Таким образом, невежество и неразумная (без духа истинной веры) привязанность наших предков времен послемонгольских к одной церковной внешности – это неточные (внутренние) причины появления в русской церкви раскола старообрядства, на ряду с которыми действовали и другие, второстепенные» 10 . По мнению других исследователей (напр. преосвящ. Макария, высказанному в его „Истории русского раскола»), в невежестве первых расколоучителей хотя и заключается одна из причин их протеста против книжных и обрядовых исправлений, но причина не главная , „а главная заключается в личных отношениях к патриарху Никону . Коломенский епископ Павел был близким родственником Анании, в монашестве Антонию, иеромонаху Юнгенского Козмодемьянского монастыря (в нынешней Казанской губ.), которому, по смерти патриарха Иосифа, выпал было жребий из числа трех кандидатов быть его преемником, но который должен был отказаться от этого завидного жребия в угождение царю Алексию Михайловичу, желавшему видеть на патриаршем престоле митрополита новгородского Никона. Сын Ананьи Иларион, митрополит суздальский, в миру Иван Ананьин, был женат на родной сестре Павла, епископа коломенского. Павел по близости своей епархии к Москве и по родству с Ананием – Антонием мог надеяться на большее значение при его патриаршестве, нежели при Никоновом. Потому как Иларион суздальский, так и Павел коломенский питали глубокую неприязнь против Никона. Протопопы Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и их сотоварищи воспылали ненавистью к Никону за то, что он с бесчестием устранил всех их от должности справщиков 11 , доставлявшей им столько почету, признал напечатанные ими книги неисправными и начал искоренять те самые мнения, которые они первые внесли было в печатные книги и надеялись укоренить в русской церкви. Не станем отвергать, – продолжает тот же историк, – что эти люди, равно как и Павел коломенский, можетъ быть, и убеждены были, по жалкому невежеству, в правости своих мнений и в совершенной исправности книг церковных, которые решился исправлять Никон; но личная ненависть к Никону воспламеняла их слепую ревность по вере до религиозного фанатизма и руководила всеми их действиями» 12 . Итак, ненависть и невежество – вот два начальных источника русского раскола. Этот взгляд, представляющий лишь повторение суждения, высказанного еще Епифанием Славинецким 13 , долгое время держался в нашей историко-полемической литературе о расколе; до весьма недавнего времени он был в ней не только господствующим, но даже исключительным, и, можно сказать, остается господствующим до сих пор, если судить по стоящему на его стороне большинству лиц, печатию высказывающих у нас свои суждения о расколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

В доказательство своей мысли, будто бы сам автор смотрит на общение имуществ в Иерусалимской церкви, как на дело обязательное, Баур, Целлер и Овербек ссылаются на известный мрачный случай из жизни первой христианской общины – гибель Ананий и Сапфиры. «Какое значение, говорит Целлер 43 , в смысле нашего автора имело общение имуществ для первообщины, это обнаруживается именно в тяжелом наказании, которое, ради их нечестного поступка, постигло Ананию и Сапфиру» Дeяh. V, 1–11 . Мы не считаем своею задачей подвергать подробному исследованию очень трудное для понимания грустное происшествие с Ананием и Сапфирою 44 . Нам необходимо лишь установить, что наказание смертью постигло Ананию и Сапфиру не за сокрытие части денег от проданного имения, а за страшную ложь, которую они допустили при этом 45 . Это с очевидностью следует из слов ап. Петра: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль, солгать Духу Св. и утаить из цены земли?.. Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» V, 3–4, ср. 9 ст.: «ап. Петр распознает (непосредственно чрез действие живущего в нем Духа Божия) план Анании, как дело диавола, который как первовиновник лжи ( Uoah. VIII, 44 ) и первый враг св. Духа πνεμα γιον и мессиан. царства проник в сердце того (Ан. ср. Uoah. XIII, 27 ; Лk. XXII, 3 ) и наполнил его своим присутствием. Анания, по своему христианскому состоянию и силам, не должен бы был соглашаться на это ( Uoah. IV. 7 ; 1Nemp. V, 9 ), но должен бы был наполнять свое сердце Св. Духом, поэтому вопрос: διατ πλρωσεν и пр. – ψεσασθα δε τ πνεμα τ γ,... «обмануть Св. Духа» – ставится в соотношении с πληρωσεν... Петр и остальные апостолы, как предстоятели церкви, были преимущественными носителями и органами Св. Духа; по этому чрез обман их являлась ложе Св. Духу» 46 . Мы подвергли краткому экзегетическому анализу те места в кн. Деян., которые, но мнению известных богословов Бауровской школы (Баура, Целлера и Овербека), говорят за то, что сам автор кн. Деян. будто бы хотел начертать