Начало монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его на Московско-Ярославской шоссейной дороге. О начале Фёдоровского монастыря долго держалось мнение, будто он был построен царём Иоанном Грозным в 1557 году в память рождения сына ero Феодора. В сём-де году, – пишется в одной рукописи, – царь Иоанн Васильевич с супругою своей Анастасиею Романовною был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, – а возвращаясь обратно в Москву, царица, отъехав от города 7 вёрст км], в деревне Собилове благополучно разрешилась сыном, названным во Святом крещении Феодором. Обрадованный царь в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности к Богу соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата, a на месте рождения сына – высокий каменный столп, или лучше, часовню с святым Крестом. Известие это не вполне точно и истинно; в нём смешаны два события, случившиеся в разное время, именно: освящение соборного храма в Никитском монастыре и рождение царевича Феодора. Действительно, царь Иоанн Грозный был в Никитском монастыре в 1557 году, на богомолье с царицею Анастасиею Романовною, но не на освящении соборного храма в том же монастыре; 1 действительно также, что в этом же году родился у него сын Феодор. 2 Освящение соборного храма в Никитском монастыре происходило в 1564 году 3 мая 12-ro уже по смерти царицы Анастасии. 4 Царь Иоанн был на этом освящении тоже с супругою, нововенчанною Мариею. Таким образом, и в исправленном виде передаваемое по преданию вышеозначенное известие вовсе не говорит о том, что царь Иоанн Грозный построил Фёдоровский монастырь в 1557 году в память рождения сына своего Феодора; но говорит только о том, что он построил в монастыре храм во имя святого Феодора Стратилата. Другие же документы монастырского архива ещё яснее доказывают, что Фёдоровский монастырь существовал ещё до царствования Иоанна Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты самого Иоанна Грозного (от 7061–1552), данной им монастырю, пишется:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А.А. Половцов Филарет (Романов-Юрьев), патриарх Московский и всея Руси Филарет , патриарх Московский и всея Руси, в мире боярин Федор Никитич Романов-Юрьев, род. около 1553 г., умер 1 окт. 1633 г. Он принадлежал к одному из видных боярских родов в Москве. Служа московским государям с XIV века, Юрьевы (они же Захарьины, Кошкины) получили в средине XVI столетия особенное значение в московском дворце благодаря тому, что царь Иоанн Грозный женился на девице из этого рода Анастасии Романовне. С безвременною смертью царицы Анастасии Романовны в 1560 г. значение ее родни не упало. В 1584 г. Грозный оставляет в числе опекунов при своем сыне Феодоре брата царицы Анастасии, боярина Никиту Романовича, и можно думать, что именно этот боярин оказывал наибольшее влияние на ход дел в 1584–1585 годах до постигшей его неизлечимой болезни. Родственные связи с царскою семьею и добрая слава, которую снискали себе в Москве как сама царица Анастасия, так и брат ее Никита Романович, стали основанием особенной популярности Романовых, создавшейся еще в XVI веке. Как известно, народное творчество отводило боярину Никите Романовичу очень почетное место в песнях о Грозном; московская молва распространила записанный К. Буссовым еще до 1613 г. слух о том, что царь Феодор Иванович, умирая, завещал свое царство «Никитичам» (так называли в Москве пятерых сыновей Никиты Романовича: Федора, Александра, Михаила, Ивана и Василия). Такие обстоятельства ставили семью Никитичей в исключительное положение среди прочей служилой знати, и это положение не могло не быть опасным для Бориса Годунова, который после смерти Никиты Романовича успел наследовать его значение при царе Феодоре и формально получил титул « правителя». Десятилетнее «правительство» Бориса открыло ему путь к престолу, на который он вступал, по официальному выражению, как «царского корени сродич». Никитичи были такие же «сродичи царскому корени по сочетанию брака» и с таким же правом, как Годунов, могли притязать на венец Московского царства, и однако в 1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Древние храмы во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия нередко на Руси сооружаемы были на горах, кои известны под разными названиями как на пр: в Пошехонской десятине церковь Св. Георгия «на Коньгоре,» в Золотоношском монастыре Полтавской губ. «на Красной горе,» (I) в Москва «на Псковской горе» в Китае, а в Белом городе «на Красной,» соседственной