Данцигском сельском правлении получено предписание Его Высокопревосходительства г. Новороссийского и Бессарабского генерал – губернатора (П. Е. Коцебу), что секта необаптистов может быть терпима, и чтобы сектантов не преследовали.» 29 В 1870 году в немецких колониях Херсонской губ. выступает новый миссионер необаптизма прусско-подданный Карл Ондра. Когда в первый раз К. Ондра ворвался в Россию – не известно; но несомненно, что он гораздо раньше 70-х годов действовал в немецких колониях ананьевского уезда (Херсонск. губ.) в качестве миссионера необаптизма и был один из тех заграничных „шпионов – лазутчиков «, являвшихся в 60-х г. г. с проповедью необаптизма в немецкие колонии, на которых жалуются в своём прошении колонисты Н. Данцига. Известный уже нам (см. прошение колонистов Н. Данцига), один из первых последователей необаптизма, колонист Н. Данцига, Франц Линовский, при допросе о деле о перекрещивании К. Ондрою шестнадцати колонистов Н. Данцига показал, что „К. Ондра хорошо известен анабаптистам: он давно уже в к. Роштат, ананьевского уезда, сектаторами избран проповедником и года за два перед сим (22 июня 1870 года) был в Н. Данциге» 30 . Это в высшей степени подвижная и деятельная натура, обладавшая редкою способностью действовать в одно и тоже время в трёх разных пунктах под различными именами, так что местная полиция, поставленная в крайнее недоразумение проделками „невидимого доселе проходимца“, сочла за лучшее оставить его в покое. Запасшись несколькими ложными паспортами, К. Ондра свободно разъезжал по югу России с проповедью необаптизма, – то под именем Одесского мещанина, торговца красками, то под именем крестьянина Волынской губернии и т. п. и всегда легко ускользал из рук полиции. Деятельность К. Ондры в качестве миссионера необаптизма официальными данными представляется в таком виде: в месяце июне 1870 г. К. Ондра явился с проповедью необаптизма в немецкую колонию Гоффнунгсбург (Одесского уезд.), где был задержан и представлен в Попечительный Комитет об иностранных поселенцах южного края России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Всю ночь плавал и вместе ходил по некоему острову Средиз моря, причем припоминал свое прежнее посещение острова. Многократно пробуждался. Облачно. 6°. Обедня. Бессменная толкотня до самого обеда со множеством уплат. О. Парфений в Горнюю. Пономарь на диво дома. Ризничные соображения. Сама г-жа Соболева с воздухами и чаем. Она же потом с деньгами от товарки и благословением строить на ее счет кафедру игуменскую в Горней церкви. Г. Громов так, ни за чем. О. Вениамин с земляком-кишиневцем, пожертвовавшим нам два подбора свящ облачений плисо-мишурных. Послушник из «Св гор» харьковских Михаил Николаев, ищущий места при Миссии. Настасья Захаровна с посылкой от «Генерала». Санданайская сборщица за ризами. Бетжальцыизвестоделатели за письмом для Иерихона. Илиас за жалованьем. Просто проходу нет сегодня. В 3 часа с небольшим всенощная с полиелеем св. муч Авксентию и помазанием чуть не по самый конец утрени. Боль в мизинце левой ноги от мозолей непомерная. Дома еще бетжальцы, только другого пошиба. Кажется, состоится, наконец, примирение враждующих партий тамошних. Внесение в Синодик имен Болихиной 1326 . Разглаживание бумажек. Стакан чаю. Некие меры против боли нежной. 10 ч. Звон Рождественский в городе у латинцев. Пора приниматься за правило. Сижу одинехонек. Як каждый вечер лытает где-то. Воскресение, 13 декабря Проснулся на свету. Небо опять – ясное, летнее. Молитвы. Обмен золота на серебро. Страх перед мозолью. Служение кривым собором с молебном мученику . На чаю вологодец с новгородцем. Первый рассказал сон сегодняшний, в котором он видел себя служащим со мною и занимающим место с правой стороны – законное... По тупости я никак не понял тонкого намека на причиненный смиренному авве афронт служебный в нашей церкви. О. игумен Саввинский с осведомлениями о колоколе и о смерти некоего брата Неофита, за 9–10 лет перед сим перед смертию видевшего преподобных Савву (сплю решительно поминутно) и Феодосия и 30 дней пролежавшего потом без