мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494). На своде сев. стены помещены сцены прибытия равноап. Елены в Иерусалим и поиски Иуды; Елена расспрашивает Иуду о местонахождении Креста, но он отказывается назвать его; за отказ Иуду бросают в колодец; освобождение Иуды и его молитва на Голгофе; раскопки и обретение 3 крестов; испытание крестов - Иуда прикасается крестом к умирающей женщине; обращение Иуды в христианство; поставление К. во епископа Иерусалимского. В рус. иконописных подлинниках кон. XVIII в. описание облика К. содержится под 28 окт.: «…аки Матфей апостол, ризы святительские, в правой руке крест, а в левой Евангелие» (С. Т. Большакова , см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 43). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова к этому описанию добавлено: «…явльшего честный крест святей царице Елене» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180). В руководстве к иконописанию о К. сказано, что «он указал место, где находился крест Господень. Очень стар, с большой седой бородой; одежда фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство. С. 59). Под тем же днем памяти изображение К. содержится в поздних минейных циклах на окт. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, в 1-м изд. 1714 г. представлен вместе со святыми Терентием и Параскевой, в фелони, с омофором, на голове митра). Лит.: Менолог. 1973. С. 267. Табл. 6 на с. 262; С. 324. Ил. 193; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела книгоизданий РГБ. М., 2004. С. 38. Кат. 33. 2; Кат. 34. 2. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Сохрани Господь гнаться за модой, подешевле и покрасивей. На базарах католических понакупят иконочек разных, ложных изображений, крестов католических понакупят-понавешают, они безблагодатны, кощунственны, нельзя их употреблять. Иконы должны быть правильного изображения, правильно освещены в храме Божием, благодатны должны быть иконы. Над каждым крестом и иконой читается молитва особая благодатная осветительная, батюшка освещает, окропляет святой водой крест и иконы святые, и тогда они с этого момента становятся благодатные — освящённые благодатию Духа Святаго. Слава Богу, и в сегодняшний день Господь сподобил нас помолиться во второй день праздника Успения, праздника Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Древний образ перед вами стоит Нерукотворенного Образа. Ангелы держат убрус святой, лик святой, на полотне изображённый, первый образ Спасителя. И строгий, и величественный лик, и вместе с тем милостивый и благостный — всё в лике Христовом есть. Как не мог изобразить его правильно иконописец Анания, так и мы не можем точно вообразить лик Христов, он для одних строгий, для других печальный, для третьих он милостивый, добрый. Какое состояние души нашей, таков и лик Христов, на который мы взираем и молимся в жизни нашей земной. Сейчас оканчиваем святую литургию. Что может быть за исповедники? Вчера пост окончился, всё, никаких исповедей. Две недели было поста. Все люди молились, исповедовались, причащали вчера всех, никого не оставил. Молитва прочитана на разговление, всё. Немножко будьте церковными людьми. Вы против пошли устава церковного. На Успение всех причащаю, последний раз, пост окончился, всё, сегодня только молебен служится, окропляются дети, благословляются и идут себе в школу. А то люди разговелись, а они голодом детей морят. Пусть кушают детки, во славу Божию. Это уже лишнее всё. Что, в воскресенье не будет этой литургии у нас? Та же самая будет литургия, приводи, исповедуй, причащайся. Не нужно этого делать, это суеверие наше, да и всё.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

