Филипп Щипков, журналист и плотник Каждый из нас любит отпуск: одни ездят на море или путешествуют, другие проводят время на даче, мне же всегда хотелось не просто отдохнуть, но и сделать что-то полезное для Церкви. Три года назад я познакомился с добровольцами из движения «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», которое создали московский священник Алексий Яковлев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, и его жена — художница Татьяна Юшманова. Вместе с другими молодыми людьми я летом стал ездить по Русскому Северу и ремонтировать деревянные храмы. Больше пятисот церквей могут просто исчезнуть, если не сделать самых простых вещей — залатать крышу, создать временную кровлю, вынести мусор. Готовиться к поездкам мы начинаем еще зимой: выбираем храм, договариваемся с местными властями, ищем материалы для работ. Летом несколько групп едут к разным деревянным церквям и за неделю их консервируют, чтобы наши потомки могли увидеть эту красоту. Если местные жители не будут заботиться о храме, он простоит еще лет десять, а если помогут, то деревянная святыня проживет много дольше. " День деревни " в Малой Шалге Каргопольского района Архангельской области. Каждый год 10 августа в престольный праздник деревенского храма Смоленской иконы Божией Матери бывшие жители деревни и их дети собираются в своей деревне.      Сам я очень люблю работать с деревом. У меня есть разряд плотника-реставратора. Я пользуюсь коваными топорами ручной работы, которые изготавливаются по найденным образцам допетровской эпохи. В зависимости от характера работ применяются топоры разного веса и c разной длиной рукояти. Часовня и храм Вознесения Господня. Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Часовня (на переднем плане слева) начало 18 века, ровесница церкви Преображения Господня в Кижах      Часовня Ильи Пророка, д. Новая Деревня, Верховажский район Вологодской области. Июль 2013 года. Возведение защитной кровли над трапезной и притвором часовни. В прошлом году во время поездки я стал свидетелем настоящего чуда — мы работали в заброшенной церкви Смоленской иконы Божией Матери в Каргопольском районе, в опустевшей деревне Малая Шалга. При расчистке алтарной части храма, под метровым слоем мусора мы нашли полный евхаристический набор, завернутый в полуистлевшую аналойную накидку. В ней находилось шесть предметов: потир, дискос, звездица, лжица и две тарели. Серебро с позолотой начала ХХ века. Храм был закрыт в 1937 году. Перед арестом батюшка спасал самое дорогое — завернул в накидку и спрятал. Храм не раз грабили, но, видимо, святыня нас ждала. Мы восстановили в этом храме крышу, починили пол, убрали весь мусор, повесили простые иконки. Из соседней деревни приехал игумен Феодосий (Курицын), привез с собой антиминс, и мы служили Литургию, молились о неизвестном нам пока священнике и причащались из той самой Чаши, которую он пытался сохранить и сохранил от поругания.

http://pravoslavie.ru/70751.html

Первым известным священником церкви был Иаков Богословский. В 1799 году он сообщал в Переяславское Духовное Правление, что «в селе Слотино из давних лет существует беспридельная деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с деревянною же колокольнею». В 1822 году на месте деревянной церкви трудами этого священника и прихожан был возведен новый каменный храм с одноименным названием и с двумя приделами: южным – в честь Казанской иконы Божией Матери, северным – во имя преподобного Сергия Радонежского. В документах того времени настоятель церкви именовался благочинным, при котором в штате был дьякон, дьячок и пономарь. Священник Иаков служил в церкви до 1840 года. В 1850 году в село был назначен священник Михаил Эдемский, прослуживший здесь до 1891 года. После него был поставлен отец Николай Воскресенский – последний дореволюционный настоятель храма. В начале 30-х годов ХХ века в округе началась коллективизация, а вместе с ней и волна арестов кулаков и духовенства. Отец Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 году был вынужден уехать из села в г. Сергиев Посад, где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного колхоза, однако церковь осталась не разграбленной. Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт, и настоятелем был назначен священник Иоанн Михайлович (фамилия его не сохранилась в памяти старожилов). Прослужил он в церкви до начала 50-х годов, после чего на его место пришел протоиерей Петр Михайлович Липягов. Последним настоятелем был молодой священник, но имени его никто не помнит: он прослужил в храме всего несколько месяцев, после чего церковь была закрыта окончательно. Это произошло в 1961 г. Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, отобрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – святого апостола Иоанна Богослова XVII века. Благодаря этому отобранные в коллекцию музея иконы и культовые предметы сохранились до настоящего времени. Остальное по закрытии храма было частично расхищено, частично свезено в большую кучу и сожжено в близлежащем карьере. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку.

