В 1887 г. на территории бывшего церковного сада была возведена первая в Москве центральная электростанция, которая носила имя Георгиевская. В конце позапрошлого века XIX века Георгиевская церковь служила своеобразным домовым храмом императорских театров. Бывшие храмы монастыря оставались невредимыми до мая 1930 г. После сноса на их месте построена советская школа. Храмовая икона св. Георгия была передана в церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке, надгробия отдали в музей Спасо-Андроникова монастыря. Построена в нач. XVIII в. на месте древней церкви. 5-главый храм с шатровой колокольней, с северной стороны пристроен придел вмц. Екатерины, не восстановленный после 1812 г. Закрыт не раньше 1929 г., снесен в сер. 1930-х гг. Бывший Георгиевский женский монастырь, упраздненный после наполеоновского нашествия. Источник: Храмы России Георгия Победоносца великомученика Московский женский монастырь в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский), И.М. Снегирёв, А.С. Ратшин, В. В. Зверинский) полагали, что Георгиевский монастырь основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны. Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал которой сгорел вместе с архивом в 1812 г. (Справка с записки была опубликована в изд.: Чеботарев Х.А. Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787). Согласно тексту опубликованной «справки», Георгиевский монастырь «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, которая упоминается в источниках с 1461 г.

http://sobory.ru/article/?object=34972

В 1936 году часть церковных ценностей (иконы, оклады, богослужебная утварь) были насильственно изъяты представителями власти и вывезены из храма. В 1937 и в 1941 году были сброшены колокола. Но храм большевики закрыть не смогли. Его отстояли прихожане, не побоявшись гонений. Вот имена двадцати прихожан, отстоявших храм: Лашкова Александра Романовна, Маркова Анастасия Романовна, Родионова Прасковья Климовна, Новожилова Акулина, Андриянов Михаил, Андриянова Анастасия, Башилов Михаил Петрович, Кузнецова Александра Николаевна, Титова Мария Павловна, Лаврова Екатерина, Ермолаев Иван Васильевич, Филков Илья Васильевич, Табаков Илья Иванович, Комков Алексей Михайлович, Казулин Иван Харитонович, Кремнев Иван, Роднова Евдокия, Лашкова Мария Романовна, Иовлева Прасковья Ивановна, Жильцова Клавдия Ивановна. Вместе с ними следует помнить иеромонаха Гавриила, служившего в 1938-41 годах, который также сделал много для спасения храма. К пятидесятым годам XX века Ильинский храм в значительной степени обветшал, фрески в Ильинском приделе очень сильно пострадали, пострадали также иконы в иконостасе. С 1961 по 1984 год настоятелем Ильинской церкви стал священник Михаил Федоров. Он был участником Великой Отечественной войны, и во время одного из боевых сражений дал слово служить Богу, коль останется жив. После войны бывший солдат окончил семинарию, а затем был направлен в Ильинскую церковь, где прослужил до последнего дня своей жизни. Протоиерей Михаил Федоров сделал очень многое для восстановления Ильинского придела в его изначальном великолепии. Реставрационные работы проводила бригада иконописцев из Риги. После кончины отца Михаила настоятелем храма с 1984 по 2003 год был протоиерей Борис Ничипоров. Он продолжил работы по благоустройству церкви, начал работу с детьми и молодежью, создал детско-юношеский центр «Новая Корчева», привнес новые формы общения с прихожанами, способствовал тому, что многие горожане стали прихожанами Ильинского храма, а Ильинский приход и детско-юношеский центр стали известны во всей России и во многих странах мира. В отце Борисе сочетались качества пастыря, педагога, ученого, публициста. После кончины протоиерей Борис Ничипоров был погребен на территории Ильинского храма. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_пророка_И...

