Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. У тех, кто видел этот Нерукотворенный Образ Господень, он невольно вызывал благоговение. В иконе поражали глаза Спасителя - живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным и нежным взглядом. Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый " на керамии " , отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Начиная с первых свидетелей воплощенного Слова и дальше чрез все века идут святые, сами иконописцы, и иконописцы — сами святые. Вот примерно, но даже приблизительно не притязающий на полноту список имен этих святых иконников, возглавляемый евангелистом Лукою: " Евангелист Лука, апостол Анания, Св. Никодим; епископ Мартин, ученик апостола Петра; Мефодий, епископ Моравский; Царь Мануил Палеолог; Лазарь, епископ Евандрийский; Герман, патриарх Цареградский, Препод. Иероним Палестинский " (со ссылкою на Новое Небо). Об иконописцах русских или писавших на Руси привожу самый текст. " Св. Петр митрополит Московский и всея России чудотворец писаше многия св. иконы, егда игуменом бысть во Спасском монастыре, и сей образ Пресв. Богородицы своего письма поднесе первому Св. Максиму Митрополиту всея России; и по смерти его, от образа сего Богородицына гласом своим его Петра благословила на престоле митрополитом быти, еже и бысть. Чти в житии его или зде о иконе " (т. е. в статье об иконах Богородичных). " Св. и предивный и чудный Макарий Митрополит Московский и всея России Чудотворец писаше многия св. иконы, и книги, и жития Святых Отец во весь год, Минеи Четии, яко ин никтоже от Святых Российских написа, и праздновати повеле Российским Святым, и на Соборе правило изложи, и сий образ Пресв. Богородицы Успения написа " . " Святейший преосвященный Афанасий Митрополит Московский и всея России многия святыя иконы писаше чудотворныя " . " Св. Феодор архиепископ, Ростовский чудотворец, племянник Св. Сергия, писаше многия св. иконы, егда был митрополитом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего Препод. Сергия чудотворца. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николы Святаго " . " Препод. священноинок отец Алимпий пресвитер, Печерский чудотворец, иконописец Киевский, многия чудныя иконы писал; и ангели Господни помогаху и писаху образы, яко ученицы его быша, и спрашивахуся, аще угодно ли, тако написашася им. И в Киевских пещерах в нетлении и до днесь опочивает, чудеса творя " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Стенопись главного помещения храма состоит из четырех ярусов, что при значительной высоте здания позволяет избежать излишней дробности композиций (в ярославских росписях обычным было членение на шесть, семь и даже восемь рядов). Верхний пояс рассказывает легенду о ветхозаветной Троице, в честь которой освящен храм. Во втором и третьем ярусах сверху излагается евангельская история о земной жизни Христа - притчи, исцеления, чудеса. Нижний ряд посвящен деяниям апостолов. В стенопись нижнего ряда включено несколько картин на тему библейской поэмы " Песнь песней " , прославляющей символический союз Христа и церкви в виде двух возлюбленных. Столпы представлены изображениями мучеников, среди них в полном царском облачении Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В приделе Ипатия и Филиппа помещен цикл картин о жизни этих святых, сцена крещения Чета и т.д. Художников привлекает изображение событий, которые позволяют раскрыть сильные, искренние чувства: скорбь об умершем, мольбу об исцелении, радость по случаю " воскрешения " . На первом ярусе северной стены - фреска, рассказывающая о деяниях апостола Павла " Чудо в Троаде " . Действие происходит в храме, где апостол произносит проповедь. Интерьер храма торжественно обрамлен портиком с колоннами, в центре - светильник с языками пламени. Слева - мать с ребенком на руках, у ее ног уснул старший сын. По легенде, мальчик спросонья свалился из окна второго этажа и разбился насмерть, но был чудесным образом воскрешен апостолом Павлом. В центре картины - фигура апостола, в стремительном движении склонившегося над мальчиком, вокруг все присутствующие с изумлением взирают на свершившееся " чудо " . На южной стене (первый ярус снизу справа) - композиция " Смерть Анании и Сапфиры " . Тема ее - рассказ из деяний апостолов о том, как супруги Анания и Сапфира утаили свое богатство и дали в храм малое пожертвование, за что были наказаны смертью. На фреске показано два эпизода. На переднем плане, на фоне палат, означающих преддверие храма, стоят, оживленно жестикулируя, двенадцать апостолов, перед ними рабы поднимают бездыханное тело Сапфиры: один ухватил ее за плечи, другой держит за колени. Перед Сапфирой на полу лежит мешочек, из " которого высыпались монеты - утаенное золото. На втором плане двое слуг кладут тело Анании в саване в могилу. Вдали, за линией холмов, виднеется городок с кровлями домов и главками храмов. Композиция позволяет проследить преемственность различных эпох в развитии искусства. Прообразом подобного рода композиций послужила помпеянская фреска " Жертвоприношение Ифигении " " , затем композиция была использована в христианском искусстве в деяниях апостолов и воспроизведена в гравюре Библии Пискатора, изданной в Голландии в XVII веке, которой пользовались в числе других образцов русские иконописцы. Однако художники создали вполне оригинальное произведение.

