Иконы Ю. Н. всегда писала бесплатно, и молитвенная память о человеке, которому икона предназначалась, сопровождала всю работу — начиная от заготовки доски. Отец Александр просил ее писать небольшие иконки для своих прихожан — очень у многих из нас в домах характерные «Спасы» Юлии Николаевны, или небольшие иконки с образами двух святых, имена которых носят хозяева дома, — и далеко не все знают, что эта домашняя икона, подаренная отцом Александром, — ее письма. Это было тайное служение. Иконы она присылала отцу Александру по почте. Бывали и довольно большие, аналойного размера, — для новодеревенского храма. Приезжая летом в Москву, писала и здесь, выстраивая день так, чтобы утро было отдано работе, и лишь потом, во второй половине дня, были встречи. А видеться с нею хотели многие, и друзьям ее, у которых она жила здесь, приходилось выстраивать график свиданий, — все же Ю. Н., по ее глухоте, было удобнее беседовать с человеком наедине. Большею частью Ю. Н. гостила у С. Ю. Завадовской и ее мужа, В. А. Волкова — друзей еще по Ташкенту, (С. Ю. Завадовская, так же, как и она, вернулась из эмиграции); позднее они перебрались в Москву. Это были чудесные посещения! Тебя встречали, проводили в комнату Ю. Н., откуда уходил, уже отговорив, еще кто-то незнакомый, из кухни слышна была жизнь семьи и друзей дома, и друзей Ю. Н., — и вот ты с нею, один на один, в тающих очертаниях теснящихся по комнате затейливых старых вещей, картин, где светящийся, одаривающий центр — она, с ее удивительным лицом и голосом, и это общение с привкусом вечности не поддается никакому описанию и потом вспоминанию, просто обморок — будто тебя окунули в свет. Вокруг нее происходили знакомства (она устраивала, например, знакомство неверующего физика с физиком верующим), давались поручения, шел телефонный перезвон, кому-то передавали книги, рукописи, самиздат, тамиздат, лекарства — и во всем, что ее касалось, царило «таинственное веселье», заряжая воздух дома, где она была гостем, двора, где она гуляла, — к ней стремились с радостью, в эту орбиту вовлекалось — по одному, общение было строго персональным — столько людей! Я знаю, что она многих привела ко Христу, привела в Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

К кон. XVI в. иконография И. приобрела больше вариантов, среди которых главным остается тип «моления»: святой стоит слегка склонившись, вполоборота, как на левой створке складня в металлическом окладе (кон. XVI - нач. XVII в., Национальный музей в Стокгольме; см.: Abel U. Icons. Stockholm, 2002. P. 84-85), где И. представлен в архиерейской мантии в верхнем ряду позади свт. Никиты. В рост, в молении, вместе со св. Иоанном Предтечей и свт. Иоанном Милостивым И. изображен на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 284-285). Ростовой образ И. (в архиерейской мантии) вводился в деисусный чин иконостаса, напр. на иконе 2-й пол. XVI в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста (МИИРК); на иконе с надписью: «ОА(г) ИВАНЪ ВЛ(д)КА» (XVI в., ГТГ). Общерус. почитание И. и др. Новгородских святителей привело к появлению его изображений на аналойных иконах-таблетках, напр. в комплекте, созданном предположительно для собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале: на иконе с образом Св. Троицы на лицевой стороне и 3 Новгородских святителей, в т. ч. И., на обороте (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ). И. изображен в коричневой мантии с красно-белыми источниками и в зеленой ризе, с большой окладистой бородой, с благословляющей десницей, в левой руке - свиток. Др. пример - на новгородской таблетке 2-й четв. XVI в. (ГЭ; см.: Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. С. 304-305. 3), где святитель изображен вместе с прп. Симеоном Столпником и прор. Захарией. В кон. XVI в. ростовой образ И., близкий к образам на лицевых пеленах и покровах, появился на полях икон-списков или повторений разного формата новгородской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (икона кон. XVI - нач. XVII в., НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 560. Кат. 366). Изображения И. в различных изводах моления святых, как новгородских, так и иных земель, были распространены и позднее: на новгородской иконе «Избранные святые, с образом Св. Троицы» из с.