До земли поклонился боярин старцу и получил его благословение. Чрез нисколько времени Андрей явился к преподобному с дарами: принес ему «бремя хлебов, два пуда ржи и ячменя» и просил его наставлений 4 . В житии преподобного Александра Свирского более ничего не говорится об Андрее Завалишине. Недостаток письменных известий о нем мы восполним местными преданиями. Недолго Андрей оставался в своей вотчине. По совету преподобного Александра он оставил мир и посвятил себя отшельнической жизни и поступил в братство своего учителя с иноческим именем Адриана. Упражняя себя в аскетических подвигах, он подражал во всем своему настоятелю. Испытав и укрепив свои силы многолетним подвигом в Свирской обители, преподобный Адриан возжелал уединения и безмолвия. С благословением своего игумена он избрал себе на берегу Ладожского озера место и поселился на нем. Пустынная жизнь нового отшельника вскоре сделалась известною 5 . К нему начали собираться ученики и подражатели. Основался монастырь, названный по имени основателя его Андрусовым 6 . Неизвестно, в каком именно году основана обитель, но можно полагать, что не позже времен царствования Василия Ивановича, отца Ивана Васильевича Грозного, в начале столетия. На это указывает грамота царя Василия Ивановича Шуйского 7 , в которой упоминается, что Иван Васильевич и утвердил жалованную монастырю милостыню родителя своего Василия Ивановича. Устроив пустынь и собрав братию, преподобный Адриан, вероятно, по монастырским нуждам отправился в Москву. В это время у царя Ивана Васильевича IV родилась дочь Анна от первой супруги его Анастасии Романовны 8 . И Грозный царь, вероятно, из уважения к иноческим подвигам Адриана 9 , избрал его вместе с другим старцем Геннадием, из Сарарайской пустыни, в восприемники своей новорожденной дочери. Об этом событии летопись отметила так: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549, августа в 10 день, в субботу, на неделю, в нощи той, в начале 4 часа, родися царю и великому князю Ивану Васильевичу всея России дщи, царевна Анна, от царицы и великия княгини Анастасии, от дщери Романа Юрьевича, а крестил ее благоверный царь в новом монастыре Девичье, в церкви святых и праведных Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал царь и великий князь в субботу в монастырь и обложил храм св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту, слушав всенощное и заутреню, и заутрия день в неделю августа в 18 день церковь освящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Андрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни, Корнилиев ученик, и действовал священническая игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Много согрешал ты пред Богом по немощи человеческой, и Господь, вразумляя тебя, наказывал; но ты не изменял вере Православной, и потому Господь, наказуя тебя отечески, миловал, и в тяжкие годины испытаний, когда, казалось, ты стоял уже на краю гибели, Он посылал тебе, кающемуся, избавление. Древние родословцы повествуют, что шесть веков тому назад, в мрачные годы монгольского ига, татарский мурза Чет, на возвратном пути из русских городов в Орду, на Волге, при впадении в нее реки Костромы, тяжко заболел и во сне имел видение: ему явилась Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем и с предстоящими пред Нею в молении св. Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Потрясенный этим видением, Чет дал обет креститься, если выздоровеет, и, поправившись от болезни, приял св. крещение под именем Захария, а на месте бывшего ему видения построил монастырь, ныне именуемый Ипатьевским. От этого Захария пошел род Годуновых, которые считали Ипатьевский монастырь как бы родной себе обителью, делали в него вклады и способствовали его укреплению и возвышению. Шли годы; многие знатные роды, роднясь между собою, вступали в родственные связи с Царями всея Руси. Но ни один из боярских родов не был так близок к потомству Святого Владимира, как род Романовых-Юрьевых-Захарьиных. Исследования родословия показывают, что в течение XIV, XV и XVI веков между представителями этого именитого рода и потомками князя Владимира было заключено 12, а по некоторым сведениям – 16 брачных союзов и, наконец, сам Царь Иоанн IV Васильевич женился на боярышне Анастасии Романовне Юрьевой-Захарьиной. Браку этому предшествовало следующее обстоятельство, в коем, несомненно, проявлен был Промысл Божий. В 1530 году преподобный Геннадий Костромской прибыл в Москву и посетил, по приглашению, дом боярыни Иулиании Феодоровны, супруги окольничьего Романа Юрьевича Захарьина, прабабушки Михаила Феодоровича, и, благословляя детей ее: Даниила, Никиту и Анастасию, сказал последней: “ Ты ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам Царицею”. Его предсказание сбылось в точности: Анастасия была первою супругою Иоанна Грозного, любимицей Царя и народа; благоговейное воспоминание об ее добродетелях много содействовало призванию на Царство сына ее племянника – Михаила. Преподобный Геннадий в 1549 г. сам присутствовал при крещении дочери Царицы Анастасии Романовны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