http://sobory.ru/article/?object=00151

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого. В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг. Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/150505.html

Так что летом в Петровский парк ездили линейки, зимой сани с кондуктором, а в 1899 году сюда отправился со Страстной площади первый электрический трамвай, столько желающих было гулять в Петровском парке и жить здесь на дачах. Незадолго до революции появился даже проект провести сюда ветку наземного метро. Помимо гуляний и рестораций, московскую публику все еще притягивали театр и воксал-долгожитель: здесь впервые выступил на публике пианист Антон Рубенштейн, здесь музицировал Ференц Лист, в 1863 году на его сцене появился А.Ф. Писарев — он сыграл роль персонажа Анания в собственной драме «Горькая судьбина». А в 1887 году здесь же дебютировала известная актриса Мария Блюменталь-Тамарина в спектакле по роману Дюма-старшего. Только в конце XIX века полностью обветшавший воксал был снесен, а земли парка Дворцовое ведомство охотно сдавало под новую дачную застройку. На дачах здесь теперь жили и сам Писемский, и И.С.Тургенев, и даже «прощеные» декабристы, вернувшиеся из ссылки в конце 1850-х годов, которым в Москве было жить запрещено — среди них был Иван Пущин, друг Пушкина. Сам же парк потихоньку приходил в запустение, не высаживались деревья, не поддерживались аллеи, не было освещения, поскольку дворцовое ведомство не уделяло ему должного внимания. Однако местное население росло, и за его счет сильно увеличился приход Благовещенского храма. В 1904 году на средства прихожан его перестроили со значительным расширением— теперь храм мог вмещать до двух тысяч богомольцев. Тогда же здесь появилась чтимая древняя Боголюбская икона Божией Матери. Расписали храм вновь только к 1917 году, тогда и сложился окончательно его интерьер. Над росписью трудился Александр Дмитриевич Бороздин, главный художник иконописной мастерской Его Императорского Величества, у которого в доме часто гостил старец Аристокл, недавно причисленный к лику святых. Бороздин исполнил оригинальный плафон «Благовещения» в главном храме, и скопировал для одного из приделов редкий образ «Проповедь Иисуса Христа в лодке», составленный неизвестным художником, а также воспроизвел композицию В. Васнецова «Бог-Сын» — все это было уничтожено. Трагически оборвалась и жизнь Бородина, арестованного на третий день после начала войны в 1941 году по обвинению в антисоветской агитации за «усиление религиозного влияния среди трудящихся». Есть легенда, что на него донес сам лже-митрополит А.Введенский, глава обновленческого раскола, с которым Бороздин также был знаком. Через год Бороздин скончался в Саратовской тюрьме — и его отпевание совершилось в Благовещенском храме только в июне 1998 года, когда и сам храм вернулся верующим.

http://pravoslavie.ru/486.html

О. В. Л. Иконография В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157). Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии ( Евсеева. Афонская книга. С. 290). На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди. Лит.: LCI. Bd. 5. S. 475. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня)

