И если бы не Их святая Помощь, то мы давно бы уже пали и не вынесли тяготы жизни этого времени, только с минуты на минуту ждали возвращения дорогих старших и имели надежду, что с их возвращением воскреснет наша жизнь и воскреснут наши скорбные души, и тогда радостно забьются наши изболевшие сердца» 216 . В 1944 году Тургельский район, к которому относилась местность, где располагалась община, заняла Армия Крайова. Польские партизаны заняли имение, выселив из дома сестер. Община серьезно стала опасаться за свое существование и за жизнь насельников. По воспоминаниям сестер, из соседних деревень стали приходить люди, желавшие посмотреть, как их будут расстреливать. Однако репрессий не было. В июне немцы стали отступать, и в область опять пришла советская армия. В Михнове 10 дней располагался штаб Красной Армии. Несколько братьев забрали в войска. Это был сильный удар для общины, которая в разгар полевых работ лишилась рабочей силы. Пришлось нанимать людей и платить им зерном. В октябре имение опять заняли солдаты Красной Армии, которые жили около трех месяцев. Больших притеснений не было, однако сестер частенько изматывали расспросами об их жизни, остававшейся непонятной для неверующих солдат. 18 августа 1945 года, в день Ангела отца Понтия, община получила первое письмо от Анастасии Николаевны и Варвары Николаевны. Завязалась переписка, однако долгожданная встреча последовала лишь спустя год. За это время от болезней умерло несколько братьев и сестер. Среди насельников общины были опасения новых арестов, так как НКВД часто вел допросы членов общины. Следователь среди прочего спрашивал сестер: «Кто был Рупышев и почему Вячеслава Платоновича и Марию Николаевну не вывезли в 41 году?» 217 Возвращение старших стало большим облегчением для измученных войной михновцев. Первым делом по возвращении старшие сестры посетили могилку отца Понтия. По случаю их приезда отец Константин служил молебен в домовой церкви. «Сколько радостных слез было вылито во время молебна! Да, дождались мы радости, но наших милых и дорогих приехавших не радость ожидала и не отдых, а скорби и труды, скорби из-за нас и труды с нами. Получив радость возвращения дорогих старших, казалось, что уже будем жить не в таких скорбях; но грех и диавол не спит, все на свое манит, потянулись другие скорби и испытания как внутренние, так и внешние со стороны власти. Носятся слухи, что нас раскулачат, все заберут, загребут, старших увезут, молодых возьмут в колхоз, старых в богадельную. Такие и им подобные слухи шли одни за другими, так что если бы не надежда на помощь и хранение Божие, то можно было бы прийти в отчаяние; да, тут только может одна сила Божия сохранить и покрыть от всего зла, так как от людей ждать помощи невозможно» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Рационалистическое, христологическое и антитринитарное движение в Восточной Европе объединило «правду рабов» Феодосия Косого и Фауста Социна, коммунистический опыт Моравских братьев (анабаптистов)  и последующую практику создания «городов Солнца» с обобществлением имущества, конфессиональным, сословным и национальным .равенством Литовскими и Польскими братьями. Воздействие учения Косого и его сподвижников о «духовном разуме», обладание которым позволяет человеку воздвигнуть на земле Царство Правды, основанное на общности имущества, эгалитарном и коммунистическом утопизме, было высоко оценено их врагами. Как писал униатский полемист Анастасий Селява: «Когда уже однажды брошены были семена лжеучения (с Запада. — А. Б.), черт принес московских чернецов, которые подлили того же яда… сам черт научил их еретичеству, за которое они были посажены в Москве и, пришедши в края наши… большое число… совратили. С этого ядовитого источника и пошел заразный поток». Между тем в начале нового столетия за пророчеством Кампанеллы последовал поэтический отчет из России выдающегося немецкого лирика Пауля Флеминга. Пасторально воспевая труд и нравы русских крестьян–общинников, Флеминг вспоминал мифический Золотой век, когда «не было ни твоего, ни моего, не было преимуществ одного перед другим, не было обмана». Поэма эта издавалась в последующие десятилетия многократно, в том числе в переводе на английский, голландский, французский и итальянский языки  . Во второй половине кровавого XVII в. Россия выигрывала в глазах Запада уже не только в сравнении с Европой, но и с обетованным Новом Светом. «Мир сам себя хоронит и с собственным гробом идет к своей могиле», — писал эмигрировавший в Амстердам бюргер из Бреслау Квирин Кульман, описывая бедствия в «дорогой Германии», Голландии, Франции, Англии, Шотландии, Испании и Польше. «Неужто пурпур Америки, — восклицал в отчаянии проповедник объединения человечества в одно царство на основах общности имуществ, свободы и равенства, — останется чистым от кровавых пятен, которыми Европа обагрила свою царственную одежду? О нет! Жестокость забывших Христа христиан из Старого Света переходит в Новый, чтобы иметь более простора для своей отвратительной кровожадности».