В чем может, он успевает, а в чем не может, он смиряется. Следовательно, и то самое служит ему к преспеянию, что неподражаемо в преспеянии. 9 . Ибо вот, если мы обсуживаем те слова и дела наших проповедников, о которых читаем; то познаем, на какую высоту были подняты ворота. Ибо умалчивая о явлении знамений, скажем о добродетелях сердечных. Известно о Павле, который говорит, что он законом умер для закона, потому что веру во Христа проповедывал ему и самый закон ( Гал.3:24 ), – что он по великой ревности в вере не захотел по плоти держаться заповедей закона, запретил обрезание в язычниках. И когда Апостол Петр хотел было соблюдать еще обычай законного обрезания: тогда он (Павел) лично противостал ему, и сказал, что он в этом деле подвержен был нареканию ( Гал.2:11 ). И высказывая эту свою ревность ученикам, называет (поступок Петра) не только проступком, но – что более лицемерием, т.е. притворством, говоря: когда Петр пришел в Антиохию, тогда я лично противостал ему: ибо он подвержен был нареканию. И несколько после: вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи ( Гал.2:11, 13 ). Но тот же Апостольский первенец (Петр), давая многие наставления ученикам, и узнав, что они увлекаются некоторыми писаниями Павла, говорит: как и возлюбленный брат наш Павел, по мудрости ему данной, написал вам; так как он говорит о сем и во всех своих посланиях, в которых есть нечто и неудобовразумительное; что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, подобно как и прочия Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Вот (Павел) в своих посланиях написал, что Петр подвержен был нареканию, и вот Петр в своих посланиях утверждает, что Павел дивен в том, что он написал. Известно, что если бы Петр не прочитал посланий Павла, то не стал бы хвалить их. А если он прочитал их, то заметил, что в них сам он назывался подверженным нареканию. Итак друг истины похвалил даже то, что его обличили; ему понравилось даже то самое, о чем он думал иначе, нежели как следовало думать. И он согласился с меньшим братом, и в этом самом деле соделался последователем меньшего себя, чтобы тому, кто был первым в сонме Апостолов, быть первым и в смирении, Итак обсудите, возлюбленнейшие братия, на какой высоте души стоял тот, кто хвалил те послания, в которых написано, что он подвержен нареканию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Итак, когда ты захочешь получить утешение, то смири себя, предай сокрушению душу свою. Это сказано о благоволении Божием, о благости и человеколюбии Его, о том, что Его дело – утешать находящихся в несчастьях; а дальше говорится о могуществе Его. " Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает " (ст. 4), т.е. знающий. Так как здесь шла речь о народе рассеянном и нигде не видном, то пророк справедливо привел этот пример, выражая, что Бог может собрать и рассеянных. Он обыкновенно ободряет и утешает сокрушенных, и бесчислен­ное множество звезд знает в точности; следовательно и нас, которых Он обещал умножить подобно звездам, соберет в точности. " И всем им имена нарекает " . Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): всем имена нарицающий (τοις πασιν). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): всех их по именам назовет (πντας αυτουςονομασ καλσει). Я думаю, что это сказано об израильтянах; пророк говорит тоже, что после говорил Исаия: " ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся " (Ис.41:9). Что же значит: " и всем им имена нарекает " ? Никто из них, говорит, не погибнет; но как называющие по именам, так и Он соберет всех в точности. " Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим " (ст. 5). Так как он сказал о величайшем деле, о том, что Бог соберет столько тысяч людей, рассеянных по всей вселенной, то говорит теперь о могуществе Его, располагая самых колеблющихся из иудеев к вере. " И разум Его непостижим " . Поэтому не исследуй, как и каким способом; величие его беспредельно. Потому он и сказал: " и величию Его нет конца " (Пс.144:3). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: " Велик Господь наш " , он и присово­купил: " и разум Его непостижим " . И знание Его удивительно, по­чему пророк и говорит: " дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его " (Пс.138:6), и судьбы Его неиссле­димы, почему он и говорит: " истина Твоя до облаков " (Пс.35:6). 2. Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

3 изцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их: 3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их, 4 изчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй. 4 Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает, 5 Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа. 5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим. 6 Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. 6 Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли. 7 Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех: 7 Начинайте Господа прославлять, пойте Богу нашему на гуслях, 8 одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком: 8 Одевающему небо облаками, приготовляющему для земли дождь, произращающему на горах траву и злак на службу людям, 9 дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым его. 9 Дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его. 10 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: 10 Не силу коня Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит, 11 благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его. 11 Благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его.   Самое славословие Господу служит источником бесчисленных благ. — « Псалмопение — благо, да будет приятным Богу нашему хваление ». — К какому событию из истории израильтян относится этот псалом? — « И всем им имена нарекает ». — Особое проявление божественного промысла в возвышении смиренных и низложении гордых. « Начинайте Господа прославлять ». — Благоволение Божие достигается не силою коней и мужеством воинов, а страхом Божиим.   1. Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк говорил: « Велик Господь и весьма славен » (Пс. 144:3), и много беседовал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть « благо », и само псалмопение бывает источником бесчисленных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас. Поэтому и Павел говорит: « исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу » (Ефес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5 Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа. 6 Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. 7 Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех: 8 одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком: 9 дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым его. 10 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: 11 благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его.  1 Аллилуия. Хвалите Господа! Ибо псалмопение - благо, да будет приятным Богу нашему хваление!  2 Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля.  3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их,  4 Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает,  5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим.  6 Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли.  7 Начинайте Господа прославлять, пойте Богу нашему на гуслях,  8 Одевающему небо облаками, приготовляющему для земли дождь, произращающему на горах траву и злак на службу людям,  9 Дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его.  10 Не силу коня Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит,  11 Благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его.   Самое славословие Господу служит источником бесчисленных благ. – " Псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление " . – К какому событию из истории израильтян относится этот псалом? – " И всем им имена нарекает " . – Особое проявление божественного про­мысла в возвышении смиренных и низложении гордых. " Начинайте Господа прославлять " . – Благоволение Божие достигается не силою коней и мужеством воинов, а страхом Божиим.   1. Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк гово­рил: " Велик Господь и весьма славен " (Пс.144:3), и много беседо­вал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть " благо " , и само псалмопение бывает источником бесчислен­ных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. Во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. То есть чтобы и Бог прославлялся, и вы стали усерднее, ибо когда принимающие подаяния — люди испытанные, то ни у кого не может родиться подозрение относительно их. Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению. Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению. Достойно это святой души и многой попечительности и снисходительности Павла. Мы, говорит, послали этих мужей, не одного, а нескольких, остерегаясь, то есть предполагая и опасаясь, чтобы кто не заподозрил нас, будто мы из подаяний употребляем что-нибудь в свою пользу. И не сказал: чтобы вы не заподозрили, но: от кого, чтобы не обиделись и не подумали, будто их подозревает в таком мнении о нем. И само, говорит, обилие, то есть обилие подаяний, легко может возбудить в злых людях подозрение, если не примем предосторожности. Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Смотри, как беспокоилась душа Павла, чтобы не подать братиям повода к соблазну. Ибо не сказал: я чист, пусть клевещет, кто хочет, но как пред Богом, говорит, так и пред людьми, стараемся о добром, то есть стараемся явиться безукоризненными, и чем они слабее, тем более должно снисходить им, потому что мы снисходим и малым детям, когда нянчим их. Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. Присовокупляет и другого, называя его братом и одобряя его на основании испытания и суждений, как человека усердного во многом и оказавшегося таким многократно. Возвышать так речь свойственно похвале. Ныне же, говорит, он сделался еще усерднее, как бы в надежде, что вы подадите более щедрую милостыню, которой он служит.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. А апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям " . " Детей имеет верных " (то есть верующих христиан, а не язычников или безбожников), не укоряемых в распутстве или непокорности — дети избираемого в священство должны быть свободными от укора в недобром поведении. Св. Златоуст говорит: " Ибо кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? " Блж. Иероним указывает, что пороки детей могут стеснять и пресекать успех учительства отцов. " Ибо с какою свободою можем мы, — говорит он, — обличать чужих сынов и научать их правым путям, когда обличаемый может возразить нам: прежде своих научи " . Далее апостол перечисляет отрицательные качества, которых не должно быть у епископа (под " епископами " здесь можно понимать и собственно епископов, и пресвитеров, поскольку в апостольские времена разграничение этих терминов не было строго установлено). " Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец " (ст. 7) — " строитель Божий " значит то же, что " эконом " , " приставник " , или домоправитель. Здесь св. апостол Павел, по предположению блж. Иеронима, имел в виду притчу Господа о верном домоправителе (Лк. 12:42 и далее). " Не дерзок " — епископ не должен быть своенравным, ставя выше всего свой личный произвол и свои личные эгоистические интересы. " Не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца " — все это не свойственно доброму пастырю и домоправителю, как осуждает такие черты и притча (Лк. 12:45). " Не корыстолюбив " — здесь запрещается не только нечестность, но и всякое желание обогащения, которое неприлично в служителе Христовой Церкви, долженствующем подражать апостолам, не искавшим никаких прибытков, но довольствовавшихся необходимым — пищею и одеждою (1 Тим. 6:8). Затем перечисляются положительные качества, которые требуются от кандидатов священства.

