Текст Главы книги сей, глаголемому Временнику по седьмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета [I]. Царство великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца В той же главе: О опришнине О новгородцком пленении, о пролитии крови острия меча во гневе ярости царевы на град святый О царице и великой княгине Анастасие Романовне и о чадех О царевиче и великом князе Иванне Ивановиче О брате царя Ивана Васильевича всеа Русии князе Владимере Ондреевиче Старицком [II]. Царство благочестивое, иже от поста просиявши, великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии В той же главе: О заклании 1 государя царевича и великого князя Димитрия Ивановича в 99-м году, и о приходе крымского под Москву; и Борис Годунов з бояры и воеводы ратию против крымского в обозе стоял; и как крымсково царя Бог победил, и как он, крымской хан, ис-под Москвы побежал; и Борис Федорович Годунов з бояры и с ратными людьми мешкал 3 дни, чтобы царь подале ушол; и спустя 3 дни ходил Борис с Москвы, взяв рать из обозу всю, сказал государю: гонял за царем до Серпухова и побил. Тут же и о занеглинеском пожаре Борисовых зажигальников. Все деялось в одно время, в том же 99-м году, в одних неделях и днях О пострижении Борисом царицы Марии, матери царевича Димитрия Ивановича, по смерти его, и с Углеча ссылка ея О Богдане Бельском О принесении мощей святаго царевича Димитрия Ивановича с Углеча к Москве [III]. О обирании Бориса Федоровича на царство в Новом Девиче монастыре и о воцарении его; и как ево для в тот монастырь со кресты ходили, а после его Борисовы смерти престали ходить; и о серпуховском его 2 походе 106-го году, как ходил против царя, и о том, как при царе и великом князе Феодоре Ивановиче и при нем, Борисе, прелестники церкви ставили и образы писали во имя ангела их В той же главе: О крестном целовании царю Борису Федоровичю О утвержении имени писмены тогожде О Борисе же царе [IV]. Богопустное на Московское государство Ростригино беззаконное царство

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Чашниково. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Построенная в селе Чашниково Солнечногорского района Троицкая церковь упоминается в Писцовых книгах 1585 года. В конце 17 века владелец усадьбы Л.К. Нарышкин, брат царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, обновил обветшавшую церковь, пристроил приделы, паперть и шатровую колокольню. Храм построен в 1 пол. 16 в. в вотчине Н.Р. Захарьина-Юрьева. В 1688 г. реконструировалась на средства Л.К. Нарышкина, выстроена колокольня. Вторая реконструкция проводилась в сер. 19 в. при А.М. Карелине. Отдельно стоящая надвратная колокольня построена в 1895 г. по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова. К.В. Аминов Церковь Живоначальной Троицы была построена в нач. XVI в., по стилистическим особенностям относится к храмам, возводившимся " фряжскими " (итальянскими) мастерами. Церковь четырехстолпная, пятиглавая, соборного крестово-купольного типа. Отличительная особенность - отсутствие алтарных апсид и терракотовый пояс на восточном фасаде. Документально известна с 1585 г. " каменной о пяти верхах " , когда Чашниковым владел боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, брат первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны. В 1688-1690-х гг. храм реконструируется Л.К. Нарышкиным: надложены своды, устроено четырехскатное покрытие вместо позакомарного, пристроены паперти с приделами Алексия, Человека Божиего (южный, некоторые исследователи считают его изначальным) и Владимирской иконы Божией Матери (северный, устроен в 1688 г.), построена шатровая колокольня, закомары украшены " раковинами " , изменена форма глав из шлемовидных на шарообразные. При коллежском асессоре А.М. Карепине частично переделывались интерьеры, в частности, приделы объединены с главным помещением широкими арками. В 1895 г. церковь расписана бригадой палехских мастеров Н.М. Сафонова и написаны иконы " в древнем стиле " для главного иконостаса. В советское время храм не закрывался. Подлинных древностей в интерьерах, к сожалению, не сохранилось. Старейшим является иконостас Владимирского придела в традициях классицизма первой половины XIX в. Росписи палешан также практически записаны уже в 1970 г.

