Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь: основан в 1426 г. как мужской, закрыт в нач. 1919 г., возрожден в 1991 г. как женский; святыни – Феодоровская икона Божией Матери и крест-мощевик с частицами мощей святых; при монастыре действуют приют для девочек и богадельня для престарелых им. Св. Марии Магдалины; настоятельница – игум. Иннокентия (Травина). Источник: сайт Православной газеты Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=00152

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году… И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата. Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских». И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича. В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни. Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей — нижегородцев и из прочих стран — идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

http://pravoslavie.ru/1940.html

м. В 1440 г. игум. Питирим крестил сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III . С 1503 г. до кончины в 1511 г. в Б. м. жил на покое Ростовский еп. Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как святой (пам. 29 марта). В 1996 г. при строительных работах близ алтаря Борисоглебского собора была найдена надгробная плита с могилы еп. Тихона. Неск. раз (впервые в 1545) обитель посещал Иоанн IV Грозный . В период опричнины мон-рь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших обителей Б. м. получал значительные пожалования от Иоанна Грозного на помин души царевича Иоанна Иоанновича , цариц Анастасии Романовны , Марии Нагой, Марфы Собакиной, казненных бояр. Борис Годунов вложил в Б. м. 300 р. на помин по царю Феодору Иоанновичу . Царь Михаил Феодорович подтвердил прежние привилегии мон-ря. Мон-рь входил в число «степенных», где в сер. XVII в. занимал 16-е место, обладал значительной б-кой. По неполным данным «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» (ЧОИДР. 1848. Т. 6. С. 1-44), здесь значилось неск. десятков томов. К кон. XVII - нач. XVIII в. Б. м., богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. дес. земли, к нему были приписаны 4 мон-ря: жен. Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Никольский на Бою и Спасская пуст. близ с. Вощажникова. В 1763 г. обитель владела 6785 крестьянами. В Б. м. подвизался прп. Иринарх , затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польск. войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. (Подтверждением этого предания может служить тот факт, что после освобождения Москвы кн. Пожарский освободил мон-рь от поставки припасов для войска.) В мон-ре близ ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х гг. XX в.), в к-рой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию архим. Амфилохия (Сергиевского) 1856 г., вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки; в кон.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась в Белоезерском уезде от города Белоезерска в 50, от Новгорода в 500 вёрстах. Строения в ней были все деревянные, от которых осталась ныне одна только ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня без приделов; при этой церкви находятся священнослужители и 46 дворов крестьян. Удобной церковной земли 33 десятины. Геннадиев Спасский или Спасогеннадиевский монастырь Ярославской Епархии 3 класса мужской. Находится в Любимском уезде близ Сурмского озера от устья Обноры реки, впадающей в Кострому около версты, на ровном болотистом и лесистом месте. Этот монастырь построен около 1529 года Преподобным Корнилием Комельским и учеником его Геннадием, по имени которого и обитель сия именуется. См. пространнее