Николая в Липенский монастырь 30 . В XIV в. 1386 года упоминается о церковном роспищике Иване, сгоревшем во время пожара, и о том, что Немцы 31 наняли новгородских иконников и «повелеша им написати образ Спасов на ропашном углу». В том же XIV веке занимался иконописью святитель новгородский Василий, хиротонисанный в 1329 году из священников новг. козмодемьянской церкви. В летописях сказано, что он в 1341 году иконы исписа и кивот (иконостас) доспе; а по преданию, сам он писал храмовую икону Благовещение на Городище и также икону Бориса и Глеба, которая была храмовой иконой Борисоглебского кремлёвского храма, а теперь находится в Покровской кремлёвской приписной церкви. В XV веке упоминается только об иконах, писанных на золоте, коими святитель Евфимий украсил церковь Спаса 32 , но о самих иконописцах по летописям не известно. В XVI веке известны: – архиепископ Макарий, управлявший новгородской епархией в продолжение 16 лет и в 1528 году возобновлявший чудотворную икону Знамения Божией Матери 33 , Андрей Лаврентьев и Иван Дермоярцев, дописавшие, при архиепископе Серапионе, изображение Деисуса в Софийском соборе (1509) 34 . За ними следовали: преп. Анания, иконописец Антониева монастыря, «писавший дивные иконы многих св. чудотворцев» и скончавшийся в 1521 году 35 , Григорий Стефанов, резавший в 1532 году крест в Спасо-преображенскую церковь на Ильине улице 36 , иконник диакон Никифор Грабленой, писавший в 1568 году икону Живоначальной Троицы с деянием для Клопского монастыря 37 , Евтропий Стефанов, мастер Антониева монастыря, устроивший в 1573 году раку для преп. Антония Римлянина с иконным его изображением 38 , и вместе с ним делавшие 1572 года царское и святительское места в Софийском соборе, Иван Белозерец и Исаак Яковлев 39 , также иконник Максим Григорьев, дьячок новг. Власиевской церкви, упоминаемый в росписи ружных церквей за 1585 год, иконники Гавриил и Богдан Калита, из коих первый в 1594 году писал для Софийского дома за рубль 25 пядниц св. Никиту, а другой в том же году писал за 25 алтын большой образ Иоанна Златоустог о о 9-ти пядей на краске для поставления в корсунской паперти Софийского собора 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Сведений о житии его не имеется. Местное предание говорит, что он был простой судовщик, принял юродство Христа ради и убит громом. В акте свидетельствования мощей его, находящемся в Синодальной библиотеке, сказано между прочим, что по справкам о св. Иакове: «сколь он давно туто лежит и естьли на него памятухи и знахари, отколе он туто проявился, и где он жил, и каково его было житие?» – оказалось: «Кое памятухов из роду в род не, тако сказывают от дед, и от прадед речь ведется исконно из роду в род; будто ся весне приплыл в накре Мстою рекою в колоде, а имя ему потому сведали, что он учал являться в сновиденьи старым людям многим, а нарек имя себе: «меня зовут Ияков. Ангел мой Иаков брат Божий по плоти». Жители той страны, куда приплыло тело св. Иякова, похоронили его на берегу у порога Боровицкого. Оно осталось невредимым и прославилось чудесами, которые исследованы архиепископом Новгородским Феодосием в 1545 году. Тогда мощи блаж. Иакова поставлены были в храме Боровицкого Духова монастыря, а в 1657 г. патриархом Никоном перенесены на озеро Валдай, в Иверский монастырь. Память совершается 23 октября. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием млад, наг, препоясан платом» (Филимонов, стр. 178). 144. Преподобный Пахомий игумен Кеинскаго монастыря преставися в лето 7000 Основатель Кенского Спасского монастыря или Кенской Пахомиевой пустыни в Каргопольском (ныне Пудожском уезде). (Ист. Р. Иерарх. IV, 351). Жил в первой половине XVI века. Им пострижен в иночество преп. Антоний Сийский. (Филарет, «Р. Св.», декабрь, стр. 353 и 354). Мощи блаж. Пахомия почивают под спудом, в церкви, основанной им, а в 1764 году упраздненной обители. По «Иконописному Подлиннику», под 14 мая: «преподобный отец наш Пахомий, начальник Кенскаго монастыря, иже в Помории новый чудотворец, подобием рус, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы монашеския». (Филимонов, стр. 55). 