Когда же пришли из Иерусалима знавшие, что он проповедовал там иначе, то он перестал поступать по–язычески, боясь оскорбить их, и изменил образ жизни, имея в виду две цели: чтобы не привести в соблазн верующих из иудеев, и чтобы Павлу доставить благовидный случай для обличения. Ведь если бы тот, кто проповедовал в Иерусалиме, не отвергая обрезания, изменил свой образ мысли в Антиохии, то верующие из иудеев подумали бы, что он поступает так из страха пред Павлом, и ученики осудили бы его в крайнем легкомыслии, а это могло бы явиться немалым соблазном. Впрочем, своей переменой он не подал бы такого подозрения Павлу, так как последнему, ясно знавшему все, было известно и намерение, с которым так действовал Петр. Вот почему Павел обличает, а Петр переносит это, чтоб ученики, видя молчание учителя, несмотря на сделанный ему выговор, тем легче могли изменить свой образ мыслей. Если бы Павел не при таких обстоятельствах стал увещевать их, он не произвел был ничего важного; теперь же, воспользовавшись удобным случаем для строгого обличения, он внушил гораздо больший страх ученикам Петра. А если бы Петр, выслушав обличение, стал противоречить, то кто–нибудь справедливо мог бы обвинять его в том, что он извращает строение спасения; теперь же, когда один обличает, а другой молчит, верующие из иудеев поражены были великим страхом. Вот для чего он так сильно и обличает Петра. 5. И смотри, с какою осмотрительностью говорит он, давая заметить благоразумным, что слова его не были делом раздора, но делом мудрого усмотрения. « Когда же , — говорит, — Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию » ( Егда же прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе ). Не сказал — «подвергался нареканию от меня», но — «от других». А если бы и сам (Павел) осуждал его, то не усомнился бы сказать это. Слова же его: « я лично противостал ему » ( в лице ему противу стах ) являются лишь образным выражением. Если бы они в самом деле были не согласны между собою, то, конечно, не стали бы обличать друг друга в присутствии учеников, так как этим они подали бы большой соблазн; теперь же это кажущееся несогласие было полезно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Наречения в епископы архимандритов Иннокентия (Яковлева) и Игнатия (Депутатова) состоялось накануне праздника Преображения 19 августа, 2011. Новостная служба Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. 19 августа. ПРАВМИР. 18 августа 2011 года, по совершении всенощного бдения в нижней Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального храма г. Москвы возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Яковлева), наместника Александровского монастыря г. Суздаля и благочинного монастырей Суздальского округа Владимирской епархии, во епископа Нижнетагильского и Серовского, а также архимандрита Игнатия (Депутатова), проректора Рязанской духовной семинарии, во епископа Шахтинского и Миллеровского, сообщает Патриархия.ру. Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 г. (журнал 70). Нарекаемые священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническими словами. Архимандрит Игнатий сказал в частности о том, что современный мир требует от нас незамедлительных и конкретных действий, и чтобы противостоять врагу рода человеческого и лжемиссионерам, необходимо использовать каждый момент для проповеди Евангелия. «Но прежде всего мы должны заботиться о воспитании молодого поколения, создавать для них такие условия, при которых они чувствовали бы себя нужными, востребованными и через это, постепенно, естественным образом, сами тянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Мы должны стать всем для всех, как говорит апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20-22).

http://pravmir.ru/narecheniya-v-episkopy...

