Получив донесение исправника, губернатор передал его на заключение губернского Правления. Рассмотрев в заседании своём 19-го марта 1867 года донесение исправника, Правление постановило: „об обнаружившемся в с. с. Основе, Игнатовке и Ряснополье расколе» и непринятии против него мер местным духовенством уведомить для зависящих распоряжений Его Преосвященство, архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия, „одесскому же исправнику поставив на вид отступление его от буквального предписания 30 апреля 1866 г. за 86 и особенно наставления Министра В. Дел по делам о расколе, предписать дать настоящему делу совершенно правильное направление» 83 . Наставление Министра В. Дел, о котором упоминает Херсонское губернское Правление, имеет в виду исключительно раскол старообрядцев, с которым ничего общего штунда не имеет 84 . Очевидно, что понятия Херсонского губернского Правления о различии между сектою и расколом были слишком смутны, чтобы не сказать более. Вся вина исправника З-ского заключалась в том, что штунду он не признал расколом старообрядчества и не применил к ней известных пунктов Министерства Вн. Дел, относящегося всецело к раскольникам, за что и подвергся выговору со стороны губернского Правления. Впоследствии мы увидим, какие печальные для дела борьбы со штундой результаты имело это заключение губернского Правления, насколько оно ослабило энергию полицейских властей, вынудив их чисто формально относиться к распространению секты штундистов. Подобная же участь постигла донесение о появлении штунды и исправника ананьевского уезда, позволившего себе посмотреть на штунду не глазами губернского Правления и отнестись к ней не как к расколу старообрядчества, но как к секте „новой и опасной». 14 июля 1867 г. за 2289 ананьевский исправник доносил херсонскому губернатору: „в стане вверенного мне уезда в хуторе Николаевском, имения землевладельца полковника Козаринова, из православных христиан образовалась секта, именуемая штундовою, которая, противясь догматам православной церкви, намеревалась проникнуть в соседние сёла и хутора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В ней автор весьма основательно доказывал, что виновниками распространения штунды в среде малороссов были какие-то немцы, что штунда секта более социально-политического, чем религиозного характера, что силу, жизненный нерв её составляет коммунистическое начало, – словом г. Значко-Яворский за двадцать пять лет предсказал то, что впоследствии открылось из самых действий штундистов и к признанию чего пришла в настоящее время правительственная власть 91 . Но к несчастию на записку г. Значко-Яворского не было обращено должного внимания. Генерал-губернатор передал её на рассмотрение и заключение херсонского губернатора, который в свою очередь для той же цели передал её херсонскому губернскому Правлению. Но мы уже видели, насколько губернское правление, не умевшее отличить раскола старообрядчества от протестантства, было компетентно в решении подобных вопросов. Заслушав в заседании 21 февраля 1868 г. записку г. Значко-Яворского, херсонское губернское правление постановило: „одесскому и ананьевскому уездным исправникам предписать немедленно удостовериться и донести: насколько по местным соображениям важны и справедливы сведения, изложенные в записке „Общество штундовых на юге России». Итак, окончательный приговор записке должен был быть произнесён устами исправников, смотревших на штунду глазами губернского Правления и не имевших устойчивых собственных убеждений по данному предмету. Естественно, исправники, руководствуясь местными соображениями, не согласились с основными положениями записки. Ананьевский исправник, напр., так отозвался о записке г. Значко-Яворского: „сведения, помещённые в записке об обществе штундовых на юге России, как оказалось по собранным справкам, справедливы, за исключением впрочем того, что секта эта кроме своего религиозного значения имеет ещё коммунистические идеи, о которых говорится в записке. Секта штундовых, как и всякий раскол, кроме своего религиозного характера, никаких других задних мыслей не имеет». 92 Таким образом, существенно важные положения записки, определявшие истинное значение новой секты, были отвергнуты исправниками, как несправедливые с точки зрения „местных соображений“, которые (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Рябошапки и о совратителях его. И. Рябошапке выпало в этом отношении замечательное счастье, которому позавидовал бы и сам Хр. Колумб: о времени совращения его исследователями штунды строются разные тонкие гипотезы, вероятные предположения, правдивые соображения, как будто решается вопрос величайшей научной важности; но все эти гипотезы и соображения, лишенные фактической почвы, далеки от истины и, кроме того, что совершенно незаслуженно возвышают личность И. Рябошапки, ровно ничего не уясняют. 