http://sobory.ru/article/?object=00106

Более 260 тысяч рублей пожертвовали хабаровские судебные приставы монастырю в Ярославской области 10 сентября, 2013. Новостная служба Для проведения восстановительных работ в монастыре многие работники УФССП изъявили желание перечислять определенные суммы из своей зарплаты ежемесячно. 10 сентября. ПРАВМИР. Работниками Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю в добровольном порядке собрано и перечислено на счет Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском Ярославской области более 263,7 тысяч рублей. Об этом сообщает  пресс-служба УФССП России по Хабаровскому краю . Для проведения восстановительных  работ в монастыре многие работники УФССП изъявили желание перечислять определенные суммы из своей зарплаты ежемесячно. Помощь в восстановлении Феодоровского женского монастыря оказывают все территориальные органы ФССП России. Монастырь является одним из основных памятных мест, связанных с именем Феодора Стратилата, который с 2010 года по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла считается небесным покровителем службы судебных приставов. Наиболее древним сооружением на территории Федоровского монастыря является пятиглавый собор в честь Феодора Стратилата. В настоящее время над собором попечительствует Федеральная служба судебных приставов. Согласно легенде, обитель была основана в 1304 году на месте битвы москвичей и переславцев с тверской дружиной.Строительство этого храма связывают с рождением в 1557 году царевича Федора, сына Ивана Грозного. По местному преданию, царица Анастасия Романовна разрешилась от бремени неподалеку от Переславля, где теперь стоит Феодоровская часовня. Первоначально монастырь был мужским, после смуты и моровой язвы стал женским. В конце XVII – первой половине XVIII века Федоровская обитель находилась под вниманием царской семьи. На средства царевны Натальи Алексеевны построили две церкви, делал богатые вклады и Петр I. С 1722 года по указу Петра I монахини этого монастыря обучались «прядению немецкой пряжи». В начале ХХ века эта обитель была крупнейшей в городе по численности насельниц – здесь  проживало около пятисот монахинь.

http://pravmir.ru/bolee-260-tysyach-rubl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Еп. Сарский и Подонский (Крутицкий) (1559-1565). Не позднее 1556 г. стал настоятелем Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 3 февр. 1556 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный в ответ на просьбу М. разрешил приобрести для мон-ря вотчину за 200 р. Через месяц царь выдал Кириллову мон-рю тарханную грамоту, а в следующем году освободил от уплаты нек-рых податей. 27 мая 1558 г. еп. Великопермский и Вологодский Киприан подтвердил М. данную ранее Кирилловой обители жалованную грамоту о невзимании владычной дани с приписного монастырского Георгиевского храма. В 1556-1557 гг. кн. Д. Д. Ухтомский продал мон-рю с. Карповское с деревнями; щедрые вклады в Кириллов мон-рь при М. в 1553-1554 гг. сделали удельный кн. Старицкий Владимир Андреевич и его мать Евфросиния, ряд представителей московской знати. В 1556/57 г. при М. в Кириллов мон-рь был дан вклад сосланным туда в 1554 г. еп. Рязанским и Муромским Кассианом , корм по к-рому творился в обители 21 окт. Дата архиерейского рукоположения М. точно неизвестна, поскольку в летописании не указаны хиротонии последних лет святительства митр. св. Макария . По данным вкладной книги Кириллова Белозерского мон-ря, М. был настоятелем до 1558 г. включительно. Впервые имя М. как еп. Крутицкого (неофиц. титул епископов Сарских и Подонских, викариев митрополитов Московских) появляется в летописи под 1560 г. В авг. он был на погребении первой рус. царицы Анастасии Романовны в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре в Кремле. 14 авг., неделю спустя после кончины царицы, «приходил ко царю и великому князю бити челом отец его и богомолец Макарей Митрополит всея Русии да владыка Матфей Сарский и Подонский и архимандриты все» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 329), которые призвали государя ко вступлению во 2-й брак. 24 нояб. 1563 г. М. отпевал скончавшегося брата царя - удельного князя Юрия (Георгия) Васильевича .