145. Преподобный Анания иконописец бысть во Антониеве монастыре преставися в лето 7089 месяца июния в 17 день Писал «дивныя иконы» и вел такую строгую жизнь, что в продолжение 33 лет ни разу не выходил за ограду обители. (Филарет, «Р. Св.», июнь, стр. 100). Ум. 17 июня 1581 г. (Краснянский, стр. 195). Не канонизирован. Место погребения неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2. В приделе Богословском почивают под спудом мощи свв. пяти братий: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Сокольницких чудотворцев, почитаемых, по преданию народному, в 1162 году, перенесены сюда в XVIII веке из бывшего Сокольницкого девичьего монастыря, опустошенного пожаром. Подле сей раки в южной стене храма вделан камень с след, высеченною надписью: «зде положенные святые пяти братий мощи, принесены на сие святое место по случаю обращенного в пепел пожаром Соколницкого девича монастыря, при благочестивой державе Великой Государыни Императрицы Екатерины второй, при преосвященном архиепископе новгородском и с.-петербургском Гаврииле и при архимандрите сего монастыря Феофиле, в лето от Р. X. 1775 месяца июля в 9 день». Житие братьев Алфановых в рукописи находится в монастырской библиотеке; а память их празднуется местно 4 мая. В летописцах новгородских, между святыми новгородскими, упоминается еще пр. Анания иконописец Антония Римлянина монастыря, скончавшийся 1321 года 17 июля; но о месте погребения его сведений никаких не имеется. 3. Из числа надгробных надписей в стенах на паперти соборной церкви более древние следующие: а.) «Лета 7777 (1609) года октября в 74 день на память священномученика Назария, Гервасия, Протасиф и Кельсия убиен бысть раб Божий Михаило Игнатьевич Татищев». 6. «Лета 7120 (1612) году апреля в 23 день на память святого великомученика Георгия Победоносца преставися раб Божий князь Василий Иванович Одоевской». в.) «Лета 7124 (1616) году апреля в 21 день на память св. священномученика Ианнуария иже с ним преставися раб Божий благоверный князь Иван Иванович Одоевской Большой». г.) «1700 году ноября в 19 день на память святого пророка Авдия убиен на бою раб Божий на службе великого Государя под городом Ругодевым стольник Иоанн Самойлович Салтыков и погребен на сем месте». д.) В соборной паперти погребены также: архиепископ Амвросий Юшкевич, скончавшийся 17 мая 1745 года, Варлаам, архиепископ крутицкий (1583+), Иоиль (1714) 1126 , коадъютор митрополии новгородской, стольник Иван Иванович Стрешнев, также Чеглоковы, Олсуфьевы, Толбугины, Матусовы, Княжнины, Змиевы и из других дворянских фамилий 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Между тем, как продолжались благодатные исцеления у раки преп. Антония, в обители его жил добродетельный и блаженный старец Анания 112 иконописец, который 33 года провел в монастыре не исходно, и имел у себя ученика, именем Нифонта. 113 По кончине праведного своего наставника, этот Нифонт, одушевляемый живою верою и любовью к чудотворцу Антонию, сподобился дивного сновидения, и после того решился приподнять доску, прикрывавшую раку, чтобы видеть святые и нетленные мощи, лежавшие поверх земли в каменном глубоком гробе, ниже помоста церковного. Это было при державе благочестивого царя Феодора Иоанновича, при святейшем патриархе Иове и первом митрополите Новгородском Александре. Нифонт поведал о нетлении мощей игумену Кириллу, игумен митрополиту, а митрополит обещался донести царю и патриарху, но не успел того исполнить, потому