Глава Албанской Церкви призвал к проведению Всеправославного Собора для решения ситуации на Украине 23 ноября, 2018. Новостная служба «Вместо единства православных на Украине проступает опасность раскола единства мирового православия», — заявил глава Албанской церкви 23 ноября. ПРАВМИР. Глава Албанской Церкви Архиепископ Анастасий призвал к проведению Всеправославного Собора для решения ситуации на Украине. Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий опасается, что реализация проекта украинской автокефалии приведет к расколу мирового православия. Об этом говорится в послании Предстоятеля Албанской Церкви, направленном Патриарху Кириллу, сообщает Отдел внешних церковных связей РПЦ. В письме Архиепископ Анастасий назвал эту затею «хождением по минному полю». «Оно напоминает опасное предприятие с непредвиденными побочными действиями. Противоборствующие группировки сохранят свою индивидуальность и сплоченность, как это неоднократно случалось в разных поместных Церквах. В итоге вместо единства православных на Украине проступает опасность раскола единства мирового православия», — заявил глава Албанской церкви. Архиепископ Анастасий пообещал сделать «все возможное, чтобы предотвратить раскол в мировом православии». Он считает необходимым провести собрание глав Православных церквей и начать планировать новый Великий Собор, «как бы это ни казалось невозможным». «Мы отдаем себе отчет в том, что некоторые сочтут эти предложения нереальными и в итоге неосуществимыми. И, тем не менее, я убежден, что никто не может быть реалистом, если не верит в чудо, и что невозможное человекам возможно Богу», — заявил предстоятель Албанской церкви. Ранее с призывом к собранию Поместных Православных Церквей для совместного решения украинского церковного вопроса выступил Архиерейский Собор Польской Православной Церкви. Константинопольский Патриархат собирается в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви на Украине. Фанар объявил о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского Патриархата и снял анафему с глав двух неканонических церквей на Украине. РПЦ и УПЦ приняли решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом.

http://pravmir.ru/glava-albanskoy-tserkv...

