Митрополит Константин (Дьяков), последний Экзарх Украины, хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. для Харькова. В 1935 г. он переехал из Харькова в Киев. При нем был полный разгром православной Церкви на Украине. Митрополит Константин в октябре 1937 г. был арестован и через 12 дней расстрелян. Его родственница сильно горевала, а особенно из-за того, что не знала, где его тело было похоронено. И вот, спустя некоторое время, Владыка Митрополит Константин явился ей в полувидении, как бы на одном пустыре у свеженасыпанного холма и сказал: «здесь мое лежит тело». А. Л. пошла искать могилу. Прежде всего она посетила Лукьяновское кладбище, расположенное близь Лукьяновской тюрьмы. Долго она изучала лица кладбищенских сторожей и, наконец, одно лицо ей внушило доверие, и она начала его осторожно опрашивать: не приходилось ли ему зарывать из Лукьяновской тюрьмы покойника, притом описала приметы. Оказалось, что она напала, как раз на того могильщика, который, вместе с другими, зарывал покойного Митрополита Константина. Под строгим секретом он ей поведал подробно, что знал и указал на кладбищенском пустыре холм где был зарыт, вместе с другими, Митрополит Константин. Все это поведала А. Л., когда тайно отпевал его Владыка схиархиепископ Антоний. А перед этим приблизительно за год были расстреляны его дочь Милица и зять Борис. Митрополит был из вдовых протоиереев. Пимен, митрополит Харьковский Митрополит Пимен (Пегов) до первой мировой войны был епископом в Проскурове (на Волыни). После революции – митрополитом в Харькове. Отличался стойким характером. Терпел всякие притеснения: выдворение из Успенского кафедрального собора, лишение монастыря и подворья, угрозы ареста и ссылки, выселение на окраину города. В условиях борьбы и скудости средств издал полный православный календарь со святцами. Пользовался доверием, любовью и уважением интеллигенции города. Особенно важной его заслугой было то, что он свел к нулю все замыслы и планы обновленчества в Харькове и церкви остались православными, хотя вначале обновленчество охватило почти все церкви в городе. Это и послужило причиной начавшегося сурового преследования Митрополита властью. Повод к аресту был найден: связь с иностранными представителями. В то время в Харькове – столице Украины были еше разные иностранные консульства. Обвинение, конечно, было клеветническое ради ареста, Скончался м. Пимен в тюрьме г. Купянска (Харьк. губ.) в 1933 году. Парфений, епископ Ананьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Парфений (Брянских), епископ Ананьевский, викарий Херсонский, с 1922 г. был преследуем сов. властью. Отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество. В 1925 г. его выпустили из Балтской тюрьмы, где он просидел всю осень и зиму в нетопленной камере и без окон. Прибыв в г. Киев и не решаясь идти к знакомым, дабы никого не подвести, он, будучи совершенно расслабленным, покрытый струпьями и насекомыми, сидел долгое время в садике, пока не подошла к нему старушка Мариамна Никитична, торговавшая семечками. Спросив откуда он, взяла его к себе в подвальную лачужку, где обмыла его и стала лечить. Так он прожил у нее тайно с месяц, а затем она привезла его в Киево-Печерскую Лавру, к знакомому послушнику. (Послушником этим был ныне здравствующий Преосвященный Леонтий, Епископ Сантъягский и Чилийско-Перуанский, который не только был свидетелем страданий целого ряда епископов и других духовных лиц, Но их соузником. Целый ряд сведений о сих мучениках получен от него. См. «Источники»). Не могла его привести к Лаврскому начальству, т. к. все жили под страхом и не каждый мог принять его, даже на временное жительство. Ибо таким, как он, нельзя было по советским законам жить в больших городах. Владыка Парфений прожил в Лавре с месяц, а затем он связался с правящим Преосвященным, епископом