Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

1999. С. 66). И. О. в синем хитоне с золотым клавом и в охристом гиматии, волосы и борода седые. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) И. О. упоминается последним в ряду 12 сыновей Иакова и их потомков (§ 129, 74): «Праведный Иосиф, сын Иакова, обручник Богородицы, с круглою бородою, старец». В лицевом иконописном подлиннике XVIII в., изданном С. Т. Большаковым, память И. О. указана под 26 дек., в день Собора Пресв. Богородицы, вместе с памятью царя Давида и Иакова, брата Господня. Однако описание его облика приводится не в этой статье, а в тексте, посвященном «Рождеству Христову»: «Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 60). Лит.: Ерминия ДФ. С. 80; Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l " enfance de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Kaster G. Joseph von Nazareth//LCI. Bd. 7. Sp. 210-221; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/1470695.html

πληττομναις κα βιαζομναις) τρχειν, τλει το βου χρσατο (Περ κτισμ. p. 90; сн. Бандури, Imp. Or. t.1. lib. VI. p. 131 et t. II. p. 835. Чет. Мин. 31 декабря). 287 Такие «храмины недужным», в память преп. Зотика, устроены были Иустином II и Софиею (565–578), как свидетельствует Кодин: ’Ιουστνος κα Σοφα νγειραν…     κα τν σιον Ζωτικν, κα τπωσαν ναπαεσϑαι τος λωβος κεσε κα συτηρσιον λαμβνειν (Там же; сн. Константия, Κωνσταντινις, σελ. 150). При этом неизлишне заметить, что λωβο или λελωβημνοι означает не только «прокаженных», как понимают некоторые, но и вообще недужных: потому что словом λβη (=λμη) называется не одна проказа, но и всякий телесный недостаток, повреждение, недуг, болезнь; напр. Прокопий «потерю глаза» называет λβην το φϑαλμο; да и сама София у Кодина называется λωβ – не как прокаженная, а как недужная, болезненная. 288 Преп. Лазарь,– мирское имя его было Лев,– славился искусством иконописания ( μοναχς Λζαρος, περιβητος κατ τν ζωγραφικν πρχων τχνην, Кедр.; περινυμος ζωγρφος Λων, μετονομασϑες, δι το μοναχικο σχματος, Λζαρος, Виз.) в царствование иконоборца Феофила (829–842), от которого, после жестоких мучений, ввергнут был в темницу; когда же и здесь стал он писать иконы, то мучитель повелел выжечь ему обе ладони. По освобождении из темницы, Лазарь написал для храма Предтечи (το Προδρμου το φοβερο) образ его; а по возстановлении иконопочитания, написал образ Спасителя во дворце Халки (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. II. р. 113, 114 Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 193. Πрол. 17 ноября). 289 Св. апостол Анания – из 70-ти, был епископом Дамаским; побит камнями в Елевферополе (Чет. Мин. 1 октября. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. Р. 266 sq.). 290 Св. Фока – мученик Синопский (Чет. Мин. 22 сентября; сн. Ассем. ed. 1. р. 248).– На левом берегу Золотого рога (κατ τ ενυμον μρος το Στενο, πρα, ν τ καλουμν Στεν, αχνα το Εξενου) император Василий Македонянин соорудил церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Битва равноап. имп. Константина с Максенцием. Роспись сев. стены летнего придела Крестовоздвиженской ц. в Палехе. Между 1807 и 1812 гг. Битва равноап. имп. Константина с Максенцием. Роспись сев. стены летнего придела Крестовоздвиженской ц. в Палехе. Между 1807 и 1812 гг. Самой ранней известной работой палешан является роспись Крестовоздвиженского храма в П. (между 1807 и 1812). Местное предание называет исполнителями работ иконописцев Анания Арсеньева Беляева и Степана Вечёрина. Однако живопись этого храма нельзя считать полностью самостоятельным творчеством палешан, т. к. руководили работой московские иконописцы - братья Петр и Михаил Сапожниковы. А. В. Бакушинский назвал ее «последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции» ( Бакушинский. 1934. С. 55). Цветовая гамма выдержана в холодных блеклых тонах, что соответствовало художественным вкусам того времени. Первые слои краски на известковом связующем были положены по сырой штукатурке в пределах намеченных глубокой графьей контуров изображений. Детали и более тонкие цветовые градации выполнялись уже темперными красками по высохшей штукатурке. В письме ликов использованы приемы, создающие впечатление иконописной плави. Одной из самых значимых работ художников П. стала роспись Грановитой палаты в Московском Кремле, выполненная семьей Белоусовых в 1882 г. Для росписи характерно соединение форм древнерус. традиции и приемов академической живописи XIX в. Большое количество храмовых росписей в подобном стиле можно обнаружить в Поволжье, где повсеместно получали заказы мастерские Сафоновых и Белоусовых. Нередко палехские иконописцы работали на стенах в технике масляной живописи. Работа по росписи храмов считалась в П. престижной, а местные мастера славились как одни из лучших монументалистов. Палешане много занимались реставрацией памятников древнерус. монументальной живописи под руководством известных ученых и архитекторов - И. Е. Забелина, В. В. Суслова, Н. В. Султанова, М. П. Боткина, Д. В. Айналова, А. В. Прахова. Художники П. поновляли настенную живопись Димитриевского и Успенского соборов во Владимире, Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Свияжского мон-ря, псковского Спасо-Мирожского мон-ря, Софийского собора в Вел. Новгороде, Новодевичьего мон-ря в Москве, Ипатиевского мон-ря в Костроме и др. Мастерские