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Наконец, наиболее существенным затруднением для сравнительного изучения летописных памятников русского и западнославянского легендарного творчества послужила и утрата летописей западного славянства, более древних, чем Повесть временных лет. Отсутствие таких хроник в мораво-паннонской, польской и чешской письменности привело к выводу, что начальная часть летописания «Печерского инока», как труда древнейшего, не могла быть в какой-либо зависимости от западнославянской хронографии, которая, в свою очередь, не была знакома с нашими летописями. 66 Однако, изучая литературную историю легендарных преданий (а не их историческую достоверность), мы не вправе идти по пути тех исследователей, которые руководятся умозаключением: если не существует письменного документа, то, следовательно, его не существовало. Оно менее всего применимо к той области творчества, в которой уцелевшая поздняя запись ничуть не обозначает времени происхождения той или иной легенды и в которой идея, положенная в основу предания, отражает умозрение эпохи и среды, его сочинивших. Не существует достаточных оснований предполагать, что падение Великоморавской державы застигло местную письменность в период ее зачаточного состояния и что она не имела своего непосредственного продолжения в соседних странах (см. выше стр. 15). К трудам Кирилло-Мефодиевской школы принадлежали не только переводы, но и оригинальные произведения, положившие начало последующей славянской литературе, как учительной, так и агиографической. Отсюда же должны были выйти и первые опыты славянского летописания, интерес к которому заметен уже на первых порах моравской письменности. Как видно из письма Анастасия библиотекаря к Гавдерику и из Паннонской легенды о Константине Философе, он был начитан в исторических трудах средневековья. В Корсуне он читал местным жителям «что передавалось во множестве книг о мучении, чудесах и сочиненияхблаженного Климента» (И. В. Ягич. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, СПб. 1893, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Schol. Hist. eccl. III 4), отменявший решения этого Собора, и возвратил в Александрию Тимофея Элура. Эти действия вызвали возмущение клира и жителей К-поля во главе с Патриархом Акакием ; и хотя Василиск поспешил отменить свой закон, издав «Антиэнкиклион» (Ibid. III 7), открытое недовольство горожан стоило узурпатору короны. Имп. Зинон, к-рого пытался отстранить Василиск, вернул себе престол и отменил все меры в пользу монофизитов: на Александрийскую и Антиохийскую кафедры были поставлены правосл. епископы. Но в 482 г. с его стороны была предпринята попытка объединить сторонников и противников Халкидонского Собора на основании догматических формул, к-рые допускали широкое толкование. С этой целью был обнародован «Энотикон», составленный, вероятно, Акакием К-польским и от имени императора адресованный Египетской Церкви (текст: Ibid. III 14). На деле этот документ, формально не отрицавший Халкидонского Собора, не оправдал надежд. Он оказался неприемлем для большей части монофизитов и вызвал протест приверженцев Халкидонского Собора, став причиной церковного раскола между Римом и К-полем - т. н. Акакианской схизмы , продолжавшейся до 519 г. В правление имп. Анастасия I (491-518) политика примирения религ. партий на основе «Энотикона» продолжилась в полной мере. Однако православные как на Востоке, так и на Западе протестовали против вмешательства светской власти в дела Церкви. В 493 г. папа Геласий I в письме к Анастасию, подчеркивая противозаконность этого, сформулировал теорию о двух силах: «Две силы, августейший император, по преимуществу управляют этим миром, это - священный авторитет архиереев и царская власть, и между ними тем важнее значение священников, что они и за самих царей должны дать ответ Господу на суде Его… В делах веры ты должен подчиняться их законным распоряжениям, а не начальствовать над ними; не их покорять твоей воле, а сам руководиться их суждением» ( Gelasii I Ep. 12. 