что вскоре скончался. Между тем игумен Кирилл, по воле царя Феодора, сделался архимандритом великой лавры преп. Сергия Радонежского, куда вслед за ним перешел и Нифонт, непрестанно умоляя Кирилла, чтобы позаботился о начатом святом деле. Архимандрит нашел случай доложить царю в присутствии правителя Бориса Годунова 114 о нетлении мощей преп. Антония. Новому митрополиту Новгорода Варлааму поручено было патриаршей грамотой освидетельствовать и открыть святые мощи. Когда сняли богато украшенную раку, стоявшую над гробом чудотворца, то митрополит, наклонившись, увидел нетленное тело, лежащее подобно живому на два локтя ниже помоста. Не осмеливаясь взять святыню руками, братия вместе с новым игуменом Трифоном стали копать землю подле гробницы. Тогда от святых мощей дивное благоухание разлилось в воздухе. Цельбоносные останки чудотворца оказались лежащими на огромном камне, с которым вместе были приподняты на помост церковный 1 июля 1597 года. Явление св. мощей сопровождалось множеством чудотворений. Митрополит со всем Новгородским духовенством и множеством народа совершил крестный ход из Софийского собора в Антониев монастырь и, приблизившись к многоцелебной раке, своими руками снял покров с чудотворца, при чем весь храм наполнился сладостным благоуханием; святые мощи были обнесены вокруг храма и поставлены в церкви Рождества Богородицы над прежней могилой преподобного. С того времени учрежден митрополитом Варлаамом, по воле царя Феодора и по благословению патриарха

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

108 Никто из современников не сомневался, что царевич убит по воле Годунова. Только в наше время стали возникать сомнения: некоторые полагали, что вместо царевича подставлен и убит другой ребенок; другие разделяли мнение следователей о самозаклании царственного отрока; наконец третьи отвергали виновность Годунова. Но если бы убитый не был царевичем, могли ли не видеть обмана не только царица и братья ее, но и весь народ Угличский, хорошо знавший и любивший Димитрия? При осмотре тела царевича, в левой руке его нашли ширинку (платок), а в правой орехи: мог ли он держать орехи, если бы бросал ножом в тычку? Если бы он, в припадке болезни, упал на нож, горло было бы проколото, а в действительности – гортань была перерезана рукою сильного злодея, а не слабою, детскою. Если же царевич пал от руки злодея, то кого можно считать главным виновником страшного преступления, кроме правителя Годунова? Кому, кроме Бориса, нужна была смерть Димитрия? Пределы статьи не дозволяют нам дальнейших подробностей; желающие могут найти их в превосходной статье покойного преосв. Филарета Черниговского : «Исследование о смерти царевича Димитрия» (Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1858. 1). 109 Прославление мощей св. страстотерпца царевича Димитрия будет описано в одной из следующих глав. 111 Кирилл Завидок, в последствии архимандрит Сергиевой лавры (с 1594 г.), а с 1605 года митрополит Ростовский, скончался в 1619 году и погребен в Ростовском Успенском соборе. (Историч. описание Святотроицкой Серг. лавры изд. 1857 г. стр. 90. Древние святыни Ростова Великого, соч. гр. М. Толстого , изд. 3-е прилож. I, стр. 12 и 13). 112 Анания иконописец, помещенный в списке святых Новгородских в одной рукописи XVII века, погребен в обители, но место могилы его забыто. 113 Этот самый Нифонт написал обширное описание преложения мощей преподобного Антония и бывших при том чудес. Он говорит о себе так: «Аз многогрешный первый желатель бых и понудитель преложити честное тело преподобнаго из гроба на верх земли» (лист. 215). Описание составлено им в Сергиевой Лавре в первые дни царствования Бориса Годунова, 22 марта 7106 (1598) года, по повелению патриарха Иова, от которого были сообщены ему подлинные документы: «взимах у него (патриарха) чудесем святаго писанныя памяти до преложения честнаго и многочудеснаго тела преподобнаго и имена исцелевшим» (лист. 216). Монах Сергиевой Лавры Герман Тулупов списал сказание Нифонта в 1627 году, и был без сомнения современником сего последнего. Тем важнее для нас труд старца Германа, в Минее-четье месяца августа, писанной его рукою (Библ. Серг. лавры рук. 681).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

