А теперь — апостол Павел. Вспомните: юноша-фанатик, который гонит христиан, очень образованный и очень гордый и ненавидящий христиан… Это он принимал участие в избиении и убийстве первомученика архидиакона Стефана!.. Вдруг на каком-то пути в Дамаск происходит что-то необыкновенное: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спрашивает: «А Кто Ты?» — «Я — Иисус!» Тот, которого он гнал! И происходит с этим Савлом нечто совершенно необыкновенное, чудесное, полный переворот! Он становится Павлом, уже не Савлом, а последователем Господа Иисуса Христа, апостолом Его, и каким апостолом! Мы знаем и другой диалог — между Ананием и Господом, когда Ананий спрашивает: «Господи, Ты же знаешь, кто он, и что он делает нам, христианам! Сколько зла он принёс нам, сколько людей замучал! И что же, Ты…» Господь отвечает: «Он — избранный сосуд мой!» И другое: «Он знает и будет знать, что он испытает за всё!» Значит, и за то, что он гнал христиан, значит, вероятно, это — наказание? А может быть и не наказание. Может быть то, чему потом подвергся апостол Павел, это какое-то испытание, и даже какое-то избранничество, особый дар милости Божией — мученичество. Может быть так… Вот кто сделался вторым первоверховным апостолом, вот кто оказался избранным Господом! Братья и сёстры, за что же оказался Савл избранным сосудом? За то же самое пламя его сердца, пламя любви к Богу, которого он не знал и вдруг узнал, именно потому, что любил и хотя и искал Его на неправедных, неверных путях, но всё-таки искал и нашёл! Явился Господь ему: «Вот, это — Я»! И пламя любви к Богу, горевшее в его сердце, обратилось сюда, любовь пошла навстречу любви Христовой. А что сделал Павел во всей своей жизни и во всём служении апостольском Церкви — вы знаете. Только так исполняется настоящий христианский долг на земле, осуществляется верность Христу, когда горит в сердце этот пламень. А мы это знаем из жизни наших совсем недавних святых, почти наших современников и их учеников — вспомните Серафима Саровского и Мотовилова. Мотовилов спрашивал у св.Серафима: «А что это такое, этот огонь, этот пламень?» И Серафим Саровский ему показал: Мотовилов пережил нечто подобное тому, что пережил Пётр на Фаворской горе — так было ему хорошо! Это была радость? Нет. Это была скорбь? Тоже нет. Это было что-то совсем исключительное, совсем особенное: это было начатком вступления в Царство Божие, соединения с Самим Богом! Тут было всё гораздо выше того, что мы можем назвать радостью, гораздо больше того, что может быть скорбью и даже скорбью радостотворной. Был мир с Богом, правда, радость о Дусе Святе. И именно потому показал Серафим Саровский это Мотовилову, простому мирянину, что и в этом простом мирянине было что-то от пламени, которое горело в сердцах и апостола Петра, и апостола Павла, и преподобного Серафима, как и у всех настоящих христиан — пламя любви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

«Усиливаются христоборцы (говорит он) на расхищение малого нашего Христова стада. Преосвященного нашего епископа Павла Коломенского в срубе сожгли, монастыри наши разорили: Соловецкой, Иргизской, Измаильской, Серковской, Лаврентьев, девичей Казанской, Покровской, Макарьев, Лушки, Пахомьев, Малин – остров, Цимлянской, на Чиру девичей, и по разным лесам скиты гладом морили, живых в землю зарывали, отчего старообрядцы бежали до 30,000 со священником Козьмою и Стефаном в Польшу на Ветку, инии в Австрию, в Молдавию и Пруссию. По реке Дону на устрашение нашим старообрядцам за веру убиенных тела пускали, чтобы от страха приняли новоникониянскую веру; христиане же наши собрались с женами и детьми 40 тысяч, отправились в Турцию и поселились часть на Дунае, а часть за Царем-градом, в Майносах. Остальных же, содержащих святую нашу веру, всякими хитростями тиранили: в Лужках в 1843 году на страстной неделе прислано было солдат полторы тысячи изловить попов