2//Epistulae Romanorum Pontificum/Ed. A. Thiel. Braunsberg, 1867; рус. пер.: Болотов.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Эти беглецы собирались в вольные бродячие дружины, ютились по берегам больших рек Волги и Дона и уходили далее в привольные, южные русские степи, на рубеж. Они-то и положили начало русскому казачеству. Само слово «казак» значит вольный человек. Эти вольные люди охотно принимали в свои дружины беглых преступников, татей и воров. Многие из казацких обществ селились по рубежу, образовывая станицы, и несли службу государеву, отражая нападение ногайцев и татар, которыми кишели южные степи. Другие жили разбоем и грабежом по широкой Волге и синему Дону, да по Каме-реке. Эти последние никому не давали спуску. Грабили купцов с товарами, русских и чужеземных, плавающих на судах по широким рекам. Ни князья, ни бояре, ни даже послы иноземные не имели от них пощады. Стаей диких коршунов нападали они на корабли и караваны, грабили их, безжалостно убивали купцов и путешественников, а добычу волокли в свой казацкий «круг» и здесь главный атаман-батька делил поровну всю награбленную добычу между своими удалыми дружинниками. Славный покоритель Казани и Астрахани, счастливый завоеватель Ливонских земель, грозный соперник короля польского Сигизмунда-Августа и шведского Густава-Вазы, — царь Иоан Васильевич, после смерти любимой жены своей, царицы Анастасии и сына-первенца Дмитрия, заподозрил в их смерти своих давнишних врагов — бояр. Былая детская ненависть к своим бывшим воспитателям и притеснителям, управлявшим государством за его малолетством, вспыхнула теперь с новой силой в царе. Все припомнил боярам злопамятный Иоан: и как потакали его дурным наклонностям бояре, и как отдаляли ближних людей от него, и как всячески проявляли над ним свою тяжелую власть. А тут еще при жизни царицы и царевича довелось жестоко заболеть царю и те же бояре, не желая присягать его преемнику, малютке Дмитрию, задумали присягнуть князю Владимиру Андреевичу Старицкому, двоюродному брату царя. Все помнил Иоан, ничего не забыл. И теперь решил жестоко отомстить всем ненавистным ему боярам. Он начал с того, что отдалил от себя Адашева и священника Сильвестра, своих прежних любимцев, советами которых пользовался долгие годы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

в Москве, в 1610 г.; но когда именно, умерла – полагают, в младенчестве – неизвестно. – Тело её погребено в московском Вознесенском монастыре, что в Кремле. – Примечание. Царевну эту многие писатели смешивают с её старшей сестрой Анной. 359), другие именуют ее Марией . 280. Анастасия Владимирковна 280. Анастасия Владимирковна (Владимировна), дочь Владимирка Володаровича (Владимира Владимировича), князя галичского 51), от брака, по Татищеву, с княжной венгерской, неизвестного имени. – Летописные сказания русские, в этом случае, почти согласные с польскими, повествуют о ней, что она выдана отцом за Болеслава IV Кудрявого, князя (короля) польского, в 1150–1151 гг., и, родив сына Болеслава, в 1155–1156 гг., да другого сына Лешка, князя мазовецкого, в 1157–1158 гг., ум. в 1158 –1159 гг. – Тело её погребено в соборной церкви города Кракова. 281. Анастасия Владимировна 281. Анастасия Владимировна, первая жена Василия Михайловича, князя кашинского 478), третьего из трех князей, носивших те же оба имени и название, дочь Владимира Ольгердовича, князя киевского, следственно, по отцу, внука Гедимина, вел. кн. литовского. – Выдана замуж в 1384 г, и, ум. в 1396 г. – Тело её погребено в тверском Спасо-преображенском соборе. 282. Анастасия Дмитриевна 282. Анастасия Дмитриевна, третья изь четырех дочерей Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71), от брака с св. Евдокией Дмитиевной, в иночестве Евфросинией, великой княжной суздальской 78), вторая жена Ивана Всеволодовича Хомского, князя тверского 824). – Выдана замуж 23 сентября, и отправилась в Торжок, куда князь Иван Холмский был назначен наместником великого князя московского, в 1397 г.; по смерти Михаила Александровича, великого князя тверского 137), прибыла, с мужем, в Тверь, и поселилась в Кашине, уделе князя Ивана Холмского, в 1400 г,; при новых раздорах князей тверских, сопровождала мужа в Тверь; осенью 1401 г., и здесь овдовела, бездетной, 27 марта 1402 г. – Других сведений о ней нет. 283. Анастасия Дмитриевна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