http://pravenc.ru/text/2578719.html

Старец признавал, что такие виды созерцаний есть не что иное, как некое чувство иной Жизни, непознаваемой и не различимой телесными чувствами, той жизни, которой вы «не знаете» . Он говорил, что если бы кто-либо попытался описать увиденное, совершенно невозможно было бы дать другим даже понять – что в действительности случилось. Сам же он просто дает неясное описание. Сходным образом, как сам Павел не мог даже описать то, что видел на третьем небе, так и не понимал до конца самого своего восхищения на Небо, поэтому он и пишет о «неизреченных глаголах» . Бог в нужное время утешал Старца подобными видениями, потому что в ту пору он был покинут. Он не имел ни одного человека опытнее себя, чтобы предаться ему как руководителю. Ведь тогда отцы и духовники плохо разбирались в умной молитве и действительных благодатных состояниях. И если кто-то настаивал та том, чтобы дать им объяснение, то это объяснение считалось прелестным. Просто отцы не имели соответствующего опыта, ведь то, что относится к святым, только святые и «постигают». Отцы говорили Иосифу: – «Чадо мое, это все слишком сложно, лучше оставить это!» Тем не менее, Старец не отступал. Бог просветил его к долготерпению –настаивать на своем, и он говорил с характерным мужеством: – «Да как же? Разве Бог, который нас призвал, – не Тот же Самый, Который давал такую благодать и отцам Церкви? А мы-то почему ее не находим?!» Действительно, Старец вместе с необразованностью сочетал смирение и терпение, поэтому Бог помогал ему, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» . Отец Иоанникий Послушание до смерти В скиту Святой Анны, в каливе Честного Креста, жило одно братство папы-Анания . В то время оно насчитывало около десяти отцов. Они были искусными иконописцами, и мало-помалу рыбачили для нужд братства. Они жили внимательной монашеской жизнью и имели большую любовь и милосердие. Они говорили: – «Кто может принести хоть рыбешку Старцу Иосифу? Ага! Все в этом братстве милостивые, отцы – аскеты, давайте-ка отнесем им немного рыбы, да и они помолятся за нас!»