Алексея и Павла. В крепостях бесчеловечно томили, – в Киевской 7242 года епископ Епифаний высидевши в темноте 12 лет умер, на гробе его написали, раскольнической епископ, и в насмешку бабы его провожали с помелами 13 ). Из грек митрополит Амбросий, принявши древлеправославие наше 1846 года, на подданство определился в Австрию, но ходатайством никониян сослан на заточение в Цылль на французской границе, от Белокриницкой митрополии 1000 верст (!): там и жизнь свою скончал. В Суздальской (крепости) епископ Алимпий умер, архиепископ Аркадий высидел в ней 28 лет; с ним епископ Геннадий и епископ Конон высидели около 15 лет. Епископа Геннадия из Харькова паки осудили на изгнание в Курлянцию (А где он теперь?). Архимандрита Зиновия со священноиноком Ананием сослали в закавказские провинции, в Ленкоран... А иных – царицу Евдокию, супругу Петра первого, в тюрьме содержали (Итак и супруга Петра первого записана в раскольницы!), полковника Ивана Филипьевича Денисова (?), благородных жен, болярыню Федосью Прокофьевну Морозову... протопопа Аввакума, священника Лазаря (и т. д.; следуют даже подлинный выписки из аввакумовых сочинений о раскольнических страдальцах его времени)... Иноков, инокинь, уставщиков и защитников за старообрядческую веру в острогах содержали до смерти и в Сибирь ссылали, святыню грабили, из рук даже вырывали; часовни печатали, а подарки брали, и доныне этим озоруют в род исполнения закона, а пред высшим правительством выхваляются о победе, как будто взяли они Ериван, или Париж»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Книга Апостол в десть, харатейной» (л. 164). В 1661 г. в библиотеку Воскресенского монастыря патриарх Никон дал вкладом две книги «Апостол с толкованием»: первая писана в Ростове, в 1220 г. (ГИМ, Синодальное собр., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 18) 1155 ; вторая книга попала в Воскресенский монастырь из библиотеки Иверского монастыря, куда она также была дана вкладом патриарха Никона 27 февраля 1655 г. (ГИМ, Синодальное собр., 8, XVI в.; вкладные записи патриарха Никона с л. 1 и далее) 1156 . «Книга Беседы еуангельские в десть, письменые» (л. 164) – возможно, копия с одной из изданных на московском Печатном дворе в 1664 и 1665 гг. книг с толкованиями Иоанна Златоуста текстов Евангелий от Матфея и Иоанна 1157 ; однако среди подаренных Никоном библиотеке Воскресенского монастыря книг есть три тома «Бесед» византийского святителя на Евангелие от Матфея (ГИМ, Воскресенское собр., 79-бум., 80-бум., 81-бум.) и один том «Бесед» на Евангелие от Иоанна (ГИМ, Воскресенское собр., 82-бум.); в каждой книге на первых листах имеются скрепы от имени патриарха Никона 1158 . «Книга Григория Синаита в полдесть, писана уставом» (л. 164) – возможно, в «росписи» отмечена рукопись с сочинениями византийского автора второй половины XIII – 40-е гг. XIV в., которая в составе книжного собрания Воскресенского монастыря вошла в Синодальное собрание (ГИМ, Синодальное собр., 385) 1159 . Это могла быть одна из двух книг – «Книга Григория Синаита писменая в полдесть» и «Книга житие Григория Синаицкаго, в полъдесть», которые хранились в домовой казне патриарха Никона и в 1658 г., после оставления им патриаршей кафедры, были отправлены в Воскресенский монастырь 1160 . «Книга Дионисия Ареопагита в десть, писаная» (л. 164) – это, по-видимому, сборник сочинений, надписываемых в рукописной традиции именем Дионисия Ареопагита (четыре трактата, разделенные на главы, и десять посланий; корпус произведений мог дополняться и другими сочинениями того же автора) с толкованиями Максима Исповедника и Иоанна Скифопольского 1161 . Рукопись XIV в. с творениями Дионисия Ареопагита и толкованиями их Максима Исповедника патриарх Никон дал вкладом в библиотеку Воскресенского монастыря в 1661 г. (ГИМ, Воскресенское собр., 75-бум.; скрепа на л. 1 – 28); эта книга, согласно имеющейся в ней