Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОР НАРЕКАЦИ Разворот «Книги скорбных песнопений» с изображением Григора Нарекаци в коленопреклоненном молении Христу. 1173 г. (Матен. 1568. Л. 178б — 179а) Разворот «Книги скорбных песнопений» с изображением Григора Нарекаци в коленопреклоненном молении Христу. 1173 г. (Матен. 1568. Л. 178б — 179а) Григор Нарекаци[арм. ] (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами). Его жизнь и творчество связаны с Нарекским мон-рем, где существовала одна из крупнейших литературно-богословских школ того времени во главе с богословом, поэтом, историком и толкователем Свящ. Писания Ананием Нарекаци . Мировоззрение Г. Н. во многом сложилось под влиянием творчества Анании Нарекаци. Оно отразилось в произведениях Г. Н., основывающихся на творениях представителей святоотеческого восточнохрист. богословия (святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин и др.). В сочинениях отцов Церкви Г. Н. в первую очередь интересовало описание процесса внутреннего озарения посредством молитвы. В поэтических книгах Г. Н. прослеживается связь с сочинениями теоретиков христ. неоплатонизма, представленного в арм. традиции философом Давидом Анахтом и др. писателями грекофильской школы (V-VIII вв.). Богословы нарекской школы для доказательства своих постулатов ссылались на мыслителей античной и эллинистической эпох: Пифагора, Платона, Аристотеля, Демокрита, Галена, Евклида, Филона Александрийского и др. Особым авторитетом пользовались сочинения корпуса «Ареопагитик» (V в.), переведенные в нач. VIII в. на древнеармянский Степаносом Сюнеци. Богословско-эстетические воззрения, отраженные в этих произведениях, получили художественное выражение в сочинениях Г. Н. наряду с космологическими, этическими и эстетическими идеями неоплатонической философии.

http://pravenc.ru/text/168101.html

А теперь — апостол Павел. Вспомните: юноша-фанатик, который гонит христиан, очень образованный и очень гордый и ненавидящий христиан… Это он принимал участие в избиении и убийстве первомученика архидиакона Стефана!.. Вдруг на каком-то пути в Дамаск происходит что-то необыкновенное: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спрашивает: «А Кто Ты?» — «Я — Иисус!» Тот, которого он гнал! И происходит с этим Савлом нечто совершенно необыкновенное, чудесное, полный переворот! Он становится Павлом, уже не Савлом, а последователем Господа Иисуса Христа, апостолом Его, и каким апостолом! Мы знаем и другой диалог — между Ананием и Господом, когда Ананий спрашивает: «Господи, Ты же знаешь, кто он, и что он делает нам, христианам! Сколько зла он принёс нам, сколько людей замучал! И что же, Ты…» Господь отвечает: «Он — избранный сосуд мой!» И другое: «Он знает и будет знать, что он испытает за всё!» Значит, и за то, что он гнал христиан, значит, вероятно, это — наказание? А может быть и не наказание. Может быть то, чему потом подвергся апостол Павел, это какое-то испытание, и даже какое-то избранничество, особый дар милости Божией — мученичество. Может быть так… Вот кто сделался вторым первоверховным апостолом, вот кто оказался избранным Господом! Братья и сёстры, за что же оказался Савл избранным сосудом? За то же самое пламя его сердца, пламя любви к Богу, которого он не знал и вдруг узнал, именно потому, что любил и хотя и искал Его на неправедных, неверных путях, но всё-таки искал и нашёл! Явился Господь ему: «Вот, это — Я»! И пламя любви к Богу, горевшее в его сердце, обратилось сюда, любовь пошла навстречу любви Христовой. А что сделал Павел во всей своей жизни и во всём служении апостольском Церкви — вы знаете. Только так исполняется настоящий христианский долг на земле, осуществляется верность Христу, когда горит в сердце этот пламень. А мы это знаем из жизни наших совсем недавних святых, почти наших современников и их учеников — вспомните Серафима Саровского и Мотовилова. Мотовилов спрашивал у св.