78 Дело совращения И. Рябошапки в штунду обстояло весьма просто: за штундой И. Рябошапка, конечно, не ходил за море, а нашёл её там же, где и все прочие главари штунды, т. т. у немцев-колонистов, последователей необаптизма, центром развития которого в это время была колония С. Данциг. В Любомирке в имении местного землевладельца в средине 60-х годов служили два немца, колонисты одесского уезда, Мартин Гибнер и Христофор Элигарт, которые принесли в Любомирку необаптизм из колоний одесского уезда, где к этому времени он успел широко распространиться. Благодаря тем сношениям с местным населением, возможность которых открывалась для них со службою в имении местного землевладельца, они легко могли посевать семена заблуждения в среде местных крестьян. Весьма, вероятно, что И. Рябошапка, как местный житель, вошёл в знакомство с проповедниками нового учения и был одним из слушателей их проповедей. Это тем вероятнее, что И. Рябошапка, по профессии каменщик, работая в немецких колониях Ананьевского уезда, где (к. Роштат) в 60-х гг. действовал знаменитый К. Ондра, мог и раньше слышать кое-что о новом учении, и в уме его могли зародиться религиозные сомнения, которые требовали решения. Как только стало заметно в Любомирке религиозное движение в пользу необаптизма, на него обратил внимание известный уже И. Прицкау: он стал наезжать в Любомирку, устраивал собрания, совершал преломление хлеба и т. п. и мог окончательно утвердить И. Рябошапку в решении принять новое учение, а равно и перекрещивание, которое действительно и совершил над ним ученик того же И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В конце 1867 г. высокопреосвященнейшим Димитрием было сделано сообщение о секте генерал-губернатору г. Коцебу 160 . В ответ на это отношение генерал-губернатор в конце января 1868 г. сообщал высокопреосвященному, что он спрашивал об этой секте губернатора и получил от него копии с рапортов исправников одесского и ананьевского, из которых видно, что они распорядились производством следствия и арестовали некоторых лиц; что губернатор признал это распоряжение несогласным с 11-м пунктом Высочайше одобренного в 1858 г. «Наставления по делам, до раскола относящимся» 161 , и отменил его, предписав направить дело согласно упомянутому «Наставлению». Затем генерал-губернатор сообщает о получении им от частного лица записки «Об обществе штундистов на юге России» 162 из которой видно, что упомянутая секта имеет более политико-экономический, чем религиозный характер, именно: в ней преобладают коммунистические начала. «Я прошу губернатора, говорит далее г. Коцебу, о производстве тщательного дознания и о принятии законных мер» 163 . Священник м. Ряснополя от 15-го января 1868 г. доносил высокопреосвященному Димитрию, что «штунда не притихает», что штундисты на все соглашаются и стараются доказать, что они истинные христиане, но это «одно только стремление обольстить и успокоить священника». Сектанты, по словам о. Ногачевского, иногда тайком заявляют, что его превосходительство благоволит им, освободивши их из-под ареста. Слухи эти заставили простой народ уважать штундистов. Влияние сектантов на ряснопольских прихожан сказалось в том, что вместо того, чтобы толпой идти по воскресеньям в шинок, – собираются и читают Евангелие. Штундисты, в укор бывшим к ним наездам благочинного и судебного следователя и против последовавших затем арестов говорят открыто, что о. Стойков одобрил их книги, следовательно, он им собрат. С немцами-сектантами постоянно ведут переговоры. Немцы чтением и толкованием Св. Писания хотят помочь горю простонародья, которое в умственном отношении, по их словам, представляет из себя чисто рабочий скот 164 . «Против штунды, сообщает в конце своего рапорта о. Ногачевский, употребляю только пастырское слово и воскресную школу, не давая знать о цели, которую я преследую. Поступать иначе нельзя, потому что совершенно можно потерять доверие их».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