История самозванок В ночь на 17 июля 1918 года Анастасия Николаевна дольше других, обреченных на смерть, оставалась жива. Отчасти это объяснялось тем, что в ее платье императрица зашила драгоценности, но только отчасти. Факт заключается в том, что ее добивали штыками и выстрелами в голову. Палачи в своем кругу рассказывали, что после первых залпов Анастасия Николаевна была жива. Это сыграло свою роль в распространении мифов о том, что младшая дочь Николая II he погибла, а была спасена красноармейцами и в дальнейшем сумела выехать за границу. В итоге история спасения Анастасии на долгие годы стала предметом разного рода манипуляций как искренне заблуждавшихся наивных людей, так и проходимцев. Сколько их было, выдававших себя за великую княжну Анастасию Николаевну! Распространялись слухи об Анастасии Африканской, Анастасии Болгарской, Анастасии Волгоградской. Но наибольшую известность получила история Анны Андерсон, проживавшей в семье родственников убитого вместе с царской семьей доктора Е.С.Боткина. Долгое время эти люди верили, что А.Андерсон — спасшаяся Анастасия Николаевна. Лишь в 1994 году, уже после смерти самозванки, при помощи генетической экспертизы удалось установить, что она не имела никакого отношения к Романовым, будучи представителем польского крестьянского рода Шванцовски (которые признали А.Андерсон своей родственницей еще в 1927 году). На сегодняшний день можно считать установленным факт гибели и захоронения Анастасии Николаевны в общей могиле с убитыми в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Обнаружение могилы, многолетняя работа по идентификации так называемых екатеринбургских останков — отдельная тема. Подчеркнем лишь один момент: к сожалению, для многих православных, плохо знакомых с проблемой обнаружения и определения истинности царских останков под Екатеринбургом, торжественно захороненные летом 1998 года в Петропавловской крепости останки императора Hukoлaя II, его супруги, детей и слуг не являются подлинными. Соответственно, не верят они и в подлинность мощей великой княжны Анастасии Николаевны. Не убеждает такого рода скептиков и то, что в 2007 году рядом с прежним захоронением нашли (согласно мнению и историков, и медицинских экспертов) мощи цесаревича Алексея Николаевича и его сестры великой княжны Марии. Таким образом, были обнаружены останки всех расстрелянных в Доме Особого назначения. Остается лишь надеяться на то, что оценочный максимализм будет постепенно уменьшаться, и пристрастное отношение к означенной проблеме останется в прошлом....

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

Протоиерей Лука Голод в скором времени покинул поместье и перебрался жить в город. Трудно сказать с определенностью, какую роль в принятии этого решения сыграла конфликтная ситуация в общине Михново, но можно с большой вероятностью утверждать, что это была не единственная причина ухода прот. Луки Голода из Михнова. По свидетельству Б.А. Петухова, зятя Марии Николаевной Корецкой, он некоторое время обрабатывал участок Анастасии Дементьевны, однако «священнику Голоду и его помощникам скоро надоел тяжелый физический труд по ведению сельскохозяйственных работ, и они уехали от Анастасии Дементьевны» 171 . Таким образом, недоразумение между двумя пастырями завершилось. Несомненно, что конфликт, не относящийся к основам веры, имел в своем основании разные оценки церковно-политической ситуации. В этом противостоянии можно усмотреть, что его причиной не в последнюю очередь стала бескомпромиссность пастырской позиции и одного и другого священника. Для отца Понтия, который никогда не вмешивался в политику, предельно важно было в условиях того времени сохранить общину, которая полностью зависела от его пастырского служения, сообразуясь с новой церковно-политической ситуацией. Для прот. Луки Голода было принципиальным выразить свое отношение к автокефалии, и своей позиции он придерживался на всем протяжении своего священнического служения 172 . История показала, что отец Понтий оказался прав в своих прогнозах на будущее Польской Церкви: впоследствии вопрос о статусе Польской Православной Церкви действительно был рассмотрен на заседании Священного Синода РПЦ. В 1948 году в Москву прибыла делегация Польской Православной Церкви с просьбой к Патриарху Алексию принять Польскую Церковь в каноническое общение. 22 июня Священным Синодом был издан соответствующий акт, подтверждающий принятие в общение, а также дарование Польской Церкви автокефалии 173 . С этого времени сама почва для конфликта, имевшего место между отцом Понтием Рупышевым и отцом Лукой Голодом десятилетием раньше, была упразднена, как и предрекал отец Понтий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