Серафима: «А что это такое, этот огонь, этот пламень?» И Серафим Саровский ему показал: Мотовилов пережил нечто подобное тому, что пережил Пётр на Фаворской горе — так было ему хорошо! Это была радость? Нет. Это была скорбь? Тоже нет. Это было что-то совсем исключительное, совсем особенное: это было начатком вступления в Царство Божие, соединения с Самим Богом! Тут было всё гораздо выше того, что мы можем назвать радостью, гораздо больше того, что может быть скорбью и даже скорбью радостотворной. Был мир с Богом, правда, радость о Дусе Святе. И именно потому показал Серафим Саровский это Мотовилову, простому мирянину, что и в этом простом мирянине было что-то от пламени, которое горело в сердцах и апостола Петра, и апостола Павла, и преподобного Серафима, как и у всех настоящих христиан — пламя любви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского Память 17 апреля Когда в Персии 2581 сильно умножилось число христиан и они имели свои церкви, епископов, священников и диаконов 2582 , языческие волхвы, видя это, пришли в большую ярость и гнев на христиан. Эти волхвы, ведя свое происхождение от древнейших волхвов, были защитниками и охранителями нечестивого персидского лжеверия. Вместе с ними восстали на христиан и иудеи, всегдашние враги христианства. Сговорившись с волхвами, они научили Персидского царя Сапора 2583 воздвигнуть гонение на христиан 2584 . А еще раньше этого они оклеветали пред ним святого Симеона, который был епископом города Селевкии-Ктезифона 2585 , сказав, что этот христианский епископ враждебен персидскому царству и дружит с греческим царем, которому он будто бы доносил обо всем, совершавшемся в Персии. Тогда царь Сапор прежде всего наложил на христиан большую и очень тяжелую подать и приказал строгим мужам наблюдать за уплатою подати. Потом он стал открыто умерщвлять священников и служителей Божиих, стал грабить церковные имущества и разорять самые церкви, срывая их до основания; епископа же Симеона, как мнимого врага Персидского царства и противника нечестивого суеверия персидского, он повелел схватить и привести к себе на суд. Согласно царскому распоряжению к царю был приведен святой Симеон с двумя священниками, Авделаем и Ананием. Епископ взятый воинами и скованный железными узами не только не устрашился гнева царя, но даже и не поклонился ему. Поэтому царь, весьма разгневавшись, спросил святого: – Почему ты не кланяешься мне, как прежде кланялся? Святой отвечал: – Раньше меня не приводили к тебе так, как я приведен теперь, – и я преклонялся пред тобою, воздавая достойную честь твоему сану. Теперь же, когда я приведен, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает кланяться тебе, врагу моего Бога. Царь стал его убеждать поклониться солнцу 2586 и обещал ему за это многие подарки и почести, угрожая в противном случае истребить совершенно христианство в своем царстве. Когда же царь увидал, что святой мужественен и ни ласками, ни угрозами не склоняется к его нечестию, то повелел посадить его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, кем был по рождению, судьбе и ремеслу сей великий и первоверховный апостол Петр? Он был иудеем, бедным рыбаком, которого призвал стать Своим учеником Иисус Христос. И он тотчас же оставил все и последовал за призвавшим его Иисусом, став, как я полагаю, примером и образцом совершенного отречения от мира для тех, кто переходит от соленого и горького моря грехов и сетей диавольских к сладости и простоте Святого Евангелия. Излишне рассказывать какую ревность и какую горячую любовь к учению Христову имел апостол Петр, и какими дарованиями обладал, благодаря чему и был предпочтен прочим апостолам. Вместо прежнего своего имени Кифа, он был назван Петром, сподобившись услышать от Господа, что он является непоколебимым камнем Церкви, и что ему доверены ключи Царства Небесного и духовное попечение о словесных овцах Христовых. Кто из христиан, читавших Божественное Евангелие и Деяния святых апостолов, не знает о Петре, о том, как некогда вместе со своим Учителем ступал он по волнам моря, как громогласно исповедал Христа Сыном Божиим, как платил дидрахму вместе со Христом, как восходил вместе с Иаковом и Иоанном на гору Фавор и видел свет Преображения Божия, как не соглашался на умывание ног пречистыми руками Своего Учителя, как он сражался за преданного Христа и руками, и мечом, как его окликали по имени на горе Галилейской, и как он бежал вместе с апостолом Иоанном посмотреть на воскресение Господа, и как прежде Иоанна вошел в гробницу. О, сколько можно было бы рассказать об апостоле Петре, но я по собственной воле обхожу эти события по причине краткости. Упомяну лишь о хиротонии, которую совершил апостол Петр над Матфием, двенадцатым апостолом, избранным вместо предателя Иуды, но не могу не вспомнить и о страшном суде над Ананием и Сапфирой, и о Симоне Волхве, который давал ему за хиротонию серебро и которого апостол прогнал и проклял, не могу не сказать и о поучениях, преподаваемых Петром, и о его долгих путешествиях, которые апостол предпринимал