чувств. Пакет из Ананьевской гимназии с благодарностию за старые монеты 1327 . О. Савватий с чаем на сохранение. Дозволение 4-м американцам иерихонское 1328 . О. Парфений с Горнею выручкой. M-r Lambrou. Обед. В ризницу. Три джентльмена, проторящиеся тоже в Иерихон. Топка печки. Денежные счеты. В 8 ч. к консулу на чай. Болтание всякое. В 10 ч. домой. Письмо Никодимово об интригах иларионо-чернышево-епифаниевских под эгидою του ψεεετης 1329 . Уснул паки и паки. А ведь всего только 11 часов. Что со мною деется, право! Ведь этак и Бога забудешь не сегодня-завтра. До молитвы ли тут, когда в глазах все морочится и поминутно уходишь куда-то в неизвестность и несообразимость. Понедельник, 14 дек

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Я мог бы представить не мало печальных примеров из приходской жизни, так хорошо мне известной, Херсонской епархии, когда лучшие люди в приходе, не находя внимания к своим религиозным нуждам со стороны пастырей, образовав с доброю целью неруководимые ими собрания, незаметно для самих себя переходили потом открыто в сектантство. Укажу некоторые из них. Вот, напр., в м. Николаевке (Жидовское), Ананьевского уезда, прекрасный хор певчих целиком в полном своем составе перешел в штунду; в с. Завадовке, того же уезда, не так давно совратилось туда же и в адвентизм общество трезвенников, а в деревне Карловке, Аннинского прихода, Елисаветградского уезда, перешли в сектантство почти все ревнители Православия, во глазе с своим руководителем. И все это – единственно потому, что во всех указанных приходах священники предоставили лучших, но темных прихожан в решении вопросов веры самим себе. Лишь благодаря крайним усилиям миссии, люди одумались в первых двух местах, а в третьем дело еще до сих пор не поправилось. А между тем в религиозной жизни приходов общества и кружки ревнителей Православия, как это показал уже достаточный опыт, могут принести огромную, неоценимую пользу. Да иначе и быть не может: ведь члены – это соль прихода, это свет его, это лучшие его силы, на их которые пастырь может доверчиво опереться во всех, часто тяжелых обстоятельствах своей приходской жизни и деятельности, во всех добрых начинаниях в борьбе со всяким злом вообще и с сектантством в частности. Вот почему в наше время люди горячей, искренней веры и деятельной христианской жизни особенно дороги, особенно желательны для Церкви: соединенные, под пастырским руководством, в одну тесную семью, они являются не только прекрасною разведочною силою, как ближе стоящие к народу, чем всякий миссионер и пастырь, но и тою именно доброю закваскою, которая квасит все духовное тесто, определяет и направляет христианскую жизнь всего прихода. Разве нам, миссионерам, неизвестно, что многие расшатанные в религиозно-нравственном отношении приходы пока еще сдерживаются, пока еще сохраняются от окончательного своего разложения каким-нибудь десятком истинно-верующих прихожан? Разве нам не приходится посещать такие приходы, где, если храмы не закрылись окончательно, то только благодаря буквально горсти верных сынов Церкви? Не так давно, в одну из своих миссионерских поездок, я посетил самый зараженный в Херсонской епархии приход (Новопокровское, Одесского уезда), где прежде часто не только вечерня и утреня, а даже и обедня служились при одном церковном старосте и стороже, где, кроме крещения и брака, не совершалось ни одного таинства для прихожан, где, кроме погребений, не совершалось для них почти ни одной требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В качестве приоритетного направления собственной работы уполномоченный Совета по делам религий по Одесской обл. обозначил передачу молитвенных домов, до войны использовавшихся под культурно-просветительские учреждения, прежним владельцам. На местах власти часто практиковали самовольное закрытие молитвенных домов: в Котовске (30 окт. 1946), в с. Черны (25 нояб. 1946), в с. Очеретяном (май 1945). В 1947 г. были закрыты церкви в селах Мечиславка Грушевского р-на, Соломия, Мощёное Гайворонского р-на, Юзефовка Ульяновского р-на (ныне Йосиповка Благовещенского