«…если твоё Величество не поможет, монастырь этот будет разорён, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твоё Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении». Монастырю была оказана помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной», а в 1630 году монастырю царём была пожалована грамота с правом приезжать за милостынею раз в четыре года. Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны. Так, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666—1667 годов, лишившего Никона патриаршьего достоинства. В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананием кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи. В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна». Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь. В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией. Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Синайский_мона...

311 О Феодоре см. выше прим. 48. Ростовский Епископ в 1183 г. назывался Епископом «Ростову и Владимиру и всея земли Ростовской». Лавр. Л. 165. 312 О Владимире см. выше прим. 41. Владимирскому Епископу до 1137 года принадлежал Холм. (Допол. К Ист. Лит. 1. Это дает видеть, что Владимирский Епископ заведовал и теми местами, которые впоследствии вошли в округи епархий перемышльской, холмской и галичской. О Черниговской епархии Лавр. Лет. 140 «занеже Резань – Черниговская епископия». Слч. § 30, 34. 315 См. Выше §30, 34. Список переяславских Епископов в Густ. Лет. 338. – не полон: в нем пропущены после Евгения (выше пр. 288) Василий (1158 г.), Антоний (1168–1198 гг.) и Павел в 1198 г. (Кар. 2. пр. 381. Лавр 174, 136. Ист. Иер.) К переяславльской епархии до 1137 г. принадлежал Смоленск (Допол. Ист. Акт 1. 4). 316 Кроме показанных, Полоцкая с 1105 г. Лавр. Лет. 119. См. выше пр. 288, 290. О туровских Епископах см. Калайдовича Памяти XII в. 317 Кроме помянутых Смоленская с 1137 г. (прим. 290), Галичская с 1156 г. (Киев Лет. 33. Кар. 2. пр. 381), Владимирская на Клязьме, открывавшаяся Феодором с 1162 г. (прим. 271. Киев Лет. 81, 84), а потом с 1215 г. (§15) Муромо Рязанская с 1207 г. (Лавр. 182), Перемышльская с 1223 г. Но Белгородская с 1197 г соединена была с Юрьевскою (Киев Летоп. 152). Владимирский Епископ назывался Епископом Суздаля, Владимира и Переяславля (см. ниже прим. 351). Суздаль со времени К. Георгия Долгорукого стал почитаемым городом (Карамз. 2. пр. 137); в отношении церковном вероятно придавало ему важность и имя Свят. Феодора (выше пр. 48). Что касается до мнимого Суздальского Епископа Симона (1157 – 1169 г.), выставляемого ключарем Ананием (Влад. Ведом. 1849 г. 4, 5, 10), то это не более, как суздальский вымысел. Сочинитель прибавлений к древнему Печерскому Патерику посвятил Поликарпа, к которому Симон писал послание, в Архимандрита Печерского, – того, который управлял Лаврою в 1164 г. А Суздальскому Ключарю оставалось посвятить Епископа Симона в 1157 – 1169 г. Кто читал исследования Карамзина и Калайдовича, тот знает, что Поликарп, к которому писано послание, был просто инок, и Симон Епископ писавший послание был Епископом не в 1157–1169 г., а в 1215–1226 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Парем. и утр. ( Ев. см. 25 мар. Ап. Евр.9:1–7; 320 зач. Ев. см. 21 мая). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – великий (но не дванадесятый). Он не имеет ни предпразднства, ни попразднства (сн. ниже, о видах празднич. Богослуж.), хотя, впрочем, на следующий день за ним день воспевается на повечерии участник события этого праздника, св. Андрей. В Уставе находятся три службы на этот праздник: 1 . одному Покрову, аще храм или позволит настоятель совершить бдение одному празднику; 2 . Покрову вместе с ап. Ананием и пр. Романов в седмичные дни; 3 . Покрову вместе с ап. Ананием (пр. Романа служба оставляется и поется на повечерии) в неделю. – В день Покрова, на утрени, по 50 псалме на «Слава» – «Молитвами Богородицы», на «И ныне» – тоже; «на 9-й песни поем Честнейшую» во всех указанных случаях. Отсутствие в богослужебных книгах особого величания на этот день дает повод полагать, что в этом случае следует петь общее величание Богородице: Достойно есть величати Тя, Богородице. Между тем в некоторых сельских храмах на этот день поется такое особое величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и чтем труды Твоя и Твой честный омофор, юже Тя виде св. Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся». Очевидная неправильность фразы в этом величании («юже Тя») достаточно говорить о неуместности его церковного употребления. В книжке величаний, певаемых по полиелеях праздников, изд. Почаевской Лаврой в 1763 г., находятся следующие стихи к величанию и самое величание: 1 . Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится. 2 . Плещма Своими осенит тя, и под крыле Его надеешися. 3 . Яко сокры мя в крове Своем, в день зла покры мя. 4 . Сынове же человечестии, в крове крылу Твоею надеются. 5 . Пойду в место крова дивна, даже до дому Божия. 6 . И рех: кто даст ми крыле яко голубине, и полещу и почию. 7 . Яко на Тя упова душа моя, и на сень крылу Твоею надеюся. 8 . Долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое. Велиичаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо на воздусе виде святый Андрей, за ны Христу молящуюся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На 1-м листе заставка с изображением кругов. С 1-го по 28-й лист скреплено рукою св. Патриарха Никона . С 9-й по 26-й лист внизу по листам в 1655-м году скреплено Архимандритом Афонской горы Ананием монастыря св. Павла великомученика. По характеру письма относится к XIV–XV веку. Много на поде, внизу и близь корешка уяснений темных мест. Но близь корешка при вторичном переплете 1760-го года, как помечено на обороте 1-й доски, уяснения очень вдались в корешок, так что в некоторых местах трудно разобрать. Для образца языка выписываю из главы 9-й о великом и проч.. Лист. 185 об. 186. Глава . о велик . о мал . о томже. о иномь. о побнмь. о непобнмь. о о о равьиств. г Не оубо кь иномоу. великь бь гл тсе. коже воль вещши вце. или бобь проса. нь вьистиноу непостижи ради бжтвна величьства. сеже знаменоуить же свойстьвн рекше свойство рекь: ∼ тьн, бжтвьно изьвл ммь малство. и тьжде, гда глють словеса, тыи же тьжде с и. и инь, гда ко мнгобразьнь и мн говидьнь, тхже словесь наздаватсе. и побьнь, ко побныихъ и побьнства сьставитель Пон же же и велико и мало налага тсе вс виновномоу и тожде и ино, и побно, и непобно. и стони и движени , принеси ис и бгоименныхь бразь (г) намь вл нна да оузримь. великь оуб бь вь словесехь вьспва тсе. и вь величьств и вь дыхаи не побьнь всьмь, ко не соущоу моу побномоу. исто и недвижимь. и сде и вь вкы. и движимь, ко навса шьствоу. и лика инаа таковаа вькоупосилна словесь вьспваютсе. Толкование. 35 лист. 285 об. раб а. а. Непщоую а сего быти же написа бжтвенный сть ань назнаменоу и иныи ими же бы сь аплы бжтвныи раби 36 сь моужь. рабь же ре нарицатисе вь иже црквномь вь главизн шестои инокы. рекь тамо и како оустраютсе не соуще црковници, нь симже мнитсе дивитисе вь иже зрителномь или рабь сь писани рабы т нарицае. и оуставь и сповдоу : ∼ а. Тма безвсти быва ть свтомь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

«Ну, а что? Раз время пришло, пусть ходит в школу, и все». «Какое же время? – спросила Марья. – Ему только четыре года сейчас, в марте только будет пять». А мы в документы не посмотрели и послали Алешку в школу рано. Анисим сказал учителю, что Алешке нет еще пяти лет, и мы решили взять его домой. Но мистер Кяшь сказал Анисиму, что Алешка не мешает ему и очень хорошо учится. Тогда мы оставили Алешку в школе. Мистер Кяшь учил только два или три месяца. Мистер Мор 2265 начал учить после него и учит до сих пор. Меньше года проучились в трейлере. Народу стало больше, и дети не помещались в трейлере. Стало шибко тесно, и Федор с Ананием построили два маленьких дома для школы. Мистер Мор учил старших детей в одном доме, а другой учитель, мистер Валенский 2266 , учил младших детей в другом. Когда жили на бугорке, мы молились каждое воскресенье утром в тятином трейлере. Потом мы собирались все вместе и разговаривали. VIII Мы купили корову через год после приезда в Аляску. До этого мы покупали молоко в магазине. Купили корову в Хяппи Вялы 2267 у Джима Нельсона. Хорошая корова была, только туго доилась. Кондратий Фефелов, Феопент Ревтов, Виктор Якунин и Григорий Ревтов купили своих коров в Матануске. (Они приехали в Аляску весной, через год после нас.) Сено косили косами. Я и Марья косили сено вместе, наш покос выкосим, потом косим их. Когда косили наш покос, Феоктиста к нам присоединилась. «Я тебе покошу сено, а ты дай мне несколько курочек», – Феоктиста сказала. Она покосила несколько дней, и я дала ей восемь курочек. Анку