Обаче ведомо да буди вашему царскому величеству, яко едучи в Грузи от града Тефлиза писахом к вашему царскому величеству труды и страхи и беды, отнележе изыдохом от Египта пройти весь восток, не токмо от разбойников беды, но и от пашей и от вельможных агарян, зане испытоваху нас, в какой путь идем и какие люди есмы, зане ж имеют агаряне рать и имеет зазрение и страхи, бысть на нас многое истязание от них; и им ответы дахом, якож Святый Дух научи нас, и с бесчисленными протарми прошли и обретаемся ныне в граде Шемахе, достигохом месяца ноября 20-го числа. В том да не подивитца ваше царское величество, но показася нам, яко есть конец жития нашего, зане не обретохом в пути ни одного християнина, токмо единого человека стара, вашего царствия купца, и от сего прияхом малое утешение. Да даст щедрый и милостивый Господь Бог наш Иисус Христос молитвами пресвятой его Матери и присно Девы Марии и молитвами святого апостола и евангелиста Марка, первого патриарха александрейского, да сподобит нас и поспешествует видети твое святое царское лице, и тогда повествуем лицем к лицу, с великою радостью и веселием и о всем утешимся, како посетит благодать Святого Духа и от твоего царского величества промысл и посещенье будет; зане заключихомся от зимнего времени и от дальнего пути, в том да не оставит нас вашего царского величества промысл. Да и Царь царствующих да утвердит державу вашего царского величества. Аминь. От Шемахи 1665-го Ноября последний день. Иже во всем богомолец святого вашего царского величества. Александрийский Паисий. 2 В 2-м Мелетиеве ж листе написано: Благочестивейший, тишайший, Богом венчанный, Богом хранимый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец. Вашему царскому величеству покланяюся. Егда поидохом от Египта с блаженнейшим папою и патриархом великого града Александрии и судьей вселенским кир Паисием и с боголюбезным архиепископом святыя горы Синайския Ираифом кир Ананием, писах со единым старцом, именем Гарасимом, Синайския ж горы, к вашему царскому величеству в Тайной приказ; обаче не вем, аще прииде той старец или ни, обаче извещаю вашему царскому величеству, яко послахом того старца с писаньем в 25-й день Мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Итак, история и очевидные примеры показывают нам опытный урок того, что одно только средство находится к утверждению благоустроенного и прочного существования обители до скончания мира. Это средство есть исполнение Богоустроенного ее устава. Повторяю: это только одно есть благодатное средство, которое может прославить Бога, обитель и сохранить и спасти от всех страшных треволнений и конечного ее разрушения до конца мира. А одно обеспечение вещественное всегда бывало ложно. Потому и я, умирающий ваш духовный отец, вседушевно желающий обители нашей и впредь находиться в благоустроении истинного общежития, прошу и умоляю вас, отцы мои и братья, хранить богодарованный вам великий дар чистого общежития, не нарушать его ничем, но наипаче ревновать вообще всячески поддерживать его всеми вашими силами, ибо в настоящее время чистое общежитие есть уже большая редкость. Паче всего храните старчество, ибо оно устроено примером Господа нашего Иисуса Христа. Без старчества совершенное общежитие не может быть, потому что многоначалие своими разделениями на партии всегда расстраивает общежитие. Особые содружества и партии смотрят только на свою пользу, а не на общую, потому они и за грех не считают – великий грех святотатства – похищение монастырских достояний, пренебрегая страшным примером Суда Божья, при апостолах бывшего над Ананием за нарушение общежития. Прошу не внимать возгласам зараженных современным духом неверия и расслабления, которые в братстве приводят такие мысли, что-де в настоящее время люди стали слабы и немощны, а потому и правила святителя Василия теперь уже не современны. Если этой лжи поверить, в таком случае и само Святое Евангелие также будет уже не современно, потому что правила общежития утверждаются на основании его, которого ни одна черта или йота не изменяется. Так говорящие показывают свое неведение христианской истории, потому что в те времена, когда жили и составители сего устава, много было таковых же маловеров и расслабленных, ложных монахов, которые тоже говорили, но таковых святые отцы советуют нам не называть даже и монахами, а жилища их не называть монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За это она была избита и снова заключена в темницу. После сего правитель занялся разбором дел, поступивших от городских жителей, а потом, освободившись от них, приказал опять вывести святую из темницы. Когда она была приведена к нему, то он стал принуждать ее отречься от Христа, но она и слушать об этом не хотела. Тогда, по повелению мучителя, ее предали жестоким мучениям: отрезали ей язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову.   