http://sobory.ru/article/?object=00044

Внутри церковь также отличается благолепием своего убранства. Иконостас главнаго храма устроен в русском стиле, иконы в нем написаны в стиле старинной русской иконописи. В приделе в честь Казанския иконы Божией Матери 4 иконы в нижнем ярусе иконостаса, 6 на царских вратах, две заклиросных и аналойных украшены сребро-позлащенными ризами, составляющими дар сестер Е. и А. Шахматовых. Стоимости этих украшений простирается до 7000 рублей. Число прихожан достигает 893 м. п. и 910 ж. п., некоторая часть их проживает на западной окраине города, известной под именем Тарабаевой, большая же часть – по разным улицам и в разных частях города. Приписных к церкви часовен нет. В приходе существует ц.-приходская женская школа, помещение которой пожертвовано помянутыми выше Е. и А. Шахматовыми. Для помещения причта, в состав священника, диакона и псаломщика, имеются церковные дома. Материал из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " , изданной в 1902 году. Флоро-Лаврская церковь в г. Шадринске первоначально была построена в 1802 г. на городском кладбище, вблизи Староконной площади, ныне район ул. Гагарина. В 1820 г. из-за ветхости была закрыта. В 1827 г. по Указу Пермской Духовной консистории была построена вновь из дерева, в 1855 г. сгорела. На месте сгоревшей церкви 29 мая 1860 г. была заложена каменная Флоро-Лаврская церковь, которая получила благословение высокопреосвещеннейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, была освящена 22 мая 1866 г. Приход Флоро-Лаврской церкви образовался в 1869 г. путем отделения от Спасо-Преображенского собора части города и пригорода: Тарабаевой, Солдатской слободы и Калиничевой. Позднее, к уже существующему одноэтажному зданию с каменной колокольней и оградой, были заложены в честь мучеников Флора и Лавра придельные храмы: 30 сентября 1873 г. на южной стороне в честь Казанской Божьей Матери и 20 апреля 1874 г. на северной – во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, в 1877 г. освящены преосвященным Модестом, епископом Екатеринбургским.

http://sobory.ru/article/?object=39905

В 1937 г. церковь иконы Божией Матери «Умиления» была закрыта. Здание ее использовалось под сапожную мастерскую. В годы Великой Отечественной войны в здании храма изготовлялись и хранились бутылки с зажигательной смесью. Много лет в этом здании был керосинный магазин. В последние годы здание наполовину разрушенного храма использовалось под склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор». Много испытаний выпало на долю святого места. Только летом 1993 г. оскверненный храм был передан православной общине и начались работы по его восстановлению. По проекту боровичского архитектора В.В. Овсянникова был восстановлен световой барабан с шатровым завершением и пять главок с крестами. Настелен новый пол, стены очищены от слоя грязи и побелены. Богослужение в храме началось в 1995 г. 25 апреля 1995 г., в праздник св. Иакова, из церкви св. Параскевы верующие Крестным ходом пришли к церкви иконы «Умиления». Около храма был отслужен водосвятный молебен с акафистом св. Иакову. После чего, по благословению Владыки Льва, архимандрит Ефрем освятил храм. 5 ноября 1995 г. исполнилось 450 лет со дня открытия святых мощей Иакова. В этот день в храме прошла первая Божественная Литургия. Храм пополняется иконами. С правой стороны от престола находится житийная икона св. Иакова, рядом с ним изображен св. Николай. С левой стороны от престола, как и было до закрытия храма, находится икона Иверской Божией Матери. Интересна аналойная икона св. Иакова. На ней он изображен на облачке над городом, как скорый заступник-целитель и хранитель г. Боровичи и его жителей. Чудесный источник св. Иакова. Святыней нашего края является и целебный источник, который появился на месте захоронения св. Иакова. Вода этого источника помогала от многих болезней в особенности от головной боли и болезней глаз. Святой колодец находился в подвале храма, точно под куполом. Он был хорошо виден снаружи через большое, закрытое металлической решеткой окно. Через него колодец освещался солнцем. Вода из колодца по специальным трубам попадала в два других колодца, находящихся с южной и северной сторон храма. Из них и черпали воду верующие. Первоначального колодец внутри храма был деревянным, а затем был обложен тесаным камнем. При ремонтных работах в подвале были обнаружены груды мусора, толстые бревна, камни, битый кирпич и стекла. Святой колодец был залит цементом и завален большими камнями. Все было пропитано керосином и мазутом. Казалось, святыня утрачена полностью. По восстановлению колодца был проведен большой объем работ: удалена на три метра загрязненная земля, подвал был засыпан чистым песком, гравием и глиной, разобраны каменные стенки колодца, т.к. они были сильно загрязнены, сделан новый сруб. После этого колодец наполнился чистой водой. В результате ремонтных работ в подвале храма колодец был восстановлен только весной 1997 г. Этот день явился возрождением древней традиции боровичан собираться к святому источнику в 3-й день после Пасхи в память о явлении мощей св. Иакова.