образ обязательного общения имуществ в Иерусалимской церкви. Беспристрастный экзегезис может установить простой очевидный смысл рассматриваемых мест, прямо противоположный тому, какой хотят видеть в них богословы-тюбингенцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского Память 17 апреля Когда в Персии 2581 сильно умножилось число христиан и они имели свои церкви, епископов, священников и диаконов 2582 , языческие волхвы, видя это, пришли в большую ярость и гнев на христиан. Эти волхвы, ведя свое происхождение от древнейших волхвов, были защитниками и охранителями нечестивого персидского лжеверия. Вместе с ними восстали на христиан и иудеи, всегдашние враги христианства. Сговорившись с волхвами, они научили Персидского царя Сапора 2583 воздвигнуть гонение на христиан 2584 . А еще раньше этого они оклеветали пред ним святого Симеона, который был епископом города Селевкии-Ктезифона 2585 , сказав, что этот христианский епископ враждебен персидскому царству и дружит с греческим царем, которому он будто бы доносил обо всем, совершавшемся в Персии. Тогда царь Сапор прежде всего наложил на христиан большую и очень тяжелую подать и приказал строгим мужам наблюдать за уплатою подати. Потом он стал открыто умерщвлять священников и служителей Божиих, стал грабить церковные имущества и разорять самые церкви, срывая их до основания; епископа же Симеона, как мнимого врага Персидского царства и противника нечестивого суеверия персидского, он повелел схватить и привести к себе на суд. Согласно царскому распоряжению к царю был приведен святой Симеон с двумя священниками, Авделаем и Ананием. Епископ взятый воинами и скованный железными узами не только не устрашился гнева царя, но даже и не поклонился ему. Поэтому царь, весьма разгневавшись, спросил святого: – Почему ты не кланяешься мне, как прежде кланялся? Святой отвечал: – Раньше меня не приводили к тебе так, как я приведен теперь, – и я преклонялся пред тобою, воздавая достойную честь твоему сану. Теперь же, когда я приведен, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает кланяться тебе, врагу моего Бога. Царь стал его убеждать поклониться солнцу 2586 и обещал ему за это многие подарки и почести, угрожая в противном случае истребить совершенно христианство в своем царстве. Когда же царь увидал, что святой мужественен и ни ласками, ни угрозами не склоняется к его нечестию, то повелел посадить его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После революции Ильинский храм оставался действующим, но его не обошли стороной тяжёлые испытания. В 1922 году по Декрету ВЦИК изъяли церковные ценности на нужды голодающих. В 1936 году в Евпатории сначала запретили колокольный звон, а затем и вовсе закрыли этот храм. Здание церкви передали Комитету физкультуры и спорта. Настоятель Ильинского храма протоиерей Елеазар Спиридонов написал о случившемся греческому консулу в Москву, после чего был арестован. Ему присудили пять лет лагерей без права переписки. 64-летнего священника отправили этапом на Колыму, где он работал на рудниках и через полгода скончался от непомерных трудов и болезни. В том же, 1936-м году власти Евпатории расторгли договор с греческой общиной из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание и храм закрыли. Уже во время Великой Отечественной войны Ильинку вновь открыли и здесь в годы оккупации службу вёл Иван Улезко, 1872 года рождения. Однако в конце 50-х годов прошлого столетия храм ждали новые испытания. Из-за хрущёвской атаки на религию его вновь закрыли якобы из-за аварийного состояния колокольни высотой 42 метра. Её пытались разрушить с помощью военной техники: танка, БТРов и стенобитных машин. Стальные тросы рвались, но колокольня не поддавалась. В конце концов рабочим удалось разобрать верхние её ярусы. Случилось это в 1959-м году. Здание храма снова стали использовать как спортивный зал. В очередной раз тут забелили лики святых. В конце 1980-х гг. инициативная группа верующих приступила к работе по возвращению Ильинской церкви прихожанам. И в декабре 1989 года Евпаторийский исполком принял решение о передаче здания церкви религиозной общине. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил чин освящения храма. Благодаря настоятелю Ильинского храма иерею Георгию Куницыну, была восстановлена звонница, алтарь, в церковь вернулись многие иконы. Иконы на иконостас и киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом и сыном Ананием и Иваном Мельничуками. Они же расписали и стены храма. К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, на ней был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии " Благовест-1 " . Высота колокола составляет 89 см, диаметр - 84 см, на поверхности - надпись: " Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии " .

http://sobory.ru/article/?object=07493

Территории Сирии и Ливана находятся в юрисдикции одной из древнейших автокефальных церквей – Антиохийской, основателями которой традиционно считаются Петр и Павел. Именно в Антиохии, бывшей блестящей столице сирийской державы Селевкидов, ставшей к тому времени римской провинцией и соперничавшей с крупнейшими городами древности Римом и Александрией, последователи Христа начали называться христианами (Деян. И: 26). Но спустя несколько столетий древнейший Патриархат будет перенесен в Дамаск, а сам город окончательно будет стерт с лица земли бесчисленными набегами и землетрясениями. Теперь на этом месте расположен малопримечательный город Антакья, лежащий на самом юго-западе Турции. В IV–VII вв. в регионе было возведено множество храмов и монастырей, большинство из которых не дошло до нас. В византийскую эпоху здесь блистали имена великих христианских подвижников: святителя Иоанна Златоуста , преподобных Симеона Столпника, Ефрема Сирина и Исаака Сирина , Дорофея Газского и многих других, творения которых формировали богословскую мысль и аскетические представления времени. Одним из древнейших городов мира всегда считался Дамаск, остававшийся всегда и оплотом православия на Ближнем Востоке. Неоднократно упомянутый в Священном Писании, он был связан со многими библейскими событиями. Именно по дороге сюда произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, ко Христу, отсюда начался его великий апостольский путь. Он шел тогда из Иерусалима, чтобы уничтожить общину христиан во главе с Ананием, но в 24 км от Дамаска, в местечке Каукаб, Савла внезапно ослепляет яркий свет, и явившийся Господь спросил его: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?» И когда, ослепленный, он спросил: «Кто Ты, Господи?», – его Господь вразумил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». С этого момента Савл преображается и становится одним из апостолов, впоследствии получившим за огромныетруды наименование «Первоверховный». В 1965 г. на месте чудесного обращения Павла, по инициативе Московского Патриарха Алексия I, вместо существовавшего там памятного креста была воздвигнута часовня. Она была построена советскими специалистами вне традиций русской и восточной церковной архитектуры, имеет цилиндрическую форму и больше похожа на свернутый лист бумаги, поставленный на ребро.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В Дамаске, на одной из улиц старого города, произошло в дальнейшем крещение Павла и его исцеление священномучеником Ананием. На этом месте сохранилась одна из первых церквей в истории христианства – подземный храм во имя святого апостола от семидесяти – Анания. Сам Павел жил в Дамаске на известной Прямой улице, которая и сегодня сохраняет неповторимый восточный колорит. В Дамаске сохранилась также башня Баб Кисан, с которой был спущен тайно ночью Павел в корзине, во время бегства из города от разъяренных его проповедями иудеев. В Дамаске, водной из крупнейших и красивейших мечетей мусульманского мира, мечети Омеядов, хранится драгоценная рака с главой святого Иоанна Крестителя – святыней, которой поклоняются и мусульмане. На территории Сирии сохранилось удивительно много мертвых древних городов, хранящих следы жизни ранних христиан. Уникален район вокруг второго по величине города Алеппо, где сохранилось свыше ста поселений, относящихся к IV–VI вв. С этими местами связывается история жизни ветхозаветного Авраама. Некоторые поселения в превосходном состоянии, будто хозяева покинули их недавно. В 160 км от Пальмиры, в пустыне, расположен хорошо сохранившийся с древними стенами и базиликами Сергиополис, названный в честь святого Сергия, который был здесь казнен и похоронен. В Ливане растут священные ливанские кедры, которые использовал царь Соломон во время строительства Иерусалимского храма. Здесь расположены древнейшие православные монастыри Кафтун, где хранится чудотворная икона XIII в., Дейр-Сейидат-ан-Нурия, где многие годы мироточитчудотворная византийская икона Божией Матери, Дейр-эль-Баламанд, являющийся крупнейшим православным богословским учебным центром. Также необходимо отметить монастырь Мар Мусса, с уникальными фресками XI–XII вв., Мар Джорджиус – монастырь Святого Георгия, основанный в VI в., где хранятся целительные частицы пояса святого. Касаясь современной жизни, надо отметить, что в Сирии и Ливане, единственные из арабских стран православные храмы, как и мечети, имеют значительные налоговые льготы. Хотя государство не вмешивается в дела Церкви, но Великие праздники – Рождество и Пасха – считаются государственными и объявляются выходными днями. В дни других христианских праздников верующие могут приходить на работу позже, дабы иметь возможность помолиться.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