Макарием Уманским, и они вместе тайно хиротонисали трех епископов: еп. Сергия (Куминскаго), еп. Афанасия (Молчановскаго) и еп. Феодора (Вышгородскаго). Незадолго перед этим были арестованы и сосланы: митрополит Михаил (Ермаков), Архиепископ Василий (Богдашевский) , епископ Назарий (Блинов) и епископ Димитрий (Вербицкий). Дабы избежать нового ареста Владыка Парфений из Лавры выехал в Москву. Перед его отъездом в келлии того же послушника было тайное совещание епископов Парфения, Дамаскина, Макария, Феодора и Сергия. В Москве Владыка Парфений жил некоторое время в Даниловом монастыре у архиепископа Феодора (Поздеева). Пробыв недолго на полулегальном положении, Владыка Парфений был снова арестован и посажен в Бутырскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

в Одессе (освящена 20 марта 1910 Московским архиеп. Иоанном (Картушиным)). На углу улиц М. Арнаутская и Преображенская открылось одноклассное уч-ще для старообрядческих детей обоего пола. Во время первой мировой войны старообрядческие общины пострадали. Прекратили существование жен. скит при кафедральном Никольском соборе в Измаиле, основанный в 1868 г., а также известный с нач. XX в. скит в с. Подковка (ныне Васильевка Килийского р-на). К 1929 г. в Одессе функционировала старообрядческая Покровская ц., действовали Успенская ц. в Берёзовке и Ильинская ц. в с. Красные Маяки Красноповстанческого р-на (ныне Маяки Беляевского р-на). В Николаеве, к-рый в 20-х гг. XX в. относился к Одесской обл., старообрядцы и единоверцы совместно использовали здание единоверческого Рождество-Богородичного собора в центре города. Все старообрядческие церкви в Одесской обл. были закрыты к сер. 30-х гг. XX в. В 1934 г. снесен Покровский старообрядческий храм в Одессе. В 1941-1943 гг. не все старообрядческие общины смогли возродиться в условиях нелояльного отношения к старообрядцам со стороны румын. оккупационной администрации. Старообрядцы Ананьевского у. до 1917 г. имели крупные общины в Ананьеве, Берёзовке (Ново-Александровка), Николаевке, Марьяновке и Корнеевке, однако в оккупационный период смог возродиться только берёзовский приход. Др. крупное сообщество старообрядцев имелось в с. Маяки и в соседних селах Троицкое и Ильинка - в период оккупации возродилась только община в Маяках. 31 дек. 1944 г. исполком Кагановического райсовета Одессы передал старообрядцам в бесплатное бессрочное пользование 2-этажное каменное здание бывш. синагоги на ул. Старорезничной, переименованной вскоре в ул. Маршала Малиновского (ныне ул. М. Арнаутская, д. 107). Этим зданием старообрядческая община распоряжается до сих пор. В кон. 40-х гг. XX в., по подсчету уполномоченного Совета по делам религиозных культов, в одесской общине состояло 257 верующих. После войны крупным старообрядческим центром вновь стал г. Балта, где возобновили деятельность приходы Успенский (574 чел.) и Введенский (368 чел.). В с. Б. Плоское во время оккупации возродились приходы Крестовоздвиженский (150 чел.) и Иоанно-Богословский (150 чел.). В 1945 г. получил регистрацию Успенский приход в г. Берёзовка (100 чел.). Последним в 1946 г. был зарегистрирован Покровский храм в с. Вел. Бурилово Котовского р-на, не имевший настоятеля и поэтому приписанный к Успенскому приходу в Балте.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В мире Александра Николаевна Ключарева. До 40 лет жила в мире в благочестивом супружестве, бывши замужем за тульским помещиком Федором Захаровичем Ключаревым. Последние 22 года жизни провела в монастыре. Духовная дочь старца Амвросия. В 1871 г. по его благословению купила имение Калыгина рядом с деревней Шамордино, где впоследствии был основан Шамординский монастырь. Погребена в Оптиной Пустыни. – 299, 300. А-на (Алевтина) – игумения, настоятельница Курского монастыря. В мире Недельская. Управляла монастырем в 1850–1865 гг. – 195. Ананьевская Мария Васильевна – послушница Дивеевского монастыря, бывшая помещица. – 301. Анатолий – Оптинский старец, иеросхимонах, скитоначальник. 