Об обязанности пасомых содержать своих пастырей. Поучение в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? ( 1Кор.9:11 ) Из всех нареканий, какие приходится выносить нам, служителями Церкви, едва ли не самое обиходное то, будто все мы, лица духовные, чересчур пристрастны к стяжаниям. Укоров нам в этом от кого нет? Сложилось даже присловие, что мы «с живого и мертвого» снимаем в своем стаде волну. Прискорбное явление, и не во храме бы Божием говорить о нем. Но ныне слышим мы Апостола рассуждающим об этом самом предмете, и это дает мне повод и смелость тоже коснуться в церковном слове сего нарекания и выяснить вам, как грешно вам попрекать нас тем, что живем мы на чужий счет. Приведем первее всего рассуждение Апостола о занимающем нас предмете в полном виде. Он говорит: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте впрочем, прибавляет Апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор.25:4 ). О волах ли печется Бог (чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится)? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в нас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». – Братие! Что скажете вы против такого суждения апостольского? Кстати: Апостол здесь защищается, видимое дело, тоже от нареканий в дармоедстве. Итак, вот с каких времен, – со времен апостольских, упрекают злые языки пастырей духовных в тунеядстве. Стоит заметить это. Заметьте, – попомните, возлюбленные, и сие слово: какой воин служит когда либо на своем содержании? И: если мы посеяли в вас духовное: велико ли то, если пожнем у вас телесное, т.е. если за свои труды для вашего душевного спасения – будем жить на ваш счет, иметь содержание от вас?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Подвижник Христов, тем более, нуждается в помощи Божественной благодати, что на пути духовной жизни ему «предлежит еще брань с миром и демонами. Брань же сия может быть прекращена только благодатью и силой Божией, потому что человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого» (Беседа 21 п. 4). Диавол не оставляет в покое человека и на самой высшей степени духовного его совершенства. Напротив, тогда-то, особенно, он и восстает со всей злобой, вооружается всей хитростью своей, ополчается со всеми коварными союзниками своими, чтобы каким-нибудь средством обольстить, поколебать и увлечь за собою последователя Христова, сжечь храм Божий, сооруженный в сердце его, и, таким образом, свергнуть его с высоты его нравственного величия. Сатана может превозноситься и выситься даже и, над имеющими (высшую) меру благодати, и против тех, которые в благодати и силе познали Бога, злоба еще высится и усиливается низложить их, если и, имеющие благодать, превознесутся, и станут надмеватъся сердца их, то Господь отнимает у них благодать Свою, и остаются они такими же, какими были до принятия благодати от Господа. Поэтому, должно нам подвизаться, и со всем благоразумием вести себя осторожно: со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Флп. 2:12 ) (Беседа 15 п. 4). И апостолам, совершенным в благодати, благодать не препятствовала делать, что хотели, даже если бы пожелали сделать что-либо неугодное благодати; потому что природа наша восприимчива и к доброму, и к худому и сопротивная сила может побуждать, а не принуждать. Наконец, имеешь ты свободное произволение, чтобы преклоняться на что тебе угодно. Не видишь ли, что Петр подвергался нареканию ( Гал. 2:11 ) и Павел, противостав, обличал его? И такой человек мог подвергаться нареканию! Да и Павел, муж духовный, по собственной своей воле, вступил в спор с Варнавой, и, вследствие распри, они разлучились друг с другом ( Деян. 15:39 ). И он же опять говорит: вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6:1 ). Вот и духовные терпят искушения, потому что в них остается еще свободное произволение и нападают на них враги, пока в этом они веке. Так благодать попускает и совершенным, духовным мужам иметь свои изволения и власть – делать, что хотят, и преклоняться, на что им угодно. И сама природа человеческая, хотя и немощна, имеет власть уклоняться от сопребывающего с нею добра. Так и христиане, будучи облечены в совершенную силу и, имея у себя небесное оружие, если захотят, соуслаждаются вместе с сатаной и пребывают в мире с ним, а не воюют; потому что природа удобоизменяема, и человек, по причине остающегося у него свободного произволения, если захочет, делается сыном Божиим или, также, и сыном погибели (Беседа 27 п. 10–11). h11 О том же у других отцов Церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Потому что он подвергался нареканию. Не сказал: от меня, а просто, от других, которые не знали, что делалось с добрым намерением, и считали лицемерием То, что в отсутствии иерусалимлян он ел вместе с язычниками, а когда они пришли, уклонился, А некоторые так понимали: Петр еще прежде подвергался нареканию, говорит Павел, потому что ел вместе с Корнилием, поэтому и теперь уклонился, боясь подвергнуться новым нареканиям, и когда он уклонился, я противостал ему. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Указывает и причину этого обличения. Иаков же был брат Господень, учивший в Иерусалиме, как епископ их. Вот он-то и послал некоторых из иудеев, уже уверовавших, но еще придерживавшихся закона, и они отправились в Антиохию. Увидев их и боясь не за свою безопасность, а за то, чтобы они, соблазнившись, не отпали от веры, Петр стал уклоняться от сношений с язычниками. Некоторые же, не зная этой причины, стали осуждать его. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Называет это дело лицемерием, потому что не желает открыть намерения Петра, а также и ради сильно приверженных к закону, чтобы с корнем вырвать их пристрастие к закону. А прочими иудеями он называет уверовавших из иудеев в Антиохии, которые и сами сторонились необрезанных. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех. Но не смущайся этими словами, - не в осуждение Петра говорит он это, а ради тех, которые могли получить пользу, услышав, что и Петр подвергся обличению за приверженность к закону. Зачем же вам-то его держаться? Ибо с той целью он и обличал его тогда пред всеми, чтобы они устрашились, слыша, что столь великий человек подвергается порицанию и не может возразить. Евсевий же говорит, что подвергся обличениям со стороны Павла не великий Петр, а другой какой-то Кифа, один из семидесяти, и в подтверждение этого указывает на невозможность, чтобы тот, который уже прежде защитил себя по поводу произведенного им соблазна разделением трапезы с Корнилием, снова мог подвергнуться такому обличению. Но и мы не говорим, что Петр подвергся порицанию от Павла за незнание своего долга, а что он добровольно подчинился осуждению, дабы и другие исправились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1061...

