6. Послушница Белевского женского монастыря, бывшая помещица Надежда Егоровна осенью 1861 года, бывши в Оптиной Пустыни и отправляясь на свою родину, по вере своей к покойному старцу Макарию взяла песочку с его могилы. Во время ее пребывания в своем имении в октябре месяце одна ее дворовая женщина около двух месяцев страдала сильною зубной болью, в особенности по ночам, и оттого все ночи проводила без сна. Лечилась она некоторыми домашними средствами, но ничто не помогало. Сострадая больной женщине, Надежда Егоровна, со своей стороны, придумывала, чем бы ей помочь. И вдруг пришло ей на мысль приложить к щеке болящей привезенного ею из Оптиной Пустыни песочку. Призвала она к себе в комнату больную, положила вместе с нею пред св. иконою Царицы Небесной три земных поклона, сначала намазала больную щеку елеем из лампады пред образом, а затем осыпала всю ее песком. Этого же песку дала она больной и выпить в воде. Немедленно после того больная заснула; а на другой день встала совершенно здоровою. Зубная боль к ней уже не возвращалась. 7. Когда вышеупомянутая дворовая женщина помощию Царицы Небесной по молитвам старца Макария исцелена была от жестокой зубной боли; тогда доложили Надежде Егоровне, что в ее имении еще есть девочка лет 15-ти, которая сильно страдает жабою в горле. Дали больной выпить в воде несколько песочку и приложили его же к горлу; в то же время девочка получила большое облегчение. 8. Бывшая помещица, а затем послушница Дивеевского женского монастыря Нижегородской губернии Мария Васильевна Ананьевская вскоре по кончине старца о. Макария рассказывала о себе следующее: «В первые дни после кончины батюшки о. Макария я, при великой грусти о лишении его, подверглась какой-то ужасной болезни, похожей на ту, которую в простонародье называют волосатиками. Боль была неослабная. Ни днем, ни ночью не было мне от нее покоя; и я уже несколько суток провела без сна. Рекомендованные средства не помогали. Бывши в это время в Оптиной Пустыни, иду я однажды из скита и думаю: дай схожу на могилку батюшки о. Макария и возьму с нее земельки для пальца – авось полегчает. Пришла, взяла сначала из горевшей над его могилой лампады маслица, обмазала им свой больной палец и затем, осыпав его землею с могилы, обвязала и ушла на гостиницу. Тут я и скоро заснула крепким сном; а поутру встала совершенно здоровая».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Во многих зараженных штундою местах, пишет миссионер о. Купчевский, совращенные православные – представители местного пролетариата. В хороший год и то им приходится зарабатывать хлеб у местных односельчан, часто и у штундистов, а теперь они совсем без хлеба и топлива; неудивительно, что под влиянием голода и холода они переходят в штунду: они готовы перейти в какую угодно веру, лишь бы быть сытыми и согретыми». «В Златоустовском приходе, пишет миссионер г. Белов, штундисты недавно совратили одну женщину, Акилину Фоменкову, набрав ей на платье материи. Когда Фоменкова вошла в новом подаренном платье в собрание штундистов, то, по словам учителя земской школы, упала на колени и со словами: «о, теперь я узнала, где истинный Бог!» – стала целоваться со всеми сектантами. Жена училищного сторожа, слушавшая наш разговор с учителем о Фоменковой, сказала: «да, нужно туда идти, потому что там помогают». В минувшем году я посетил с священником о. Васильченко совратившуюся в немецкой колонии Гофнунгсталь семью Н. Бондаренко. После долгих наших увещаний жена его Мария высказалась прямо: «что вы ни говорите, а, видно, немецкая вера лучше нашей: посмотрите, как мы бедны, а немцы как богаты; видно, Бог их любит!» Нет сомнения, что эта бедная семья совращена немцами, от которых в материальном отношении она всецело зависит. Очень прискорбно поэтому, что в такое тяжелое для народа время бывший съезд благочинных Херсонской епархии сократил средства Свято-Андреевского Братства, лишив его возможности оказывать материальную помощь там, где она могла бы не только спасти людей от нужды, но и от совращений. Третье неблагоприятное условие