В тот же день память святого мученика Леонида и с ним святых жен: Хариессы, Нунехии, Василиссы и Феодоры, в Коринфе страдавших и в море потопленных в 251 г. Память 17 апреля Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского Когда в Персии [ 1 ] сильно умножилось число христиан и они имели свои церкви, епископов, священников и диаконов [ 2 ], языческие волхвы, видя это, пришли в большую ярость и гнев на христиан. Эти волхвы, ведя свое происхождение от древнейших волхвов, были защитниками и охранителями нечестивого персидского лжеверия. Вместе с ними восстали на христиан и иудеи, всегдашние враги христианства. Сговорившись с волхвами, они научили Персидского царя Сапора [ 3 ] воздвигнуть гонение на христиан [ 4 ]. А еще раньше этого они оклеветали пред ним святого Симеона, который был епископом города Селевкии-Ктезифона [ 5 ], сказав, что этот христианский епископ враждебен персидскому царству и дружит с греческим царем, которому он будто бы доносил обо всем, совершавшемся в Персии. Тогда царь Сапор прежде всего наложил на христиан большую и очень тяжелую подать и приказал строгим мужам наблюдать за уплатою подати. Потом он стал открыто умерщвлять священников и служителей Божиих, стал грабить церковные имущества и разорять самые церкви, срывая их до основания; епископа же Симеона, как мнимого врага Персидского царства и противника нечестивого суеверия персидского, он повелел схватить и привести к себе на суд. Согласно царскому распоряжению к царю был приведен святой Симеон с двумя священниками, Авделаем и Ананием. Епископ, взятый воинами и скованный железными узами, не только не устрашился гнева царя, но даже и не поклонился ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Положили с следующего воскресенья открыть женское собрание, которого еще нет здесь; наиболее разумная из христианок здесь — мать семинариста Якова Сато, приносимая в Церковь на спине сына Павла Урада, учителя, ибо ноги в параличе. Церковный дом здесь и с землей под ней — пожертвован Церкви Ананием Фукусима. У него же приготовлено было и помещение мне, во всех отношениях роскошное, только с мучительной кроватью.     4/16 мая 1892. Понедельник.     Сеноо.    Утром с семи часов обедница и панихида. Потом посещение христиан; посещено пятнадцать домов; были и на кладбище, где похоронен Павел Накакоодзи. Видели тканье циновок; посетили двух богатых язычников, подающих надежду сделаться христианами. Вечером с восьми часов проповедь для язычников; собралось человек триста; сначала шумно, потом хорошо слушали. О. Никита говорил проповедь об исполнении пророчеств в Христе, совсем непонятную для язычников. Я — обычную первоначальную для язычников. — Из этой местности катихизатор Николай Такай; но у него дома все язычники, и потому не были там; отсюда же Дионисий Кубота; его отец и мать еще несчастнее — земледельцы, не богатые, но и не бедные. Селение Сеноо — весьма зажиточное; земля превосходно возделана, процветает, кроме того, производство цветных и всяких других циновок, производство сои из бобов, тут же культивируемых в изобилии; наш богач Ананий Фукусима именно — один из сих производителей. Поражает необыкновенное обилие детей в селении. Народ хороших нравов.     5/17 мая 1892. Вторник.     Утром Сеноо. Вечером Кодзима.    В восемь часов, простившись с собравшимися в молитвенном доме христианами, выехали мы с о. Никитой в Кодзима. Ананию в благодарность за прием я дал образок Спасителя в серебряной ризе, для путешествий, и крестик в две ены. В Кодзима прибыли в половине одиннадцатого, на полчаса раньше, чем обещали. Ка, отец семинариста Стефана, дальше всех встретил; потом отец Фомы Такеока и прочие. В Церкви нужно было ждать с полчаса пока придет дочь Такеока, девица лет семнадцати, заправляющая пением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

