присоединились крестные ходы из сел Пеньки, Зобнинское, Шилекша, Дебово и Берегово. Через 3 дня крестный ход завершился в мон-ре. 18-19 июня 1915 г. из М. Р. м. состоялся большой крестный ход в Казанский скит на р.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Для человека молодого, хотя бы даже инока, жизнь представляется бесконечно длинною – ему все кажется, что он успеет исправиться, одуматься, отрешиться от пустой, суетной жизни и «собрать себя», по выражению святых отцов: и его годы, и крепость сил – все обещает ему долголетие, отвлекая его от единого на потребу, то есть от «спасения души своей». Для вас, дорогие други, уже не может быть этого самообольщения! Вы уже приблизились к пределу жизни человеческой, и ваши немощи, и болезни, и согбенный стан, и седые волосы – все громче слов вещает вам: «Будьте готовы! Се час близок, когда голос грозного Судии призовет вас к окончательному ответу!..» О поверьте мне, что многие знатные и богатые люди, обуреваемые заботами житейскими, готовы вам позавидовать, вам, бедным и немощным! Возблагодарим же Господа Бога за Его милость и вознесем молитвы за нашего благостнейшего архипастыря, Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Владимира, усердием и мыслью которого воздвигнуто это прекрасное больничное здание и обновлен этот чудный храм. Вознесем также молитву за всех благоукрасивших его. Да возлюбит Господь возлюбивших благолепие Дома Своего. Аминь». Находящиеся в приюте престарелые монашествующие стояли у самого амвона и со слезами выслушали Поучение святителя. После литургии Преосвященный Трифон перешел из храма в больницу, обошел все комнаты, благословил всех больных, сказав им слово утешения. Затем в присутствии Его Преосвященства и настоятелей монастырей состоялось заседание, на котором был прочтен отчет о состоянии больницы-приюта за сентябрьскую треть 1902 года и избраны члены ревизионной комиссии и члены совета больницы-приюта. В два часа дня Преосвященный Трифон, посетив настоятеля в келиях его, отбыл в Богоявленский монастырь 8 . Нельзя не упомянуть также и о Марфо-Мариинской обители милосердия, начавшей свою деятельность 10 февраля 1909 года. В этой обители Владыка освящал больничный храм во имя святых жен Марфы и Марии, небесных покровительниц обители, 9 сентября 1909 года, и сослужил вместе с епископом Анастасием при освящении митрополитом Московским Владимиром соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы 8 апреля 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Ок. 1919 г. К. Н. м. был закрыт. К тому времени в нем насчитывалось 16 монашествующих и 14 послушников. По инициативе местных властей, сославшихся на инструкцию о чрезвычайном налоге, у настоятеля архим. Леонида отобрали даже личные вещи и награды из серебра и золота. Кельи были переданы местному населению под жилье, а монастырский Троицкий собор обращен в приходский храм. 8 апр. 1922 г. Коломенская комиссия по изъятию церковных ценностей в присутствии настоятеля Троицкой ц. игум. Варсонофия и неск. верующих конфисковала из храма 4 серебряных кадила, трехсвечник, помазок и елейницу, сосуд с прибором, 8 лампадок, дарохранительницу, крест и ризы общим весом 2 пуда 10 фунтов 24 золотника; с митры был снят жемчуг. В дек. 1927 г. Коломенский горсовет заключил договор с Троицкой Ново-Голутвинской общиной верующих (77 чел.) на аренду храма бывшей обители. В 1928 г. общиной руководил иером. Иоанн (Балагуров). Ок. 1930 г. Троицкий храм был закрыт, впосл. церковное здание сдавалось в аренду швейно-ремонтной артели. В Сергиевской ц. размещались мастерские «Мособлхудожфонда». В апр. 1934 г. городской финансовый отдел продал монастырскую колокольню Коломенскому патефонному заводу. При этом постройки обители входили в «Списки памятников архитектуры, подлежащих государственной охране в Московской области». 29 дек. 1988 г. решением Совета по делам религии при Совете министров СССР архитектурный комплекс К. Н. м. был возвращен РПЦ для устроения 1-й жен. общежительной обители в Московской епархии. 4 июля 1989 г. митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) мон. Ксения (Зайцева Ирина Юрьевна) была возведена в сан игумении. К сент. 2014 г. в обители проживали ок. 80 насельниц. 