http://sobory.ru/article/?object=00842

На территории храма действует Воскресная школа с двумя классами. Описание [ править править код ] Храм построен по проекту областного архитектора Терского округа Михаила Адамовича Сурмиевич. Четырехстолпный пятикупольный трехапсидный храм в русско-византийском стиле с колокольней в стиле классицизма, вмещающий до 1000 человек. Высота храма - 37 м, ширина - 25,1м, длина -47,7 м, а общая площадь храма составляет – более 500 кв. м. Пять куполов храма изготовлены из квадратных стальных пластин, покрытых нитротитаном. Внутренняя роспись храма исполнена в русских канонических традициях. Алтарная часть отделена трехярусным резным позолоченным иконостасом. Над Царскими вратами точный список с чудотворной иконы Божией Матери Почаевская. От северного входа до амвона располагаются напольные амвонные киоты с образами: вмч. Георгия Победоносца, Моздокской иконы Божией Матери, вмч. Пантелеимона, Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», Божией Матери «Благодатное небо», а также аналойные иконы с образами и раки с частицами мощей Угодников Божиих. Южный придел, освященный в честь чудотворного образа Божией Матери Моздокская, отделяет от основной части храма двурядным резным иконостасом. На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора). Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами. Над западным входом резные деревянные хоры. Храм освящают пятиярусное центральное и два трехъярусных боковых позолоченных паникадила. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Икона Пресвятой Богородицы " Моздокская " (Иверская) - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Кабардино-Балкарская республика, г. Прохладный, ул. Строительная, 141А Проезд: Телефон: +7 (86631) 4-20-63 Электронная почта: Tomusia1@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Божественная Литургия - 8:00 Вечернее богослужение - 16:00 Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Чрезвычайно благоговейным было у неё отношение к её учительнице, наставнице и духовной, и профессиональной, Марии Николаевне Соколовой (монахине Иулиании). Частые рассказы о ней давали понятие об иконе и духовной жизни. У обеих в жизни была борьба за каноничную икону. Особенно Марии Николаевне пришлось пережить многое, в том числе от людей из церковного общества, которые не понимали отличия иконы от картины, считали это деление чем-то устаревшим или только делом вкуса. Ирина Васильевна рассказывала, что Мария Николаевна Соколова и словом, и своим примером старалась показать разницу между картиной и иконой. Сама Ирина Васильевна была очень широким человеком и принимала и ценила очень разных художников. Внимательно относилась к современному искусству и часто бывала на выставках. И со вниманием относилась к любому настоящему искреннему творчеству. Если сравнивать творчество Ирины Васильевны и Марии Николаевны, то у Ирины Васильевны ещё большая, как мне кажется, чем у Марии Николаевны свобода в обращении с образцами. Нельзя даже сказать, к каким именно образцам она обращается, настолько они переплавлены, синтетично и при этом без всякой эклектики. А ведь это и есть признак настоящего, свободного владения языком иконы. Основные известные мне вехи творчества Ирины Васильевны — это Серапионова палата в Троице-Сергиевой Лавре (под руковод­ством Марии Николаевны); главный и Сергиевский алтари Николо-Кузнецкого храма, аналойные иконы двунадесятых праздников, икона преподобного Андрея с житиём; роспись алтаря и иконостас храма Воскресения Христова в г. Тарусе; огромное иконописное и реставрационное творчество в Даниловом монастыре, а затем в Оптиной Пустыни. Кроме того, ею с бригадой было создано восемь икон для канонизации на Поместном Соборе 1988 года, среди прочих — икона преподобного Андрея Рублёва. А когда открылся храм святителя Николая в Клённиках, Ирина Васильевна с бригадой создала росписи нижнего храма. Была написана сначала икона с житиём святого праведного старца Алексия Московского, а потом и его ростовая икона, а также образ священномученика Сергия Мечёва.

http://pravmir.ru/pamyati-irinyi-vasilev...

