Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [серб. Ahmohuje] (Соколович), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1572-1575 гг. В 1570 г. упоминается как митр. Герцеговинский. Выбран предстоятелем Церкви на архиерейском Соборе в 1571 г. в мон-ре Баня после того, как его дядя, Патриарх Сербский Макарий (Соколович) , оставил кафедру по болезни в 1571 г. А. был резчиком и иконописцем. Вырезал и расписал царские врата в церкви Печской Патриархии. Ему приписывается также роспись царских врат из мон-ря Дечаны . Лит.: Хумско-херцеговачка enapxuja и епископи (митрополити) од 1219 до kpaja XIX века. Београд, 1939. С. 275; Српски jepapcu. C. 20-21; Хан В. Uhmapзuja на noдpyчjy nampujapшuje XVI-XVIII в. Нови Сад, 1966. С. 100; Шакота М. Ризница манастира код Npuбoja. Београд, 1981. С. 19, 99, 100. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/115904.html

п. Далее для справки приводим фрагмент из списка личного состава Лавры, составленного ее наместником о. Кронидом в первой половине 1919 года. Архимандриты 1. Кронид Любимов, 61 г. наместник Лавры с января 1915 г. 2. Досифей Андреев, 72 л. казначей экклесиарх 4. Нил Фурсов, 66 л. б. эконом (до 1914 г.) Соборный иеромонах 5. Мануил Шалимов, 69 л. благочинный до 1914 г. Игумены 6. Анания Ерчин, 62 л. зав. свечной палатой и.о. благочинного с 1918 г. 8. Ипполит Яковлев, 65 л. духовник студентов и проф-ров МДА 9. Михей Владимирский, 56 л. ризничий и смотритель больницы и богадельни 10. Ионафан Чистяков, 52 л. зав. иконописной мастерской (и живописной с сент. 1918 г.) Иеромонахи. 11. Пантелеимон Малинин, 47 л. благочинный (до 1914 г. зав. редакцией; † 13.V.1919) 12. Иринарх Касаткин, 71 г. 13. Никон Ворошнин, 65 л. 14. Исмаил Новиков, 69 л. 15. Ефросин Мишин, 62 л. 16. Смарагд Архангельский, 52 л. регент Лавры с 1906 г. 17. Геронтий Сушков, 61 г. 18. Израиль Козлов, 52 л. регент 2-го Собора 19. Пафнутий Кокин, 60 л. 20. Парфений Бухаров, 56 л. 21. Нестор Балашев, 59 л. зав. живописной мастерской (до VI.18) 22. Нафанаил Бочкало, 53 л. регент (1912–13 гг.) и церковный композитор 23. Зосима Егорченков, 69 л. он же старец Захария, духовник братии 24. Исидор Семгин, 55 л. 25. Венедикт Захаров, 54 л. 26. Пахомий Сергеев, 59 л. 27. Антоний Бубнов, 53 л. 28. Порфирий Чекреков, 59 л. 29. Вячеслав Сухоруков, 51 г. делопроизводитель (нач. канцелярии) 30 . Софония Сычев, 51 г. 31 . Димитриан Соколов, 48 л. 32 . Иеремия Селяхаев, 57 л. 33 . Самуил Иванов, 55 л. 34 . Парамон Коненко, 51 г. 35 . Максимилиан Марченко, 47 л. 36 . Власий Артемов, 59 л. 37 . Ираклий Попов, 44 л. (зав. типографией и школой) 38 . Иларий Калинов, 55 л. 39 . Алексий Серафинович, 53 л. 40 . Авенир Скворцов, 61 г. 41 . Аполлоний Хлебников, 46 л. 42 . Иосиф Фельдшеров, 52 л. 43 . Кирилл Шкибтань, 56 л. 44 . Мирон Семенчинский, 47 л. 45 . Игнатий Сидоров, 53 л. 46 . Феоктист Высокогорский, 50 л. 47 . Вениамин Озеров, 59 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