http://pravenc.ru/text/1684279.html

на его средства палехские иконописцы изготовили для собора 6-ярусный резной позолоченный иконостас. В нач. марта 1854 г. по ходатайству игум. Георгия и по благословению Владимирского еп. Иустина в Б. п. был введен общежительный устав по образцу Саровской пуст. В кон. XVII в. пустынью управляли строители. Анания Фёдоров в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» сообщает, что в сер. XVIII в. в Б. п. был «начальствующий игумен с братиями» (С. 107); во 2-й пол. XVIII-XIX в. во главе мон-ря стояли попеременно строители и игумены, с 1894 г.- игумены. Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Б. п. подвизались ок. 7 насельников, после введения общежития - ок. 18 чел. К 1917 г. в пустыни жили настоятель, казначей, иеромонах, 1-3 иеродиакона, 1-2 монаха, 6-13 послушников. Б. п. владела капиталом в 58133 р. в гос. процентных бумагах, ей также принадлежали 17 дес. пахотной земли, 15 дес. сенокосной, 137 дес. леса, 9 дес. земли под болотами, озерами и огородами и под кладбищем, а также мельница на р. Лух в Гороховецком у. В Б. п. хранился почитаемый Казанский образ Божией Матери в драгоценном окладе с частицами мощей. Древняя монастырская икона Св. Троицы была украшена серебряной золоченой ризой, устроенной тщанием еп. Мефодия. Почитавшаяся в мон-ре чудотворная икона свт. Николая в драгоценном окладе, по преданию, была пожертвована в первый храм обители, посвященный свт. Николаю, кн. И. Д. Пожарским. Во Владимирском музее хранится рукопись с записью чудес от иконы, происходивших в XIX в. В силу устойчивости предания о существовании в Б. п. в XVII в. Никольского храма и почитании образа свт. Николая пустынь начиная с 50-х гг. XIX в. именовалась Борковской Николаевской. Особо почиталась жителями слободы Холуй монастырская икона мц. Фотинии Самаряныни с изображением Иисуса Христа, сидящего у кладезя. В обители совершались крестные ходы: в день Св. Троицы - в Троицкую ц. слободы Холуй, в день Св. Духа и в престольный праздник ап. Иоанна Богослова (26 сент.) - из Троицкой и Тихвинской церквей слободы в Б.