с безымянною горкою, на коей существовала в 1462 году каменная церковь , или как называет ее летописец, Егорий каменный на Посаде, (2) на Дмитровке, за житною площадкой. В 1493 году храм этот сгорел (3) и, вероятно, вскоре восстановлен, по благочестивому обычаю Русских, возобновлять церкви прежде домов своих на пепелищах и потом вокруг их обстроиваться. История Российской Иерархии приписывает первоначальное построение Георгиевского храма девице из роду Романовых-Кошкиных Феодосии Юрьевне; но из предыдущего видно, что она могла быть только возобновительницей его; потому что в XV веке был прихожанином и вероятно, строителем этой церкви Боярин и Воевода Георгий (Юрий) Захарович Кошкин-Захаров, родной дед Царицы Анастасии Романовны. По свидетельству записок Егорьевского монастыря, (4) здесь в доме у своего деда, под руководством тетки своей Феодосии Юрьевны, Анастасия воспитывалась и отсюда взята в первые супруги Царю Иоанну Васильевичу. Сия первая Царица Московского Государства, украсившая жизнь свою благочестием и добродетелями, заслужила название предоброй. Она, по словам летописца, наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели.» (5) Монастырские записки также говорят, что благочестивая тетка Анастасии девица Феодосия, возобновив церковь , обратила родительский дом в монастырь для поминовения отца своего. В честь «святаго Царей поборника и дев защитника,» также в память соименного ему родителя своего она наименовала обитель сию Георгиевскою; «собрав сорок благоискусных монахин, живяше с ними в посте и молитвах.» Хотя в Историческом описании Московской губернии 1787 года и сказано, что монастырь этот устроен Феодосиею, после бракосочетания Царя Иоанна Васильевича с ее племянницей; но он встречается нам в грамоте В. К. Василия Иоанновича 1523 года: «дати на Москве Юрьевскаго монастыря сто рублов и пол османацата рубля.» (6) Что ж касается до благословения сей обители Митрополитом Рязанским Стефаном, упомянутого в описании Московской губернии: то, по истории Иерархии Российской, в XVI столетии не было ни Митрополитов Рязанских, ни Стефана между Иерархами сей Епархии; разве не относится ли благословение Стефана Яворского , Митрополита Рязанского, к позднейшему строению настоящей церкви во имя Св. Георгия; ибо с 1702 года сему Иерарху вверены были Патриаршие дела с званием Патриаршего Администратора, Викария и Блюстителя Патриашего Престола. (7)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке. Церковь Георгия Победоносца в бывшем Георгиевском монастыре Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки Георгиевской церкви неизвестна, первые упоминания о храме датированы 1462 и 1493 гг. Он находился между Тверской и Большой Дмитровкой, рядом с домом боярина Ф.А. Кошки, прародителя династии Захарьиных-Юрьевых-Романовых, поэтому не исключено, что она являлась родовым храмом Романовых. Существует мнение, что после кончины боярина Кошки его вдова основала эту церковь. По другой версии Георгия монастырь появился в I пол. XVI в. в то время, когда родовым имением владел Ю.З. Кошкин-Захарьин, восстановив церковь после пожара, которая сгорела дотла. При правлении царя Федора обветшавшая церковь была восстановлена, а во время крестных ходах царь приказывал носить из храма икону св. Феодора Стратилата. Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке отличалась многочисленными захоронениями знатных людей, правителей и царей. В середине XVII в. боярин Р.М. Стрешнев построил в монастыре церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Алексия человека Божия. По воле Петра и благословению Стефана Яворского Георгиевская церковь была заново выстроена (пятиглавый храм с шатровой колокольней), а монастырские врата украшены церковью Спаса Нерукотворного. В 1750 г. княгиня Прасковья Шаховская приказала построить церковь святых Захария и Елисаветы в Георгиевской обители в честь императрицы Елизаветы Петровны. Позже о монастыре очень пеклась первая русская царица Анастасия Романовна, часто посещала его, а также делала щедрые пожертвования на его процветание и устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Через некоторое время с повеления Анастасии рядом храмом выстроена церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1812 г. церковь была разорена войском Наполеона, ее пришлось упразднить. Через год церкви Георгиевская и Казанская все же восстановили, но были обращены в приходские. Здесь же построен дом для священников кремлевских Архангельского и Благовещенского соборов.