18. Св.Климент, папа Римский, фреска Спасо-Нередицкой церкви (с фотографии Императорской археологической Комиссии) Проф. И.Д. Мансветов идёт ещё далее: «нет сомнения, что между этими фресками сохранилось и древнее письмо, может быть, Андреевского времени, но в картинах Страшного Суда виден уже позднейший стиль и некоторые иконографические признаки ясно указывают на приёмы строгановского письма. Древняя живопись тут, очевидно, поновлена» 13 . Рублёвское мастерство, стоящее на рубеже XIV и XV вв. – и, так называемые, «строгановские письма», начало которых должно относиться к рубежу XVI и XVII вв.! Сколько изменений произошло за эти два века в русской иконописи! 19. Св. апостол Анания, миниатюра XIV столетия из Пролога Московской Типографской Библиотеки (по манере напоминает древнейшие «письма» Новгородской области) А с другой стороны В. И. Успенский, очевидно, по совещанию с палеографами, утверждает, что «палеографические данные некоторых надписей указывают на XII-XIV век» . Очевидно, что на основании такого материала говорить об особенностях письма Андрея Рублёва было бы более, чем рискованно. В.И. Успенский в упомянутой нами монографии свёл указания на иконы, приписываемые Андрею Рублёву. А.И. Успенский в «Переводах с древних икон, собранных В.П. Гурьяновым» (М. 1903. 4°), дополнил эти сведения указанием из архивных источников на «застенок Рублёва письма», находившийся в 1669 году в «Образной Палате». 20. Миниатюра из Козьмы Индикоплова, рукописи XV столетия (Кир.Бел., Явное сходство с иконописью XV века. Об иконе св. Троицы мы говорили. Очень важен вопрос о храмовой местной иконе в Кирилло-Белозерском монастыре. В описных книгах 1621 года уже значится: «Образ местной Успения Пресвятой Богородицы Рублёва письма», и в приходо-расходной тетради об устроении ризы в 1614 году на икону преп. Кирилла, писанную св. Дионисием Глушицким, сказано: «да у Успения Пречистые Богородицы от Рублевого письма взят репей злат». Несмотря на странное искажение – «рублёвого» (напоминающее, кстати сказать, что и в лицевой летописи XVI в. говорится о мастере – «Андрей Рубль» и изображается он не в монашеской одежде) – предание ценно и вероподобно. Что на иконе изображен Авфоний – это отнюдь не говорит о позднем времени. В.И. Успенский, опровергая мнение Н.В. Покровского, указывает на несомненно древний саккос митрополита Фотия (ум. 1431), а я могу прибавить, что Успение с Авфонием находится среди миниатюр сербской Мюнхенской Псалтири (см. табл. XXIII, 49), отнесенной Сырку к первой половине XV в., а академиком Ягичем – к началу этого столетия («obgleich aller Wahrscheinlichkeit nach wirklich der Münchener Kodex schon in den Anfang des 15 Jahrhunderts zu setzen ist»), по моему же мнению, представляющий памятник последней четверти XIV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