р-на), в г. Ульяновке (ныне Благовещенское), в селах Шляховое Балтского р-на, Антоновка Красноокнянского (ныне Окнянского) р-на, в пос. Фрунзовка (ныне Захарьевка). Общины не получили взамен ни земельных участков, ни зданий. В 1948 г. молитвенные дома были отобраны у общин в следующих населенных пунктах: в селах Балайчук Берёзовского р-на, Голубочек Савранского р-на, Гербино, Еленовка (ныне Оленовка), Чернече, Кринички Балтского р-на, Байталы Ананьевского р-на, Демидово Берёзовского р-на, в селах Барсуки и Немировское Балтского р-на, Прилиманское и Дальник Овидиопольского р-на, в пос. Кодыма (ныне город) и селах Тымково Кодымского р-на, Саханское Ширяевского р-на, Нестоита Котовского (ныне Подольского) р-на, Казавчин Гайворонского р-на. В 1949 г. были реквизированы Христо-Рождественская и Мариинская церкви в Одессе, церкви в селах Каменная Балка Первомайского р-на, Гулянка Красноокнянского (ныне Окнянского) р-на, в пос. Врадиевка (ныне Николаевская обл.) и селах Любомирка Котовского р-на, Пасат Балтского р-на, Ст. Маяки Ширяевского р-на, Перелеты Балтского р-на, Завадовка Берёзовского р-на, Николаевка Вторая Берёзовского р-на, в г. Гайворон (ныне Кировоградской обл.), в пос. Ширяево, в селах Александровка, Розалевка Котовского р-на, в Овидиополе. В 1950 г. закрылись молитвенные дома в селах Завадовка Берёзовского р-на, Новосёловка Троицкого (ныне Любашовского) р-на, М. Мечетня, Секретарка, Мазурово, Бурилово, Богачовка, Тридубы Кривоозерского р-на, Плоское Балтского р-на, Октябрьское, Синьки и Шамраево Ульяновского (ныне Благовещенского) р-на, Малаевцы Красноокнянского р-на, Соше-Островское Фрунзовского (ныне Захарьевского) р-на, Гвоздовка Вторая Любашовского р-на, Доманёвка Котовского р-на (ныне Николаевской обл.), Будеи, Петровка, Александровка, Голованевск Кодымского р-на и Добрянка Ольшанского р-на (ныне Кировоградской обл.), Ухожаны (ныне Новополь) Балтского р-на, Надсатное, Корытное, Казацкое, Сенное Балтского р-на, Затишье Фрунзовского р-на, в г. Ананьеве (Касперо-Богородицкая ц.).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Кто был основателем этой секты – мне неизвестно. (Если бы основателем её был пастор К. Бонекемпер, то неужели этого не знал бы местный землевладелец?) Но кажется начало её положено в колонии Рорбах 3-го стана Одесского уезда, – откуда она проникла в колонию Вормс, Нейфренденталь и Мариенталь; а ныне нет почти ни одной колонии во всем Березанском округе, где бы не было сектантов. Кроме того, они в виде поселенцев расползлись по уездам Одесскому и Ананьевскому. Не знаю – есть ли из русских последователи этой секты в Ананьевском уезде, но у нас в Одесском уезде первыми стали присоединяться к ней в конце 1864 и начале 1865 годов крестьяне деревни Основки (г. Пассек), состоящей в 3-м стане Одесского уезда, и в скором времени почти половина деревни была обращена в секту штунд. Первый последователь штундовой секты из русских был крестьянин той же деревни М. Ратушный. Причина, почему деревня Основа первая попала в эту секту, та, что она ближайшая к колонии Рорбах. – Едва только соседние крестьяне узнали, что Основцы присоединились к штунду, как и по другим сёлам стали проявляться последователи этой секты; в особенности же раскол стал распространяться с изумительною скоростью в имениях: г. Гижицкого (м. Ряснополь) и г. Свечина (д. Игнатьевка). Но здесь, хотя он нашёл и многих последователей, однако же большинство крестьянского общества д. Игнатьевки оказалось устойчивее и преданнее православной религии, чем Основцы, до того, что приговором, состоявшимся в декабре 1865 г. или в январе 1866 г., положило отдать двух главных руководителей этой секты без зачёта в солдаты. После такого фиаско, какое потерпела штундовая секта в лице своих представителей в д. Игнатьевке, видимый, или, так сказать, осязательный ход её прекратился; но последователи её сильно и не без успеха работают тайно и глухо, так что мы, православные её соседи, должны постоянно быть, на стороже. Так, например, в конце прошлого 1866 г. штундовая секта стала проявляться в д. Куликовке (наследников Значко-Яворских); но благодаря энергической деятельности приходского священника Ново-Покровской церкви, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В Одесском и Ананьевском уездах для деятельности в Слове Божием был назначен брат Михаил Ратушный из деревни Основы на 4 месяца; в Елисаветградском и Херсонском уездах для евангелизации был поставлен брат Трифон Хлыстун из деревин Карловки на 4 месяца; для Киевской губернии, как и отчасти в Елисаветрадском уезде был определён брат Иван Рябошапка из м. Любомирки Елисаветградского уезда на 8 месяцев, т. е. на миссионерский год с полным жалованьем 500 р. Так как брат Рябошапка неоднократно бывал в Киевской губернии для устройства братской общины, то ему препоручила конференция, чтобы главная его деятельность развивалась в Киевский губ., где мы не имели возможности назначить брата тамошнего края: в Таврической губ. конференция назначила двух братьев для дела (евангелизации), а именно братьев из Ново-Васильевки Василия Романовича Колодина на два месяца деятельности и Андрея Ананьевича Стоянова на 4 месяца. Так как депутаты Екатеринославской губернии не имели из числа своих братьев способного на это дело, то брат Андрей Стоянов имеет поручение от конференции 2 месяца посвятить для дела в последней. В Кубанской области и Черномории, куда переселилась большая часть братьев Херсонской губ. с их пресвитером Григорием Трифоновичем Кушнаренком, конференция находила необходимым открыть для этого края новое поле деятельности по многочисленным и многолюдным станциям, тем более, что нужда для этого благого дела была выставлена уже два года тому назад на Рикенадском съезде братьями Герц и Сторожевым. По станциям и городам Кавказской линии весьма быстро развивается страшное заблуждение хлыстовщины, но нет там живого „евангелиста», проповедующего благую весть о нашем спасении чрез Иисуса Христа и мы видим в переселении наших братьев в этот край премудрое провидение нашего Отца Небесного, Который желает, чтобы и туда проник свет истины чрез наших братьев. В этой области мы назначили брата Кушнаренко, чрез которого Бог в Херсонской губ. обратил несколько заблудших из хлыстовской секты к истине Евангелия. По назначению конференции он должен действовать 4 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

По произведенному дознанию, основателем этой секты оказался причислившийся в ананьевские мещане Адам Антонов Выйсеровский, а распространителями другие 15 человек, поименованные в представляемом при сем списке. При осмотре их домов у каждого найдено св. Евангелие; но подозрительного или соблазнительного, кроме псалмов, не пропущенных цензурою, при сем представляемых, ничего не оказалось. Затем при дальнейших расспросах оказалось, что заблуждение их состоит в следующем: 1) в непризнании св. мощей и богохулении, 2) порицании всех святых, 3) в хулении и непризнании икон на том основании, что Бог в свящ. Писании повелевает „не сотвори себе кумира», 4) в отступлении от православной церкви и всех её обрядов и 5) в непризнании знамения св. креста. Сектанты эти собирались в доме упомянутого Выйсеровского, как основателя и учредителя её, у которого сверх того преподавалось учение 4-м мальчикам и 2-м девочкам бессрочно – отпускным рядовым Львом Поповым, без разрешения Училищного Совета, в духе противном истинам православной церкви и на началах этой секты. Донося о всем вышеизложенном на благоусмотрение вашего превосходительства, долгом считаю доложить, что поступки последователей секты, как существующей в противность мнению Государственного Совета, Высочайше утверждённому 27-го марта 1867 г. (пункт 3-й), по распоряжению моему преданы судебному следователю 2-го уч. ананьевского уезда, вместе со всеми виновными для производства, формального следствия и затем подвержения их ответственности, определённой тем же Высочайшим повелением; приняты также строгие меры к предупреждению распространения секты в соседние селения, воспрещены всякие сборища в доме Выйсеровского и всякое публичное оказательство секты и наконец рядовому Попову воспрещено учение с передачей его самого судебному следователю» 85 . Губернатор и это последнее донесение передал на заключение губернского Правления, которое от 30 июня 1867 г. за 79 отвечало ананьевскому исправнику: „возвращая представленные при рапорте вашем от 14 июля приложения (брошюры, псалмы и пр.), губернское Правление даёт вам знать, что приведенное в рапорте за 2289 Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета не относится до дел веры и в отношении образовавшейся в хуторе Николаевском секты штундовой следует поступить согласно §11 наставления».