для миссии в минувшем году – было отсутствие окружных миссионеров в трех более зараженных уездах: Ананьевском, Одесском и Тираспольском. Таким образом в то время, когда сектантская миссия особенно усилилась, наша была значительно ослаблена, что не могло не отразиться на общем её успехе. Четвертым и, думаю, самым главным тормозом миссии служило холодное, безучастное отношение к ней многих священников зараженных приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время штундизм представляет собой лишь исторический интерес как предшественник баптизма в России. Кое-где штундистами называют до сих пор именно баптистов. Начала штундизма в России нужно отнести к 1862 г., но первое известие о появлении его было напечатано в «Одесском Вестнике» от 14 марта 1868 г.; 5–6 лет спустя, не встречая никакого для себя препятствия, не заявляя громко о своем существовании, русская штунда сразу охватила целых пять уездов Херсонской губернии: Херсонский, Одесский, Ананьевский, Елизаветградский и Вознесенский. Немецкие баптисты, появившиеся в конце 60-х годов XIX столетия в Херсонской губернии с целью пропагандировать свое учение среди колонистов, обратили внимание на южно-русское население. Они входили с местным населением в непосредственные сношения и таким образом распространяли там баптизм». Священник А. Рождественский пишет: «Иностранец Шульц говорил пастору Штраусу о том, что он проповедовал баптизм в окрестностях Одессы в собрании православных. Херсонский губернатор передавал высокопреосвященному Димитрию, что 16-го марта 1869 г. пропагандист баптизма Иоганн Гергардт, прибывший из Гамбурга, открыто проповедовал свое учение в колонии Старый Данциг, в молитвенном доме, куда приходили и карловские крестьяне». 24 В это время южнорусская штунда в лице своих вожаков определенно уклоняется в сторону баптизма. По словам епископа Алексия, «русские штундисты свою лжеиерархию преемственно получают от немцев-баптистов и вступают с последними в иерархическое единение» 25 . Это важное событие в истории южнорусской штунды совершилось при следующих обстоятельствах: 11 июня 1869 года в деревне Карловке (Елизаветградского уезда) Ефим Цимбал, вместе с 30 колонистами, был перекрещен в реке Сугаклее, при немецкой колонии Старый Данциг, колонистом Екатеринославской губернии А. Унгером. Крещение было совершено при 47 свидетелях – крестьянах деревни Карловки. Этот первый перекрещенец из русских открывает собою ряд «пресвитеров» южнорусского баптизма, известных в истории как главных деятелей по распространению заблуждений баптизма в среде искони православного населения южной России. Из деревни Карловки баптизм перешел в Любомирку. От Ефим Цимбала здесь первым получает перекрещивание прославленный в истории штунды Иван Рябошапка. От Рябошапки получили перекрещивание не менее известные в истории штунды: Михаил Ратушный, Александр Капустян и многие другие пропагандисты из среды православного южнорусского населения. Эти первые прозелиты являются непосредственными учениками немецких баптистских миссионеров. Получив перекрещивание, а вместе с ним и звание «пресвитера», Ефим Цимбал выступает ревностным проповедником секты среди православного населения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Чистого сбора продовольственных хлебов (за вычетом семян), по имеющимся у нас сведениям за шесть лет, с 1895 г. по 1900 г., на долю каждого крестьянина, не исключая и малолетних детей, в Европейской России приходится 23,4 пуда 9 , хотя в некоторых местностях в указанные годы он достигал от 40 до 135 пудов; так это было, например, в уездах: Кирсановском, Балашовском, Сердобском, Петровском, Пензенском, Аккерманском, Измаильском, Бендерском, Сорокском, Белецком, Херсонском, Одесском, Тираспольском, Ананьевском, Елисаветградском. Феодосийском, Симферопольском, Евпаторийском, Перекопском. Днепровском, Мелитопольском, Бердянском, Мариупольском, Александровском, Павлоградском, Хоперском и Константиноградском. Что касается рабочего скота, необходимого для успешного занятия хлебопашеством, то статистические