По-видимому, именно П. (в подписи указаны только имя и чин святости) изображен в составе избранных святых, вероятно покровителей семьи заказчика, на иконе аналойного размера нач. XX в. (Шадринский краеведческий музей им. В. П. Бирюкова), написанной в мастерской Белогорского Николаевского муж. монастыря в Осинском у. (Кунгурский р-н Пермского края; на обороте штампы об освящении иконы и о ее создании - «Белогорского монастыря иконописная мастерская в Осинск[ом] уез[де] Пермской епархии»). Святые расположены 2 группами: П.- в правой, рядом с мученицами Наталией и изображенной выше Клавдией. Он средовек с темно-русыми волнистыми короткими волосами, разделенными на прямой пробор, и бородой средней длины без проседи. П. облачен в зеленое платье с синим кушаком и в красный плащ, полу к-рого он придерживает правой рукой, левую руку подносит к груди; подол платья, украшенный вышивкой, открывает черные сапоги с декорированными голенищами. В стиле исполнения иконы (яркий колорит, пропорции фигур, письмо личного, орнаментальные мотивы на полях) монастырский мастер ориентировался на московские образцы. П. изображен в группе подвижников XVI в. (крайний справа) в росписи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), выполненной в академической манере иеродиаконами Паисием и Анатолием в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Образ П. включен в группу Казанских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) (ТСЛ), на 2 авторских повторениях - нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ); видна только часть головы святого с русыми с проседью волосами, зачесанными назад. На совр. иконах (кон. XX - нач. XXI в.) в Казани П. пишут вместе с др. Казанскими мучениками, Стефаном и Иоанном, или в Соборе Казанских святых (см. ст. Иоанн I , мч., Казанский). Существуют единоличные иконы святого, на к-рых он представлен фронтально или вполоборота вправо в молении перед Господом (благословляющая десница Божия) в небесном сегменте; П.- средовек, иногда с проседью в волосах, одет в хитон и гиматий, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

Во Владимирской теплой церкви находятся, как было указано выше, много замечательных старинных икон и, представляющих большую художественную ценность, предметов (в алтаре и ризнице). Все это сохранилось благодаря заботам о церкви, правда, иногда (по невежеству) принимавшим и печальный оборот: портили архитектурные формы и фрески. Уже при входе в церковь, на лестнице, можно увидеть несколько интересных, хотя, правда, и позднейших икон: например образ св. Параскевы с деяниями, и другой огромный (4 1/4 Х 3 1/2 аршина) образ Владимирской Божией Матери, позднейшей работы; написан он на холсте и поновлен в 1860 годах (Африканом Скрипицыным вологодским " копировщиком " ). С верхней площадки лестницы ведут двери в храм, в ризницу, в архив и библиотеку. Первая от входа часть храма или притвор соединяется со среднею частью небольшою аркою, по сторонам которой в золоченых рамах находятся иконы: Спаса Смоленского с предстоящими в молитвенном положении святыми, старинный образ Похвалы Божией Матери, икона св. Димитрия Прилуцкого с житием и чудесами - интересной композиции и очень красивого письма, икона Воскресения Христова. Над входом в паперть - икона Владимирской Божией Матери. В общем, в верхней Владимирской теплой церкви иконостас и вся его живопись не представляют ничего выдающегося художественного. На горном месте можно отметить лишь небольшие, довольно старинные, аналойные иконы. В нижней (Феодосиевской) теплой церкви - также мало примечательных икон и предметов. Образ св. Феодосия и несколько мелких икон - более или менее интересны. Владимирский храм (холодный) представляет значительно больший интерес находящимися здесь церковными художественными сокровищами. Высокая и светлая внутри церковь изобилует лепными украшениями над арками и окнами, но без живописи. Славится она большим и богатым, в стиле барокко, иконостасом, подобным иконостасам Дмитриевской или Феодоровской церквей. В иконостасе пять ярусов. В первом - местные большие образа (2 X 1 1/2 арш.); во втором - иконы двунадесятых праздников, овальной формы; в третьем ярусе - тоже праздники, по середине Воскресение Христово; в четвертом - св. апостолы, в середине икона Деисуса; в пятом - пророки, в середине коронование Божией Матери, а над иконостасом - золоченые, разные изображения Божией Матери, Иоанна Богослова и Распятие. Царские двери гладкие, без прорезных отверстий, с накладной резьбой и обычными изображениями Благовещения и Четырех Евангелистов; перед иконостасом по бокам амвона помещаются два огромных серебряных подсвечника с надписью: " усердием Московских граждан в 1833 году " . Подсвечники - стиля ампир, прекрасной работы и еще лучшей композиции.