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Студенты старших курсов выполняют серьезную профессиональную работу, сложную и кропотливую, снимают позднейшие записи и раскрывают авторскую живопись. Отношение к ним членов реставрационного совета самое серьезное – как к своим младшим коллегам, и они высокого мнения о их подготовке и качестве работы. Особенно ценно то, что имеет место передача традиций – живого опыта. Профессионалы-реставраторы не только не утаивают своих секретов, но с готовностью делятся своими наработками. Кроме реставраторов высшей категории на кафедре преподают специалисты-технологи, химики, климатологи, энтомологи, микологи. Общеинститутская программа также дает серьезное изучение основных богословских дисциплин. Церковь имеет возможность получить заинтересованных, верующих профессионалов. Кафедра реставрации икон и была создана для подготовки таких людей в помощь священникам, чтобы помогать им решать проблемы по сохранению храмового имущества. Как правильно сохранять иконы Почему нужна реставрация икон? Почему непрофессионал может только повредить икону? О вреде непрофессиональной литературы по реставрации. Что значит для икон реставрация? О необходимости спасительного страха и рассудительности при обращении с иконами. Как чистить оклады. Условия хранения икон. Оборудование хранилища. Почему в храме нужен штатный хранитель? Зачем иконам требуются киоты? Как лучше сохранить аналойные иконы. Несколько слов о фресках. О вреде бытовых насекомых. О заражении икон жуками-точильщиками. Как обнаружить их присутствие? Как правильно проветривать храмы. О значении для храма систем водостока и дренажа. Этот раздел рассчитан на людей, в простоте сердца любящих икону, благоговеющих перед нею, но нетвердых в знании того, что лично они могут сделать полезного для почитаемых святынь. Самое поверхностное наблюдение за прихожанами в храме свидетельствует, что многие с любовью желают сделать что-то именно своими руками, хотя бы поправить свечи и лампады. Это совершенно нормально для человека – облекать в образы, жесты и действия свою веру и любовь.

http://azbyka.ru/kak-pravilno-obrashhats...

Икона пр. Ксенофонта была вытребована в Тверь, в Казённую Палату, но не известно, была ли она возвращена в Тутанскую церковь . – В 1821 г. Тверской епископ Симеон (Крылов-Платонов, впоследствии Ярославский архиепископ) разрешил в селе Тутани построить вместо деревянной – каменную церковь в честь Вознесения Господня с приделом пр. Ксенофонта и в этом приделе была устроена гробница и написан образ пр. Ксенофонта (Тутанского). И снова возникло второе дело о почитании его. – В 1846 г. Тверской архиепископ Григорий (Постников) , узнавши о существовании в Тутанской церкви придела во имя пр. Ксенофонта и его иконы, поручил благочинному священнику села Савинова, Петру Грязнову, осмотреть гробницу и образ пр. Ксенофонта. Священник донёс архиепископу Григорию, что действительно, в церкви села Тутани есть гробница; она из соснового дерева, наверху гробницы лежит образ, обращённый на восток; на образе надпись; «Пр. Ксенофонт», а празднуется 26 января (день пр. Ксенофонта, Марии и чад их Аркадия и Иоанна), а какого Ксенофонта образ находится на гробнице, – прославленного ли всею Россией, или Ксенофонта, как начальника и основателя монастыря, неизвестно». Консистория постановила: «Образ пр. Ксенофонта немедленно взять из церкви в кафедральный собор, а гробницу разобрать, и от неё материал употребить для отопления церкви». С тех пор в селе Тутани стали праздновать пр. Ксенофонту, чтимому всей православной церковью 26 января, а не Ксенофонту Тутанскому. Ныне существующий в с. Тутани каменный храм трёхпрестольный, главный престол посвящён Вознесению Господню, а приделы – правый в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а левый пр. Ксенофонта и дружины (супруги) его Марии и чад их Аркадия и Иоанна. В Тутанской церкви сохраняются две иконы (не древнего, впрочем, письма) пр. Ксенофонта Тутанского; одна (видимо бывшая в иконостасе местной в приделе его имени посвящённом) с изображением пр. Сергия Радонежского и пр. Ксенофонта (Тутанского); оба написаны в рост и со свитками в руках; другая – с изображением одного только Ксенофонта, аналойного размера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Др. тип иконографии П. сформировался в 1-й пол. XIX в. (выявляется по неопубликованным памятникам). Возможно, его появление связано с деятельностью иконописца Соколова, работавшего ок. 1841 г. над росписью монастырского Троицкого собора, а также Николая Трусова (дворовый помещика Одинцова), трудившегося там же в нач. 30-х гг. XIX в. ( Новосельский. 1897. 