http://sobory.ru/article/?object=34972

I. Соборный каменный храм во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты столпника. Построен в 1564 году царём Иоанном Грозным в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына, царевича Иоанна. В длину с папертью 1 храм имеет 18 сажен м], в алтаре 4 сажени м]; средняя глава на храме в окружности имеет 20 сажен м], а прочие по 11-ти м]. В 1759 году вместо малых древних окон сделаны большие. В этом храме находятся следующие древние иконы: 1) Образ спасителя, благословляющего десницею, а в шуйце держащего евангелие, написан в 1769 году. Весу в ризе серебра около 9 фунтов 686 г]. 2) Образ великомученика Никиты храмовой. Вклад Никиты Ведерницына в 1677 году. 3) Образ преподобного Никиты с чудесами и изображениями обретения в реке Волге вериг и крестов. Письмо на образе XVII столетия. Иконостас сделан в 1759 году; прочие иконы письма XVIII столетия. Стенное писание в храме устроено в 1885 году, письма XII века. 4) У правого клироса рака над мощами преподобного Никиты Столпника. В 1788 году рака обита серебряными досками с 3 сторон, весом в 1 пуд 12 фунтов кг]. Сень над ракой устроена в 1835 году. У раки образ преподобного Никиты с венцом серебряным и финифтью. Значился уже по описи 1701 года. II. Придел во имя преподобного Никиты Столпника. Он помещается с правой стороны алтаря соборной церкви против правого клироса. Древнего в нём только храмовая икона времён XVI столетия, а иконостас новый, устроен в 1865 году. С левой стороны алтаря вверху был другой придел во имя Всех Святых; но он, по неудобству входа в него, был упразднён и назначен для библиотеки и архива. Из других предметов древности в соборной церкви замечательны: 1) Две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного Анастасии Романовны. На одной вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, святой Троицы и преподобного Никиты. Подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На другой хоругви – с одной стороны образ пресвятой Богородицы, вышит золотом и серебром по красной камке, а с другой – образ великомученика Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А.А. Половцов Глинский, Михаил Васильевич Глинский, князь Михаил Васильевич, умер в 1559 г., сын кн. Василия Львовича, родной дядя Иоанна Грозного. В 1533 г. на свадьбе князя Андрея Ивановича (брата вел. кн. Василия Ивановича) сидел в кривом столе. В 1541 г., будучи уже боярином, пожалован в конюшие. После удаления в 1543 г. кн. Шуйских, управлявших государством в малолетство Иоанна (причем кн. Андрей Шуйский был отдан на растерзание псарям), стали управлять, именем своего племянника, князья Михаил и Юрий Глинские. Кн. Курбский называет кн. Михаила «всему злому начальником». В Царственной Книге сказано: «В те поры Глинские у Государя в приближении и в жаловании (были), а от людей их черным людям насильство и грабеж; они же их от того не унимаху». В 1546 г., при венчании на царство Иоанна Васильевича, кн. Г. носил за ним золотую мису с золотыми деньгами; осыпал царя золотыми кн. Юрий Вас. Глинский. В 1547 г. на свадьбе царя Иоанна с Анастасией Романовной Захарьиной, по должности конюшего, был у царского коня, а затем ездил около подклета. В том же году сильный пожар истребил большую часть Москвы (см. кн. Юрий Вас. Глинский). На третий день по убиении кн. Юрия, толпа черни явилась в с. Воробьево, куда переехал Иоанн, и шумно требовала выдачи государевой бабки, кн. Анны Глинской, и сына ее кн. Михаила, которые будто бы спрятаны у него в покоях. В действительности же они находились во Ржеве, полученном от царя в кормление. Иоанн велел стрелять в мятежников: некоторых схватили и казнили, и порядок был восстановлен. Оставив кн. Г. боярство и свободу жить, где хочет, Иоанн лишил его сана конюшего. Опасение, что вследствие царской немилости его может постигнуть судьба брата Юрия, побудило кн. Михаила бежать в Литву. Затеял он бегство не один, а сговорился с князем Ив. Ив. Турунтаем-Пронским, уже испытавшим на себе однажды гнев Иоанна. 3 -го ноября 1547 г. была отпразднована свадьба младшего царского брата кн. Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дм. Палецкой, а на третий день пришло известие о побеге в Литву князей Глинского и Пронского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Сицкие, князья Сицкие , князья, получили свое прозвание от реки Сити, по которой были расположены их владения; остатки территории Сицкого княжества сохранились до наших дней в виде 77 селений и деревень по обоим берегам этой реки. Река Сить (приток Мологи) протекает в настоящее время в Моложском уезде Ярославской губ., а в удельно-вечевую пору находилась в Ростовской области, и на берегах ее произошла в 1238 г. битва между татарами и великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем: он расположился станом на реке Сити со своими племянниками Васильком Ростовским, Всеволодом Ярославским и Владимиром Угличским, намереваясь по-видимому, пробраться в новгородские владения, но был застигнут татарами и пал в жестокой битве 4 марта 1238 г. Последствием этой битвы, как известно, было порабощение татарами всей северо-восточной Руси. В конце XIV или в начале XV в. княжество Сицкое (Ситское) выделилось из Моложского княжества, которое в свою очередь до первой половины XIV в. составляло часть Ярославского княжества, одного из удельных княжеств Ростовских. Самостоятельной жизнью Сицкое княжество жило недолго: не более столетия, т. е. до половины или исхода XV в. Первым князем Сицким был сын второго удельного князя Моложского Феодора Михайловича – Семен, известный только по родословным (колено XVII от Рюрика). У кн. Семена Феодоровича было два сына: кн. Борис, бездетный, убитый в Суздальском бою с татарами в 1445 г., и кн. Петр, которым и заканчиваются независимые Сицкие удельные князья. Единственный его сын, кн. Феодор Петрович Кривой, является уже служилым князем у великого князя Московского Uoahha III и становится родоначальником князей Сицких, служивших московским государям до 1644 г.: в этом году род их угас со смертью князей Андрея Даниловича (в иноках Авраама), Алексея Юрьевича и Юрия Андреевича (см. ниже 20, 22 и 23). Князья Сицкие, в большинстве своих представителей, не занимали высоких служебных должностей, за исключением внука кн. Феодора Петр. С., кн. Василия Андреевича († 1578 г.) и некоторых потомков последнего, достигших чина боярина; это возвышение зависело от брачных союзов кн. Василия Андреевича и его сына кн. Ивана Васильевича. Оба они были женаты на Романовых: первый на Анне Романовне, старшей сестре Анастасии Романовны, первой жены царя Uoahha IV , а второй на ее родной племяннице, Евфимии Никитишне, сестре патриарха Филарета Никитича. Породнившись с сильной фамилией Романовых, кн. Вас. Андр. Сицкий приходился свояком царю Иоанну IV, а сын его кн. Ив. Вас. – двоюродным братом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Филарету и дядей, по жене, царю Михаилу Феодоровичу Романову.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, Даниил Романович Романов , Даниил Романович, боярин и дворецкий, старший сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны; ум. 27-го октября 1564 г. и погребен в Новоспасском монастыре. Будучи сыном Романа, внуком Юрия и правнуком Захария, Даниил назывался по деду Юрьевым или же, по прадеду, Захарьиным, а иногда Даниилом Романовичем Юрьевича Захарьина. Он был женат дважды, но фамилии обеих его жен неизвестны; 1-я жена его – Анна – на свадьбе князя Юрия Васильевича (брата царя Иоанна Грозного) 3-го ноября 1547 г. находилась у постели; она умерла 8-го июля 1552 г. и погребена в Новоспасском монастыре; 2-я жена – тоже Анна – умерла 24-го мая 1571 г., при нашествии на Москву и сожжении ее Крымским ханом Девлет-Гиреем; погребена тоже в Новоспасском монастыре. 3-го февраля 1547 г. царь Иван Васильевич женился на сестре Даниила РомановичаАнастасии Романовне; на этой свадьбе Даниил Романович, бывший в чине окольничего, «ходил перед царем». 3-го ноября 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича, «вино нес в склянице в церковь дворецкой Данила Романович». В качестве дворецкого он оповещал о решениях царя, что видно из следующих надписей на несудимых грамотах: 1) 1547 г., октября 15-го – попам и церковным причтам в царских селах; на обороте грамоты вверху: «Божьею милостию Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич всея Русии»; по средине: «А приказал дворецкой Данило Романович»; 2) 1548 г., ноября 30-го – Переяславскому Данилову монастырю о беспошлинном по городам пропуске 50 монастырских торговых подвод и о ежегодной даче этому монастырю руги; надпись: «Приговорил боярин и дворецкой Данило Романович». В поручной записи бояр и дворян по князе Иване Ивановиче Пронском о невыезде его из Московского государства, с обязательством уплатить в случае его побега 10000 руб., на втором месте подписался Данило Романович; выше его стоит подпись князя Феодора Ивановича Шуйского. Начиная с 1548 г., Данило Романович участвовал в походах царя Ивана Васильевича против Казанского царя Сафа-Гирея. Первый и второй походы были неудачны. Выступив из Москвы 11-го декабря 1548 г., войска, по случаю бездорожицы, пришли в Роботки лишь 2-го февраля 1549 г., простояли там три дня и вынуждены были, вследствие оттепелей и дождей, возвратиться в Москву, куда прибыли 7-го марта. В 