http://www.intomoscow.ru/modules.php/ За века существования у этого храма было много названий: Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом. Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу – одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича она, по всей видимости, была деревянная. Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата – в ночь на 25 марта 1492 года. В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей. Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито». После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название – «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

http://sobory.ru/article/?object=03733

А между тем Вы, Елена Романовна, ведь не только восхищаетесь пушистостью и умилительностью домашних любимцев, но и сталкиваетесь с жестокостью по отношению к ним. И лучше меня знаете, что она по большей части сопровождается жестокостью к детям. Вот и расскажите, какие черты современного человечества Вам приходится наблюдать и — не побоюсь сказать — против них выступать. Е. С.: Отец Алексий, настоятель Храма Святой Живоначальной Троицы в Поленово, на недавней пресс-конференции, посвящённой необходимости принятия федерального закона о защите животных от жестокого отношения, сказал: “Самое опасное существо для всего живого — это человек, который уничтожает то, что создано не им, а Господом. Уничтожая животных, мы уничтожаем свою душу”. И это действительно так. В своё время я написала несколько материалов о серийных преступниках. Так вот, многие из этих нелюдей (согласно исследованиям — 85 процентов) начинали свою кровавую карьеру с издевательств над животными. “Хочу — бабочке крылья оторву, хочу — птичке шею сверну, хочу — отрублю хвост собаке”, — растаптывая слабых, они упивались своей властью над ними. Но однажды и этого становилось мало, и они переходили на людей: детей, женщин, стариков. М. Ж.: Да уж, самое время обличать сентиментальность. Но Вас же больше всего сейчас интересует именно христианское отношение к животным, так что давайте об этом. Е. С.: Не просто интересует, а я об этом и думала, и читала. Вот незадолго до смерти сестра Марины Цветаевой Анастасия Ивановна написала своему давнему другу архимандриту Виктору (Мамонтову) письмо, в котором размышляла о будущей судьбе животных. Сколько она ни спрашивала священников — чёткого ответа никто не дал. Между тем для Цветаевой, человека глубоко верующего, этот вопрос был далеко не праздным 2 . В своём письме архимандриту Виктору она ссылается на рассказ художника Сурикова о необыкновенной преданности кошки его родственницы, не угасшей и после кончины хозяйки. Кошка просидела на пороге всё отпевание, а потом побрела со всеми на похороны, да так и осталась на могиле до смерти.

http://pravmir.ru/zhivotnyie-ryadom-s-ch...