1. Ч. неофиц. С. 10). На большой иконе храмового размера 2-й четв. - сер. XIX в. (происхождение не установлено, в наст. время находится в ц. Воздвижения Креста в Нерехте на юж. стене трапезной; утрачена левая часть композиции, где, очевидно, помещалось изображение Св. Троицы) П. представлен в коленопреклоненном молении, со сложенными «лодочкой» руками, схима одета поверх мантии; за фигурой святого видны клубящиеся облака, заполняющие пространство фона. Лик П. (исполнен в академической манере) худощавый, с удлиненным прямым носом, морщинами на лбу, пышной седой бородой, слегка раздвоенной на конце, и длинными седыми, с плешью, волосами; взор слегка прикрытых глаз устремлен вверх. Под изображением написан текст тропаря П. Икона скорее всего была местночтимой наряду с древними образами П., на что указывает наличие ее фотографий кон. XIX-XX в., оформленных в виде помещенных в киоты икон (ц. Воздвижения Креста в Нерехте, частное собрание). Этому образу иконографически и стилистически близка икона того же времени аналойного размера (Успенская ц. Тетеринской пуст., находится на столбе возле сев. придела свт. Николая Чудотворца). П. также представлен коленопреклоненным, молящимся в келье образу Св. Троицы, словно спускающемуся к нему на облаке (напоминает живописные иконы XVIII в.: с фантазийным горным пейзажем, мягко спущенным пологом-балдахином, овальным столом). При очевидной схожести (особенно в типе лика) с иконой из Крестовоздвиженской ц. данный образ имеет ряд отличий: святой представлен не сосредоточенным на молитве, а с разведенными, словно в удивлении, руками, в левой держит свиток (надпись: «Владыко многомилостиве»), его лик направлен к иконе Св. Троицы; на П. светлая ряса, синяя схима поверх черной мантии. К этой же группе памятников по нек-рым приемам живописи можно отнести упомянутый ростовой образ П. из ц. Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2579832.html

в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. На местной иконе придела Московских святителей к стопам Спасителя припадали св. Иоанн Предтеча и К. По описи 1752 г., икона К. «на красках» украшала слева иконостас этого придела, 2 большие иконы - надгробный комплекс святого: одна, с серебряными венцом и цатой, возлежала на медной чеканной позолоченной раке (1721), другая помещалась «по правую того гроба сторону». Две аналойные иконы К. незадолго до составления описи были перенесены в алтарь. Известна фотография раки 2-й пол. XIX в., на передней стороне к-рой было чеканное клеймо с композицией из Жития преподобного ( Горстка. 2012. С. 84). На храмовой иконе в приделе равноапостольных Константина и Елены каменной ц. Рождества св. Иоанна Предтечи вместе со св. царями-покровителями престола был изображен К. Образ преподобного (в медном окладе) имелся также в принадлежавшей пустыни деревянной часовне «у рядов» в Угличе. В 70-х гг. XIX в. в храмах упраздненной обители сохранялось 5 икон К. ( Струков. 1874. С. 11-12), причем на одной из них он был поименован «римлянин, учемский чудотворец». Из Учемской пуст., очевидно, происходит икона нач. XX в., исполненная в масляной технике на дереве, к-рая находится в деревянной ц. во имя вмц. Анастасии и К. в с. Учма (опубл.: Наумова Е. А., Смирнов В. Г. Кассиан Учемский - визант. князь и ростовский святой//Ростов Великий: имена, события, судьбы: Мат-лы по истории и агиографии Ростовской земли: [Сб.]. М., 2012. С. 54; Горстка. 2012. С. 82). За фигурой преподобного, облаченного в полную схиму, изображена обитель с 2 каменными храмами и колокольней, обнесенная деревянной оградой, на фоне живописного пейзажа с рекой. У К. аскетический лик с крупными чертами и со впалыми щеками, благословение именословное, в левой руке - свиток; надпись: «Св. преп(д). Kaciahъ Грекъ.». По всем деталям иконографии, кроме голубоватого фона, это изображение совпадает с небольшой золотофонной иконой К. нач. XX в., принадлежавшей архиеп. Кассиану (Ярославскому) (находится в алтаре ц.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Очевидно, иконы О. Р. хранились и в семье вел. кн. Константина Константиновича. Так, единоличный образ О. Р. письма И. С. Чирикова (1899, ГМИР) был включен под 20 сент. в серию аналойных икон-святцев (годовая минея состояла более чем из 350 образов; в наст. время в ГЭ, ГРМ и ГМИР). Икона была написана по заказу вел. кн. Константина Константиновича и предназначалась для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Мраморного дворца в С.