http://pravenc.ru/text/2562666.html

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (утраченный). Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной , Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1807 и 1808. Год утраты:1942 (взорван) Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, с. Махра, на территории Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, с южной стороны церкви Стефана Махрищского Координаты: 56.269839, 38.679351 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый в обители деревянный храм в честь Живоначальной Троицы был построен ее основателем преподобным Стефаном Махрищским в середине XIV века. Предположительно около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней монашеской обители. Спустя два века, при игумене Варлааме (будущем святителе Суздальском и Тарусском), на месте сгоревшего деревянного Троицкого храма был построен новый каменный. Деньги на его сооружение передал в 1557 году царь Иоанн Васильевич Грозный, облачения на престол пожертвовала царица Анастасия Романовна. При строительстве чудесным образом были обретены мощи преподобного Стефана Махрищского. Над святыми мощами в течение 1557-1558 годов была сооружена и освящена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом нового, строившегося собора. В основном строительство Троицкого собора было окончено до 1570 года, но работы продолжались и после, о чем свидетельствует значительный вклад князей Глинских в 1578 году. По окончании строительства собор представлял собой трехапсидный четырехстолпный одноглавый храм на подклете, к которому с юга и запада примыкали крытые паперти с крыльцами, а с севера – небольшой бесстолпный одноглавый четверик Стефановского придела. Как свидетельствует опись 1642 года, на паперти храма находилось несколько колоколов: «…благовестный да четыре колокола поменьше…», здесь же упоминается о иконах из иконостаса Троицкого собора, некоторые из них сохранились до нашего времени:

http://sobory.ru/article/?object=48198

Н.А. Маясова Указатель мастеров 972 Агапова, мастерица Строгановых (уп. в 1680 г.) – с. 55 Анастасия Романовна, жена царя Ивана Грозного (1547–1560), хозяйка мастерской и мастерица – с. 35; кат. 18, 19 Афанасия, мастерица, старица Горицкого (Горского) монастыря (уп. в 1706 г.) – кат. 151 Борис, священник, смоленский знаменщик (уп. в 1516 г.) – с. 9 Борисов Иван, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1628–1644 гг.) – с. 50, 51; кат. 98 Бугурлина Акулина Петровна, жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1691–1711 гг.) – с. 63, 73; кат. Васса, мастерица, жившая около Тфоице-Сергиева монастыря (уп. в начале XVII в.) – с. 55 Владимиров Иван, иконописец, знаменщик Серебряной палаты (уп. в 1625–1677 гг.) – с. 48; кат. 79 Волкова Домна (Домникея), мастерица, старица Варсонофьевского монастыря (ул. в 1631–1649 гг.) – с. 11,54 Волонская Ненила, «светлишная писица» Царицыной мастерской палаты (уп. в 1643 г.) – с. 9 Гаврилов Третьяк (Кушников Третьяк Гаврилов), царский иконописец (уп. в 1626–1639 гг.) – с. 47,48; кат. 94 Гомулин Андрей, жалованный знаменщик Золотой и Серебряной палат, словописец (уп. в 1640–1670-х гг.) – с. 47, 51; кат. 101, 119–121 Гомулин Иван, знаменщик Серебряной палаты, словописец (уп. в 1630–1660-х гг.) – с. 10, 46, 47, 51; кат. 80–82 ,85, 86, 87, 92, 96, 99, 100 Горяинова Мария, мастерица Царицыной мастерской палаты (ул. в 1680 г.) – кат. 125 Дашкова Дарья Ивановна, боярыня, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1673 г.) – с. 9 Дермин Постник (Постник Дмитриев сын Ростовец), жалованный царский иконописец (уп. в 1584–1591 гг.) – с. 9 Евдокия Лукьяновна Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича (1626–1645), хозяйка мастерской и мастерица – с. 47; кат. 85–87,89,90,92–96,98, 174 (?) Елена (Олена), княгиня Верейская, хозяйка мастерской и мастерица (ул. в 1466 г.) – с. 56 Зубов Федор Евтихиев, царский жалованный иконописец (V п.в 1647–1689гг.) –кат. 128 Иванов Кирилл, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1642–1696 гг.) – с. 50, 51; кат. 98