представлен на миниатюрах (напр., в месяцеслове Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 248v. К-поль, кон. XI в.; в Минологиях - ГИМ. Греч. 175. Л. 100, посл. четв. XI в.; Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.; в греко-груз. рукописи - РНБ. O.I.58. Л. 82 об., кон. XV в.); в росписи храмов (напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318); на минейных иконах (напр., на годовой минее, нач. XIX в., УКМ). Лит.: Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147; 1929. Vol. 7. P. 3-29; Hunger H., Wessel K. Evangelisten//RBK. 1971. Bd. 2. S. 452-507; Lechner M. Lukas Evangelist//LCI. 1974. Bd. 7. Sp. 448-464; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994; она же. Новоприобретенная икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» в собр. М. Е. Елизаветина и изображения св. Луки-иконописца в правосл. искусстве Позднего Средневековья: Некоторые замечания//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 320-335; Weitzmann K. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jh. W., 1996; Б. Грачаница: Сликарство. Приштина, 1999. С. 81, 83-85, 93, 94. Ил. VI-VII, 19, 25, 131; Попова О. С. Византийские и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 123-182; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 54, 78, 91, 109-110, 250; Попова О. С. и др. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/text/2110770.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петри» найдены статьи: АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ (нач. IV в.), мученики Финикийские (пам. 26 или 27 янв.) ГАИЙ, ФАВСТ, ЕВСЕВИЙ, ХЕРИМОН, ЛУЦИЙ, ПЕТР, ПАВЕЛ (III в.), мученики Александрийские (пам. 4 окт.) ИОАНН, ПЕТР, АНТОНИН (АНТОНИЙ) И АНДРЕЙ († кон. IX в.), мученики Сиракузские (Африканские) (пам. 23 сент.) ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ († 726, по др. данным, 730), мученики К-польские (пам. 9 авг.) МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) МАРТИР ПЕТР Мартир Петр - см. Петр Мартир МЕЛЕТИЙ, ПЕТР, СЕРАПИОН, ФИЛАРЕТ преподобные (пам. М.- 12 февр., П.- 10 сент., С.- 13 июля, Ф.- 1 дек.) МСТИСЛАВЕЦ ПЕТР ТИМОФЕЕВ см. Петр Тимофеев Мстиславец НИКАНДР, ГРИГОРИЙ, ПЕТР, ДИМИТРИЙ И ЕЛИСАВЕТА св. отшельники Мессинские (Сицилийские) (пам. зап. 19 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Петри.html

Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло. Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники. -Господи, - сказал он, - если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо недостойного раба Твоего и отдохни под сенью этого Дуба. Потом Авраам позвал слуг. -Принесите воды и омойте ноги наших Дорогих Гостей, - распорядился он. Затем зашел в шатер. -Сарра, - сказал он жене, - поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Не теряя ни секунды, Авраам поспешил к своему стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и передал его слуге, чтобы тот приготовил вкусное блюдо. Вернувшись, он расстелил перед шатром чистое полотно. Молоко, масло, сыр, виноград, инжир, свежий хлеб, телятина - все лучшее, что имелось у хозяина, было предложено Дорогим Гостям. Они приступили к трапезе. Авраам стоял рядом, готовый в любую минуту служить Им. Один из Гостей спросил: -Где Сарра, жена твоя? Он ответил: -Здесь, в шатре. -На следующий год, в это же время, Я снова приду к тебе, и у Сарры будет сын. «Мне ли в моем преклонном возрасте иметь сие утешение», - подумала Сарра. Гость сказал Аврааму: -Отчего Сарра усомнилась в Моих словах? Есть ли что трудное у Господа? Сарра сильно испугалась, услышав это. Путник подтвердил:

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

На древних же иконах в лике Божией Матери, несомненно, отражается то, что это необыкновенно возвышенный и смиренный человек, что эта Дева действительно родила Бога и Она воистину, как говорим мы в молитве, сущая Богородица — истинная, действительная Богородица. В ликах святых, в особенности когда черты лица сохранены для нас Преданием — не всегда, к сожалению, так бывает, — отражается Божественная благодать, которая присутствовала в сердцах этих людей. Иконописец даже старается написать лик святого именно так, чтобы незамеченное окружающими при жизни угодника Божия было выявлено в иконе. Может быть, из-за какой-нибудь болезни, которая искажала его внешность, из-за старости или, может быть, из-за того, что подвижник умело скрывал свою внутреннюю жизнь, не все видели пребывавшую внутри человека святость, обильно действовавшую в нем благодать. А иконописец изображает святого так, чтобы мы увидели то, что не видели современники святого при его жизни, а это возможно благодаря особому иконописному стилю, душевной и духовной чуткости иконописца, его мастерству. «Прииди и виждь», — сказал Филипп Нафанаилу. «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (ст. 47–51). Есть поговорка — очень мудрая, как и большинство всех русских поговорок: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Знакомясь с человеком, мы прежде всего смотрим на него и только потом начинаем с ним общаться, беседовать, он нам о себе что-то рассказывает, и мы узнаем его ближе. Бывают очень чуткие люди, которые с первого взгляда узнают характер другого человека и больше верят своему первому впечатлению, поскольку потом человек, прибегая к своей мудрости, опытности, иногда, может быть, хитрости, создает другое мнение о себе, изменяя то, первое, впечатление.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Они закрывали монастыри, их насельников преследовали и уничтожали. Большая часть мучеников того времени — это монахи, защищавшие святые иконы. Хотя на Седьмом Вселенском соборе иконоборческая ересь была уже осуждена, однако, благодаря покровительству императоров и давлению государства на Церковь, она все еще продолжала властвовать. Почти столетние гонения на Церковь были прекращены императрицей Феодорой. Ради того что она восстановила истинное благочестие — почитание святых икон, Господь простил ее мужа, императора-иконоборца Фе-офила, показав это чудесным образом. Это произошло в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия. В евангельском чтении, которое мы сейчас слышали на литургии, нет прямого соответствия вспоминаемому сегодня событию. Евангелие повествует о том, как Господь наш Иисус Христос через апостола Филиппа призвал на проповедь и апостольское служение еще одного из своих двенадцати учеников, Нафанаила. «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (ст. 45–46). По-славянски: «Прииди и виждь». Вот в этих словах и заключается смысл сегодняшнего праздника, объяснение его сути. Что такое икона? Изображение Спасителя не зависит от фантазии человека, от того, каким он представляет себе Бога, — так бывает в других религиях, где существуют изображения различных ложных божеств. Икона — это подлинный облик воплотившегося Сына Божия, который сохранен для нас Преданием Православной Церкви. Наряду с устным преданием существует предание живописное, которое хранится в Православной Церкви уже две тысячи лет. И когда мы взираем на облик Спасителя на иконах, в особенности на тех, которые написаны хорошо, максимально приближаются к древним образцам, на тех иконах, где иконописец хотя бы немного проник в дух изображения (как художнику нужно понять характер человека, портрет которого он пишет, так и иконописец по возможности должен проникнуться духом Христовым), — то и с нами происходит то, что произошло с Нафанаилом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Помимо рассказов о жизни Е. в 3-й и 4-й Книгах Царств о нем говорится в Свящ. Писании еще 2 раза: в Сир 48. 12-15 и Лк 4. 27. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, Е. посвящено 4 стиха в разделе, рассказывающем о праотцах и великих людях Израиля. Сообщается, что, после того как прор. «Илия сокрыт был вихрем», «Елисей исполнился духом его» (Сир 48. 12). Е. совершал чудеса и никого, кроме Бога, не боялся: «...во дни свои не трепетал пред князем» (Сир 48. 13). Дважды в этом кратком отрывке говорится о посмертных чудесах Е.: «...по успении (ν κοιμσει) его пророчествовало тело его» (Сир 48. 14), «по смерти (ν τελευτ) дивны были дела его» (Сир 48. 15). В Евангелии от Луки Е. также упоминается в связи с прор. Илией. Греч. форма имени (Ελισαος) отлична от сохранившейся в тексте Септуагинты (Ελισαιε) и представляет собой, возможно, др. традицию греч. передачи имени Елисей. Впосл. эта форма стала доминирующей в патристической лит-ре (вместе с вариантом Ελισσαος). Прор. Елисей. Икона. Иконописец Терентий Фомин. 1645 г. (КБМЗ) Прор. Елисей. Икона. Иконописец Терентий Фомин. 1645 г. (КБМЗ) Проповедуя в синагоге Назарета, Господь говорит о том, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк 4. 24), приводя в пример ветхозаветных пророков - Илию и Е. Илия был послан «ко вдове в Сарепту Сидонскую» (т. е. за пределы Израиля), а Е. исцелил сирийца Неемана, хотя в то время было много прокаженных в Израиле (Лк 4. 25-27). Эти слова Господа вызвали ярость бывших в синагоге иудеев. Исследователи указывают на тот факт, что в Евангелии от Луки имеется еще неск. мест, связанных, пусть и в меньшей степени, с рассказами о пророках Илии и Е. в 3-й и 4-й Книгах Царств ( Evans. 1987). Так, например, воскрешение сына наинской вдовы (Лк 7. 11-17) сопоставляют ( Evans. 1987. P. 79) с аналогичными повествованиями о прор. Илии (воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской - 3 Цар 17. 17-24) и Е. (воскрешение сына сонамитянки - 4 Цар 4. 32-37). Просьба к Господу человека, хотевшего следовать за Ним, позволить ему «проститься с домашними» (Лк 9. 61) напоминает аналогичную просьбу Е. к прор. Илии: «...позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар 19. 20). В отличие от прор. Илии Господь не позволяет просящему проститься с родственниками, говоря: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9. 62). Как отмечено в одном из исследований ( Evans. 1987), используемое в начале этого отрывка слово νλημψις (Лк 9. 51; в синодальном переводе - взятие), более нигде в НЗ не встречающееся, связано, возможно, с описанием взятия на небо прор. Илии, свидетелем к-рого был Е.: νελμφθη Ηλιου ν συσσεσμ ς ες τν ορανν (4 Цар 2. 11 в переводе LXX: «понесся [букв.- был взят] Илия в вихре на небо»).