Подвиг Патриарха Ермогена соединяет исповедничество Филиппа с национальным служением Петра, Алексия, Ионы. Святитель Гермоген был замучен, как исповедник, польско-русской властью, оккупировавшей Москву, но содержанием его исповедничества было не слово правды, как у Филиппа, а стояние за национальную свободу России, с которой была связана и чистота Православия. В новейшее время святительский подвиг исповедничества продолжили архиереи – новомученики и исповедники Российские , во главе сонма которых стоит св. Патриарх Тихон . Приложение к теме 5 1. Святитель Нектарий Эгинский (память 22/9 ноября, 1846–1920) Святитель Нектарий Эгинский , один из самых почитаемых в Греции святых нашего времени, родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии. При крещении мальчик получил имя Анастасий. Он мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был остаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город. Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна, следовавшего в Константинополь, взять его с собой... В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте – духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату невозможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к Самому Господу. Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса». По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, и, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь он смог продолжить свое образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Место, где покоились их мощи, принадлежало некоему знатному роду, затем перешло во владение одному из наследников, комиту Анастасию. Вскоре по ложному доносу противников он лишился чина. Чтобы восстановить справедливость, Анастасий поехал в К-поль просить заступничества у правившей в то время имп. Ирины (797-802). В столице стало известно, что ему может посодействовать митрополит Халкидонский, и Анастасий отправился в Халкидон. Однако митрополит ответил отказом. В отчаянии чиновник дошел до некоего храма. В разговоре с одним из клириков Анастасий узнал, что этот храм посвящен Е. В., и с радостью сообщил, что получил в наследство св. место, где покоятся ее мощи. Клирик передал эту удивительную новость митрополиту, а тот в свою очередь - патриарху К-польскому Тарасию. Когда весть об обретении мощей достигла имп. Ирины и ее сына имп. Константина VI, они тут же велели снарядить корабль на Лемнос, а Анастасий был официально восстановлен в чине комита. Однако местные жители не хотели отдавать святыню имп. посланникам. Только благодаря вмешательству епископа, к-рому пришлось заступаться также и за Анастасия, т. к. жители считали его предателем, удалось вывезти с острова мощи Е. В. Когда святыня прибыла в К-поль, в ее честь был устроен праздник. В наст. время мощи Е. В. хранятся в патриаршем кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца (1720) К-польского Патриархата (Стамбул) ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 176). Е. Ю. Иванова Произведения, посвященные Е. В. Сохранились тексты Константина, еп. Тионского (VIII в.) (BHG, N 621), «Чудо, обретение и перенесение мощей» Макария Макриса († 1431) (или Мануила Палеолога (BHG, N 622)), Похвала Феодора Веста (BHG, 624), Анонимная похвала (BHG, 624a), Анонимное чудо (BHG, N 624m) и «Сказание о Маврикии, императоре» Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 624n). Почти все эти тексты переведены на лат. (BHL, N 2708-2716), арм. (BHO, N 286) и сир. (BHO, N 287) языки. Основным вопросом для исследователей текстов, посвященных Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Четвертую группу образуют церковные архивы, прежде всего Синодальный архив Русской Православной Церкви Заграницей в г. Нью-Йорке (CA). Из состава его документов могут быть использованы материалы нескольких десятков дел: переписка председателя Архиерейского Синода митрополита Анастасия (Грибановского) и Берлинского епископа Серафима (Ляде) 1938–1939 гг. (Д. 24/42), заявления православного духовенства, желающего выехать в Россию и письма об отправке церковной литературы и утвари на территорию СССР 1941–1942 гг. (Д. 17/41), документы окормлявшего казачьи части в 1943–1944 гг. обновленческого архиепископа Николая Автономова (Д. 49/44), переписка митрополита Анастасия с различными гражданскими и церковными инстанциями в период оккупации Югославии 1941–1944 гг. (Д. 15/41), документы русских общин в Венгрии 1941–1942 гг. (Д. 18/41), материалы русских приходов в Италии (Д. 18/46), дела с протоколами заседаний Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей за 28 ноября 1940 – 18 сентября 1946 гг. и протоколами Архиерейских Соборов 1921–1949 гг., личные дела митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископа Аверкия (Таушева), епископа Георгия (Граббе) и т. д. Большой интерес, в частности, представляют три письма митрополита Анастасия и Архиерейского Синода германским ведомствам с проектами организации Высшей церковной власти в России.  На севере штата Нью-Йорк, в небольшом городке Джорданвилле, находится Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь для изучения темы интерес представляют личные фонды генерала П.Н. Краснова, церковного писателя В.А. Маевского (собравшего большое количество документов русских обителей на Святой горе Афон), историков В.И. Алексеева, протопресвитера Михаила Польского, журналиста В.К. Абданк-Коссовского, содержащие материалы по истории русской церковной эмиграции в годы Второй мировой войны, а также фонд Русский фашизм. Эти материалы дополняет Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей в г. Мюнхене (АГЕ). Здесь хранится дело «Разная переписка. Военные годы» с документами начальника канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ до начала 1930-х гг. Е.И. Махараблидзе, книга постановлений 1934–1948 гг. Духовного собора русского монастыря преподобного Иова Почаевского, который почти до конца войны находился в Словакии и вел большую издательско-миссионерскую работу. В архиве также имеются три дела по истории мюнхенской православной общины 1929–1945 гг., книга постановлений 1934–1948 гг. Духовного Собора русского монастыря преп. Иова, который почти до конца войны находился в Словакии и вел большую издательско-миссионерскую работу. Следует отметить и дело «Указы Архиерейского Синода РПЦЗ. Распоряжения Патриархии. 1923–1951», в котором собраны предвоенные письма, циркуляры Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 1940–1941 гг., а также различные материалы по истории Православной Церкви в оккупированной нацистами Белоруссии.

