Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежные иконописцы и реставраторы АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы ПАФНУТИЙ [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв], известный румын. иконописец (1657 - авг. 1735), прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/123236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконописцы и реставраторы АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист

http://pravenc.ru/rubrics/123234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря . В 1521 г. по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора написал икону «Успение Богородицы, с житием» (см. Успение Пресвятой Богородицы ), к-рая стала храмовым образом Успенской ц. Сама чудотворная икона не сохранилась; в наст. время в мон-ре почитается точный список с нее, являющийся, по-видимому, вкладом царя Феодора Иоанновича 80-х гг. XVI в. Еще один список нач. XVII в. иконы А. М. происходит из Троицкого собора Ипатиева мон-ря в Костроме (ГТГ). Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. М., 1903. С. 121; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1988. С. 218-221. И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/64544.html

Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем Анании Новгородском 12, 29 иконописце Память его празднуется месяца июня в 17-й день и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице † 1581 «Преподобный Анания иконописец бысть в Антониеве (Новгородском) монастыре, преставися в лето 7089 (1581) июня в 17 день», – так сказано в рукописных святцах. Преподобный Анания был подражателем святого апостола Луки не только в искусстве иконописания, но и в различных добродетелях. Добродетельный и блаженный старец жил в Новгородском Антониевом монастыре и там писал дивные иконы многих святых Занимаясь иконописанием, он так строго выполнял иноческие обеты, что в продолжение 33-х лет ни разу не выходил за ограду своей обители. Преподобный Анания много приносил добра своей душе и многим христианским душам, занимаясь написанием святых икон, и имел у себя ученика именем Нифонт. По слову Григория Двоеслова : «Иконы доставляют неученым, смотрящим на них людям то же, что писания доставляют умеющим читать их. Блажен иконописец, благоговейно посвящающий на служение Богу талант, полученный от Его благости!» Преподобный Анания скончался 17 июня 1581 г. и погребен в Новгородском Антониевом монастыре. Место могилы его забыто. История обители и ее основателя преподобного Антония Римлянина подробно освещена в новгородских летописях (Первая Новгородская летопись старшего и младшего изводов и позднейшая, Третья Новгородская летопись XVII в.). Дополнительные сведения Андроник (Трубачёв) , игумен. Анания// 55 С. 221–222. Анания – († 17.06.1581) преподобный, инок Антония Римлянина Новгородского монастыря, иконописец. Упоминается в повести «О преложении честного и многочудесного тела» святого Антония Римлянина и в рассказах о посмертных чудесах святого Антония, записанных Нифонтом – иноком Антониева монастыря в 70–80-х гг. XVI в. В повести Нифонт рассказал о себе, что был учеником Анании, почитавшего преподобного Антония Римлянина задолго до прославления последнего в лике святых. После совершения иноческого правила Анания имел обыкновение молиться преподобному. Свою веру в святость преподобного Антония Анания передал и иноку Нифонту, благодаря которому в 1597 г. состоялось обретение мощей преподобного Антония. По словам Нифонта, Анания отличался терпением и строгой подвижнической жизнью. В 1570 г. Анания стал свидетелем разгрома монастыря войском царя Uoahha IV Васильевича Грозного и мученической кончины игумена Геласия с 20 братиями. В «Сказании о святых иконописцах» (конец XVII в.) Анания назван преподобным, «писаше дивныя иконы многих святых чудотворцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Даниила Шужгорского. См. ист. Росс. Иер. т. VI, стр. 731 слов. Щекатова VII, 278. 5. Преподобный Анания иконописець Преподобный Анания иконописец жил в Антониеве Новгородском монастыре. По сказанию о чудесах преп. Антония Римлянина, Анания писал дивные иконы многих св. чудотворцев и так строго выполнял иноческие обеты, что в продолжении 33 лет ни разу не выходил за ограду обители. Он скончался 1581 г. июня 17 дня. О месте его погребения никаких сведений нет. См. слов. ист. о свят. прославл. в Русс. ц. стр. 17. 