ради проповеди, о том, как он исцелял различных больных, для чего иногда достаточно было только тени апостола, о хромом нищем, который исцелился от одного слова Петра и ходил на прямых ногах, об Энее расслабленном из Лиды, которого апостол исцелил от болезни, и о Тавифе из Иопии, которая воскресла по одному слову Петра. Я умалчиваю о прочих чудесах, о которых повествует божественный Климент, ученик и преемник Петра, потому что, если я захочу перечислить все подвиги святого и поведать о них в точности, то мне не хватит не только дня, но и целого века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Андрей юродивый и ученик его Епифаний во время всенощного бдения (в воскресение) 1-го октября (незадолго до кончины св. Андрея, скончавшегося около 936 года) видели в Константинополе, в Влахернском храме Матерь Божию на воздухе с пророками, апостолами и Ангелами, молящуюся со слезами о мире и Своим покровом (омофором) осеняющую христиан. Это видение утешило греков и обнадежило их небесною помощью во внутреннем устройстве Империи и Церкви 865 и в борьбе с сарацинами, которые в то время вторглись в Греческую империю 866 . Действительно, сарацины вскоре же были отражены. День Покрова не имеет дней предпразднства и попразднства. Но в следующий, за праздником Покрова Пресвятой Богородицы, день (2-го октября) Церковь празднует св. Андрею юродивому, который удостоился самого видения Богоматери (см. подобное о великих праздниках). Покрову празднуется вместе с апостолом Ананием и св. Романом сладкопевцем. В Типиконе указано на такую службу в седмичные дни и в воскресение. Но если – храм Покрова, или изволит настоятель, совершить бдение одному празднику Покрова, то служба совершается по особой главе Типикона. В этом случае канон на утрени поется только празднику. Но «Честнейшая» по 8-й песни канона утрени поется в день Покрова во всех случаях. В Часослове, изданном в Киево-Печ. лавре в 1742 г., находится величание на день Покрова: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный, юже Тя видя святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся». В Книжице, содержащей в себе величания, деваемые по полиелеях праздников, изданной в Почаевской лавре, 1763 года, находится несколько измененное это величание, именно: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо на воздусе виде святый Андрей, за ны Христу молящуюся». Стихи при этом величании следующие: ##а##) Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится. ##б##) Плещма Своима осенит тя, и под крыле Его надеешися. ##г##) Яко сокры мя в крове Своем, в день зла покры мя. ##д##) Сынове же человечестии, в крове крылу Твоею надеются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вслед за Св. Евангелием, пример Апостольский также указует на необходимость пастырского контроля над материальной стороной жизни общины. В книге «деяний» не раз повествуется о подобной ревности Святых Апостолов или – как это было бы квалифицированно в духе Синодального постановления – подобного «вмешательства пастыря в сферу финансово-хозяйственной деятельности прихода». Достаточно вспомнить грозный пример с Ананием и Сапфирою ( Деян.5:1–11 ), а также знаменательную передачу попечения «о столах» (хозяйстве) рукоположенным диаконам ( Деян.6:1–6 ), на которую некстати ссылается Синодальное постановление, совершенно искажая смысл этого акта, о чем нам ещё придется говорить ниже. Таким же примером, говорящим о постоянном «вмешательстве» Св. Апостолов в хозяйственную жизнь общины служит сбор подаяний в пользу Иерусалимской Церкви, которым на протяжении многих лет непосредственно руководил сам Св. Апостол Павел ( 1Кор.16:1–4 ; 2Кор.8–9 ; Гал.2:9–10 ), более других потрудившийся в «служении слову» ( 2Кор.11:23–12:6 ). Недвусмысленно на этот счет и суждение Канонического Права: Правила Святых Апостолов 38 и 12, а также Анкирского Собора 15 и Гангрского Собора 7 и 8 согласно свидетельствуют о том, что руководство и управление административно-хозяйственной жизнью принадлежат пастырям. Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу. Но не позволительно ему присваивать что-либо из оных, или сродникам дарить принадлежащее Богу. Аще же суть неимущии, да подает им, яко неимущим: но под сим предлогом да не продает принадлежащее Церкви. Пр. Св. Апостол 38 Повелеваем епископу имети власть над церковным имением. Аще бо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением: (аще потребно) и странноприемлимых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо Закон Божий постановил, да служащий алтарю от алтаря питаются: якоже и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании. (Пр. Св. Апостол 41-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возражения критиков, направленные против языка книги пр. Даниила, легко опровергаются сказанным в защиту о языке книги пр. Даниила, а все прочие 27 не заслуживают серьезного внимания, как составляющие предмет праздного любопытства. 