http://bogoslov.ru/article/2564245

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI патриарх К-польский (кон. 711 (нач. 712) - июль 715). До Патриаршества был диаконом и хартофилаксом в ведомстве Великой ц. в К-поле. В дек. 711 г. Собором епископов в К-поле под давлением имп. Филиппика Вардана был низложен К-польский патриарх Кир (конкретные обвинения в его адрес неизвестны) и возведен на Патриарший престол И., человек, зависимый от императора, который пытался реставрировать монофелитство в Византии. К-польский Собор осудил постановления VI Вселенского Собора (680-681) и восстановил монофелитство. Документы К-польского Собора были получены в Риме, но папа Константин I отверг постановления и признал интронизацию И. незаконной, о чем можно судить из жизнеописания преемника Константина I - папы Григория II (715-731) в «Liber Pontificalis» . Отношение И. к монофелитству в период правления имп. Филиппика (до июня 713) остается неясным. В позднейшем апологетическом послании к папе Константину (713) И. доказывал, что никогда не принадлежал к еретикам-монофелитам, но только уступал давлению императора-тирана. Возможно, И. медлил нек-рое время с отправкой окружного послания в Рим, поскольку имп. Филиппик не разрешал писать в Рим по поводу проблем, связанных с вероисповеданием. И. не хотел компрометировать себя промонофелитскими выступлениями и пытался дистанцироваться от политики имп. Филиппика. 3 июня 713 г. в результате мятежа армии имп. Филиппик Вардан был свергнут. Уже на следующий день И. короновал нового императора - патрикия Артемия (Филартемия), к-рый принял тронное имя Анастасий II . Возможно, И. участвовал в заговоре против Филиппика. Анастасий II аннулировал распоряжения Филиппика о монофелитстве и поспешил издать сакру о восстановлении вероучения VI Вселенского Собора; И. и клир К-польской Церкви с одобрением встретили это решение. Во 2-й пол. 713 г., вскоре после переворота, И. направил папе Константину I синодику и апологетическое послание, в к-ром писал, что поддерживал монофелитов в угоду императору.