http://pravenc.ru/text/189853.html

Творящая образы мысль силилась сделать для себя наглядным состояние Божией твари до грехопадения Адама в том начале, когда все было «хорошо весьма», – и главным образом ее же состояние в результате конечного космического освящения и врачующего «восстановления» («апокатастасиса», о котором так много размышлял Максим Исповедник ). Очень важно еще одно: всякое обработанное человеческим искусством золото на пути к блеску проходит сквозь огонь. Горнило, в котором «истязуется» благородный металл, уже в Ветхом Завете стало символом для «горнила испытаний», в котором испытуется человеческая душа. « Плавильня для серебра и горнило для золота, а сердца испытует Господь» ( Прит.17:3 ). « Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» ( 3Езд.16:74 ). И для Нового Завета золото связано с идеей страдальческого очищения и грозного испытания. Ангелу Лаодикийской церкви, вялый дух которой «ни холоден и ни горяч», говорится: « Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» ( Откр.3:18 ). Ап. Петр увещевает христиан быть стойкими во время гонений, « дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» ( 1Пет.1:7 ). Поэтому драгоценный металл становится специально символом мученичества. Уже в древнем описании мученической кончины св. Поликарпа говорится: «И был он в средоточии огня не как плоть говорящая, но как злато или сребро, в пещи разжигаемое». Иконопись изображает вещи как производимые светом, а не как освещенные источником света. Для иконописи свет полагает и созидает вещи, он – объективная причина их, которая именно вследствие этого не может пониматься как только внешнее. Действительно, техника и приемы иконописи таковы, что изображаемое ею не может быть понимаемо иначе, как производимое светом, так что корнем духовной реальности изображенного нельзя не видеть светоносного надмирного образа. Таинство света – так можно определить иконопись, ибо, по слову ап. Павла, « все делающееся явным свет есть» ( Еф.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010