Пролог, Январь 23 и Май 19. Строения в монастыре сем ныне каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, первоначально построенная деревянная Пр. Геннадием; а потом вместо оной и доныне существующая каменная в то же наименование, построенная при Игумене Филарете с приделом Благовещения Божьей Матери. В приделе этой церкви почивают под спудом мощи Пр. Геннадия, при копании фундамента обретённые; кроме сего есть ещё ДВЕ ЦЕРКВИ, одна во имя Алексия человека Божия, а другая Пр. Сергия Радонежского, КЕЛЬИ и ОГРАДА. Из достопримечательных происшествий, случившихся или относящихся к монастырю сему, известно следующее: Пр. Геннадий, будучи в Москве, в доме боярина Романа Юрьевича и Ульяны Феодоровны Захарьиных дочери их Анастасии Романовне прорёк, что она будет Царица, что после и исполнилось через сочетание её браком с Царём Иоанном Васильевичем. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 1.376 душ крестьян. Георгиевский Балаклаевский монастырь См. Балаклаевский Георгиевский. Георгиевский Белиловский См. Белиловский Георгиевский. Георгиевский Гороховский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Гороховском уезде и был приписным к Троицкой Сергиевой Лавре. Георгиевский Греческий монастырь Мужской на полуострове Крым, в 10 вёрстах от города Ахтиара (что прежде назывался Севастополь) и в 8 вёрстах далее к Балаклаве от развалин знаменитого в древности Херсонеса, основанного Ираклианами почти за 500 лет до Рождества Христова, и который столь славен был в те времена по Тавриде, что весь полуостров по оному Херсоническим назывался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Особый иконографический тип представлен в шитых покровах на раку А. Р.: сер. XVI в. из мастерской царицы Анастасии Романовны , вклад царя Иоанна IV в Авраамиев мон-рь (ГМЗРК); 1592 г. (местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице глаза, густые и резко очерченные брови. Сохранились 2 житийные иконы А. Р.: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой представлен попирающим крестом беса; состав клейм соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями А. Р. и надписи восходят к житию 3-й редакции, в среднике помещен сюжет «Явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ Ростова», ставший затем особым иконографическим изводом и получивший распространение в различных видах искусства (лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап. Иоанн передает А. Р. принесенный из Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия А. Р. В службе и акафисте подвиги А. Р. сравниваются с апостольскими: «Тебя хвалим сотворившего дело равноапостольного». Фресковые изображения с образом А. Р. находятся в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц. ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г., житийный цикл). Ист.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225; ВМЧ. СПб., 1880. Октябрь. Дни 19-31. Т. 1. С. 263-265; Соколов М. И. Пространное житие прп. Авраамия, Ростовского чудотворца//Яросл. ЕВ. 1890. Ч. неофиц. 14. Стб. 213-222; 15. Стб. 225-239; Титов А. А. Житие преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в.//Яросл. ГВ. 1892. Ч. неофиц. 52. С. 2; 53. С. 2; О редакциях жития св. Авраамия Ростовского//Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 238-240; он же. [Проложная память прп. Авраамия Ростовского]//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы/Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 42-44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188; Повесть о водворении христианства в Ростове//Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 130-134.