http://pravenc.ru/text/469588.html

На стр. 122 большого и ценнейшего труда «Русская Православная Церковь в Северной Америке» (Историческая справка. Джорданвилль 1955 года, 224 страницы) есть такия строчки: «Но постепенно стала проявлятъся «работа» сил разрушения. Определенная группа вела компанию против митрополита Анастасия. Важность разрыва с «Карловцами» всячески старался доказать архимандрит Иоанн (Шаховской) , присутствовавший на Соборе в качестве «гостя», в то время, как явствует из той же «Исторической Справки», ни митрополит Феофил, ни архиепископ Леонтий (впоследствии митрополит) «до самого начала Кливландского Собора не хотели прерывать связи с Архиерейским Синодом и не без тяжелой борьбы уступили потом просоветской стихии Собора» (о.  М. Польский ). В большой статье «Церковная и Личная Политика» (церковный журнал «Православная Русь» за 1956 год), протопресвитер о.  Михаил Польский , говоря о «разрушительной» роли архимандрита Шаховского на Кливландском Соборе, достаточно обоснованно отметает всю ничтожность «доводов» архимандрита за разрыв митрополии с Синодом: «Взяв на себя эту миссию, еп.  Иоанн (Шаховской) продолжает ее до сего дня. В мартовском номере «Рус.-Ам. Правосл. Вест.»... он вспоминает монархическое выступление первого Церковного Собора в Карловцах в 1921 г... неясно намекает на «всю германскую тяжелую эпопею и церковную политику Русского Зарубежного Синода там, но... нашел все же нужным заявить «к чести Владыки Митрополита Анастасия», что он отделял себя от всяких течений, чуждых духу Церкви и что он, конечно, не был «гитлеровцем " »... «Еп. Иоанн делает вывод, что-де «справедливо русская просвещенная и верующая интеллигенция Парижа…. от таких явлений и нецерковных влияний отмежевалась» и питает «недоверие к церковному центру», бывшему в Сремских Карловцах. «Не очевидно ли нам теперь», констатирует о. Михаил, «что на таковое отмежевание эту интеллигенцию толкала своя, другая политика?... Неужели просоветская политика Кливландского Собора 1946 года, в которой участвовал еп. Иоанн, была более церковной, чем монархическая политика I-ro Зарубежного Собора 1921 года?... И если речь шла о личной «политике митрополитов Антония и Анастасия, то позволено говорить и о личной «политике» еп. Иоанна, которая навряд-ли достойна этого серьезного названия, потому что она руководится принципом – быть на той стороне, которая в данный момент имеет успехи...».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В Варшаве была создана независимая от Москвы автокефальная Церковь во главе с митрополитом Дионисием. Архиепископ Виленский Елевферий не признал отделения Польской Православной Церкви от Москвы и был выслан Польскими властями из Вильно за границу в ковенскую Литву. Небольшая группа единомышленников, к которой принадлежали священник Левицкий, польский сенатор от белорусской фракции В.В. Богданович, а позже о. Лука Голод, остались верными Москве и не признали автокефалии Православной Церкви в Польше. О. Лука Голод и В.В. Богданович от (из-за. – Ред.) этого были отлучены от Церкви. Они оборудовали свою церковь на частной квартире на Зверинце в городе Вильне. Когда в 1926 году Анастасия Дементьевна вернулась из Иерусалима домой, она примкнула к патриаршей церкви Богдановича, так ее тогда называли. Она пригласила в Михново священника Голода и еще несколько единомышленников обоего пола. Она хотела организовать общину, которая бы сама себя обслуживала. Когда Анастасия Дементьевна разделила имение Михново между своими тремя дочерьми, она оставила при церкви участок земли. Этот участок и стал обрабатывать священник Голод со своими помощниками. Он надевал рабочую одежду, сам пахал, косил и т.д. Затем стал служить в михновской церкви. Находящийся уже в Михнове о. Понтий, сестры Корецкие и другие подчинились существующему порядку, т.е. признали автокефалию, как и все остальные польские граждане православного вероисповедания. Отец Понтий служил вначале в часовне-усыпальнице внизу под церковью, а затем в домике в саду, где теперь проживают сестры Ярошук Вера и Анюта. Священнику Голоду и его помощникам скоро надоел тяжелый физический труд по ведению сельскохозяйственных работ, и они уехали от Анастасии Дементьевны. Надо отметить, что дочери Анастасии Дементьевны всегда относились к ней с любовью, смиренно подчинялись ее решениям и не переставали заботиться о ней. После отъезда священника Голода земельный участок Анастасии Дементьевны, как и раньше, стала обрабатывать Анастасия Николаевна и всегда приносила своей матери вырученные с него деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Яннулатос [греч. Γιαννουλτος]; род. 4.11.1929, Пирей, Греция), Архиепископ Тиранский и всей Албании, д-р богословия и философии, чл.-кор. Афинской академии, заслуженный проф. Афинского ун-та. В Афинах закончил гимназию и богословский фак-т Афинского ун-та (1947-1952). В 1960 г. рукоположен во диакона, в 1964 г.- во иерея (с возведением в сан архимандрита). В 1965-1969 гг., будучи аспирантом, изучал религиеведение, этнологию и миссионерство в Гамбургском и Марбургском ун-тах ФРГ. Защитил дис. «Духи Мбандуа и пределы их культа. Исследование аспектов африканской религии» (1970), получившую высокую оценку на богословском фак-те Афинского ун-та. Одновременно преподавал новогреч. язык и лит-ру на философском фак-те Марбургского ун-та (1966-1969), духовно окормлял проживавших там греч. студентов и рабочих. Был также вице-президентом международной правосл. молодежной орг-ции «Синдесмос» (1964-1967). В 1969-1971 гг. секретарь Комиссии по связям с правосл. Поместными Церквами ВСЦ (Женева). 19 нояб. 1972 г. хиротонисан во епископа Андрусского Элладской Православной Церкви. Епископское служение соединял с преподавательской деятельностью и др. обязанностями: являлся директором новоучрежденного Учебного миссионерского центра в Афинском ун-те (1971-1975); состоял профессором истории религий на богословском фак-те (1972-1976, с 1976 ведущий профессор истории религий), затем деканом богословского фак-та (1983-1986); генеральным директором об-ва «Апостолики Диакония» Элладской Церкви (1972-1992) и Межправославного Афинского центра (1971-1976); членом Рабочей группы по диалогу с людьми различных вер и идеологий ВСЦ (1975-1983); председателем Комиссии по всемирной миссии и евангелизации ВСЦ (1984-1991). В 1981 г. А. назначен викарием митрополита Иринуполийского в Вост. Африке, где широко развил миссионерскую деятельность. В нач. 1991 г., после прекращения в Албании открытых гонений на Церковь со стороны гос-ва, Свящ. Синод К-польского Патриархата назначил А. Патриаршим экзархом в Албанию. Это назначение объяснялось чрезвычайными обстоятельствами: все албан. епископы, как и большинство священников, погибли во время преследований в 60-80-х гг. ХХ в. В сер. июля 1991 г. албан. правительство дало разрешение А. на въезд в страну. 24 июня 1992 г. Свящ. Синод К-польского Патриархата единодушно избрал А. Архиепископом всей Албании. 2 авг. 1992 г. состоялась интронизация нового Предстоятеля Албанской Православной Церкви в кафедральном Благовещенском соборе Тираны.