http://sobory.ru/article/?object=49826

11 . Картина Страшного Суда, Греческой перевод, в трапезе Рождественского Собора. б. иконы, хранящиеся в ризнице: Из числа икон, хранящихся в ризнице, осталось лишь только девять, которые значатся в описях XVII столетия, а именно: а. Икона Спаса Нерукотворенного, Греческого письма, значащаяся в описи 1685 года под б. Икона Божией Матери Владимирские аналойная, в сребропозлащенном окладе, но без украшений, значившихся на ней по описи 1685 года. в. Икона Божией Матери Казанские, и по новым описям – Петровские, древнего, так называемого, Греческого письма, в сребропозлащенном окладе, украшенном драгоценными камнями и жемчугом, бывшая местною в Рождественском храме по описям 1690 годов, а ныне хранящаяся в ризнице. г. Иконы аналойные: Воскресения Христова (Сошествие во ад), Рождества Христа Спасителя, Входа Спасителя во Иерусалим, Московского иконного письма второй половины XVII столетия, с венцом, украшенным мелкими драгоценными камушками, по преданию дар Царевны Татьяны Михайловны. д. Иконы Спасителя, Божией Матери и Никиты Столпника, небольшого размера, в серебропозлащенных ризах, пожертвованные Царевною Татьяною Михайловною в сию обитель в 1683 году, Сентября 21 дня. ІIІ. Священная утварь а. Евангелия напрестольные окладные: 1 . Евангелие харатейное писанное в 1468 году и приобретенное Святейшим Патриархом Никоном, собственно для Воскресенской обители, в богатом сребропозлащенном окладе, украшенном драгоценными камнями. Надпись по ободу: «Лета 7166, месяца Сентября в 4 день (1657 году), построил сие святое Евангелие со всем украшением Великий Господин Святейший Никон, Патриарх Московский и всея России, в свое строение в Воскресенский монастырь, во век неотъемлемо». В конце месяцеслова надпись: «В лето 6976, Индикта I, написана бысть книга сия святое Евангелие в Великом Новограде, при Великом Князе Иване Васильевиче и при Архиепископе Великого Новограда и Пскова Владыки Ионы, повелением раба Божия Священноинока Пимена, владычня Ключника хлебного, и Святейший Никон Патриарх Московский и всея России, во 166 году пожертвовал сие святое Евангелие со всею оправою и украшением во свое строение в Воскресенской монастырь в век неотъемлемо».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На Московской Руси, отчасти в ответ на протестантские доктрины, моленный образ получил, как мы убедились, принципиальное историческое «задание», которое основывалось как на византийской теории иконы, так и на византийской религиозно-государственной парадигме: икона была введена в онтологический контекст строительства «царства» особой харизмы. В силу своего обоживающего начала моленный образ был призван не только «отражать» священную историю, как на Западе, но и активно влиять и изменять историческую реальность. Однако отсутствие в этом контексте развитой традиции схоластического богословия обусловило то, что с этого времени именно в иконе намного активнее, чем раньше, стала происходить умозрительная работа русского религиозного сознания. Это сразу же отразилось на мобильности и подвижности иконографии моленного образа середины XVI–XVII вв. и, в частности, переработке в нем целого круга западных идей и мотивов, имеющих общее с католическим Римом значение. Во множестве появляются новые житийные иконы святых. В небольших аналойного размера образах активно начинают развивать эсхатологическую и экклесиологическую тематику, в которой по-новому стремятся осветить основные догматы христианства. Православной иконографии сообщается та «живописная схоластика», в которой еще дьяк Висковатый верно увидел влияние «латинского мудрования», но был осужден митрополитом Макарием и его окружением как «противник» греческой традиции. Напомним, что в середине XVI в. псковские и новгородские мастера создают новые иконы для домовой церкви русского царя – Благовещенского собора Московского Кремля, К ним относились объединенные темой утверждения новозаветной церкви «Троица в деяниях», «Обновление храма Воскресения» и «Воздвижение Креста Господня»; эсхатологическая тема была выражена в иконе «Страшный суд по Данилову видению и пророчеству»; были также написаны «Верую», «Хвалите Господа с небес», «София Премудрость Божия», «Ты еси иерей вовек по чину Мельхиседекову», «О Тебе радуется», «Что ти принесем, Христе» и другие; наконец, это известная «Четырехчастная» икона, в которой исследователи не раз отмечали заимствования из западной иконографии (см., например: Сарабьянов, 1993, с. 245). (илл. 182) Развитие этих сюжетов и особенно «Четырехчастная» икона свидетельствовали одновременно о качественно новом подходе к духовному содержанию моленного образа, который теперь стал мыслиться не столько отражением божественного архетипа, сколько толкованием богословских построений 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010