6 марта 1824 † 25 января 1894. В мире Алексей Моисеевич Копьев (Зерцалов). Родился в семье диакона села Бобыли Калужской губернии. Закончил Боровское духовное училище и Калужскую семинарию, где получил новую фамилию Зерцалов. В юности странствовал по святым местам, недолго служил и, наконец, после выздоровления от тяжелой болезни, поступил 31 июля 1853 г. в Оптину Пустынь. Новоначальный период пребывания в обители был для него очень тяжел по множеству черных послушаний. 17 ноября 1862 г. Алексей был пострижен в монашество с именем Анатолия, 5 июля 1866 г. рукоположен в иеродиакона, 7 сентября 1879 г. – в иеромонаха. 13 февраля 1874 г. назначен к посвящению в сан игумена, но посвящен за недугами не был, а перед смертью принял схиму. Погребен у южной стены Введенского собора Оптиной Пустыни. О.Анатолий со дня поступления в обитель находился под руководством старца Макария, который обучил его умной Иисусовой молитве. О.Анатолий впоследствии сам стал ее великим делателем. После смерти старца Макария руководителем о.Анатолия стал старец Амвросий, назначивший его духовником Шамординской обители, с насельницами которой (как и других монастырей) о.Анатолий вел обширную переписку. Письма его отличаются духовной мудростью, особым светлым, «пасхальным», настроением, кратким, живым слогом и неподражаемым юмором.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В начале ХХ века повсюду начала ощущаться недостаточная активность приходской жизни, и стали предприниматься меры для ее оживления, и в частности, на поприще просвещения народа. Отец Петр выписывал книги и брошюры для раздачи народу, организовал благочинническую окружную библиотеку, куда выписывалось семь периодических изданий, устраивал собрания духовенства, на которых обсуждалось прочитанное . Но все предпринимаемые им средства в силу начавшегося социального и духовного кризиса могли помочь уже лишь немногим. В 1918 году отец Петр был арестован и заключен в тюрьму в Екатеринбурге, а затем вместе с епископом Гермогеном заключен в грязный и темный трюм парохода «Ока». Отец Петр предварил мученическую кончину святителя. Около полуночи 16 июня 1918 года он был выведен на палубу и утоплен в реке. Священномученик Ефрем родился 28 января 1874 года в местечке Петровки Ананьевского уезда Херсонской губернии. Окончив Одесское духовное училище, он в 1887 году поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1893 году, и собирался поступать в Московскую Духовную академию . Однако тяжелое материальное положение семьи заставило его усомниться, сможет ли он учиться в академии, не получая стипендии. Его брат, иеромонах Гермоген, заверил, что материально поможет ему. В ответ Ефрем написал: «Совсем изменилось настроение духа, тем более что, не получая от тебя никаких известий, я впал в сомнение относительно моего поступления в академию, а это мучительным образом отзывалось на настроении моего духа. Ехать в академию я очень и очень желаю. С жаром примусь готовиться. Бог даст, успею еще» . Поступив в Московскую Духовную академию, Ефрем писал брату: «Благодарю тебя за то, что ты принял на себя содержание меня в академии. Пусть Бог примет твою лепту и воздаст за нее сторицею, а меня удостоит достигнуть чрез эту лепту служения в Его Святой Церкви и хранимом Им Отечестве моем» . В конце декабря 1893 года Ефрем приехал в Санкт-Петербург. Описывая свои впечатления от посещения Петербурга брату, он писал: «Любовался соборами. Видел всех митрополитов, видел Государя и все царское семейство. Но особенно я благодарю Бога за то, что Он удостоил меня быть в Кронштадте и видеть о Иоанна. Я выехал из Кронштадта с великим сокровищем в душе...