6. Марк пустынник Пустынник Марк, имевший, по устному народному преданию, родителем своим священника, а в иночестве Иеромонаха Тихона, название пустынника получил, вероятно, от того, что большую часть жизни своей проводил в пустынных местах, а именно: был настоятелем Миголощской пустыни, потом, по обращении оной в приходскую церковь , в царствование Екатерины II жил на одном острове, который доныне называется Шапочным по той причине, что, при удалении с оного на другой маленький полуостров, окруженный двух сторон водою, Марк оставил там свою шапку. На сем последнем полуострове. Марк устроил деревянную часовню, в которой и молился до конца своей жизни. Подле часовни Марком была выложена из булыжных камешков постель для опочиванья, следы которой видны и теперь. Недалеко от этой часовни за речкою находится еще часовня, которая также, по преданию, устроена Марком и при ней доныне существует родник с холодною водою. На сей родник, как говорят местные обыватели, пустынник Марк ходил вкушать пищу. По временам он занимался рыбною ловлей, но только в таком количестве, какое нужно было для употребления в пищу, никогда не оставляя ее к будущему времени. Пред концем своей жизни Марк видел ангела своей смерти и разговаривал с ним при своем ученике. Пустынник просил ангела позволить ему прожить еще три дня и, действительно, он скончался через три дня и был погребен в часовне, им самим устроенной. Над могилою его впоследствии положена была деревянная доска с изображением на ней препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Тут же палачи отрубали им головы и обезглавленные тела бросали в Куру. Так были казнены все десять тысяч грузинских исповедников. Можно было перейти реку с одного берега на другой по телам святых мучеников, не замочив в воде ноги. Вода в реке, смешавшись с мученической кровью, стала красной. Эта страшная казнь продолжалась весь день до позднего вечера. Ночью над мостом опустился столпообразный свет и осветил тела страдальцев Христовых. Вслед за этим произошло сильное землетрясение, во время которого палатка нечестивого шаха рухнула с высоты Сионского собора. Память святых десяти тысяч Тбилисских мучеников совершается Грузинской Православной Церковью в один день с памятью святого мученика Шалвы. Ананий Новгородский, преподобный Преподобный Анания Новгородский, иконописец Новгородского Антониева монастыря, подвизался в XVI веке. Сведения о нем содержатся в сказании о чудесах преподобного Антония Римлянина, из которого известно, что иконописец Анания писал «дивные иконы многих святых чудотворцев» и, выполняя иноческий обет, за 33 года ни разу не выходил за ограду монастыря. Письменные источники время его блаженной кончины относят к 1581 году. Июнь 18 Леонтий, Канонарх Печерский, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Леонтий с юных лет поступил в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, когда обучился грамоте, исполнял послушание канонарха. Был и другой канонарх в Великой церкви Печерской — преподобный Геронтий (память 1/14 апреля). Они благоугождали Господу всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным св. отцам в подвигах молитвы и послушания. Преподобный Леонтий преставился молодым в XVI веке и за самоотверженный подвиг спасения прославлен Господом благодатным даром чудотворений. Мощи святого подвижника находятся в Дальних пещерах, память его совершается также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Июнь 19 Иов, святитель, первый Патриарх Московский и Всея Руси Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея России, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