Содержит подарствование монастырю Завландийскому селения того же имени. 6 . Хрисовул его же монастырю Ликосада, бумага, 0.80 X 0.27, 6857 (1349) года. Подпись греческая: Стефан во Христе Боге верный царь и самодержец Сервии и Романии. Содержание его: подарствование подворий у Трикала. 7 . Хрисовул царя Симеона, бумага 0.57 1/2 х 0.81, года 687... в месяце Мае, инд. 4. Старшая цифра по соответствию с 4-м индиктионом должна быть тоже 4. Выйдет, таким образом, 1366-й год. Подпись греческая: Симеон, во Христе Боге верный царь и самодержец Римлян и Сервов и всего Албана, Уресис, Полеолог 270 . Документ выдан монастырю Горбово на постройку башни в месте Завландии, и на владение разными угодьями. 8 . Хрисовул Ангела Дуки, жителям местечка Фанаря. Не сохранился весь в целости. Дука величает себя в нем царем, употребляя выражение: царства моего ( τς βασιλεας μου). Как и в настоящих грамотах императорских, в нем оставлялось пустое место для собственноручного внесения Государем-дарствователем слов: χρυσβουλλος λγος, но слова эти написаны чернилом, а не киноварью, что составляло привилегию царского письма. Да и самая подпись, состоящая всего из двух слов: Ангел Дука 271 , сделана тоже чернилами. За поврежденностью документа не видно, какого он времени. 9 . Хрисовул некоего Алексия Ангела, бумага, 0.80 х 0.26 фр. метра, в Августе месяце II индиктиона, 6896 (1388) года. Подпись: Алексий Ангел 272 . Писано подобно предыдущему не киноварью, а чернилами. За словом: Ангел стоит еще: Кесарь, написанное, по-видимому, собственноручно Алексием. Документ выдан по поводу спора Метеорских монахов Макария и ученика его с неким архимандритом Ананием о перемещении келлии „Богородицы“. 10 . Клятвенная грамота, бумага, 0.72 х 0.50, 6850 (1342) года, в Августе месяце, инд. II. Подпись: Михаил Агриилопул 273 . Выдана жителям местечка Фанари на владение какою-то землею. Документ, не знать зачем приклеен к 8. Хотя и тот и другой не относится, собственно, к делам монастырским, и оба имеют в виду жителей Фанарийских, но суть два разновременных документа, отчего мы и дали им отдельную нумерацио.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В период сооружения соборной колокольни до нашего времени дошло единственное сообщение, произведенное Ананием Федоровым в написанном им «Историческом собрании о священном граде Суждале». В данном очерке сказано, что постройка колокольни была произведена при архиепископе Серапионе, что произошло в 1635 году – во время пребывания на престоле царя Михаила Федоровича. Во внутреннем пространстве колокольни, на втором ярусе, имеется два престола, один из которых освящен во имя Благовещения, а другой – в честь святой царской дочери Феодосии. Для цели соединения стоящих неподалеку митрополичьих покоев со зданием храма со стороны западного фасада колокольни были выстроены большие продолговатые переходы, располагающиеся на нескольких возвышенных пролетах и оснащенных мощными сводами. В верхней части сводов был оснащен коридор, длина которого достигала 22 метров, при этом его освещение производилось путем создания большого количества оконных проемов. Для того чтобы пройти в коридор в палатных стенах и стенах колокольни, были выстроены перспективные порталы. С северной стороны переходов и колокольни примыкает большая двухъярусная галерея, главная масса которой приходится на арки первого этажа. Разделение арок второго этажа выполнено в качестве декоративных парных ширинок, оснащенных изразцами зеленого цвета. Со стороны северо-востока расположено высокое крыльцо, завершение которого выполнено при помощи шатра. Лестница – очень широкая и выводит на второй этаж галереи. Колокольня Богородице-Рождественского собора представляет собой грандиозное и удивительно масштабное сооружение, во внешнем облике которого ярко представлено большое мастерство и умение суздальских мастеров-зодчих, которые отлично смогли соединить воедино два разновременных помещения в прекрасное, гармонично оформленное произведение архитектуры. Согласно сохранившимся до сегодняшнего дня источникам, в 1719 году в здании собора произошел пожар. Необходимой для восстановления суммы не оказалось, по причине чего сгоревшие сооружения просто разобрали на составные части. На их месте была выстроена высокая массивная стена из камня, которая отделила соборный двор от располагающейся рядом улицы.