данные за восемнадцать лет (1883–1900) представляют нам следующие основания для суждения о его количестве и распределении в Европейской России. Из ста голов общего числа лошадей на долю крестьян, в среднем выводе, приходится 85 штук; а в некоторых уездах число лошадей, принадлежащих крестьянам доходит до 95 и даже до 99 штук из той же сотни рабочих лошадей. На сто человек крестьян (не исключая из этого числа и детей) рабочих лошадей приходится 24, но в некоторых уездах количество их возрастает и до 48 штук. На сто десятин посева кормовых хлебов, рабочих лошадей приходится 28 штук, но в некоторых уездах – от 45 до 89 штук; на один крестьянский двор – 1,5 лошади, а в некоторых местностях – 3, и даже 5 штук лошадей. Количество и пропорциональное распределение крупного рогатого скота, необходимого в сельском хозяйстве, за тоже время, по статистическим данным, мы можем представлять себе в таком виде. Из ста голов общего числа рогатого, крупного скота в среднем выводе крестьянам принадлежит – 81,7 штук, а в некоторых местностях несравненно больше – от 95 и даже до 99 штук (например, в губерниях: Вятской, Пермской и Вологодской). На сто человек крестьян, пользующихся надельною общественною землею, приходится 40 штук: впрочем, есть губернии, где это количество доходит до 55 и даже до 106 штук скота (в губерниях Астраханской, Оренбургской, Минской и других). На сто десятин посева, рогатого скота можно полагать 46 штук, а в некоторых местностях до 80 и даже до 211 голов. На крестьянский двор такого скота приходится 2,3 штуки, хотя в некоторых уездах можно полагать и значительно больше: от 4 до 8 штук (в губерниях Оренбургской. Астраханской, Эсгляндской, Курляндской и Лифляндской).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Роштадт (ананьевского уезд.) избран сектаторами своим проповедником и года за два перед сим был в Н. Данциге. В начале минувшего июня он, Линовский, вместе с своими односельцами Христианом Глюк и Иоаганном Пудивлем, были в к. С. Данциге (Одесск. уезд.) и там у анабаптистов встретили К. Ондру, которого пригласили и привезли к себе на х. Штейнгут. При этом Линовский на замечание моё (пристава) при указанном выше старосте и других, что община их противозаконная, ответил, что в C. Данциге получено распоряжение его высокопревосходительства Новороссийского и Бессарабского г. – губернатора о том, чтобы их – апабаптистов не трогать и предоставить им полную свободу действий.“ 35 . Освобождённый по каким-то особенным соображениям из Богдановской расправы и доставленный Ф. Линовским в г. Николаев, В. Шульц 1-го августа того же 1872 г. уже появляется с проповедью необантизма в с. Ландау (Одесск. уезд.), где быстро увлекает многим римско – католиков в необаптизм. Но деятельность его здесь к счастью была непродолжительна: приставом 3-го стана он был вскоре арестован и дело по преследованию его судебным порядком было передано декану римско-католических церквей Херсонской губернии, прелату Разумовичу, который направил его к судебному следователю Одесского окружного суда. Дальнейшая история подвигов В. Шульца неизвестна: вероятно он был выслан за границу. 36 В то время, как в северной части Херсонской губернии действовали названные выше миссионеры необаптизма, товарищи их развивали свою деятельность с одинаковым успехом в южной части её, избрав пунктом для своей деятельности к. к. Рорбах, Вормс, Ландау, д. Основу (она же Пассеково) и др. Это были: саксонско – подданный Карл Кёниг, поселянин к. Ландау Христиан Фишер и известный уже нам поселянин к. Хортицы (Екатеринославск. губ.) Герхард Виллер. 