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Канонизирован священноисповедник епископ Амвросий (Полянский) на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Память его чествуется 7 (20 по н. ст.) декабря. Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии, с 1921 по1923 год временно управляющий Одесской епархией. Вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Макарием (Кармазиным) совершил епископские хиротонии наиболее твердых сторонников патриарха Тихона, способных к активной церковной деятельности. Владыка Парфений отличался необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество, за что подвергся многочисленным арестам. Уже в декабре 1921 года он арестован в Ананьеве и заключен в тюрьму до мая 1922 года, после чего выехал в Киев. Здесь он снова был арестован в октябре 1922 года, препровожден в Харьков, где находился под стражей 10 суток, а по освобождении выехал в Москву. В Москве проживал в Данилове монастыре без права выезда. С 1924 года, после ареста настоятеля монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) , владыка Парфений возглавил братию обители. Он был одним из ближайших помощников патриаршего местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) . 30 ноября 1925 года последовал арест епископа Парфения по делу митрополита Петра. Находясь в заключении, 10 декабря 1925 года он был формально освобожден он управления Ананьевской кафедрой. Во время следствия владыка содержался в Бутырской тюрьме, а 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ осудило его по статье 68 УК РСФСР, обвинив в членстве и участии в «деятельности церковно-монархической организации, поставившей себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата». Владыке Парфению, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого «Даниловского Синода». Кроме того, ему и епископу Амвросию (Полянскому), предъявили обвинение в том, что они являлись членами своеобразного Бюро даниловской группировки, предварительно обсуждавшего все вопросы наибольшей важности и передававшего «линию поведения остальным членам группировки, привлекая к своим особо важным заседаниям и других черносотенных церковных деятелей, как например митрополита Петра… и других».

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Упомяну ряд встреч в Москве, плодотворно повлиявших на меня. Ко мне часто заходил архиепископ Черниговский Пахомий. Простой и чистый, он весь предавался какой-то детской радости, хотя окружающая жизнь в ту пору была весьма и весьма скорбной. Преосвященный Пахомий увлекался поэзией, любил декламировать стихи, воспевающие природу, делился своим знанием смысла некоторых малопонятных мест Священного Писания. Иногда в состоянии добродушия он цитировал примечательные места из отеческих творений. Господь судил побывать у меня в Москве и Никандру, митрополиту Ташкентскому, у которого в свое время я был книгодержцем. Я чутко вслушивался в его речи о Моисеевом бытописагнии и о различных богословских вопросах. Весьма ценным качеством его служений была великая осторожность в рассмотрении истин. Уж если что услышишь из его уст, так это можно принимать спокойно. Но ближе всех ко мне, пожалуй, был Арсений, архиепископ Царицынский. Ходил он в наш монастырь часто и служил у нас по праздникам. Более тактичного, сдержанного человека я не встречал. Мед знания он собирал не только с цветов отеческих творений. Это была разносторонняя натура, он был знаком с произведениями и светских писателей – русских и иностранных. При всем том Преосвященному Арсению были не чужды