5 По руковод. „О живопис. Искусстве” свящ. Даниила изображ. в кружках: св. Поликарп, Игнатий Богоносец , Сильвестр, Елевферий, Кирилл, Ахиллий, Парфений, Климент, Агафангел, Власий, Вукол, держащий в руках юнца. Безсребренники Пантелеимон, Ермолай, Козма, Дамиан, Кир, Иоанн, Сампсон, Диомид, Фалалей и Трифон. Сергий, Вакх, Христофор, Евгений, Авксентий, Евстратий, Мардарий, Орест, Уина, Виктор, Викентий, Акиндин, Пигасий, Афеоний, Елпидифор, Анемподист, Анания, Азария, Мисаил, Кирик, Иулита, Марина, Кириака, Варвара, Параскева чудотворица, Фекла первомученица, Екатерина, Ирина, Феодора мироточивая, Мария-Магдалина и Анна (Труд. Киев. дух. Акад. 1867 г. т. IV, стр. 470). 6 В Протатском древнейшем храме размещение иконописи по стенам несколько иное. По описанию архимандрита о. Антонина, все внутренние стены и дуги в пролетах по всему пространству храма покрыты священными изображениями в боковых отделениях в три, а в среднем в четыре яруса. Первый (нижний) ряд их составляют отдельные в естественную величину изображения святых – в самом храме мучеников и преподобных, а в алтаре – святителей. Второй ярус также большею частью занят отдельными изображениями – евангелистов, апостолов и мучеников внутри храма, а в алтаре – событий из жизни Господа. Третий ярус посвящен памяти евангельских событий, исключая четырех угловых отделений, где до самого потолка возвышаются (частью даже уходят за потолок) ряды мучеников. Четвертый ярус находится на стенах средней части храма, более возвышенной, чем боковые, и представляют собою ряд ветхозаветных праотцев от Адама до Иосифа Обручника включительно. Начинаясь в юго-восточном углу алтаря, он опоясывает собою всю церковь и оканчивается в северо-восточном углу того же алтаря. Изображения – в естественную величину и во весь рост, но над большими пролетами от недостатка места сокращаются до бюстов. Святые ветхо заветные изображены также по дугам больших пролетов (это наилучше сохранившаяся стенопись церкви). Между всеми отдельными изображениями одно только встречается женское – праматери Евы – и то на такой высоте, что почти не различается. Между тем картины из евангельской истории, естественно, наполнены, и женскими лицами. Но они находятся на высоте. Это конечно сделано не без расчета (Замет. поклон, св. горы стр. 111–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Из суздальских писцовых книг Михаила Трусова и дьячка Федора Витовтова 1629, 1630 и 1634 гг. мы узнаем, что в находившейся рядом с монастырем Холуйской слободе 23 крестьянских двора, что в числе «людей» значится Лаврушко Иванов, прозвище «Путилко-иконник», что «нетеглых бобылей» 24 двора, все они «делают всякое изделие на боярина» и среди них – Гришка Игнатьев-иконник (Тихонравов, 1857, с, 27). Приблизительно в то же самое время распространенность на Руси профессии иконописца удивила Павла Алеппского: «Не только каждый из архиереев имеет своего особого иконописца, который пишет ему иконы для подарков, но и каждый архимандрит известного монастыря также имеет собственного иконописца, всегда при нем находящегося». Иконописцев даже брали с собой в военные походы (Алеппский, вып. З, с. 125). Количество мастеров в иконописных селах было не менее удивительно. Местный историк-монах Анания Федоров писал во второй половине XVIII в. относительно Холуя, что «обыватели тоя слободы все иконописцы и ради своего художества по многим разным странам странствуют, також и из той слободы полномощные жители готовых святых икон отпускают многое число в дальние города» (цит. по: Ушаков, 1906, с. 37). В архивных материалах Суздальской духовной консистории нам удалось обнаружить один из ранних списков иконописцев Холуйской слободы (1752). (илл. 49) Он был составлен в связи с государственным надзором за холуйскимиконным делом и включает 350 имен, хотя есть все основания полегать, что этот список далеко не полный: иконописцев заставляли ставить свое имя после ознакомления с указами о запрещении писать старообрядческие иконы, от чего многие из них уклонялись РОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 108, м. 43–52, 55–58, 61–62). для сравнения отмеТим, что, по данным М. Хадзидакиса, во всей Греции на протяжении всего XVIII в. работало около 350 иконописцев (Хадзидакис, 1966, с. 15). В 1812 г. в ответе на известную просьбу Гёте о предоставлении