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Немцы издавна пользовались рабочей силой русского человека. Во время крепостничества контингент рабочих в немецких колониях образовался из мещан, обедневшей шляхты, отставных солдат и беглых крепостных. Лица эти, при совместном, жительстве с немцами, подвергались влиянию пропаганды протестантизма. По сообщению полковника Дембровского, во время крепостного права многие из помещичьих крестьян Херсонской губернии были в бродяжничестве; некоторые из них по нескольку лет проживали в Одесском и Ананьевском уездах у колонистов, где во время своего пребывания не соблюдали никаких обрядов, установленных православной церковью. По сообщению одного из благочинных херсонской епархии, крестьяне Елизаветградского уезда, нанимаясь к немцам в работники на срок от одного до пяти и более лет, едят, пьют кофе и молятся вместе с хозяевами 118 . Один из священников херсонской епархии передает, что немцы-наниматели имеют обыкновение смеяться над обрядами православной веры и служащих у них русских побуждают нарушать посты и работать в праздники 119 . Об этом же говорит и профессор Воронов 120 . Достоверность известий относительно пропаганды колонистами протестантских религиозных воззрений подтверждается словами реформатского пастора Карла Бонекемпера, который в разговоре с г. Ушинским передавал ему, между прочим, следующее: «к несчастию, в наших херсонских колониях, в немецких приходах разных протестантских исповеданий, есть много фанатиков, которые, зная русский язык, усиливаются совращать русских поселян каждый в свою веру» 121 . Одесский мещанин В. А. Комаров передавал нам, что пастор колонии Елененталь, Одесского уезда, уговаривал его оставить православие. Г. Шугаевской, бывший судебным следователем в Таращанском уезде, Киевской губ., хорошо знакомый с делами о штундистах, говорит, что пасторы, сталкиваясь с рабочими из малороссов, заинтересовывались ими, беседовали с ними, вручали им Евангелие, объясняя при этом учение Спасителя по-своему 122 . Упомянутый нами Комаров, прежде принятия баптизма, был сначала последователем евангелического, а потом реформатского исповедания, ходил в кирху, причащался там. По его сообщению, в такой же постепенности шли к сектантству Михаил Ратушный и Герасим Балабан. Понятно, совращение этих лиц производилось не без участия пасторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

О времени совращения Рябошапки и о совратителях его говорят неодинаково. Автор статьи «Любомирские штундисты» и о. Автономов свидетельствуют, что Рябошапка вступил в общество штундистов вскоре после отмены крепостного права («Елиз. В.», 1877 г., 22; «Крат. свед. о прош. и наст. шт. в Любомир. приходе», 1877, стр. 4). Елизаветградский исправник говорит, что Рябошапка был совращен в секту в 1866 г. («Д. Херс. д. к.», 1866, 65; стр. 95). Автор статьи «Бапт. или шт. в Киев. г.» считает годом совращения Рябошапки – 1867. Автор статьи «Люб. шт.» совратителем Рябошапки считает «какого-то немца Мартына». По сообщению о. Автономова, этот «Мартын» был колонист старого Данцига, Елизаветградского уезда, по фамилии Гюбнер, появившийся в Любомирке вскоре после отмены крепостного права. Елизаветгр. исправник говорит, что Рябошапка был совращен Ананьевскими немцами. Автор статьи «Бапт. или штунда» совратителей Рябошапки видит в колонистах: упомянутом уже Мар. Гюбнере, Христофоре Эндингере (Энгельгардте) реформатского исповедания (из колонии Вормс, соседней с колонией Рорбах), Иогане Прицкау (имя последнего в подлиннике цитуемого, в данном случае, автором документа не значится). – Нам представляется более вероятным мнение двух первых лиц, во 1-х, потому, что они исследовали этот вопрос на месте, во 2-х, потому, что их мнение более согласно с др. данными по этому предмету. Мнение г. исправника о личности совратителей противоречит мнению остальных исследователей. 