Творящая образы мысль силилась сделать для себя наглядным состояние Божией твари до грехопадения Адама в том начале, когда все было " хорошо весьма " , - и главным образом ее же состояние в результате конечного космического освящения и врачующего " восстановления " ( " апокатастасиса " , о котором так много размышлял Максим Исповедник). Очень важно еще одно: всякое обработанное человеческим искусством золото на пути к блеску проходит сквозь огонь. Горнило, в котором " истязуется " благородный металл, уже в Ветхом Завете стало символом для " горнила испытаний " , в котором испытуется человеческая душа. " Плавильня для серебра и горнило для золота, а сердца испытует Господь " (Притч. 17:3). " Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем " (3 Езд. 16:74). И для Нового Завета золото связано с идей страдальческого очищения и грозного испытания. Ангелу Лаодикийской Церкви, вялый дух которой " ни холоден и ни горяч " , говорится: " Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться " (Откр. 3:18). Апостол Петр увещевает христиан быть стойкими во время гонений, " дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота " (1 Пет. 1:7). Поэтому драгоценный металл становится специально символом мученичества. Уже в древнем описании мученической кончины святого Поликарпа говорится: " И был он в средоточии огня не как плоть говорящая, но как злато или сребро, в пещи разжигаемое " . Иконопись изображает вещи как производимые светом, а не как освещенные источником света. Для иконописи свет полагает и созидает вещи, он - объективная причина их, которая именно вследствие этого не может пониматься как только внешнее. Действительно, техника и приемы иконописи таковы, что изображаемое ею не может быть понимаемо иначе, как производимое светом, так как корнем духовной реальности изображенного нельзя не видеть светоносного надмирного образа. Таинство света - так можно определить иконопись, ибо, по слову апостола Павла, " все делающееся явным свет есть " (Еф. 5:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Чтобы показать символизм языка иконы, приведем два примера. На некоторых иконах св. Иоанн Предтеча изображен с крыльями ангела. Так условно иконописец выражает пророчество: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» ( Мал.3:1 ; Мк.1:2 ). Глядя на этот образ не возникает мысль об «искажении истории». Напротив, на иконе показаны более глубокие духовные реалии относящиеся к истории великого Пророка и Предтечи, чем внешние события его жития. Когда св. великомученик Никита на иконе побивает беса тяжелыми веригами, то имеются ввиду его подвиги (утеснение тела веригами, пощение и др.) которыми святой победил искушавшего его демона. На иконах распятого Спасителя выражена реальное событие Его икупительного Подвига – руки и ноги были прибиты к Кресту гвоздями ( Ин20:25 ; Деян.2:23 ; Кол.2:14 ). Для нашего сопереживания страдающему за нас Иисусу Христу не значимо детально точное изображение тех мест на руках, куда были вбиты гвозди. Мы не должны спешить делать вывод о допущенной «ошибке». Иконы распятого Христа относятся не к самым ранним векам христианства. Сначала делались изображения только Креста, затем на его фоне – Спасителя. Значительно позже появляются известные нам иконы с пригвожденным на Кресте Иисусом Христом. Иконописец как художник обладал знаниями человеческого тела. К этому времени анатомия была довольно продвинутой наукой. Гален (ок.130 – ок.200) в трактате «О частях человеческого тела» дал анатомо-физиологическое описание целостного организма. Знания строения ладони относятся к самым элементарным. Вряд ли художники, знакомые с анатомией, не знали, что мягкие ткани ладони не могут удержать человеческое тело. Возможно, что иконописцы вполне осознанно изображали гвозди, пронзающие ладонь, потому что эта часть руки использовалась для символических действий (сложенные вместе и обращенные вверх они означают готовность принять благодать Божию). Ладонь упоминается в некоторых ветхозаветных обрядовых действиях: «и возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь; и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа» ( Лев.14:15–16 ). Освященный елей был символом подаваемом Божией Благодати. В чем противоречие между христианским пониманием устройства мира и возможностью существования жизни на других планетах?