8. Разделение книги пророка Даниила Книга пр. Даниила состоит из 12 глав и разделяется на две главные части: историческую, заключающуюся в первых шести главах 28 , в которых изображаются события из жизни пр. Даниила при халдейском дворе и Дарии Мидянине, и пророческую, содержащуюся в последних шести главах, в которых изложены видения о всемирных монархиях и о царстве Мессии. В переводе LXX сделаны к сему прибавления ( Дан.3:24–90,13:14 ), которые составляют 3-ю часть кн. Данииловой и сохранились только на греческом языке 29 . 9. Изложение содержания книги пр. Даниила и объяснение мест, указанных программою Содержание 1-й главы . Навуходоносор, сын Набополассара, сперва соправитель, а потом царь Вавилонский, верно выполнил поручение своего отца и волю Божию касательно Иудеи и окрестных ей народов. В третий год царствования иудейского царя Иоакима, сына Иосии, после краткой осады Иерусалима, он взял город и, оставив Иоакима царем, сделал его своим данником; при этом царь Вавилонский взял часть 30 сосудов из храма и отправил в Вавилон, также велел выбрать красивых и даровитых отроков из царского и княжеского рода и переселил в Вавилон, чтобы там воспитать их для служения при дворе. Даниил приводится в числе пленников в Вавилон и здесь вместе с Ананием, Азариею, Мисаилом и другими еврейскими юношами из знатного рода воспитывается к придворной службе под надзором Асфеназа, начальника царедворцев. Соблюдая строгую верность закону Моисееву, он, со своими товарищами, отказывается от употребления мяса и вина, подаваемого им от царского стола; ближайший начальник и воспитатель Даниила – Асфеназ, сначала опасается допустить Даниилу употребление только одной растительной пищи, но наконец, соглашается, по убеждению любимого им Даниила, который и оказывается здоровее и красивее всех других, питавшихся от царского стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Положили с следующего воскресенья открыть женское собрание, которого еще нет здесь; наиболее разумная из христианок здесь – мать семинариста Якова Сато, приносимая в Церковь на спине сына Павла Урада, учителя, ибо ноги в параличе. Церковный дом здесь и с землей под ней – пожертвован Церкви Ананием Фукусима. У него же приготовлено было и помещение мне, во всех отношениях роскошное, только с мучительной кроватью. 4/16 мая 1892. Понедельник. Сеноо. Утром с семи часов обедница и панихида. Потом посещение христиан; посещено пятнадцать домов; были и на кладбище, где похоронен Павел Накакоодзи. Видели тканье циновок; посетили двух богатых язычников, подающих надежду сделаться христианами. Вечером с восьми часов проповедь для язычников; собралось человек триста; сначала шумно, потом хорошо слушали. О. Никита говорил проповедь об исполнении пророчеств в Христе, совсем непонятную для язычников. Я – обычную первоначальную для язычников. – Из этой местности катехизатор Николай Такай; но у него дома все язычники, и потому не были там; отсюда же Дионисий Кубота; его отец и мать еще несчастнее – земледельцы, не богатые, но и не бедные. Селение Сеноо – весьма зажиточное; земля превосходно возделана, процветает, кроме того, производство цветных и всяких других циновок, производство сои из бобов, тут же культивируемых в изобилии; наш богач Ананий Фукусима именно – один из сих производителей. Поражает необыкновенное обилие детей в селении. Народ хороших нравов. 