http://isihazm.ru/index.php?id=152

Святой апостол Анания Святой апостол Анания , епископ города Дамаска, был из числа семидесяти апостолов. По повелению Божию, он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла ( Деян. 9, 10-19 ). Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных. Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу († в I веке). Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь. Иконописный подлинник Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Константинополь. 985. Ап. Анания. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Византия. XI. Крещение ап. Павла. Миниатюра. Византия. Конец XI - начало XII в. Монастырь Ватопед (Афон). Византия. XI. Мучение ап. Анании. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва. Грачаница. Ок. 1318. Минологий. 1 октября/фрагмент/(прп. Роман и ап. Анания). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Дечани. Ок. 1350. Крещение ап. Павла. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Дечани. Ок. 1350. Ап. Анания. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Афон. 1547. Мучение ап. Анании. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 12 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912863.htm...

Ныне у нас, братие, праздник в честь нерукотворенного Образа Христова. История этого образа такова: в то время, когда Господь наш Иисус Хрнстос жил и проповедывал между Иудеями, в языческом городе Эдессе страдал неизлечимою болезнью владетель страны Авгарь. Когда до него дошли каким-то путем слухи о чудотворениях Христовых, он немедленно посылает к Иисусу Христу нарочного посла, живописца Ананию, с письмом, в котором усерднейше просит Иисуса Христа придти в Эдесс и исцелить его. Вместе с тем Авгарь дал своему посланному такое наставление: если, говорит, Иисус не согласится идти с тобою сюда, тогда ты, по крайней мере, сними с Него портрет. Я верую, что болезнь моя пройдет, если я только и на образ Его посмотрю. Анания приходит в еврейскую землю и находит Иисуса; но за множеством народа не может подойти к Нему, да и не смеет отрывать Иисуса от проповеди. В ожидании, когда кончится проповедь, Анания отыскал камень и, взобравшись на камень, начал всматриваться в лице Иисусово. Тут приходить ему мысль снять портрет с Иисуса Христа, и принялся он за работу. Но – увы, сколько ни трудился, портрет не давался ему. Именно он никак не мог уловить боголепные черты лица Христова, потому что он постоянно изменялись. Долго так мучился Анания Наконец Христос посылает за ним одного из апостолов и Анания предстал с робостью пред Иисусом. Но Иисус немедленно ободрил его и, прочитав письмо от Авгаря, потребовал воды, – умылся, и, взяв вчетверо сложенное полотенце, утерся им. И – какое чудо! – на полотенце отобразился при этом, во всей красоте, лик Спасителя. Тогда Христос, подавая полотенце Анании, говорит ему: ступай и передай это тому, кто послал тебя. Авгарь, получив, не руками, а чудесно сотворившийся образ Христов, получил и исцеление и не только сам чтил, а и подданным своим приказал чтить образ Христов. И вот этот-то нерукотворенный, чудный Образ Христов собрались и мы ныне почтить песньми духовными и поклонением. С этого-то Образа начали после и живописцы списывать лик Христов. По примеру этого же Образа стали после писаться иконы и Пресв. Богородицы и св. угодников Божиих, – словом, началось иконописание и иконопочитание. И потек с тех пор непрерывно и неоскудно чрез св. иконы источник благодатей небесных на землю, источник неисчислимых чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Узнав о согласии Рин-Ирины поехать учиться в Санкт-Петербург, Николай радовался, наверное, более самой Ирины. Он проводил много времени, объясняя ей возможные трудности проживания и обучения вдали от родины. Николай вдавался в такие мелочи путешествия Ирины, как, например, её одежда. Он выделил деньги и распорядился приобрести для неё не только зимнюю одежду, но и перемену летней, и европейское летнее платье. Переезд он вряд ли считал серьёзной проблемой, поскольку у Ирины намечался «замечательный попутчик» (слова самого Николая). Он не мог знать ни сном, ни духом, какой злой сарказм вложила судьба в эти его слова. Монастырь на открытке конца XIX века Но поездка продолжается. В Санкт-Петербурге Ирина Ямасита появилась в марте 1881 года. Жить и обучаться иконописи ей предстояло в Новодевичьем монастыре. Каноны иконописи в греческой традиции чрезвычайно отличаются от классического реализма, которому обучали в Промышленно- художественной школе. Все действия по подготовке доски-ковчега, оклейке его тканью-паволокой, нанесению грунта-левкаса, изготовлению желтковых красок строго канонизированы. Строго определены также и композиция элементов иконы, и подбор цветовой гаммы, и способы вырисовывания ликов святых и Божества. На святой горе Афон в Греции существуют даже книги, подробно кодифицирующие процесс рисования иконы. Нередки случаи, когда к рисованию одной и той же иконы на разных этапах привлекаются разные люди. Одна из краеугольных проблем в иконографии – это вопрос, как писать Лик Бога? Действительно, Бог – Существо, Которое никто из людей никогда не видел. Позволительно ли человеку пытаться передать в красках и линиях образ неизмеримо высшего Существа? Иконописцы во многом выходят из положения с помощью тезиса о Лике Нерукотворном. Согласно евангельским преданиям, существует несколько отпечатков Лика Иисуса Христа, обретенных при чудесных обстоятельствах. Например, одно предание гласит, что правителю города Эдесса по имени Авгарь было предречено, что он избавится от проказы, если узрит проповедника Иисуса из Назарета. Авгарь послал человека по имени Анания, чтобы тот запечатлел Лик Христа и принёс бы список своему повелителю. Но Анания никак не мог нарисовать Спасителя правильно. Увидев его тщетные старания, Иисус умылся и оттёр лицо убрусом (полотенцем). На полотне отпечатался Его Лик в нимбе. В IV веке в архиве Эдессы был даже найден документ, свидетельствовавший о факте написания Авгарем писем Иисусу.

