В. Псково-Печерский монастырь Печерский монастырь основан в 70-х годах XV в. Первым основателем его был препод. Иона (ок. 1470 г.); в 1472 г. явилась здесь икона Успения Богоматери, а в 1473 г. освящена первая пещерная церковь , ископанная препод. Ионою. Вскоре устроена была и деревянная церковь на горе. Первая каменная церковь Благовещенская устроена при игумене Корнилии в 1541 г. Весь монастырь в XVI в. вырос и окреп. Средства монастыря получались от доброхотных пожертвований, в числе которых известны денежные и вещевые вклады царя Иоанна Васильевича Грозного, именитых древних родов – Романовых, Оболенских, Долгоруковых, Гагариных, Годуновых, Шереметевых и др.; также – воевод, дворян, дьяков и детей боярских. В настоящее время это – первоклассный монастырь, на Лифляндской границе в 43 верстах от Пскова. Число сохранившихся здесь древностей очень значительно: по-видимому, это наиболее цельное и ценное из всех археологических собраний Псковской епархии. Большая часть предметов старины относится к XVI–XVII вв.; небольшая часть к XVIII в. Со стороны их основного характера и назначения, все они разделяются на две группы: большую группу составляют предметы церковного назначения: кресты напрестольные и наперсные, евхаристические и другие сосуды, церковные одежды, плащаницы и т.п.; меньшую – предметы домашнего быта: дорожный столовый прибор царя Ивана Грозного, ковши, кружки, чарки, братины, кубки, золотые серьги, по преданию, царицы Анастасии Романовны, золотой перстень ее же, охотничьи принадлежности: пороховница, нюрембергская труба, кошелек царя Иоанна Грозного и др. На таблице XII представлена смешанная группа предметов различного назначены: кресты напрестольные (1–2), потиры (3–7), дарохранительница (8), водосвятные чаши (9–10), блюдо (11), ладонница (12) и серебряный горшок (13). Важнейшие из них для ясности выделены в особые группы, помещенные на следующих двух таблицах (XIII–XIV), а потому – с них и начнем наш обзор. Табл. XII. Ризница Псково-Печерского монастыря; смешанная группа Потиры, кресты и другие предметы церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Иван Григорьевич Ладыгин Семён Григорьевич Ладыгин Фёдор Игнатьевич Алексий Игнатьевич, боярин Андрей Игнатьевич Вдадимир Фомич Семён Александрович Синий-лютый, родоначальник угасшей фамилии Синих Тимофей Александрович Синий Борис Александрович Синий Игнатий Александрович Синий Иван Александрович Синий-горбатый Иван Фёдорович Дюткин Андрей Борисович бобрыня Иван Иванович Кошкин, боярин Фёдор Иванович брех Яков Иванович казак Захарий Иванович Кошкин Иван Фёдорович Голтяев Гавриил Фёдорович Голтяев Андрей Фёдорович Голтяев, боярин Мария Фёдоровна Голтяева, за удельным князем Ярославом Владимировичем Боровским Иван Александрович Беззубцев Григорий Александрович Беззубцев Константин Александрович Беззубцев КОЛЕНО V: Андрей Семёнович Ладыгин, родоначальник старшей ветви Ладыгиных Иван Семёнович Ладыгин-коновница, родоначальник Коновницыных Данило Семёнович Ладыгин, родоначальник второй ветви Ладыгиных Василий Семёнович Ладыгин, родоначальник третией ветви Ладыгиных Александр Семёнович Ладыгин, родоначальник младшей ветви Ладыгиных Андрей Алексеевич Булгак Тимофеевич Синий Дмитрий Тимофеевич Синий-Хирон Андрей Борисович Синий-кокор, родоначальник Кокоревых Игнатий Борисович Синий, родоначальник угасшей фамилии Образцовых Иван Борисович Синий-пешек Данило Игнатьевич Синий-чечётка Иван Игнатьевич Синий-шишка Фёдор Игнатьевич Синий-строй Фёдор Иванович Дюткин-неплюй, родоначальник Неплюевых Фёдор Андреевич боборыка, родоначальник Бабарыкиных Василий Андреевич мокрый NN Ивановна, за Тимофеем Собакиным NN Ивановна, за Григорием Козловым-Морозовым Василий Фёдорович Брехов, убит в сражении с Татарами под селом Лысковым NN Яковлевна, за Андреем Плещеевым NN Яковлевна, за князем Фёдором Ярославским-Ушатым Яков Захарьевич, боярин, родоначальник фамилии Яковлевых-Захарьиных, угасшей в шестнадцатом веке Юрий Захарьевич, боярин (он был дедом Царицы Анастасии Романовны, и прадедом патриарха Филарета Никитича) Василий Захарьевич Ляцкий Иван Иванович Беззубцев-зубатый Фёдор Константинович Беззубцев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1426. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26 Координаты: 57.77285, 40.92332 Проезд:троллейбус 2 и 7, автобус 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус 2 до остановки «Фабрика-кухня». Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1426 г. Имеет богатую историю (прославился героизмом защитников в Смутное время). Пользовался покровительством Великих князей и царей московских. После постройки нового (ныне - кафедрального) собора старый собор Богоявления является его алтарем. Богоявленский Анастасиин монастырь, 3 класса, общежительный, в Костроме. Он совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита (1425-1462 годы), ученик и сродник пр. Сергия, память его сохраняется и чтится доселе в обители. После пожара в 1847 году монастырь был упразднен и отдан в ведение женского (прежде мужского) Крестовоздвиженского монастыря. Анастасиин монастырь основан в XV веке первою супругою Иоанна Грозного Анастасиею Романовною; в 1764 году был упразднен, а инокини перемещены в Крестовоздвиженский женский монастырь; вскоре монастырь сгорел; через 10 лет Анастасиин монастырь восстановлен был на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. В 1863 году он переведен был на место упраздненного Богоявленского монастыря. В юго-западной башне монастырской ограды устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожара, бывшего в 1779 году и позднейшего в 1887 году, стены башни, на штукатурке которой изображен был лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако святая икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени святая икона особенно чтится жителями города. В часовне, на юго-восточной стороне, находится образ святителя Николая, написанный на древней стене и оставшийся целым во время пожара. Ежегодно 6 января и 9 мая бывает крестный ход вокруг обители.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Плачущая в Париже икона Божией Матери - копия великой русской святыни (ФОТО) Суздаль, 4 марта 2015 г. «Православная икона Божией Матери византийского периода, которую турецкая семья обрела в Антакье и привезла с собой в Париж (хотя они и мусульмане), начала источать слезы», - пишет греческий портал Romfea . Как рассказывают сами Альдидароглу, эту икону им подарил православный монах-грек из Ливии в 2006 году. Помолиться чудотворному образу едут люди из разных стран. Узнали о нем и в России...      Но одного взгляда на фотографию чудесного образа было достаточно, чтобы сразу узнать: это копия великой святыни Покровского монастыря города Суздаля! Именно копия, не список. Список невозможно сделать полностью похожим на образец, как фотографию. Икона Божией Матери, плачущая в Париже Дело в том, что иконография этой иконы совершенно уникальна. По ошибке ее некоторое время называли Грузинской из-за распахнутого на груди мафория, открывающего уголок туники Божией Матери. Она отличается от традиционной иконографии Одигитрии положением правой руки Богородицы: лежит на ножках Богомладенца, как на иконе " Богоматери Римской " или иконе " Млекопитательницы " . Отличается позой Младенца, Его одеждами. И самое, казалось бы, неприметное отличие - благословляющая правая рука Младенца. Она полностью совпадает с каймой мафория! Богомладенец как бы сокрывает Себя, а являет нам Матерь Свою. Иконописец не повторил бы этого. Повторила это какая-то фототехнология. Поверх этой копии написаны глаза. Но об этом позже. Сама святыня хранится в Третьяковской галерее, датируется шестидесятыми годами XIV века. В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается драгоценный убор к этой храмовой иконе «Пречистыя Богородицы», состоящий из 225 предметов - все они принесены в благодарность за совершенное чудо. Икона из суздальского Покровского женского монастыря По преданию, именно перед этой иконой молилась кроткая царица Анастасия Романовна о рождении наследника. И родила одного за другим трех сыновей. В 1552 г., перед походом на Казань, царь Иоанн Грозный, отслужив молебен в Покровском суздальском монастыре, услышал слова игуменьи Василисы, тихо сказанные ему вслед: «Вернешься царем Казанским».

