Тогда, по Божией милости, на великих государствах, на Владимирском и Московском и прочих, по племени великих Государей Царей Российских, и по благословению матери нашей, Великия Государыни старицы инокини Марфы Ивановны, и по избранию и челобитию Царей и Царевичей, которые служат в Московском государстве, бояр и окольничих и дворян и детей боярских, гостей и торговых людей со всех городов и голов всего Московскаго государства, учинились мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея Русии Самодержец, великим Государем, Царем и Великим Князем, всея России Самодержцем; понеже мы, Великий Государь, Великаго Государя блаженныя славныя памяти Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, всея России Самодержца, законныя супруги, Великия Государыни Царицы и Великия Княгини Анастасии Романовны Юрьевой, роднаго племянника Федора Никитича Романова Юрьева, сын. А учинясь мы, Великий Государь, на наших государствах, и желая быть с Великим Государем, Ахмат Салтановым Величеством, в братской любви и в крепкой дружбе и в любительной ссылке, послали к нему о государстве нашем возвестить, и о его брата нашего здоровьи наведаться, и про Польскаго Литовскаго Короля Жигимонта и Панов Рады, о многих их неправдах объявить, какия они Московскому государству, вопреки крестному своему целованию, учинили. И к вашему Архиерейству наказали мы посланнику нашему известить вас изустно о всех бывших в России смутах. Да с ним же послали к вашему честнейшему Архиерейству нашей милостыни сорок соболей, и ваше Архиерейство милостыню сию нашу от посланников наших приняв, молил бы премилостиваго, всещедраго и человеколюбиваго Бога и пречистую его Матерь, нашу Христианскую заступницу и молебницу к Богу, и небесных Сил и всех Святых, Богу угодивших, о победе на врагов наших, на Польских и Литовских людей, и о нашем Царском многолетном здравии, чтобы Господь послал нам свыше милосердие свое и царство наше устроил мирно и немятежно, и ото всех врагов непоколебимо на веки, и возвысил бы нашу Царскую десницу над всеми недругами нашими и покорил бы под ноги наши всех врагов, возстающих на нас, и чтобы наша святая и непорочная и честная православная вера Христианскаго закона, во всем нашем Российском государстве, была нерушима по прежнему и все бы православное государство было в тишине и покое и в благоденствии, и наше Царское имя пред всеми Великими Государями славилось к очищению и к расширению и к прибавлению великих наших государств, как изволила святая его воля. И о наших государских делах прошу радеть, и брата нашего Ахмет-Салтанова Величества, Пашам и ближним людям говорить и напоминать и о наших делах с радением промышлять, и мы, Великий Государь, ваше Архиерейство нашим жалованьем не будем забывать.» (См. Греческия дела 7121 г. свиток 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 1-го округа. Монастырь основан преподобным Христофором Сольвычегодским – учеником преп. Лонгина Коряжемского. Преподобный Христофор был одним из первых учеников и пострижеников преп. Лонгина. " Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню " . Но, судя по тому, что преподобный Христофор стал одним из первых, кто пришел проводить иноческую жизнь под старческим окормлением преп. Лонгина, он мог быть " родом или из Сольвычегодска или из ближайших его окрестностей " . По кончине своего учителя Христофор пробыл в Коряжемском монастыре еще 10 лет; потом поселился в верховье речки Малыя Коряжемки, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Соль-Вычегодска. Там в уединеннии он жил отшельником. В совершенном безмолвии он, часто целые дни и ночи, проводил в молитве перед иконою Божией Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ кельи часовню. Но вскоре к нему начали приходить послушники и принимать от него пострижение, таким образом около 1555 года основалась под его настоятельством обитель и построена церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, от которой происходили чудеса и исцеления. Кроме этой чудотворной иконы в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла самой Москвы. Царица Анастасия Романовна (первая и самая любимая жена Иоанна IV), услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала воспользоваться его водою, и по приказанию Иоанна Васильевича преподобный Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Так гласят «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» (г. Вологда. 1880 г.).