мистический взгляд на православную веру и высокий молитвенный порыв. Благодать Божия растворяла в нем здоровый жизненный практицизм и постепенно возвышала его до уровня " совершенного человека, на всякое благо дело уготованного». То в Даниловом монастыре, то в Покровском за десять лет мне неоднократно приходилось встречаться с рядом епископов. Из них архиепископ Феодор выделялся глубиной умозрительного усвоения христианства; Аверкий, архиепископ Житомирский, – детской невинностью; Амвросий, епископ Вологодский, – жизнерадостностью; Прокопий, архиепископ Херсонский, – знанием важных мест из творений преподобного Ефрема Сирина ; Амвросий, епископ Каменец-Подольский, – основательностью изложения нравственного учения христианства; Ириней, епископ Елабужский, – сердечностью; Иринарх, епископ Киришский, отличался благодатностью проповеди; Герман, епископ Волоколамский, – юношески пламенным раскрытием опытного постижения веры; Варлаам, архиепископ Псковский, – старчески мудрым характером проповеди и подходом к каждому человеку; Парфений, епископ Ананьевский, производил впечатление сурового аскета. Были впечатления и иного толка. Так, Иларион, архиепископ Верейский, запомнился легковесностью слова; Иов, епископ Пятигорский, представлял собой довольно бесцветную личность; таков же был Валериан, епископ Проскуровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Д . Б . Кочетов Вид на Данилов мон-рь со стороны Москвы-реки. Фотография. 1905 г. 1 мая 1917 г. настоятелем Д. м. был назначен еп. Волоколамский Феодор (Поздеевский), благодаря к-рому 20-е годы XX в. стали временем особого духовного подъема мон-ря. Вместе с владыкой Феодором в Д. м. пришли многие его друзья-единомышленники, выпускники и студенты МДА. В 1919 г. Д. м. был закрыт. Насельники и прихожане мон-ря, зарегистрированные как приходская Даниловская община, 20 февр. 1919 г. заключили договор с Моссоветом о пользовании храмом св. Отцов семи Вселенских Соборов, Троицким собором, колокольней с ц. во имя прп. Симеона Столпника и прилегающим помещением, часовней на Б. Тульской ул. Под договором поставили подписи 96 чел., из которых 16 были монахами; 1-я подпись - С. В. Беклемишева, 2-я - еп. Феодора (Поздеевского), 3-я - игум. Герасима (Садковского). Т. о., фактически жизнь мон-ря продолжалась, официально братия считалась клиром Даниловской общины (ЦМАМ. Ф. Р-1215 (Адм. отдел Моссовета). Оп. 3. Д. 30). Братия проживала в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов, в бывш. доме наместника, на квартирах у прихожан. На 20 июля 1923 г. община насчитывала более 1100 чел. В клир общины входили еп. Феодор (Поздеевский) и 3 архимандрита: Поликарп (Соловьёв), преподобноисп. Георгий (Лавров) , Григорий (Лебедев ; впосл. сщмч. Григорий, еп. Шлиссельбургский). Всего в списке было 26 священнослужителей: епископ, 3 архимандрита, 3 игумена, 5 иеромонахов, 8 иеродиаконов и 6 монашествующих церковнослужителей. В нач. 20-х гг. XX в. в Д. м. проживали или совершали богослужения митр. Ленинградский сщмч. Серафим (Чичагов) , сщмч. Иларион (Троицкий) , митр. Трифон (Туркестанов), еп. Глуховский сщмч. Дамаскин (Цедрик) , архиеп. Одесский сщмч. Прокопий (Титов) , архиеп. Черниговский исп. Пахомий (Кедров) , архиеп. Суздальский Гурий (Степанов) , еп. Смоленский Валериан (Рудич) , еп. Чистопольский сщмч. Иоасаф (Удалов) , еп. Винницкий сщмч. Амвросий (Полянский) , еп. Ананьевский Парфений (Брянских) и др. Объединившиеся вокруг еп. Феодора архиереи противостояли обновленчеству, часть их впосл. входила в Даниловскую группу непоминающих .