В 1992 году храм возвращен Церкви, но реально войти в храм и начать богослужебную деятельность удалось лишь в 2003 году. Миролюбов И., иерей 1 октября 1618 года была предотвращена последняя попытка поляков захватить русский престол. В память этого события воздвигнут храм Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовом селе Рубцове. Сначала был поставлен деревянный обыденный храм (1619), затем возведен и освящен в 1626 году каменный с двумя приделами, по правую сторону придел теплый во имя преподобного Сергия Радонежского, по левую – придел царевича Димитрия. Построили храм в архитектурных формах характерных для эпохи царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. «Государь постави храм каменный по обету своему во имя Покрова Пречистыя Богородицы в дворцовом селе Покровском». В «Разрядных книгах» была также сделана под 7135 (1626) годом запись: «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». Вместе с государем выехал в Рубцово весь царский двор из Кремля и был устроен по поводу освящения праздничный стол. Земля, на которой стоит храм, сохранила историческую память о многих событиях в жизни царской семьи Романовых. Село Рубцово, (позднее Покровское) Московского уезда, при впадении речки Рыбинки в Яузу было пожаловано царем Иваном Грозным боярину Никите Романовичу Юрьеву, брату первой жены царя Анастасии Романовны и матери царя Федора Ивановича. Перейдя по наследству боярину Федору Никитичу Романову (будущему патриарху Филарету), после воцарения его сына Михаила Федоровича, стала государевой подмосковной усадьбой. «Разрядные книги» XVII века содержат многочисленные сообщения о посещениях государя Михаила Федоровича и государя Алексея Михайловича своей вотчины, проходивших там богослужениях в храме Покрова, торжественных приемах послов и различных гостей в Покровском дворце, праздничных обедах, семейных торжествах, царской охоте весной и осенью в окрестностях Покровского и Семеновского. В 1733 г. в царствование Анны Иоанновны в селе Покровском был построен дворец для русской принцессы, дочери Петра I Елизаветы, которой принадлежало дворцовое село. Во времена императрицы Елизаветы Петровны дворцовая усадьба в Покровском превратилась в своеобразный зеленый цветущий «вертоград» с прудами, аллеями плодовых деревьев и ягодных кустарников, качелями, каруселями, раскатами катальных гор, праздничными народными гуляниями в масленицу, на Пасху и на Троицу.

http://sobory.ru/article/?object=02191

В обители существовало три храма: первый - памяти свв. великомученика Никиты; трапезная в честь Благовещения Богородицы; над святыми вратами монастыря - церковь Архангела Гавриила. Наиболее интересное сооружение монастыря - Никитский собор (1561-1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Сам собор представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным перекрытием. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII веке. Для симметрии с северной стороны пристроен Всехсвятский придел. В храме прп. Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги. У южных стен монастыря находится трапезная с Благовещенской церковью (XVII в.). В одном из помещений трапезной останавливался Петр I во время приездов в Переславль. Шатровая колокольня (1668) примыкает к трапезной. Вблизи монастыря находится часовня (1702), представляющая собой два цилиндрических объема, увенчанных главкой. Она сооружена на месте легендарного исцеления черниговского князя Михаила. Близ храма был построен каменный столб на месте того столба, где подвизался преподобный. В ризнице обители имелось множество дорогих предметов и дорогих вещей из утвари, подаренные Анастасией Романовной (супругой Ивана Грозного), патриархом Филаретом. С 1994 г. монастырь становится действующим. В храме под спудом находятся мощи прп. Никиты и мощи прп. Корнилия Переславского. При монастыре находится целебный источник прп. Никиты. Никитский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Переяславля, в 19 верстах от железнодорожной станции Берендеево. Известен был в XII веке под именем лавры. В 1611 году монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя Михаила Федоровича. Здесь подвизался преподобный Никита Столпник (см. 24 мая); над мощами его в соборном храме его имени (освященном в 1574 году) устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги пр. Никиты. Близ храма, на месте столпа, где подвизался преподобный, сделан каменный столп. В числе церковной утвари есть вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Федоровича, патриарха Филарета и бояр. В церкви Благовещенья замечательна художественно-вышитая икона преподобного Никиты — дар Анастасии Романовны. Ежегодно 24 мая и 21 июля совершаются крестные ходы из города Переславля в монастырь. При нем школа.