http://sobory.ru/article/?object=22135

Через неск. лет, когда число братии сильно увеличилось, А. С. отправил в Москву своих учеников Исаию и Александра, к-рые получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту на земли и угодья (РГБ. Троиц. 694. Л. 29 об.- 30), Василий Иоаннович просил святого молиться о «чадородии» вел. княгини. В обители был выстроен деревянный храм в честь Пресв. Троицы, местный храмовый образ для к-рого был написан неизвестным иконописцем при помощи А. С. Житие сообщает, что сам преподобный хотя и учился в юности писать иконы, «но препросто иконописательство его бысть», недостаток мастерства он возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Св. Троицы, к-рую нашли посреди мон-ря. После этого был построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая - с трапезной в честь Благовещения Пресв. Богородицы и надвратная - во имя прп. Сергия Радонежского . Чудесно спасенный образ Св. Троицы стал местной святыней. В житии сообщается, что у иконы получили исцеление бесноватый Василий - слуга двинского наместника кн. Дмитрия Жижемского, Силуан - слуга боярина Василия Воронцова, страдавший «падучей» болезнью, и мн. др. Сохранились упоминания об иконах письма А. С.: в Троицком храме Сийского мон-ря, Благовещенской Ямецкой пуст. и др. ( Кольцова. С. 36-37), в монастырской кормовой книге XVII в. упомянут образ свт. Николая «чюдотворцева письма» (Архангельский патерик. С. 209. Прим. 30). Сохранилась икона Божией Матери «Умиление» (АОКМ), по преданию написанная А. С.; об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная, очевидно, при поновлении иконы в 1882 г. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. сообщается, что А. С. был «иконописец преизряден, написа же образ Живоначальныя Троицы, от него же множество чудес бысть, и инех много икон» ( Филимонов. С. 208). В 1543 г. А. С. получил грамоту царя Иоанна Грозного, по к-рой двинский сотский Василий Бачурин должен был отмежевать Сийскому мон-рю пожалованные леса и угодья (Грамоты коллегии экономии. Т. 1. 97. Стб. 98-100). Через 2 года царь пожаловал мон-рю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии А. С. (в редакции царевича Иоанна) имеются сведения о том, что А. С. лично посещал Москву (видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной .

http://pravenc.ru/text/116108.html

Это та самая церковь , которую построил царь Иоанн Васильевич Грозный в 1564 году в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына своего Иоанна Иоанновича, которые совершились молитвами святого угодника Божия. В 1555 году царь был в Никитском монастыре со своею супругою Анастасиею Романовною, опечаленный незадолго пред сим смертию сына своего Димитрия, и молился при гробе преподобного Никиты о даровании ему другого сына. Плодом этой молитвы было рождение царевича Иоанна. На втором году от рождения этот царевич сделался болен. Тогда принесена была во фляге вода из кладезей, ископанных преподобным Никитою, и три креста от вериг его. От окропления этою водою с крестов царственный младенец выздоровел. В благодарность за это исцеление царь, сказано в рукописном житии преподобного Никиты, «восхоте старую церковь (каменную) построение отца его Василия Иоанновича (до 1582 года) 2 разобрати и новую над гробом Преподобнаго Никиты во имя Великомученика Никиты воздвигнути». А супруга его Анастасия пожертвовала в монастырь своих трудов образ чудотворцев и покров на раку его и ризы, и стихари, и поясы. Церковь действительно была заложена в 1561 году и на третий год в 1564 г. строением окончена. Царь сам пожелал быть на освящении её и прибыл в Переславль с митрополитом Афанасием и благоверною, нововенчанною царицею Мариею Феодоровною 3 и царевичем Иоанном. Прибыли также на это торжество Ростовский архиепископ Никандр, Троице-Сергиева монастыря архимандрит Меркурий и Чудова монастыря архимандрит Левкий, Успенского собора протопоп Димитрий и Переславские архимандриты: Горицкого – Димитрий и Данилова – Кирилл, и Преображенский протопоп Павел. С таким собором церковь была освящена 14 мая, на память Святого мученика Исидора. Сам царь читал в церкви 4 . Церковь эта о пяти главах и над приделом Преподобного Никиты одна глава. В средней главе кругом её 20 сажен м], а в прочих по 11-ти сажен м], на приделе 10 сажен м]. В самой церкви с папертью в длину 18 сажен м], в алтаре 4 сажени. м]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Родоначальником князей Бельских-Гедиминовичей был внук Гедимина, сын Ольгерда, князь Олелько, во Святом Крещении Владимир (см. в первой части Российской Родословной Книги). У него было три сына: младший, князь Андрей, не оставил потомства; старший, князь Олелько-Александр Владимирович, князь киевский, был родоначальником князей Пинских, угасших в конце пятнадцатого века, и князей Олельковичей-Слуцких, угасших в 1593 году. Средний сын, князь Иван Владимирович Бельский, (владел городом Белым, в нынешней Смоленской губернии), имел четырёх сыновей, князей: Ивана большего, Ивана меньшего (или Януша), Семёна и Фёдора. Все они исповедывали Святую Православную веру; из них князь Семён Иванович выехал в Россию в 1500 году, а младший брат его, князь Фёдор Иванович выехал в Россию ещё в 1482 году, и женился на родной племяннице Иоанна Великого, княжне Анне Васильевне Рязанской. От этого брака родились три сына, князья: Дмитрий († 1530), Иван († 1542) и Семён, все трое бывшие боярами, и принимавшие значительное участие в событиях своего времени. Князь Дмитрий Фёдорович имел сына и дочь; княжна Евдокия Дмитриевна была за боярином Михаилом Яковлевичем Морозовым, а сын, князь Иван Дмитриевич находился боярином при Царе Иоанне Грозном, и при нашествии на Москву крымского Хана Девлет-Гирея, в 1572 году, когда в Москве произошёл пожар неслыханный, задохнулся от дыма, не оставив детей от своего брака с княжною Марфою Васильевною Шуйскою. Князь Иван Фёдорович имел сына князя Ивана Ивановича, который женат был на дочери окольничего Петра Яковлевича Захарьина, внучатной сестре Царицы Анастасие Романовны; сын их князь Георгий Иванович, во иноках Галактион, удалился от мира в пустыню близ Вологды, где ныне монастырь Святого Духа. Там, в 1612 году, был он мученически убит поляками, во время их набега на Вологду. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Фамилию Дашковых не должно смешивать с князьями Дашковыми. потомками Рюрика, угасшими в 1807 году. Князь Александр Святославович Смоленский, по прозвищу дашек, потомок Рюрика в семнадцатом колене (см. первую часть Российской родословной книги, имел сына князя Михаила Александровича Дашкова, по прозвищу зьяло. Сей последний имел пять сыновей, князей: Константина, Дмитрия, Романа, Михаила и Ивана; четырёх внуков, князей: Андрея, Семёна и Ивана Дмитриевичей и князя Фёдора Романовича, и одного правнука, князя Андрея Ивановича. Сей последний имел двух сыновей, князей: Ивана и Петра, трёх внуков; князи Ивана Ивановича, бывшего окольничим в правление Царевны Софии Алексеевны; князей: Григория и Василия Ивановичей, трёх правнуков, князей: Андрея, Петра и Фёдора Ивановичей, и праправнука князя Ивана Андреевича. Единственный сын сего последнего, князь Михаил-Кондратий Иванович (рождение 3 марта 1736 † 17 августа 1764), каммер-юнкер и лейб-кирасирского полка вице-полковник, женат был на графине Екатерине Романовне Воронцовой (рождение 17 марта 1743 † 4 января 1810), столь знаменитой своим умом, учёностию, любовию к просвещению, и необыкновенно-энергическим характером. Она имела звание статс-дамы и екатерининскую ленту на 20-м году от рождения; была, с 1785 по 1796 год, директором С. П. Б. академии наук; с 1783 по 1796 год, президентом российской академии, по её представлению основанной, была членом вольно-экономического общества и московского университета; членом академий: стокгольмской, дублинской, эрлангенской; берлинского общества испытателей природы, и философического общества в Филадельфии (в северной Америке). Она имела дочь, княжну Анастасию Михайловну, за Андреем Евдокимовичем Шербининым, и сына князя Павла Михайловича, с кончиною коего, в 1807 году, пресёкся род князей Дашковых. Князь Павел Михайлович был генерал-лейтенантом, московским губернским предводителем дворянства и кавалером Святого Александра Невского; умирая, завещал всё своё имение внучатному брату своему, графу Ивану Илларионовичу Воронцову, коему Император Александр I дозволил именоваться графом Воронцовым-Дашковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Интересно, что после поражения Максентия и обнародования закона в пользу христиан, Максимин, еще управлявший восточными народами, узнав об этом, весьма огорчился, однако, чтобы не показать, что уступает другим, с одной стороны, и, опасаясь утаить повеление императоров, с другой стороны, по необходимости, как бы от собственного лица, написал к подчиненным себе областным начальникам первую грамоту в пользу христиан. Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины — не старше VIII века, когда ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на горе Синай. Этот монастырь привлекал множество паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной Церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае образовался орден рыцарей св. Екатерины для покровительства паломникам. Память ее совершается 24 ноября у нас, и 25 — в Греции и на Западе (по старому стилю). На Западе, где св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей уча­щихся, существует множество учебных заведений ее имени. История московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны, первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен первый деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года. В XVIII веке храм усилиями императрицы Екатерины II получает новую жизнь. Полностью перестроенный архитектором Карлом Бланком в 1766-1767 гг., он освящается в честь небесной покровительницы царствующей особы. В 1769 году московскими мастерами под руководством Бланка устанавливается кованая ограда храма. Она интересна тем, что, будучи изготовлена при Петре I,  до момента своего переноса на Большую Ордынку являлась принадлежностью Соборной площади Кремля. Таким образом, декорированная решетка, ограждающая храм — древнейшая  сохранившаяся часть архитектурного ансамбля. С храмом св. вмц. Екатерины связаны имена известных религиозных и общественных деятелей. Одним из прихожан храма был русский богослов и философ, виднейший деятель славянофильства Алексей Хомяков (1804-1860). В советское время по меньшей мере однажды Божественную литургию в престольный праздник совершил святитель Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202399...