http://pravoslavie.ru/100473.html

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Значительно позже, в 545 году, когда империя уже приняла христианство, сохранившийся образ был извлечен. Он хранился в Эдессе вплоть до 944 года, когда был перенесен в Константинополь. В честь этого события появился праздник, который мы называем Третьим Спасом – праздник Нерукотворного образа Спасителя, который мы отмечаем на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, 29 августа. В 1204 году, во время четвертого крестового похода, крестоносцы разграбили Константинополь, и Нерукотворный Лик исчез. С тех пор никто не знает, где он находится, но бесчисленное количество списков с него дошли до наших времен. Теперь это – один из самых распространенных образов Спасителя. Поразмыслим о том, почему Анания не смог нарисовать Христа. А удалось ли это комунибудь после него? Исключим иконографию. Например, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского или «Христос перед Пилатом» Н.Н. Ге. Согласитесь, что Крамской скорее изобразил интеллигента XIX столетия, пребывающего в мучительных раздумьях о смысле происходящего. Виктор Васнецов сам признался, что у него образ Христа не получился. Когда он посмотрел на иконы Рублева, то отрекся от всего, что нарисовал. В каком фильме, какому артисту удалось создать образ Христа понастоящему? Всякая человеческая попытка изобразить или «сыграть» Спасителя заведомо бесплодна. Почему? Передать портретное сходство может любой профессиональный художник. Но когда мы смотрим на портрет человека, нам не так важна точная передача внешнего сходства, как сходство внутреннее. А во Христе, как говорит апостол Павел, «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Поэтому, сколько бы ни изображали Христа самые лучшие художники, мы все равно видим, что перед нами – не Христос, Он таким не был. Во всем этом проглядывает человеческое, то, что в иконографии как раз и отсекается. Иконописец в известном смысле должен возненавидеть живопись и отойти от нее, должен отказаться от портретизма, от того, чем безуспешно занимался Анания. Икона – это не прозрение художника, а дар Небес. Иконописные образы Христа могут быть очень непохожими друг на друга, хотя не было же у Христа разных лиц! Семитские черты на иконах Христос потерял уже давно. На наших иконах перед нами предстает русский человек, на африканских – Его лицу присущи негроидные черты, в Китае – черты азиатские, на греческих иконах явно изображен грек. И это никого не смущает, ведь главное – это внутреннее сходство.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010