В 1352 году был страшный мор в Пскове. Того же лета (6860 ) Псковичи поставиша церковь святыя Богородицы честному Ея Покрову, за стеной в стране святаго Димитрия (Псков. I лет). Около 1360 года создан Покровский женский монастырь в Суздале. В лето 6879 (1371) постави Наталья церьковь камену святаго Андрея юродиваго на Сытецки (Нов. II летоп). Эта церковь доселе существует и находится в 4 верстах от Новгорода за рекой Сытенкой. В 1375 году 27 июля в Твери в церкви Покрова пред иконой Богоматери загорелась свеча сама собой. Приехала из Литвы Кестутиева дочь Мария, невеста Иоанна Михайловича Тверского. Епископ Евфимий окрестил ее в церкви Воздвижения и на другой день обвенчал с Иоанном в соборной церкви Спаса к радости князя Михаила Тверского, отца Иоаннова (Никон. лет). В 1390 году Рязанский князь Олег Иоаннович основал монастырь на устье речки Солотчи в 20 верстах от Рязани и создал в нем две каменные церкви Покрова и Рождества Пресвятыя Богородицы. Князь скончался 5 июня 1402 года и погребен в Солотчинском монастыре в Покровском храме 138 . О построении придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы в церкви апостола Иакова в 1391 году, а также каменной Покровской церкви в 1399 году в Зверинском монастыре в Новгороде, сказано выше. В 1399 году поставлена в Пскове каменная церковь Покрова Богородицы в Довмонтове стене 139 . Считаем неизлишним представить изображение Покрова Пресвятыя Богородицы по иконописным подлинникам. Самым древнейшим подлинником считается Новгородский конца XVI века. Он издан в 1873 году в Сборнике Общества Древнерусского Искусства при Московском публичном Музее. В нем Покров Богоматери показано писать так: «Покров Пресвятыя Богородицы об одной церкви маковици, по сторонам две палаты; Пречистая на облачку, Петр с инеми апостолы на облачку ж с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и святителями на левой руке, а под ними облачек, а Роман по обычаю; а около его народ, а церковь вохра с белилы. Апостол Анания сед, брада скудние Афонасиевы, на нем амфор, риза багор светел, пробел празелень, исподь лазорь, а в руце Евангелие». О святом Андрее и Епифании не сказано; вероятно, разумеется писать их по обычаю, как и преподобного Романа. Изображение апостола Анании здесь разумеется отдельное, а не на иконе Покрова Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный. Прежде убо преставися Андрей, потмом разболеся и спостник его Даниил и, в конечном издыхании сый, виде своего спостника Андрея во мнозе славе в радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство " . Преподобный Дионосий Глушицкий, подвизавшийся на реке Глушице, написал очень много икон для разных храмом. В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий. Преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх; святитель Феодор Ростовский, племянник Преподобного Сергия; преподобный Игнатий Ломский, спостник преподобного Кирилла Елиезерского; преподобный Анания, иконописец новгородского Антониева монастыря, также писали иконы. Преподобный Антоний Сийский имел главным своим и любимым занятием иконописание. Ещё при жизни иконописца от его Святой Троицы исцелялись болящие. По северу России (в Архангельской области) было множество им написанных икон. Многие братиия его обители также занимались этим святым делом. В жизнеописании старца иеросхимонаха Нила (1801 - 1870), восстановителя и возобновителя Нило-Сорской пустыни, рассказывается, что ещё в детстве, под руководством своего старшего брата-иконописца, он занимался писанием святых икон, причём с благословением и страхом Божиим, видя в этом занятии не столько ремесло, сколько служение Богу. Обучившись достаточно в одной из иконописных артелей, он, будучи уже иеродиаконом, строгим и внимательным подвижником, в свободное время по-прежнему прилежал иконописанию, благоговейно, с молитвенным приготовлением, и труды его рук были благословлены Богом и ознаменованы благодатными действиями. Он сподобился своими руками обновить чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, которая и после поновленния продолжала чудотворить по-прежнему. С неё он сделал точный список, также получивший чудотворную силу. Для себя он написал копию в уменьшенном размере, хранил её с благоговением в своей келлии и не раз удостаивался от неё благодатных знамений.