Он обернулся и пообещал вложить в монастырь самый любимый свой образ, если сбудутся слова игуменьи. Взяв Казань в Покров, царь «на возвратном пути» исполнил обещание, позаботившись лично об украшении иконы, и привесив к венцу Царицы Небесной золотые с жемчугом, бирюзой и сердоликами серьги казанской царицы. Анастасия Романовна в благодарность за рождение сына вышивает подвесную пелену и убрусы. Следующая жена Ивана Грозного - Мария Темрюковна - благодарит икону жемчужным ожерельем тончайшей работы. Юная царица, 18-летняя супруга царя Василия Шуйского, похоронившая первую дочь, пострижена в Покровский монастырь вместе с новорожденной дочерью, вскоре тоже отошедшей. О чем молилась она, как утешала ее Божия Матерь, знает только один молчаливый свидетель - царицын золотой сканый крест на груди у Царицы Небесной. Покровский монастырь, ставший местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Василия III Соломония Сабурова (святая София Суздальская), одна из супруг Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Лопухина... становится местом паломничества к чудотворной иконе, местом утешения.. К 1910 году, как мы видим на фотографии, сделанной В.Георгиевским, лик на иконе Богородицы становится практически невидим. А в 1920 году один из выдающихся реставраторов своего времени, любимец святого патриарха Тихона - Г.О.Чириков, бережно раскрывает икону от потемневшей олифы и записи XVII века. Напомню, что драгоценный убор иконы не давал возможности прикладываться к ней. Ее лик не мог быть «выцелован», как выцелованы изображения святых на иконе Покрова из этого монастыря. Прикладывались к подвесной пелене. Но на иконе глаза практически не видны. Видны зрачки. А глаза выплаканы. Вот почему она утешала и утешает. И в Париже Матерь Божия снова плачет. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77672.html

Небольшой деревянный мон-рь неоднократно подтапливался из-за весенних разливов р. Казанки. Указом царя Иоанна от 19 июня 1559 г. К. З. м. был перенесен «с русскаго кладбища» на вершину Зилантовой горы, на старом же месте, могильном кургане, была поставлена часовня, в к-рой настоятель мон-ря и братия служили панихиды. На пожертвования царя Иоанна (300 р.) и его 1-й жены, Анастасии Романовны (100 р.), в К. З. м. был выстроен храм в честь Успения Пресв. Богородицы с богатым иконостасом, изготовленным в Москве, а также кельи и ограда. Новый мон-рь стал именоваться Зилантовым (или Илантовым). Согласно легендам, некогда на Зилантовой горе обитал крылатый змей (слово «зилант» от татар. «джилан» - змея); чтобы задобрить его, жители приносили человеческие жертвы, и змей из врага сделался «покровителем» города. С XVIII в. змей изображается на гербе Казани. Ок. 1564-1565 гг. архиеп. Казанский свт. Герман (Садырев-Полев) ввел в мон-ре общежительный устав и установил общую трапезу. В 1574 г. обитель была разорена татарами и марийцами, но вскоре на средства царя восстановлена. В 1764 г. К. З. м. был отнесен к 3-му классу, а 26 окт. 1836 г. личным указом имп. Николая I возведен во 2-й класс. Материальное положение Известно более 10 царских грамот Иоанна IV, Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича о даровании льгот, пожертвовании вотчин, выдаче ежегодной руги деньгами (игумену - 4 р., монахам - по 50 к.), рожью, овсом, солью, медом. Так, в ответ на прошение архиеп. Казанского свт. Гурия 5 апр. 1559 г. царь Иоанн IV писал ему, заботясь о том, «чтобы старцы не нужны были руками работати и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житницы гниющия собирати, да орают сердца, сеют словеса Божия... и на тое просите, да быхом дали есмы отчины Арской и Нагайской четвертях, елико пригоже». Казанский Зилантов мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Зилантов мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Царь выделил из казны средства на устроение обители, а также повелел казанскому воеводе кн. Д. Палецкому одарить обитель земельными угодьями, «а коли увидите, что мало, ино пишите ко мне» (Там же. С. 28). Царской грамотой от 19 июня 1560 г. за мон-рем закреплялись обширные пашни и лес близ Зилантовой горы по рекам Тур и Ичка, луга между Волгой и Туром, с. Ягодная Поляна, 5 рыбных ловель, в т. ч. на Волге, «в Тетюшинских водах».

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание) Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание) Вскоре после ухода прп. Корнилия Г. с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал вел. князь. Возможно, Василий III предоставил мон-рю также налоговые льготы - известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная Г. в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. 5014), в к-рой упоминается аналогичная более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм - во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни Г. получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Будучи настоятелем обители, Г. наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, Г. всюду ходил пешком. преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV. В 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460). Г. является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского мон-ря также игум. Ипатиевского мон-ря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Г. о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити». Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ)

http://pravenc.ru/text/162062.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010