1867-й год нельзя считать годом совращения Рябошапки, потому что эта дата противоречит сообщениям прошения Рябошапки, поданного им 27 сент. 1868 г. Коцебу, в котором он, между прочим, говорит следующее: «я купил в Елизаветграде две книги «Новый Завет» и на досуге читал его с товарищами. Спустя несколько времени, (местный) свящ. Промыслов узнал об этом и позвал меня и Кравченка к себе, чтобы проверить эти книги и не нашел в них ничего противузаконного, и мы после того спокойно услаждали наши души чтением св. книг. С 1867 г. священнику Промыслову благоугодно было гнать нас за это». Далее Рябошапка говорил, что он с Кравченком и другими в числе 12 человек были арестованы по распоряжению сельских властей. 10 чел. выпущены были на волю чрез неделю, а его с Кравченком продержали в заключении 10 недель, после чего они были отправлены в г. Вознесенск к судебному следователю. Из прошения видно, что собрания происходили до 1867 г., а в 1867 г. была уже организована община, члены которой настолько были тверды в своих религ. заблуждениях, что выдерживали за них продолжительный арест. Нужно было Рябошапке употребить не мало времена, чтобы обучиться грамоте и образовать такого рода общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Хлыстовство в Херсонской епархии. Хлыстовщина, центром которой служит город Николаев, появилась в Херсонской епархии сравнительно недавно, но в 1898 году число её последователей простиралось уже до 1000 человек. В последнее время хлыстовщина распространяется даже на счет штунды, так как иные штундисты прямо перешли в хлыстовщину, а иные, и таких большинство, усвоили себе культ хлыстовских пророчеств и радений, но не отвергли и вероучения штунды, образовав, так сказать, промежуточную секту между штундою и хлыстовщиною, нечто вроде штундохлыстов. Пропаганда хлыстами ведется очень искусно, со свойственною её последователям хитростью и осторожностью. В последнее время хлысты стали вести пропаганду, принимая на себя внешний вид юродивых. Прикрываясь мнимым подвигом юродства, они производят не малый соблазн среди простодушных православных людей. Замечаются по местам и случаи совращения, напр., в Полтавке, Катериновском приселке, Ананьевского уезда, в селе Троицком, Одесского уезда; есть сведения о совращениях в хлыстовщину в самой Одессе; без сомнения, также есть совращения в Николаеве и других местах Херсонского уезда, но узнать об этом подробно чрезвычайно трудно, вследствие лицемерия и скрытности сектантов. Одному из миссионеров удалось пробраться в Николаеве в хлыстовский «корабль» и видеть всё безобразие их сумасбродных «радений». На беседе в Николаеве, веденной в присутствии множества народа, епархиальный миссионер обратился к вожаку хлыстов с вопросом, происходят ли во время собраний его последователей радения с плясками, верчением, пророчествами и пр.? – Не узнавший миссионера сектант, крестясь, ответил: «крестом свидетельствую, что ничего этого у нас нет. Мало-ли чего народ по злобе не скажет: не пьем, не курим, – вот мы и хлысты». – «Но, ведь, много и православных, которые не курят, не пьют и не крадут, однако никто не называет их хлыстами. Притом о ваших радениях говорят люди, заслуживающие полного доверия», сказал миссионер. «Я уже старик», возразил на это заявление миссионера сектант, «одною ногою в гробу стою. Вот святая икона, пред нею я свидетельствую, что никаких радений у нас нет». С этими словами сектант вторично перекрестился. Когда же епархиальный миссионер обличил его во лжи, как очевидец радений в его доме, сектант, не смущаясь, перешел к продолжению беседы. Бесстыдство и ложь у хлыстов поразительны, почему и вести с ними беседы чрезвычайно затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010