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

В распоряжении, составленном днем позже, говорилось: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности патриаршего местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей высокопреосвященному Сергию (Страгородскому) , митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей патриаршего местоблюстителя вступит высокопреосвященный Михаил (Ермаков), экзарх Украины, или высокопреосвященный Иосиф (Петровых) , архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил (Ермаков) лишен будет возможности выполнять это мое распоряжение. Возношение за богослужением моего имени, как патриаршего местоблюстителя, остается обязательным…». 10 декабря митрополит Петр был арестован. Его участь разделили еще несколько архиереев, проживавших в Москве: архиепископы Владимирский Николай и Черниговский Пахомий, епископы Херсонский Прокопий, Иркутский Гурий, Ананьевский Парфений, Глуховский Дамаскин, Гомельский Тихон, Каргопольский Варсонофий и другие. Распоряжение патриаршего местоблюстителя вступило в силу. 3. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1926–1936 гг. 14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода викарию Московской епархии епископу Клинскому Гавриилу (Красновскому) о своем вступлении в исполнение обязанностей патриаршего местоблюстителя. Под документом стояла подпись: «За патриаршего местоблюстителя – Сергий, митрополит Нижегородский». Позже митрополит Сергий именовал себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Свои обязанности он исполнял, оставаясь в Нижнем Новгороде. 30 декабря он возглавил там хиротонию во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии, Димитрия (Любимова), из вдовых протоиереев. Между тем 22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание десяти епископов, по разным причинам оказавшихся в Москве. Они знали о назначении митрополита Сергия временным заместителем местоблюстителя, но считали, что после ареста митрополита Петра Церковь осталась без возглавления. Инициатором совещания был епископ Можайский Борис, который до ареста священномученика Петра обращался к нему, Петру, с призывом во что бы то ни стало оправдаться в глазах властей. Причем действовал он при этом после предварительного контакта с Тучковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Исповедь Иннокентия и его письменное Отречение от иннокентьевщины н молдаван, его последователей, не произвели должного воздействия; этой исповеди не придали значения, объявив её вынужденной. Общение иннокентьевцев со своим руководителем продолжается и теперь. Когда произошёл переворот, тогда последователи Иннокентия подали председателю совета министров кн. Львову ходатайство об освобождении Иннокентия. Львов препроводил это ходатайство архиепископу Анастасию для отзыва. Но в то время, когда вопрос об освобождении Иннокентия находился ещё в стадии делопроизводства, последний неожиданно появился в Херсонской губ. и явился прежним деятелем иннокентьевщины. Никакого раскаяния в нём не видно. Православных миссионеров, противоборствующих его противоцерковной деятельности, называет „антихристами». Последователи по-прежнему именуют его „воплотившимся Духом Святым». „Христом» называют его лишь немногие и от обоснования этого последнего утверждения отказываются, тогда как учение, что Иннокентий есть „Дух Святый воплощённый», они всячески стараются обосновать и утвердить. Среди иннокентиевцев распространены и „иконы» Иннокентия. На одних иконах изображается Троица в человеческих образах, при этом Иннокентий изображает Св. Духа. На других иконах, особенно распространённых, изображается один Иннокентий; на этих „иконах» под изображением Иннокентия делается подпись „Дух Святой». Пред „иконами» зажигаются лампады. Нравственное учение иннокентьевцев выявляет крайний нравственный ригоризм, вытекающий у него из эсхатологических чаяний. Иннокентиевцы, всегда грязны, покрыты струпьями, крайне истощены. На войне иннокентиевцы в виду физического истощения, даже оказались неспособными к несению военной службы. Следующим докладчиком по вопросу об иннокентьевщине выступил Херсонский миссионер П. Каминский от лица херсонских миссионеров. Этот докладчик сообщил следующее: „иеромонах Иннокентий возвратился из Соловецкого заточения в с. Липецкое Ананьевского уезда, Херсонской губ., по разрешению Св. Синода, 9 июня с. г. Вблизи этого села он устроил „рай» или, как ещё его называют, „небесный Иерусалим». Рай этот – обыкновенный фруктовый сад, насаженный последователями Иннокентия на хуторе, в 5 верстах. от с. Липецкого. Площадь «рая» около 30 десятин. В саду имеются „св. колодезь» и „целебный около которого строится уже „купель». В этой купели иером. Иннокентий собирается крестить всех евреев. – Для Иннокентия имеется особая келья. Среди находящихся в ней предметов обращает на себя внимание „икона» о. Феодосия Левицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010