150 Вас. Комаров говорил нам, что книгу «Приношение правосл. христианам» распространял между уклоняющимися от прав. церкви пастор Бонекемпер. 151 По сообщению г. Значко-Яворского, «число душ, составлявших семейства штундистов этой общины, простиралось до 25 мужчин и 15 женщин». (Одесс. Вестн., 1868, 35). 154 По сообщению корресп. «Голоса» штундистов в Одесском и Ананьевском уездах было к концу 1867 г. до 300. («Голос», 1867, 331). 155 «Дело Херс. дух. конс.» 1866, 65, стр. 20, 23, 26 и 27. Автор статьи «Баптизм или шт. в Киев. губ.» говорит, что священником в м. Ряснополь вместо о. Стойкова определен был Промыслов, обучавшийся только в дух. училище («Киев. Стар.», 1864. XI, 500). Это не верно: о. Промыслов в Ряснополе никогда не священствовал. 160 При сообщении была приложена копия с упомянутого нами выше рапорта о. Кириакова от 22 окт. 1867 г. 161 В этом пункте говорится: «исследование о совращении православных в раскол начинать не иначе, как по получении от епархиального начальства положительного о сем уведомления и не прежде, как по испытаний над совращенными силы духовных увещаний к оставлению заблуждений». 162 Записка эта в извлечении была напечатана в 35 «Одесс. Вес.» за 1868 г. Автором ее был местный землевладелец г. Значко-Яворский. Чрез два дня помещено было в той же газете письмо пастора Бонекемпера, в котором он, сообщая сведения о братстве «штунде», замечает, между прочим, следующее: «экономического принципа мы пока решительно не видим в учении штундистов». 164 Штунда, говорит далее о. Ногачевский, выходит чем-то в роде революционного направления против государства; штундисты стремятся признать все настоящее устарелое, основанное на одной только рабской подчиненности, ничтожным и основать что-то в роде избирательного правительства, зависимого от всех и контролируемого всеми без исключения; немцы употребляют штунду, как опыт в видах переустройства государства». («Дело Херс. д. конс.», 1866., 65, стр. 43–44). 167 По поводу последнего обстоятельства исправник сделал распоряжение, чтобы на будущее время о нарушении благочиния составлялись акты и представлялись ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Любомирке; б) юго-западный округ, в состав которого отчислены весь Ананьевский и Тираспольский уезды и юго-западная часть Одесского уезда по линию, образуемую селениями: Коблевым, Анатолиевкой, Ташиным, Златоустовым-Полем, Новопокровским (Сахаровым) и почтовой станцией Коссовкой; в) юговосточный округ, в состав которого отчислены часть Одесского уезда, начинающаяся от границы югозападного округа, часть Елизаветградского уезда, начинающаяся от границы югозападного округа, часть Елизаветградского уезда, начинающаяся от границы северного округа, и весь Херсонский уезд, за исключением г. Херсона с его окрестностями, ведение которых принял на себя бывший миссионер, в настоящее время состоящий на службе в г. Херсоне и освобожденный от должности миссионера. Причем постановлено, с разрешения попечителя Братства, его высокопреосвященства, увеличить число окружных миссионеров, так как миссионерские районы, подлежащие ведению каждого из трех наличных миссионеров, оказываются очень большими по протяжению, конечные пункты которых находятся на значительном расстоянии от мест пребывания миссионеров, и так как каждый из миссионеров есть в тоже время приходский священник, связанный обязанностями служения приходу; а для сего постановлено, с разрешения его высокопреосвященства, увеличить цифру обязательных членских взносов, по меньшей мере, до 2-х руб. в год (вместо определенного уставом Братства минимального взноса в 1 руб.), а также взимать в пользу Братства ½ процента с текущих доходов церквей епархии» 376 . По сообщению «Отчета Братства», миссионеры чрезвычайно ревностно относились к исполнению своих труднейших обязанностей: они проводили в собеседованиях по нескольку часов сряду, иногда далеко за полночь, в душной атмосфере, насыщенной парами, от которых образовалась течь по стенам. Число слушателей на миссионерских беседах иногда доходило до 300. За недостатком места они стояли на дворе, около дверей и окон помещений. Сектанты, в большинстве случаев, возражали «то с ожесточенною ненавистью, то с нахальною дерзостью, то с кощунственною бранью, то с богохульными сарказмами, то с пошлою ирониею, то с площадными остротами; иногда у штундистов наперед составлялся план, как они должны были вести себя на миссионерских собеседованиях, именно постановлялось: а) не избирать для беседы определенного предмета, а говорить о чем попало, чтобы «заломить миссионера», или, как выражаются штундисты, «коммиссионера», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В 1871 году баптизм появляется в с. Явкине, Херсонского уезда. И здесь замечается такое явление, какое происходило в Елизаветградском и Одесском уездах: сектанты новорожденных в 1871 году не крестили и браков в православной Церкви