http://pravenc.ru/text/Анастасий ...

А. Б. был противником Патриарха Фотия . В 869 г. в качестве посла папы и имп. Людовика II отправился в К-поль, по всей видимости, с целью заключить союз между Зап. и Вост. империями с помощью брака между представителями правящих династий (дочерью Людовика II и сыном имп. Василия I Македонянина ), но успеха не достиг. Во время своего пребывания в К-поле А. Б. участвовал в работе К-польского Собора 869-870 гг ., переводя папским легатам решения Собора, записанные на греч. языке, оспорил умолчание в них формул, подтверждающих имп. достоинство Людовика II. После восшествия на папский престол Иоанна VIII (872) А. Б. занимался только лит. деятельностью: перевел на лат. язык Деяния Всел. VII Собора и К-польского Собора 869-870 гг., хроники свт. Никифора , Патриарха К-польского, Георгия Синкелла и св. Феофана Исповедника (Chronographia Tripartita). Эти переводы имеют большое значение для изучения истории Византии и Церкви на Востоке, поскольку А. Б. работал с ними спустя неск. десятилетий после их написания, привлекая ранние несохранившиеся греч. рукописи. Соч.: Epistolae sive Praefationes/Ed. E. Perels, G. Laehr//MGH. Epp. T. 7. P. 395-442; Epistola Ludovici imperatoris ad Basilium imperatorem//MGH. SS. T. 3. P. 521-527; LP. T. 1. P. 35; T. 2. P. 3. Пер. с греч. на лат.: Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. Lpz., 1885. Т. 2; Interpretatio Synodi VII Generalis//PL. 129. Col. 196-512; Interpretatio Synodi VIII Generalis//Ibid. Col. 9-196; Collectanea ad controversiam et historiam monothelitarum spectantia//Ibid. Col. 553-704; Passio S. Cyri et Ioanni a Sophronio Ierosolymitano postea episcopo scripta//Ibid. Col. 705-712; Vita S. Ioanni Eleemosynarii//PL. 129. Col. 713-715; Passio S. Demetrii Martyris//Ibid. Col. 715-726; Translatio sermonis S. Theodori Studitae de S. Bartolomeo apostolo//Ibid. Col. 729-736; Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia: Una cum Latina interpretatione Anastasii Bibliothecarii iuxta posita/Ed. A. B. Neil. Turnholti, 1999. Лит.: Lap ô tre A.

http://pravenc.ru/text/114882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРМИЗД [лат. Hormisdas] († 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II , в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. 2. N 109). В авг. 515 г. Г. направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Вост. Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Г. подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями др. Собора или имп. декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, Г. и рим. сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к к.-л. результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

http://pravenc.ru/text/166221.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010