25 января 1872 г. Одесский исправник доносил Херсонскому губернатору: „помощник сельского старосты и сотский м. Ландау арестовали 12 сего января за совращение поселян католиков в анабаптизм саксонско – подданного Карла Генрихова Кёнига и Ландауского поселянина Христиана Готлибова Фишера, которые 24 числа представлены во вверенное мне полицейское управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Примечание. Общины от Кавказа не имели представителем на конференции, но ими были посланы письма, в которых были сделаны предложения относительно миссии. На предварительном совещательном собрании всех депутатов, состоявшемся 28 апреля в субботу, баллотировкой выбраны ­- председателем Конференции Иван Виллер, кандидатом председателя Иван Каргель, для написания протокола Минай Ханин и Михаил Колосков. Заседание Конференции началось 30 апреля в 11 часов утра. Председатель открыл заседание пением любимых стихов 34. Песнь эта призывает всех к труду в винограднике Господнем; потом чтением из 4 главы послания к Ефесеям 1 – 16 ст. с объяснением особенно 12 ст. и молитвы. Пред началом председатель дал наставление, в каком порядке каждый должен высказать свою мысль, чтобы наблюдать тишину и избегать разногласия, потом прочитал предметы для обсуждения, которых было двадцать три. Для ревизии миссионерской кассы были назначены два брата – Василий Романович Колодин и Максим Прохорович Балихин, которые нашли ведение и состояние кассы в исправности: в кассе оказалось наличными деньгами всего две тысячи триста семьдесят две копейки, на распространение миссионерской деятельности в будущем 1884–1885 году. Миссия. Определение местности для миссионерской деятельности По предложению председателя были определены те местности, в которых необходимо нужно назначить „евангелистов» для посещения рассеянных членов по хуторам, селениям и городам, и где открыты двери для Евангельской деятельности. Такие местности оказались следующие: в Херсонской губернии: Одесский и Ананьевский уезды, Херсонский уезд и Елизаветградский уезд; в Киевской губернии, а именно: в Таращанском, Звенигородском и Северском уездах; в Екатеринославской губернии – в Александровском и Екатеринославском уездах; в Таврической губернии (во всех уездах). На Кавказе во Владикавказе и окрестностях его, в Тифлисе, в Закавказском крае, в Кубанской области и в Черноморье Конференция признала нужным снабдить эти районы миссионерами. Суждение о жалованье „евангелистам»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Писания, для пения духовных гимнов, для слушания поучений, и для взаимного утверждения себя в евангельской нравственности, сохраняя однако полное уважение к своему вероисповеданию и к своим пасторами. А сами колонисты эти свое общество называют «братством друзей Божиих». Оно существует у них уже лет 20. В это братство вступают и лютеране, и реформаты. Главная цель его есть распространение учения Христова и утверждение в христианах чистой нравственности евангельской. «Некоторые православные крестьяне, с малолетства бывшие в услужении у колонистов, усвоили себе немецкий язык, начали посещать их штундные собрания, и тут постепенно уклонились от православия и превратились в реформатов, так что презирают православное духовенство и все совершаемые им таинства и службы, не вняв доброму совету некоторых немецких штундистов оставаться в православии, которое не помешает им быть высоко нравственными христианами. От этих оборотней пошла зараза по херсонской губернии, а оттуда проникла в киевскую епархию. «Главным средоточием штундатства была и есть немецкая колония Рорбах. Оттуда эта секта в 1864 году перешла в раснопольскую волость одесского уезда, именно, в Раснополь, в местечко Игнатьевку и в село Основу. Потом она перенесена в смежный с одесским уездом местности уездов ананьевского и елизаветградского, именно в Людомирку, Карловку и Обозковку. В Людомирке основал эту секту в 1867 году тамошней крестьянин Рябошанко. А появление ее в Карловке объясняется близостью этой деревни к немецкой колонии Данциг и постоянными сношениями жителей ее с штундистами одесского уезда, и особенно с головщиком их крестьянином села Основы, по прозванию, Ратушным. «В настоящее время главным деятелем «братства друзей Божиих» (они же и штундисты) служит реформатский пастор колонии Рорбах, г. Бонекетберг, сын тамошнего колониста, долго жившей в Америке, и всего себя посвятившей утверждению христианства между русскими поселянами, которые, называясь христианами, живут не по-христиански. Сердечно жалея об их религиозном невежестве, о пьянстве в праздники, и о нищете, происходящей от беспорядочной жизни, он, как ревностный проповедник Евангелия, вздумал сделать их истинными и высоконравственными христианами, и решился завлекать их в «братство друзей Божиих».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