не совершали 258 . Баптисты из южных колонистов Иоган Прицкау и Иоган Вилер 259 имеют самые близкие отношения к выделившимся из штундистов баптистам, южноруссам. Те и другие совместно ведут пропаганду: баптисты немцы помогают баптистам малороссам. Ефим Цимбал для пропаганды баптизма разъезжает по деревням вместе с Иоганом Прицкау 260 . Основские и игнатовские баптисты с Ратушным во главе 22-го февраля 1872 г. едут в колонию Рорбах и здесь, вместе с немцами баптистами, в числе которых был Иоган Вилер, совершают «преломление» 261 . Вилер составляет для Ратушного формы записей об актах рождения, бракосочетания 262 , хлопочет о выписке из-за границы собрания сектантских песен на русском языке 263 . Распространение баптизма среди штундистов шло на первых порах довольно медленно. Рябошапка в своем прошении, поданном на имя генерал-губернатора, от 30-го ноября 1870 г., говорит, что любомирское братство имеет 45 душ. Можно предполагать, что в Любомирке в это время было гораздо более уклонившихся от Церкви. Ратушный только чрез полтора года после крещения Цимбала и Рябошапки делается баптистом. В дер. Игнатовке и Основе в 1870 году было 219 штундистов 264 . Из этого числа 8-го дня 1871 года нашлось только 48 человек, которые прин я ли второе крещение. Причину такого медленного роста баптизма нельзя объяснять внешними препятствиями, например репрессивными мерами, потому что баптизм, по сообщению автора «Матер. для ист. шт.», признавался местной светской властью сектой терпимой 265 . Медленное распространение баптизма обусловливалось тем, что в среде самих штундистов являлись такие лица, которые не могли легко переменять свои верования. В одном из писем, отобранных в 1870 году у вожака ананьевских сектантов, мещанина Даниила Кондрацкого, высказывалась мысль, что «крещение водою не нужно и совершенно без пользы».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Села Александровки, Покровская, кам. Тир. у. Сооружена собственным коштом обывателя села Александровки Василия Маламы, с пособием ему от общества. Села Аникеевки, Предтеченская, дер. Бобр. уезда. Села Миланки, Богородицкая, дер. Ананьевск. уезда. Села Теи, Параскевиевская, кам. Тираспольск. у. Селение сие, Молдаванами обзаведенное, разграблено было Татарами, и церковь в нем сожжена. По сему теперь здесь церковь новая, и жители поселились вновь. Села Гиржева, Георгиевская, кам. Тираспольск. у. Построена помещиком Гиржевым. Село современно основанию церкви, расположенной на возвышенном довольно красивом месте, из которого течет изобильный поток ключевой воды. Живут здесь Малороссияне. Села Гвоздовки, Михайловская, кам. Тирасп. уезда. Села Бобрика, Рождество-Богородицкая, кам. Ананьевск. уезда. Села Кривого-озера, Параскевиевская, кам. Ананьевск. уезда. Села Сироваго, Михайловская, дер. Ананьевск. уезда. Села Кумаров, Дмитриевская, кам. Ананьевского уезда. Все сии пять церквей построены по усердию правителя Екатеринославского наместничества, Василия Васильевича Каховского. Села Хмелевого, Николаевская, дер. Бобр. у. Церковь сия по ветхости своей упразднена, и вместо оной выстроена каменная, коштом помещика майора Николая Акацатова. Села Вознесенского, Петро-Павловская, кам. Бобр. уезда. Села Пересадовки, Михайловская, кам. Бобр. уезда. Села Якимовки, Иоакима и Анны, дер. Бобр. уезда. Села Липецкого, Михайловская, кам. Ананьевск. у. Прежде сей церкви была, еще при владении Турков, другая деревянная, о которой рассказывают следующее: когда Турки, по взятии Русскими Очакова, увидели свою неблагонадежность удержать за собою и область Очаковскую; они сами жгли и истребляли все селения в ней находившиеся. Такой участи подверглось и село Липецкое: оно все сгорело, кроме церкви, которая осталась в целости, а после за ветхостью упразднена. Теперь в Липецком нет ни той уцелевшей от разорения церкви, ни последовавшей за нею, а состоит с 1806 года уже третья, новая, каменная. Села Ташина, Адриано-Наталиевская, кам. Одесск. у. Ташино обселено Молдаванами, гораздо прежде церкви, и было известно под названием «Грибова», по имени полковника Адриана Грибовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Алексий, митрополит Балтский и Ананьевский (Гроха Сергей Александрович) Дата рождения: 27 сентября 1972 г. Дата хиротонии: 19 августа 2006 г. Дата пострига: 20 декабря 1992 г. День ангела: 25 февраля Страна: Украина Биография: Родился 27 сентября 1972 в г. Днепропетровске в семье служащих. В 1987-1991 гг. обучался в Днепропетровском республиканском базовом медицинском училище 1, получил квалификацию фельдшера. В 1991-1997 гг. обучался на факультете «Экономика производства» Днепропетровского государственного университета. Одновременно учился в Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1994 г. В том же году поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 1999 г. В 2005 г. окончил Одесскую национальную юридическую академию с присвоением квалификации «юрист». В 1992 г. поступил послушником в братию Одесского Успенского мужского монастыря. 