ему сведений об иконном деле Палеха, Мстеры и Холуя (которую передали императрице Марии Федоровне) владимирским губернатором А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Александр, пр. обители Неусыпающих, † 430 г., 23 февр. и 3 июля. Александр пресвитер муч., 13 мар. Александр муч. и другой того же имени † 303 г., 15 марта. Александр муч. † около 250 года, 10 апреля. Александр, пр. Ошевенский, † 1479г., 20 апреля. Александр муч. † 298 г., 13 мая. Александр муч. (с Фалалеем) † 284 г., 20 мая. Александр муч. † III в., 29 мая. Александр Куштский, пр., † 1439 г., 9 июня. Александр муч. † 311 г., 10 июня. Александр преп. † 431 г., 3 июля. Александр из 45 муч. в Никополе † 319 г., 10 июля. Александр муч. † 296 г., 11 авг. Александр, епископ Команский, † 251 г., 12 августа. Александр, патр. Констант., † 340 г., 30 августа. Александр Свирский , пр., † 1533 г., 30 августа. Александр Невский † 1263 года, 30 августа и 23 ноября. Александр Иерусалимский 251 г., 12 декабря. Алексий, митр. Московский, † 1378 г., 12 февраля, 20 мая и 5 октября. Алексий, человек Божий, † 411 г., 17 марта. Алексий муч. † 730 г., 9 августа. Алексии, затворник Печерский, † XIII века, 21 сентября. Алим (или Ахим) из Маккавеев, 1 августа. Алипий, иконописец Печерский, † XII века, 17 августа. Алипий столпник † 640 г., 26 нояб. Алфей муч. в Сицилии 251 года, 10 мая. Ама муч. † 346 г., 9 июня. Алфей Апостол, 26 мая. Аманд муч. (с Фидием), 320 г., 15 сентября. Амвросий Медиоланский † 397 года, 7 декабря. Аммоний исповедн. IV века, 20 мая. Аммоний Печерский XII века, 28 авг. Аммоний (с Вавилой), 4 сент. Аммон, настоятель Тавеннисиотской обители V в., 2 января. Аммон преп. † около 350 года, 4 октября. Амос пророк, 15 июня. Амилий, Апостол из 70-ти, 4 янв. и 31 октября. Амфилохий, епископ Волынский, † 1122 г., 28 августа. Амфилохий, пр. Глушицкий, † 1452 г., 12 октября. Амфилохий Иконийский † 395 года, 23 ноября. Амфиан муч. † 306 г., 2 апреля. Анания, Апостол из LXX, 4 янв. и 1 октября. Анания муч. † 344 года, 17 апреля (с Симеоном Персидск.). Анания иконописец † 1581 года, 17 июня. Анания отрок, 17 декабря. Анастасий Персянин муч. † 622 г., 22 января. Анастасий Печерский † XI в., 22 янв. и 21 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анания ап., еп. Дамасский Описания иконы В этом разделе записей пока нет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3810.jpg:   Размер: 321x1200, 0.39 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (0) . Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий. 1 октября/фрагмент/(прп. Роман и ап. Анания). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 3814.jpg:   Размер: 1094x773, 0.85 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (163) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 12 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3818.jpg:   Размер: 388x1200, 0.47 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (137) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1152

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3810.jpg:   Размер: 321x1200, 0.39 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (0) . Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий. 1 октября/фрагмент/(прп. Роман и ап. Анания). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 3814.jpg:   Размер: 1094x773, 0.85 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (163) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 12 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3818.jpg:   Размер: 388x1200, 0.47 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (137) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1152-photo