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Надобно полагать, что он родом был или из Сольвычегодска, или из ближайших окрестностей его. Не долго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя. Преп. Логгин, пришедши на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Христофор, по совету наставника своего, исполнил заповедь учителя, и еще десять лет подвизался в Коряжемской обители. Каждый день по нескольку раз он приходил к его могиле, вспоминал старца и спрашивал сам себя, так ли он живет и подвизается, как тот учил его? Наконец, после многолетних подвигов вышел из монастыря и поселился в лесу, в вершине речки малой Коряжемки, в 20 верстах к югу от монастыря; целые дни и ночи проводил он в молитве пред иконою Божией Матери Одигитрии, которою его благословили при выходе из монастыря, и для которой он устроил близ своей кельи часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим, ставить себе кельи близ его хижины и просить от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне пред иконою Богоматери получали исцеление от своих болезней; это еще более стало привлекать к пустыннику как богомольцев, так и желавших с ним сожительствовать, так что преп. Христофор, против воли своей, должен был построить храм и принять начальство над состоявшеюся обителью. Около 1555 года церковь была освящена во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Кроме этой чудотворной иконы, в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. Царица Анастасия Романовна, услышав о чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться его водою, и по приказанию царя Иоанна Васильевича, преп. Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца достаточною суммою денег на устройство обители. Исполнив царскую волю, но влекомый жаждою безмолвия, преп. Христофор вышел из обители в 1572 году, но куда скрылся, когда и как скончался, осталось никому неизвестным. В 1764 году пустыня его была закрыта и церковь обращена в приходскую (Верюжский, стр. 491–494). 302. Преподобный Логгин начальник Никольскаго монастыря Коряжемскаго на реце Вычегде новый чудотворец, преставися в лето 7048 месяца февраля в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

П.В. Долгоруков Князья Кольцовы-Масальские Имя Масальских приняли от владения предками их городом Масальском (в нынешней Калужской губернии), а имя Кольцовых от предка, имевшего прозвище Кольцо. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XIX: Князь Василий Васильевич Кольцо Масальский (см. родословие потомков Святого Князя Михаила Черниговского в статье о князьях Одоевских) † 1577 КОЛЕНО XX: Князь Владимир Васильевич Кольцов-Масальский, боярин † 1640; женат на Марфе Ивановне NN КОЛЕНО XXI: Князь Иван Владимирович Князь Андрей Владимирович Князь Григорий Владимирович КОЛЕНО XXII: Князь Михайло Андреевич КОЛЕНО XXIII: Князь Иван Михайлович Князь Андрей Михайлович Князь Федор Михайлович Князь Борис Михайлович КОЛЕНО XXIV: Князь Яков Иванович Князь Василий Иванович Князь Пётр Иванович Княжна Евдокия Ивановна Князь Дмитрий Андреевич Князь Алексей Андреевич Князь Василий Андреевич Князь Юрий Фёдорович; женат на Евдокие Венедиктовне Хитровой (впоследствии жена Василия Васильевича Головина) Князь Михайло Федорович Князь Дмитрий Федорович † 30 октября 1718 КОЛЕНО XXV: Князь Иван Петрович Князь Алексей Иванович; женат на княжне Анне Романовне Горчаковой Княжна Татьяна Ивановна, за Петром большим Ивановичем Левшиним Князь Иван Михайлович; женат на княжне Евдокие Ивановне Лобановой-Ростовской КОЛЕНО XXVI: Княжна Анастасия Алексеевна, рождение 12 декабря 1756 † 22 июня 1798, за бригадиром князем Александром Сергеевичем Волконским Княжна Пелагея Алексеевна † 24 апреля 1826; за Плоховым Князь Сергий Иванович Княжна Варвара Ивановна, рождение 1747 † 1786 КОЛЕНО XXVII: Князь Андрей Александрович † 7 лет от роду Князь Николай-Андрей Александрович, обер-гофмейстер, рождение 4 декабря 1758 † 16 апреля 1843; женат на Ольге Михайловне Лачиновой, рождение 11 января 1781 † 31 января 1847 КОЛЕНО XXVIII: Князь Александр Андреевич, рождение 21 мая 1797 † 9 июня 1834; женат на Любови Дмитриевне Языковой КОЛЕНО XXIX: Князь Николай Александрович, рождение 1823, женат на Соколовой Князь Александр Александрович, рождение 1826; женат на княжне Елене Михайловне Гика

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич) Дата рождения: ок.1553-54 гг. Дата смерти: 1 октября 1633 г. Страна: Россия Биография: Феодор Никитич Романов-Юрьев родился около 1553-1554 гг., принадлежал к одному из видных боярских родов, был племянником первой жены Иоанна Грозного (его отец Никита Захарьин-Юрьев — брат супруги царя Анастасии Романовны). Воспитываясь в придворной обстановке, был широко образован, любим народом, принимал участие в государственных делах. Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1586 г. будущий Патриарх имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593-1594 гг. упоминается как псковский наместник. К концу царствования Феодора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы. После смерти царя Феодора Иоанновича как его ближайший родственник стал одним из законных претендентов на русский престол. Подвергнутый опале при Борисе Годунове в 1600 г., был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Его жена Ксения Шестова также была насильно пострижена в монашество с именем Марфа. После смерти Бориса Годунова в 1606 г. поставлен митрополитом Ростовским, в том же году участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским. В 1610 г. был освобожден из тушинского плена, впоследствии назначен на должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу и почти девять лет пребывал в плену. В 1613 г. Земский Собор избрал на русское царство Михаила Романова, за его отцом был утверден титул «нареченного Патриарха». 1 июня 1619 г. освобожден в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. и был торжественно встречен сыном. Прибыл в Москву 14 июня 1619 г.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198587...

100 лет назад, 21 февраля/6 марта 1913 года был издан Высочайший манифест самодержца Российского императора Николая II «о 300-летии всенародного призвания Великим Поместным Церковным и Земским Собором 1613 года на царство Дома Романовых». Это был первый отмечаемый столь широко и масштабно юбилей царствования, и менее всего это было чествование одного рода, одной семьи. 300-летие Дома Романовых промыслительным образом подводило итог целой эпохе, оказавшись – и сегодня мы особенно ясно видим это – очередным значимым рубежом в многотрудной судьбе государства Российского. В истории, будь то история жизни отдельного человека, рода и тем более история государства, не бывает мелочей. И она всегда полна символов и знаков. И важно не только современникам, но и нам, потомкам, эти символы и знаки распознавать и понимать. Достойно внимания то обстоятельство, что государи новой династии, образовавшейся после Смутного времени, стали носить именно фамилию «Романовы». Вспомним, что первым их предком считается боярин Андрей Кобыла, пришедший из Новгорода на службу к московскому князю Симеону Гордому. Но царям не суждено было носить фамилию «Кобылины». Не стали они Шевлягиными – по прозвищу родного брата Андрея Кобылы Федора Шевляги. Не стали они Жеребцовыми, Ивантеевыми, Гавшиными или Кошкиными. Хотя могли, потому что дети Андрея Кобылы носили все эти прозвища: Семён Жеребец, Александр Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов, но не основателями династии, которая бы носила их фамилию. От Фёдора Кошки пошли Кошкины, но дети Захария Ивановича Кошкина назвались Кошкиными-Захарьиными, а внуки уже просто – Захарьиными. Один из них – Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев. Именно ему суждено было дать фамилию грядущей династии. Его дочь Анастасия Романовна стала первой и самой любимой женой Ивана Грозного. А от сына Никиты Романовича родился Фёдор Никитич – будущий патриарх Филарет. Он-то и стал носить фамилию «Романов» в честь своего деда.

http://pravoslavie.ru/59942.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010