5/17 мая 1892. Вторник. Утром Сеноо. Вечером Кодзима. В восемь часов, простившись с собравшимися в молитвенном доме христианами, выехали мы с о. Никитой в Кодзима. Ананию в благодарность за прием я дал образок Спасителя в серебряной ризе, для путешествий, и крестик в две ены. В Кодзима прибыли в половине одиннадцатого, на полчаса раньше, чем обещали. Ка, отец семинариста Стефана, дальше всех встретил; потом отец Фомы Такеока и прочие. В Церкви нужно было ждать с полчаса пока придет дочь Такеока, девица лет семнадцати, заправляющая пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Книга Апостол в десть, харатейной» (л. 164). В 1661 г. в библиотеку Воскресенского монастыря патриарх Никон дал вкладом две книги «Апостол с толкованием»: первая писана в Ростове, в 1220 г. (ГИМ, Синодальное собр., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 18) 1155 ; вторая книга попала в Воскресенский монастырь из библиотеки Иверского монастыря, куда она также была дана вкладом патриарха Никона 27 февраля 1655 г. (ГИМ, Синодальное собр., 8, XVI в.; вкладные записи патриарха Никона с л. 1 и далее) 1156 . «Книга Беседы еуангельские в десть, письменые» (л. 164) – возможно, копия с одной из изданных на московском Печатном дворе в 1664 и 1665 гг. книг с толкованиями Иоанна Златоуста текстов Евангелий от Матфея и Иоанна 1157 ; однако среди подаренных Никоном библиотеке Воскресенского монастыря книг есть три тома «Бесед» византийского святителя на Евангелие от Матфея (ГИМ, Воскресенское собр., 79-бум., 80-бум., 81-бум.) и один том «Бесед» на Евангелие от Иоанна (ГИМ, Воскресенское собр., 82-бум.); в каждой книге на первых листах имеются скрепы от имени патриарха Никона 1158 . «Книга Григория Синаита в полдесть, писана уставом» (л. 164) – возможно, в «росписи» отмечена рукопись с сочинениями византийского автора второй половины XIII – 40-е гг. XIV в., которая в составе книжного собрания Воскресенского монастыря вошла в Синодальное собрание (ГИМ, Синодальное собр., 385) 1159 . Это могла быть одна из двух книг – «Книга Григория Синаита писменая в полдесть» и «Книга житие Григория Синаицкаго, в полъдесть», которые хранились в домовой казне патриарха Никона и в 1658 г., после оставления им патриаршей кафедры, были отправлены в Воскресенский монастырь 1160 . «Книга Дионисия Ареопагита в десть, писаная» (л. 164) – это, по-видимому, сборник сочинений, надписываемых в рукописной традиции именем Дионисия Ареопагита (четыре трактата, разделенные на главы, и десять посланий; корпус произведений мог дополняться и другими сочинениями того же автора) с толкованиями Максима Исповедника и Иоанна Скифопольского 1161 . Рукопись XIV в. с творениями Дионисия Ареопагита и толкованиями их Максима Исповедника патриарх Никон дал вкладом в библиотеку Воскресенского монастыря в 1661 г. (ГИМ, Воскресенское собр., 75-бум.; скрепа на л. 1 – 28); эта книга, согласно имеющейся в ней другой записи (на л. 9 – 26), 25 июня 1655 г. была прислана архимандритом Ананием с братией из афонского Павловского монастыря великомученика Георгия 1162 ; доставил книгу в русскую столицу архимандрит Иоасаф 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13) Апостолы не крестились в воде. Апостолы крестились крещением Иоанновым, которое было водным; только «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» ( Лк.7:30 ); это водное крещение было восполнено крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, когда они удостоились получить в изобилии дары Святого Духа. Апостол Павел был крещен Ананием ( Деян.9:17–18 ). «Можно доказать», – пишет блаженный Феофилакт , – «что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым» (Толкования на Деян.Том. 5. 1906 г., стр. 20). 14) Иисус Христос крестился в воде для того, чтобы отменить крещение, подобно тому как и обрезался Он для того, чтобы отменить обрезание. Обрезание служило прообразом крещения (ср. Кол.2:11–12 ) и было отменено потому, что его заменило крещение, Господом установленное. Иисус Христос Своим крещением, сопровождавшимся сошествием Святого Духа и свидетельством Бога Отца, освятил его, дал нам пример, а не отменил. Мы видим, что апостолы, очевидно, по заповеди Господа, крестили в воде еще до установления Им новозаветного крещения ( Ин.4:2 ), чего они не решились бы сделать, если бы Он отменил водное крещение Своим примером. Этим крещением в воде, 172 совершаемым апостолами до страданий Христа, неоспоримо доказывается, что Господь и по воскресении Своем, повелевая апостолам крестить верующих, заповедал также водное крещение, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. В книге Деяний имеются убедительные свидетельства о совершении апостолами водного крещения (ср. Деян.10:47–48, 8:38–39 ). Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, учит: «Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Ежели Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, дабы крещающимся даровать божественную благодать и славу... дабы мы через сие (крещение), опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением». 173

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009