и Марьину дочь Агашку учили косить сено только на второй год. Мы три года косили сено косами. Анка и Улитка, мои дочери, помогали мне копнить сено. Я бросала сено в кузов грузовика, а девчонки утаптывали его. Здесь сено нехорошее. В Китае было разнотравие, оно не скользкое, а здесь пырей, сколько его ни кладешь, он все сваливается. Тяжело было копнить, но все-таки скопнили. Я нагружала полный грузовик сена и привозила домой, Анисим приезжал домой с работы и сбрасывал его. (Он работал в консервной фабрике в Нинильчике.) Он сбрасывал сено на землю, а я топтала его, чтобы оно не разваливалось. На другой день опять так же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Поехали и мы с блаженнейшим патриархом кир Паисием и с архиепископом кир Ананием и приидохом морем в Триполь, в епархию Антиохийского, а от Триполя в Дамаск сухим путем, чающе, яко да обрящем блаженнейшего патриарха кир Макария; обаче рекоша нам наместники его яко есть в Грузех. И по 32 днех, дóндеже обретохом корабль, пошли и приидохом в Изрум, и от Изруму в Карс, и от Карса в Тефлиз Октября в 1-й день. А антиохийский патриарх бе во Имеретии, от Тефлиза в десяти днищах, и исках абие пойти тамо отдати ему письмо и призвати его по повелению вашего царского величества; и владетель места оного шах Невазхан не попусти мене, токмо посла сам от себе гонца, и писание папа и патриарх кир Паисий посла, и архиепископ тамошней кир Дометий и аз, раб ваш, ко блаженнейшему патриарху кир Макарию, извещающе ему дело великой церкви и вашего царского величества. И отвеща нам, яко по десяти днех придет, да пойдем вкупе; обаче по 10-ти и по 20-ти днех не прииде. Послахом к нему и второго гонца и писахом такожде, и паки отвеща нам, яко по 3-х днех хотел пойти, обаче прошли 3 и 13 дней и не прииде. И сице поидох к нему и сам и по 8 днех встретихомся с ним на рубеже и вручих ему вашего царского величества грамоту и приидохом вкупе в Тефлиз. И яко пройде 10 дней отвеща нам, яко ныне не может пойти, но токмо весною, зане собра имение неподвижимо и не имет кому предати и с кем послати во свояси долгу своево отдать; и егда слыша сие Александрейский и иже с ним и аз, раб ваш, такой ответ, быхом, яко исступлени, наипаче блаженнейший папа и патриарх, яко слыша сий ответ, отказа, яко и он не приидет; обаче со многим молением и со слезами и ходатайством многих рабов ваших, царского величества, обещался приити, и антиохийский такожде хотел приити после Светлого Христова Воскресения из Грузей. Обаче с блаженнейшим папою и патриархом пришли в место Николая царевича во град Кахет, и оттуда даде нам людей сын шаха Навазхана шах Назархан, и приидохом в Персиду во град Шамаху, чающе, яко можем пройти сухим путем до Терка или морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

– В указанных местах книги Деяний мы читаем следующее: II, 44–45: «Все же верующие были вместе, и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». IV, 32–37: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Осия, прозванный от апостолов Варнавою , что значит, сын утешения, Левит, родом кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги, и положил к ногам Апостолов». Вслед за этим рассказывается подобный с внешней стороны, но противоположный по внутреннему характеру случай с супружескою четою, Ананием и Сапфирою (V, I-II). Они продали свое имение и принесли деньги апостолам; но не все, а часть, остальное удержали; между тем апостолам сказали, что они жертвуют всем своим имением. Эта первая ложь была строго наказана Богом: Анания и Сапфира пали мертвыми. Насколько мы знаем, в богословской литературе только один и довольно случайный писатель Оскар Гольцман 16 видит в приведенных местах «принудительно проводимое общение имуществ» и из случая с Ананием и Сапфирою делает вывод, что «удержание частной собственности считалась (в Иерусалимской общине) преступлением, заслуживающим смерти» (стр. 332). Очень хорошо понимая, что слова ап. Петра, обращенные с Анании: «Чем ты владел не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» ( Дeяh. V, 4 ) – говорят против его понимания, О. Гольцман перетолковывает их в высшей степени произвольно, по-своему. Греч. текст гласит: οκ μνον σο μενε, κα πραθν ν τ σ ξουσα πρχε; О. Гольцман переводит его так: «Не осталось ли у тебя остатка и после продажи этот был разве в твоей власти?»; (и толкует), т. е. не удержал ли ты что-нибудь и разве ты имел еще право на проданное?» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Апостол отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» Святой Анания, отправясь по повелению Господню и отыскав Савла, возложил на него руки: и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, вдруг он прозрел и, встав, принял крещение и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и немедленно начал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий И все слышавшие удивлялись (этой перемене в мыслях гонителя Церкви Христовой) и говорили: — Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам? (Деян.9:21) А Савл более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос (т. е. обетованный Мессия). Иудеи наконец воспылали на него гневом, согласились убить его и сторожили у ворот городских день и ночь, чтобы он не убежал от них. Ученики же Христовы, бывшие в Дамаске с Ананием, узнавши о совещании иудеев, решивших убить Павла, взяли его и ночью в корзине спустили из окна дома, примыкавшего к городской стене. Он же, вышедши из Дамаска, не тотчас направился к Иерусалиму, но прежде пошел в Аравию как сам о том пишет в послании к Галатам: «Я не стал, тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром» (Гал.1:16–18). Пришедши же в Иерусалим, Павел святой старался присоединиться к ученикам Господа, но те опасались сего, не веря, что и он уже ученик Господень. Святой же Апостол Варнава, увидев его и убедившись в обращении его ко Христу, обрадовался и, взяв его за руку, привел к Апостолам, и Павел рассказал им, как он на пути видел Господа, и что сказал ему Господь, и как он — Павел — в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Апостол отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим [ 7 ] в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» [ 8 ]. Святой Анания, отправясь по повелению Господню и отыскав Савла, возложил на него руки: и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, вдруг он прозрел и, встав, принял крещение и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и немедленно начал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий [ 9 ]. И все слышавшие удивлялись (этой перемене в мыслях гонителя Церкви Христовой) и говорили: — Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам? (Деян.9:21) А Савл более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос (т. е. обетованный Мессия). Иудеи наконец воспылали на него гневом, согласились убить его и сторожили у ворот городских день и ночь, чтобы он не убежал от них. Ученики же Христовы, бывшие в Дамаске с Ананием, узнавши о совещании иудеев, решивших убить Павла, взяли его и ночью в корзине спустили из окна дома, примыкавшего к городской стене. Он же, вышедши из Дамаска, не тотчас направился к Иерусалиму, но прежде пошел в Аравию [ 10 ], как сам о том пишет в послании к Галатам: «Я не стал, тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром» (Гал.1:16–18). Пришедши же в Иерусалим, Павел святой старался присоединиться к ученикам Господа, но те опасались сего, не веря, что и он уже ученик Господень. Святой же Апостол Варнава, увидев его и убедившись в обращении его ко Христу, обрадовался и, взяв его за руку, привел к Апостолам, и Павел рассказал им, как он на пути видел Господа, и что сказал ему Господь, и как он — Павел — в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но при внимательном прочтении этого события, не вырывая эпизод из контекста, видно, что это не так. Прочитав историю до конца, мы увидим следующее. Несмотря на то, что Апостолу явился Сам Христос, он был присоединен к Церкви Апостолом из семидесяти Ананием. Это не было личным решением Анании, так как Господь Иисус Христос явился ему и поручил присоединить к Церкви иудея Савла, через Крещение и с возложением рук. Вот как об этом сказано в этой же главе: «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» ( Деян. 9, 10–18 ). Церковь – это не просто собравшиеся и уверовавшие во Христа. Она создана Иисусом Христом, освящена Духом Святым, посланным от Бога Отца, и пребывает непрерывно до сегодняшнего времени. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Попытка положить свое основание вместо Христа имеет следствием бесчисленное дробление протестантизма и неопротестантизма на различные секты. Об этом Спаситель предупреждал так: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010