http://sobory.ru/article/?object=00441

Вероятно, первоначально был сделан Волковский список в его сохранившейся части XVI в. (не ранее 1556; ранее этого времени не могла быть создана вошедшая в «К. с.» 3-я редакция Жития митр. Ионы), к-рому могли предшествовать материалы подготовительного характера, затем с него был сделан Томский список, с к-рого в свою очередь была снята копия - Чудовский список (согласно А. В. Сиренову, его текст создавался с привлечением Волковского списка, см.: Сиренов. 2007. С. 165-218). Основной текст «К. с.» доведен до описания событий февр. 1560 г.- о многих важных событиях начиная с лета этого года (например, о смерти царицы Анастасии Романовны и 2-м браке Иоанна IV) памятник умалчивает. Можно полагать, что основной текст «К. с.», включавший 1-17-ю степени, был создан к нач. 60-х гг. XVI в. Судя по всему, в нач. 1563 г. в связи со взятием Полоцка (15 февр.) текст «К. с.» был дополнен рассказом о начале Ливонской войны (гл. 18 17-й степени). На заключительном этапе редактирования «К. с.», не позднее 31 дек. 1563 г. (составитель «К. с.» не упоминает о смерти митр. Макария), ее текст в Волковском и Чудовском списках был дополнен пространной похвалой кн. Владимиру (гл. 72 1-й степени), а в текст Чудовского списка была включена статья «Царские сановники». Составителем «К. с.» являлся протопоп кремлевского Благовещенского собора , духовник царя Иоанна IV Андрей (в иночестве Афанасий , в 1564-1566 митр. Московский). На авторство Афанасия, переяславца по происхождению, указывает следующее: в «К. с.» помещен выполненный от первого лица рассказ об исцелении у гробницы вел. кн. св. Александра Ярославича Невского во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре : имя исцеленного отсутствует в «К. с.», но есть в записи под 6999 г. в Шумиловском томе Лицевого летописного свода , что указывает на Афанасия (ПСРЛ. Т. 12. С. 230). Кроме того, описание ряда деталей в рассказах о Никите Переславском (гл. 18 6-й степени) и Евдокии Димитриевне (Евфросинии) (главы 14-20 12-й степени) указывает на хорошее знакомство книжника с переславской историко-церковной топографией.

http://pravenc.ru/text/степенны.html

Все это лежит в области гипотез. Достоверная история Измайлова и его владельцев начинается со времени правления Ивана Грозного. После женитьбы на Анастасии Романовне царь пожаловал брату своей жены, боярину Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, Измайлово с деревнями в вотчину – в наследственное родовое владение. (Кстати, тогда же царь пожаловал ему и село Рубцово, где потом тоже находилась царская резиденция Романовых.) О времени пожалования тоже нет единых мнений. Наиболее вероятно, что это произошло в 1550 году, когда царь решил расселить в пределах Москвы свою «избранную тысячу», то есть окружить Москву вотчинами особо преданных ему людей, чтобы в любой момент их можно было срочно созвать в столицу. Среди «избранных» был и царский шурин. Есть и другое мнение, основанное на записях в писцовых книгах, что Измайлово принадлежало боярину Никите Романовичу с 1573 года, поскольку оно упоминается письменно в 1570-х годах как его вотчина. Так или иначе, владельцем Измайлова стал боярин Никита Романович, отец патриарха Филарета и дед первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Кстати, именно он основал в Москве Никитский монастырь, давший имя Большой и Малой Никитским улицам, и вообще оставил по себе очень добрую память. В своей новой резиденции царь предавался охоте и садоводству. По легенде, ему, а не Борису Годунову, царь Феодор Иоаннович будто бы намеревался оставить престол, что вызвало лютую ненависть Годунова к Романовым. Никита Романович умер в 1586 году, оставив семерых сыновей. По имени деда, Романа Юрьевича Захарьина, они получили фамилию Романовы и при Борисе Годунове были подвергнуты страшной опале: их обвинили в замысле отравить царя. Старший брат Федор Никитич был насильно пострижен в монахи с именем Филарет. Измайловская вотчина еще год принадлежала Михаилу Никитичу, но потом и он был сослан, и умер в изгнании. Младший, болезненный Иван Никитич по прозвищу Каша вернулся в Москву из двухлетней ссылки и укромно прожил в ней до смерти Годунова. Лжедмитрий I вернул ему родовую вотчину и пожаловал в бояре, а потом он вошел в правительство Семибоярщины.

http://pravoslavie.ru/3688.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010