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– экономия времени при проведении беседы, для чего из беседы исключаются все вариативные части, чтобы иметь возможность за один астрономический час сказать все необходимое; – выбор самых эффективных изобразительных богословских и языковых средств, которые сделают выступление более аргументированным, а значит и более убедительным. О подготовке огласительной беседы. Прежде всего, необходимо запомнить, что в деятельности катехизатора должен быть исключен произвол, так как мы не рассказываем что-то свое, оригинальное , но проповедуем Христа, а в этом деле нужно находиться в рамках Православного богословия. Можно сравнить труд катехизатора с трудом иконописца, который тоже не придумывает новых сюжетов, но использует те, которые имеются в Священном Предании и Писании, поэтому труд иконописца часто является анонимным. Безусловно, информационная наполненность беседы должна быть продумана досконально, чтобы у человека после прослушивания данной беседы оставался только один шанс – идти, креститься и жить по заповедям Божиим. Но это не значит, что, подобрав определенную сумму богословских знаний, мы автоматически сможем реализовать задачи, стоящие перед нами. Данный материал еще необходимо выстроить в строгой логической последовательности. Для более успешного восприятия материала слушателями необходимо воспользоваться знаниями из риторики, которые помогут сделать речь стройной, убедительной, результативной. Основные принципы подбора информационного материала для проведения огласительной беседы: 1) Прежде всего, нужно использовать богословский материал в строго православном ключе, чтобы из уст катехизатора не прозвучала какая-нибудь ересь, которая может погубить душу человека и внести соблазн и раздоры среди верующих, поэтому нужно прислушаться к просьбе апостола Павла: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17).

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Это был злой гений для Давида. Он держал его в своих руках, ибо знал все его тайны и грехи. Поэтому, передавая власть сыну своему Соломону, Давид сказал несколько слов, что держи этого Иоава начеку всё время. Так вот, он,] воевал против Раввы Аммонитской [Раббат Аммонитский город] и взял почти царственный город. И послал Иоав к Давиду сказать ему: я нападал на Равву и овладел водою города [то есть отсёк источники и город был обречён]; теперь собери остальной народ и подступи к городу и возьми его; ибо, если я возьму его, то мое имя будет наречено ему. И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее. И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень [а талант золотой это 24 килограмма. Дальше]  и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нём, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим» ( 2Цар. 12:26–31 ). Как иконописный облик такого великого пророка, который по-существу в Псалтири своей изобразил весь Новый Завет, совместить с такими вот показаниями? Хотят использовать некий эвфемизм: возможно, это ошибка переводчика. И нужно текст читать так: а народ бывший в нем он вывел и положил его к пилам, к железным молотилкам, приставил к железным топорам, к обжигательным печам, чтобы работали. Однако, это эвфемиз, желание смягчить. Но вряд ли так. Войны велись вот таким жестоким образом, а у нас, перед нами, иконописный образ его. Ведь все в основном, кто изучает Писание, воспринимают царя Давида как величайшего из пророков, а когда начинают читать о гареме, о жёнах, об изменах, о мести, о требовании крови, как всё это совместить? Ответ только один: жестоким был период, нравы были очень жестокими. Что такое войны? Это такие состояния, когда раскрывается весь ад внутри человека: «Сие море, – скажет Серафим Саровский , – великое и пространное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

117 Письмо братии монастыря Рача (в день св. Филарета Милостивого, 1953). 118 Письмо игумении Сарре и сестрам монастыря Челие (в день св. Никиты Халкидонского, Лесковац, 1953). 119 Письмо игумении Сарре и сестрам монастыря Челие (в день св. великомученицы Евфимии, 1955, монастырь Девич). 120 Письмо сестрам монастыря Челие (Лесковац, 27 авг. 1964 г.). 121 Письмо сестрам монастыря Челие (Лесковац, 12 мая 1976 г.). 122 Письмо монахине-иконописице (накануне памяти св. пророка Илии, 1966 г.). 123 Письмо духовному чаду (10 авг. 1970 г.). 124 Письмо бывшему ученику, впоследствии священнику (на второй день Рождества, 1961). 125 Последнее письмо родной сестре Стойне и племяннице Наде, посланное из монастыря Челие в Лесковац (в день св. Иоанна Златоуста, 1979). 126 Проповедь в 15-ю Неделю по Пятидесятнице, на Св. Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 35—46, в монастыре Челие в 1961 году. Как и большинство проповедей о. Иустина, эта проповедь произнесена без предварительно написанного текста (кроме конспекта главных мыслей на двух листах). Проповедь записывалась от руки, с известными естественными пропусками и погрешностями передачи слов о. Иустина, но в целом отражает содержание выраженных им духовных мыслей. 127 Проповедь произнесена в 1964 году в монастыре Челие. 128 Проповедь произнесена в 1974 году в монастыре Челие (в тот год праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы приходились на один день). 129 Ср.: Ибо тварь с надеждою ожидает откровение сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (т. е. человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим.8:18—22). — Примеч. ред. 130 Это одна из редких предварительно полностью написанных проповедей о. Иустина (сохранилась в рукописи с датой: Успение Пресвятой Богородицы, 1963). 131 Эта проповедь тоже предварительно написана (на рукописи стоит дата: 12 25 сент. 1945 г.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