-Петербурге. О. Р. показан фронтально в рост на фоне пейзажа с храмами, голову покрывает островерхий куколь, в левой руке свиток. Единоличные изображения О. Р. после 1893 г., с одной стороны, соответствовали кратким описаниям иконописных подлинников, с другой - воспроизводили образ, подаренный вел. князем. В основном они являлись паломническими образками и были написаны в живописной мастерской брянского Петропавловского девичьего мон-ря в 1893-1918 гг. К ним относится небольшая икона «Блгв. кн. Олег Брянский, чудотворец» в масляной технике (собрание Ф. Р. Комарова): святой представлен седобородым старцем, стоящим прямолично, в монашеской мантии и схимническом куколе, правая рука прижата к груди, левая развернута ладонью возле груди. Икона написана в академической манере, цветовая гамма коричневая, письмо миниатюрное, личное тщательно проработано мелкими мазками. Фон с цветовой растяжкой - от светлого вверху до темно-коричневого внизу и с высветленным поземом в виде каменных плит пола; надпись: «Св. Кнзь Олегъ Бphckiй чдотв.». На небольших золотофонных иконах нач. XX в. из частных собраний, также, вероятно, созданных в живописной и чеканной мастерской Петропавловского мон-ря, О. Р. тоже изображен в рост (на одной - с пейзажным поземом, фронтально, на другой - вполоборота влево), в левой руке у него четки. 4 окт. 1894 г. было официально разрешено издание печатных икон Брянских святых, в частности О. Р. и прп. Поликарпа Брянского, а также их металлических образков. На бумажных иконах, печатавшихся в типографии Е. И. Фесенко в Одессе, преподобные показаны в рост, в 3/4-ном повороте к центру, поддерживающими с обеих сторон икону Божией Матери. Особенностью этой иконографии является изображение разных Богородичных икон в руках у О. Р. и прп. Поликарпа. Очевидно, это было связано с местонахождением заказчика и с тем, какой образ Богоматери почитался в том или ином регионе. Наиболее часто в руках у Брянских святых изображали Иверскую, Почаевскую и Казанскую (главную святыню брянского Петропавловского мон-ря) иконы Божией Матери. В иконописных вариантах известны местночтимые брянские изводы - О. Р. и прп. Поликарп с Челнской иконой Божией Матери , под иконой изображен свт. Амфилохий (церковное собрание, Брянск). На О. Р. схима, куколь округлой формы, окладистая седая борода преподобного спускается ниже груди.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Древнейшей иконой с образом М. как преподобного является 2-сторонняя таблетка (сер. XVI в.; ГТГ), выбор святых на к-рой продиктован минейным принципом,- на одной из сторон представлены святые, чье празднование приходится на январь: свт. Петр, митр. Московский, прп. Павел Обнорский, прп. Феодосий Великий и М. ( Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 51). Фигуры показаны фронтально в рост на золотом фоне. У М. лицо худое, с впалыми щеками и узким прямым носом, волосы короткие, чуть волнистые. Округлой формы борода доходит до груди, такую обычно писали у прп. Сергия Радонежского. Правая рука согнута в локте и прижата к груди, в покровенной мантией левой руке М. держит свернутый свиток. Одет в светло-умбристый длинный подрясник, из-под к-рого выглядывают мыски обуви черного цвета, мантия коричневая, схима синяя с красными элементами, синий же куколь опущен на плечи. Такого рода иконы-таблетки (в церковных описях упоминаются как «полотенца» или «святцы») не только служили аналойными образами в дни соответствующих праздников, но и являлись иконографическими образцами для иконописцев. Ко 2-й пол. XVI в. относится изображение М. на иконе-таблетке из собрания ГВСМЗ, где святой представлен в центре между преподобными Варлаамом Хутынским и Димитрием Прилуцким (см.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 20082. Кат. 72. С. 351). Образ святого здесь является иллюстрацией рекомендации подлинников об уподоблении облика М. облику прп. Варлаама Хутынского: у обоих клиновидная, закругленная внизу борода до груди. Правую руку он прижимает к груди, в левой - свиток; на голове клобук сине-серого цвета с белым крестом по центру. На Суздальских таблетках представлены рус. святые, канонизированные на Макарьевских Соборах сер. XVI в. Изображение М. на этих «святцах» послужило иконографическим прототипом для последующих икон святого. 1572 годом датируется изображение М. на внутренней зап. стороне царского моленного места в соборе Св. Софии Новгородской: «В лета 7080… Да того же месяца октября в 26 в пяток доспели и поставили в Софии место новое царьское все позолочено и резано и святыи писаны, а на версе на месте крест сняли да голубь злат поставили, да и на владычне месте верг новои поставили с крестом» (ПСРЛ. Т. 30. С. 159). Поясное изображение преподобного помещено в крайнем левом медальоне в деисусной композиции с избранными святыми - по 2 святых с каждой стороны от Иисуса Христа. М. представлен в 3/4-ном развороте, правая рука в жесте моления, левая - скрыта мантией. Характеристика образа святого здесь отличается от изображений на иконах-таблетках: у него мощная шея, лицо округлое, крупный нос и полные уста, брови широкие, волосы короткие, чуть волнистые, борода окладистая, но сужающаяся книзу.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