С 1782 г. правительство обращается к колонизации иностранцами Новороссийского края, Крыма и Бессарабии. Для водворения их было отведено: в Екатеринославской губ. 52 тыс. десятин, в Херсонской 263 тыс. 91 и в Таврической – 214 тыс. Впоследствии отведены были особые участки и в Бессарабии 92 . В 1786 г. приглашены были Екатериной II для улучшения хлебопашества и скотоводства в Новороссии из восточной Пруссии, с берегов Вислы, менониты 93 . В 1789 г. 228 менонитских семей прибыло из Пруссии в Екатеринославскую губернию и заняли днепровский остров Хортицын, основав здесь 8 колоний 94 . В 1795 гг. переселилось еще 118, из коих 86 поселились на Хортицыне, а 32 семейства – в Павлоградском и Новомосковском уездах. В 1803–4 гг. прибыло 362 семьи, для поселения которых назначены были местности в Мелитопольском уезде и в Таврической губ. (на реке Молочной). Число всех менонитов, живших в России (в 1867 г.) доходило до 40.000 95 . В Бессарабии немцы поселены были по приглашению правительства в 1814–17 г.г. Они пришли сюда из Виртемберга, Баварии, Пруссии и др. мест 96 . В 1801 г. поселена была правительством в Кровелецком уезде Черниговской губернии, в 12 верстах от Вишенок, община гуттеров 97 , имевшая коммунальное устройство. В 1818 г. часть гуттеров переселилась в Новороссийский край 98 . Колонисты наилучшим образом воспользовались льготами, правами и преимуществами, данными им русским правительством. Свое благосостояние они довели до высокой степени. О настоящем состоянии колонистов южного края высокопреосв. Никанор говорит следующее: «край этот превращается совершенно в Германию, – колонии вытесняют русское землевладение систематически; немцы работают на себя страшно и страшно богатеют; из них сотни и тысячи пришли сюда нищими, а теперь – богачи и землевладельцы» 99 . «В Херсонской губернии немцы живут большими островами, говорит корреспондент «Голоса», – и составляют как бы отдельные царства, где все – немецкое, начиная со школ и богослужения и кончая самыми мелочными потребностями хозяйства. Немцы в Одесском, Тираспольском и Ананьевском уездах в последнее время (1867 г.) стали закупать в больших размерах землю, причем покупки эти совершаются при помощи займов из колонистского капитала. Эти закупки и забор в посессию земли немцами принимают такие размеры, что грозят краю совершенным онемечением» 100 . По сообщению «Сельского Вестника» в последнее годы к немцам колонистам перешло много земель в губерниях: Херсонской, Екатеринославской и Таврической. В Мариупольском уезде Таврической губ. всей земли числится 650 т. десятин, и из них 500 т. находится в руках немцев 101 . Г. Клаус говорит, что новороссийское менонитское братство, в количестве 15,213 человек мужск. пола, сверх 143 т. десят. казенного надела, в 1866 г. владело 122 т. десятин на правах частной собственности. Менониты имели тогда высшие училища: два русских (в Хортицине и Гальбштадте) и два реальных (в Гальбштадте и Орлове на Молочной) 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

К этому времени секта расширилась: Иннокентия поддерживали иером. Феодосий из Цыганештского скита Оргеевского у. Бессарабской губ. и его ученики иеромонахи Герасим и Геннадий из Архиерейского сада (близ Кишинёва). За сектой закрепилось название «иннокентьевцы» (прежде - «Балтское движение»). Среди сектантов преобладали молдаване, считавшие Иннокентия «святым человеком», проповедующим на их родном языке. Иннокентий учил, что Бог - это грозный и беспощадный Судия, наказывающий людей курящих, пьющих, мало молящихся, не жертвующих на обители. Из-за грехов людских в их животы вселялся диавол: нек-рые люди начинали икать, с другими случались судороги с потерей сознания и т. п. Освобождение от диавола возможно