459 После сего можем признать за несомненное, что праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном. В 1398 г. двинские воеводы Анфал (ин. Алфан), Герасим и Родион спаслись от смерти за сношения свои с Москвою только тем, что последние двое постриглись в монашество, а Яков Алфан убежал на Двину, тогда как брат его Иван Никитин был сброшен с моста и убит. 460 По современности основания монастыря с этими смутами более, тем вероятно, что праведный Никита Алфан был отец Якова и Ивана Никитичей Алфанов и что праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, а тяжкими скорбями невинного страдания очистились для блаженной вечности. По рук. святцам праведные Алфановы называются людьми почетными. 461 Это также подтверждает мысль о связи Алфановых с печальною историей Якова Алфана. 462 В «сказании» о них описаны чудеса, происходившие от мощей их с 1562 г. и память о них положена на 17 июня. В 1775 г. по случаю пожара, истребившего сокольницкую обитель, мощи праведных перенесены в Антониев монастырь, где почивают они поныне. 463 Преставление пр. Анании «Преп. Анания иконописец бысть в Антониеве (новгородском) монастыре, преставился в л. 7089 (1581) июня в 17 д.». Так сказано в ркп. святцах. По сказанию о чудесах пр. Антония, Анания писал «дивные иконы многих св. чудотворцев» и так строго выполнял иноческие обеты, что в продолжение 33 лет ни разу не выходил за ограду обители. 464 Преставление пр. Варлаама шенкурского «Ненавидя злого, прилепляйтесь благому». – Эти слова апостола ( Рим.12:9 ) выполнял пр. Варлаам и в мирской жизни, и в иночестве. Пр. Варлаам был в мире лицом весьма значительным. Это был новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями. Древний повествователь 465 пишет о нем: «посадник Василий по наследству («из отчества») владел Заволочьем; р. Вага со всеми ее окрестностями была в его владении». По другим сведениям дед Василия Степановича, Василий Матвеевич Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святые пребыли непреклонными в исповедании и обличали Юлиана, что он, быв просвещён крещением и воспитан в христианстве, отвергся Господа своего. Раздражённый царь велел бить их нещадно по обнажённому телу, потом строгать железом, вбивать острые лучинки под ногти; наконец отсечь головы и сжечь тела их. Последнее не было исполнено, и верующие с честью похоронили тела страдальцев. Это было в 362 году. † Память о преподобных братьях Алфановых: Никите, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исааке Сказание о праведных братьях, написанное в 1606 г., говорит, что родные по плоти Алфановы проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель 207 . А по летописям, «на Сокольи горе поставиша церковь древяну святаго Николу и монастырь (девичий) устроиша» в 1389 208 . После сего можем признать за несомненное, что праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном. В 1398 г. Двинские воеводы Анфал (ин. Алфан), Герасим и Родион, спаслись от смерти за сношения свои с Москвой только тем, что последние двое постриглись в монашество, а Яков Алфан убежал на Двину, тогда как брат его Иван Никитин был сброшен с моста и убит 209 . По современности основания монастыря с этими смутами, более чем вероятно, что праведный Никита Алфан был отец Якова и Ивана Никитичей Алфанов и что праведники подвергались бедам по родственной связи с Яковом, а тяжкими скорбями невинного страдания очистились для блаженной вечности. По рук. святцам праведные Алфановы называются людьми почётными 210 . Это также подтверждает мысль о связи Алфановых с печальной историей Якова Алфана 211 . В «сказании» о них описаны чудеса, происходившие от мощей их с 1562 года, и память о них положена на 17-е июня. В 1775 году по случаю пожара, истребившего Сокольницкую обитель, мощи праведных перенесены в Антониев монастырь, где почивают они поныне 212 ; с этого времени память о них положено праздновать 4-го мая. Преставление пр. Анании «Преп. Анания иконописец бысть в Антониеве (Новгородском) монастыре, преставися в лето 7089 (1581) июня в 17 день». Так сказано в ркп. святцах. По сказанию о чудесах преп. Антония, Анания писал «дивные иконы многих св. чудотворцев» и так строго выполнял иноческие обеты, что в продолжение 33 лет ни разу не выходил за ограду обители 213 . Святого Соломона, царя Израильского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