другой записи (на л. 9 – 26), 25 июня 1655 г. была прислана архимандритом Ананием с братией из афонского Павловского монастыря великомученика Георгия 1162 ; доставил книгу в русскую столицу архимандрит Иоасаф 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за Св. Евангелием, пример Апостольский также указует на необходимость пастырского контроля над материальной стороной жизни общины. В книге «деяний» не раз повествуется о подобной ревности Святых Апостолов или – как это было бы квалифицированно в духе Синодального постановления – подобного «вмешательства пастыря в сферу финансово-хозяйственной деятельности прихода». Достаточно вспомнить грозный пример с Ананием и Сапфирою ( Деян.5:1–11 ), а также знаменательную передачу попечения «о столах» (хозяйстве) рукоположенным диаконам ( Деян.6:1–6 ), на которую некстати ссылается Синодальное постановление, совершенно искажая смысл этого акта, о чем нам ещё придется говорить ниже. Таким же примером, говорящим о постоянном «вмешательстве» Св. Апостолов в хозяйственную жизнь общины служит сбор подаяний в пользу Иерусалимской Церкви, которым на протяжении многих лет непосредственно руководил сам Св. Апостол Павел ( 1Кор.16:1–4 ; 2Кор.8–9 ; Гал.2:9–10 ), более других потрудившийся в «служении слову» ( 2Кор.11:23–12:6 ). Недвусмысленно на этот счет и суждение Канонического Права: Правила Святых Апостолов 38 и 12, а также Анкирского Собора 15 и Гангрского Собора 7 и 8 согласно свидетельствуют о том, что руководство и управление административно-хозяйственной жизнью принадлежат пастырям. Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу. Но не позволительно ему присваивать что-либо из оных, или сродникам дарить принадлежащее Богу. Аще же суть неимущии, да подает им, яко неимущим: но под сим предлогом да не продает принадлежащее Церкви. Пр. Св. Апостол 38 Повелеваем епископу имети власть над церковным имением. Аще бо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением: (аще потребно) и странноприемлимых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо Закон Божий постановил, да служащий алтарю от алтаря питаются: якоже и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании. (Пр. Св. Апостол 41-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Симеон, епископ Персидский, жил в IV веке, при гонителе христиан в Персии царе Сапоре II (310–381). Он был епископом города Селевкии – Ктезифона. Царь Сапор начал гонение на христиан в 343–344 годах. Сначала он наложил на христиан тяжелую подать, а затем стал предавать смерти священнослужителей и мирян, грабить и разрушать храмы. В течение двух лет в Персии было замучено 1150 человек. Известны имена некоторых святых мучеников: Усфазан, бывший воспитатель Сапора; Авделай и Анания, пресвитеры; Фусик, знатный вельможа при дворе Салора, и его дочь Аскитрея; Азат, евнух, любимый слуга царя. Церковные историки Созомен (V в.) и Никифор Каллист (XIV в.) в своих исторических трудах указывают, что христиане, узнав о повелении царя умертвить всех христиан, сами без страха отдавали себя на мучения за веру в Господа Иисуса Христа. Гонения на христиан продолжались и в последующие годы, но после казни святого мученика Азата скопца, которого царь особенно любил, Сапор приказал предавать мучениям только священнослужителей и учителей христианских, а остальных христиан повелел щадить. В это тяжелое для христиан время пострадал и священномученик Симеон. На епископа Симеона Сапор был особенно гневен, так как враги христиан оклеветали святителя, обвинив его в тайных связях с Греческим государством. Святой Симеон, приведенный к царю на суд, смело исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Ни угрозы, ни обещания земных благ не заставили его совершить ритуальное поклонение солнцу, как того требовали язычники. Тогда святителя вместе со священниками Авделаем и Ананием бросили в темницу. На допросе царь угрожал