Право нарекать имена, кроме того, указывает на способность человека прозревать в суть вещей, тем самым уподобляясь Богу и участвуя в Божественном творчестве. По словам Василия Селевкийского (IV век), давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости… Давай имена тем, кому Я дал бытие» 225 . Первые две главы книги Бытия рисуют картину полной гармонии между человеком и природой, а также отсутствия конфликтов внутри природного мира. Люди получают в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, а пищей животных становится вся зелень травная ( Быт. 1:29–30 ). В этом травоядном мире нет хищников: никто никого не пожирает, никто ни за кем не охотится, никто никого не воспринимает как объект для поглощения. Вся система взаимоотношений между человеком и природой изменяется после грехопадения. Оказывается, что послушание Богу, воздержание от плодов запретного дерева было необходимо не только для правильного выстраивания взаимоотношений между человеком и Богом. Заповедь Божия имела прямое отношение к власти человека над природой. Эта власть была дана человеку Богом, но дана не безусловно и не неограниченно: условием ее сохранения было послушание Богу. Вместе с желанием скрыться от Бога, вместе с внезапным осознанием собственной наготы к человеку приходит новое ощущение бессилия перед природой, потери власти над ней. О той новой системе взаимоотношений между человеком и природой, которая становится реальностью после грехопадения человека, Бог говорит Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так радоваться нам или печалиться в день Рождества, да и во все церковные праздники? Радоваться! К этому нас призывает Церковь своими богослужебными песнопениями и чтениями. Радоваться. Но как? Псалмопевец учит: «Пойте Богу нашему, пойте... пойте разумно» (Пс. 46:7, 8). А апостол Павел пишет: «Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). Если в будние дни мы служим только своим греховным страстям и похотям, то и веселье наше в праздник, скорее всего, будет скверным, не богоугодным и будет нам в осуждение. Если же «во вся дни живота своего» мы по слову псалмопевца будем «работать Господу со страхом», то и в праздники будем «радоваться Ему со трепетом» (Пс.2:11), ибо «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Но не станем обманываться, когда огнь не сойдет на богохульника тотчас: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7), не сейчас так в свое время. А пока есть оно у нас здесь на земле, всё относящееся к Богу мы должны совершать со страхом - не только получения наказания от Него, но и причинения Ему страдания. Ибо всё относящееся ко Христу мы должны совершать с любовью, благодарностью и состраданием Ему - за Его любовь и сострадание к нам. Иначе мы не достойны называться Его именем. Да не подумает читатель, будто, обличая других, автор считает себя праведником. Нет, из всех я более других виноват во всем сказанном перед моим Господом. А почему, знаем только мы вдвоем: Он и я. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй мя грешного! Вместо послесловия Закончить эти заметки хотелось бы на светлой и поэтической ноте. А для этого обратиться к необычному для православных автору - древнему армянскому поэту и мыслителю Григору Нарекаци . Читая его лирико-мистическую поэму «Книга скорбных песнопений» невольно вспоминаешь слова апостола Петра: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Рис. 23. Григор Нарекаци (ок. 953-1003)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Чтобы не впасть в нарекание. Чтобы не впасть в нарекание. Имеет в виду поношение со стороны язычников, что может пресечь благотворное действие проповеди. И сеть диавольскую (του διαβλου). И сеть диавольскую (του διαβλου). Или что они скоро умертвят его, или что он будет впадать в те же самые грехи, в какие и они. Да и быть соблазном для многих — тоже сеть диавола. Диаконы также. Диаконы также. Почему же апостол опустил пресвитеров? Потому что все, что он сказал о епископах, относится и к пресвитерам. Действительно, и они получили право учительства и предстоятельства в Церкви, и уступают епископам только в праве совершать рукоположение. Итак, говорит, и диаконы также, то есть должны иметь то же самое, именно: быть страннолюбивыми, кроткими, несварливыми, и прочее. Должны быть честны. Должны быть честны. Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность. Не двоязычны. Не двоязычны. То есть не лукавы, не хитры, не держа одно на уме, а говоря другое, — одно одним, а другое другим. Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы. Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы. Не сказал: не пьяницы, потому что это уже крайне низко, но: не пристрастны к вину. Ибо кое-кто, хотя и не упивается, однако пьет много и настроение души ослабляет. Древние, входя в святилище, совсем оставляли употребление вина. Корыстолюбивый — тот, кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь не корыстолюбивого за неподкупного и несребролюбивого. Хранящие таинство веры в чистой совести. Хранящие таинство веры в чистой совести. То есть с хранением правого догмата, имеющим и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Как, говорит, относительно епископа я требовал, чтобы он был не новокрещен, так требую, чтобы и эти не были допускаемы до служения, не быв испытаны, но после того, как, быв довольно испытаны, окажутся безукоризненными: подобно тому, как новокупленному рабу никто не поручит распорядительной какой-либо должности, прежде чем он по времени окажет себя на то годным.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

10:26-27).     К. Эта речь подтвердила для нас ту мысль, что не только ропот на Бога богоненавистен и подлежит суду, но и самое малодушие заключает в себе как бы нарекание или недовольство благостью Спасителя, особенно если труды употреблены были еще незначительные; но что достойно проклятия и чего нет хуже, — это любить распущенность и, имея возможность беспрепятственно наслаждаться Божественными дарами и питаться свыше и чрез Духа Святого ниспосылаемыми словами, необузданно стремиться к тленным удовольствиям и удовлетворению нечистого плотолюбия. Ибо предпочтительное избрание худого есть явное оскорбление лучшего и спасительного, а предпочтение небесному земного, несмотря на то что последнее заключает в себе величайшую гнусность, есть нечестивейшее решение ума. И по справедливости о таковых едва не плачет пророк Исайя, говоря: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис.5:20). А таким-то тяжким грехопадениям, как мы увидим, и подпали израильтяне. Ибо тотчас же после наказания, естественно последовавшего за ропотом, они стали недуговать похотью к самым постыдным делам: как бы презирая даруемое от Бога и нечестиво печалуясь на блага небесные, они тем самым необходимо раздражали против себя Судию, как написано: «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. Моисей слышал, — сказано, — что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея» (Чис.11:4-6, 10). Ужели ты не признаешь достойным гнева Божественного и осуждения со стороны святых мужей то, когда даже люди, испытанные в трудах, нисходят до такого расслабления и бессилия в рассуждении, что начинают страдать неудержимым желанием возвратиться к крайней нечистоте, и настолько ослабели к невоздержанности, что ребячески плачут о невозможности будто бы вынести сильный напор похотения?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

11 . Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа. В этих словах раскрывается сила пророков, противостоящих целым толпам враждебного народа и царям и воинам их. Это есть сила и Моисея в пустыне, и Илии на г. Кармиле и Исаии и других пророков: „рука Господня на них“. Сильные благодатию Божиею, они прозревали в будущее и все свои мысли устремляли на решения и судьбы Божии, обнимающие тысячелетия, – потому для них настоящий момент не имел того значения, которое он имел для всех. Указав народу, что Господь повелевает: „не ходить путем сего народа“, он в ст. 12 разъясняет эти слова, и затем ему открывается в таинственной дали священнейшее событие, изменяющее всю жизнь человечества. 11 . …И сказал Господь: 12 . „Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 . Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш. 14 . И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 . И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. Пророчество это, которое мы выписываем, не разбивая его по стихам, составляет одно нераздельное целое, и очевидно видит вдали священное время пребывания на земле воплощенного Слова и Сына Божия, что раскрывается из сравнения стихов 14 и 15 этого пророчества с Евангелиями Ин. 1:14, 2:21 ; Лк. 2:23–32,34 ; Мф. 21и Лк. 20:18 . Но для ближайшего изучения этого пророчества, мы рассмотрим и каждый из стихов отдельно. В ст. 12 Исаия прежде всего от имени Господа обращается к тем, которые остались верными Господу, которые на него уповают и ждут и просят его повелений. Этот стих относится к современным событиям, и служит словами ободрения и утешения тем, которые невидимому подвергались нареканию от своих сограждан. Из стиха этого мы понимаем, что те, которые с верою взирали на Бога завета и возмущались против призыва на помощь Ассирии, начали считаться в Иерусалиме изменниками. Слова „заговор“ нашего перевода многие лучшие комментаторы заменяют словом „измена“ 512 . Греческая Библия Семидесяти 513 , употребляет слово σκληρς (прилагательное жесткий, или наречие жестоко) и этому буквально следует наш Славянский перевод, передавая слова стиха 12-го так: „Да не рекут жестоко, все бо еже аще рекут людие сии жестоко есть“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010