См. ниже, 3 КОЛОКОЛЬНЯ. 13 Ограда сия продолжается от кузницы до северных ворот в рощу на 45 сажен; но в 1741 году, при строении корпусов Семинарских, употреблена она вместо задней стены нижнего этажа, на которую накладена стена верхнего этажа. 14 Святые мощи сии первоначально, по обретению оных, находились в северо-западном углу придела во имя сего Преподобного до построения оного в палатке, а потом за решёткой; то есть на том самом месте, где он по смерти своей погребён был. Место сие от западной и северной стен придела на 1½ аршина. 17 Гривна Новгородская первоначально содержала фунт серебра, или на столько же ценой звериных мехов; потом, со времён Ярославовых, гривна стоила на наши деньги около 1 рубля, 92 копеек. См. Правду Русскую с примечаниями, изданную в 1799 году в Москве, стр. 79. После гривна Новгородская стоила уже около 14 денег или копеек Московских» См. Миллера в сочинениях и переводах, к пользе и увеселению служащих; или в первоначальных ежемесячных изданиях Санкт-Петербургской Академии Наук 1761 года месяц Август, стр. 136. Здесь, вероятно, должно разуметь гривну второй цены. 20 В Летописцах Новгородских между святыми новгородскими упоминается ещё Преподобный Анания, иконописец Антония Римлянина монастыря, скончавшийся в 1521 году, Июля 17. Но о месте погребения его сведений никаких не имеется. 23 Здесь разуметь должно гривну Московскую в десять денег или копеек, а Новгородская около сего времени стоила около 14 копеек. См. Миллера в вышеупомянутом месте. 24 Тивун или правильнее Тиун, есть коренное слово Русское, взятое из или Свеоготского языка, на коем Tiunda значит судью. См. Далинову Шведскую Историю, том I, часть I, главу VII. 27 Обжа есть мера земли, каковую крестьянин в один день обжать или обкосить может. Три обжи составляли один плуг или меру земли, могущую быть вспаханной крестьянином в один урок. Сии меры собственно были Новгородские, ибо Московская поземельная мера считалась сохами, и оттуда произошло Сошное письмо, Миллер иначе, но неверно, толкует обжу и плуг. См. Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие, или первоначальные ежемесячные издания Санкт-Петербургской Академии наук, 1761 года, месяц Август, стр.136. 31 Т. е. освободить от податей и пошлин; ибо белая земля значила неокладную податями, а черносошная, обложенную податями. 39 Вера, или как в законах Ярославлевых называется Вира, значит денежная пеня за убитого. См. Правду Русскую с примечанием, изданную в 1799 году в Москве, стр. 11. Самый закон сей О Вире есть Ярославов, См. там же. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 3. : - 1811. - 761, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Итак, первый период – это так называемый македонский период. Начался он с 843 года, когда иконоборцев окончательно объявили еретиками, и продолжался до середины XI века. Условной датой можно назвать 1056 год, когда закончила править Македонская династия римских императоров, и давшая название этому периоду. В македонский период развития византийской иконописи наблюдалось два, иногда почти одновременно существующих, подхода. Это так называемый «македонский ренессанс», когда опять возник интерес к старым классическим изображениям и проявлялся в написании икон. Наверное, самыми интересными в рамках этого «македонского ренессанса» являются мозаики, которыми оформлен самый главный византийский храм – Святая София. Его мозаики середины IX века как раз относятся к технике «македонского ренессанса». В качестве примера надо, наверное, привести мозаику, которая является головной, – изображение Святой Софии, то есть мудрости Господней, в храме Святой Софии в столице Византийской империи Константинополе, Царьграде, как его называли на Руси. И из этого же храма Святой Софии две иконы в искусствоведческом плане, то есть изображения образа на досках, – это складень, изображающий апостола Фаддея и царя Авгаря, который обращался к Иисусу Христу через своего слугу и художника Анания с просьбой написать портрет. Отсюда знаменитый тип иконы, о котором мы еще поговорим позже, – Спас Нерукотворный. Эти иконы середины IX – X веков как раз хранились в Святой Софии. Второй подход – аскетический стиль, отвергавший объемные классические, античные изображения, и который был более востребован среди христиан. Нам он интересен потому, что в этом стиле работали византийские художники, присланные на Русь по просьбе великого князя Ярослава Мудрого и оформлявшие Святую Софию в Киеве, а затем Святую Софию Новгородскую и Святую Софию Полоцкую. К несчастью, от Полоцкой Святой Софии не сохранилось ни каких-то интерьеров, ни даже стен XI века. А вот работы этих художников в Новгороде и Киеве мы можем видеть и сейчас: во фресках и мозаиках Киевской Святой Софии и очень больших иконах Софии Новгородской.

http://academy.foma.ru/makedonskij-perio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010