только при отказе от порочных пристрастий, при усиленных молитвах, после отчитки, паломничеств по мон-рям и пожертвований. Для изгнания беса Иннокентий требовал совершать крестное знамение «медленно, нанося твердые удары по телу», прежде всего в подложечную область (с его т. зр., главное место пребывания диавола), и особым образом: «3 перста должны были быть прочно прижаты друг к другу, чтобы бес не мог проскочить между ними». Волосы на головах у женщин остригались и выбрасывались как нечистые, выросшие новые освящались Иннокентием и назывались «иннокентьевскими». Последователи Иннокентия отвергали медицину, поскольку считали, что врачи не от Бога, «ибо как врач может даровать жизнь больным, если сам смертен?» ( Гума В., прот. 1913. 34. С. 1309). Единственными лечебными средствами, к-рые благословил к употреблению Иннокентий, были елей, воск и вода. Поэтому обычно И. выбирали колодец или копали новый, освящали его, ставили над ним крест, окрашенный в белый цвет, и не разрешали использовать эту воду ни в каких др. целях, кроме питья. И. отказывались от собственности, называли друг друга братьями и сестрами, целовали при встрече в плечо и дули в лицо «для изгнания злого духа». На подаренных Иннокентию 3 братьями Мордари, названными И. «Троицей», 50 дес. земли в с. Липецком Ананьевского у. Херсонской губ. (ныне Котовский р-н Одесской обл.) был устроен подземный мон-рь И., рассчитанный на неск. тыс. чел., который получил название «Новый Иерусалим» или «Гефсиманский» («Райский сад»).

http://pravenc.ru/text/468809.html

Апанас «Партизанщина» В 2017 году компания «Сибуголь » хотела начать добычу угля открытым способом на участке в 800 метрах от Апанаса. Для добычи открытым способом производится разрез: верхний слой почвы снимают бульдозерами, взрывают и дробят породу над углем, а после копают вглубь на десятки метров. Рекомендованная санитарно-защитная зона разреза составляет километр. Но, как признал даже губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, угольные компании эту рекомендацию обходят . По плану в этот разрез, который должен был называться «Ананьевский-Восточный», попадала единственная дорога из Новокузнецка до Апанаса и садовое товарищество Углеп.  В качестве компенсации, по словам Владимира, садоводам предложили по 700 тысяч рублей, селянам — бесплатный уголь, заасфальтированные улицы и новую дорогу до города. Но 26 августа 2017 года около 300 жителей Апанаса и пяти соседних деревень устроили «деревенский сход »: вышли на дорогу и не дали угольщикам ее раскопать.  Среди участников схода был и Владимир Горенков, постепенно ставший одним из главных антиугольных активистов . Он вместе с жителями потребовал документы, подтверждающие право на работу разреза, но приехавшее на место руководство «Сибугля » бумаги не предоставило. Полицейские тогда составили на нескольких участников схода административные протоколы, но раскопки удалось приостановить.  В октябре 2017 года прокуратура нашла в документах и работе «Сибугля » нарушения, и лицензию на разработку «Ананьевского-Восточного» у компании забрали. Через два года уже другая компания — «Сибэнергоуголь» — хотела начать добычу угля открытым способом недалеко от Апанаса. В разрез «Бунгурский-Южный-2» по плану должен был войти участок дороги «Апанас — Листвяги».  В машине Владимира Горенкова Летом 2019 года жители Апанаса и еще пяти деревень блокировали участок дороги, который компания уже собиралась раскопать. Работы в итоге остановились, а после активисты попытались отсудить у компании право на этот участок трассы. Суды идут до сих пор.  — Люди и под гусеницы бульдозерам ложились, и в ковши прыгали. Партизанщина была: стреляли по технике на разрезах, экскаваторы горели, составы порожняковые сталкивались. Это единственный в мире случай, наверное, когда деревне на сто человек получается противостоять огромным угольным корпорациям. И мы не считаем, что это мы такие орлы — это Господь нас направляет. 

http://pravmir.ru/lyudi-i-pod-guseniczy-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010