126 Общение (Причастие) Святого Духа – греч “κοινωνα” Святого Духа – сообщение, сотрудничество, сопричастие, помощь, взаимная связь, соучастие Духа Святого и верных. Здесь – пожелание общине верных помощи, содействия, сопричастности Святого Духа в совершении таинства Святой Евхаристии. 130 Достойно и праведно – начальные слова единой молитвы анафоры. В скобках продолжение фразы – позднейшее славяно-русское расширение текста, которое у греков отсутствует. 136 Откр.5:13 : «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков». 137 По отношению к Богу не применимо понятие начала как временного принципа. Бог есть Сущий, Он самобытен и самодостаточен. Он не ограничен и не обусловлен ни временем, ни пространством. «Не вселенная есть вместилище Бога, но Бог есть вместилище всей вселенной» – говорили древние раввины. Откр.1:8 : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет». Следует иметь ввиду, то, что выражение «В начале было Слово…» ( Ин.1:1 ) означает не появление Божественного Слова во времени, но что Само Слово Божие есть Начало всему сущему, ибо «все через Него начало быть…» 139 Божественную духовную сущность Святой Троицы невозможно изобразить художественными средствами или представить в каком-либо образе. Ибо по Ин.4:24 : «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Христос есть воплотившееся и вочеловечившееся безначальное Слово Небесного Бога-Отца. Поэтому по Своему человечеству Он изобразим. Его человеческую природу осязали святые апостолы. 1Ин.1:1–2 : «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». Факт боговоплощения и вочеловечения Сына Божьего является богословским обоснованием для искусства иконописания и воздавания «почитания чести» иконописным ликам Христа, Богородицы, а также святых. При этом апологеты иконопочитания настаивают на том, что на иконах изображается не Божественная сущность Христа, которая невидима, едина и нераздельна, а человеческий образ, вид Христа. Поэтому иконопочитание не является идолопоклонством, не нарушает первую и вторую заповеди Моисеева Закона, а является художественным сакральным средством утверждения догмата боговоплощения Превечного Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (Откр. 14, 1-13) Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символическими животными четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них, средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона: «Пал, пал Вавилон, великая блудница» (Откр. 14, 8-10). По сути это суд Божий над Вавилонской блудницей, бессознательными орудиями которого будут служить цари-вассалы Антихриста. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (Откр. 5), показан здесь уже побеждающим. Он стоит на горе Сион и попрает силу дьявола (Откр. 14). Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14,7). Раскрытая книга ангела: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14, 7) (Над развалинами): «кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией» и «... пал Вавилон великий» (Откр. 14, 8-10). 15-я сцена: Жатва и сбор винограда (Откр. 14, 14-20) Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий. Надпись 15: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14, 14).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

17,10 ). На библейском языке “слава Божия” (теофания) означает именно приобщенность, проявленность, причастность (см., например: “Бог прославился в Нем… Бога Он явил — Ин. 13,31; 1,13 ). “Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить”, — молится Христос Отцу накануне Своих страданий. “Слава Христова” — слава крестная. Совмещение этих двух понятий : “славы” (победы) и креста (страдания) — и было самым неудобопонятным в Христовой проповеди. “Тогда (накануне Страстной седмицы) приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых (апостолов Иакова и Иоанна) с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь. Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царствии Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?” ( Мф. 20,20-22 ). В момент величайшего прославления Христа, в момент исполнения Им Его служения по правую и левую руку от Него будут распятые разбойники… А чашу Ему предстоит пить в кровавом поту в Гефсимании… Но “славу, которую Ты дал Мне, Я дал им” ( Ин. 17,22 ). И если кто хочет разделить с Ним славу Его — тому она будет дана. Но вместе с Его страданиями. “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься” ( Мф. 20,23 ). В людях, готовых своими добрыми делами светить миру и являть Отца, готовых принять месть мира за свою неотмирность, есть тот же свет, что сиял, пока Христос “был в мире” и, который впервые затеплился в Вифлеемских яслях. И там же впервые встретился с тьмой. Так, уже с самого начала в Евангелии и в иконографической передаче Евангельских событий появляются тревожные нотки. Та же двузначность свершающегося: и спасение, и суд вершатся одновременно — передается и через животных, стоящих у колыбели. Иконописец изображает только вола и осла, но не видно ожидаемых ягнят. В Евангелии о животных вообще нет ни слова. Чтобы понять смысл такого выбора, вспомним ветхозаветное пророчество: “Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

17,10). На библейском языке " слава Божия " (теофания) означает именно приобщенность, проявленность, причастность (см., например: " Бог прославился в Нем... Бога Он явил - Ин. 13,31; 1,13). " Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить " , - молится Христос Отцу накануне Своих страданий. " Слава Христова " - слава крестная. Совмещение этих двух понятий : " славы " (победы) и креста (страдания) - и было самым неудобопонятным в Христовой проповеди. " Тогда (накануне Страстной седмицы) приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых (апостолов Иакова и Иоанна) с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь. Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царствии Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? " (Мф. 20,20-22). В момент величайшего прославления Христа, в момент исполнения Им Его служения по правую и левую руку от Него будут распятые разбойники... А чашу Ему предстоит пить в кровавом поту в Гефсимании... Но " славу, которую Ты дал Мне, Я дал им " (Ин. 17,22). И если кто хочет разделить с Ним славу Его - тому она будет дана. Но вместе с Его страданиями. " Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься " (Мф. 20,23). В людях, готовых своими добрыми делами светить миру и являть Отца, готовых принять месть мира за свою неотмирность, есть тот же свет, что сиял, пока Христос " был в мире " и, который впервые затеплился в Вифлеемских яслях. И там же впервые встретился с тьмой. Так, уже с самого начала в Евангелии и в иконографической передаче Евангельских событий появляются тревожные нотки. Та же двузначность свершающегося: и спасение, и суд вершатся одновременно - передается и через животных, стоящих у колыбели. Иконописец изображает только вола и осла, но не видно ожидаемых ягнят. В Евангелии о животных вообще нет ни слова. Чтобы понять смысл такого выбора, вспомним ветхозаветное пророчество: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1) Всемерно добиваться пред Правительством немедленного открытия тех многочисленных сельских церквей, которые сохранились неповрежденными, в которых есть и утварь церковная, и облачения, и книги; возле которых часто живут без дела священники, потому, что заперты двери храма. До сих пор такие церкви числятся подлежащими открытию только в общем порядке. Их должны открывать вне очереди. 2) Не следует добиваться восстановления и открытия более или менее сильно поврежденных церквей или церквей, занятых мастерскими, складами или учреждениями, которые трудно освободить. Вместо этого, гораздо разумнее, проще и дешевле строить новые, деревянные церкви – обыденки (а не молитвенные дома, о которых часто ходатайствуют). В каждом селе найдется несколько нежилых изб, которые можно разобрать и построить из них большую избу с небольшим алтарем, одной главой с крестом. Вот и церковь – обыденка. Надо возбудить пред Правительством ходатайство о разрешении постройки таких церквей во всем Союзе; надо поручить московским архитекторам выработать стандартные планы таких церквей и иконостасов, по возможности простых и дешевых. В Москве и во всех епархиях надо поскорее организовать мастерские по изготовлению церковной утвари и свечные заводы, иконописные мастерские и переписку необходимейших церковных книг, не ожидая, пока станет возможным печатание их. Нам следует взять пример с мусульман, у которых в каждом кишлаке и ауле непременно есть не одна, а несколько маленьких мечетей. Предвижу возражение: где же взять столько священников, сколько их понадобится, если построить много церквей – обыденок? Невозможное людям, возможно Богу. Возвещая горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Его, Господь говорит: «Соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их, и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь» ( Иер.23:1–4 ). А словами пророка Иезекииля (гл.34) Господь говорит еще решительнее: «Вот, Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Я буду пасти овец Моих и покоить их, говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010