http://pravenc.ru/text/62956.html

Расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия Третьего — Иван Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560—1564 годах по приказу царя возведено новое здание собора — пятиглавый храм (старая постройка времён Василия Третьего стала южным приделом Никиты Столпника). Иван Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь св. Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иван Грозный снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство. Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году. А в 1611 году литовцы с паном Сапегой после двухнедельной осады выжгли монастырь. Многих защитников монастыря перебили, а возглавлявший оборону игумен Мисаил после осады вынужден был скитаться. На территории монастыря остались литовские пушки (две сохранились и сейчас выставлены в Переславском музее). Монастырь был восстановлен при участии царственной семьи Романовых. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович, патриарх Филарет Никитич сделали в монастырь ценные дары. При Алексее Михайловиче в 1643—1645 годах (частично на средства патриарха Иосифа) стены и башни возобновлены с небольшими изменениями. Тогда же возведена сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней. В 1668 году Алексей Михайлович дозволил рыбным ловцам на монастырский обиход ловить в озере всякую рыбу одним неводом. В феврале 1698 года это разрешение подтвердил Пётр I, который, по преданию, прожил в монастыре некоторое время.

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

С 1643 по 1651 г. настоятелем К. м. являлся Александр, впосл. епископ Вятский и Великопермский. Он род. в 1603 г. в монастырской слободе, поступил в К. м., в 1631 г. принял постриг, служил казначеем. Еп. Александр неоднократно присылал в обитель пожертвования: в 1656 г. пожаловал 10 р. «на переставку игуменских келей», 10 р. «на чищение слуды», воск, книги, облачения для священнослужителей, «сорок ставцев брацких медных, луженых», несколько колоколов, в т. ч. большой (ок. 103 пудов). После того как в К. м. разбился колокол, пожертвованный царицей Анастасией Романовной , еп. Александр благословил «перелити тот колокол и прибавил к тому колоколу меди и олова шестдесят пуд две четверти. И вылит колокол весом 69 пуд, за пуд по пять рублев. Итого денег триста семь рублев с полтиною издержал своих келейных за медь, и за олово, и от литья, и с угаром денег. И тот колокол розбился, и перелевали тот колокол снова, а весу в нем 67 пуд дватцать семь фунтов». Сумма всех вкладов архиерея в мон-рь составила 3261 р. ( Безроднов. 2011. С. 78-79, 81). В янв. 1674 г. еп. Александр удалился в К. м. и принял схиму ( Завойская. 2009. С. 211). Здесь же он был и похоронен «на левой стороне... Благовещенской церкви в папертном притворе, где при жизни еще сам себе устроил он гробницу» ( Суворов. 1878. С. 208). В 1764 г. К. м. был причислен к 3-му классу по штату мон-рей. С 1788 г. близ мон-ря, в дер. Песчанке, была открыта передвижная винная выставка для продажи вина в праздничные и ярмарочные дни. Игум. Платон неоднократно жаловался в Вологодскую духовную консисторию с просьбами устранить соблазн для братии. Консистория лишь предоставила игумену право штрафовать монахов, уличенных в пьянстве, «цепью на сутки, на три дня и на неделю». В 1796 г. игум. Платон был назначен присутствующим в Сольвычегодское духовное правление. По этому поводу игумен писал в Вологодскую духовную консисторию, что если ему «отбыть» для решения дел из К. м., то не только ризницы, но и самого монастыря доверить некому. В эти годы в К. м. числились монах и белец, «весьма больны». В связи с этим игумен получил разрешение на время своего отсутствия приглашать для совершения церковных служб священника из ближайшей церкви.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Священник Петр Троицкий, дед священномученика Илариона О предках владыки Илариона нам известно, что прапрадед его по отцовской линии Иоанн был диаконом, а прадед Иван Иванович носил фамилию Рождественский (1795–?) и исполнял должности дьячка и пономаря в тульских селах Дураково — «Ушаково тож» Каширскаго уезда, Архангельское — «Стародубки тож» Тульского уезда, Банино . 27 марта 1818 года он был переведен на должность пономаря к Спасской церкви села Квашнино Тульского уезда . Из троих детей Ивана Ивановича дед священномученика Илариона, Петр Иванович (1820? — 08.06.1892 ), был старшим. В 1840 году в селе Квашнино был построен и освящен новый каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы . По этой причине Петр Иванович, учившийся в это время в первом классе высшего отделения Тульской духовной семинарии, получил фамилию Троицкий . Если бы не это обстоятельство, то и его прославленный внук мог бы оказаться не Троицким, а по фамилии прадеда — Рождественским или, по месту его же служения, Спасским, как, к примеру, дьячок квашнинской церкви Анастасий Иванович Спасский . Петр Иванович Троицкий, окончивший в 1842 году семинарию по 1 разряду, был рукоположен в сан священника к Благовещенской церкви села Липицы Каширского уезда Тульской губернии 21 ноября 1846 г. Жена отца Петра Марья Григорьевна (1829–?) , бабушка будущего архиепископа Илариона, была дочерью местного священника Григория Александровича Ляпидевского. Вдова его Марья Романовна жила «в доме и на пропитании зятя своего священника 1-го штата Петра Троицкого по обязательству» . Это означает, что ко времени рукоположения Петра Ивановича отец Григорий Ляпидевский скончался, не имея сыновей, способных заместить его в священнослужении. Поэтому, по устоявшейся практике того времени, Петр Троицкий взял супругу, что называется, «с местом», приняв на себя обязательства по обеспечению тещи. По данным клировых ведомостей села Липицы за 1880 год видно, что дедушка владыки Илариона был деятельным и добросовестным священником.