" О том, что в подвале краеведческого музея находятся святые мощи митрополита Игнатия, засыпанные мусором, почти никто не знал. Там они находились со дня закрытия греческой Церкви. Когда стало известно об их местонахождении, решили их поднять из подвала. Во время оккупации в одном из клубов на Мариинске был открыт приход, в котором служили два оптинских монаха: архимандрит Димитрий и иеромонах Ананий. Благочинный о. Киприан поручил этим двум монахам привести в порядок святые мощи. Они пошли в подвал музея и удостоверились, что мощи находятся там. Затем, когда пошли во второй раз, взяли меня с собой. Когда мы спустились в подвал, я увидел, что святые мощи митрополита Игнатия нетленны. Трудно было представить, что 155 лет назад его душа оставила это тело; если бы не мусор и та окружающая обстановка, можно было бы подумать, что, сидя в кресле, Святитель глубоко заснул. Он сидел в кресле в том положении, что и в момент изъятия безбожниками из греческой Церкви. Седая голова была наклонена немного в правую сторону, левая рука свисала, а правая покоилась на периле кресла. Бородка у Святителя была редкая, само облачение пришло в ветхое состояние. Освободив мощи от мусора, мы поняли, что самим нам их не поднять. Поэтому, на другой день, пригласив нескольких богобоязненных людей себе в помощь, подняли святые мощи наверх, в фойе музея. С иеромонахом Ананием очистили щеточкой их от пыли. Затем, взяли святую воду и ваткой, осторожно вытерли руки, лицо, голову, о. Димитрий и иеромонах Ананий сшили архиерейское облачение и митру. Когда все было готово, объявили о перенесении Святых Мощей в Кафедральный Собор. В тот день собралось множество народа и при участии хора, духовенства, святые мощи торжественно перенесли в Собор. На несколько дней они были доступны для поклонения, затем их перенесли в часовню, которая была устроена внутри Собора. На часовне была икона св. Игнатия Богоносца и белая мраморная доска, которой была покрыта в свое время могила Святителя в греческой Церкви со следующей надписью: " Здесь покоятся останки митрополита Игнатия Готфейско-Кафайско-Мариупольского " . Каждый понедельник по святителю Игнатию служили панихиду " .

http://azbyka.ru/days/sv-ignatij-mariupo...

Андрей юродивый и ученик его Епифаний во время всенощного бдения (в воскресение) 1-го октября (незадолго до кончины св. Андрея, скончавшегося около 936 года) видели в Константинополе, в Влахернском храме Матерь Божию на воздухе с пророками, апостолами и Ангелами, молящуюся со слезами о мире и Своим покровом (омофором) осеняющую христиан. Это видение утешило греков и обнадежило их небесною помощью во внутреннем устройстве Империи и Церкви 865 и в борьбе с сарацинами, которые в то время вторглись в Греческую империю 866 . Действительно, сарацины вскоре же были отражены. День Покрова не имеет дней предпразднства и попразднства. Но в следующий, за праздником Покрова Пресвятой Богородицы, день (2-го октября) Церковь празднует св. Андрею юродивому, который удостоился самого видения Богоматери (см. подобное о великих праздниках). Покрову празднуется вместе с апостолом Ананием и св. Романом сладкопевцем. В Типиконе указано на такую службу в седмичные дни и в воскресение. Но если – храм Покрова, или изволит настоятель, совершить бдение одному празднику Покрова, то служба совершается по особой главе Типикона. В этом случае канон на утрени поется только празднику. Но «Честнейшая» по 8-й песни канона утрени поется в день Покрова во всех случаях. В Часослове, изданном в Киево-Печ. лавре в 1742 г., находится величание на день Покрова: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный, юже Тя видя святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся». В Книжице, содержащей в себе величания, деваемые по полиелеях праздников, изданной в Почаевской лавре, 1763 года, находится несколько измененное это величание, именно: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо на воздусе виде святый Андрей, за ны Христу молящуюся». Стихи при этом величании следующие: ##а##) Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится. ##б##) Плещма Своима осенит тя, и под крыле Его надеешися. ##г##) Яко сокры мя в крове Своем, в день зла покры мя. ##д##) Сынове же человечестии, в крове крылу Твоею надеются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При Благочестивейшем Государе нашем, во время Его путешествия, находился святой образ Христа-Спасителя, с особенною верою чтимый Им. Этот образ остался точно также целым и невредимым во время крушения поезда, как целою и невредимою осталась и вся Царственная Семья. По древнейшему преданию церковному, Господь наш Иисус Христос , – милосердовав о живописце Анании прибывшем в Иерусалим по поручению едесского владетеля Авгаря к Господу нашему Иисусу Христу и не могшем, не смотря на все свои усилия, начертать на хартии Божественный лик Богочеловека, – потребовал воды, умылся, взял вчетверо сложенный плат, отёрся им, и отразившееся на убрусе подобие лица Своего, образ нерукотворённый, вручил Анании для доставления Авгарю, просившему Господа Иисуса Христа прибыть к нему в Едессу и исцелить его от неизлечимой болезни. С глубокою верою в чудодейственную силу Богочеловека и Его образа принял Авгарь, принесённый ему Ананием, святый нерукотворённый образ Христов и исцелился от недуга своего. Господь наш Иисус Христос , чрез нерукотворённый образ, исцелил Авгаря. Не Господь ли же Иисус Христос, при посредстве своего нерукотворённого образа исцеливший от смертельного недуга царя едесского, – чрез посредство Своего же святого образа, спас от смертной опасности и Царя Русского и Царственное семейство Его? Не Он ли, – Спас наш, пришедший спасти мир, исполнил радости всех нас спасением Царя нашего, чрез святый образ свой, по глубокой вере в спасающую силу его Царя нашего? В день чудесного спасения жизни Царственных Путников св. церковь празднует в честь иконы Божией Матери: прежде рождества Дева. И Пресвятая Дева, и Божественный Сын Её – Богомладенец изображаются на этой иконе в венцах, как Царь и Царица неба. Богомладенец в руках своих держит знамение вседержительства, в правой – скипетр, в левой – державу. Несомненно, особенно благостно и радоствотворно бывает проявление вседержительства Христова и покрова Божией Матери в те дни, когда церковь и чада её с особенным благоговением вверяют себя Божественному промыслу и покрову Приснодевы и, прославляя их, просят себе милостей Божиих ( Пс.90 ). Не десница ли Вседержителя Христа, держимым ею скипетром, по молитвам Царицы небесной, отклонила смертную опасность от Скипетродержца, Самодержца Русского, возлюбленного Помазанника Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Один из семи дьяконов, св. Стефан, с особой ревностью и силой проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Моисея и на Бога. Ожесточенная толпа схватила его и побила камнями за городом. В 35 г., один из семидесяти апостолов, Анания, положил основание Церкви в Дамаске, а Филипп-дьякон крестил многих в Самарии. Оставшиеся в Иерусалиме апостолы послали из среды своей Петра и Иоанна, которые возложили руки на крестившихся и низвели на них благодать Св. Духа. Впоследствии возложение рук было заменено миропомазанием (еп. Арсений). В числе крестившихся самарян был и Симон волхв, полагавший с помощью веры во Христа обрести дар творить чудеса и изумлять людей своими делами. Он дерзко пытался у ап. Петра за деньги получить дары Св. Духа, но был обличен им, однако не покаялся и смущал многих своими вымыслами. По имени его, продажа и купля священных должностей называется " симонией " . В том же 35 г. св. Филипп -дьякон на большой дороге из Иерусалима близ Газы крестил евнуха царицы эфиопской, державшегося закона Моисеева. Последний был первым провозвестником Евангелия в своем отечестве — Абиссинии. Ап. Петр, наученный небесным видением о призвании и язычников в Церковь, крестил первого из язычников Корнилия , сотника римского. Тогда же верными из Иерусалима, рассеявшимися после смерти Стефана, основана Церковь в Антиохии. В 37 г. Савл, преследовавший христиан, с этой же целью отправился из Иерусалима в Дамаск. На пути чудесным явлением и гласом Иисуса Христа он был обращён к вере, а через три дня крещён в Дамаске св. Ананием. В 41 г. Савл, придя в Иерусалим, вступил в общение с апостолами. Вскоре он удалился в свой город Тарс, где благовествовал слово Божие. В том же году ап. Матфей, по просьбе уверовавших евреев, написал для них на еврейском языке Евангелие. Переложение его на греческий язык приписывают первому иерусалимскому епископу Иакову (еп. Арсений). В 42 г. в Антиохии проповедовали Евангелие Варнава , родом киприянин, иудей из рассеяния, и приведенный им из Тарса Савл . Целый год они устраивали антиохийскую Церковь, имея большой успех, в особенности, среди язычников. Именно в Антиохии последователи Христа усвоили себе название христиан . Уверовавшие из иудеев не могли сначала отрешиться от прежней религии настолько, чтобы принять новое имя христиан. Почин в этом принадлежал обращённым (Е. Смирнов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010