1550 г, царь с войском подступил к Казани 14-го февраля, но, не дождавшись благоприятной погоды для осады города, ушел через одиннадцать дней обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов (Юрьев-Захарьин), НикитаРоманович Романов , Никита Романович (также Юрьев-Захарьин) – боярин; умер 23-го апреля 1586 г.; сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны и любимый шурин царя Иоанна Грозного. Он был женат дважды: в первом браке – на дочери Ивана Дмитриевича Ховрина – Варваре Ивановне Ховриной (ум. 18-го июня 1552 г.), во втором (вероятно, с 1555 г.) – на княжне Евдокии Александровне Горбатовой-Шуйской (ум. 4-го апреля 1581 г.), дочери князя Александра Борисовича Горбатова-Шуйского. Долгое время историки полагали, что от его первого брака родился сын Феодор, впоследствии патриарх Филарет Никитич. Вопрос о том, которая из двух жен Никиты Романовича была матерью Феодора, сильно интересовал Гр. Вас. Мещеринова, занимавшего в 1882–1901 гг. место командующего войсками в Казани; он изучил мельчайшие подробности, которые могли пролить свет на выяснения этого вопроса, и доказал, что Феодор был старшим сыном от второго брака его отца. В 1547 г., на свадьбе царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовной, Никита Романович, как один из братьев невесты, был «спальником» и «мовником». 3-го ноября того же 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дмитриевной Палецкой, у постели была его жена Варвара Ивановна, а сам он должен был спать у постели, ездить с князем и мыться с ним в мыльне. В 1547–1648 гг. в неудачном Казанском походе, продолжавшемся с 11-го декабря 1547 г. до 7-го марта 1548 г., (вследствие оттепели войска должны были вернуться из Роботок в Москву), Романов находился рындой у царя. В 1552 г., во время взятия Казани, он вероятно был с царем, так как князь Курбский в «Истории» упомянул, что шурья, т. е. Данило и Никита Романовичи, посоветовали царю немедленно вернуться в Москву. Затем в течение семи лет ничего не известно о службе Никиты Романовича. В 1559 г. во время Ливонского похода, он был товарищем князя Василия Семеновича Серебряного в передовом полку, а затем князя Андрея Ивановича Ногтева-Суздальского в сторожевом полку, где упоминается уже в чине окольничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Брянск. Вознесенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Белопесоцкий Предтечев мужской монастырь в Зарецкой слободе был основан в XVI в. В начале XVIII в. обращён в Воскресенский женский, затем в Вознесенский женский. Упразднён в 1766 г. «В приход польского короля под Брянск тот Петровский монастырь разорен был, и после того разорения того же Петровского монастыря старец Антоний самовольством своим против того Петровского монастыря за рекой Десною на луговой стороне, на монастырской их земле и в угодьях, построил вновь Предтечев монастырь», — читаем в «Истории Орловской епархии и описании церк­вей, приходов и монастырей», изданной в 1899 году в Орле. Возник монастырь в XVI веке. Название Белопесоцкий получил от местнос­ти. Находился на белом песчаном берегу. Предтеченский — по имени храма, построенного в середине XVII века в честь Иоанна Предтечи. Монастырь расстраивался с годами, обзаводился землей. Появились мельни­ца, рыбные и бобровые гоны на реке Снежети. В 1683 году Белопесоцкая обитель была передана в подчинение Брянско­му Петро-Павловскому монастырю. В самом начале восемнадцатого столетия здесь, как отмечено в первом томе «Трудов Киевской духовной академии», была построена Вознесенская церковь с приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Монастырь назывался по-разному: Предтечевым, Зарецким, Песоцким, Вознесенским. Просуществовала обитель недолго. Краток был и ее расцвет. Церковь же еще долго украшала это место. «...С Петровской горы виднелась Зарецкая церковь со своею шатровой колокольней, огненный разноцветный ко­нус, который красиво отражался на глади Десны», — писала газета «Брянский вестник» в конце XIX века. По материалам: http://www.puteshestvie32.ru/content/belopesockiy На месте настоящей зарецкой Предтеченской церкви в старину был Песоцкий (на песках) мужской монастырь. Когда он был основан — в точности неизвестно. Достоверно известно только то, что он был еще до литовского нашествия, т.е. до 1356 года. По крайней мере Иннокентий, архимандрит Киево-Печерского монастыря, подавая челобитную на имя царей Петра и Иоанна Алексеевичей (в 1684 г.), говорит:»тот-де монастырь (Песоцкий) исстари, до литовского разорения, построен по указу благоверной царицы Анастасии Романовны».

http://sobory.ru/article/?object=55734

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010