На Соборе 1560 года было установлено, что и Алексей Адашев, и поп Сильвестр причастны к отравлению Царицы Анастасии. Подробно о причинах, вызвавших это преступление, пишут многие современные историки. Какие-либо данные о конфликтах Князь Андрея Курбского и боярина Федорова-Челяднина отсутствуют. Наоборот, они выступали единомысленно, и это было одной из причин предательства Андрея Курбского и бегства в Литву. В данной сцене авторы фильма пытаются обелить предателя и изменника Андрея Курбского, приводившего польско-литовских захватчиков на Русь. В фильме не показана деятельность Собора по расследованию деятельности Алексея Адашева и попа Сильвестра, в том числе причастности их к отравлению Царицы Анастасии, а ошибочно показано, что Царь Иоанн Васильевич единолично, а не по Соборному решению подвергает опале Алексея Адашева и попа Сильвестра, что умаляет деятельность Царя по установлению и единодержавия, соборности и народоправства на Руси. 0.16) В 4 серии фильма показана сцена, где сериальная «княгиня Ефросиния Старицкая» откровенно и злобно радуется смерти Царицы Анастасии Романовны и в конце объявляет, что уходит в монастырь. Однако удаление в монастырь исторической княгини Ефросинии Старицкой произошло только в мае 1563 г. по розыску об изменном деле князя Владимира Старицкого и его матери, по которому Ефросиния Старицкая была пострижена в монахини с именем Евдокия и сослана в основанный ею Воскресенский Горицкий монастырь, расположенный на берегу реки Шексны недалеко от Вологды. В монастыре она проживала в окружении многих из тех, кто служил ей ранее. Во второй половине сентября 1560 г. в Москве состоялся освященный Собор для осуждения Алексей Адашева и иерея Сильвестра, виновных в отравлении Царицы Анастасии и предательских действиях в ходе Ливонской войны. Обвинение Алексея Адашева в колдовстве. Алексей Адашев был заключен в темницу в Юрьеве, где через два месяца скончался от болезни. Поп Сильвестр был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг с именем Спиридон.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН [Греч. Μαξιμιανς; лат. Maximianus], свт. (пам. 21 апр.), архиеп. К-польский (25 окт. 431 - 12 апр. 434). В молодости М. был учеником свт. Иоанна Златоуста , в преклонных летах стал монахом в К-поле. М. уважали за благотворительность: он бесплатно хоронил тела умерших малоимущих христиан. Возможно, М. был тем пресвитером, к-рый летом 431 г. вместе с Далматием направил III Вселенскому Собору в Эфесе обращение против Нестория . В К-поле во время Эфесского Собора часть паствы, в основном из высокопоставленных мирян (напр., комит Ириней), выступала за Нестория, в то время как клир и монашество были против него. Когда соборное низложение Нестория было одобрено имп. Феодосием II и сам Несторий согласился удалиться с кафедры, возник вопрос о его преемнике. Часть клира и народа выступали за пресв. Филиппа, к-рый был претендентом на кафедру еще в 425 г., но тогда был избран Сисиний I . Другие голосовали за Прокла , к-рый позже стал преемником М. Кандидатура М., видимо, была предложена делегатами от Вселенского Собора, к-рые находились в К-поле. Рукоположение М. состоялось 25 окт. 431 г. епископами - представителями Собора в присутствии 3 легатов папы Римского Келестина I . Папа Сикст III в послании 433 г. упоминал М. как человека, хорошо известного в Риме ( Xystus III, papa. Epist. 6//PL. 50. Col. 609-610). Вскоре после избрания М. в К-поле состоялся Собор под его председательством. Сохранилось 2 соборных послания (RegPatr, N 67, 70), одно из к-рых было направлено епископам пров. Ст. Эпир. В нем Собор призывал к общению с К-польской Церковью, поскольку все несогласия с ней были устранены на Эфесском Соборе. Второе послание, обращенное к христианам о-ва Тенедос, было посвящено делу еп. Анастасия Тенедосского, к-рого местный пресв. Тимофей обвинял в хуле на Пресв. Богородицу и несторианстве. К-польский Собор признал еп. Анастасия виновным и низложил его; народ Тенедоса призвали временно подчиниться еп. Иоанну Лесбосскому. К-польский Собор также отправил послание к еп. Елладию Тарсийскому. Его текст не сохранился, но о нем упоминается в 2 посланиях архиеп. Иоанна I Антиохийского к тому же Елладию и к тарсийцам. Елладий, не принимавший участия в Эфесском Соборе, по его завершении примкнул к партии вост. епископов во главе с архиеп. Иоанном II, выступавшей против соборных решений. На К-польском Соборе М. попытался убедить Елладия поменять свою позицию, но безуспешно (RegPatr, N 69).

http://pravenc.ru/text/2561648.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010