20 декабря того же года митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом пострижен в монашество с именем Алексий в честь Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца. 3 января 1993 г. рукоположен в сан иеродиакона, 7 января того же года — во иеромонаха. В том же году по прошению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Патриархом Александрийским и всей Африки Парфением возведен в сан игумена. 10 октября 1994 г. назначен проректором Одесской духовной семинарии. 7 апреля 1995 г. митрополитом Одесским Агафангелом возведен в сан архимандрита. В 1997 г. назначен благочинным монастырей Одесской епархии . В 1998 г. назначен настоятелем храма свв. мчч. Адриана и Наталии в г. Одессе. В 1999 г. решением Священного Синода УПЦ назначен наместником Успенского мужского монастыря г. Одессы. В 2000 г. награжден правом ношения второго креста за богослужением. 19 августа 2006 г. за Литургией в Успенском соборе г. Одессы хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии . Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский Владимир. 22 ноября 2012 г.  возведен  в сан архиепископа. Решением Синода УПЦ от 20 декабря 2012 г. (журнал 103 ) назначен управляющим новообразованной Балтской епархией с титулом «Балтский и Ананьевский». Освобожден от должностей викария Одесской епархии и наместника Успенского монастыря г. Одессы. 17 августа 2018 г. за Литургией в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским Онуфрием возведен в сан митрополита. Образование: 1997 г. — Днепропетровский государственный университет. 1994 г. — Одесская духовная семинария. 1999 г. — Московская духовная академия. 2005 г. — Одесская национальная юридическая академия. Епархия: Балтская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Алексия (Грохи) при наречении во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. E-mail: baltaeparhia@mail.ru Web-caйm: http://baltaeparhia.org.ua Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/111506.htm...

Вне церкви, за алтарём погребены: Греческой церкви епископы Силистрийский, Наплузский, Червенский, Синайский и митрополит Адрианопольский Герасим. Села Де-Витовки, Троицкая, кам. Бобр. у. Сооружена помещицею графинею Софией Потоцкой по первому мужу де-Витт. 1809 год Села Измаиловки, Софиевская, плет. Одесск. у. Основанию церкви почти, современно и существование села, в котором живут Малороссияне. Села Нечаевки, Покровская, кам. Одесск. у. Церковь сия построена с разрешения Святейшего Синода, последовавшего в 1802 году. Селение однако существовало прежде под именем «Козлова», от основателя оного генерал-лейтенанта Козлова, обсалившего место Малороссиянами. Села Степановки, Свято-Духовская, кам. Бобр. у. Села Мойсеевки, Преображенская, кам. Ананьевск. у. Заложена по данному в 1807 году прошению от помещика, корнета Добровольского. 1810 год Села Перешор, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде сей церкви был молитвенный дом. Впрочем, как сей дом, так и селение не раньше существовать начала, как по покорении Россией области Очаковской. Села Заградовки, Адриано-Наталиевская, кам. Херс. у. Села Гуровки, Покровская, кам. Бобр. у. Села Семеновки, Николаевская, кам. Бобр. у. Села Мостового, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Построена по прошению помещика Боровского и по благословению Святейшего Синода, из которого указ последовал в 1809 году. Села Куяльника, Вознесенская, кам. Одесск. у. Построена церковь по прошению мещанского общества города Одессы, жительствующего на городской земле, в урочище Куяльнике. Слободы Петровой, Покровская, кам. Бобр. у. 1811 год Села Ковалевки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основана и сооружена помещиком, коллежским советником Михаилом Михайловичем Кирьяновым. Селение сие, будучи обзаведено полковником Андреем Шостаком, на отведенной ему земле в новоприобретенной от Порты Оттоманской области, существует с 1792 года. Села Варваровки, Михайловская, камен. Одесск. у. Был прежде сей церкви молитвенный дом, в котором однако литургии не совершалось. Село существует с 1804 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010