http://pravoslavie.ru/77672.html

Саввино-Сторожевский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Саввино-Сторожевский монастырь  — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV beka, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области. Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода). В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

http://azbyka.ru/palomnik/Саввино-Сторож...

Святой Георгий Победоносец издревле считался покровителем Москвы. В первопрестольной существовало множество посвященных ему храмов, был и Георгиевский монастырь, ставший первым родовым монастырем дома Романовых. «Егорий каменный на Посаде» Георгиевский монастырь был устроен из древней приходской церкви святого Георгия Победоносца, которая появилась близ двух главных трактов – на Тверь и Дмитров (между Тверской и Большой Дмитровкой) в незапамятные времена. Следы ее теряются в веках. И.М. Снегирев писал о русском обычае ставить Георгиевские церкви на возвышенностях – горках, как, например, Красная на Моховой или Псковская на Варварке. На такой же безымянной горке стоял и «Егорий каменный на Посаде», упоминающийся в 1462 году в духовой грамоте великого князя Василия II Темного. А летопись впервые упоминает о Георгиевском храме в повествовании о великом пожаре 28 июля 1493 года, занявшемся на Арбате и выкосившем весь посад – тогда же впервые упоминается и имя Арбат. Красная площадь – младше Георгиевского храма, ибо она появилась только после этого пожара, когда великий князь Иван III запретил горожанам селиться рядом с кремлевской стеной и отнес посад восточнее, чтобы более не подвергать огненной опасности ни Кремль, ни жилища москвичей. Георгиевская церковь была свидетельницей всех этих событий. В те далекие времена она стояла рядом с домом знаменитого Федора Андреевича Кошки, любимого боярина Дмитрия Донского и родоначальника династии Захарьиных–Юрьевых–Романовых. Возможно, она была родовым храмом «ранних» Романовых, а может быть, даже была устроена кем-то из них. Есть мнение, что после смерти боярина Федора Кошки его вдова и основала при церкви святого Георгия монастырь в память о муже. Другая, традиционная, версия гласит, что Георгиевская обитель появилась позднее, в первой половине XVI века, когда родовым имением владел правнук боярина Кошки воевода Юрий Захарьевич Кошкин–Захарьин, дед первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны. (Как известно, Юрий – один из русских вариантов имени Георгий). Он-то и восстановил Георгиевскую церковь из пепелища и долгое время был ее прихожанином, а после смерти боярина в 1505 году его дочь Феодосия Юрьевна на помин души почившего родителя основала при церкви Георгиевский монастырь по его именинам и «в честь святого царей поборника и дев защитника». Ходила легенда, что сей монастырь Феодосия устроила в честь бракосочетания царя Ивана Васильевича Грозного с ее племянницей Анастасией Романовной. Однако монастырь упоминается задолго до того – в 1523 году в грамоте отца Ивана Грозного великого князя Василия III. Феодосия сама отобрала в него первых инокинь – «сорок благочестивых дев, отрекшихся от прелестей мира», сама подвизалась с ними в молитве и посте и была упокоена в обители, которой суждено было стать, по выражению Снегирева, «рассадником благословенного дома Романовых».

http://pravoslavie.ru/3821.html

Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Исаакия Далматского (Степановское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В селе Степановское находятся две церкви: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь-колокольня во имя Исаакия Далматского , являющиеся памятниками истории и культуры. Комплекс имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Степановское расположено в 65 км от Москвы по Новорязанскому шоссе, в 20 км от города Бронницы. Боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев – брат царицы Анастасии Романовны (первой жены Ивана Грозного), дед первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича, отец патриарха Филарета – получил Степановское «за службу» после взятия Казани в 1552 году. Примерно тем же временем датируется каменная Благовещенская церковь в Степановском с приделами свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца, объединёнными трапезной частью. Одноглавый бесстолпный одноапсидный храм принадлежит типу «восьмерик на четверике». При новом хозяине Степановского М.Т. Лихачёве в 1680–1690-х годах церковь была перестроена в формах «московского барокко». В начале XVIII века Степановское принадлежало князю Матвею Петровичу Гагарину, на средства которого рядом с Благовещенской начали строить каменную церковь-колокольню. В 1721 году Гагарин был казнён, а Степановское перешло к барону (с 1730 года – графу) Андрею Ивановичу Остерману, который завершил строительство церкви-колокольни, посвятив её прп. Исаакию Далматскому, в день памяти которого родился Пётр I. Освящённая в 1732 году Исаакиевская церковь-колокольня, вместе с Благовещенским храмом, составляет единый ансамбль. Центричный ярусный объём Исаакиевской церкви состоит из трёхэтажного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик, завершённый стройным восьмериком звона и поставленным на него глухим восьмериком с куполом. Высокий храм перекрыт глухим восьмилотковым сводом. Две винтовые лестницы дают доступ к трём ярусам галерей. Фасад декорирован крупными тосканского ордера пилястрами, между которыми расположены высокие арочные проёмы. Профилированные архивольты, карнизы и балюстрады представляют пример следования архитектурным формам «аннинского барокко».

http://azbyka.ru/palomnik/Церкви_Благове...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ) Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ) (ок. 1531/32 - 7.08.1560, с. Коломенское близ Москвы), рус. царица; дочь окольничего Р. Ю. Захарьина-Юрьева, тетка Ф. Н. Романова (с 1619 Патриарх Филарет ); первая жена царя Иоанна IV Васильевича Грозного (с 3 февр. 1547); мать царевича Ивана и царя Феодора Иоанновича (остальные дети умерли в младенчестве). По свидетельству современников, была добродетельна и благочестива, имела положительное влияние на мужа и пользовалась любовью народа. Кн. А. К. Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывш. советников свящ. Сильвестра и А. Ф. Адашева. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со свт. Макарием , митр. Московским, обвиняемые были осуждены. Известно, что царица «своими руками» вышивала церковные пелены и покровы. В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, к-рые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской А. Р. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской. Среди этих произведений - надгробные покровы свт. Ионы, митр. Московского (ГММК), преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ) и Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ); плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ); хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ), а также завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар».

http://pravenc.ru/text/123438.html

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. Ныне монастырь является действующим. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты. Содержание История [ править править код ] Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость. В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты. В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву. Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010