http://pravoslavie.ru/97331.html

Со всех краев России привезли в Москву красавиц-девиц благородных. Иоанн выбрал из них девицу Анастасию Романовну, дочь вдовы Захарьиной. 5 Совершая бракосочетание царственной четы, первосвятитель Макарий, в красноречивом слове, поучал новобрачных творить правду и милость, посещать темницы, чтить духовенство, жаловать бояр и народ, не слушать клеветников, святить дни воскресные и праздничные молитвою и добрыми делами и соблюдать посты, воздерживаясь на это время от плотских удовольствий. Но советы мудрого первосвятителя и влияние добродетельной супруги не могли вскоре исправить царя, приученного к шумной праздности, к забавам грубым, неблагочинным. Нужен был сильный урок, и этот урок ниспослан в страшном пожаре, опустошившем Москву. На пепелище столицы кипел мятеж народный, Иоанн трепе- тал в недоумении на Воробьевых горах. Там предстал царю Благовещенский иерей Сильвестр и сильным словом пробудил заснувшую совесть юноши. Угрозы суда Божия, в минуту гнева Божия, потрясли сердце, не совсем еще ожесточенное. Иоанн стал как бы другим человеком. Он призвал митрополита и святителей, торжественно каялся им в грехах своих, собрал и народ на Лобном месте, оплакал перед ним свои заблуждения, слагая вину на недостойных пестунов. С чудным исправлением царя все приняло вокруг него иной вид: удалились преступные бояре; Адашев, новый добродетельный друг царя, не знатный родом, но благонамеренный и верный, стал на ближней ступени престола, и процвело государство; нашлись в думах мужи совета, в битвах – вожди. На законы гражданские вначале обратилось внимание нового правительства; опытная дума бояр, рассмотрев уложение Uoahha III , составила новый судебник. Созвав Собор епископов Русских, царь открыл его трогательной речью, в которой изложил бедствия первых лет своих. «Отцы наши, пастыри и учители, – говорил он,– внидите в чувства ваши, прося у Бога милости и помощи, истрезвите ум и просветитесь во всяких богодухновенных обычаях, как предал вам Господь, и меня сына своего наказуйте и просвещайте на всякое благочестие, как подобает быть благочестивым царям, во всех праведных царских законах, во всяком благоверии и чистоте, и все православное христианство неленостно утверждайте, да непорочно сохранит истинный христианский закон. Я же единодушно всегда буду с вами исправлять и утверждать все, чему наставит вас Дух Святый; если буду вам сопротив-

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Собор был закрыт в 1928 году, а через 2 года разрушили отдельно стоявшую рядом с собором барочную колокольню. В соборе устроили вещевой склад разместившейся на территории монастыря детской колонии, потом и дома престарелых. После Великой Отечественной войны на территории монастыря обосновалась воинская часть. В 1980-е годы здесь размещался институт програмных систем РАН. В эти годы предпринимались попытки реставрировать разрушающийся собор, но ремонт затянулся на долгие годы. Единственное, что было сделано - установлены луковичные купола, по одной лишь причине. В 1980-е годы все больше и больше у иностранцев стал пользоваться популярностью туристический маршрут " Золотое кольцо России " . Чтобы придать Переславлю-Залесскому вид старинного русского города с многочисленными церквями и монастырями, было принято решение восстановить купола на соборе Федоровского монастыря, первым встречающих туристов при въезде в город. Только в 1998 году собор был передан возрожденной только что женской обители. В 2013 году в нем велись масштабные реставрационные работы, благодаря которым собор предстал перед взором паломников и туристов во всем своем великолепии. www//pereslavl.ru/architecture/fedorov.htm Интересна история создания собора. По преданию, в 1557 г. в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный в сопровождении своей супруги царицы Анастасии Романовны, которая была беременна. Вскоре после отъезда из города царица благополучно разрешилась, родив сына Федора. В благодарность Господу Иван IV велел возвести величественный каменный храм на месте существующей в то время ветхой деревянной церквушки. Собор был построен в традиционном русском стиле: имел четыре столпа и пять луковичных куполов. Несмотря на то, что впоследствии храм неоднократно перестраивался, он во многом смог сохранить свой первоначальный облик вплоть до сегодняшнего дня, что сделало его одним из уникальных памятников архитектуры XVI века. Немало загадок долгое время хранила в себе история собора великомученика Феодора Стратилата. Так, долгое время считалось, что над росписью стен храма работал итальянский мастер Николай Тончи. Однако впоследствии краевед из Тейкова Ивановской области М.Ю. Бутов обнаружил важные документы о том, что этот храм начинал расписывать известный живописец Тимофей Медведев.

http://sobory.ru/article/?object=05688

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010