В трапезной ц. храма св. Отцов семи Вселенских Соборов за правым клиросом находился живописный образ Д. А. «в княжеском виде» (Опись Данилова монастыря 1824 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 112. Л. 4 об.). Ценным в худож. отношении считался храмовый образ из придела во имя Д. А. (освящен в 1805). На пилоне слева, у центрального иконостаса нового каменного Троицкого собора Данилова мон-ря (1838), стоял большой образ Д. А. в молении Спасителю «письма иконного» (иконы в иконостасе писались в 1835 Н. В. Щепетовым). На хоругви образ Д. А. был вышит по малиновому бархату с золотыми ветвями и виноградом (на др. стороне - «Зачатие прав. Анны» по освящению сев. придела). На эскизах 1868 г. небольших овальных образков в оправе, заказанных по распоряжению архим. Иакова, Д. А.- в горностаевой мантии и короне, со скипетром в руке (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 695). В ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах в верхней части пристенного киота находится круглая икона 1-й пол. XIX в.: Д. А.- в княжеских одеждах, руки возле груди (ГТГ). В нач. XX в. особенное распространение получила иконография Д. А. в схиме, со скрещенными на груди руками, ориентирующаяся на традицию надгробных изображений. На чудотворной иконе из часовни Данилова мон-ря (ныне в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря) Д. А. представлен с нимбом в виде лучей на фоне рассветного неба и темного пейзажа с небольшим деревянным монастырским храмом. На иконе этого времени из храма Сошествия Св. Духа на Даниловском кладбище фигура Д. А. в синей схиме с белыми Голгофскими крестами возвышается над низкой линией горизонта, внизу, на берегу р. Москвы,- Даниловская слобода с домами и погостом, справа - шатровый деревянный храм с колокольней. Почитаемый аналойный образ с частицей св. мощей (ц. Покрова Богородицы Данилова мон-ря) представляет Д. А. в темных схимнических одеждах, с четками, на золотом орнаментированном фоне. Др. вариант иконографии (в горностаевой мантии, с поясным образом благословляющего Спасителя в облаках) встречается на иконе нач. XX в., созданной в среднерус. иконописных селах (частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Другой преподобнаго Никандра со изображением пустыни (вероятнее, на фоне Никандровой пуст., а не в пустынной местности.- Авт.), на дске писанный красками» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 2. Л. 12-12 об.). Икона Н. находилась в деревянной ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVII в., которая к 1808 г. сильно обветшала: «Пятая церквь деревянная поветшалая во имя преподобных Зосимы и Савватия, отстоящая от монастыря в полуверсте. На левой стороне [иконостаса]… образ преподобнаго Никандра писанные на дске красками» (Там же. Л. 17-17 об.). В той же описи отмечены «образа на дсках писанные, без окладов», среди них - аналойный образ «преподобнаго Никандра в 9 вершков» (Там же. Л. 22 об.). Наиболее ранней из известных в наст. время единоличных икон Н. является образ 2-й пол. XVIII в. из собрания Ф. Р. Комарова (Русские святые: Избранные иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 256-259. Кат. 47). На ней преподобный представлен в молении Спасителю, написанному в облачном сегменте. Фигура Н. помещена в правой части иконы вполоборота влево на фоне темно-синего неба с оранжевым заревом у горизонта и пустынной холмистой местности с отдельно стоящими деревьями. У преподобного короткие седые волосы и длинная борода, к-рой он касается правой рукой, иссине-черная мантия со светло-синим исподом, синие ряса и схима с опущенным на плечи куколем. На развернутом свитке в левой руке Н. читается надпись: «Бpami мо всхъ молю вы». Над нимбом Н. др. надпись: «Прп(д)бны Никандръ Пстынно Житель». Икона той же иконографии (в зеркальном изводе) под окладом 2-й пол. XIX в. хранится в ПИАМ. Вариацией этой иконографии является гравюра с изображением Н. на фоне пустынной местности на авантитуле кн. «Служба и житие прп. Никандру Псковскому чудотворцу» (М., 1799; М., 1805 - перегравировка). Фигура святого представлена в левой половине листа вполоборота вправо на фоне холмистой местности с деревьями и кустарниками, на 2-м плане - озеро с островком, вдали виднеются руины Порховской(?) крепости.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010