умертвить всех христиан, но и это не поколебало мужества святителя Симеона. Тогда на его глазах были усечены мечом многие исповедники. Святитель благословлял их на мученическую смерть, наставляя не бояться казни, но с надеждой на жизнь вечную в Царстве Небесном претерпеть страдания. После всех он и сам с радостью положил голову на плаху. Кончина священномученика последовала в Великую пятницу 13 апреля 343 или 344 года. Преподобный Акакий, епископ Мелитинский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисусе прекрасный, Чистоты цвет ясный! Поведай нам, Господь Бог Сам: Откуда родился, На земли явился, Возможно ли знати, Разум подати!.. За Рождеством Христовым шли Святки, разгульное веселье, забавы и др. В «Месяцеслове» калик перехожих было свое песенное слово и о декабре-месяце. «Молим вас, святии вси, к нам ныне приспети, егда хощем от души пеньми вас воспети», – начинался этот стих, немедленно переходящий к славословию вспоминаемых в декабрьские дни святых: «Тя, пророче Науме, верно призываем, с Оввакумом чудным усты восхваляем. И освященный Савво, отче богоносный, великий Николае, дивный чудотворче, с Амвросием словесну жертву вам приносим, с Потапием блаженным и помощи просим: в бедах нам и напастех присно помогайте и от всяких печалей, молим, избавляйте. Бога прамати Анно, заченшим тя плодом моли за ны к Богу с неплодным отродом. Ермогене, Евграфе, Мино страстотерпцы, Данииле с Лукою, на столпах страдальцы, Спиридоне, Киприном чудотворец славный, Евстратие с Орестом, лик пятострадальный, Фирсе и Филимоне, мученицы честнии, Елефферие, Павле, жители небеснии, Аггее, Данииле, славни пророцы, со Ананием в пещи бывши отроцы, с дружиною всею и Севастияне, Христа о нас молите. Вонифатие славне, Игнатие, сомленный львовыми зубами, Улияно, пребуди, мученице, с нами. Петре, Анастасие, узы разрешите грехов наших и страстей, с Десятию в Крите. Евгение, страдалице, облегчи недуги. Рождся Христе от Девы, расторгни вся втуги. Дево, твоим Собором, Иосифе честный, Стефане, возсияйте свет свыше небесный. Две тме Никомидийских со многими младенцы, Троице святей молите о нас страстотерпцы. Маркелле, Анисие, Зотиче, царствуйте, Мелание, и нам всем жизнь ходатайствуйте!» 27 дек. архидиакон Стефан. 29 дек. память Марка Печерского, Гробокопателя. В самый разгар Святок (30 дек.) праздновали память св. митр. Макария Московского , великого идеолога и просветителя Святой Руси. Святитель предпринял создание грандиозного свода «всех чтимых книг на Руси» – Великих Четьих Миней, которые вошли в историю под названием Макариевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокольня в советское время и в годы " перестройки " служила городской водонапорной башней. Ильинский храм в советское время был перестроен в двухэтажную контору районной электросети. Сейчас весь первый этаж и алтарь полностью освобождены и отремонтированы. Богослужения в этом храме осуществляется с 1 августа 1999 года по воскресным и праздничным дням. На втором этаже проживают служители подворья. К храму с запада в советское время пристроено помещение гаража для легкового транспорта, которое сегодня используется в качестве трапезной. На крыше трапезной смонтирована временная звонница и 5 колоколов весом от 10 до 100 кг. Спустя время в Ильинском храме был сделан основательный ремонт, убрано часть перегородок, расписан алтарь, сделаны потолок и пол, приведены в порядок подсобные помещения. Храм благоукрашен, приобретена утварь, написаны иконы, сделано Распятие, мощевик, аналои, клирос. Неоценимую помощь подворью оказали различные благотворители и меценаты, а также городская администрация. На территории подворья разбиты клумбы и устроен фонтан. Сегодня Ильинское подворье является епархиальным подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря, находящегося в селе Введенье Шуйского округа. С сайта: gavposad-kraeved.ru/Гаврилов Посад. Ильинское подворье (с колокольней) Авторы многотомного труда " Историко-статистическое описания церквей и приходов Владимирской епархии " . Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды. Владимир, 1896 г., историки Добронравов В. Н. и Березин В. В., указывают упоминание в приходских списках Ильинский и Никольский храмы только с 1802 года. В более раннем описании церквей, составленном в 1745 году ключарем Суздальского Богородице-Рождественского собора Ананием Фёдоровым, информации о них нет. Кроме храмов и колокольни, в церковной ограде с 1857 года была построена двухэтажная церковно-приходская школа (сегодня в этом здании расположена районная ГИБДД). Закрытие храмов и последующее их разграбление и уничтожение расположенных между ними церковных захоронений было совершено безбожной коммунистической городской властью в 1936 году.

http://sobory.ru/article/?object=03705

9–26), 25 июня 1655 г. была прислана архимандритом Ананием с братией из афонского Павловского монастыря великомученика Георгия 1163 доставил книгу в русскую столицу архимандрит Иоасаф 1164 . «Книга Шестоднев харатейной» (л. 164). Без рукописей «Шестодневов» в XVII в. не обходилась ни одна монастырская библиотека, поскольку это было одно из немногих сочинений, отразивших комплекс средневековых представлений о мироздании и окружающей человека действительности 1165 . В келейной библиотеке патриарха Никона «Шестодневом» мог быть манускрипт, содержащий один из нескольких известных в славянской книжности переводных «Шестодневов» 1166 ; либо Василия Великого , епископа Каппадокийского (IV в.), автора первого произведения, написанного в жанре комментария библейского рассказа о сотворении мира за пять дней и в XVII в. неоднократно изданного 1167 , либо Севериана, епископа Гавальского (IV – первая треть V в.), либо византийского автора VII в. Георгия Писидийского, который составил своё произведение в стихах, либо Иоанна, экзарха Болгарского (вторая половина IX – первая треть X в.), чьё произведение считалось самым значительным и известным в южнославянских странах и на Руси 1168 ; возможно, это была та рукопись «Шестоднева», которую Никон, будучи митрополитом Новгородским, купил в Соловецком монастыре во время поездки туда за мощами митрополита Филиппа в 1652 г., о чём свидетельствует запись в расходной книге книгохранителя старца Никанора 1169 , или один из манускриптов – «Книга о шести дняхъ, писмяная в полдесть в доскахъ», «Книга писмяная в полдесть о Божественныхъ Тайнахъ и о пяти дняхъ», «книга Шестодневъ в полъдесть», «книга Василия Великого шестодневъ въ десть харатейная», присланных с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1170 . «Книга Иоанна Дамаскина в десть, писаная» (л. 164) – рукопись, содержащая в себе сочинения византийского автора второй половины VI – первой половины VII в., создавшего ряд известных церковных песнопений; упомянутой в списке рукописью могут быть два хранящихся в собрании книг Воскресенского монастыря манускрипта с сочинениями Дамаскина: книга «Небеса» – ГИМ, Воскресенское собр., 86-бум., на первых семи листах которой имеется запись о принадлежности её келейной библиотеке патриарха Никона («Сия книга казённая верховая святейшего Никона патриарха келейная») 1171 ; или книга «Богословие» Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна, экзарха Болгарского, писаная на пергамене в конца XII – начала XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Из лесных своих дач монастырь не имеет возможности извлекать доходов, кроме собственного отопления дровами и пользования лесом для ремонтировки зданий своих. Лес сберегается тщательно, как дорогое достояние, самими братьями монастыря. Таким образом, при видимой скудости положительных средств к содержанию своему, Санаксарский монастырь существует единственно Милостью Божьею посылаемою через благочестивых благотворителей. Продолжение