К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 32-40, 50-51, 254, 308, 315; Князева Л. П. и др. Иконопись Палеха из собр. Гос. музея Палехского искусства. М., 1994. С. 76, 148. Ил. LXV; Βοκοτπουλος Π. Λ. Ελληνικ Τχνη: Βυζαντινς Εκνες. Αθναι, 1995. Σ. 44, 46; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 10; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство//Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII - нач. XX в. М., 1996. С. 90-113; Βλαχοπολου-Καραμπνα Ε. Ιερ Μον Ιβρων: Χρυσοκντητα μφια κα ππλα. Αγιον Ορος. 1998. Σ. 56, 104; Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003. С. 60; Костромская икона XIII-XIX вв./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 27, 77; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. Кат. М., 2004. Кат. 98, 110, 129, 151; Бенчев И. З. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 6-7; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007. Табл. XXI; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 196; Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. С. 36; Хауштайн-Берн Е., Бенчев И. З. Музей иконы в Рекклингхаузене. М., 2008. С. 243. Е. М. Саенкова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

1 и 11, сен. 28, ноябр. 9; преп. сир. фев. 23; ошовен. апр. 20; кушт. июня 9; конст. июля 3; свирск. авг. 30; папа мар. 16; патриарх конст., июня 2, авг. 30; свящ. муч. коман., авг. 12; еписк. окт. 22; еписк. иерусал. дек. 12; князь авг. 30 и нояб. 23. Алексий (помощник), митр. моск., фев. 12, мая 20 и окт. 5; челов. Божий, мар. 17; муч. авг. 9; святит. (Митрофан) ноября 23. Алим, муч., авг. 1. Алипий (беспечальный), преп. печер, авг. 17; столп., ноября 26. Алфей (перемена), ап., мая 26; муч., сент. 28 и нояб. 18. Алфий (перемена), муч., мая 10. Амвросий (бессмертный, божественный), медиоланский, дек. 7. Аммоний (песчаный), муч., сен. 4. Амонит, муч., ноябр. 7. Аммон (песчаный), преп., окт. 4. Аммун, муч., сен. 1. Амос (тяжесть, крепость), прор., июня 15. Амплий(большой, широкий), ап., янв. 4 и окт. 31. Амфилохий (труднородный, в засаде сидящий), муч., мар. 23; еп. икон. нояб. 23 Амфиан (окружный), муч., апр. 2. Анания (благодать Божия), ап., янв. 4 и окт. 1; муч., янв. 26, апр. 17, дек. 1; иконопис., июня 17; отрок декаб. 17. Анастасий (воскрешенный), муч., янв. 8, 21, 24, окт. 25, дек. 5; пр. муч. персид. и печерск. янв. 22; син. апр. 20; патр. антиох., апр. 20. Анатолий (восточный), муч., апр. 23, ноябр. 20; патр, конст., июля 3; печерск. окт. 31. Аний см. Аггий. Андрей (мужественный), муч., мая 18, сент. 23; св. египет. июня 12; боголюб. июня 29; ап., июня 30 и ноябр. 30; крит. июля 4; страт., авг. 19; св. муч., сент. 21; юродивый, окт. 2; пр. муч., окт. 17; кн. смолен. окт. 27; пр. дек. 2. Андроник (победитель мужей), ап., янв. 4, мая 17 и июля 30; пр. москов, июня 13; антиох. окт. 9; муч. окт. 12. Анект (сносный), муч., мар. 10. Анемподист (беспрепятственный), муч., ноябр. 2. Аникита,или Аникит (непобедимый), муч., авг. 12 и ноябр. 7. Анин, преп., мар. 13 и 18. Антипа (упорный, крепкий против всего), свящ. муч., апр. 11. Антипатр (вместо отца), муч., апр. 29. Антиох (противонесущий), пр., фев. 23; муч., июля 16. Антоний (набивающий цену), муч., янв. .8, мар. 1, июля 6 и 10, авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа Святейший Патриарх совершил богослужение в храме свт. Николая в Звонарях Код плеера Livejournal Liveinternet 29 августа 2007 г. 23:52 29 августа, в день попразднства Успения Пресвятой Богородицы и перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен в храме святителя Николая в Звонарях, который также является подворьем Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Церковное Предание рассказывает о сирийском царе Авгаре, по поручению которого художник Анания попытался написать образ Господа Иисуса Христа. Христос сам подозвал художника, попросил принести воду и холст, умыл лицо, отер его, и на холсте отпечатлелся Его — Христов — Божественный Лик. С нерукотворным Образом Спасителя в истории Церкви связано множество чудесных событий. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; Нерукотворный Образ является одним из наиболее распространенных в православной иконографии. Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/289348.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010