http://pravenc.ru/text/153199.html

   Освящение монастыря Пантократора в Царьграде, 4 авг.    Освобождение от врагов при царе Ираклии, 7 авг.    Затмение солнца при императ. Льве мудром в 891 году, 8 авг.    Обретение нерукотвор. образа камулианского Спасителя, 9 авг.    Вношение креста в Палату, 14 авг.    Истощание и наполнение живоносного источника в храме, 16 авг.    Трус, 16 авг.    Прозрение оп. Павла, 1 и 15 сент.    Неопалимой Купины на синайской горе, 20 сент.    Трус великий, 5 и 7 окт.    Изгнание Григория Богослова от Домнин, 13 окт.    Чудо Параскевы в Хиосе, 14 окт.    Пренесение иконы великомуч. Димитрия из Солуня в монастырь Пантократора в 1143 г., 26 окт.    Освящение храма Авва-Кира, 12 нояб.    Трус, 6 дек.    Победа над Хозроем, 12 дек. Трус, 14 дек.    Внесение Богородицы, 21 дек.    Отверзение дверей Великой церкви, 22 дек.    Светохождение окодо Великой церкви, 22 дек.    Освящение Великой церкви или Софии, 23 и 24 дек. Указатель 3    святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня).     Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября.     Або, муч. грузинский, 8 янв.     Авив, еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб.     Авксентий пр., 12 июня.     Аврамий мирожский, 24 сент.     Аврамий, палеостровский, 21 авг.     Аврамий печенгский, 4 февр.     Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг.     Агапит маркушевский, 21 мая.     Агафон преп. печерский, 28 авг.     Адриан ионзенский, 5 мая     Адриан ондрусовский, 26 авг.     Адриан пошехонский, 5 мар.     Адриан сестринский волоколанский.     Акила печерский, 28 авг.     Акиндин, архим. печерский, 28 авг.     Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент.     Александр ошевенский, 20 апр.     Алексий печерский затворник, 21 сент.     Аммон печерский, 28 авг.     Анфилохий глушицкий, 12 окт.     Анфилохий епископ, 28 авг.     Анания иконописец Антониевский, 17 июня.     Анастасий диакон печерский, 22 янв.     Анастасий печерский подвижник, 28 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ю. А. Казачков Иконография Одно из ранних изображений святых представлено в сцене мученичества на миниатюре в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 335, 976-1025 гг.). Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила, предстоящие в молении Спасителю на престоле, изображены на рельефе крышки реликвария из Трапезунда (1420-1444, ц. Сан-Марко, Венеция). Образы святых заключены в арки на колонках, каждый имеет надпись. Изображение в рост одного Е., средовека с темными вьющимися волосами и короткой округлой бородой, в сиреневом плаще и в красном хитоне, имеется на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 96 об.). Сведения о святых в греч. ерминиях (напр., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота), а также в рус. сводных иконописных подлинниках XVIII в. отсутствуют. Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 177; Евсеева. Афонская книга. С. 270. Монастырь и храм мч. Е. Трапезундского Мон-рь и храм Е. были одними из важнейших церковных центров не только Трапезунда, но и всей Сев.-Вост. Анатолии. Однако в истории храма есть пробелы. Храм Е. расположен на высоком холме между 2 оврагами, к востоку от городской цитадели. По сведениям митр. Иосифа Лазаропула, храм был возведен рядом с родительским домом Е., и его родственники принимали участие в строительстве (реконструкции?). Согласно поздней местной традиции, строительство храма связано с именем Велизария, полководца при имп. Юстиниане. В VII в. Анания Ширакаци встретил в ц. Е. своего буд. учителя, знаменитого ученого Тихика Византийского,- это 1-е конкретное упоминание в источниках о храме Е. ( Conybeare F. C. Ananias of Shirak (A. D. 600-650 ca.)//BZ. 1897. Bd. 6. P. 572-574). Мученики Трапезундские в молении Спасителю. Рельеф на крышке реликвария. Трапезунд. 1420-1444 гг. (ц. Сан-Марко, Венеция) Мученики Трапезундские в молении Спасителю. Рельеф на крышке реликвария. Трапезунд. 1420-1444 гг. (ц. Сан-Марко, Венеция) Мон-рь Е. впервые упоминается в царствование имп. Василия I: тогда его игуменом был Антоний Пайпертский.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Распятие. Икона. 1737 г. (НМ(Л)) Распятие. Икона. 1737 г. (НМ(Л)) Сведения об этом периоде биографии завершает постановление собрания Луцкого братства от 15 сент. 1713 г., согласно к-рому И. оставлен на должности игумена мон-ря, при этом указано, что он не представил счет за предыдущий период игуменства. В 1722 г. в составе артели иконописцев И. принимал участие в создании нового, т. н. Вощатинского иконостаса для соборного храма Загоровского Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря (после возвращения мон-ря в Православие в конце 30-х гг. XIX в. и начала там реставрационных работ в 40-х гг. XIX в. иконостас перенесли в Петропавловскую ц. с. Вощатин Владимир-Волынского у. Волынской губ., ныне в НМ(Л)). Работы велись на пожертвование покровителей мон-ря - семей Чацких и Загоровских, гербы к-рых украшают икону преподобных Антония и Феодосия Печерских. Дату создания иконостаса подтверждает внесение в 1722 г. в монастырский помянник рода жолковского резчика Ивана Карповича, автора резного обрамления икон. Этим же годом была датирована написанная И. копия (не сохр.) чудотворной Загоровской иконы Божией Матери. К сохранившимся иконам иконостаса И. несомненно относятся храмовая икона «Рождество Богородицы», парная к ней икона «Введение Богородицы во храм» и Нерукотворный образ Спасителя. Кроме И. в Загоровском мон-ре в 1722-1724 гг. работал некий «маляр» Иаков, упоминаемый в монастырских метрических книгах (Метрическая книга Загоровского мон-ря//ХНБ. 819506). После работ в Загоровском мон-ре имя И. появляется вновь только в 1737 г. в авторской подписи на исполненном на холсте (единственный известный случай в наследии мастера) «Распятии» (НМ(Л), происходит из Преображенской ц. упраздненного Черчицкого мон-ря в бывш. с. Черчицы Луцкого повета, ныне в черте г. Луцка), где И., как и прежде, именует себя иеромонахом Белостокского мон-ря: «Сей образ написася в святей обители Белостоцкой рукой смиреннаго иеромонаха Иова...» Несмотря на преклонный возраст, И. сохранял творческую активность. Во время составления представителем священноначалия василианского ордена (т. н. визитатором) инвентарного описания Белостокского мон-ря с ведомостями про клир (т. н. визитами) в 1740 г. И., как отмечалось в визитационном описании, просил определить к нему ученика для обучения живописи. Долгая творческая жизнь И. предполагает, что он и прежде имел учеников. Возможно, у него обучался мон. Анания (Мазыкевич), принявший постриг ок. 1699 г. в Белостокском мон-ре и впосл. (с 1721) живший в Мильчанском Рождество-Богородицком муж. мон-ре в с. Мильча (ныне Дубновского р-на Ровненской обл.). Кроме того, в документе от 23 ноября 1739 г. среди иноков Почаевского Успенского мон-ря упоминается иконописец мон. Митрофан (Созанский), к-рый также мог быть учеником И.

http://pravenc.ru/text/578180.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010