таковой милости Божьей без сомнения будет, если монастырь останется верным своему святому долгу и призванию: «искать первее всего царствия Божия» – тщательно, со всем усердием, без малейшего упущения, отправлять службы Божии в святом храме, творя молитвы и моления о спасении своем и всех ближних, особенно заповедавших ему молиться за них благотворителей. При скудных средствах, монастырь все таки содержит от 60 – до 70 братий, не отказывает в посильной помощи бедным и нищим братиям о Христе, дает приют и успокоение странникам, ходящим ради Бога по обителям. Служба общему спасению смиренными молитвами, монастырь не отказывается уделять из Богодарованных своих средств, хотя малую лепту, на дело образования духовного юношества, – будущих служителей св. церкви. 18. Грамоты и акты 1. Грамота Благословенная, от Святейшего Патриарха Иосафа, о дозволении Санаксарской пустыни строить церковь деревянную – Пресвятой Богородицы Владимирской – 1669 года, Октября 1 дня. 2. Грамота Благословенная, на освящение в Санаксарской пустыни церкви, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, от Святейшего Патриарха Иоакима, –1676 года, февраля 6 дня 3. Грамота – Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, о дозволении Санаксарской пустыни владеть перевозом через реку Мокшу, сенными покосами, рыбными ловлями и прочими удобьями, 1677 года, Апреля 27 дня. 4. Подлинная выпись, данная, по указу Великих Государей Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1686 году писцами – Димитрием Максимовичем Полочаниновым и Ананием Немцовым на владение Санаксарской пустыни, обмежеванными лесными угодьями, сенными покосами, землею и прочими, выпись из писцовых книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За это она была избита и снова заключена в темницу. После сего правитель занялся разбором дел, поступивших от городских жителей, а потом, освободившись от них, приказал опять вывести святую из темницы. Когда она была приведена к нему, то он стал принуждать ее отречься от Христа, но она и слушать об этом не хотела. Тогда, по повелению мучителя, ее предали жестоким мучениям: отрезали ей язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову. В тот же день память святого мученика Леонида и с ним святых жен: Хариессы, Нунехии, Василиссы и Феодоры, в Коринфе страдавших и в море потопленных в 251 г. Память 17 апреля Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского Когда в Персии сильно умножилось число христиан и они имели свои церкви, епископов, священников и диаконов языческие волхвы, видя это, пришли в большую ярость и гнев на христиан. Эти волхвы, ведя свое происхождение от древнейших волхвов, были защитниками и охранителями нечестивого персидского лжеверия. Вместе с ними восстали на христиан и иудеи, всегдашние враги христианства. Сговорившись с волхвами, они научили Персидского царя Сапора воздвигнуть гонение на христиан А еще раньше этого они оклеветали пред ним святого Симеона, который был епископом города Селевкии-Ктезифона сказав, что этот христианский епископ враждебен персидскому царству и дружит с греческим царем, которому он будто бы доносил обо всем, совершавшемся в Персии. Тогда царь Сапор прежде всего наложил на христиан большую и очень тяжелую подать и приказал строгим мужам наблюдать за уплатою подати. Потом он стал открыто умерщвлять священников и служителей Божиих, стал грабить церковные имущества и разорять самые церкви, срывая их до основания; епископа же Симеона, как мнимого врага Персидского царства и противника нечестивого суеверия персидского, он повелел схватить и привести к себе на суд. Согласно царскому распоряжению к царю был приведен святой Симеон с двумя священниками, Авделаем и Ананием. Епископ, взятый воинами и скованный железными узами, не только не устрашился гнева царя, но даже и не поклонился ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010