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

" Дух властвует над низшими ступенями в существе человека. ...В этом именно состоит его власть над миром, его способность к творчеству. Отрешенный дух не способен ни властвовать, ни творить " (Б.П. Вышеславцев) " ...Человек обладает телом, через которое он связан с космосом, с природой... [Это] дает ему возможность соприкасаться со всеми ступенями бытия, понимать их, одухотворять и преображать " (он же) Но самым важным даром и творческой силой является слово. 9.2.4. Речь и слово Слово одно только могло бы поставить человека превыше всего творения. И эта способность уже была у человека в раю. Но так ли это с точки зрения православной антропологии? Была ли у первозданного человека речь? Умели ли говорить Адам и Ева? Важность этих вопросов понятна хотя бы из дискуссии о происхождении языка. Ведь если язык произошел в процессе " эволюции " , то значит ли, что сугубая человеческая деятельность явилась не сразу и человек человеком становился постепенно. Но Библия свидетельствует, что Адам нарекал имена животным: Быт.2:19-20: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Итак, Адам " нарекал " имена. Это значит, что, во-первых, он пользовался речью (на-рек-ал), во-вторых, имена, которые он давал, были не просто терминами, но именами. " Имя и есть фокус нашей мысли " (Священник Павел Флоренский) Имя концентрирует мысль, связывает называющего и называемого, оно объединяет доселе не объединенный и не одухотворенный мир. Адам совершал наречение как молитву, как " литургию " , хотя действие ее касалось еще только одного человека. Тем не менее отцы свидетельствуют, что слово, как мысль и как речь, было дано Адаму в творении, а не явилось плодом развития. " Бог, создав тело, сотворил потом вместе (за раз) и душу и ум, и самое внутреннейшее слово наше " (Преподобный Симеон Новый Богослов)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Завершить творение Бога — задача человека Сотворение мира в том виде, как его излагает иудейское учение, описано в Книге Бытие. Бог (1) творит, (2) отделяет, (3) нарекает: В начале сотворил Бог небо… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью… И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом… И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями . Без названий не существует формирующаяся вместе с языком реальность. Эта мысль удачно выражена Витгенштейном в его трактате: «Границы моей речи указывают на границы моего Мира» . Верно также, что мы не можем мыслить вне слов, то есть так, чтобы в наших мыслях не возникал замещающий символ (имя, знак и т. д.). Закономерно также, что если мы о чемто не способны размышлять, то и не можем дать этому название , и наоборот. Само наречение традиционно считается венцом деяний творца, представляет собой некий grand finale виртуозной работы, последний, завершающий образ мазок, подпись. В Книге Бытия упомянут примечательный момент: животных, то есть последнее, что было сотворено, нарекает не Бог, а человек. Именно ему была дана прерогатива завершить начатое Господом: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым… О наименовании тварей божьих в одном абзаце говорится три раза подряд. Свои творения Бог передает человеку в отчасти незавершенном состоянии (хотелось бы сказать — в виде полуфабриката) и оставляет их для до вершения. Наречение есть отображающий это обстоятельство символ. Право присвоения имени в иудейской культуре было (и по сей день остается в культуре нашей) суверенным и принадлежало, например, первооткрывателю (ранее не известного места), изобретателю (нового принципа) или родителям (ребенка). То есть тому, кто стоял у зарождения, у исходной точки.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

И так как это свыше было предопределено ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание, как и Исав, после благословений, данных Иакову отцом, рыдая, говорил: “ Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения? ” (Быт.27:36). Заметь, какая у древних была проницательность, или - лучше - сколь велика премудрость Божия, которая так устрояла, что и жены не просто, не как случится, давали имена рожденным от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним. И редко найдешь, чтобы дети назывались одними именами с родителями их, или, может быть, и нигде не найдешь этого. Но когда отец намерен был наречь имя дитяти, то давал ему какое-нибудь необычайное, новое прозвание, так чтобы чрез него предзнаменовать какое-либо будущее событие. Так же поступала и мать. Так Ламех, нарекая своего сына, назвал его Ноем и присовокупил: сей “ утешит нас ” (Быт.5:29). Таким образом, тщательно исследуя каждое имя, непременно найдешь в нем какое-либо предзнаменование, - не так, как делают ныне, нарекая детям имена без цели и как случится, или только по именам их родителей. У древних же всегда целью было то, чтобы в прозвании детей заключить постоянное напоминание о чем-либо. Но посмотрим далее, что, после перемены в первородстве, повествует нам блаженный Моисей об отце Иакова и Исава, как и он, подобно Аврааму, при наступлении голода, удостаивается великого попечения свыше, сколько за свою собственную добродетель, столько же и по обетованию, которое было дано праотцу. “ Был , - говорит Писание, - голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама ” (Быт.26:1). Чтобы ты не подумал, что Писание говорит о прежнем голоде, оно и поясняет: “ сверх прежнего голода, который был во дни ” праотца - то есть, теперь, при Исааке, другой такой же голод постиг землю, какой был и при его отце. Скудость в необходимых (потребностях) подвергла всех величайшей опасности, принудила переселяться из своих стран в те места, где можно было найти обилие в жизненных потребностях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010