15 февр. 1989 г., в день празднования Сретения Господня, в монастырском Троицком храме было совершено первое богослужение. В 1999 г. была расписана трапезная часть храма, в 2003 г. выложены мозаикой полы, в 2004 г. установлен новый иконостас. В 1990 г. по благословению митр. Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена ц. во имя блж. Ксении Петербургской. Своды храма расписаны усилиями сестер, в 1999 г. установлен керамический иконостас. Ежедневно в храме блж. Ксении совершаются требы - молебны, панихиды. 14 окт. 1996 г. митр. Ювеналием при бывш. братском корпусе был освящен храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. В 2001 г. в обители была воздвигнута и 6 февр. 2002 г. еп. Видновским Тихоном (Недосекиным) освящена деревянная часовня во имя св. равноап. кн. Владимира и вмц. Анастасии Узорешительницы. Внутреннее убранство часовни (керамические лампады, мозаичная водосвятная чаша с крестом, вышитые иконы, резные киоты и наличники) выполнено сестрами мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1841784.html

После роспуска монашеской общины П. Т. м. богослужения в его храмах еще нек-рое время продолжались. В янв. 1930 г. был закрыт Троицкий собор, в апр. 1931 г.- ц. в честь Сошествия Св. Духа. Согласно воспоминаниям жителей Пензы, после разгона общины стало появляться знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе ц. в честь Сошествия Св. Духа по ночам возникало яркое светящееся пятно, на к-рое сбегались смотреть со всего города. По распоряжению городских властей его сначала закрасили черной краской, затем завесили мешковиной, однако это не помогло, и в 30-х гг. XX в. главу храма сломали. В 30-х гг. прошли аресты монахинь бывш. обители, всего до 1938 г. было арестовано 18 чел., из которых 5 были расстреляны (Евдокия (Кузнецова) - в 1937, Евдокия (Кабанова), Вера (Кузьмина), Анастасия (Пчелинцева) и Прасковья (Шакурова) - в 1938). На территории бывш. мон-ря размещались мастерские, общежитие, клуб, бывш. монастырские кельи и проч. постройки были приспособлены под жилье. В здании ц. в честь Сошествия Св. Духа размещалось кулинарное ПТУ, в Троицком соборе - реставрационный участок. К 80-м гг. XX в. оказались утраченными завершения храмов, нек-рые корпуса и все хозяйственные постройки, ограда с башнями, в 1977 г. была снесена колокольня. Решением исполкома Пензенского областного совета народных депутатов от 5 апр. 1978 г. Троицкий собор поставлен на охрану как памятник культуры регионального значения. Помимо обезображенных храмов сохранились 6 двухэтажных корпусов: 5 каменных - настоятельский, училищный, 3 корпуса келий (40х гг. XIX в., 1875, 1908), каменно-деревянный (1886), а также одноэтажный деревянный флигель (2я пол. XIX в.). 1992-2019 гг. Постановлением главы администрации г. Пензы Ф. Ф. Дубинчука от 12 нояб. 1992 г. монастырский комплекс был возвращен РПЦ. 25 марта 1993 г. по благословению архиеп. Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова) вновь открылся жен. мон-рь. 13 мая 1993 г. его возглавила настоятельница Сканова во имя Святой Троицы женского монастыря игум. Митрофания (в миру Валентина Егоровна Перетягина), переехавшая в Пензу вместе с 18 сестрами. С 1993 г. в П. Т. м. служит духовник обители - митрофорный протоиерей (с 2005) Владимир Спицын. 6 янв. 1994 г. состоялось 1-е богослужение в храме в честь Сошествия Св. Духа, с янв. 1995 г. богослужения совершались регулярно. В 1996 г. восстановлен купол церкви, в 1999 г.- монастырская ограда. 3 окт. 1999 г. П. Т. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и подарил мон-рю напрестольный крест. 8 нояб. 1999 г. архиеп. Серафим (Тихонов) освятил левый придел храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», 6 нояб. 2001 г. еп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин ; впосл. архиепископ) - главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, 17 дек. 2006 г. - правый придел во имя свт. Николая Чудотворца. На протяжении 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. проходил успешно завершившийся процесс расселения жителей из зданий на монастырской территории.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010