http://pravicon.com/text-21

Никон, во время патриаршества своего, обогащал эту обитель разными вкладами и снабдил ее многими преимуществами; а сверх того перевел сюда из Кутсенского Оршанского монастыря и типографию, в которой первая напечатанная книга была Часослов. В 1666 году типография переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-АНТОНИЕВ, муж, 2 класса, близ Новгорода, в 3 верстах от Кремля, на правой стороне реки Волхова; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Новгородской Семинарии. Он основан в 1106 г., при Новгородском князе Мстиславе Владимировиче, сыне Мономаховом, и при Епископе св. Никите, Преподобным Антонием Римлянином, который чудесно прибыв сюда из Рима, купил потребную для монастыря землю за 100 рублей. В исходе XII века, после кончины св. Антония, обитель эта пришла в упадок и даже была долго в совершенном запустении как от моровых поветрий, часто свирепствовавших в Новгороде, так и по причине разорений неприятелями, из коих пагубнейшее было в 1229 году, во время нашествия мордвы. После чего хотя она и возникла; но в 1396 пожар обратил ее в пепел. – Чудеса от мощей св. Антония, в XVI веке, и последовавшее за тем открытие их, в 1597 году, дали новую жизнь основанной им обители: она, в начале XVII века, возобновлена; однако ж состояла большею частью из деревянных строений. – Древнее игуменское управление монастырем заменено, 1651, архимандрией, которая и продолжается с тех пор неизменно. Здесь 4 церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, с тремя приделами; она построена, вместе с монастырем, св. Антонием, сперва деревянная в 1106, потом каменная 1117–1119; в 1125 году она была украшена стенным письмом, но 1378 сгорела и впоследствии перестроена вновь. В ней почивают мощи основателя и первого игумена, препод. Антония Римлянина, положенные 1731 года, в новую кипарисную раку, окопанную серебром. В одном из приделов этого храма, посвященном Иоанну Богослову, находятся под спудом обретенные в 1162 г. мощи пяти братий, посадников новгородских, Исаакия, Никиты, Кирилла, Никифора, и Климента Алфановых, которые перенесены сюда в 1775 году из уничтоженного Сокольницкого женского монастыря. Сверх того здесь же погребен препод. Анания, иконописец XV века. 2) Теплая Сретения Господня, с трапезою, построенная в 1130 году св. Антонием. 3) Рождества Богородицы, над вратами, существующая также с 1130. 4) Св. Антония Великого , под колокольнею, построенная преподобным же Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный. Прежде убо преставися Андрей, потом разболеся и спостник его Даниил и, в конечном издыхания сый, виде своего спостника Андрея во мнозе славе с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство ». Преподобный Дионисий Глушицкий, подвизавшийся на реке Глушице, написал очень много икон для разных храмов. В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий. Преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх; святитель Феодор Ростовский, племянник Преподобного Сергия; преподобный Игнатий Ломский, спостник преподобною Кирилла Белоезерского; преподобный Анания, иконописец, новгородского Антониева монастыря, также писали иконы. Преподобный Антоний Сийский имел главным своим и любимым занятием иконописание. Еще при жизни иконописца от его иконы Святой Троицы исцелялись болящие. По северу России (в Архангельской области) было множество им написанных икон. Многие братия его обители также занимались этим святым делом. В жизнеописании старца иеросхимонаха Нила (1801–1870), восстановителя и возобновителя Нило–Сорской пустыни, рассказывается, что еще в детстве, под руководством своего старшего брата–иконописца, он занимался писанием святых икон, причем с благоговением и страхом Божиим, видя в этом занятии не столько ремесло, сколько служение Богу. Обучившись достаточно в одной из иконописных артелей, он, будучи уже иеродиаконом, строгим и внимательным подвижником, в свободное время по-прежнему прилежал иконописанию, благоговейно, с молитвенным приготовлением, и труды его рук были благословлены Богом и ознаменованы благодатными действиями. Он сподобился своими руками обновить чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, которая и после поновления продолжала чудотворить по-прежнему. С нее он сделал точный список, также получивший чудотворную силу. Для себя он написал копию в уменьшенном размере, хранил ее с благоговением в своей келлии и не раз удостаивался от нее благодатных знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010