http://sobory.ru/article/?object=16658

   Этот зело поучительный рассказ мне посчастливилось слышать из одних и тех же уст несколько раз, два или три (поскольку прощание, вернее, подготовка к разлуке длилась, возможно, месяцами и менялся состав духовных чад и слушателей). Более тридцати семи лет тому посчастливилось слышать мне этот рассказ. Не ручаюсь за дословность, сокращения допущены бесспорно; но мне кажется, что для неискушенных в значении столь странного поведения, притом столь ответственного духовного лица будет полезно прочесть Лествицу, которую автор рассказа благословлял даже мирянам иметь настольной книгой.    В ней где-то выражается такая мысль: «Господь допускает иногда на всю жизнь греховную немощь с благими целями, дабы этим предотвратить большие падения». В данном случае, нам думается, что первый наместник был во всем исправным, кроме неравнодушия к Феофилу. Это предсмертное исповедание своей немощи, как нам кажется, в нем затмило все его подвиги и в этом беспамятстве он смирился до зела, что и требуется для спасения. «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф.5:3).    Добавлю от себя, что для многих, искренно ищущих спасения, зачастую посылается целожизненный гонитель, как правило, из домашнихи близких, а этот пример наилучшим образом объясняет смысл такого духовного напряжения, а в данном случае — духовного руководства. Уместно сравнить с Ананием из 14-й степени Лествицы.    презрение к ближним, надменность    гибель    объяснение и толкование    самооправдание в грехах    Убеждение, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит Часть 3. Заветы инокам Вступление     Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский монастырь     Вдали от суетного света,    По склонам гор, где всход зари,    Как лучезарная комета,    Сияет Лавра Уссури.    Тебя я Лаврой именую,    Обитель Троицы Святой,    За чин служебный, жизнь простую,    Странноприимство, весь твой строй.    Не золочеными главами Сияешь, Новый Валаам,    Постом, молитвой и делами    Ты свет Христов приносишь нам.    Так процветай на благо края,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первосвященники иудейские входили туда только раз в год, а Иаков мог во все часы дня и ночи молиться там. В храм входил он один; и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. Тридцать лет был ап. Иаков епископом Иерусалимской церкви. Многие не только из народа, но и из старейшин и начальников иудейских уверовали в проповедуемое св. Иаковом евангельское учение. К нему постоянно собиралось множество народа, одни, желая послушать его учения, другие – хотя бы прикоснуться к краю одежды его. Слово Божие чрез проповедь св. Иакова быстро растилось и множилось. Церковь Христова с каждым днем приобретала множество уверовавших. Наконец распространение Евангелия св. Иаковом возбудило против него ожесточенную злобу фарисеев. Вместе с новым первосвященником Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить праведного старца и надеялись гонением остановить ревность исповедников Христовых. Недовольные умножением христиан, они начали кричать и говорить, что скоро, пожалуй, и весь народ признает распятого Иисуса за Христа. Св. Иакова предупреждали, чтобы он перестал благовествовать Иисуса Христа и постарался бы отклонить иерусалимлян от этого учения, иначе его убьют. Настал праздник Пасхи и в Иерусалиме собралось множество народа. Римский правитель Иудеи Фест, при котором фарисеи боялись приступить к убийствам и жестоким гонениям христиан, в это время умер, а новый правитель еще не был назначен; фарисеи могли безнаказанно совершать свои злодейства. Собравшись к Иакову, они обратились к нему с такой просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились, и в заблуждении признают Его Христом, Сыном Божиим. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе, – льстиво добавляли фарисеи, – потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и беспристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, а мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были бы всему народу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1778 году всю эту местность, со значительным количеством десятин земли, получил в ранговую дачу Астраханского драгунского полка командир, полковник Николай Яковлевич Аршеневский. Азовской губернии, Бахмутской провинции на отведенной даче казацкую маетность Дружковку избрав для себя слободою и по возможности заселив ее народом семейным и оседлым, вольным и свободным, из незапрещенных мест, согласно требованиям ранговой дачи, полковник Аршаневский решился на собственный свой кошт устроить в новонаселенной слободе Дружковке церковь во имя Архангела Михаила и сделавши по сему предмету необходимые предварительные распоряжения, официально заявил о том Азовской губернской Канцелярии. По поводу сего заявления промемориею от 7-го июня 1783 года за 5723 Азовская губернская Канцелярия писала к преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому: «Господин полковник Аршеневский поданным в сию губернскую Канцелярию доношением прописывая, что в населенных им на отведенных ему от сей губернской Канцелярии и отмежеванных дачах, в Бахмутской провинции, в деревнях Дружковке и Паршаковке, состоит выведенных из незапрещенных мест веры греческого исповедания сто двадцать дворов, в них мужских 241, а женских 178 душ; но как, по неимению в тех его деревнях и по близости оных церквей, тамошние поселяне в преподаянии христианских треб имеют немалую нужду; на построение ж церкви заготовлены уже материалы и прочие церковные утвари; то в разсуждении сего, прилагая при том доношении о содержании церкви в должном благолепии о прочем обязательство, просит о дозволении в деревне его Дружковке построить во имя Архистратига Михаила церковь рассмотрения. В Азовской губернской Канцелярии по сему делу определено: Вашему Высокопреосвященству, с приложением того данного от г. полковника Аршеневского о содержании в должном благолепии обязательства, сообща просить о заложении в деревне его Дружковке, во имя Архистратига Михаила, церкви Вашего Высокопреосвященства благословения, с добавлением, что об отмежевании под оную церковь уступаемой им, Аршеневским, из своей дачи для священноцерковнослужителей сто двадцать десятин земли и о сочинении планов губернской межевой экспедиции указом предписано». При другой промемории от 18-го сентября того же 1783 года Азовская губернская Канцелярия представила преосвященному Никифору и план на 120 десятин земли для причта будущей Архангело-Михайловской Дружковской церкви, составленный соседом Аршеневского, межевщиком, прапорщиком Ананием Герасимовичем Струковым.

http://sobory.ru/article/?object=46485

13) Апостолы не крестились в воде. Апостолы крестились крещением Иоанновым, которое было водным; только «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» ( Лк.7:30 ); это водное крещение было восполнено крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, когда они удостоились получить в изобилии дары Святого Духа. Апостол Павел был крещен Ананием ( Деян.9:17–18 ). «Можно доказать», – пишет блаженный Феофилакт , – «что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым» (Толкования на Деян.Том. 5. 1906 г., стр. 20). 14) Иисус Христос крестился в воде для того, чтобы отменить крещение, подобно тому как и обрезался Он для того, чтобы отменить обрезание. Обрезание служило прообразом крещения (ср. Кол.2:11–12 ) и было отменено потому, что его заменило крещение, Господом установленное. Иисус Христос Своим крещением, сопровождавшимся сошествием Святого Духа и свидетельством Бога Отца, освятил его, дал нам пример, а не отменил. Мы видим, что апостолы, очевидно, по заповеди Господа, крестили в воде еще до установления Им новозаветного крещения ( Ин.4:2 ), чего они не решились бы сделать, если бы Он отменил водное крещение Своим примером. Этим крещением в воде, 172 совершаемым апостолами до страданий Христа, неоспоримо доказывается, что Господь и по воскресении Своем, повелевая апостолам крестить верующих, заповедал также водное крещение, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. В книге Деяний имеются убедительные свидетельства о совершении апостолами водного крещения (ср. Деян.10:47–48, 8:38–39 ). Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, учит: «Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Ежели Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, дабы крещающимся даровать божественную благодать и славу... дабы мы через сие (крещение), опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением». 173

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010